Курсовая работа

«Муниципальное управление и местное самоуправление в современных экономических условиях»

  • 29 страниц
Содержание

Введение…3

1 Сущность, система и функции муниципального управления….….5

1.1 Сущность и система местного самоуправления….5

1.2 Функции местного самоуправления….8

2 Финансово-экономическая основа местного самоуправления ….….13

3 Финансовая несостоятельность органов местного самоуправления….16

Заключение….22

Глоссарий….24

Список использованных источников…26

Список сокращений…28

Приложения….…29

Введение

Важнейшим элементом усовершенствования жизни общества становится формирование эффективного местного самоуправления. В этом направлении преобразований в текущее время происходят существенные трансформации, которые обусловлены вступлением в действие Федерального Закона РФ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» .

Сложившийся ранее порядок решения вопросов местного значения во вновь образуемых селениях, предусматривавший решающую роль законодательных действий субъектов федерации, замещается на активную роль органов местного самоуправления. Это новейший для нашей страны ярус ответственности за принятие и исполнение решений, в том числе и хозяйственной направленности, тот, что требует пристального внимания и со стороны научного сообщества.

Органы местного самоуправления призваны решать вопросы местного значения, создавать условия для обеспечения повседневных потребностей. Также они должны иметь право на достаточную для осуществления своих функций и полномочий экономическую и финансовую базу. Так, в соответствии с Конституцией РФ (ст. 132), при наделении этих органов отдельными государственными полномочиями им должны передаваться необходимые для их осуществления материальные и финансовые средства.

Главы 5 - 6 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” уточняют данное положение Конституции РФ. Из этого следует, что признание и гарантированность государством местного самоуправления предполагает определенные обязательства со стороны государства по созданию необходимых экономических, финансовых и правовых условий и предпосылок для развития местного самоуправления.

Конституционное закрепление финансовых основ местного самоуправления подчеркивает актуальность рассматриваемой темы.

Цель работы: Исследовать роль муниципального управления и местного самоуправления в современных экономических условиях.

Предметом исследования являются органы местного самоуправления в системе управления Российской Федерации. Объектом исследования выступают структура, ответственность, компетенция органов местного самоуправления, уяснения их места и роли в системе управления Российской Федерации.

Эти цели предопределили конкретные задачи исследования:

- исследовать роль и значение местного самоуправления в системе управления Российской Федерации;

- исследовать принципы организации местного самоуправления, их отражение в действующем законодательстве, влияние на формирование основ местного самоуправления;

- выявить роль и место отдельных государственных полномочий в объеме компетенции органов местного самоуправления;

- выявить предпосылки и условия эффективности осуществления местного самоуправления.

Фрагмент работы

1 Сущность, система и функции муниципального управления

1.1 Сущность и система местного самоуправления

В современной правовой литературе вопрос о роли местного самоуправления в становлении и функционировании гражданского общества является недостаточно исследованным.

Местному самоуправлению посвящена отдельная глава 8 Конституции Российской Федерации, что свидетельствует об особой роли данного правового института в российской правовой системе и государстве в совокупности. Как объективно подмечают исследователи, «Конституция Российской Федерации в отличие от конституций советского периода становления Российского государства признает местное самоуправление одной из необходимых основ Российской Федерации как демократического государства и устанавливает финансово-экономические и организационно-правовые гарантии независимого решения населением городских, сельских селений и других региональных единиц вопросов местного значения».

Под органами местного самоуправления, традиционно понимают выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного масштаба и не вошедшие в систему органов государственной власти. Это органы местных саморегулируемых территориальных сообществ, муниципальных образований, которыми они формируются и перед которыми несут ответственность за надлежащее исполнение своих полномочий.

В Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также подчеркивается, что «местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, независимое и под свою ответственность (выделено нами - авт.) решение населением непосредственно и (либо) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций» (пункт 2 статьи 1) .

2 Финансово-экономическая основа местного самоуправления

Согласно статье 49 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», под экономической основой местного самоуправления подразумевается находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов и имущественные права муниципальных образований. Говоря в целом, под основой подразумевается вся местная экономика в целом, включая деятельность хозяйствующий субъектов, не являющихся муниципальной собственностью. Немаловажную роль играет экономическая поддержка со стороны государства.

Анализ сущности понятия «финансово-экономическая основа местного самоуправления» в его различных модификациях показывает, что оно многогранно, объемлет массу разных по характеру, степени значимости и возможности решения проблем.

Основными параметрами экономической деятельности местного самоуправления являются: принципы организации, источники формирования финансов; основы финансового и бюджетного планирования; взаимоотношения органов местного самоуправления с финансовыми институтами, гарантии финансовых прав и ответственность за выполнение финансовых обязательств.

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.

3 Финансовая несостоятельность органов местного самоуправления

На момент реформирования системы местного самоуправления, не вся территория нашей страны была территориально разделена на муниципальные образования. В процессе проведения реформы число муниципальных образований к 2009 году возросло в 2 раза.

В результате к 2015 году мы имеем следующие данные по количеству муниципальных образований:

- сельские поселения – 18,654 тыс.;

- городские поселения – 1,644 тыс.;

- городские округа – 0,535 тыс.;

- муниципальные районы – 1,823 тыс .

Графически это представлено на диаграмме в Приложении А.

Однако, динамические изменения, связанные со сменой мест постоянного проживания населения, абсолютно не были учтены в ходе реформы местного самоуправления. Основная часть населения сосредоточена в городах, при этом население пригородных территорий находится в состоянии постоянного роста. Данная тенденция вполне закономерна и объяснима, поскольку основной экономический потенциал, рабочие места, возможность получения качественных услуг, в том числе медицинских и образовательных, сосредоточены именно в городах. Разумеется, при этом растет численность городского населения и падает численность сельского. В результате выявляется проблема явного дисбаланса между видами муниципальных образований, когда абсолютно неприемлем одинаковый подход к крупным городам и сельским поселениям. И на данный момент мы наблюдаем большое число экономически несостоятельных муниципальных образований, а зачастую и бесперспективных в вопросах решения финансовых проблем, прироста населения, а как следствие представляющих собой абсолютно бесперспективный сегмент.

Заключение

Таким образом, следует сделать вывод, что формирование финансово-экономической основы местного самоуправления зависит от того, как местная администрация построит систему формирования экономической основы деятельности поселения. Нецелевое использование средств бюджетов негативно сказывается на экономическом состоянии муниципального образования. Следует увеличивать количество источников становления финансово-экономической основы не только за счет объема собираемости налоговых платежей, но и за счет неналоговых доходов, что позволит в полной мере развивать потенциал муниципального образования в финансовой сфере.

Для создания большего удельного веса неналоговых поступлений в структуре муниципального образования, органам местного самоуправления следует более часто и тщательно проводить проверки, связанные с законным использованием земельных участков и муниципального имущества; следить за своевременной уплатой арендных взносов и т.д. также необходимо минимизировать финансовую зависимость от органов государственной власти. Органам местного самоуправления необходимо заранее прогнозировать возможный убыток от муниципального предприятия, если оно не в состоянии поддерживать себя в условиях нарастающей конкуренции. Возможна передача данных компаний в аренду группе активных предпринимателей. Это послужит получением налоговых поступлений в бюджет муниципального образования.

Также, на пути к устойчивому общественно-экономическому становлению региона стоит еще одна загвоздка - дифференциация бюджетных доходов различных муниципальных образований. Для ее решения рационально разработать концептуально новые механизмы выравнивая бюджетных диспропорций, основанных, скажем, не на дотационном тезисе, когда муниципальное образование не заинтересовано в результативном применении дотационных средств, а на инвестиционном принципе либо принципе кредитования, когда получаемые средства нужно осмысленно применять, чтобы в последствии частично либо полностью их возвратить.

Список литературы

1 Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

2 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017)

3 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017))

4 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. 18.04.2018)

5 Информация о результатах мониторинга местных бюджетов Российской Федерации на 1 января 2018 г. // http://www.mi**in.ru

6 Кичигин Н.В. Правовые проблемы формирования регионального и местного законодательства// Экологическое право. – 2014 № 1 – С.38

7 Марченко С.В. Из опыта межбюджетного регулирования доходов муниципальных образований // Модернизация России в посткризисный период: экономика, общество, политика: материалы международной научно-практической конференции/ИДНК. Ставрополь: РИО ИДНК. 2015. С.115-118.

8 Петрова Е.М. Социально-экономическое развитие территорий в контексте муниципальной реформы // Европейский журнал социальных наук. – 2015. №1. – С.487-494.

9 Региональная экономика — Regional economich: теория и практика: научно-практический и аналитический журнал. 2014. № 46.

10 Скворцов И.П. Социальная политика региона: теория и практика. М.: Кнорус, 2016.

11 Чинаев, Т.В. Формирование финансово-экономической основы местного самоуправления в современной России / Т.В. Чинаев // Вестник Университета (Государственный университет управления) - 2016. - № 13-1.- С. 61-67.

Покупка готовой работы
Тема: «Муниципальное управление и местное самоуправление в современных экономических условиях»
Раздел: Государственное регулирование, Таможня, Налоги
Тип: Курсовая работа
Страниц: 29
Цена: 600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика