Дипломная работа
«Навыки чтения, письма и речевая культура школьников»
- 99 страниц
ВВЕДЕНИЕ…. 3
ГЛАВА 1. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И СОВЕРШЕНСТ-ВОВАНИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ, ПИСЬМА, ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ…7
1.1. Проблема формирования и совершенствования навыков речевой деятельности человека в психологических и лингвис-тических исследованиях….…7
1.2. Трудности в обучении навыкам чтения и письма школьни-ков. Понятие речевой культуры…10
1.3. Условия и способы формирования и совершенствования навыков чтения, письма, повышения уровня речевой культуры школь-ников…15
Выводы по I главе…25
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ….27
2.1. Диагностика навыков чтения, письма, уровня речевой культуры на уроках русского языка…27
2.2. Эффективность методов и приемов совершенствования речевой культуры школьников в учебной деятельности…34
2.3. Методические рекомендации по формированию и совершенствованию навыков чтения, письма и культуры речи школьников…41
Выводы по II главе…. 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…. 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…. 48
ПРИЛОЖЕНИЯ…. 53
Актуальность исследования особенностей формирования и совершенствования навыков чтения, письма, повышения уровня речевой культуры школьников обусловлена тем, что основной задачей современной школы является воспитание грамотного и культурного человека. Кроме того, значимым в данном вопросе является и воспитание человека, который умеет думать и чувствовать, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, умеет общаться и обладает внутренней культурой. Стоит отметить, что в современных условиях целью образования является не только то, чтобы ученик знал как можно больше, но и то, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых жизненных ситуациях. По мнению большинства исследователей, одной из формируемых компетенций школьника, позволяющих решить поставленную задачу, выступают навыки чтения, письма и культура речи.
Школа является тем местом, где учащиеся овладевают навыками чте-ния, письма, нормами устного и письменного литературного языка. Кроме того, в школе дети учатся использовать языковые средства в соответствии с целями и задачами речи, используя их в разных условиях общения. В этом процессе ведущая роль отводится педагогу. Учитель помогает детям усвоить требования к навыкам письма, чтения, речевой деятельности. Педагог оказывает содействие в том, чтобы учащиеся правильно строили фразы, в процессе формулирования мыслей контролирует их правильность, а также точность, разнообразие и выразительность языка, грамотность письменного изложения мыслей и фраз. Овладение навыками чтения, письма и речевой культурой является одним из самых необходимых условий для формирования социально активной личности.
О значимости осознанного отношения к чтению и письму говорил К.Д. Ушинский, который также подчеркивал необходимость обучения безотрывному письму. Идеи К.Д. Ушинского развивал известный методист В.П. Вахтеров, утверждая единство процесса первоначального обучения чтению и письму. Среди исследователей, внесших вклад в изучение взаимосвязи речи, мышления и письма, стоит отметить В.С. Гербача, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Л.Р. Лурию, И.А. Зимнюю, М.Р. Львова, Т.А. Ладыженскую, Г.И. Сорокину, М.С. Соловейчика, О.М. Казарцеву.
В настоящее время, анализируя научно-методическую литературу и педагогическую практику, можно выявить недостатки формирования и совершенствования навыков чтения, письма, состояния речевой культуры школьников. Первым моментом является то, что дидактические средства, которые имеются у учителей, не дают в полной мере развивать навыки чтения, письма и речевой культуры у детей. Вторым моментом является несовместимость педагогических условий и их реализации в совершенствовании навыков чтения, письма, повышения уровня речевой культуры школьников.
Несмотря на значительное внимание к навыкам грамотного чтения и письма учащихся, эти задачи решаются не полностью. Такое положение вещей связано с тем, что речевая среда, куда относятся семья, сверстники, средства массовой информации, не всегда является образцом. Вследствие этого, большинство молодых людей пишет безграмотно. Данные противоречия говорят о том, что для решения проблемы столь важной проблемы необходимо создать условия, которые необходимы для эффективного осуществления процесса формирования и совершенствования навыков чтения, письма, повышения уровня речевой культуры школьников.
Учебная деятельность школьников и процесс их общения с окружаю-щими тесно взаимосвязаны: от того, как организован процесс обучения школьников, зависит и результат обучения. Кроме того, от особенностей коммуникативной деятельности обучающихся зависят и результаты учебной деятельности. Становится очевидным, что невозможно развивать навыки чтения, письма и речи учащихся, не учитывая воспитательные возможности процесса общения.
Итак, объектом нашего исследования является учебная деятельность школьников. Предметом – навыки чтения, письма и речевая культура школьников в образовательном процессе.
Цель исследования состоит в выявлении, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий формирования и совершенствования навыков чтения, письма, повышения уровня речевой культуры школьников.
В рамках реализации указанной цели в работе были поставлены сле-дующие задачи:
1) выявить условия формирования навыков чтения, письма и речевой культуры у школьников;
2) разработать систему оценки уровня развития навыков чтения, письма, речевой культуры;
3) апробировать комплекс упражнений, направленных на развитие логики речи, ее содержания, точности словоупотребления, грамматического оформления, а также навыков чтения и грамотного письма посредством включения школьников в образовательный процесс;
4) разработать рекомендации по внедрению комплекса упражнений.
Гипотеза исследования: навыки чтения, письма и речевая культура школьников будут эффективнее формироваться и совершенствоваться, если уроки будут проводиться с использованием: а) упражнений, направленных на развитие логической последовательности речи, ее содержательности, точности словоупотребления, расширение активного словарного запаса; б) форм учебного сотрудничества, включая групповые и коллективные; в) алгоритмов письма, которые создают условия для общего развития ребенка (развития интеллекта, речи, темпа чтения и др.).
В качестве основополагающих методов исследования в работе ис-пользовались такие методы как синтез, анализ, функциональный, системный, формально-логический, конкретно-социологический, cтатистический.
Материалом исследования послужили данные, полученные в ходе организованного эксперимента. Опытно-экспериментальной базой исследования выступила МБУ СОШ с. Ермекеево Ермекеевского района Республики Башкортостан. В исследовании принимали участие 25 учащихся 7А класса данной школы в течение 3 месяцев — с октября по декабрь 2016 года.
Практическая значимость исследования заключается в том, что ис-пользование в процессе обучения разработанной системы упражнений и заданий оказывает содействие повышению уровня сформированности навыков чтения, письма и речевой культуры школьников, эти задания могут быть использованы в образовательном процессе, в практике школьного обучения.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Результаты работы были апробированы в ходе публичного выступления на педагогическом совете коллектива СОШ с. Ермекеево, а также на предзащите по кафедре общего языкознания 25 января 2018 года.
ГЛАВА 1. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ, ПИСЬМА,
ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ
ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Проблема формирования и совершенствования
навыков речевой деятельности человека
в психологических и лингвистических исследованиях
Формирование и совершенствование навыков чтения, письма и речи представляют собой высшие психические функции. В этой связи, они явля-ются основной составляющей интеллектуальной деятельности. Ведущим средством осуществления данной деятельности, а также реализации мысли-тельных процессов является язык. В течение долгого времени язык является предметом пристального внимания психологов и лингвистов. Теоретические и экспериментальные исследования, которые проводятся исследователями, оказали содействие накоплению и обобщению обширного материала, основанного на общих законах изучения языка и формирования навыков чтения, письма и речевых способностей человека в процессе онтогенеза.
Вопросами формирования и совершенствования навыков чтения, письма и культуры речевого занимались многие ученые, которые представляют отечественную психологическую и лингвистическую школу. Среди них стоит отметить П.П. Блонского, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Р. Лурии, А.Н. Леонтьева, Л.В. Щербы, В.В. Виноградова и др. Большинство исследований проводились в 40-50-х гг. ХХ в. Именно в этот период появление этой области науки сопровождалось необходимостью развития социума, а также необходимостью познать природу психической интеллектуальной деятельности человека [11, с.135].
Несмотря на достигнутому в психологии и языкознании значительному прогрессу, в теории изучения речи и использовании языка в процессе формирования и совершенствования навыков чтения, письма и речевого общения, исследователи к середине XX в. отметили, психологам и лингвистам необходимо объединять усилия. Так, возникла потребность в формировании научной теории, отражающей диалектическое единство языка и речи. Новая теория должна была показать и объяснять взаимозависимость речевой деятельности с аналитико-синтетической и мыслительной деятельностью.
Один из выдающихся советских ученых Л.С. Выготский способствовал развитию теории речевой деятельности, изучающей природу знаков языка. [21, с. 254]. Он теоретически обосновал о диалектическом единстве процессов мышления и речи. Кроме того, его рассуждения о закономерностях формирования речи и усвоения языка в ходе онтогенеза стали основой психолингвистики. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского обосновывает мысль о том, что речь имеет социальный характер. Так, новорожденный является включен в процесс общения и является активным субъектом общества. В его исследованиях можно увидеть тесную связь между психикой человека и речью. Речь, представляя собой социальный продукт, является объектом усвоения [21, с. 255].
Таким образом, речь играет важную роль в поведении детей, оказывая влияние на его паять, восприятие, мыслительные процессы. В связи с этим, содержательная сторона речи определяет уровень развития психических процессов.
По мнению Л.С. Выготского, речь является основным средством общения. В животном мире общение не опосредовано речью и представляет собой примитивное и ограниченное общение [9, с. 30].
Исследования в области мышления и речи Л.С. Выготского и других ученых стали значительной предпосылкой для развития исследований культуры речевого общения. Стоит отметить, что одними из ведущих исследователей, которые проводят исследования в данной области, являются представители США — Ч. Осгуд, Дж. Кэролл и Т. Сибеок.
В начале 1960-х гг. состоялось признание в отечественной научной среде культуры речи как самостоятельной науки. Психологическая и лин-гвистическая школа, активно занималась вопросами культуры речи. Среди них такие ученые как А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин, В.А. Артемов, Н.И. Жинкин, Е.Ф. Тарасов, P.M. Фрумкина, АК. Маркова и др. По мнению Л.Л. Касаткина, речь представляет собой форму общения, которая сложилась в процессе преобразующей материальной деятельности людей, общение опосредовано языком. Речь включает себя те процессы, которые порождают сообщения для целей общения и контролируют данную деятельность [19, с. 182].
В реальных условиях ситуацией общения для конкретного человека выступают лишь те, на которые направлена личность. Школьник, находясь в обществе и вступая во взаимодействие с людьми, решает много задач, к которым относятся коммуникативные, учебные и социальные. В связи с этим, речевое общение предстает совокупностью речевых взаимоотношений и социальных контактов. Эти взаимоотношения и социальные контакты возникают в определенных условиях. Как видим, развитие навыков чтения, письма и культуры речи предполагает и задания, эмоционально насыщенные описания, в знакомых и близких детям жизненных условиях – дома, в семье, в школе, на улице. Дети готовы к восприятию речи в разных ситуациях общения лишь тогда, когда они определят и осознают условия возникновения речевого общения.
Большинство исследователей в области психологии и лингвистики различают два вида поведения. К ним относятся: реальное и вербальное (словесное) поведения. Реальное поведение представляет собой взаимосвязанные поступки человека для привыкания в социуме, среде. Словесное поведение представляет собой систему мнений, доказательств, рассуждений и высказываний [22, с.14]. Стоит отметить, что речевое поведение и речевое общение отличаются друг от друга своими результатами. Результатом речевого общения выступают текст и мысль, а результатом речевого поведения является взаимоотношения между людьми, а также эмоции, вызванные в ходе речевого поведения.
Цель проведенного нами исследования заключалась в выявлении, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке условий формирования и совершенствования навыков чтения, письма и речевой культуры у школьников. Для достижения поставленной цели были намечены четыре основные задачи, которые решены в процессе исследования. При этом были получены описанные в выводах теоретические и практические результаты.
В ходе проведения исследования была проведена опытно-экспериментальная работа по проверке методики формирования и совершенствования навыков чтения, письма и речевой культуры у школьников в учебной деятельности. Измерение результатов эксперимента осуществлялось на основе показателей оценки эффективности уровня сформированности навыков чтения, письма и речевой культуры у школьников: развитие логической последовательности речи, развитие содержательной стороны речи, точность употребления слов в речи, широта активного словарного запаса, а также правильность, беглость, выразительность и сознательность чтения, уровень грамотности устной и письменной речи.
Результаты первичной диагностики сформированности навыков чте-ния, письма и речевой культуры привели нас к мысли о необходимости создания комплекса упражнений и приемов для формирования и совершенствования навыков чтения, письма и речевой культуры у школьников в условиях образовательной деятельности. Дальнейшее формирование и совершенствование навыков письма, чтения, повышение уровня речевой культуры учащихся осуществлялось на уроках русского языка и литературы, на которых мы комплексно формировали все показатели исследуемых нами качеств, так как они непосредственно взаимосвязаны и предопределяют содержание коммуникативной компетенции школьников.
Педагогические условия рассматриваются в нашем исследовании как комплекс взаимосвязанных факторов учебно-воспитательного процесса, оказывающих существенное влияние на эффективность формирования и совершенствования навыков чтения, письма и речевой культуры у школьников.
Эффективность реализации комплекса упражнений и приемов формирования и совершенствования навыков чтения, письма и речевой культуры у школьников в условиях учебно-воспитательного процесса подтверждают результаты экспериментальной работы. Опытно-экспериментальная работа позволила подтвердить гипотезу исследования в части обоснования основных условий формирования и совершенствования навыков чтения, письма и речевой культуры у школьников в учебной деятельности. В результате уровень сформированности навыков чтения, письма и речевой культуры в 7А классе СОШ с. Ермекеево Ермекеевского района Республики Башкортостан повысился.
Исследование открывает перспективы для дальнейшей работы в этом направлении, предполагающей постановку новых актуальных задач, которые заключаются в изучении условий формирования и совершенствования навыков чтения, письма и речевой культуры у школьников.
1. Алейникова И. Тяжело, но интересно: Внедрение новых стандартов // И. Алейникова // Управление школой. – 2011. – №10. – С. 38-40.
2. Александрова М. В. Становление и развитие науки управления образованием как компонента социального управления в России / М.В. Александрова // Системно-деятельностный подход к управлению образовательными системами : сб. науч.-метод. ст. /сост. и науч. ред. А. А. Осипов, Р.М. Шерайзина; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, – 2012. – С. 12-19.
3. Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр. – Волгоград: Учитель, 2001. – 276 с.
4. Бабинский М.Б.Стратегический анализ идеологии стандарта школьного образования // М.Б. Бабинский//Народное образование. – 2011. – № 6. – С. 11-12.
5. Баранов С.П. Педагогика. – М.: Просвещение, 2003. – 368 с.
6. Бельчикова В.П. Единые требования к речевому развитию уча-щихся. – Самара: СИПКРО, 2009. - 50 с.
7. Беляков С.А. Новые формы образовательных организаций и некоторые проблемы организации управления образованием // С.А. Беляков// Университетское управление: практика и анализ. – 2006. – № 5. – С. 66-72.
8. Беляков С.А., Федотов А.В. О концепции, структуре и основных экономических показателях Стратегии развития системы образования Российской Федерации до 2020 года — недостатки, проблемы и направления совершенствования / С.А. Беляков // Университетское управление: практика и анализ. – 2008. – № 6. – С. 6-11.
9. Бетенькова Н.М. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка 5-7 классах. – М.: ВАКО, 2008. – 310 с.
10. Бим И. Л. Культура речи школьников. Обучение диалогу. – М.: Просвещение, 2001. – 394 с.
11. Булыгина Л.Н. Критериально-уровневый подход к оцениванию сформированности коммуникативных компетенций учащихся в образова-тельном процессе основной школы / Л.Н. Булыгина // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2011. – № 1. – С. 24-31.
12. Бутромеев В.М. Обо всем на свете. – М.: ОЛМА- ПРЕСС, 2002. – 556 с.
13. Воровщиков С.Г. Муниципальное образование: инновации и эксперимент/С.Г. Ворощиков. – 2010. – № 6. – С. 36-41.
14. Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития. – М.: Просвещение, 2001. – 286 с.
15. Гайдукова В.М. Новые стандарты и принцип психологической комфортности: Размышления учителя о подготовке педагогов к реализации новых стандартов // В.М. Гайдукова //Методист. – 2011. – № 3. – С. 45-47.
16. Гальперин В.Е. Текстовый объект лингвистического исследова-ния. – М.: ЛИБРОКОМ, 2008. – 213 с.
17. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвеще-ние, 2006. – 218 с.
18. Гончарова В.А. Нарушение письменной речи у младших школьников. – М.: Феникс, 2008. – 222 с.
19. Гормин А.С. Научно-психологические основы федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения : науч.-метод. пособие // А. С. Гормин//. – Великий Новгород, 2012. – С.19-23.
20. Гринчук С.Н. Проектирование учебных курсов по современным информационным технологиям по открытому образованию / С.Н.Гринчук, Г.М.Троян // Материалы международной конф. «Информационные технологии в открытом образовании». – М.: МЭСИ, 2001. – С. 152-160.
21. Данилова Е.Е. Младший школьник: развитие познавательных способностей. – М.: Просвещение, 2003. – 157 с.
22. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М.: Просвещение, 2002. – 198 с.
23. Зайченко О. М. Тройка лучших // О. М. Зайченко, К. В. Афанасьев // Школа. Гимназия. Лицей: наши новые горизонты. – 2012. – № 11. – С. 42-45.
24. Зубарева, Л.В. Развитие словестнологического мышления и связной речи школьников. – Волгоград: Учитель, 2010. – 99 с.
25. Казарцева О.М. Культура речевого общения. Теория и практика обучения. – М.: Флинта, 2008. – 496 с.
26. Касаткин Л.Л. Краткий справочник по современному русскому языку. – М.: Высшая школа, 2001. – 383 с.
27. Колбанов В.В. Забота образовательных учреждений о здоровье детей: материалы Международной научного симпозиума 28–30 июня 2006 г.// В.В. Колбанов// – СПб., 2006. – С.23-26.
28. Кузнецова А.Г.Создание и реализация уровневой модели повы-шения квалификации, ориентированной на обеспечение готовности педагогических и руководящих работников системы образования// А.Г.Кузнецова// Вестник образования. – 2011. – № 11. – С.71
29. Ладыженская Т.А. Характеристика связной речи детей. – М.: Педагогика, 2000. – 210 с.
30. Леонтьев А. А. Речевая деятельность и психология речи, основы речевой деятельности. – М.: Просвещение, 2001г. – 428 с.
31. Львов М.Р. Культура речи. Школьные проблемы // М.Р. Львов // Начальная школа. – 2002. – №1. – С. 128-130.
32. Мудрик А.В. Время поисков и решений. – М.: Просвещение, 2003. – 176 с.
33. Никитина С.Е. Языковое сознание и самосознание личности в народной культуре. – М.: Просвещение, 2001. – 243 с.
34. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: ООО ИТИ Технологии, 2003. – 948 с.
35. Павлова Н.Н. Экспресс - диагностика в начальной школе. – М.: Генезис, 2008. – 80 с.
36. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обуче-ния: учебное пособие / Под ред. Е.С.Полат//. – М., 2006 – 400с.
37. Потылико Г. И. Этико-психологические основы общения. – М.: Просвещение, 2003. – 295 с.
38. Родионова Е.А. Русский язык. Тесты и развивающие задания. – М: Ломоносовская школа, 2006. – 90 с.
39. Соколова, В.В. Культура речи. Культура общения. – М.: Просвещение, 2005. – 212 с.
40. Соловейчик М.С. К тайнам нашего языка: методические реко-мендации. – Смоленск: XXI век, 2000. – 496 с.
41. Соловейчик М.С. Методика преподавания русского языка: Руководство к самостоятельной работе младших школьников. – М., 1999. – 190 с.
42. Солоухина Т.П. Развитие творческой активности обучающихся на уроках русского языка // Т.П. Солоухина// Управление начальной школой. – 2013. – №2. – С. 16-20.
43. Стасько А.В. Личностно-ориентированное обучение – средство формирования познавательной активности учащихся // А.В. Стасько// На-чальная школа. – 2011. – №1. – С. 42-44.
44. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 288 с.
45. Таркина Т.И. Формирование аналитического мышления у уча-щихся начальных классов: приемы работы с текстом// Т.И. Таркина// На-чальная школа плюс До и После. – 2008. – №9. – С. 73-78.
46. Терентьева С.Т.Новые образовательные стандарты как инстру-мент развития образования // С.Т. Терентьева// Вестник образования. – 2011. – №11. – С.29-32.
47. Ушакова Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 2004. – 136 с.
48. Шихова О.В. Педагогика и методика начального образования. – Вологда: Русь, 2003. – 460 с.
49. Эльконин Д.Б. Детская психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 384 с.
50. Эльконин Д.Б. О структуре учебной деятельности. Психическое развитие в детских возрастах. – М.: Издательство «Институт практической психологии», 1995. – 296 с.
51. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в со-временной школе. – М.: Сентябрь, 2000. –112 с.
Электронные ресурсы
1. Образование: Электронный университет [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.obrazo**nieufa.ru/. - Загл. с экрана.
2. Российское образование: Российский портал открытого образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.op**et.edu.ru/ .- Загл. с экрана.
3. Голубев С.В. Открытость и свобода ПО [Электронный ресурс]/ С.В. Голубев.– Режим доступа: ttp://www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=116309/ -Загл. с экрана.
Тема: | «Навыки чтения, письма и речевая культура школьников» | |
Раздел: | Литература и лингвистика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 99 | |
Цена: | 2700 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Совершенствование навыков чтения у обучающихся начальной школы
Дипломная работа:
Особенности развития навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста из моно- билингвальной среды
Дипломная работа:
Формирование фонетических навыков у младших школьников на уроке английского языка на начальном этапе обучения
Дипломная работа:
Обучение чтению на основе использования прямого метода на старшем этапе
Дипломная работа:
Анализ концепта «женщина» в немецкой и английской культурах на внеклассных мероприятиях по иностранному языку в среднией общеобразовательной школе