Дипломная работа

«Особенности когнитивных нарушений у лиц с алкогольной зависимостью»

  • 117 страниц(ы)
  • 282 просмотров
фото автора

Автор: navip

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ КОГНИТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ У ЛИЦ С АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ 8

1.1. Различные подходы к изучению когнитивных процессов в психологии 8

1.2. Патологии психических процессов 12

1.3. Психологические факторы алкоголизма и особенности больных алкоголизмом 22

1.4. Механизмы влияния алкоголя на когнитивные нарушения у лиц, страдающих алкогольной зависимостью 29

Выводы по первой главе 35

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОГНИТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ У ЛИЦ С АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ 37

2.1. Организация и методы исследования 37

2.2. Результаты исследования и их интерпретация 39

2.3. Программа тренинга по профилактике когнитивных нарушений для лиц с алкогольной зависимостью 50

Выводы по второй главе 55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58

ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность исследования. Когнитивная дисфункция в современном мире актуальна не только в медицине, но также в рамках клинической психологии. По данным ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения) более 20 миллиона человек в мире страдают когнитивными нарушениями, и этот показатель стремительно растет среди лиц, имеющих алкогольную зависимость. Даже кратковременное употребление алкоголя приводит к необратимым органическим изменениям в головном мозге, которые клинически проявляются в виде различных нарушений высших психических функций, выраженность которых колеблется от легких до тяжелых. На разных стадиях алкозависимости наблюдается наличие самых разнообразных расстройств когнитивных функций, которые в дальнейшем могут привести к тяжелым церебральным нарушениям.

Первая научная формулировка алкоголизма была дана Т. Троттером, написавшим в 1804 г. книгу о медицинских, философских и химических аспектах употребления алкоголя и о его влиянии на организм человека. Влечение к алкоголю Т. Троттер рассматривал как признак психического заболевания. Психиатры XIX века занимались вопросами психических заболеваний, связанных со злоупотреблением алкоголем, была установлена связь ряда психических расстройств и поражений нервной системы с алкоголизмом (французский психиатр Ж. Маньян, шведский врач М. Гусе, шотландский психиатр Э. Саттон и др.).

Всемирную известность получили работы отечественного психиатра (С. С. Корсакова), который в 1887-1890 годах описал сопровождающийся тяжелым расстройством памяти и воспалением периферических нервных стволов алкогольный психоз, вошедший в литературу под названием Корсаковского.

Проблема алкоголизма рассматривается в основном в двух направлениях: два самостоятельных направления исследований:

традиционный медицинский, клинический подход, обогащенный методологией других дисциплин (медицинская и социальная психология, медицинская антропология), который в течение многих лет развивается одним из авторов (Ц.П. Короленко), и направление, основанное на клиникопсихологическом анализе и психотерапии алкоголизма (В.Ю. Завьялов).

Психологическим проблемам хронического алкоголизма посвящены работы отечественных ученых Б.С. Братуся, В.Ю. Завьялова, Ю.В. Валентика, Ц.П. Короленко, Б.М. Гузикова, К.Г. Сурнова и других авторов.

Цель исследования: изучить особенности когнитивных нарушения у лиц с алкогольной зависимостью.

Объект исследования: когнитивные нарушения.

Предмет исследования: особенности когнитивных нарушений у лиц с алкогольной зависимостью.

Гипотеза исследования: существуют различия выраженности мотивов потребления алкоголя, а также различия когнитивных нарушений у лиц с алкогольной зависимостью и лиц без алкогольной зависимости.

В соответствии с целью исследования определен ряд задач исследования:

1. Рассмотреть основные теоретические аспекты когнитивных нарушений в психологии.

2. Изучить патологии психических процессов.

3. Изучить когнитивные нарушения у людей, страдающих алкогольной зависимостью.

4. Эмпирически исследовать когнитивные нарушения у лиц с алкогольной зависимостью.

5. Разработать коррекционную программу тренинга по профилактике когнитивных нарушений.

Методы исследования:

- Теоретические: анализ, синтез и сравнение психологической литературы по проблеме особенностей когнитивных нарушений у лиц с алкогольной зависимостью.

- Эмпирические: тестирование с использованием следующих психодиагностических методик:

1) Модификационный вариант опросника по выявлению особенностей мотивации потребления алкоголя (МПА) В. Ю. Завьялова

2) Краткая шкала оценки психического статуса (MMSE) М.Ф. Фольштейн

3) Диагностика нарушений памяти:

- методика «Числовые ряды» Р.С. Немов;

- методика «Оперативная память» А.Р. Лурия;

- методика кратковременной памяти по методу Э. Джекобсона;

- методика зависимость запоминания от установки личности Б.В. Зейгарник;

- методика «Влияние установок и срок запоминания» А.Д. Чернобай;

- методика «Таблица двухзначных чисел» А.А. Карелин.

4) Диагностика нарушений мышления

- методика определения активности вербального и наглядно - образного мышления Г. В. Резапкина;

- методика «Интеллектуальная лабильность» С. В. Костромина;

- методика исследования быстроты мышления Т.А. Ратанова;

- методика логика связей У. Гордон;

- методика «Значение слов» Ф.Г. Даскалова.

5) Диагностика нарушений внимания

- методика «Расстановка чисел» В. Шульте;

- методика «Поиск чисел» В. Шульте;

- методика «Перепутанные линии» М.Н. Ильина;

- методика «Крестик» К.К. Платонов;

- методика «Корректурная проба» Б.Бурдон;

- методика «Таблица Шульте» В. Шульте;

- методика Шульте - Горбова «Красно - Черная таблица» Ф.Д. Горбова Э.Шульте;

- методика «Арабско - Римские Таблицы» К.К. Платонова.

- Математической обработки данных: расчет среднего арифметического, стандартного отклонения, U-критерий Манна-Уитни.

Теоретико-методологической основой исследования составили работы по изучению когнитивных нарушений (Н.Л. Белопольская, Б. В. Зейгарник, В.В. Маврилов, С. Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия и др.), работы, направленные на изучение алкогольной зависимости (А.В. Веко, А.В. Гоголева, Ю.П. Лисицын и др.)

Научная новизна исследования: обусловлена выявлением

особенностей когнитивных нарушений у лиц с алкогольной зависимостью и без алкогольной зависимости.

Этапы исследования.

Первый этап. Анализ психологической литературы по проблеме исследования. Определение цели, задач исследования, объекта, предметы.

Второй этап. Определение методов и методик для эмпирического исследования когнитивных нарушений функций памяти, мышления и восприятия у лиц с алкогольной зависимостью. Проведение эмпирического исследования.

Третий этап. Математико - статистическая обработка и качественный анализ полученных данных, формулирование выводов по результатам исследования, разработка программы тренинга, направленный на профилактику когнитивных нарушений, оформление выпускной квалификационной работы.

Описание выборки: В качестве испытуемых выступили мужчины и женщины, с алкогольной зависимостью в возрасте от 30 до 45 лет в количестве 30 человек и лица без алкогольной зависимости в количестве 30 человек.

Эмпирическая база исследования: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республиканский наркологический диспансер №1.

Практическая значимость исследования: данные, полученные в ходе и по результатам эмпирического исследования, а также коррекционная программа, могут быть использованы для дальнейшего практического применения в работе специалистов, работающих по проблемам когнитивных нарушений.

На защиту выносятся следующие положения:

1. У лиц с алкогольной зависимостью мотивация употребления алкоголя связана псевдокультурными, гедонестическими, атарактическими, аддиктивными мотивами, а также мотивами самововреждения и «похмельной» мотивацией.

2. Особенности когнитивных процессов памяти, мышления и восприятия у лиц с алкогольной зависимостью характеризуется выраженностью показателей по шкалам: оперативная, непроизвольная, произвольная виды памяти, а также по шкале объем механической памяти; лабильность, темп логическое мышление; распределение, концентрация, устойчивость, переключаемость внимания.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались на заседании кафедры общей и социальной психологии, были опубликованы две статьи в научном журнале «Духовный мир мусульманских народов. Гуманистическое наследие просветителей в науке, культуре и образовании» (XV Акмуллинские чтения), Уфа (2020)

Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список литературы (60 источника) и приложения. Общий объем работы составляет 62 страницы.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ КОГНИТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ У ЛИЦ С АЛКОГОЛЬНОЙ

ЗАВИСИМОСТЬЮ

1.1. Различные подходы к изучению когнитивных процессов в психологии

Когнитивная психология охватывает весь диапазон психических процессов - от ощущения до восприятия, нейронауки, распознавания паттернов, внимания, сознания, научения, памяти, формирования понятий, мышления, воображения, запоминания, языка, интеллекта, эмоций и процессов развития; она касается всевозможных сфер поведения [14].

Пытаясь лучше понять психику человека, когнитивные психологи стали больше интересоваться органом, обеспечивающим психические функции, - мозгом. Их интерес к этому органу совпал с интересом представителей науки о мозге, обращающихся к когнитивной психологии в поисках моделей обработки человеком информации. В мозге человека можно обнаружить специализацию и многообразие функций. По-видимому, нервная система является мощной системой параллельной обработки, что, как считается, необходимо для быстрой, сложной и креативной обработки информации [11]. Три мощные области научного развития - вычислительная техника, нейронаука и когнитивная психология - сошлись, чтобы создать новую науку, названную когнитивной наукой. Границы между этими дисциплинами иногда трудно различить: некоторые когнитивные психологи могут быть ближе к нейронауке, другие - к вычислительной технике. Однако ясно одно: наука о человеческом познании переживает глубокие перемены в результате значительных изменений в компьютерной технологии и науке о мозге.

В начале развития когнитивной психологии физиологической психологии, или нейроанатомии, уделялось мало внимания. Достаточно было установить новый способ понимания разума, а модель обработки информации и компьютерная метафора казались вполне достаточными и адекватными. Кроме того, изучающие нейрофизиологию и смежные с ней области ученые, казалось, были поглощены микроскопическими структурами, мало связанными с такими общими когнитивным темами, как мышление, восприятие и память.

Большая часть первоначальной информации о мозге и его функциях была получена при исследовании последствий травм головы, полученных в ходе войн и в результате несчастных случаев. Во время Первой мировой войны нейрохирурги, занимавшиеся лечением солдат, раненых в голову шрапнелью, многое узнали о специфических функциях мозга (какие отделы связаны со зрением, речью, слухом и т. д.), а также о его общих функциях. Основной вопрос для невропатологов заключался в том, был ли мозг целостным органом и распределялись, ли операции по его инфраструктуре или же действия были локализованы и привязаны к определенным областям. В своих экспериментах К. Лешли разрушал определенные части мозга крыс, которые учились проходить лабиринт. Он показал, что эффективность поведения крыс снижалась пропорционально общему количеству разрушенного мозга, но не была связана с местоположением повреждений [3].

Значительных успехов достигла в последнее время нейронаука, в частности в области изучения структурных аспектов мозга и его периферийных компонентов, а также функциональных аспектов. В 1960-е годы исследователи обнаружили структурные элементы, которые позже оказали прямое влияние на когнитивную психологию. Некоторые из этих открытий были сделаны в Медицинской школе Д. Хопкинса В. Маунткаслом, работа которых была связана с корой мозга - верхним слоем мозга, как предполагалось, ответственным за высшие психические функции. В. Маунткасл (Mountcastle, 1979) обнаружил, что связи между клетками коры, или нейронами, более многочисленны, чем считалось ранее (нейроны - основные клетки нервной системы, которые проводят нервную информацию). Возможно, наиболее интересным было открытие параллельного распределения нервных связей в дополнение к последовательным путям [11]. Сеть параллельных нервных связей охватывает большую территорию, а отдельные функции одновременно локализованы в нескольких местах. Этот тип обработки отличается от последовательной обработки, при которой нервный импульс передается другому нерву и затем следующему. В. Маунткасл пишет: «Эти наборы соединений являются распределенными системами, каждая из которых состоит из модульных элементов в нескольких или многих областях мозга, связанных как параллельно, так и последовательно. Они формируют нейронные пути для распределенной и параллельной обработки информации в мозге» (цит. по: Restak, 1988) [14]. Согласно этому представлению, сети обработки распределены по коре, а не локализованы. Следовательно, нет никакого главного гомункулуса, управляющего нервной обработкой, или нейрона, скрытого на заднем плане и наблюдающего за действием. Части мозга, связанные со зрением, речью, моторными действиями и т. д., специализированы только в том смысле, что в них поступает и из них исходит информация, связанная с данными функциями.

Теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы позволили ответить нам на все интересующие вопросы касающихся когнитивных нарушений у лиц с алкогольной зависимостью.

В ходе исследования было установлено, что психические процессы имеют определенное начало, течение и конец, т. е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым прежде всего относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса. На основе психических процессов формируются определенные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков, а также нарушений.

По мере развития алкоголизма сначала формируется зависимость на эмоциональном уровне, из-за чего человек все больше втягивается в новый образ жизни, связанный с регулярным употреблением спиртного.

Алкоголизм - зависимость от этилового спирта. На первой стадии заболевания формируется психическая привязанность: человек периодически испытывает сильное желание выпить, постепенно теряет контроль над дозами спиртного. В состоянии алкогольного опьянения у человека настроение может меняться от эйфории до подавленности, но явных изменений в психике не наблюдается. На второй и третьей стадиях употребление алкоголя становится физической потребностью. На резкий выход из запоя организм реагирует алкогольным психозом, его симптомы довольно опасны, а для лечения необходима срочная госпитализация. Поведение алкоголика в состоянии психоза представляет угрозу, как для его собственной жизни, так и для безопасности окружающих

Современное общество встает перед проблемой алкоголизации населения, которое принимает тотально катастрофический характер в том числе поражение всех психических процессов человека.

Алкоголизация, во - первых, связана с увеличением производства алкоголя, терпимым отношением к опьянению, культурными традициями в 56

отношении потребления алкоголя, с интенсификацией современной жизни и связанных с этими явлениями переживания стресса и депрессии, которые выходят на первые позиции среди психических заболеваний современного человека.

Немаловажное значение в возникновении алкоголизма имеют индивидуально - психологические особенности человека, а также социальные факторы формирования зависимости.

Полученные в нашем исследовании результаты имеют различную выраженность у лиц с алкогольной зависимостью с лицами не имеющих зависимость. Когнитивные процессы нарушены у большинства алкозавимых людей. У здоровых людей также наблюдается не критичные нарушения в когнитивных процессах, это может быть связано с образом жизни и стрессами.

На основе анализа данных эмпирического исследования гипотеза исследования о том, что существуют различия выраженности мотивов потребления алкоголя, а также различия когнитивных нарушений у лиц с алкогольной зависимостью и лиц без алкогольной зависимости получила свое подтверждение.

Цели и задачи исследования решены.

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г. С. Абрамова. - М.: Академия, 2012. - 672 с.

2. Акимова М.К. Психологическая диагностика [Текст] / М.К. Акимова. - СПб.: Питер, 2015. - 303 с.

3. Акцентуации характера и использование опросника Г. Шмишека: методические рекомендации для практических психологов [Текст] / Под. ред. В. Г. Сахарова. - Владивосток, 2008. - 298 с.

4. Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и восстановление в процессе индивидуального развития человека [Текст] / Под ред. Д. Я. Райгородского. - Самара: Барах - М, 2007. - 320 с.

5. Ананьев В.А. Человек как психосоматическая система. Валеология человека. Т. 1. [Текст]/ В.А. Ананьев -СПб.: Питер, 1999. С. 131 160.

+ еще 55 источников

Покупка готовой работы
Тема: «Особенности когнитивных нарушений у лиц с алкогольной зависимостью»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 117
Цена: 2700 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика