Курсовая работа
«Условия и факторы нормального и аномального развития личности»
- 29 страниц
Введение….3
Глава 1. Представление о личности….….….5
1.1. История исследований личности…5
1.2. Современные теории личности….7
Глава 2. Условия и факторы нормального и аномального развития личности….…18
2.1. Формирование и развитие личности…18
2.2. Проблема устойчивости личности…23
Заключение….28
Список использованной литературы….
На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся в литературе (если оно включено в разработанную теорию и подкреплено исследованиями), заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности.
Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его по-знавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.
Итак, личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
Наряду с понятиями «человек», «личность» в науке нередко употребляются термины «индивид», «индивидуальность». Их отличие от понятия «личность» состоит в следующем.
Если понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека, то понятие «индивид» характеризует именно его и дополнительно включает такие психологические и биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущи. Кроме того, в понятие «индивид» входят как качества, отлича-ющие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства.
Индивидуальность — это самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.
В структуру личности обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки. [11;176]
Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация — это, соответственно, переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки — убеждения и отношения людей
На основании изложенного материала можно сделать следующие выводы:
Структура личности, по Фрейду, имеет три составляющие: “Оно“, “Я“ , “Сверх-Я“. “Оно“ – это собственно бессознательное, включающее глубинные влечения, мотивы и потребности. “Я“ – сознание, а “Сверх-Я“ представленно как на сознательном, так и на подсознательном уровнях. “Оно“ действует в соответствии с так называемым принципом удовольствия. “Я“ ориентируется на принцип реальности, а “Сверх-Я“ руководствуется идеальными представлениями – принятыми в обществе нормами морали и ценностями.
“Оно“ является продуктом унаследованного человеком от животных биологического опыта. “Я“ – это, как правило, самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения. “Сверх-Я“ – это итог воздействия общества на сознание и подсознание человека, принятие им норм и ценностей общественной морали. Основные источники формирования “Сверх-Я“ личности – это родители, учителя, воспитатели, другие люди с которыми данный человек вступил в длительное общение и личные контакты на протяжении жизни.
Развитие личности — это признание и реализация уникальных возможностей, имеющихся у каждого человека. Люди, рождаются равными, но разными. Уважение самобытности человека, культивирование его уникальности, соответствующее его природе и сообразное высшим нравственным, духовным ценностям, — важнейшая задача воспитания.
Личность должна развиваться свободно, и свобода ее развития на практике означает неподвластность любой высшей силе или цели, кроме самосовершенствования личности. Будущее демократии зависит от реализации индивидуализма в том положительном его понимании, которое смыкается с понятием индивидуальности. Индивидом как личностью не должна манипулировать никакая внешняя сила, будь то государство или коллектив.
В основании почти всех теорий личности лежит предположение о том, что личность как социально-психологический феномен представляет собой жизненно устойчивое в своих основных проявлениях образование. Устойчивость личности характеризует последовательность ее действий и предсказуемость ее Поведения, придает ее поступкам закономерный характер.
Ощущение устойчивости собственной личности и личности другого — важное условие внутреннего благополучия человека и установления нормальных взаимоотношений с окружающими людьми. Если бы в каких-то существенных для общения
1.Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. — М., 1980.
2.Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1988.
3.Бодалев А.А. Психология о личности. Москва. 1998г.
4.Берне Р.В. Я-концепция и воспитание. — М., 1986.
5.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.
6.Введение в психологию. Под ред. А.В. Петровского Москва. 1995г.
7.Кон И.С. Постоянство и изменчивость личности. Психологический журнал. № 4. 1987г.
8.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1982 .
9.Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. — Т. 1. — М., 1983.
10.Мерлин B.C. Личность как предмет психологического исследования. — Пермь, 1988.
11.Мерлин B.C. Структура личности. Характер, способности, самосознание: Учебное пособие к спецкурсу. — Пермь, 1990.
12.Мейли Р. Факторный анализ личности. Психология индивидуальных развитий. Москва. 1982г.
13.Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности: Тексты. Москва. 1982г.
14.Немов П.С. Психология. Книга 1. Москва. 1999г.
15.Психология индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982.
16.Раншбург Й., Поппер П. Секреты личности. — М., 1983.
17.Рейнвальд Н.И. Психология личности. — М., 1987.
18.Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. — М., 1991.
19.Фрейд 3. Психология бессознательного. — М., 1989.
20.Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. — Вып. IV. — М., 1975.
21.Юнг К. Психологические типы. Психология индивидуальных различий. Москва. 1982г.
22.Ярошевский М.Г., Анциферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. — М., 1974.
Тема: | «Условия и факторы нормального и аномального развития личности» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 29 | |
Цена: | 120 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Роль музыки в духовном оздоровлении личности
Реферат:
Формы и методы социальной защиты детства
Курсовая работа:
Социальные аспекты реформирования муниципального управления: зарубежный опыт и российская практика
Дипломная работа:
Развитие физических качеств у учащихся методом круговой тренировки на уроках
Реферат:
Биологическое и социальное в психическом развитии человека