Реферат
«Психология йоги в йога-сутрах Патанджали»
- 17 страниц
Введение….3
1.Место йога-сутр в системе ортодоксальной древнеиндийской философии….5
2.Восемь ступеней йоги….8
3. Пратъяхара, дхарана, дхъяна, как психологические состояния сознания на пути к освобождению….11
4.Самадхи-состояние сверхсознания и цель йоги….13
Заключение….15
Список литературы…17
Йога-сутры Патанджали – это одна из шести ортодоксальных систем индийской философии, восходящих к Ведам и Упанишадам: Адвайта-веданта, миманса, ньяя, вайшешика, санкхья, йога. Причем йога-сутры наиболее поздняя система, появившаяся во 2 веке до н.э., то есть, почти перед расцветом в царствование Ашоки. Наряду с шестью ортодоксальными системами (astika), в древнеиндийской философии три неортодоксальных системы (nastika).
В древнеиндийской философии невозможно, на мой взгляд, разделить философию и психологию, так как в отличие от европейской философии, предельное начало, которое подвергается спекулятивному анализу- это, в основном, внутреннее сознание, сознающий (chitta). Причем цепочка сознаний (психологических состояний) на пути к сверхсознанию трудно описывается на интерсубъективном языке, и если, в санскрите еще есть более или менее подходящие категории, то такие категории в европейских языках отсутствуют.
В связи с отмеченным, релевантный комментарий на йога-сутры должен основываться, с одной стороны, на лингвистической интуиции при переводе терминов санскрита в йога-сутрах на европейские языки, а с другой, на индивидуальный субъективный опыт практики йоги. Такие комментарии есть. Это работы индийских адептов и смастеров йоги, открывших европейскому сознанию культуру Индии: Свами Сатьянанда Сварасати, Б.К. С. Айенгар, а с другой стороны, работы европейцев, живших в Индии, погружавшихся в йогу, таких как
М.Эллиаде, М.Мюллер. Интересно и исследование современных индийских исследователей Чаттерджи С. и Дата. Д. В работе последних авторов отдельный параграф в главе, посвященной йога сутрам, в котором акцентированно внимание на психологии йоги. Анализ этих работ и составит основу данного реферативного исследования.
Цель реферативного исследования-анализ психологии в системе индийской философии «Йога-сутры Патанджали».
Задачи:
− определить место йога-сутр Патанджали в системе ортодоксальной древнеиндийской философии;
− рассмотреть ступени пути йоги к состоянию самадхи;
− проанализировать промежуточные состояния сознания на пути к освобождению;
− рассмотреть сущность состояния сверхсознания –самадхи.
Методология реферативного исследования базируется на работах ведущих авторов, посвященных анализу трактата Патанджали-Йога –сутры.
1.Место йога-сутр в системе ортодоксальной древнеиндийской философии
В Индии сформировалось шесть систем индийской философии, которые можно классифицировать по парам:
− адвайта-веданта-миманса;
− ньяя-вайшешика;
− санкхья-йога.
В каждой паре одна из систем (первая) является более теоретической и раскрывает суть мироздания, человека, его истинного «Я». Парная ей система является практической и раскрывает путь, психологические состояния, которые надо пройти для достижения освобождения от страдания (moksha).
Йога, если говорить о ней в более широком смысле, чем йога-сутры-это путь достижения moksha, основанный на «упражнении», «аскезе». В этом аспекте термин «йога» можно перевести как «упражнение», «плуг». Йога в широком смысле раскрывает необходимые составные части пути к достижению «moksha». ТМ. Эллиаде разделял йогу на два типа:
− йога соединения;
− йога разъединения.
К первой он относил связку из двух систем: адвата-веднта, к другой – санкхья-йога-сутры. К первой паре больше подходит понимание термина «йога» как соединение, «связь», «religio». Ко торой паре больше подходит понимание «разъединение», «разрыв». Нор разъединение в йога-сутре-это освобождение от материального, отягощающего «чистое сознание». Соединение – это возвращение всего к Брахману, в брахман. Но здесь не надо проводить паралели с платонизмом, и др. философскими системами европейской культуры. Индийская философия не делает акцента на субстанциональном аспекте, а делает его скорее на «психологическом». И «moksha» - это освобождение, прежде всего, от иллюзорности сознания (maya). При соединение сознание освобождается т иллюзии множественности, разъединения и вершиной является осознание तत् त्वम् असि или तत्त्वमसि, tat tvam asi или все есть то: «Все эти творения, дорогой, имеют, корень в Сущем, прибежище в Сущем, опору в Сущем. О том, дорогой, как каждое из этих трех божеств, достигнув человека, стало тройным, было сказано раньше. И когда, дорогой, этот человек умирает, то его речь погружается в разум, разум — в дыхание, дыхание — в жар, жар — в высшее божество». Часто это психологическое состояние понимается, как Атман есть Брахман (Atman Brahman asi) или тождество индивидуального сознания и всеобщего божественного начала.
Йога-сутры Патанджали в своей спекулятивно-философской части базируется на санкхье мудреца Капилы. Йога-сутры появляются позднее на 300-400 лет после снкхьи. В данном трактате Патанджали подробно описал путь йоги, её цель, средства для достижения цели. Этот путь можно назвать психологией йоги, но то, что в европейском понимании именуется психикой, в йоге-сутрах понимается как «тонкое тело», состоящее из чуств ума, интеллекта, эмпирического «Я». К понятию псхики подходит и термин «читта». Но чистое истинное Я – это не читта. Я только по незнанию अविद्या, avidyā, смешивает себя с читта. Иногда под читта понимают высший ум, стоящий над манасом, но именно волнения, колебания «читта» и приводят к страданию.
Таким образом, цель йога освобождения чистого истинного «Я» от влияния как внешнего мира, телесных проявлений, так и собственно психических волнений, колебаний.
Патанджли подробно разбирает путь и средства как достичь цели. Невозможно достичь цели без гармонизации своих отношений с внешним миром, социумом. Достижение такой гармонии требует социальной аскезы, ограничения своих потребностей, как материальных, так и социальных. Поэтому многие адепты йоги уходят в ашрамы, изолируют себя от социума, соблюдают обет безбрачия. В тех минимальных социальных отношениях они не вступают ни с кем в борьбу, не конкурируют, проявляют любовь к ближним, животным и растениям.
Однако, и этого недостаточно для работы с читтой, для успокоения читта. Поэтому йогин занимается аскезой тела посредством асан. В рамках пранаям йогин готовит базу для успокоения «бегающего» ума, приучает его через контроль за дыханием.
На стадиях раджа-йоги йогин двигается по пути очищения ума от внешнего, и погружается через сосредоточение в медитацию, а далее в состоянии самадхи происходит остановка колебаний читта, йогин освобождается от авидьи и возвращается к самому себе.
Йога-сутры в своем движении к спасению во-много близки к христианским монашеским практикам. Противоречие только в объекте медитации, хотя объект может быть выран любой, хоть кусок текста из Псалмов. Йога не атеистична, как санкхья. В ней есть Бог и его почитание, пероепоручение себя его воле-одна из этических правил.
Свами Сатьянанда Сварасати в своем комментарии к йога-сутре перечисляет и другие техники йоги, такие как бхакти-йога (йога любви), джняна-йога (йога знания, постижения), карма-йога (достижение непривязанности). Он отмечает, что йога Патанджали предназначена для самых волевых и требует глубокого погружения в аскезу.
Трактат Патанджали представляет собой интересную основу для интроспективных исследований в области нетрадиционной психологии, так как описывает различные психологические состояния на пути йоги; в этом и заключается его ценность.
1. Айенгар Б. К. С. «Йога прадипика. Прояснение йоги» -М.: Летний сад. 2003
2. Мюллер М. Шесть систем индийсой философии – М.: Искусство. 1995
3. Свами Сатьянанда Сварасати Йога-сутра Патанджали: комментарии – Мн.: Ведантамал. 2006
4. Сиддха-сиддханта паддхати и другие тексты натха-йогинов / Перевод с санскрита и комментарии: Шри Йоги Матсьендранатх Махарадж. — М.: Международный натха-йога центр, 2009.
5. Тат твам аси // Мифологический словарь/ Гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М.:Советская энциклопедия, 1990. — 672 с.
6. Чаттерджи С., Дата. Д. Древняя индйская философия – М.: 1954
7. Эллиаде. М. Йога: бессмертие и свобода – М.: Летний сад. 2002
8. Jacobsen Knut A. (Editor). Theory And Practice of Yoga: Essays in Honour of Gerald James Larson. — Brill Academic Publishers, 2005.
Тема: | «Психология йоги в йога-сутрах Патанджали» | |
Раздел: | Разное | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 17 | |
Цена: | 300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Использование различных видов бега в физическом воспитании детей дошкольного возраста
Тест:
ТЕСТЫ С ОТВЕТАМИ Психология 2015
Курс лекций:
Психология спорта
Творческая работа:
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Материалы Всероссийской научно-практической конференции 22-23 декабря 2014 года
Дипломная работа:
Психологическая готовность студентов-психологов к профессиональной деятельности