Реферат
«Анализ основных характеристик команды»
- 15 страниц
Введение 3
1. Современной состояние исследования команды как субъекта совместной деятельности 5
2. Анализ социально-психологических свойств команды 9
Заключение 13
Список литературы 15
Проблемы формирования и развития малых групп, совместной трудовой деятельности и руководства деятельностью малых групп традиционно являются одним из главных направлений приложения теории и методов социальной психологии. Как указывает Г. М. Андреева, статус социальной психологии как науки, ее специфика во многом определяются тем, что малая группа и возникающие в ней психологические феномены являются центральными признаками в определении ее предмета.
Одной из наиболее важных и в то же время наиболее сложных и запутанных проблем в социальной психологии является проблема развития малой группы. По мнению отечественных ученых (А. И. Донцов, Ю. М. Жуков и др.), именно здесь наиболее плотно переплелись интересы чисто научного исследования и интересы идеологические. Нередко научное описание сопряжено с определенной социально значимой оценкой. Особое место среди теорий группового развития занимают теории формирования коллектива и теории командообразования.
По мнению Ю. М. Жукова и др., примером идеологизации групп высокого уровня развития выступает психология командообразования, получившая развитие в нашем обществе в период радикальных социально-экономических изменений. Авторы выделяют три смысловых значения слова «команда» — метафорическое (эвристическое), идеологическое (оценочное) и научное (дескриптивное) [1].
Метафорическое выражение нередко используется для характеристик разнообразных групп и организаций. Есть традиция подхода к организации (группе), как к семье, спортивной команде, оркестру, организму и т. д. Такой подход позволяет определить способы позицио-нирования членов группы и подчеркнуть различия между командами разного типа.
Нередко слово «команда» употребляется в качестве оценочного (идеологического) понятия, т. е. «команда — это хорошо», а «без команды — плохо». Многие западные ученые считают, что современный менеджмент основан на доминировании идеологии командной работы, на том, что «команда» — это оптимальное решение неразрешимых проблем организационной жизни. Умение работать в команде рассматривается современными службами персонала как одна из ключевых компетенций, а его отсутствие служит препятствием для найма работника, удовлетворительного во всех остальных отношениях [5].
В качестве дескриптивного понятия слово «команда» используется для описания особого вида целевых организованных групп, обладающих определенными психологическими характеристиками. Надо отметить, что сегодня существует огромное количество процедур, методов и приемов, применяющихся при проведении практической работы по командному строительству и тренингов командообразования. Правда, большинство рекомендаций направлено, в основном, на психологическое сопровождение процесса командообразования без теоретического анализа и обоснования того результата, к которому надо стремиться.
Цель исследования состоит в проведении анализа социально-психологических характеристик команды как субъекта совместной деятельности.
1. Современной состояние исследования команды как субъекта совместной деятельности
Анализ литературы, посвященной проблемам организации групп и команд, показывает как особую популярность, так и полную полярность в толковании понятия «команда».
Как отмечают зарубежные авторы (Juran, Smith, Demming и др.), понятие группа шире, чем понятие команда, т. е., если любую команду можно назвать группой, то далеко не всякая группа есть команда. В социальной психологии вопрос об определении понятия «команда» весьма противоречив. анализ литературы, посвященной проблемам организации групп, позволяет сделать вывод о том, что предпринимаются попытки определения команды через сравнение ее с родственными понятиями, а также через выделение социальнопсихологических характеристик команды (G. M. Parker, J. Katzenbach, D. Smith, W. Dyer, L. Constantine, Л. Б. Уткина, а. И. Кочеткова, Ю. М. жуков, R Л. Кричевский, Е. М. Аубовская и др.). С этой точки зрения, проблема команды, поиска механизмов и закономерностей ее формирования, становления и развития еще не достаточно разработана, как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях. Е. Ю. Безрукова связывает это со следующими особенностями [2]:
1. о команде как о самостоятельном объекте изучения специалисты в области социальной психологии заговорили сравнительно недавно — чуть более 30 лет назад, поэтому такое положение дел может объясняться относительно короткой историей исследования самой проблемы команды.
2. Выделение феномена «команда» в качестве отдельной проблемы связывается с формированием особого вида малых групп, активно появляющихся в индустрии в последнее время. данная реальность накладывает определенные трудности на изучение вышеназванного феномена, а именно: существуют ограничение доступа исследователей в компании, запрет на опубликование результатов исследований. до сих пор количество публикаций и доступной литературы в этой области остается достаточно скудным и носит случайный характер.
3. Исследователями отмечается пестрота толкования самого понятия «команда», которое используется в наше время для описания различных социально-психологических реальностей.
4. И наоборот, авторами отмечается терминологическая неопределенность в описании вышеназванного феномена. Сами команды называются словами «советы», «целевые группы», «комиссии», употребляемыми с добавлением прилагательных «рабочие», «малые», «автономные», «многофункциональные» и др.
5. Эволюция понятия «команда» продолжается до сих пор. Многие авторы рассматривают его через понятия: «малая группа» — «рабочая группа» — «команда». По мнению американских исследователей, термин «команда» перенесен в социальную психологию из организационной психологии как замещение слова «группа» [3].
Применительно к групповой проблематике термин «команда» обрел научное звучание лишь в самые последние десятилетия. Как считают Р. Л. Кричевский и Е. М. Дубовская, «будучи во многом сформулирован практикой эффективного менеджмента, он используется для обозначения малых групп с выраженной целевой направленностью, интенсивным взаимодействием членов и высокой продуктивностью». Большинство отечественных авторов указывают, что членам команды присуща высокая степень владения рядом важных прикладных умений, а именно [7]:
• техническими или функциональными умениями (чем шире диапазон таких умений у людей, тем успешнее действует команда);
• умениями принимать решения и решать проблемы (причем на начальной стадии жизни команды такие умения могут быть лишь у части ее членов, остальные развивают их в процессе работы);
• интерперсональными умениями (речь идет об умениях строить отношения с другими людьми, эффективно используя разнообразные коммуникативные средства).
Таким образом, команду фактически можно рассматривать как высокопрофессионального субъекта совместной деятельности, и в этом смысле разработка командной тематики полезна с точки зрения поиска в группе собственно группового начала.
Ряд исследователей сходятся в том, что команде должна быть присуща внутренняя организация, т. е. институциализированные этические нормы, формы контроля, образцы деятельности. В команде должны быть определены цели, ценности, роли, конкретные отношения, структура иерархии, неформальная внутренняя организация, координация деятель-ности, организационная культура и т. д. Команда является мощной и активной группой с положительной ориентацией относительно стратегических целей и корпоративных ценностей. она дает возможность лидеру целенаправленно влиять на процесс самоорганизации и саморегуляции неформальной структуры и сближать ее с формальной структурой организации. Следовательно, наиболее эффективной команда становится тогда, когда формальная и неформальная структуры приобретают характер единой целостности [4].
Определить статус команды в системе социально-психологического знания можно через типологию, предложенную отечественными психологами В. А. Чикер и Л. Г. Почебут. Авторами была предложена типология групп в зависимости от степени подготовленности к совместной деятельности и специфики общения. Совместная деятельность является непременным условием образования малой группы, тогда как общение — предпосылка к совместной деятельности [1].
В качестве основных черт, характеризующих команду, зарубежные авторы выделяют общее видение, способы позиционирования команды, ее способность быстро реагировать на изменения, овладение отработанными процедурами взаимодействия, связанность или командность, а также способность мотивировать членов команды.
Применительно к групповой проблематике термин «команда» сформулирован в практике эффективного менеджмента, он используется для обозначения малых групп с выраженной целевой направленностью, интенсивным взаимодействием членов и высокой продуктивностью.
Команду фактически можно рассматривать как высокопрофессионального субъекта совместной деятельности, и в этом смысле разработка командной тематики полезна с точки зрения поиска в группе собственно группового начала. В трактовке команды, как она дается современными исследователями менеджмента, немало общего с описанием коллектива в работах отечественных авторов. В то же время трактовка команды как группы высокого уровня развития, сравнительно с пониманием коллектива, более реалистична, прагматична.
Команду отличает от традиционных групп и коллективов наличие синергетического эффекта, который заключается в умножении физических и интеллектуальных усилий одного члена команды на усилия других, в результате чего команда может решать задачи, непосильные для рабочей группы специалистов.
Большинство отечественных авторов указывают, что команда — это группа людей, взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения общих результатов, использующих особую форму организации совместной деятельности, которая основана на продуманном позиционировании участников, имеющих согласованное видение ситуации и стратегических целей команды и владеющих отработанными процедурами взаимодействия (Жуков, 2008).
Анализ теоретических подходов показывает, что перспективным в исследовательском плане является изучение команды как слаженного коллективного субъекта, где ключевым является понятие «совместная деятельность».
Быстрое распространение проблематики команды и командообразования, широкий спектр исследований в этой области, осуществляемый в отечественной социальной психологии являются прямым следствием тех социальных изменений, которые имеют место в последнее десятилетие в нашей стране, и отражают тенденцию более гармоничного включения российской социальной психологии в пространство мировой науки.
1. Безрукова Е.Ю., Блинова Ю.В., Лямин А.В., Жуков Ю.М. Командообразование в режиме реального времени //Справочник кадровика. 2015.
2. Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности "Организационная психология". - 2-е изд. - М.: Флинта: МПСИ, 2017, 648 с.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д., Грабенко Т. Технология создания команды. - СПб.: Издательство "Речь", 2015, 224 с.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Теория и практика командообразования. СПб.: Речь, 2014, 304 с.
5. Красовский Ю.Д. Организационное поведение: Учеб. пособие для вузов. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 511 с.
6. Полтинина О. Командообразование. Вид сверху. // www.ars**al-hr.ru
7. Пригожин А.И. Методы развития организаций. - М.: МЦФЭР, 2014, 864 с.
8. Равикович Н.Е. Тренинг командообразования. Концепция, диагностические методики, игры. - М.: Генезис, 2013, 112 с.
9. Травин В.В., Магура М.И., Курбатова М.Б. Развитие управленческого потенциала: Модуль I: Учеб.-практич. пособие. - М.: Дело, 2014,128 с.
Тема: | «Анализ основных характеристик команды» | |
Раздел: | Управление | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 15 | |
Цена: | 300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Организация комплексного анализа на предприятии малого бизнеса
Курсовая работа:
Анализ основных фондов предприятия
Курсовая работа:
Аудит и анализ основных средств
Курсовая работа:
Анализ основных фондов и оборотных средств на ИжМашАвто
Курсовая работа:
Анализ основных фондов