Курсовая работа
«Диагностика уровня социальной зрелости персонала как основного фактора мотивации»
- 61 страниц
Введение….… 3
1 Теоретические аспекты социальной зрелости персонала, как основного фактора мотивации…5
1.1 Понятие и сущность социальной зрелости персонала…. 5
1.2 Влияние уровня социальной зрелости персонала на его мотивацию и эффективность управления….10
1.3. Влияние мотивации персонала на эффективность управления 18
2 Диагностика уровня социальной зрелости персонала…24
2.1 Характеристика методик, используемых в проекте и разработка инструментария исследования… 24
2.2 Определение выборочной совокупности …. 28
3 Разработка организационного проекта по диагностике уровня социальной зрелости персонала как основного фактора мотивации….…40
3.1 Анализ результатов проведенного исследования …. 40
3.2 Выводы и рекомендации…. 48
Список использованной литературы …. 54
Приложения… 57
На сегодняшний день мотивация персонала занимает центральное место в системе управлении персоналом предприятия, так как именно она по существу выступает причиной поведения сотрудников. От того насколько мотивированы сотрудники, зависит их ориентация на цели предприятия, желание их достигать, обеспечивать необходимый результат. А это в свою очередь является основой для эффективной работы предприятия в целом.
Актуальность и важность проблем трудовой мотивации персонала заключается в том, что, поняв механизм формирования мотивационной сферы человека, руководители смогут более эффективно управлять персоналом.
Мотивы трудового поведения у разных людей различны, но нет сомнений, что каждый человек обладает некой системой индивидуальных потребностей, интересов, ценностей, удовлетворение которых осуществляется или должно осуществляться в труде.
Важнейшая задача управления персоналом заключается в умелом согласовании различных интересов, обеспечивая при этом их максимальное соответствие интересам предприятия. Коллектив — не только сложная, но и динамичная, развивающаяся система. Он развивается, начиная с формирования, когда только создается предприятие или его подразделение и начинают возникать самые первые связи между ранее не связанными друг с другом людьми. Затем он проходит через ряд промежуточных ступеней зрелости, когда укрепляются эти связи, образуются и упрочиваются различные внутри коллективные структуры. Таким образом, для создания эффективной системы мотивации персонала необходимо проводить диагностику уровня его социальной зрелости.
Цель проекта - диагностика уровня социальной зрелости персонала как основного фактора мотивации.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
дать характеристику понятия социальная зрелость личности;
путем анализа теоретических источников выявить степень влияния уровня социальной зрелости личности на развитие трудовой мотивации;
разработать инструменты для оценки уровня социальной зрелости личности;
провести анализ полученных результатов;
сравнительным путем выявить противоречия между теоретическим и практическим уровнем социальной зрелости личности;
разработать рекомендации по решению проблемы.
Предмет исследования – уровень социальной зрелости персонала.
Объект исследования – закрытое акционерное общество «Омский завод электротоваров»
Методы исследования курсовой работы представляют собой единство теоретических и практических методов:
1. Теоретические методы: анализ психолого-управленческой литературы по теме исследования.
2. Эмпирические методы: опрос, тестирование, обработка полученных данных.
Обработка результатов, полученных при использовании методики, стандартизирована и имеет следующий алгоритм: анализируются различные стороны отношений к коллективу для каждого сотрудника в отдельности. Каждый компонент трактуется тремя вопросами, причем ответ на них принимает одну из трех возможных форм: +1; 0; –1. Следовательно, для целостной характеристики компонента полученные сочетания ответов каждого сотрудника на вопросы по данному компоненту должны быть обобщены следующим образом:
Положительная оценка (+1). К этой категории относятся те сочетания, в которых положительные ответы (4, 5 — на ответы-утверждения; 7, 8, 9 — на ответы по шкале «1–9») даны на все три вопроса, относящиеся к данному компоненту, или два ответа положительные, а третий может иметь другой знак;
Отрицательная оценка (–1). Сюда входят сочетания, содержащие три отрицательных ответа (1, 2 — на ответы-утверждения; 1, 2, 3 — на ответы по шкале «1–9») или два ответа отрицательные, а третий может иметь другой знак;
Неопределенная (противоречивая) оценка (0). Эта категория включает такие случаи:
- на все три вопроса дан неопределенный ответ (3 — на ответы-утверждения; 4, 5, 6 — на ответы по шкале «1–9»);
- ответы на два вопроса — неопределенные, а третий может иметь другой знак;
- один ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки.
На опросном листе вопросы 1-й, 4-й, и 7-й относятся к эмоциональному компоненту; 2-й, 5-й, 8-й — к поведенческому компоненту; 3-й, 6-й — к когнитивному (причем вопрос 3 содержит две позиции).
По группе ответов строится таблица для всех сотрудников подразделения, которая состоит из эмоционального компонента, когнитивного и поведенческого.
В современных условиях трудно переоценить роль человеческого фактора в деятельности предприятий. Даже самая совершенная система управления не приведет к успеху, если штат организации не будет состоять из профессионалов, преданных своему делу. В современных условиях при поиске путей повышения эффективности функционирования организации смещение акцентов происходит в сторону конкретного человека.
Высшее искусство руководителя — досконально разобраться в человеке, понять, что он любит, ибо, как ни странно, большинство людей не имеют ни малейшего представления о том, к какому виду деятельности они более склонны и в чем состоит их особый дар. Когда человек занимается любимым делом, он доволен и счастлив, а если все спокойны, радостны и приветливы, это создает в компании особую атмосферу. Задачей каждого менеджера является создание мотивации для сотрудников, чтобы они работали больше и лучше, при этом мотивация, относясь к ментальному состоянию человека, определяет основу его поведения, формирует ограничительные барьеры поведения.
Социальная зрелость персонала оказывает важное влияние на эффективность трудовой деятельности, формируя определенную систему мотивов и стимулов.
Социальную зрелость необходимо рассматривать с точки зрения ее значимости для предприятия. Акцент делается на свойствах, процессах, условиях становления, ценностях, позволяющих человеку приобрести такую значимость. Таким образом, встает вопрос об оптимизации личностного, социального, нравственного развития персонала, с целью достижения ими высоких результатов в дальнейшей производственной деятельности и социальными потерями, что предполагает высокий уровень развития и профессионализм.
Социальной зрелым коллектив будет в том случае, если социально зрелой является каждый индивид.
В социальной зрелости личности можно выделить четыре компонента: ответственность, терпимость, саморазвитие и четвертый интегративный компонент, который охватывает все предыдущие и одновременно присутствует в каждом из них. Этим компонентом является позитивное мышление, позитивное отношение к деятельности, определяющее позитивный взгляд на происходящее.
В данной работе мы провели исследование, направленное на выявление уровня социальной зрелости персонала ЗАО «Омский завод электротоваров» и его влияния на рудовую мотивацию. Мы использовали следующие методики: экспресс-методика оценки социально-психологического климата в трудовом коллективе (А. С. Михайлюк, Л. Ю. Шарыто), «СПСК» — социально-психологическая самооценка коллектива (методика О. Немова), «Смысло-жизненные ориентации» (адаптирован Д.А. Леонтьевым).
На основании полученных результатов мы пришли к выводу о том, что в данном трудовом коллективе наблюдается высокая степень благоприятного социально-психологического климата. В связи с этим, персонал ЗАО «Омский завод электротоваров» в своей деятельности и поведении ориентируется не только на симпатии и антипатии к отдельным людям, но и на коллективные цели, мнения и ценности; соотносят свои цели, мнения и оценки с групповыми.
Указанное проявляется в сработанности, ответственности и обязательности членов коллектива друг перед другом, согласованности действий и взаимной помощи в ходе выполнения производственных заданий. Таким образом, здесь мы видим положительно–функциональную сплоченность коллектива, ориентированную на достижение производственных целей, повышение производительности труда и качества результатов деятельности. Также полученные данные указывают на то, что коллектив социально зрелый. Среднеарифметический балл составил 75, что соответствует оценке уровня социально-психологического климата – «выше среднего».
По нашему мнению, на уровень социальной зрелости персонала воздействует и характер руководства, проявляющийся в том или ином стиле взаимоотношений между непосредственным руководителем и членами коллектива. Результаты исследования подтвердили также зависимость удовлетворенности работой от стиля руководства.
1. Аверин В. А. Психология личности: Учеб. Пособие. М. : Изд-во В. А. Михайлова, 2008.
2. Аширов Д.А. Управление персоналом: Учебное пособие. – М.: ТК Велби, 2009.
3. Бавыкин В.И. Новый менеджмент: управление предприятием на уровне высших стандартов; теория и практика эффективного управления. – М.: Экономика, 2010.
4. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. Управление персоналом. – М.: Юнити, 2010.
5. Бачурин А. Повышение роли экономических методов управления // Экономист.– 2008. – №4.
6. Варданян И.С. Предложение по совершенствованию системы нематериального стимулирования // Управление персоналом. – 2009. –№2.
7. Верхоглазенко В. Система мотивации персонала // Консультант директора. – 2009. – №4.
8. Веснин В.Р. Управление персоналом: Теория и практика. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010.
9. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебное пособие. – М.: МГУ, 2007.
10. Володина Н.; М. Львова Как отметить уникальных, стимулировать пассивных, убедить сомневающихся // Справочник по управлению персоналом. – 2011. – № 3.
11. Журавлев П.В., Карташов С.А. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера. М.: Экзамен, 2012.
12. Иванова С.В. Дополнительные источники мотивации // Справочник по управлению персоналом. – 2012. – №12.
13. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Мастера психологии. – СПб.: Питер, 2008.
14. Каверин С.Б. Мотивация труда. – М.: Ин-т психологии РАН, 2010.
15. Карпов А. В. Психология менеджмента М.: Гардарики, 2010.
16. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: учебник для студентов высших учебных заведений / А.Я. Кибанов. – Изд. 2-е, перераб. и доп.–М.: ИНФРА-М, 2009.
17. Комаров Е.И. Стимулирование и мотивация в современном управлении персоналом // Управление персоналом. – 2009. – №6.
18. Кондратьев О.В., Снежинская М.В, Мелихов Ю.Е. Мотивация персонала. Нет мотива - нет работы. М.: Альфа-пресс, 2011.
19. Лукичева Л.И. Управление персоналом: курс лекций, практические задания: учебное пособие / Л.И. Лукичева; под ред. д.э.н., проф. Ю.П. Анискина. – М.: Омега-Л, 2011.
20. Махорт Н. Проблема мотивации в трудовой деятельности карьеры // Управление персоналом. – 2011. – №7.
21. Михалюк О.С. Шалыто А.Ю. «Экспресс-методика» по изучению социально-психологического климата в коллективе: университет, кафедра социальной психологии факультета психологии, Санкт – Петербург/ w*w.psy-files.r*/ Copyright©2006 On-line тесты
22. Источник: Немов Р.С.Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математики учебник для студ.высш.пед.учеб.заведений, 4-е изд., ВУЗ Издательство: Владос – 2008. - 631с
23. Островский Э.В. Психология управления: Учебное пособие – М.: ИНФРА-М, (Вузовский учебник), 2008.
24. Пайнс Эйала, Маслач Кристина. Практикум по социальной психологии-СПб.: Издательство «Питер», 2009.
25. Почебут Л.Г. Чикер В.А. Организационная социальная психология: учебное пособие – СПб: Издательство «Речь», 2011.
26. Психология менеджмента: Учебн. Пособие / Под ред. Г. С. Никифорова. Спб. : Питер, 2010.
27. Радько, С. Г. Трудовой потенциал как социально-экономическая категория / С. Г. Радько. — СПб.: Просвещение, 2010. — 140 с.
28. Самоукина Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах. – М.: Вершина, 2012.
29. Семикова Н. Мотивация персонала не допускает обезличения / Н. Семикова // Служба кадров и персонал. – 2009. – №11.
30. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2011.
31. Управление персоналом: учебник для ВУЗов [под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина]. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2011.
32. Уткин Э.А. Основы мотивационного менеджмента. Учебник. – М.: ЭКМОС, 2010.
33. Халин С.М. Социология трудовых коллективов: Учебное пособие. —Тюмень: Тюменский государственный университет, 2004. — 70 с.
34. Кулинич Т. Психологическая зрелость человека//h**t://zhiznvmeste.r*/psihologicheskaya-zrelost/
В комплект входят курсовая работа и презентация для её защиты (14 слайдов).
Тема: | «Диагностика уровня социальной зрелости персонала как основного фактора мотивации» | |
Раздел: | Менеджмент | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 61 | |
Цена: | 3150 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Найм, отбор и приём персонала. Деловая оценка персонала
Курсовая работа:
Обучение лексике младших школьников на основе использования игры как средства повышения мотивации
Реферат:
Социально-экономический управленческий способ исследование факторов развития научно исследовательского комплекса страны.
Отчет по практике:
Персонал как фактор конкурентного преимущества организации
Курсовая работа:
Социальная политика государства как технология социальной работы общего социального уровня