Курсовая работа
««Зеленые» финансы как фактор развития экономики»
- 43 страниц
Введение 4
1 Теоретические аспекты проблемы изучения «зеленых финансов» 6
1.1 Понятие и сущность «зеленых финансов» 6
1.2 Финансово-правовое регулирование «зеленых» финансов 12
1.3 Зеленая экономика как новая парадигма экономического развития 13
2 Зеленые финансы и их роль в экономическом развитии России 18
2.1 Нормативная и методологическая основа зеленой экономики в России 18
2.2 Зеленые облигации как инструмент развития экономики России 22
2.3 Итоги реализации зеленой политики в России за 2018-2022 30
В последние десятилетия в мировом сообществе активно обсуждается модель экономического роста, основанная на развитии, с одной стороны, его фундаментальных основ (технологический прогресс и модернизация производства, человеческий капитал, инфраструктура, макроэкономическая стабилизация), а с другой — на инициации роста за счет «зеленой» составляющей.
В условиях стремительного научно-технического развития мировой экономики значительно возросла антропогенная нагрузка на окружающую среду, вследствие чего происходит истощение природных ресурсов, деградация экосистем, уменьшение доли регенеративной способности биосферы.
Стоит отметить, что с середины 1980-х гг. уровень потребления природного капитала человечеством (его экологический след) начал превышать производительную мощность Земли и ее способность к ассимиляции . В настоящее время общий экологический след человечества (спрос) превосходит биомощность (предложение) планеты на 50%. Согласно расчетам аналитического цента “Global Footprint Network” биоемкость нашей планеты в 2018 г. составляла 1,7 гектара на одного человека. Россия входит в десятку стран как с наибольшими запасами биоемкости (обладая 7,9% всех запасов), так и с наибольшими значениями экологического следа (4,0%).
В последние годы все большее число стран в качестве стратегической модели развития национальных экономик определило концепцию «зеленой» экономики и переход к «зеленому» экономическому росту (страны ОЭСР, Япония, Южная Корея и др.). Не осталась в стороне и Россия, где в 2017 г. была принята Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, служащая подтверждением курса на траекторию «зеленого» экономического роста.
Вместе с тем достижение устойчивого экономического роста на «зеленой» основе, т. е. без ущерба окружающей среде и истощения природных ресурсов, невозможно без формирования эффективной системы «зеленого» финансирования.
Цель исследования: проанализировать основные тенденции влияние рынка «зеленого» финансирования на экономическое развитие России и определить перспективы его развития в условиях новых вызовов.
Материал и методы исследования: для проведения исследований были использованы труды отечественных и зарубежных ученых, Федеральной службы государственной статистики, отчетные данные коммерческих банков, доклады Всемирного экономического форума по вопросам «зеленого» финансирования инвестиционных проектов. Применяемые методы исследования: научной абстракции, графический, сравнительный.
1 Теоретические аспекты проблемы изучения «зеленых финансов»
1.1 Понятие и сущность «зеленых финансов»
Тематика «зеленых» финансов, как можно ожидать, в ближайшее время получит широкое распространение в отечественной юридической науке, что предопределяется общим интересом к проблемам устойчивого развития и реализации ESG-принципов. При этом «зеленые» финансы не являются чем-то принципиально новым: в той или иной форме они существуют уже достаточно давно. Однако совершенствование концепции устойчивого развития обуславливает необходимость расстановки иных акцентов применительно к известным и хорошо изученным явлениям, фокусировки внимания исследователей на вопросах финансирования мероприятий в области охраны окружающей среды, экологии, борьбы с изменением климата и перехода к энергоэффективной экономике с точки зрения ESG-подхода. Настоящая статья носит обзорный характер, в ней предпринята попытка научного осмысления понятия «зеленых» финансов и систематизации общественных отношений, охватываемых данной категорией.
Вначале следует заметить, что во многих нормативных правовых актах и иных официальных документах прилагательное «зеленый» употребляется без кавычек. Например, в постановлении Правительства РФ от 21.09.2021 № 1587 дается определение зеленых финансовых инструментов, упоминается о зеленых проектах, зеленом развитии и т.д. Вместе с тем очевидно, что соответствующие финансовые инструменты (проекты, развитие) не являются зелеными в смысле их цвета. Как отмечается в справочном пособии по русскому языку Д. Э. Розенталя, слова, употребленные в условном значении, заключаются в кавычки, и только по мере того, как подобные выражения становятся обиходными, в кавычки они заключаются все реже . Действительно, в зарубежной научной литературе понятие «зеленый налог» начало употребляться с 1990-х гг. , а «зеленые финансы» — с середины 2000-х гг. В то же время полагаем, что в русском языке термин «зеленые финансы» еще не настолько устоялся, чтобы употреблять его без кавычек .
В переносном значении «зеленый», помимо всего прочего, может означать: — неопытного человека; — незрелые овощи или фрукты; — что-то, находящееся на ранней стадии (проект); — члена анархических группировок в период Гражданской войны 1918–1922 гг.; — что-то, относящееся к экологии и окружающей среде.
Очевидно, что слово «зеленый» в контексте «зеленых» финансов употребляется именно в последнем значении.
В Программе Организации Объединенных Наций по окружающей среде (UNEP) предлагается следующая упрощенная схема соотношения различных понятий в области устойчивого развития (см. рисунок).
Переход к «зеленому» экономическому росту и формирование «зеленой» экономики выступают общемировым трендом развития социально-экономических систем. Важным условием устойчивого экономического роста в «зеленой» экономике выступает наличие механизма «зеленого» финансирования с целью мобилизации необходимых финансовых ресурсов для осуществления «экологизации» и «декарбонизации» национальной экономики. Для стимулирования развития «зеленого» финансирования в России, на наш взгляд, необходима реализация комплекса мер:
• разработка нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы осуществления «зеленого» финансирования;
• разработка дорожной карты по развитию «зеленого» финансирования;
• формирование рынка «зеленых» облигаций с целью финансирования экологических проектов: экологически чистый транспорт; возобновляемые источники энергии; управление водными и лесными ресурсами; сокращение выбросов углерода и загрязнение окружающей среды; утилизация и переработка отходов; низкоуглеводородное производство. В декабре 2018 г. компания ООО «Ресурсосбережение ХМАО» осуществила первый выпуск «зеленых» облигаций на сумму 1,1 млрд руб. со сроком обращения до 2031 г. для строительства полигона для размещения, обезвреживания и обработки твердых коммунальных отходов;
• создание специализированного банковского института, основной деятельностью которого будет кредитование проектов, связанных с реализацией мероприятий по охране окружающей среды;
• поддержка со стороны государства экологических инициатив частного бизнеса посредством как прямого бюджетного финансирования (бюджетные ассигнования; государственные гарантии; бюджетные кредиты; субсидирование части затрат инвесторов по кредитам), так и предоставления налоговых льгот и преференций (в том числе инвесторам и эмитентам «зеленых» облигаций).
В заключение отметим, что механизм «зеленого» финансирования в России находится на начальной стадии своего формирования. Сегодня уровень «зеленых» инвестиций в нашей стране является недостаточным для обеспечения устойчивого «зеленого» развития. Территориальное распределение экологических инвестиций по регионам Российской Федерации характеризуется неравномерностью.
Для дальнейшего развития «зеленого» финансирования в России необходимо: формирование соответствующей нормативно-правовой базы; разработка и активное использование новых инструментов для финансирования «зеленых» проектов; создание специализированного банковского института.
1. Распоряжение Правительства РФ от 18.11.2020 № 3024-р «О координирующей роли Минэкономразвития России по вопросам развития инвестиционной деятельности и привлечения внебюджетных средств в проекты устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2020. № 47. Ст. 7623.
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.04.2018 № 703-р // Гарант.РУ [Электронный ресурс] – URL: https://www.g**ant.ru/products/ipo/prime/doc/71830276/ (дата обращения: 02.04.2022).
3. Постановление Правительства РФ от 21.09.2021 № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации» // СПС «Консультант- Плюс».
4. Концепция организации в России методологической системы по развитию зеленых финансовых инструментов и проектов ответственного инвестирования, 2019 [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://c**r.ru/Content/Document/File/84163/press_04102019.pdf (дата обращения: 31.03.2022).
5. Баженов И. Н. «Зелёное» финансирование: мировые тенденции и российская практика. Проблемы национальной стратегии. 2018;(5):172–186.
+ еще 40 источников
Тема: | ««Зеленые» финансы как фактор развития экономики» | |
Раздел: | Финансы | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 43 | |
Цена: | 900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика