Дипломная работа
«Особенности когнитивных нарушений у лиц с алкогольной зависимостью»
- 117 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ КОГНИТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ У ЛИЦ С АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ 8
1.1. Различные подходы к изучению когнитивных процессов в психологии 8
1.2. Патологии психических процессов 12
1.3. Психологические факторы алкоголизма и особенности больных алкоголизмом 22
1.4. Механизмы влияния алкоголя на когнитивные нарушения у лиц, страдающих алкогольной зависимостью 29
Выводы по первой главе 35
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОГНИТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ У ЛИЦ С АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ 37
2.1. Организация и методы исследования 37
2.2. Результаты исследования и их интерпретация 39
2.3. Программа тренинга по профилактике когнитивных нарушений для лиц с алкогольной зависимостью 50
Выводы по второй главе 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Когнитивная дисфункция в современном мире актуальна не только в медицине, но также в рамках клинической психологии. По данным ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения) более 20 миллиона человек в мире страдают когнитивными нарушениями, и этот показатель стремительно растет среди лиц, имеющих алкогольную зависимость. Даже кратковременное употребление алкоголя приводит к необратимым органическим изменениям в головном мозге, которые клинически проявляются в виде различных нарушений высших психических функций, выраженность которых колеблется от легких до тяжелых. На разных стадиях алкозависимости наблюдается наличие самых разнообразных расстройств когнитивных функций, которые в дальнейшем могут привести к тяжелым церебральным нарушениям.
Первая научная формулировка алкоголизма была дана Т. Троттером, написавшим в 1804 г. книгу о медицинских, философских и химических аспектах употребления алкоголя и о его влиянии на организм человека. Влечение к алкоголю Т. Троттер рассматривал как признак психического заболевания. Психиатры XIX века занимались вопросами психических заболеваний, связанных со злоупотреблением алкоголем, была установлена связь ряда психических расстройств и поражений нервной системы с алкоголизмом (французский психиатр Ж. Маньян, шведский врач М. Гусе, шотландский психиатр Э. Саттон и др.).
Всемирную известность получили работы отечественного психиатра (С. С. Корсакова), который в 1887-1890 годах описал сопровождающийся тяжелым расстройством памяти и воспалением периферических нервных стволов алкогольный психоз, вошедший в литературу под названием Корсаковского.
Проблема алкоголизма рассматривается в основном в двух направлениях: два самостоятельных направления исследований:
традиционный медицинский, клинический подход, обогащенный методологией других дисциплин (медицинская и социальная психология, медицинская антропология), который в течение многих лет развивается одним из авторов (Ц.П. Короленко), и направление, основанное на клиникопсихологическом анализе и психотерапии алкоголизма (В.Ю. Завьялов).
Психологическим проблемам хронического алкоголизма посвящены работы отечественных ученых Б.С. Братуся, В.Ю. Завьялова, Ю.В. Валентика, Ц.П. Короленко, Б.М. Гузикова, К.Г. Сурнова и других авторов.
Цель исследования: изучить особенности когнитивных нарушения у лиц с алкогольной зависимостью.
Объект исследования: когнитивные нарушения.
Предмет исследования: особенности когнитивных нарушений у лиц с алкогольной зависимостью.
Гипотеза исследования: существуют различия выраженности мотивов потребления алкоголя, а также различия когнитивных нарушений у лиц с алкогольной зависимостью и лиц без алкогольной зависимости.
В соответствии с целью исследования определен ряд задач исследования:
1. Рассмотреть основные теоретические аспекты когнитивных нарушений в психологии.
2. Изучить патологии психических процессов.
3. Изучить когнитивные нарушения у людей, страдающих алкогольной зависимостью.
4. Эмпирически исследовать когнитивные нарушения у лиц с алкогольной зависимостью.
5. Разработать коррекционную программу тренинга по профилактике когнитивных нарушений.
Методы исследования:
- Теоретические: анализ, синтез и сравнение психологической литературы по проблеме особенностей когнитивных нарушений у лиц с алкогольной зависимостью.
- Эмпирические: тестирование с использованием следующих психодиагностических методик:
1) Модификационный вариант опросника по выявлению особенностей мотивации потребления алкоголя (МПА) В. Ю. Завьялова
2) Краткая шкала оценки психического статуса (MMSE) М.Ф. Фольштейн
3) Диагностика нарушений памяти:
- методика «Числовые ряды» Р.С. Немов;
- методика «Оперативная память» А.Р. Лурия;
- методика кратковременной памяти по методу Э. Джекобсона;
- методика зависимость запоминания от установки личности Б.В. Зейгарник;
- методика «Влияние установок и срок запоминания» А.Д. Чернобай;
- методика «Таблица двухзначных чисел» А.А. Карелин.
4) Диагностика нарушений мышления
- методика определения активности вербального и наглядно - образного мышления Г. В. Резапкина;
- методика «Интеллектуальная лабильность» С. В. Костромина;
- методика исследования быстроты мышления Т.А. Ратанова;
- методика логика связей У. Гордон;
- методика «Значение слов» Ф.Г. Даскалова.
5) Диагностика нарушений внимания
- методика «Расстановка чисел» В. Шульте;
- методика «Поиск чисел» В. Шульте;
- методика «Перепутанные линии» М.Н. Ильина;
- методика «Крестик» К.К. Платонов;
- методика «Корректурная проба» Б.Бурдон;
- методика «Таблица Шульте» В. Шульте;
- методика Шульте - Горбова «Красно - Черная таблица» Ф.Д. Горбова Э.Шульте;
- методика «Арабско - Римские Таблицы» К.К. Платонова.
- Математической обработки данных: расчет среднего арифметического, стандартного отклонения, U-критерий Манна-Уитни.
Теоретико-методологической основой исследования составили работы по изучению когнитивных нарушений (Н.Л. Белопольская, Б. В. Зейгарник, В.В. Маврилов, С. Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия и др.), работы, направленные на изучение алкогольной зависимости (А.В. Веко, А.В. Гоголева, Ю.П. Лисицын и др.)
Научная новизна исследования: обусловлена выявлением
особенностей когнитивных нарушений у лиц с алкогольной зависимостью и без алкогольной зависимости.
Этапы исследования.
Первый этап. Анализ психологической литературы по проблеме исследования. Определение цели, задач исследования, объекта, предметы.
Второй этап. Определение методов и методик для эмпирического исследования когнитивных нарушений функций памяти, мышления и восприятия у лиц с алкогольной зависимостью. Проведение эмпирического исследования.
Третий этап. Математико - статистическая обработка и качественный анализ полученных данных, формулирование выводов по результатам исследования, разработка программы тренинга, направленный на профилактику когнитивных нарушений, оформление выпускной квалификационной работы.
Описание выборки: В качестве испытуемых выступили мужчины и женщины, с алкогольной зависимостью в возрасте от 30 до 45 лет в количестве 30 человек и лица без алкогольной зависимости в количестве 30 человек.
Эмпирическая база исследования: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республиканский наркологический диспансер №1.
Практическая значимость исследования: данные, полученные в ходе и по результатам эмпирического исследования, а также коррекционная программа, могут быть использованы для дальнейшего практического применения в работе специалистов, работающих по проблемам когнитивных нарушений.
На защиту выносятся следующие положения:
1. У лиц с алкогольной зависимостью мотивация употребления алкоголя связана псевдокультурными, гедонестическими, атарактическими, аддиктивными мотивами, а также мотивами самововреждения и «похмельной» мотивацией.
2. Особенности когнитивных процессов памяти, мышления и восприятия у лиц с алкогольной зависимостью характеризуется выраженностью показателей по шкалам: оперативная, непроизвольная, произвольная виды памяти, а также по шкале объем механической памяти; лабильность, темп логическое мышление; распределение, концентрация, устойчивость, переключаемость внимания.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались на заседании кафедры общей и социальной психологии, были опубликованы две статьи в научном журнале «Духовный мир мусульманских народов. Гуманистическое наследие просветителей в науке, культуре и образовании» (XV Акмуллинские чтения), Уфа (2020)
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список литературы (60 источника) и приложения. Общий объем работы составляет 62 страницы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ КОГНИТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ У ЛИЦ С АЛКОГОЛЬНОЙ
ЗАВИСИМОСТЬЮ
1.1. Различные подходы к изучению когнитивных процессов в психологии
Когнитивная психология охватывает весь диапазон психических процессов - от ощущения до восприятия, нейронауки, распознавания паттернов, внимания, сознания, научения, памяти, формирования понятий, мышления, воображения, запоминания, языка, интеллекта, эмоций и процессов развития; она касается всевозможных сфер поведения [14].
Пытаясь лучше понять психику человека, когнитивные психологи стали больше интересоваться органом, обеспечивающим психические функции, - мозгом. Их интерес к этому органу совпал с интересом представителей науки о мозге, обращающихся к когнитивной психологии в поисках моделей обработки человеком информации. В мозге человека можно обнаружить специализацию и многообразие функций. По-видимому, нервная система является мощной системой параллельной обработки, что, как считается, необходимо для быстрой, сложной и креативной обработки информации [11]. Три мощные области научного развития - вычислительная техника, нейронаука и когнитивная психология - сошлись, чтобы создать новую науку, названную когнитивной наукой. Границы между этими дисциплинами иногда трудно различить: некоторые когнитивные психологи могут быть ближе к нейронауке, другие - к вычислительной технике. Однако ясно одно: наука о человеческом познании переживает глубокие перемены в результате значительных изменений в компьютерной технологии и науке о мозге.
В начале развития когнитивной психологии физиологической психологии, или нейроанатомии, уделялось мало внимания. Достаточно было установить новый способ понимания разума, а модель обработки информации и компьютерная метафора казались вполне достаточными и адекватными. Кроме того, изучающие нейрофизиологию и смежные с ней области ученые, казалось, были поглощены микроскопическими структурами, мало связанными с такими общими когнитивным темами, как мышление, восприятие и память.
Большая часть первоначальной информации о мозге и его функциях была получена при исследовании последствий травм головы, полученных в ходе войн и в результате несчастных случаев. Во время Первой мировой войны нейрохирурги, занимавшиеся лечением солдат, раненых в голову шрапнелью, многое узнали о специфических функциях мозга (какие отделы связаны со зрением, речью, слухом и т. д.), а также о его общих функциях. Основной вопрос для невропатологов заключался в том, был ли мозг целостным органом и распределялись, ли операции по его инфраструктуре или же действия были локализованы и привязаны к определенным областям. В своих экспериментах К. Лешли разрушал определенные части мозга крыс, которые учились проходить лабиринт. Он показал, что эффективность поведения крыс снижалась пропорционально общему количеству разрушенного мозга, но не была связана с местоположением повреждений [3].
Значительных успехов достигла в последнее время нейронаука, в частности в области изучения структурных аспектов мозга и его периферийных компонентов, а также функциональных аспектов. В 1960-е годы исследователи обнаружили структурные элементы, которые позже оказали прямое влияние на когнитивную психологию. Некоторые из этих открытий были сделаны в Медицинской школе Д. Хопкинса В. Маунткаслом, работа которых была связана с корой мозга - верхним слоем мозга, как предполагалось, ответственным за высшие психические функции. В. Маунткасл (Mountcastle, 1979) обнаружил, что связи между клетками коры, или нейронами, более многочисленны, чем считалось ранее (нейроны - основные клетки нервной системы, которые проводят нервную информацию). Возможно, наиболее интересным было открытие параллельного распределения нервных связей в дополнение к последовательным путям [11]. Сеть параллельных нервных связей охватывает большую территорию, а отдельные функции одновременно локализованы в нескольких местах. Этот тип обработки отличается от последовательной обработки, при которой нервный импульс передается другому нерву и затем следующему. В. Маунткасл пишет: «Эти наборы соединений являются распределенными системами, каждая из которых состоит из модульных элементов в нескольких или многих областях мозга, связанных как параллельно, так и последовательно. Они формируют нейронные пути для распределенной и параллельной обработки информации в мозге» (цит. по: Restak, 1988) [14]. Согласно этому представлению, сети обработки распределены по коре, а не локализованы. Следовательно, нет никакого главного гомункулуса, управляющего нервной обработкой, или нейрона, скрытого на заднем плане и наблюдающего за действием. Части мозга, связанные со зрением, речью, моторными действиями и т. д., специализированы только в том смысле, что в них поступает и из них исходит информация, связанная с данными функциями.
Теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы позволили ответить нам на все интересующие вопросы касающихся когнитивных нарушений у лиц с алкогольной зависимостью.
В ходе исследования было установлено, что психические процессы имеют определенное начало, течение и конец, т. е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым прежде всего относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса. На основе психических процессов формируются определенные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков, а также нарушений.
По мере развития алкоголизма сначала формируется зависимость на эмоциональном уровне, из-за чего человек все больше втягивается в новый образ жизни, связанный с регулярным употреблением спиртного.
Алкоголизм - зависимость от этилового спирта. На первой стадии заболевания формируется психическая привязанность: человек периодически испытывает сильное желание выпить, постепенно теряет контроль над дозами спиртного. В состоянии алкогольного опьянения у человека настроение может меняться от эйфории до подавленности, но явных изменений в психике не наблюдается. На второй и третьей стадиях употребление алкоголя становится физической потребностью. На резкий выход из запоя организм реагирует алкогольным психозом, его симптомы довольно опасны, а для лечения необходима срочная госпитализация. Поведение алкоголика в состоянии психоза представляет угрозу, как для его собственной жизни, так и для безопасности окружающих
Современное общество встает перед проблемой алкоголизации населения, которое принимает тотально катастрофический характер в том числе поражение всех психических процессов человека.
Алкоголизация, во - первых, связана с увеличением производства алкоголя, терпимым отношением к опьянению, культурными традициями в 56
отношении потребления алкоголя, с интенсификацией современной жизни и связанных с этими явлениями переживания стресса и депрессии, которые выходят на первые позиции среди психических заболеваний современного человека.
Немаловажное значение в возникновении алкоголизма имеют индивидуально - психологические особенности человека, а также социальные факторы формирования зависимости.
Полученные в нашем исследовании результаты имеют различную выраженность у лиц с алкогольной зависимостью с лицами не имеющих зависимость. Когнитивные процессы нарушены у большинства алкозавимых людей. У здоровых людей также наблюдается не критичные нарушения в когнитивных процессах, это может быть связано с образом жизни и стрессами.
На основе анализа данных эмпирического исследования гипотеза исследования о том, что существуют различия выраженности мотивов потребления алкоголя, а также различия когнитивных нарушений у лиц с алкогольной зависимостью и лиц без алкогольной зависимости получила свое подтверждение.
Цели и задачи исследования решены.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г. С. Абрамова. - М.: Академия, 2012. - 672 с.
2. Акимова М.К. Психологическая диагностика [Текст] / М.К. Акимова. - СПб.: Питер, 2015. - 303 с.
3. Акцентуации характера и использование опросника Г. Шмишека: методические рекомендации для практических психологов [Текст] / Под. ред. В. Г. Сахарова. - Владивосток, 2008. - 298 с.
4. Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и восстановление в процессе индивидуального развития человека [Текст] / Под ред. Д. Я. Райгородского. - Самара: Барах - М, 2007. - 320 с.
5. Ананьев В.А. Человек как психосоматическая система. Валеология человека. Т. 1. [Текст]/ В.А. Ананьев -СПб.: Питер, 1999. С. 131 160.
+ еще 55 источников
Тема: | «Особенности когнитивных нарушений у лиц с алкогольной зависимостью» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 117 | |
Цена: | 2700 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Метод арт-терапии в коррекции эмоционально-волевой сферы у лиц с химической зависимостью
Дипломная работа:
Особенности психических состояний лиц страдающих алкогольной зависимостью в процессе реабилитации
Дипломная работа:
Особенности психических состояний у подростков с девиантным поведением
Дипломная работа:
Психологическая диагностика и коррекция эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Дипломная работа:
Исследование слухоречевой памяти у дошкольников с нарушением речи