Дипломная работа
«Развитие речи учащихся в поликультурном пространсве»
- 72 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
§ 1.Психолингвистические, лингвистические основы развития речи 6
1.1 Психолингвистические основы развития речи 6
1.2 Лингвистические основы развития речи 11
§ 2. Развитие речи как особая отрасль методики русского языка 16
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ
§ 1. Анализ учебных программ по русскому языку 26
§ 2. Система упражнений по развитию речи на уроках русского в 6 классе. 34
§ 3. Конспекты уроков по развитию речи 46
Выводы по второй главе 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 72
Данная выпускная квалификационная работа посвящена изучению проблемы развития речи учащихся в поликультурном пространстве.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что овладение языком, речью – главное условие формирования будущей социально активной личности. Развитие речи учащихся является наиболее важной проблемой современной школы, так как к выпускнику предъявляются высокие требования, связанные с его речевой деятельностью. Основными же целями преподавания русского языка в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации являются: формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно (в широком понимании этого слова) пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике; воспитание бережного отношения к языку и речи, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.
Объектом исследования является формирование речемыслительных умений учащихся на уроках русского языка.
Предметом исследования – система упражнений по формированию речемыслительных умений учащихся на уроках русского языка в 5 классе средней школы.
Цель работы состоит в составлении и описании системы упражнений для развития речи, отвечающей требованиям современного урока.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
дать обоснование проблеме развития речи исходя из разных точек зрения;
провести сопоставительный анализ отдельных разделов учебных пособий по русскому языку;
выявить особенности системы развития речи в выбранных учебных пособиях;
представить систему упражнений по одному из разделов русского языка;
описать возможности применения результатов исследования в школьной практике.
Материалом исследования являются тексты, на базе которых строится система упражнений.
Методы и методики исследования – общенаучные (анализ, синтез, систематизация), описательный метод, сопоставительный метод.
Методологической основой исследования послужили труды психолингвистов: Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна; педагогов: К.Д. Ушинского, Н.Ф. Бунакова, Е.И. Тихеевой; методистов: К.Б. Бархина, М.А. Рыбниковой, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, М.С. Соловейчик, В.И. Капинос, Г.С. Щёголевой, Т.М. Пахновой и др.
Работа выполняется в русле научно – методических исследований «Формирование речемыслительных умений учащихся и специальных компетенций на уроках русского языка» на кафедре русского языка под руководством Л.М. Вырыпаевой. Так, на кафедре выполнены следующие ВКР: 1) «Методы и приемы формирования языковой компетенции на уроках русского языка в 7 классе» Н.Р. Халитовой, 2) «Работа над текстом на уроках русского языка» Л. Голдыревой и др. под руководством доцента Л.М. Вырыпаевой.
Научная новизна нашей работы состоит в том, что рассматривается развитие речи учащихся на уроках русского языка в 5 классе.
Практическая значимость заключается в том, что предложенная система упражнений может быть использована на уроках русского языка, она содержит в себе материалы, способствующие развитию коммуникативной компетенции учащихся, опираются на связь с литературой и искусством. Задания, предлагаемые в практической части данной работы, отвечают требованиям современного урока, возрасту учащихся и их интересам. Упражнения можно реализовать на уроке русского языка или уроке развития речи как систему, дополнив ее или частично переработав, также она может быть использована и в данном виде.
Структура выпускной квалификационный работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются цель и задачи работы, методы изучения материала, отмечаются ее новизна и практическая значимость.
Первая глава – «Теоретические основы развития речи на уроках русского языка» – посвящена теоретическому обоснованию проблемы развития речи с точки зрения разных аспектов.
Во второй главе – «Методика формирования и совершенствования речемыслительных умений» – проводится анализ учебно-методических комплексов, по которым ведется обучение русскому языку в школах, а также дается методическое обоснование развития речи на основе комплекса упражнений, приводятся конспекты уроков по развитию речи.
В Заключении подводятся итоги, формулируются выводы.
В Приложении приведен проработанный текст, на базе которого строится система упражнений.
ВКР была апробирована на 2 ежегодных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава и студентов «Система непрерывного образования: школа – педколледж – вуз», а также в МБОУ Гимназия № 82 в период педагогической практики, в МБОУ СОШ № 100 в рамках конкурса на лучший урок и внеклассное мероприятие по русскому языку «Язык матери – 2017».
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
1. Психолингвистические, лингвистические основы развития речи
1.1 Психолингвистические основы развития речи
Впервые систематическими наблюдениями за процессом становления речи у детей стали заниматься в 18 веке. Д. Тидерманн - немецкий ученый, опубликовавший обзор развития речи своего сына. Записывали и исследовали речь своих детей и другие ученые: Ч. Дарвин, В. Прейер, А. Грегуар, И.А. Бодуэн де Куртене, Н.А. Рыбников, А.Н. Гвоздев. Подробно этапы последовательного освоения ребенком различных сторон русского языка были освещены А.Н. Гвоздевым.
В отечественной науке изучением детской речи также занимались выдающиеся ученые, чьи труды стали теоретической базой в изучении развития речи детей. Это труды: Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Гвоздева, И.Н. Горелова, Н.И. Жинкина, А.В. Запорожца, И.А. Зимней, Р.Е. Левиной, А.Н. Леонтьева, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурии, В.К. Орфинской, Е.Н. Тихеевой, Р.М. Фрумкиной, М.Е. Хватцева, Н.Х. Швачкина, Д.Б. Эльконина. В последние десятилетия данная проблема стала особенно актуальна, о чем свидетельствует большой интерес к ней ученых, таких как И.Н. Горелов, Н.С. Жукова, Е.И. Исенина, Е.С. Кубрякова, Р.И. Лалаева, Н.И. Лепская, Е.Ю. Протасова, Т.Б. Филичева, В.К. Харченко, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович и др.
Психолингвистика рассматривает речь как деятельность, которая специфически иерархически организована (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.Н. Леонтьев и др.). Речевая деятельность является совокупностью речевых действий, в основе которых лежат мотивы и цель, средства и способы выполнения, а также установки и результаты. В структуре речевой деятельности выделяют этапы, фазы и уровни (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.). Язык, являясь системой знаков, выступает средством речевой деятельности. Речевая деятельность также понимается как специализированное употребление речи с целью общения.
Психолингвистическая теория речевой деятельности в совокупности с концепциями о процессах порождения и восприятия речи раскрывает структуру и особенности этих процессов, а также позволяет определить возможности речевого развития и пути формирования основных компонентов речи.
Л.С. Выготским была составлена схема внутренней психологической организации процесса порождения речи как последовательности взаимосвязанных фаз деятельности, включающей пять этапов: 1) мотивация, намерение; 2) мысль – речевая интенция; 3) представление мысли во внутреннем слове; 4) представление мысли в значениях внешних слов – реализация внутренней программы; 5) представление мысли в словах – акустико-артикуляционная реализация речи. Мотивация является первым звеном в процессе порождения речи. От мотивации, от потребностей человека зарождается мысль как единица мышления [13]. За единицу речевого мышления Л.С. Выготский принимал значение слова. Помимо этого, он выделял «внутреннюю речь». По Л.С. Выготскому, движение от мысли к слову происходит в виде превращения языка мысли в язык слова [13].
Н.И. Жинкин продолжил работу Л.С. Выготского. По его мнению, слова и высказывания выстраиваются каждый раз согласно определенным правилам [18].
По А.Р. Лурии, речь является системой синтагм (целых высказываний).
В 1960-1970 годах Московская психолингвистическая школа осуществила подробный анализ речевой деятельности. А.А. Леонтьевым была создана концепция порождения и восприятия речи, основанная на исследованиях других выдающихся ученых. Исследователи установили, что говорящий может выбирать различные модели порождения речи, т.е. в основе теории порождения речевого высказывания лежит эвристический принцип.
По А.А. Леонтьеву, модель порождения речи состоит из трех этапов. На начальном этапе осуществляется ориентировка в ситуации, формируются коммуникативные намерения [30]. На этапе создания внутренней программы речевые намерения опосредуются кодом личностных смыслов, создается основная концепция высказывания. На следующем этапе замысел преобразуется в программу высказывания на основе смыслового структурирования действительности и ее отражения в знаках языкового кода. Во внутренней речи происходит семантическая и грамматическая реализация высказывания. На заключительном этапе происходит звуковая реализация высказывания [31].
И.А. Зимняя выделяет 3 уровня речепорождения: 1) мотивационно-побуждающий – содержащий мотив и коммуникационное намерение; 2) процесс формирования и формулирования мысли – смыслообразующая и формулирующая фазы; 3) реализация высказывания во внешней речи [21].
Т.В. Ахутина различает три уровня программирования речи: внутреннее программирование, грамматическое структурирование и моторная кинетическая организация высказывания. Им соответствуют три операции выбора элементов высказывания: выбор семантических единиц (единицы смысла), выбор лексических единиц, которые комбинируются в соответствии с правилами грамматического структурирования, и выбор звуков. Автор выделяет программирование как развернутого высказывания, так и отдельных предложений [4]. При этом Т.В. Ахутина предлагает следующую характеристику последовательных этапов («уровней») порождения речи: на уровне внутренней или смысловой программы высказывания осуществляется «смысловое синтаксирование» и выбор «смыслов» во внутренней речи. На уровне семантической структуры предложения происходит семантическое синтаксирование и выбор языковых значений слов. Уровню лексико-грамматической структуры предложения соответствуют грамматическое структурирование и выбор слов (лексем). Наконец, уровню моторной программы синтагмы отвечают моторное (кинетическое) программирование и выбор артикулем. Следующий глубинный уровень – это уровень пропозиционирования, выделения деятеля и объекта, этап перевода «индивидуальных смыслов» в общезначимые понятия, начало простейшего структурирования будущего высказывания. Глубинно-синтаксический уровень формирует конкретно-языковые синтаксические структуры.
В работах А.А. Леонтьева, Т.В. Ахутиной, И.А. Зимней процесс порождения речи рассматривается как мотивированная, целенаправленная деятельность, которая включает определенные этапы и уровни.
Исследования Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, А Р. Лурии, А.А. Леонтьева и др. стали базой для теории речевой деятельности, в основе которой лежит следующее положение: речь ребенка развивается в результате восприятия речи и собственной речевой активности.
Л.С. Выготский отмечал, что во время развития ребенка слово изменяется в плане смысловой структуры, обогащается системными связями, становится обобщением более высокого типа. Развитие значения слова происходит в двух аспектах: смысловом и системном. Смысловой аспект подразумевает изменение предметной отнесенности слова, приобретающей категориальный характер. При системном развитии значения слова изменяется его функциональная система. Смысл слова – то индивидуальное значение, которое оно приобретает для человека в каждом конкретном случае, складывается на основе всего жизненного опыта человека.
Речь в психической сфере человека занимает определенное место и реализует определенные функции, на основе которых осуществляется общение. По Л.С. Цветковой, речи присущи следующие функции: коммуникативная (речь является средством и формой общения); регулирования деятельности, организации и связывания других психических процессов; обобщения (слово анализирует и выделяет предметы, однородные по содержанию в определенные категории); когнитивная (средство и форма познавательной деятельности); номинативная (слово обозначает и замещает предметы, объекты, явления); эмоционально-выразительная (конкретный смысл слов передается при помощи интонации, модуляции голоса, ритмико-мелодического компонента, пауз, жестов, мимики) [46]. Все они являются взаимосвязанными и опосредуют друг друга.
Теоретико-методологические концепции Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, А.Н. Леонтьева раскрывают тесную взаимосвязь между речью и формированием высших психических функций. Слово является определяющим фактором, который качественно изменяет психическую деятельность, совершенствует отражение действительности и опосредует новые формы внимания, памяти и др. Вместе с развитием речи сознание переходит от непосредственного, чувственного опыта к обобщенному, рациональному познанию.
Речь участвует в практическом, наглядном и абстрактном мышлении, служит для вычленения существенных признаков воспринимаемых явлений и ситуаций, которые обозначает и обобщает какое-либо слово. Речь является способом формирования и реализации мышления, познавательной деятельности, способом хранения общечеловеческого социального опыта.
Слово способствует раскрытию общего и обобщенного смысла или значения вещи, вызывает в воображении образы-представления разной модальности (зрительной, слуховой, тактильной) и оперирует ими.
Согласно исследованиям А.Р. Лурии, Б.Г. Ананьева и других, на ранних этапах формирования речи большое значение имеют процессы восприятия и образы-представления. Л.С. Выготский отмечал, что любое слово имеет первоначальное представление, или образ, а рост словарного запаса ребенка напрямую связан с образованием многочисленных связей между образами предметов, явлений и словами, которые их обозначают. С.Л. Рубинштейн считал, что слово является отражением предмета, и их связь опосредована либо через обобщенное содержание слова, через понятие, либо через образ. Благодаря воздействию речи восприятие становится точным, изобразительным, осмысленным, категориальным, а также приобретает системный характер. Под воздействием речи возникает логическая память, абстрактное мышление, а в двигательной сфере на базе элементарных движений и действий формируются предметные действия.
Существенную роль играет речь и в формировании личности, произвольных форм регуляции и контроля поведения. Л.С. Рубинштейн писал, что основным и решающим в развитии речи ребенка является не только овладение обозначающей функцией слова, но и то, что ребенок получает возможность посредством слова вступить в общение с окружающими [41].
Согласно В. Фон Гумбольдту, усвоение детьми языка – это не приспособление слов и их реализация в речи, а развитие языковой способности с возрастом и упражнением.
Таким образом, ребенок овладевает языком путем добывания его из речи, постоянно анализируя и систематизируя языковые факты.
Овладеть языком – значит усвоить совокупность языковых единиц, а также правила их создания и употребления в речевой деятельности. Данный процесс осуществляется бессознательно, но зависит от способности ребенка осуществлять анализ речи взрослых. Сначала ребенок постигает общие, основные модели языка, а лишь потом основанные на них языковые правила.
Данная работа посвящена изучению системы развития речи на уроках русского языка в 6 классе.
Перед началом работы мы ставили цель выявить, какие методы и приемы используются на уроках русского языка в 6 классе для формирования коммуникативной компетенции учащихся.
Мы пришли к выводу о том, что развитие речи является крайне актуальной проблемой современности. Речь учащихся должна быть правильной, выразительной, логически точной, содержать эмоциональную оценку, и при этом быть краткой и лаконичной. Такого невозможно добиться, не проводя регулярную работу на уроках русского языка. Только систематическая работа с текстами и участие в организуемых учителем диалогах позволит достичь результатов по развитию коммуникативной речевой компетенции учащихся.
Программа под редакцией С.И. Львовой уделяет большое внимание развитию речи. Изучив данный учебно-методический комплекс, можно сделать вывод о том, что развитие речи учащихся на основе трех частей учебника ведется систематически и элементы по развитию речи содержатся в заданиях каждого урока, а не только в заданиях отдельной части учебника.
Рассмотренный теоретический материал, упражнения и задания, предлагаемые для изучения русского языка в 6 классе, позволил предложить ряд собственных упражнений и заданий на тексте.
Предложенная система упражнений может быть использована на уроках русского языка, она содержит в себе материалы, способствующие развитию коммуникативной компетенции учащихся, опираются на связь с литературой и искусством. Задания, предлагаемые в практической части данной работы, отвечают требованиям современного урока, возрасту учащихся и их интересам.
Упражнения можно реализовать на уроке русского языка или уроке развития речи как систему, дополнив ее или частично переработав, также она может быть использована и в данном виде.
Задачи, поставленные перед работой, были отражены и раскрыты в работе. В начале работы было дано представление о том, что такое развитие речи учащихся. На основе современных программ по русскому языку для 6 класса, были установлены методы и приемы, входящие в систему развития речи. Также было дано представление своей системы по развитию речи по нескольким разделам программы.
ВКР была апробирована на 2 ежегодных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава и студентов «Система непрерывного образования: школа – педколледж – педвуз», а также в МБОУ Гимназия № 82 в период педагогической практики, в МБОУ СОШ № 100 в рамках конкурса «Язык матери – 2017» на лучший урок и внеклассное мероприятие по русскому языку.
1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000. – 410 c.
2. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: Учебное пособие для студ.педаг.уч.зав-ний. (Гриф УМО Минобр. РФ). – М.: КНоРус, 2007. – 460 с.
3. Арутюнова Н.Д. Речь // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. – М.; Сов.энциклопедия, 1990. – С. 414-416.
4. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. – 215 с.
5. Бабайцева В.В. Программа для общеобразовательных учреждений по русскому языку. 5–9 классы. – М.: Дрофа, 2008.
6. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория 5–9 класс. – М.: Дрофа, 2005.
7. Баранов М.Т. О работе с толковыми словарями на уроках русского языка в IV-VIII классах // РЯШ. – 1969. – № 6. – С. 38-42.
8. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык: Справочные материалы. / Под ред. Н.М. Шанского. – М.: Просвещение, 2007. – 283 с.
9. Баранов М.Т., Ладыженская Л.А., Львов М.Р., Ипполитова Н.А., Ивченков П.Ф. Методика преподавания русского языка. / Под ред. М.Т. Баранова. – М.: Просвещение, 1990. – 365 с.
10. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. Заведений / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; Под ред. М.Т. Баранова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 368 с.
11. Беднарская Л.Д. Программа по развитию речи и анализу текста: Учебное пособие для учителя. // Первое сентября. Русский язык. – 2001. – № 24 (288). – С. 5-11.
12. Величко Л.И. Работа с текстом на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 128 с.
13. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – 500 с.
14. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. – М.: Изд-во МГУ, 1978. – 117 с.
15. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Изд-во AПН РСФСР, 1961. – 471 с.
16. Гриншлун Б.М., Селиверстов В.И. Развитие коммуникативных умений и навыков у школьников в процессе работы над связной речью // Дефектология. – 1988. – № 3.
17. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М.А. Данилова и М.Н. Скаткина. – М.: Наука, 1975. – 371 с.
18. Жинкин Н.И. Теория речевой деятельности // Под ред. А.А. Леонтьева. – М. – 1968. – 420 с.
19. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: Академии педагогических наук, 1958. – 370 с.
20. Зайцева Н.А. Изучаем сложноподчиненные предложения // РЯ. –2006. – № 4. – С. 12-13
21. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности: Избр. психол. труды – М.: Изд-во Моск. психол.-социального ин-та; Воронеж: МОДЕК, 2001. (Психологи Отечества). – 432 с.
22. Ильенко С.Г. Контекст и связный текст в их лингвометодической интерпретации: языковые единицы и контекст. – Л.: Лениздат, 1973. – 268 с.
23. Кашкарова Т.Н. Словарная работа на уроках русского языка // РЯШ. – 1991. – № 2. – С. 41-44.
24. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.: Наука, 1977. – 372 с.
25. Купалова А.Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. – М.: Дрофа, 2007. – 251 с.
26. Совершенствование методов обучения русскому языку: (Сб. статей). Пособие для учителей. / Сост. А.Ю. Купалова. – М.: Просвещение, 1981. – 160 с.
27. Ладыженская Т.А. Анализ устной речи учащихся V-VII классов. – М.: Знание, 1963. – 394 с.
28. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М., 1975. – 255 с.
29. Ладыженская Т.А. Связная речь // Методика развития речи на уроках русского языка. – М., 1980. – 240 с.
30. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М.: Смысл, 1999. – 287 с.
31. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 1969. – 214 с.
32. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. – 253 с.
33. Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д. Хомской. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 416 с.
34. Лурия А.Р., Юдович Ф.Я. Речь и развитие психических процессов ребенка. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. – 93 с.
35. Мурникова Т.О. О роли художественных текстов при изучении русского языка. РЯШ. – 1967. – № 1. – С. 20-23.
36. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2005.
37. Пахнова Т.М. Знания о слове и тексте как основа речевого развития школьников // РЯ. – 2009. – № 20. – С. 8-16.
38. Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды // РЯШ. – 2000 – №4. – С. 10-18.
39. Пахнова Т.М. Художественный текст на уроках русского языка // РЯШ. – 1993 – №3. – С. 31-38.
40. Розенталь Д.Э. Лексика и стилистика. – М.: Оникс, 2010. – 96 с.
41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000. – 720 с.
42. Рухленко Н.М. Комплексная работа с текстом в старших классах // РЯ. – 2008. – № 12. – С. 37-42.
43. Степанова Л.С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы. – М., 2005.
44. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. – М., 1986. – 414 с.
45. Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку. – М.: Наука, 1973. – 344 с.
46. Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение. – Учебное пособие. – М.: Моск. психол.-социал. ин-т, 2000. – 148 с.
47. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2000. – 240 с.
48. Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики (на материале онтогенеза речи). – М.: Наука, 1990. – 168 с.
49. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте // Известия AПН РСФСР. – 1948. – Вып. 13. – С. 101-132.
50. Преподавание русского языка: сегодня и завтра: круглый стол // Русский язык: – Приложение к газете «1 сентября». – 1998 – №8. – С.1-3
СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ
1. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. – М.: Сов.энциклопедия, 1999. – 682 с.
2. Школьный словарь образования слов русского языка / М.Т. Баранов – М.: Просвещение, 2011. – 350 с.
3. Словарь грамматических трудностей русского языка / Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. – М.: Логос, 1999. – 340 с.
4. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов. / Под ред. чл.-корр. АНСССР Н.Ю. Шведовой. – 20-е изд., стереотип. М.: Рус.яз., 1989. – 750 с.
Тема: | «Развитие речи учащихся в поликультурном пространсве» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 72 | |
Цена: | 2100 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Работа над развитием речи как основа формирования творческой личности учащихся
Дипломная работа:
Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка
Дипломная работа:
Работа над синтаксическими средствами языка в аспекте развития речи
Курсовая работа:
Развитие речи на уроках русского языка в 7 классе
Дипломная работа:
Динамика развития интеллектуальных и коммуникативных качеств учащихся в вариативной образовательной среде