Курсовая работа
«Особености социальной работы в досуговой деятельности»
- 31 страниц
Введение 3
1. Молодежь как элемент социума 5
1.1. Социальный портрет молодежи 5
1.2. Сущность и принципы государственной молодежной политики 13
1.3. Роль и место социальных служб в решении проблем молодежи 15
2. Социальная работа в досуговой деятельности среди молодежи 17
2.1. Специфика и содержание молодежного досуга 17
2.2. Особенности организации досуговой деятельности социальной направленности среди молодежи 22
Заключение 30
Список литературы 31
Перестроечные процессы 90-х годов в России затронули все сферы дея-тельности, включая и социальную политику.
Безработица, обнищание, резкое падение уровня жизни, увеличение ко-личества бездомных детей и многое другое стали характерными признаками социального кризиса.
В результате высокой поляризации общества, т.е. непропорционального деления на богатых и бедных, с подавляющим количественным превосходством последних, индивидуальное недовольство и неудовлетворенность постепенно сформировали высокую социальную напряженность, которая реально стала проявляться в локальных социальных конфликтах разных уровней и типов.
В условиях социально-экономических и политических изменений, происходящих в обществе, особенно трудно приходится молодежи, с ее еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Крушение идеалов, предлагаемых молодежи, обострили естественный юношеский нигилизм.
Бездуховность и ее результат – потребительско – эгоистическое отношение к жизни порождают у многих молодых апатию, безразличие к себе и другим, что грозит потерей нравственного и духовного здоровья нации.
В силу этого, внимание к молодежи, ее социальным проблемам должно быть резко усилено. Определение средств, форм и методов работы с молоде-жью находится в прямой зависимости от знания экономических, возрастных, психологических и социальных особенностей данной группы населения, ее социального статуса, проблем и основных тенденций развития молодежной субкультуры в современных условиях.
В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утра-той духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно-досуговых центров.
Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в не физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую.
Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни молодежи.
Цель курсовой работы - рассмотреть особенности проведения работы социальной направленности во время досуговых мероприятий.
Для достижения цели курсовой работы должен быть решен ряд задач:
- дано понятие молодежи как элемента социума;
- раскрыты сущность и принципы государственной молодежной политики;
- показана роль и место социальных служб в решении проблем молодежи;
- раскрыта специфика и содержание молодежного досуга;
- раскрыты особенности организации досуговой деятельности социальной направленности среди молодежи.
Решение возникающих в молодежной сфере социальных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи.
Социальная работа среди молодежи рассматривается среди молодежи как обеспечение наиболее благоприятных социально-экономических условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному становлению личности, обретение ею всех видов свобод и полноценного участия индивидов в жизни общества.
Под социальной работой с молодежью понимается профессиональная деятельность по оказанию помощи, как отдельному молодому человеку, так и группам молодых людей в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе, а также работа с молодыми людьми на коммунальном уровне, по месту жительства или в трудовых коллективах.
При организации деятельности социальных служб для несовершенно-летних и молодежи осуществляется целый комплекс мер. Решается задача по созданию и развитию комплекса специализированных служб и учреждений по оказании подросткам и молодежи разнообразных медико-социальных, психолого-педагогических, реабилитационных и социально-правовых услуг.
В соответствии с утвержденной номенклатурой органов по делам молодежи существует следующая структура социальных служб:
Центр социально-психологической помощи молодежи для оказания медико-психолого-педагогической помощи молодежи, переживающей кризисные состояния, находящейся в конфликтных ситуациях, профилактики и предупреждения девиантного и суицидального поведения данной категории молодежи;
Консультативный центр для подростков и молодежи, оказывающий ква-лифицированную, экстренную, анонимную, бесплатную психологическую помощь по телефону;
Приют для подростков, создающий условия для жизнедеятельности несовершеннолетнего, отчужденного по объективным или субъективным причинам от благоприятных условий своего развития в семье, воспитательном учреждении, обществе;
Центр ресоциализации молодежи, предназначенный для лиц, вернувшихся из мест заключения, и оказывающий им консультативную, социально-правовую, профориентированную и психологическую помощь, в первую очередь, несовершеннолетним, оказавшимся в дезаптированном состоянии;
Центр информации для молодежи, оказывающий информационные и ме-тодические услуги органам исполнительной власти по делам молодежи, организациям и учреждениям, работающим с молодежью, различным группам молодежи.
Сфера молодежного досуга имеет свои особенности. Досуг молодежи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально психологических особенностей.
К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Молодых людей влечет к себе все новое, неизвестное.
К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой активности.
Таким образом, задачей культурно – досуговых центров является максимальная реализация развивающих досуговых программ для молодежи, в основе которых лежит принцип простаты организации, массовости, включения незадействованных групп молодежи.
Культурно-досуговое учреждение является институтом социализации.
Благодаря социализации молодой человек приобщается к социальной жизни, получает и изменяет свой социальный статус и социальную роль.
Социализация не одноразовый и кратковременный, а длительный и многоактный процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни индивида, начиная с младенчества и вплоть до глубокой старости.
С одной стороны, общество постоянно развивается, изменяются его структура, цели и задачи, ценности и нормы и т.д.
С другой – в течение своей жизни многократно меняется сам человек, его возраст, взгляды, вкусы, привычки, правила поведения, статусы и роли.
Таким образом, делаем вывод, что главной особенностью социальной работы в досуговой деятельности среди молодежи – является социализация личности.
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект пресс, 2000.
2. Бестужев –Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. – М.: Политиздат, 2001.
3. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы – М.: Просвещение, 2000.
4. Вишняк А.И. Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга. – Киев: Высшая школа, 2000.
5. Грушин Б. Творческий потенциал свободного времени. – М: Профиздат, 2002.
6. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебное пособие. – М: Аспект пресс, 1997.
7. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных усло-вия.- М.: НГИК, 1994.
8. Жарков А.Д. Организация культпросвет работы: Учебное пособие- М.: Просвещение, 1989.
9. Мосалев Б.Г. Досуг. – М.: 1995.
10. Скрипунова Е.А., Морозов А.А. О предпочтениях городской молодежи // Социс- М., №1 2002.
11. Стрельцов Ю.А. Методика воспитательной работы в клубе. – М.: Просвещение , 1989.
12. Стрельцов Ю.А. Научно-методические основы культпросвет работы: Учебное пособие. – М: Просвещение 1999.
13. Триодин В.Е. Педагогика клубной работы. – М: Просвещение, 2002.
14. Хорунженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. – Рос-тов-на-Дону, 2000.
Тема: | «Особености социальной работы в досуговой деятельности» | |
Раздел: | Социология | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 31 | |
Цена: | 300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Особености соц работы в досуговой деятельности
Реферат:
Социальная работа в школе
Курсовая работа:
Технологии социальной работы в образовании
Курсовая работа:
Организация общефедеральной системы управления социальной работой в современной России.
Курсовая работа:
Социальная работа как общественное явление