Контрольная работа
«Бытие как основное понятие онтологии»
- 19 страниц
1.Бытие и небытие 3
2.Проблемы бытия в философии 6
3.Бытие природы, человека, духовного и социального – основные формы бытия 15
Список литературы 20
Небытие и «ничто» немыслимы потому, что сама мысль о бытии делает небытие бытием в качестве предмета мысли. Процитируем по этому поводу М.Хайдеггера: «Речь о Ничто и осмысливание Ничто оказываются «беспредметным» предприятием, пустым баловством со словами, баловством, которое в довершение всего, похоже, не замечает, как само себя постоянно бьет по лицу, вынужденное все время, что бы оно ни строило из Ничто, говорить: Ничто «есть» то и то. Даже если мы просто скажем: Ничто «есть» Ничто, мы скажем «о» нем, по-видимому, некое «есть» и превратим его в сущее, припишем ему то, в чем ему надо отказать» . Почему бы, в таком случае, философии вообще не отказаться от категории «небытия»? Именно такой отказ мыслить небытие стоял у истоков проблемы бытия в античной философии, - в школе элеатов (у Парменида). Иными словами, возможно ли построение «абсолютно позитивной» онтологии? Но, по крайней мере, два феномена не позволяют просто так отказаться от категории небытия. Во-первых, это – феномен отрицания. По словам М.Хайдеггера, «отрицание и «Нет» имеются только потому, что имеется Ничто»; «Ничто первоначальнее, чем «Нет» и отрицание». Во-вторых, феномен, который не позволяет отказаться от категории «небытия», - это феномен изменчивости (становления). Изменчивость может мыслиться только как смесь бытия и небытия: как исчезновение «в небытие» одних качеств и появление «из небытия» других. Европейская философия здесь движется в русле, проложенном Платоном: источником изменчивости считается смесь бытия и небытия.
Человеческая мысль исторического человечества «промыслила» почти все варианты отношения Бытия и Небытия.
Для мышления древнего Востока определяющим является Небытие – «чистое» отсутствие всякой вещности, телесности, чувственности, оформленности, зримости… В отношении к такому Небытию Бытие есть «помутнение» прозрачного, «затемнение» светлого, «оплотнение» всепроникающего и везде присутствующего отсутствия. Так в Ведах, так в Абидарме, так в даосизме с его: Дао (ничто) рождает Одно; Одно рождает Два; Два рождает Три, а Три рождает все сущее в мире. Где Одно – первичный Хаос, Два – мужское начало «ян» и женское начало «инь»; Три – энергия «ци». Для Востока нет жесткой грани между Бытием и Небытием, всегда есть путь для встречи и взаимоперехода.
Античная, Греко-римская мысль многомерна: Парменид – небытия нет, есть лишь одно бытие; Платон – небытие есть наряду с бытием, ибо без допущения небытия невозможно становление, изменение, рождение и смерть вещей, всего сущего; Аристотель – наш мир телесности, оформленности сущего, мир временности и конечности покоится на двух основаниях: Бытии, т.е. Форме форм, Усии, Перводвигателе или Боге и Небытии или возможности возможностей быть, сама будучи ничем, лишенностью; Плотин – небытие обнаруживает себя как предел деградации, рассеивания энергии и содержания Бытия, Единого и как путь этой деградации. В античной онтологии доминирует, следовательно, дуализм Бытия и Ничто.
Агонально (агон – спор) – симметрично Бытию Небытие: чистая лишенность всего: лишенность как возможности что-то творить, про-извести, полагать (потенция, плерома), так и возможности, будучи в себе ничем, чем-то стать, быть (материальность). Чистая лишенность есть Небытие как абсолютное отсутствие или ϋοκον (укон). Укон есть отсутствие и потенция (собрано-средоточенного, свернуто-сжатого в себя содержания, энергии, силы) быть и возможности возможностей быть – материальности.
Абсолютное отсутствие, укон отсылает мысль к относительному отсутствию – меону (μηον). Меон, относительное отсутствие есть Небытие как отсутствие определенного бытия (феноменов-индивидуальностей), так и определенности (различимости, отграниченности и ограниченности…) вообще. Меон, как ясно уже из описания абсолютного и относительного отсутствия, «являет» себя: а) в образе потенции – творящей и определяющей силы и энергии, власти, которая вводит, хранит и выводит сущее из несокрытости; б) в образе места, топоса, в котором может расположиться, установить себя и стоять в своем собственном виде, это «топос», который Платон раскрыл в учении о хоре; в) в образе возможности возможностей быть чем-то, этот модус меона раскрыл Аристотель в учении о гиле.
3.Бытие природы, человека, духовного и социального – основные формы бытия
Выделяют следующие различающиеся, но взаимосвязанные основные формы бытия:
бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на: а) бытие вещей, процессов, состояний природы, б) бытие природы как целого и в) бытие вещей и процессов, произведенных человеком;
бытие человека, которое подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфическое человеческое бытие;
бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (надындивидуальное) духовное;
бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.
Бытие вещей, процессов и состояний природы. Уточним понятие «окружающий мир», из признания существования которого исходит человек. Предпосылкой и основой человеческой деятельности были и являются вещи, процессы, состояния природы, которые возникли, существовали до человека, существую вне и независимо от сознания и действий людей. Потом человек стал мощно и широко воздействовать на природу Земли. Возник целый мир произведенных человечеством, ранее в природе не существовавших вещей, процессов, состояний, которые К. Маркс назвал «второй природой».
О бытии первой природы можно утверждать, что ее вещи, процессы и состояния, ее целостность существуют до, вне и совершенно независимо от сознания человека и что в этом коренное отличие природы как особой формы бытия. Природа в целом бесконечна в пространстве и времени – она всегда и везде была, есть и будет. Эта уникальная особенность, которая не присуща отдельным вещам и процессам природы: они существуют где-то (а где-то не существуют), они когда-то возникают и исчезают. Они вступают в процесс развития, изменения, становления.
Бытие произведенных человеком вещей («вторая природа»). Большинство окружающих нас вещей произведено людьми. В чем же состоит отличие «второй природы» от первой? С одной стороны, воплощенный в ней материал первой природы есть объективная и первичная реальность, развивающаяся по законам, независимым от человека и человечества. С другой стороны, в предметах второй природы воплощены, или если воспользоваться термином Гегеля, «опредмечены», труд и знания человека. Эти предметы предназначены выполнять определенные функции в жизни людей, удовлетворять социально зафиксированные человеческие потребности.
«Вторая природа» – мир единый и в то же время чрезвычайно многообразный. Это орудия труда от самых простых, созданных человеком на заре цивилизации, до сложнейших современных машин имеханизмов, средств транспорта и коммуникации. Это – промышленность и энергетика, это – строительные площадки, дороги, обрабатываемы поля. Это – города и поселки. Это – радиостанции и телецентры, космодромы, вузы, музеи, театры и т. д. Это предметы быта – мебель, одежда, множество самой разной утвари. Словом, речь идет о предметном богатстве человеческой цивилизации, культуры.
Отличие бытия предметов культуры от бытия природных вещей – это не только отличие искусственного от естественного. Главное отличие в том, что бытие «второй природы» по самому своему существу есть социально-историческое, а именно цивилизованное бытие. Вещи «второй природы», живя природной жизнью, проживают и другую свою жизнь: они обретают особое место в бытии человеческой цивилизации.
1. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. Т.1. М., «Мысль» , с.140
2. Делез Ж. Различие и повторение. - СПб., 1998, с. 87 – 88.
3. Дионисий Ареопагит. О божественных именах. О мистическом богословии. - СПб.: «Глаголъ», 1995, с. 209.
4. Кант И. Критика чистого разума.- СПб.: «Тайм-Аут», 1993, с. 354 - 355.
5. Лосский В. Очерк мистического богословия Восточной церкви./ Боговидение. - М.: Изд-во АСТ, 2003, с.180.
6. Франк С. Непостижимое. -М.: «Правда», 1990 , с.453.
7. Хайдеггер М.Время и бытие. М., «Республика»,1993, с.365-366.
8. Хайдеггер М. Парменид. - СПб.: «Владимир Даль», 2009, с. 292 – 293.
Тема: | «Бытие как основное понятие онтологии» | |
Раздел: | Философия | |
Тип: | Контрольная работа | |
Страниц: | 19 | |
Цена: | 200 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Методическое обеспечение курса «математический анализ»
Дипломная работа:
Методическое обеспечение курса «математический анализ» для студентов направления «информационные системы и технологии»
Контрольная работа:
Информатика и математика. Вариант 6. Основные понятия теории информации. Назначение протоколов в глобальной сети
Курсовая работа:
Диагностика уровня социальной зрелости персонала как основного фактора мотивации
Курсовая работа:
Основные понятия менеджмента