Курсовая работа

««Зеленые» финансы как фактор развития экономики»

  • 43 страниц(ы)
фото автора

Автор: admin

Введение 4

1 Теоретические аспекты проблемы изучения «зеленых финансов» 6

1.1 Понятие и сущность «зеленых финансов» 6

1.2 Финансово-правовое регулирование «зеленых» финансов 12

1.3 Зеленая экономика как новая парадигма экономического развития 13

2 Зеленые финансы и их роль в экономическом развитии России 18

2.1 Нормативная и методологическая основа зеленой экономики в России 18

2.2 Зеленые облигации как инструмент развития экономики России 22

2.3 Итоги реализации зеленой политики в России за 2018-2022 30

В последние десятилетия в мировом сообществе активно обсуждается модель экономического роста, основанная на развитии, с одной стороны, его фундаментальных основ (технологический прогресс и модернизация производства, человеческий капитал, инфраструктура, макроэкономическая стабилизация), а с другой — на инициации роста за счет «зеленой» составляющей.

В условиях стремительного научно-технического развития мировой экономики значительно возросла антропогенная нагрузка на окружающую среду, вследствие чего происходит истощение природных ресурсов, деградация экосистем, уменьшение доли регенеративной способности биосферы.

Стоит отметить, что с середины 1980-х гг. уровень потребления природного капитала человечеством (его экологический след) начал превышать производительную мощность Земли и ее способность к ассимиляции . В настоящее время общий экологический след человечества (спрос) превосходит биомощность (предложение) планеты на 50%. Согласно расчетам аналитического цента “Global Footprint Network” биоемкость нашей планеты в 2018 г. составляла 1,7 гектара на одного человека. Россия входит в десятку стран как с наибольшими запасами биоемкости (обладая 7,9% всех запасов), так и с наибольшими значениями экологического следа (4,0%).

В последние годы все большее число стран в качестве стратегической модели развития национальных экономик определило концепцию «зеленой» экономики и переход к «зеленому» экономическому росту (страны ОЭСР, Япония, Южная Корея и др.). Не осталась в стороне и Россия, где в 2017 г. была принята Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, служащая подтверждением курса на траекторию «зеленого» экономического роста.

Вместе с тем достижение устойчивого экономического роста на «зеленой» основе, т. е. без ущерба окружающей среде и истощения природных ресурсов, невозможно без формирования эффективной системы «зеленого» финансирования.

Цель исследования: проанализировать основные тенденции влияние рынка «зеленого» финансирования на экономическое развитие России и определить перспективы его развития в условиях новых вызовов.

Материал и методы исследования: для проведения исследований были использованы труды отечественных и зарубежных ученых, Федеральной службы государственной статистики, отчетные данные коммерческих банков, доклады Всемирного экономического форума по вопросам «зеленого» финансирования инвестиционных проектов. Применяемые методы исследования: научной абстракции, графический, сравнительный.

1 Теоретические аспекты проблемы изучения «зеленых финансов»

1.1 Понятие и сущность «зеленых финансов»

Тематика «зеленых» финансов, как можно ожидать, в ближайшее время получит широкое распространение в отечественной юридической науке, что предопределяется общим интересом к проблемам устойчивого развития и реализации ESG-принципов. При этом «зеленые» финансы не являются чем-то принципиально новым: в той или иной форме они существуют уже достаточно давно. Однако совершенствование концепции устойчивого развития обуславливает необходимость расстановки иных акцентов применительно к известным и хорошо изученным явлениям, фокусировки внимания исследователей на вопросах финансирования мероприятий в области охраны окружающей среды, экологии, борьбы с изменением климата и перехода к энергоэффективной экономике с точки зрения ESG-подхода. Настоящая статья носит обзорный характер, в ней предпринята попытка научного осмысления понятия «зеленых» финансов и систематизации общественных отношений, охватываемых данной категорией.

Вначале следует заметить, что во многих нормативных правовых актах и иных официальных документах прилагательное «зеленый» употребляется без кавычек. Например, в постановлении Правительства РФ от 21.09.2021 № 1587 дается определение зеленых финансовых инструментов, упоминается о зеленых проектах, зеленом развитии и т.д. Вместе с тем очевидно, что соответствующие финансовые инструменты (проекты, развитие) не являются зелеными в смысле их цвета. Как отмечается в справочном пособии по русскому языку Д. Э. Розенталя, слова, употребленные в условном значении, заключаются в кавычки, и только по мере того, как подобные выражения становятся обиходными, в кавычки они заключаются все реже . Действительно, в зарубежной научной литературе понятие «зеленый налог» начало употребляться с 1990-х гг. , а «зеленые финансы» — с середины 2000-х гг. В то же время полагаем, что в русском языке термин «зеленые финансы» еще не настолько устоялся, чтобы употреблять его без кавычек .

В переносном значении «зеленый», помимо всего прочего, может означать: — неопытного человека; — незрелые овощи или фрукты; — что-то, находящееся на ранней стадии (проект); — члена анархических группировок в период Гражданской войны 1918–1922 гг.; — что-то, относящееся к экологии и окружающей среде.

Очевидно, что слово «зеленый» в контексте «зеленых» финансов употребляется именно в последнем значении.

В Программе Организации Объединенных Наций по окружающей среде (UNEP) предлагается следующая упрощенная схема соотношения различных понятий в области устойчивого развития (см. рисунок).

Переход к «зеленому» экономическому росту и формирование «зеленой» экономики выступают общемировым трендом развития социально-экономических систем. Важным условием устойчивого экономического роста в «зеленой» экономике выступает наличие механизма «зеленого» финансирования с целью мобилизации необходимых финансовых ресурсов для осуществления «экологизации» и «декарбонизации» национальной экономики. Для стимулирования развития «зеленого» финансирования в России, на наш взгляд, необходима реализация комплекса мер:

• разработка нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы осуществления «зеленого» финансирования;

• разработка дорожной карты по развитию «зеленого» финансирования;

• формирование рынка «зеленых» облигаций с целью финансирования экологических проектов: экологически чистый транспорт; возобновляемые источники энергии; управление водными и лесными ресурсами; сокращение выбросов углерода и загрязнение окружающей среды; утилизация и переработка отходов; низкоуглеводородное производство. В декабре 2018 г. компания ООО «Ресурсосбережение ХМАО» осуществила первый выпуск «зеленых» облигаций на сумму 1,1 млрд руб. со сроком обращения до 2031 г. для строительства полигона для размещения, обезвреживания и обработки твердых коммунальных отходов;

• создание специализированного банковского института, основной деятельностью которого будет кредитование проектов, связанных с реализацией мероприятий по охране окружающей среды;

• поддержка со стороны государства экологических инициатив частного бизнеса посредством как прямого бюджетного финансирования (бюджетные ассигнования; государственные гарантии; бюджетные кредиты; субсидирование части затрат инвесторов по кредитам), так и предоставления налоговых льгот и преференций (в том числе инвесторам и эмитентам «зеленых» облигаций).

В заключение отметим, что механизм «зеленого» финансирования в России находится на начальной стадии своего формирования. Сегодня уровень «зеленых» инвестиций в нашей стране является недостаточным для обеспечения устойчивого «зеленого» развития. Территориальное распределение экологических инвестиций по регионам Российской Федерации характеризуется неравномерностью.

Для дальнейшего развития «зеленого» финансирования в России необходимо: формирование соответствующей нормативно-правовой базы; разработка и активное использование новых инструментов для финансирования «зеленых» проектов; создание специализированного банковского института.

1. Распоряжение Правительства РФ от 18.11.2020 № 3024-р «О координирующей роли Минэкономразвития России по вопросам развития инвестиционной деятельности и привлечения внебюджетных средств в проекты устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2020. № 47. Ст. 7623.

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.04.2018 № 703-р // Гарант.РУ [Электронный ресурс] – URL: https://www.g**ant.ru/products/ipo/prime/doc/71830276/ (дата обращения: 02.04.2022).

3. Постановление Правительства РФ от 21.09.2021 № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации» // СПС «Консультант- Плюс».

4. Концепция организации в России методологической системы по развитию зеленых финансовых инструментов и проектов ответственного инвестирования, 2019 [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://c**r.ru/Content/Document/File/84163/press_04102019.pdf (дата обращения: 31.03.2022).

5. Баженов И. Н. «Зелёное» финансирование: мировые тенденции и российская практика. Проблемы национальной стратегии. 2018;(5):172–186.

+ еще 40 источников

Покупка готовой работы
Тема: ««Зеленые» финансы как фактор развития экономики»
Раздел: Финансы
Тип: Курсовая работа
Страниц: 43
Цена: 900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика