Отчет по практике

«Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста средствами малого фольклора»

  • 28 страниц
Содержание

1. Условия для развития словаря детей младшего дошкольного возраста средствами малого фольклора 3

2. Использование фольклора в различных режимных моментах для развития словаря в группе младшего возраста 9

3. Конспекты занятий направленных на развитие словаря детей младшего возраста 16

4. Перспективный план по развитию словаря в младшем возрасте 27

Список литературы 29

Введение

1. Условия для развития словаря детей младшего дошкольного возраста средствами малого фольклора

Анализ фольклорных жанров показал, что им присущ ряд специфических черт, которые чрезвычайно привлекают ребенка, а именно: небольшой объем текста, доступность содержания, захватывающий игровой сюжет, использование художественно-изобразительных средств языка. Фольклорные произведения отличаются красочностью, выразительностью, ритмичностью, легкостью для запоминания. Это позволило считать, что по своим художественно-специфическими чертами, фольклор может служить эффективным средством развития связной речи детей, обогатить их речь образными выражениями, текстами жанров фольклора [1].

Вместе с тем, как в научной, так и методической литературе не была поднята проблема комплексного исследования развития словаря у дошкольников средствами фольклора. Несмотря на ряд исследований проведенных в разных направлениях, еще недостаточно изучена и не ПОЛНОСТЬЮ осознанна та огромная роль влияния фольклора на развитие родной речи у детей младшего дошкольного возраста. Фольклор в современном социуме убедительно объясняется неизменностью и повторяемостью его жанров на протяжении веков, своим неоценимым развивающим и воспитательным значением в жизнедеятельности детей. Поэтому заботясь о речевом развитии ребенка, педагог использует детские фольклорные формы как средство достижения единой цели - воспитание речевой личности. Речевое развитие ребенка - один из основных факторов становления личности в дошкольном детстве [2].

Понятие о детском фольклоре в науке трактовалось по-разному. А.П.Усова, одна из лучших знатоков русской народной педагогики, детского фольклора включает только те произведения, которые исполняют сами дети [3]. Другие же исследователи народного творчества (Е.И.Тихеева, Г.Н.Волков) придерживаются того взгляда, что творчество взрослых для детей и детское традиционное творчество, в целом, является детским фольклором [4,5].

Детский фольклор - совокупность образцов устного народного творчества, которая состоит из классических и современных фольклорных форм, функционирует в детской среде или выполняется специально для детей. Общеизвестно, что детский фольклор является полифункциональным, поэтому он сознательно передается от взрослых детям, или усваивается в детской среде стихийно. Понятно, что детский фольклор, с одной стороны, отражает своеобразие местного социума, в котором формируется и развивается личность, а с другой - формирует и воспитывает его на уровне свободных педагогических воздействии и «естественного культурного фона».

А.М. Бородич жанровое деление детского фольклора классифицирует следующим образом:

- образцы устной народной словесности, созданные взрослыми для детей: колыбельные песни, пестушки, потешки, небылицы, бесконечные сказочки, скороговорки и тому подобное

- произведения, которые перешли в детский фольклор из общего народно - поетичного творчества: сказки, обрядовые песни (заклички, прибаутки, колядки, щедривки, веснянки), загадки, пословицы, поговорки и тому подобное

- образцы устного творчества, которые возникли и функционируют в детской среде: игровые песни, считалки,' шутки, дразнилки, мирилки, кричалки и другие стихотворные формы [6].

Общеизвестно и то, что чем больше ребенок знает разножанровых фольклорных текстов, тем лучше у него развита речь. Пословицы, поговорки, колыбельные, потешки, загадки, считалки, мирилки обогащают словарь новыми понятиями, воспитывают интерес и любовь к родному слову. Стоит помнить, что организуя работу с детьми по ознакомлению с различными жанрами фольклора необходимо руководствоваться основными положениями, учитывая то, что фольклорный материал для детей должен быть доступным, понятным, соответствовать уровню их развития [7].

Фрагмент работы

2. Использование фольклора в различных режимных моментах для развития словаря в группе младшего возраста

Слово фольклор в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша.

Таким образом, приобщение ребенка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передается из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребенка.

Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитания на начальном этапе их развития, богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Заключение

3. Конспекты занятий, направленных на развитие словаря детей младшего возраста

Конспект непосредственно-образовательной деятельности № 1

по колыбельной песенке «Баю-бай»

Программные задачи:

– приучать детей внимательно слушать и слышать рассказ воспитателя;

– учить понимать содержание, повторять за воспитателем фразы: «Баю-бай», «Гав-гав-гав»;

– учить отвечать на вопросы (1–2-ух словными предложениями);

– развивать понимание речи, активизировать пассивный словарь за счёт таких слов, как: «не скули», «не буди»;

– обогащать активный словарь детей словами «собачка», «не лай».

Материал: игрушка собака и кукла.

Ход работы

– Ребята, посмотрите, кто пришел к нам сегодня в группу. Воспитатель показывает игрушечную собаку и куклу.

– Кто это?

– Собачка и кукла Таня.

Воспитатель предлагает детям подержать их в руках: погладить собачку, рассмотреть лапки, хвостик, ушки собачки, (побуждать речевую активность детей вопросами «что это?»).

– Как собачка лает? Гав-гав-гав.

– Таня, ты, где была? Гуляла?

– Гуляла.

– Ты долго гуляла, Таня?

– Долго, я устала.

– Ты спать хочешь?

– Да, я хочу спать.

– Ребятки, Таня хочет спать. Воспитатель кладет её спать.

– А чтобы наша Таня скорее уснула и громко не плакала, мы ей споём: (собачку оставляет на столе, а куклу берет на руки, покачивает ее и ритмично, не спеша читает):

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай.

Белолапа не скули,

Мою Таню не буди.

Чтение повторяется 2-3 раза. Потом воспитатель дает куклу детям, снова повторяет текст, побуждает детей покачивать куклу и повторять вместе с нею слова «бай», «собачка, не лай».

Список литературы

1. Бородич А. М. Методика развития речи детей: Учеб, пособие для студен-тов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психоло-гия».- 2-е изд.-М.: Просвещение, 1981.-255 с.

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред, и высш. пед.учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168с.

3. Гавриш Н.В. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание. - 1991. - №9. - С. 16-20.

4. Знакомство детей с русским народным творчеством / Авт.-сост. Л.С.Куприна, Т.А. Бударина и др. - Спб: Детство-пресс, 2001. - 400с.

5. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду: конспекты занятий и сценарии праздников/Владимирский областной институт усовершенствования учителей. - Владимир: 1995. - 184с.

6. Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб, пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 400с.

7. Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. - М.: Просвещение, 1966. - 175с.

8. Тихеева Е.И. Развитие речи детей - М.: Просвещение, 1972. - 280с.

9. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. - М.:Изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1947. - 71с.

10. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольника. - М.: Изд-во института психотерапии, 2001. - 237с

Покупка готовой работы
Тема: «Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста средствами малого фольклора»
Раздел: Педагогика
Тип: Отчет по практике
Страниц: 28
Цена: 650 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика