Контрольная работа

«Социально-экономическая справедливость как основа социального государства»

  • 32 страниц
Содержание

Введение 3

1. Развитие идей социально-экономической справедливости 4

2. Современное понимание роли социально-экономической справедливости 24

Заключение 29

Список литературы 31

Введение

В рамках представленной работы анализируются современные (с начала XX века) теории социально-экономической справедливости и практический опыт функционирования справедливой социальной рыночной экономики. Справедливость рассматривается как категория, характеризующая развитие социально-экономической системы, как способ и критерий справедливых социально-экономических отношений в обществе, при которых достигается согласование социально-экономических интересов всех субъектов.

Фрагмент работы

1 Развитие идей социально-экономической справедливости

Мировая экономическая наука XX в. внесла значительный вклад в теоретические и практические знания о социальной и экономической справедливости, развивая не только идеи утилитаризма в условиях рыночной экономики, но также концепцию социальной рыночной экономики с государственным регулированием.

В послевоенной Германии в конце 1940-х - самых кризисных годов - Вальтер Ойкен [1; 2] - основатель Фрайбургской школы ордолиберализма (течение неолиберализма) предложил концепцию противостояния экономическому кризису. Антикризисная задача ранее уже решалась Дж. М. Кейнсом [3], впервые обосновавшим участие государства в регулировании свободных рынков для устранения последствий кризиса перепроизводства 1930-х гг. в США. Концепция Ойкена принципиально отличалась от рецептов Кейнса и устанавливала роль государства как гаранта соблюдения честной конкуренции, права частной собственности и договорного права через соблюдение установленных государством «правил игры». В условиях послевоенного восстановления экономики Германии недостаточно было стимулировать только частные экономические интересы производителей, оставляя без внимания интересы общественные, реализовать которые могло только государство. А. М.-Армаком была впервые предложена и обоснована концепция справедливой «социальной рыночной экономики» с идеей «благосостояния для всех» при большом участии государства, в ее основу был положен принцип соединения свободы рынка с решением социальных задач через механизм «социального выравнивания» [4; 5]. По его концепции государство должно осуществлять госинвестиции, устанавливать размер минимальной заработной платы, гарантировать пособия и дотации нуждающимся, установить прогрессивную налоговую шкалу, развивать жилищные госпрограммы и программы соцстрахования, а также формировать социальный порядок на частных предприятиях, дающий работникам право участия в управлении предприятием. Невольно вспоминается горбачевская перестройка с идеей участия трудовых коллективов в совладении и управлении предприятием.

Экономическая практика, основанная на концепции А. М.-Армака, названная третьим путем экономического развития (между либеральным капитализмом и плановым социализмом), была реализована Людвигом Эрхардом, первым министром экономики ФРГ в виде знаменитых реформ, ставших «немецким экономическим чудом». Он много внимания уделял стимулированию свободной инициативы и созданию благоприятных условий (правил игры) как двигателя роста благосостояния и уровня жизни всех граждан. Л. Эрхард писал: «У меня достаточно сил, чтобы постоять за себя, я хочу сам нести риск в жизни, хочу быть ответственным за свою собственную судьбу. Ты, государство, заботься о том, чтобы я был в состоянии так поступать», - и продолжал: «Частные интересы могут быть оправданы лишь тогда, когда они одновременно служат также интересам общества» [6, с. 187].

Заключение

Таким образом, согласование социально-экономических интересов всех субъектов системы национальной экономики: государственной власти и бизнеса, федерального центра и регионов, бизнеса и работников, населения и государства - становится ключевым фактором рыночной силы, который реально, а не абстрактно запускает механизм ускоренного роста совокупного спроса, необходимого для устойчивого экономического развития страны.

На фоне мирового кризиса рыночные либералы потеряли ведущую роль в экономической дискуссии на тему поиска новых экономических моделей, как для отдельных стран, так и для мира в целом. Идея переосмысления всей экономической парадигмы, так часто обсуждаемая на научных форумах и в СМИ, стала уже банальной. Все уже понимают, что так дальше жить нельзя, но никто не знает, а как нужно - какая новая парадигма социально-экономического развития придет на смену. Модель экономического роста, основанного на ссудном проценте, который обеспечивает рост потребления с опережающим ростом производства, изжила себя. Причина этого состоит не в недостаточности практических рекомендаций, а в недостатке ценностного социально-экономического системного критерия справедливости, который должен лечь в основу новой модели экономических отношений.

В обществе с этическими нормами-регуляторами справедливости экономических отношений уже не так важны формы собственности. Частные предприниматели даже в формате свободной конкуренции будут готовы на самоограничения ради общего блага. По этому поводу Вильгельм Репке - классик направления социальной рыночной экономики - писал: «экономическое устройство - условие гармоничного общества, но не его суть»; «рыночная экономика - необходимая, но отнюдь не достаточная предпосылка свободного, счастливого, благополучного, справедливого и упорядоченного общества» [28, с. 152]. Нам ли, еще помнящим хорошие стороны социализма в СССР, не знать этих истин.

Российское общество, надеемся, скоро завершит этап развития, на котором свобода не уравновешена социальной ответственностью и справедливостью, жажда обогащения не сдерживается обязательствами перед обществом и ведет к откровенному паразитизму и в то же время оправдывается постоянным ростом потребления в обществе, а культ успеха любой ценой заменяет культ созидательных действий [26]. Этот нравственный и социально-экономический дисбаланс социально-экономических интересов лежит в основе фундаментального кризиса современной финансово-экономической парадигмы, символом несправедливости которой стал «ссудный процент». Ну почему исламская банковская система может эффективно работать, ориентируясь в первую очередь на реальный сектор экономики, без использования несправедливого «ссудного процента», а российская нет? Да по тем же выше названным причинам дисбаланса интересов.

