Курсовая работа

«Чувства студентов психологов в начале и конце практики»

  • 26 страниц(ы)
фото автора

Автор: admin

Введение 3

1 Изучение отношения студентов психологов к детям с ограниченными возможностями здоровья 4

2 Педагог-психолог в ДОУ 12

3 ПМПК 16

4 Семьи воспитанников с ОВЗ 19

Заключение 21

Список использованной литературы 24

Согласно статистике, сегодня в России насчитывается более 2 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья (8% всей детской популяции), из них около 700 тысяч - дети с инвалидностью. Ежегодно численность данной категории детей увеличивается.

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья всегда стояла очень остро. Наличие патологии, различные нарушения интеллекта, особенности эмоционально-волевой сферы, отсутствие мотивации к обучению - все это сужает круг возможностей таких детей. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вступил в силу с 1 сентября 2013 года и комплексно регулирует отношения в сфере образования, в том числе образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также устанавливает особенности организации образовательного процесса для названной категории обучающихся.

Объект исследования - социализация детей с ограниченными возможностями здоровья.

Предмет изучения - комплекс мероприятий, направленных на обеспечение социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Целью исследования является рассмотрение проблем возникающих у детей в процессе социализации.

1 Изучение отношения студентов психологов к детям с ограниченными возможностями здоровья

В нашем обществе во все времена были дети, которых называли то «аномальные», то «дефективные», то «дети, имеющие нарушения развития». А сегодня — это дети с ограниченными возможностями здоровья. И всегда вставала проблема: как учить? и чему учить? В нашем государстве были разные формы их обучения. До 80-х годов XX века — обучение в специальных школах, 90-е годы XX века — интегрированное обучение в общеобразовательных школах, а сегодня — инклюзивное образование. Инклюзивное образование предполагает совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ОВЗ, и лиц, не имеющих таких ограничений [1, с. 27]. Согласно новым ФГОС в начальной школе наряду с нормативными детьми могут обучаться дети с ОВЗ, то есть в настоящее время наше общество более склонно принять инклюзивное образование как одну из форм обучение таких детей и имеет государственную поддержку. Опираясь на Конституцию РФ, ФГОС, Федеральный закон о защите инвалидов в РФ, Конвенцию о правах ребёнка, выделяют 8 принципов инклюзивного образования предполагающих уважение людьми друг друга.

Для России инклюзивное образование является педагогической инновацией. Любая инновация проходит несколько этапов и на данный момент это этап внедрения, который, с одной стороны, характеризуется стихийностью, а с другой, попытками с научной точки зрения оценить условия готовности к принятию того нового, что несет любое нововведение.

В образовательной практике центральная роль отводится педагогу, от деятельности которого зависит эффективность проводимых реформ, что обуславливает необходимость качественного изменения подготовки будущих специалистов в области инклюзивного образования. Переход от традиционно принятой системы обучения к расширению спектра и улучшению качества образовательных услуг, в частности, в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), предъявляет повышенные требования к педагогу. При этом подчеркнем социальную значимость его профессии и важность проблемы формирования у него понятия готовности к управлению процессом обучения детей с ОВЗ и повышению его профессиональной компетентности в данном направлении деятельности.

Необходимым условием осуществления высоких учебно-воспитательных результатов является сформировавшаяся готовность педагогов к новым образовательным пространствам, в частности, к инклюзивной практике. Поэтому рассмотрение понятия готовности педагогов актуально на этапе внедрения и развития инклюзивного образования, как основного фактора успешности в управлении процессом обучения детей с ОВЗ.

Исходя из современных реалий и требований, предъявляемых к специалистам образовательных учреждений, осуществляющих инклюзивную практику, можно говорить о том, что психолог превращается в универсального солдата, многофункциональную штатную единицу, способную оперативно и квалифицированно выполнять множество функций и при этом знать все особенности работы как с детьми общего развития, так и с детьми групп компенсирующей направленности.

История специальной педагогики знает немало примеров организации совместного обучения детей с особыми образовательными потребностями и обычных детей. Наша страна долгое время шла по пути дифференцированной системы образования и накопила колоссальный опыт в области дефектологии. Уже к середине 80-х гг. в СССР насчитывалось восемь типов школ для детей с отклонениями в развитии. [2, с.1]

Еще Л. С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное обучение с обучением детей с нормальным развитием. Он писал, что при всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что замыкает своего воспитанника — слепого, глухого или умственно отсталого ребенка — в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь. Специальная школа вместо того, чтобы выводить ребенка из изолированного мира обычно развивает в нем навыки, которые ведут к еще большей изоляции и усиливают его сепаратизм. Поэтому Л. С. Выготский считал, что задачей воспитания ребенка с нарушением развития является его интеграция в жизнь и создание условий компенсации его недостатка с учетом не только биологических, но и социальных факторов.

Интеграция в переводе с латинского языка (inteder – целый) – процесс воссоединения, объединения в целое ранее разрозненных частей и элементов. Как научный термин интеграция своим появлением скорее всего обязана математике (Чапаев Н.К. 1998 г.).

В российских образовательных учреждениях: отсутствуют необходимые методики и оборудование для интегрированного обучения детей; не готовы учителя и воспитатели массовых образовательных учреждений, на которых ляжет основная работа, ко всему этому добавляется недовольство родителей.

Сколько времени должно пройти, для того, чтобы были достигнуты основные принципы работы в условиях интеграции?

1. Обязательное согласие родителей всех детей посещающих образовательное учреждение нового типа.

2. Готовность педагогов к работе с детьми в условиях интеграции и инклюзии.

3. Специально организованная среда.

4. Предварительное знакомство детей до начала процесса интеграции.

5. Индивидуальные образовательные маршруты и задания, адекватные возможностям детей.

6. Постоянный мониторинг достижений ребенка.

Учитывая высокую социальную значимость модернизации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, интеграция/инклюзия вошли в число приоритетных направлений исследований, проводимых Институтом коррекционной педагогики РАО.

Ведется работа, цель которой — создание системной модели совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной среде нормально развивающихся сверстников. Определен, обоснован и экспериментально проверен набор вариантов интеграции/инклюзии, позволяющих подобрать каждому ребенку с особыми образовательными потребностями доступную и полезную для его развития модель интеграции, сохранив во всех случаях необходимую специализированную психолого-педагогическую помощь. Это очень большая помощь для специалистов образовательных учреждений, которые уже на местах, на практике будут реализовывать научные разработки. Нельзя так же забывать, что инклюзия в образование – всего лишь ступенька инклюзии в общество. Эффективность инклюзии прямо зависит от того, насколько хорошо взаимодействуют образовательные организации и социальные центры.

Такие темы исследования как финансовая эффективность инклюзивного образования, вовлечение родителей в адвокацию прав детей, поддержка потребностей семейного окружения детей с особыми нуждами, подготовка специалистов к работе с особыми детьми не могут быть решены вне контекста развития социальной защиты в целом.

Инклюзивное образование – всего лишь одна их гуманитарных идей, которая осваивается в умах людей вместе с идеями о том, что приемное родительство – это правильно, что человек, совершивший преступление, нуждается в помощи, а не наказании, что важно делиться временем и деньгами с теми, кто нуждается.

1. Айсмонтас Б.Б. Социальная реабилитация и интеграция в общество студентов с ОВЗ: (опыт, проблемы, перспективы) // Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение): Материалы III Международной научно-практической конференции, Москва, 27-28 февраля 2013 г. / под ред. Б.Б. Айсмонтаса, В.Ю. Меновщикова. - М. : МГППУ, 2013. С. 223-229.

2.Бойков Д.И., Бойнова С.АВ., Граш Н.Е. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями. - М.: Новый учебник, 2013. - 176 с.

3.Бурмистрова Е.В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь / Вестник практической психологии образовании №4 (17), октябрь-декабрь 2018.

4.Галкина Е. В. Работа с семьей ребенка с ограниченными возможн остями здоровья (ОВЗ) / Е. В. Галкина // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). - Уфа: Лето, 2012.

5.Демина С.Ю. Создание безбарьерной образовательной среды при социализации ребенка с ОВЗ в общество здоровых детей// Образовательная среда сегодня: стратегии развития, 2015.- №2 (3).-С.174-176.

6.Зарецкий В.К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей - десять шагов от инновации к норме. // Психологическая наука и образование, 2015, № 1. С. 83-95.

7.Зеер М.Ф. Профориентология: Теория и практика: учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2014.

8.Евдокимов И.И., Рыжкова М.И., Черноусова Т.Н. Занятия физкультурой и спортом как средство социализации воспитанников школы-интерната для детей с ОВЗ// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2012.- №7.-С.53-55.

9.Естемесова Ж. Т. Социально-педагогическая работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья Ж.Т.Естемесова// Проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). - Пермь: Меркурий, 2013. - С. 147-149.

10.Игнатова И.А. Модель единого образовательного пространства в аспекте социализации детей с ОВЗ на основе реализации ФГОС //Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование, 2015.-№3 (3).- С. 78-85.

11.Инклюзивное образование: вчера, сегодня и завтра. Брошюра по материалам конференции. Составители: Печерских Е. А. (редактор), Барткова Н. А. (литературный редактор), Верба В. В. (автор проекта). Самара: Самарская общественная организация инвалидов-колясочников «Ассоциация Десница»: 2017.

12.Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии - М.: Просвещение, 2018г.

13.Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство. - СПб., 2004.

14.Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2011. - 220с.

15.Мамайчук И.И «Психологическая помощь детям с проблемами в развитии»- С-Петербург, «Речь»,2018, 220с.

16.Мамайчук И.И «Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития» - С-Петербург, «Речь»,2008, 236с.

17.Мамайчук И.И «Помощь психолога детям с аутизмом» - С-Петербург, «Речь»,2008, 286с.

18.Мастюков М., Московкин А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. - М.:ВЛАДОС, 2014. - 408с

19.Методика работы с молодыми инвалидами по профориентации и планированию карьеры при переходе от школы к трудовой жизни / Методические указания, М., 2013.

20.Мищенко З.А. Труд- успешное средство социализации детей с ОВЗ// В сборнике: Педагогический опыт: теория, методика, практика. Материалы 2 Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 2015.- С.274-276.

21.Набойченко Е.С., Блохина С.И. Психологическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. - Екатеринбург : НПРЦ «Бонум», 2014. - 132 с.

22.Нестерова Г.Ф, Безух С.М.,Волкова А.Н. «Психолого-социальная работа с инвалидами: абилитация при синдроме Дауна»- С-Петербург, «Речь»,2007,123с.

23.Обухова Н.Б. Педагогическая поддержка родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья // Психолого-педагогическое сопровождение семьи в реалиях современного социокультурного пространства: Материалы Международной научно-практической конференции / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2012. С.171-174.

24.Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития: пособие для педагогов-психологов / Под. ред. Савиной Е.А., Максименко О.В. - М.: ВЛАДОС, 2008.

25.Пузеп Л.Г., Ривера А.И. Социальная адаптация детей с ОВЗ как аспект духовно-нравственного воспитания// В сборнике: 4 Сильвестровские педагогические чтения. Духовность и нравственность в образовательном пространстве в свете цивилизационного выбора крещения Руси. Материалы педагогических чтений, отв. Ред. О.Р. Каюмов, Омск, 2015.-С.91

26.Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2015. - 336с.

27.Сеньчукова И. В., Малафеева А. И. Модель центра социально педагогической адаптации. Хабаровск, 2012.

28.Синькова С.Ю. Особенности профориентационной работы с подростками с ОВЗ// VII Международная студенческая электронная научная конференция, 2015.

29.Солодянкина О.В. Воспитание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье. - М.: АРКТИ, 2017

Покупка готовой работы
Тема: «Чувства студентов психологов в начале и конце практики»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 26
Цена: 700 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика