Диплом-Центр.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Контрольная работа

«Бытие как основное понятие онтологии»

  • 19 страниц(ы)
фото автора

Автор: admin

Содержание

1.Бытие и небытие 3

2.Проблемы бытия в философии 6

3.Бытие природы, человека, духовного и социального – основные формы бытия 15

Список литературы 20


Введение

Небытие и «ничто» немыслимы потому, что сама мысль о бытии делает небытие бытием в качестве предмета мысли. Процитируем по этому поводу М.Хайдеггера: «Речь о Ничто и осмысливание Ничто оказываются «беспредметным» предприятием, пустым баловством со словами, баловством, которое в довершение всего, похоже, не замечает, как само себя постоянно бьет по лицу, вынужденное все время, что бы оно ни строило из Ничто, говорить: Ничто «есть» то и то. Даже если мы просто скажем: Ничто «есть» Ничто, мы скажем «о» нем, по-видимому, некое «есть» и превратим его в сущее, припишем ему то, в чем ему надо отказать» . Почему бы, в таком случае, философии вообще не отказаться от категории «небытия»? Именно такой отказ мыслить небытие стоял у истоков проблемы бытия в античной философии, - в школе элеатов (у Парменида). Иными словами, возможно ли построение «абсолютно позитивной» онтологии? Но, по крайней мере, два феномена не позволяют просто так отказаться от категории небытия. Во-первых, это – феномен отрицания. По словам М.Хайдеггера, «отрицание и «Нет» имеются только потому, что имеется Ничто»; «Ничто первоначальнее, чем «Нет» и отрицание». Во-вторых, феномен, который не позволяет отказаться от категории «небытия», - это феномен изменчивости (становления). Изменчивость может мыслиться только как смесь бытия и небытия: как исчезновение «в небытие» одних качеств и появление «из небытия» других. Европейская философия здесь движется в русле, проложенном Платоном: источником изменчивости считается смесь бытия и небытия.

Человеческая мысль исторического человечества «промыслила» почти все варианты отношения Бытия и Небытия.

Для мышления древнего Востока определяющим является Небытие – «чистое» отсутствие всякой вещности, телесности, чувственности, оформленности, зримости… В отношении к такому Небытию Бытие есть «помутнение» прозрачного, «затемнение» светлого, «оплотнение» всепроникающего и везде присутствующего отсутствия. Так в Ведах, так в Абидарме, так в даосизме с его: Дао (ничто) рождает Одно; Одно рождает Два; Два рождает Три, а Три рождает все сущее в мире. Где Одно – первичный Хаос, Два – мужское начало «ян» и женское начало «инь»; Три – энергия «ци». Для Востока нет жесткой грани между Бытием и Небытием, всегда есть путь для встречи и взаимоперехода.

Античная, Греко-римская мысль многомерна: Парменид – небытия нет, есть лишь одно бытие; Платон – небытие есть наряду с бытием, ибо без допущения небытия невозможно становление, изменение, рождение и смерть вещей, всего сущего; Аристотель – наш мир телесности, оформленности сущего, мир временности и конечности покоится на двух основаниях: Бытии, т.е. Форме форм, Усии, Перводвигателе или Боге и Небытии или возможности возможностей быть, сама будучи ничем, лишенностью; Плотин – небытие обнаруживает себя как предел деградации, рассеивания энергии и содержания Бытия, Единого и как путь этой деградации. В античной онтологии доминирует, следовательно, дуализм Бытия и Ничто.

Агонально (агон – спор) – симметрично Бытию Небытие: чистая лишенность всего: лишенность как возможности что-то творить, про-извести, полагать (потенция, плерома), так и возможности, будучи в себе ничем, чем-то стать, быть (материальность). Чистая лишенность есть Небытие как абсолютное отсутствие или ϋοκον (укон). Укон есть отсутствие и потенция (собрано-средоточенного, свернуто-сжатого в себя содержания, энергии, силы) быть и возможности возможностей быть – материальности.

Абсолютное отсутствие, укон отсылает мысль к относительному отсутствию – меону (μηον). Меон, относительное отсутствие есть Небытие как отсутствие определенного бытия (феноменов-индивидуальностей), так и определенности (различимости, отграниченности и ограниченности…) вообще. Меон, как ясно уже из описания абсолютного и относительного отсутствия, «являет» себя: а) в образе потенции – творящей и определяющей силы и энергии, власти, которая вводит, хранит и выводит сущее из несокрытости; б) в образе места, топоса, в котором может расположиться, установить себя и стоять в своем собственном виде, это «топос», который Платон раскрыл в учении о хоре; в) в образе возможности возможностей быть чем-то, этот модус меона раскрыл Аристотель в учении о гиле.


Заключение

3.Бытие природы, человека, духовного и социального – основные формы бытия

Выделяют следующие различающиеся, но взаимосвязанные основные формы бытия:

бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на: а) бытие вещей, процессов, состояний природы, б) бытие природы как целого и в) бытие вещей и процессов, произведенных человеком;

бытие человека, которое подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфическое человеческое бытие;

бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (надындивидуальное) духовное;

бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.

Бытие вещей, процессов и состояний природы. Уточним понятие «окружающий мир», из признания существования которого исходит человек. Предпосылкой и основой человеческой деятельности были и являются вещи, процессы, состояния природы, которые возникли, существовали до человека, существую вне и независимо от сознания и действий людей. Потом человек стал мощно и широко воздействовать на природу Земли. Возник целый мир произведенных человечеством, ранее в природе не существовавших вещей, процессов, состояний, которые К. Маркс назвал «второй природой».

О бытии первой природы можно утверждать, что ее вещи, процессы и состояния, ее целостность существуют до, вне и совершенно независимо от сознания человека и что в этом коренное отличие природы как особой формы бытия. Природа в целом бесконечна в пространстве и времени – она всегда и везде была, есть и будет. Эта уникальная особенность, которая не присуща отдельным вещам и процессам природы: они существуют где-то (а где-то не существуют), они когда-то возникают и исчезают. Они вступают в процесс развития, изменения, становления.

Бытие произведенных человеком вещей («вторая природа»). Большинство окружающих нас вещей произведено людьми. В чем же состоит отличие «второй природы» от первой? С одной стороны, воплощенный в ней материал первой природы есть объективная и первичная реальность, развивающаяся по законам, независимым от человека и человечества. С другой стороны, в предметах второй природы воплощены, или если воспользоваться термином Гегеля, «опредмечены», труд и знания человека. Эти предметы предназначены выполнять определенные функции в жизни людей, удовлетворять социально зафиксированные человеческие потребности.

«Вторая природа» – мир единый и в то же время чрезвычайно многообразный. Это орудия труда от самых простых, созданных человеком на заре цивилизации, до сложнейших современных машин имеханизмов, средств транспорта и коммуникации. Это – промышленность и энергетика, это – строительные площадки, дороги, обрабатываемы поля. Это – города и поселки. Это – радиостанции и телецентры, космодромы, вузы, музеи, театры и т. д. Это предметы быта – мебель, одежда, множество самой разной утвари. Словом, речь идет о предметном богатстве человеческой цивилизации, культуры.

Отличие бытия предметов культуры от бытия природных вещей – это не только отличие искусственного от естественного. Главное отличие в том, что бытие «второй природы» по самому своему существу есть социально-историческое, а именно цивилизованное бытие. Вещи «второй природы», живя природной жизнью, проживают и другую свою жизнь: они обретают особое место в бытии человеческой цивилизации.


Список литературы

1. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. Т.1. М., «Мысль» , с.140

2. Делез Ж. Различие и повторение. - СПб., 1998, с. 87 – 88.

3. Дионисий Ареопагит. О божественных именах. О мистическом богословии. - СПб.: «Глаголъ», 1995, с. 209.

4. Кант И. Критика чистого разума.- СПб.: «Тайм-Аут», 1993, с. 354 - 355.

5. Лосский В. Очерк мистического богословия Восточной церкви./ Боговидение. - М.: Изд-во АСТ, 2003, с.180.

6. Франк С. Непостижимое. -М.: «Правда», 1990 , с.453.

7. Хайдеггер М.Время и бытие. М., «Республика»,1993, с.365-366.

8. Хайдеггер М. Парменид. - СПб.: «Владимир Даль», 2009, с. 292 – 293.


Тема: «Бытие как основное понятие онтологии»
Раздел: Философия
Тип: Контрольная работа
Страниц: 19
Цена: 200 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика