Реферат
«Понятие и сущность феномена вождизма»
- 24 страниц
Введение 3
1 Понятие и генезис феномена вождизма 4
2 Специфика и критерии вождизма как политического явления 9
3 Характеристика организации власти при политике вождизма 13
4 Вождизм в отечественной истории 19
Заключение 24
Список литературы 25
Феномен вождизма имеет глубокие исторические корни. Наличие вождя считалось вполне естественным ещё в догосударственном обществе; существовали вожди и в Древнем мире, и в Раннем Средневековье. В XX веке это явление вновь становится популярным в рамках распространения тоталитаризма.
С течением времени вождизм претерпевал значительные метаморфозы и изменения. Вождизм XX века как явление значительно отличается от своих ранних форм.
В политологии наблюдается тенденция к разделению понятий «лидер» и «вождь» и выделению вождя как одного из типов лидерства.
Вождь может появиться в любой сфере общественной жизни, но именно в мире политического вождизм способен достичь колоссальных размеров, а иногда даже принять устрашающие, тяготеющие к массовому террору и деспотии формы.
Вожди XX века-это практически сверхлюди. Ленин, Сталин, Гитлер, Мао Цзэдун и другие воспринимались народными массами как личности с исключительными качествами, практически небожители, бесконечно справедливые и мудрые.
Тоталитаризм, ликвидация прав и свобод граждан, давление одной личности над обществом-благодатная почва для появления вождизма в его новой, более жёсткой форме.
1 Понятие и генезис феномена вождизма
Вождизм, как феномен власти, представляется как явление неновое и естественное для античной и средневековой политической истории. Начиная с древних времен, когда государство не было еще представлено, как центральный институт власти до современности, где государство стало неотъемлемой частью человеческого общежития и более того одной из самых важных его структур. Вождизм вместе с эпохами трансформировался и принимал всё более сложные и сложные формы. Наиболее значимым этапом в развитии вождизма стал XX век. Именно в XX веке возникают такие вожди, правители, как Ленин, Сталин, Муссолини, Мао Цзе Дун, Фидель Кастро, Ким Ир Сен и другие. Эти лица наиболее известные и неординарные, они вдохнули новую жизнь в феномен вождизма, дали ему разную форму в разных странах. Закономерно, после Второй мировой войны ряд исследователей заинтересовался данным феноменом. В работах Т.Адорно, Э.Фромма, Х.Арендт, К.Ясперса отдельный и разносторонний анализ получил феномен тоталитаризма, где в свою очередь отдельное рассмотрение получил вождизм. Однако, надо учитывать, что современное проявление вождизма разниться с его более архаичными формами. На современном этапе мы видим, что данный феномен является лишь частным случаем и не распространен в большинстве стран. В таком случае встаёт вопрос о его необходимости и несовместимости с современной парадигмой и включенность стран глобальные мировые процессы.
Свою значимость рассмотрение вождизма в современных странах приобретает еще и в связи с тем, что в большинстве исследовательских работ вождизм относят к тоталитарному обществу или в какой-либо степени дискредитируют вождя и его вклад в историю, демонизируя его образ и предписывая черты сумасбродной личности. Конечно, такого рода деформации присущи вождям, но не надо забывать, что для вождей эти качества не специфичны и могут встречаться у других категорий людей. Поэтому возникает естественный спор о роли вождизма в определенных странах и истории в общем. Некоторые авторы считают вождизм явлением опасным для общества и гражданских свобод, что неудивительно так как данный феномен не вписывается в рамки демократического общества. Другие же рассматривают вождизм, как естественный путь развития страны, её исторический этап, который может существовать в любом обществе независимо от его развитости.
Вождизм — это тип властных отношений, основанный на личном господстве и личной преданности носителю верховной власти. Он типичен для традиционных и квазитрадиционных, идеологизированных, теократических, жестко централизованных, нединамичных, авторитарных и тоталитарных обществ.
В заключение хотелось бы сказать, что многие народы пережили отрезки собственной истории, когда они нуждались в персонифицированном выражении своей национальной сущности. Для этого они, эти народы, выдвигали живые или мифические персоналии, несущие в себе не только совокупные черты этноса или нации, но и неистребимое право быть «спасителями». Люди-символы, авторитеты нации существовали и существуют не только в политике, во властных структурах, но и в религии, военном деле, искусстве, литературе, а в настоящее время данное явление можно наблюдать в спорте, и в других сферах жизни. Не все эти люди были диктаторами и распоряжались чужими судьбами, но их авторитет был неоспорим и заслуги их абсолютны. Исследования феномена вождизма в политике нашей стране долгое время были под запретом, в силу того, что было неприемлемо и не корректно.
В итоге можно сказать, что феномен вождизма объясняется несколькими общими для различных стран мира факторами:
1. исторические предпосылки, повлиявшие на национальные чувства людей;
2. личностные качества вождя, его способность влиять на массы;
3. предрасположенность народа к вождизму;
4. психологическое давление.
1. Абрамов В.Н. Многопартийность в постсоветской России: тенденции, проблемы, общественные потребности. М.: Магистр, 2012.
2. Ашин Г.К. Лидерство: социально-политические и психологические аспекты // Политика: проблемы теории и практики. - М., 1990. – Ч. 2. – С. 176-216;
3. Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России. – М.: Феникс, 2008. – 395 с.;
4. Брудный И.М. Политика идентичности и посткоммунистический выбор России // Политические исследования.- 2002. - №1. - С.87-104;
5. Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Современный левиафан. Очерки политической социологии капитализма. М.: Мысль, 2008.
6. Верховский А.М., Михайловская Е.В., Прибыловский В.В. Россия Путина. Пристрастный взгляд. - М.: РОО «Панорама», 2003. - 212 с.;
7. Вниз по вертикали: Первая четырехлетка Путина глазами либералов / Ред.-сос.: А.Р.Курилкин, А.В.Трапкова. - М.: КоЛибри, 2005. - 368с.;
8. Душенко К. Большая книга афоризмов. М.:Эксмо, 2007.
9. Кулик А. Партийная демократия: политические партии в формировании открытого общества на Западе в России. М.: Магистр, 1997.
10. Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - 496 с.
11. Ольшанский Д.В. Вожди и лидеры. Вождизм // Политическая психология. – 2002. – С.12-16.;
12. Пузиков В.Г., Супаров И.Н. Вождизм как феномен власти и форма политического бытия в XX веке // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2013, № 3(13). С. 10.
13. Сорос Дж. Я верю в свою собственную подверженность ошибкам (Интервью Байрону Виену)// Известия Уральского государственного университета. - 1997. - №6. - С. 48-60;
Тема: | «Понятие и сущность феномена вождизма» | |
Раздел: | Политология, политистория | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 24 | |
Цена: | 300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Трудовые ресурсы предприятия
Курсовая работа:
Документальные методы судебной экономической экспертизы
Курсовая работа:
Самооценка детей, воспитывающихся в полных и неполных семьях.
Дипломная работа:
Предупреждение административных и иных правонарушений несовершеннолетних
Курсовая работа:
Понятие, виды и форма сделок