Преодоление цивилизационного кризиса в мире в целом, и в России в частности, предполагает поиск новой социально-экономической парадигмы. От степени справедливости этой новой парадигмы зависит будущее человека и общества. Реалистичность такого подхода подтверждается отчасти нашим советским опытом и, конечно, опытом социально ориентированных развитых стран.

Формирование и развитие рыночной экономики, основанной на принципах социальной и экономической справедливости, на механизме согласования социально-экономических интересов в обществе, может стать той искомой национальной идеей, которая сплотит российское общество, особенно в кризисный период.

Список литературы

1. Ойкен В. Основные принципы экономической политики. М.: Прогресс - Универс, 2000.

2. Ойкен В. Основы национальной экономии. М.: Экономика, 1996.

3. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Экономика, 1978.

4. Мюллер-Армак А. Принципы социального рыночного хозяйства / Социальное рыночное хозяйство. Теория и этика экономического порядка в России и Германии. СПб.: Экономическая школа, 1999.

5. Мюллер-Армак А. О свободе и социальной справедливости / Предложения по осуществлению официальной рыночной экономики / Социальное рыночное хозяйство // Политэконом, 1996. № 1.

6. Эрхард Л. Благосостояние для всех. Репринт. Воспроизведение: пер. с нем. / Авт. предисл. Б. Б. Багаряцкий, В. Г. Гребенников. М.: Начала-Пресс, 1991.

7. Теория хозяйственного порядка. Фрайбургская школа и немецкий неолиберализм: Антология. / Составитель: В. Гутник. М.: Экономика, 2002.

8. Переводные материалы интернета. URL: http://mixednews.ru/archives/43878 (дата обращения: 04.05.2019).

9. Les super riches sont les dictateurs du XXIe siecle / Slate.fr/ http://www.sla*e.fr/sto- ry/79947/super-riches-dictateurs-xxie-siecle / пер. с фр. URL: http://www.in*smi.ru/ world/20131116/214801377.html#ixzz2kpYBFkt8. (дата обращения: 04.05.2019).

10. Russia Today на русском / 16.11.2013. URL: http://rus*ian.rt.com (дата обращения:13.05.2019).

11. Фридман М., Фридман Р Свобода выбирать: Наша позиция / Пер. с англ. М.: Новое издательство, 2007.

12. Скобелев В. Л. Моделирование отношений обмена хозяйствующих субъектов: Теория согласования интересов. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005.

13. Палтерович В. М. Кризис экономической теории. Доклад на научном семинаре Отделения экономики и ЦЭМИ РАН «Неизвестная экономика», 1997.

14. Эрроу К.-Дж. Коллективный выбор и индивидуальные ценности. М.: ГУ ВШЭ, 2004.

15. Gibbard A. Manipulation of voting schemes: a general result. «Econometrica». Vol. 41. No. 4 (1973). URL: http://b*okfi.org/ (дата обращения: 18.04.2019).

16. Докинз Р Бог как иллюзия. М.: Изд-во Колибри. - 2008. Пер. с англ. на сайте Элементы большой науки. URL: http://ele*enty.ru/lib/430679 (дата обращения:13.05.2019)

17. Darwin C. The Descent of Man. New York: Appleton, 1871, vol. 1, p. 156. Репринт. Изд.: Dover Publications. URL: http://bo*kre.org/ (дата обращения: 16.04.2019).

18. Деннет Д. Виды психики: на пути к пониманию сознания / Пер. с англ. А. Веретенникова; под общ. ред. Л. Б. Макеевой. М.: Идея-Пресс, 2004. 184 с. URL: http://filosof.hi*toric.ru/books/item/f00/s00/z0000838/ (дата обращения: 10.05.2019).

19. Lewis Wolpert. Six Impossible Things Before Breakfast: The Evolutionary Origins of Belief. URL: http://bo*kre.org/ (дата обращения: 14.05.2019).

20. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1995.

21. Пирогов Г., Ефимов Б. Социальная справедливость: генезис идей / Социологические исследования. № 9. Сентябрь 2008. C. 3-11. URL: http://ecs*cman. hse.ru/data/598/633/1219/Pirogov_1.pdf. (дата обращения: 16.04.2019).

22. Фрейд Зигмунд. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989.

23. Пайпер Дж. Кальвин Ж. Божественное величие слова. Издание «IN LUMINE», Chernigov. Пер. на рус. 2008. URL: http://ref*rmed.org.ru/Reform/Calvin.pdf. (дата обращения: 14.05.2019).

24. Ильин И.А. Теория права и государства / И.А. Ильин; Под ред. В. А. Томсинова; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. - Москва: Зерцало: Система Гарант, 2003.

25. Восканян М., Кобяков А. Развитие плюс справедливость. Вэб-журнал. URL: Glo- bosScope/19.03.2013/http://www.glob*scope.ru/content/articles/3058/ (дата обращения: 14.05.2019).

26. Смит А. Теория нравственных чувств. М.: Республика, 1997.

27. Wilhelm Roepke. Economics of the free society. Henry Regnery Company, Chicago, 1963. Электронная библиотека. URL: http://bo*kre.org/reader?file=790442&pg=3 (дата обращения: 17.04.2019).

Покупка готовой работы
Тема: «Социально-экономическая справедливость как основа социального государства»
Раздел: Разное
Тип: Контрольная работа
Страниц: 32
Цена: 300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика