Реферат

«Психология йоги в йога-сутрах Патанджали»

  • 17 страниц(ы)
  • 401 просмотров
фото автора

Автор: admin

Введение….3

1.Место йога-сутр в системе ортодоксальной древнеиндийской философии….5

2.Восемь ступеней йоги….8

3. Пратъяхара, дхарана, дхъяна, как психологические состояния сознания на пути к освобождению….11

4.Самадхи-состояние сверхсознания и цель йоги….13

Заключение….15

Список литературы…17

Йога-сутры Патанджали – это одна из шести ортодоксальных систем индийской философии, восходящих к Ведам и Упанишадам: Адвайта-веданта, миманса, ньяя, вайшешика, санкхья, йога. Причем йога-сутры наиболее поздняя система, появившаяся во 2 веке до н.э., то есть, почти перед расцветом в царствование Ашоки. Наряду с шестью ортодоксальными системами (astika), в древнеиндийской философии три неортодоксальных системы (nastika).

В древнеиндийской философии невозможно, на мой взгляд, разделить философию и психологию, так как в отличие от европейской философии, предельное начало, которое подвергается спекулятивному анализу- это, в основном, внутреннее сознание, сознающий (chitta). Причем цепочка сознаний (психологических состояний) на пути к сверхсознанию трудно описывается на интерсубъективном языке, и если, в санскрите еще есть более или менее подходящие категории, то такие категории в европейских языках отсутствуют.

В связи с отмеченным, релевантный комментарий на йога-сутры должен основываться, с одной стороны, на лингвистической интуиции при переводе терминов санскрита в йога-сутрах на европейские языки, а с другой, на индивидуальный субъективный опыт практики йоги. Такие комментарии есть. Это работы индийских адептов и смастеров йоги, открывших европейскому сознанию культуру Индии: Свами Сатьянанда Сварасати, Б.К. С. Айенгар, а с другой стороны, работы европейцев, живших в Индии, погружавшихся в йогу, таких как

М.Эллиаде, М.Мюллер. Интересно и исследование современных индийских исследователей Чаттерджи С. и Дата. Д. В работе последних авторов отдельный параграф в главе, посвященной йога сутрам, в котором акцентированно внимание на психологии йоги. Анализ этих работ и составит основу данного реферативного исследования.

Цель реферативного исследования-анализ психологии в системе индийской философии «Йога-сутры Патанджали».

Задачи:

− определить место йога-сутр Патанджали в системе ортодоксальной древнеиндийской философии;

− рассмотреть ступени пути йоги к состоянию самадхи;

− проанализировать промежуточные состояния сознания на пути к освобождению;

− рассмотреть сущность состояния сверхсознания –самадхи.

Методология реферативного исследования базируется на работах ведущих авторов, посвященных анализу трактата Патанджали-Йога –сутры.

1.Место йога-сутр в системе ортодоксальной древнеиндийской философии

В Индии сформировалось шесть систем индийской философии, которые можно классифицировать по парам:

− адвайта-веданта-миманса;

− ньяя-вайшешика;

− санкхья-йога.

В каждой паре одна из систем (первая) является более теоретической и раскрывает суть мироздания, человека, его истинного «Я». Парная ей система является практической и раскрывает путь, психологические состояния, которые надо пройти для достижения освобождения от страдания (moksha).

Йога, если говорить о ней в более широком смысле, чем йога-сутры-это путь достижения moksha, основанный на «упражнении», «аскезе». В этом аспекте термин «йога» можно перевести как «упражнение», «плуг». Йога в широком смысле раскрывает необходимые составные части пути к достижению «moksha». ТМ. Эллиаде разделял йогу на два типа:

− йога соединения;

− йога разъединения.

К первой он относил связку из двух систем: адвата-веднта, к другой – санкхья-йога-сутры. К первой паре больше подходит понимание термина «йога» как соединение, «связь», «religio». Ко торой паре больше подходит понимание «разъединение», «разрыв». Нор разъединение в йога-сутре-это освобождение от материального, отягощающего «чистое сознание». Соединение – это возвращение всего к Брахману, в брахман. Но здесь не надо проводить паралели с платонизмом, и др. философскими системами европейской культуры. Индийская философия не делает акцента на субстанциональном аспекте, а делает его скорее на «психологическом». И «moksha» - это освобождение, прежде всего, от иллюзорности сознания (maya). При соединение сознание освобождается т иллюзии множественности, разъединения и вершиной является осознание तत् त्वम् असि или तत्त्वमसि, tat tvam asi или все есть то: «Все эти творения, дорогой, имеют, корень в Сущем, прибежище в Сущем, опору в Сущем. О том, дорогой, как каждое из этих трех божеств, достигнув человека, стало тройным, было сказано раньше. И когда, дорогой, этот человек умирает, то его речь погружается в разум, разум — в дыхание, дыхание — в жар, жар — в высшее божество». Часто это психологическое состояние понимается, как Атман есть Брахман (Atman Brahman asi) или тождество индивидуального сознания и всеобщего божественного начала.

Йога-сутры Патанджали в своей спекулятивно-философской части базируется на санкхье мудреца Капилы. Йога-сутры появляются позднее на 300-400 лет после снкхьи. В данном трактате Патанджали подробно описал путь йоги, её цель, средства для достижения цели. Этот путь можно назвать психологией йоги, но то, что в европейском понимании именуется психикой, в йоге-сутрах понимается как «тонкое тело», состоящее из чуств ума, интеллекта, эмпирического «Я». К понятию псхики подходит и термин «читта». Но чистое истинное Я – это не читта. Я только по незнанию अविद्या, avidyā, смешивает себя с читта. Иногда под читта понимают высший ум, стоящий над манасом, но именно волнения, колебания «читта» и приводят к страданию.

Таким образом, цель йога освобождения чистого истинного «Я» от влияния как внешнего мира, телесных проявлений, так и собственно психических волнений, колебаний.

Патанджли подробно разбирает путь и средства как достичь цели. Невозможно достичь цели без гармонизации своих отношений с внешним миром, социумом. Достижение такой гармонии требует социальной аскезы, ограничения своих потребностей, как материальных, так и социальных. Поэтому многие адепты йоги уходят в ашрамы, изолируют себя от социума, соблюдают обет безбрачия. В тех минимальных социальных отношениях они не вступают ни с кем в борьбу, не конкурируют, проявляют любовь к ближним, животным и растениям.

Однако, и этого недостаточно для работы с читтой, для успокоения читта. Поэтому йогин занимается аскезой тела посредством асан. В рамках пранаям йогин готовит базу для успокоения «бегающего» ума, приучает его через контроль за дыханием.

На стадиях раджа-йоги йогин двигается по пути очищения ума от внешнего, и погружается через сосредоточение в медитацию, а далее в состоянии самадхи происходит остановка колебаний читта, йогин освобождается от авидьи и возвращается к самому себе.

Йога-сутры в своем движении к спасению во-много близки к христианским монашеским практикам. Противоречие только в объекте медитации, хотя объект может быть выран любой, хоть кусок текста из Псалмов. Йога не атеистична, как санкхья. В ней есть Бог и его почитание, пероепоручение себя его воле-одна из этических правил.

Свами Сатьянанда Сварасати в своем комментарии к йога-сутре перечисляет и другие техники йоги, такие как бхакти-йога (йога любви), джняна-йога (йога знания, постижения), карма-йога (достижение непривязанности). Он отмечает, что йога Патанджали предназначена для самых волевых и требует глубокого погружения в аскезу.

Трактат Патанджали представляет собой интересную основу для интроспективных исследований в области нетрадиционной психологии, так как описывает различные психологические состояния на пути йоги; в этом и заключается его ценность.

1. Айенгар Б. К. С. «Йога прадипика. Прояснение йоги» -М.: Летний сад. 2003

2. Мюллер М. Шесть систем индийсой философии – М.: Искусство. 1995

3. Свами Сатьянанда Сварасати Йога-сутра Патанджали: комментарии – Мн.: Ведантамал. 2006

4. Сиддха-сиддханта паддхати и другие тексты натха-йогинов / Перевод с санскрита и комментарии: Шри Йоги Матсьендранатх Махарадж. — М.: Международный натха-йога центр, 2009.

5. Тат твам аси // Мифологический словарь/ Гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М.:Советская энциклопедия, 1990. — 672 с.

6. Чаттерджи С., Дата. Д. Древняя индйская философия – М.: 1954

7. Эллиаде. М. Йога: бессмертие и свобода – М.: Летний сад. 2002

8. Jacobsen Knut A. (Editor). Theory And Practice of Yoga: Essays in Honour of Gerald James Larson. — Brill Academic Publishers, 2005.

Покупка готовой работы
Тема: «Психология йоги в йога-сутрах Патанджали»
Раздел: Разное
Тип: Реферат
Страниц: 17
Цена: 300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика