Дипломная работа
«Взаимодействие следователя с органами полиции»
- 64 страниц
Введение 3
1. Правовые и организационные основы взаимодействия между следователями и органами полиции 6
1.1 Законодательство о полиции по вопросам взаимодействия 6
1.2 Уголовно- процессуальное законодательство по вопросам взаимодействия следователя с полицией 14
2. Правовые формы взаимодействия 24
2.1 Взаимодействие следователя с оперативно-розыскными подразделениями полиции 24
2.2 Взаимодействие следователя с участковыми уполномоченными 33
2.3 Взаимодействие следователя с иными подразделениями полиции 38
3. Проблемы взаимодействия и пути их реализации 47
Заключение 56
Список использованной литературы 59
Приложения 64
Современный этап развития российского общества характеризуется крупнейшими преобразованиями государства и его правовой системы. Идет процесс формирования России как правового демократического суверенного государства, признающего приоритет общечеловеческих ценностей и международного права.
Для правового государства характерно верховенство общечеловеческих ценностей. Конституция РФ ставит право на жизнь, здоровье, честь и достоинство в ранг естественных и неотчуждаемых прав личности, что предполагает и эффективную охрану и защиту этих прав.
Правоохранительная деятельность - это деятельность государственных органов, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью, а так же их предупреждение и профилактика, которая осуществляется в соответствии с законом лицами, состоящими на службе в правоохранительных органах и имеющие специальную профессиональную подготовку.
Данная работа посвящена изучению взаимодействия следователя и органов полиции.
Актуальность темы обусловлена тем, что произошедшие за последние годы изменения в политической, социальной, экономической сферах жизни России потребовали реформирования уголовно-процессуального законодательства, переориентации его на обеспечение защиты прав и законных интересов лиц, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства. Деятельность следователя является важнейшей составляющей правоохранительной деятельности. Изменение идеологии уголовно-процессуального законодательства, расширение состязательных начал повлекли пересмотр процессуальной роли каждого из субъектов уголовного судопроизводства, в том числе и следователя. В современных условиях от правоохранительных органов для достижения ощутимых результатов в борьбе с преступностью требуется более эффективная работа по выявлению преступлений, а это предполагает и более высокий уровень взаимодействия органов предварительного следствия с органами полиции.
Успешное раскрытие и расследование преступлений во многом зависит от тесного взаимодействия и разумного сочетания следственных и оперативно-розыскных мероприятий. Как показывает повседневная практика, взаимодействие следователя с оперативными службами является слабым звеном в организации борьбы с преступностью. Нередко именно из-за слабой организации взаимодействия преступления остаются нераскрытыми. Таким образом, в современных условиях проблема взаимодействия органов предварительного следствия и дознания не только не утратила своей актуальности, но и приобрела особую остроту.
Под взаимодействием основанная на законе совместная или согласованная по целям, времени и месту деятельность органов и должностных лиц с целью наиболее успешного и эффективного выполнения задач уголовного судопроизводства.
При написании данной работы использовались следующие источники: Конституция Российской Федерации, Уголовный и Уголовно- процессуальный кодексы РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Федеральные Законы «О Полиции» и «Об оперативно-розыскной деятельности», и иные нормативные правовые акты, приказы МВД РФ, научная литература по правоохранительной деятельности и статьи в периодических изданиях. В работе были использованы материалы судебной практики, в частности, Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
Проблемы взаимодействия деятельности следователей и органов полиции нашли свое отражение в работах таких ученых как: С.В. Бажанова, С.И. Барсукова, А.М. Зинина, А.П. Коренева, О.А. Косимова, В.С. Максимова и других.
Объектом исследования работы являются общественные отношения, возникающие в ходе взаимодействия между следователями и органами полиции.
Предметом исследования являются законодательные и иные нормативные акты, регламентирующие взаимодействие между следователями и органами полиции.
Основная цель дипломной работы состоит в изучении взаимодействия между следователями и органами полиции по действующему законодательству Российской Федерации, выявления проблем взаимодействия и путей их реализации.
Исходя из поставленной цели были поставлены следующие задачи: изучение правовых и организационных основ взаимодействия между следователем и органами полиции, изучение правовых форм взаимодействия следователя с оперативно-розыскными подразделениями полиции, участковыми уполномоченными и иными подразделениями полиции, изучение проблем взаимодействия следователя с органами полиции, разработка путей совершенствования и законодательного закрепления взаимодействия следователей с органами полиции.
Теоретико-методологической основой и эмпирической базой работы послужили: диалектический метод познания в совокупности с системно-логическим, формально-юридическим, сравнительно-правовым, историческим анализом.
Исследование взаимодействия следователей с органами полиции имеет теоретическую и практическую значимость для правоохранительной деятельности. Без четко налаженного и урегулированного законодательством взаимодействия следователя с органами полиции невозможно эффективно раскрывать и расследовать преступления и в конечном итоге бороться с преступностью.
В данной работе было исследовано правовое регулирование взаимодействия следователя и органов полиции.
В современных условиях от правоохранительных органов для достижения ощутимых результатов в борьбе с преступностью требуется более эффективная работа по выявлению и расследованию преступлений, а это предполагает и более высокий уровень взаимодействия органов предварительного следствия с органами дознания. Таким образом проблема взаимодействия органов предварительного следствия и дознания приобрела особую остроту.
Успешное раскрытие и расследование преступлений во многом зависит от тесного взаимодействия и разумного сочетания следственных и оперативно-розыскных мероприятий. Как убедительно показывает повседневная практика, взаимодействие следователя с оперативными службами является слабым звеном в организации борьбы с преступностью. Нередко именно из-за слабой организации взаимодействия преступления остаются нераскрытыми. Именно взаимодействие позволяет существенно увеличить эффективность работы, не изменяя структуры и состава служб. Если аппараты МВД перестанут представлять собой отдельные службы, а станут единой системой, объединенной едиными целями и задачами, едиными мероприятиями и планами, эффективность работы возрастет в несколько раз.
Масштабная роль взаимодействия следователя и органов полиции предполагает детальное правовое регулирование, которое в настоящий момент недостаточно разработано и не отвечает складывающимся социальным потребностям.
Говоря о проблемах взаимодействия следователя и органов полиции, следует прежде всего отметить традиционную для России множественность соответствующих нормативных актов и их низкое качество. Но основная проблема заключается в бессистемности правовой базы, отсутствии единой концепции регулирования взаимодействия следователя и органов полиции.
К проблемам взаимодействия следователя и органов полиции можно отнести: отсутствие в УПК РФ правового регулирования деятельности следственно- оперативных групп; предоставления результатов ОРД оперативными подразделениями следователю, прокурору и суду; недостаточную правовую регламентацию исполнения поручений следователя; недостаточное правовое регулирование планирования, организации и взаимодействия следователей с подразделениями полиции; тенденцию размежевания уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной составляющих в деятельности ОВД как органов дознания.
Можно сказать, что в УПК РФ взаимодействие следователя и органов полиции упоминается только косвенно в некоторых статьях УПК РФ.
Устранению этих недостатков способствует проводимая в России правовая реформа, в том числе и реформа системы МВД. Отмечая просчеты в законодательном регулировании взаимодействия, следует сказать о необходимости комплексного решения данной проблемы в кодифицированном акте - УПК РФ.
В процессе подготовки данной работы выработаны предложения по совершенствованию УПК РФ:
-Необходимо ввести в УПК РФ норму, регламентирующую понятие и формы деятельности следственно-оперативных групп. Положительные стороны работы следственно-оперативных групп состоит в сочетании следственных, поисковых и оперативно-розыскных действий по конкретным делам, незамедлительном использовании оперативной информации для получения документов по делу, изобличения виновных лиц и возмещении материального ущерба.
-Необходимо более детально регламентировать обязательное исполнение поручение следователя. Установить срок исполнения всех поручений следователя 10 суток, а в случае необходимости следователь может продлевать сроки. В любом случае срок исполнения поручения не может превышать срока предварительного следствия. Следователь должен имеет право осуществлять контроль за соблюдением исполнителем сроков выполнения поручений и давать указания по устранению недостатков, которые обязательны к исполнению.
- Необходимо законодательно регламентировать форму и объем предоставления результатов ОРД оперативными подразделениями следователю, прокурору и суду. Целесообразно предоставление следователю результатов ОРД в письменной форме и в полном объеме.
-Необходимо обязательное оперативное сопровождение на всем протяжении предварительного расследования, а не только в начале расследования по уголовному делу. Сотрудники отделов полиции должны оказывать содействие следователю в производстве следственных действий, обеспечивать явку к следователю не только подозреваемых и обвиняемых по уголовному делу, но и потерпевших и свидетелей. Более широко должен применяться принудительный привод.
-Необходимо обязательное техническое обеспечение предварительного расследования по уголовному делу. Следователь должен быть обеспечен всеми необходимыми техническими средствами (транспортом, средствами связи и т.д.)
Правильно организованное и осуществленное взаимодействие следователя и органов полиции позволяет своевременно выявить и закрепить признаки преступной деятельности, дать конкретным проявлениям этой деятельности правильную правовую оценку, определить направления и конкретные мероприятия по закреплению доказательств, выбрать оптимальную форму и момент реализации результатов ОРД и тем самым создать предпосылки для успешного расследования уголовного дела.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (с изм. от 14.10.2005) //Российская газета от 25.12.1993, № 237, Собрание законодательства РФ 2005. № 42.Ст. 4212.
2. Уголовно-Процессуальный Кодекс РФ от 18.12.2001г. № 174-ФЗ в ред. ФЗ от 06.12.2011г. № 407-ФЗ//Собрание законодательства РФ.2001. №52 (ч.1). Ст.4921.; Собрание законодательства РФ.2011. №1. Ст.16.
3. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001г.№ 195-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст.1
4. Федеральный закон Российской Федерации «О полиции» от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 2011.№ 7.Ст. 900.
5. Федеральный Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995г. № 144-ФЗ в ред. ФЗ № 424-ФЗ от 08.12.2011 //Собрание законодательства Российской Федерации.1995.№33.Ст.3349. Собрание законодательства Российской Федерации, 2011. № 50. ст. 7366.
6. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (в ред. от 24.07.2007 г. № 211-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002. №30. Ст. 3031.
7. Приказ МВД России от 26.03.2008 № 280-ДСП «Об утверждении Положения об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений».
8. Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд». Утверждена совместным Приказом МВД, ФСБ, ФСО, ФТС, СВР, ФСИН, ФСКН и Минобороны России от 17 апреля 2007г. № 368/185/164/481 /32/184/97/147-ст.21 // Российская газета. 16.05.2007.
9. Приказ МВД РФ от 21 апреля 2011г. № 222 « Об утверждении типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне». Зарегистрировано в Минюсте России 20 июня 2011 г. Регистрационный № 21062.
10. Инструкция, утвержденная Приказом МВД России от 16 сентября 2002 г. № 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции» (с изм. и доп. от 3 мая 2003 г.). Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 ноября 2002 г. Регистрационный № 3936.
11. Научная литература
1. Административная деятельность ОВД: учебник / ред. А.П. Коренева. М., Щит. 2001.
2. Административная деятельность ОВД: учебник / ред. В.Я. Кикотя. М., Юнити-Дана. 2003.
3. Бажанов С.В. Взаимодействие Следственного комитета с полицией и налоговыми органами // Законность. 2011. № 10.
4. Барсуков С.И., Борисов А.Н.Комментарий к Федеральному закону «О полиции»(постатейный).М., Деловой двор. 2011.
5. Барсуков С.И., Борисов А.Н.Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный)/ М., Деловой двор. 2011.
6. Базаров Р.А. Современные тенденции преступности и некоторые проблемы взаимодействия следственных и оперативных подразделений органов внутренних дел в раскрытии преступлений: Материалы межвузовской научно-практической конференции. Челябинск. 1998.
7. Бескровный Ю.В. Об участии участковых уполномоченных милиции в работе дежурных следственно-оперативных групп // Российский следователь. 2010. № 10.
8. Вагин О.А., Исиченко А.П., Чечетин А.Е. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» (постатейный)/ М., Деловой двор. 2009.
9. Васильев Ф.П., Герасимова Т.В. Роль следственных подразделений районного территориального органа МВД России в организации охраны общественного порядка // Российский следователь. 2011. № 21.
10. Взаимодействие следователей с оперативными работниками органов внутренних дел: Методическое пособие / ред. Л.М. Карнеевой. М., ВНИИ МВД СССР. 1981.
11. Грицкова И.Е., Кумко О.Ю., Снетков В.А. Уголовно-процессуальные основы деятельности экспертно-криминалистических подразделений МВД Российской Федерации. М., 2007.
12. Долгинов С.Д. Некоторые проблемы взаимодействия следствия и оперативных подразделений при раскрытии и расследовании преступлений, совершенных организованными преступными группами// Актуальные проблемы теории и практики взаимодействия подразделений органов внутренних дел в борьбе с преступностью: Материалы межвузовской научно-практической конференции. Челябинск. 1998.
13. Есина А.С. Каким должно быть содержание отдельного поручения следователя? // Российский следователь. 2002. № 2.
14. Зинин А.М. Участие специалиста в процессуальных действиях: учебник. М., Проспект. 2011.
15. Косимов О.А. Проблемы взаимодействия следователя с органами дознания на стадии возбуждения уголовного дела по материалам оперативно-розыскной деятельности // Российский следователь. 2011. № 12.
16. Кузякин Ю.П. Специальные знания в производстве по делам об административных правонарушениях. М., Юрист. 2006.
17. Криминалистика: учебник для вузов/ред.И.Р.Пантелеева, Н.Н.Селиванова, М.,Юрист.2008.
18. Криминология. Учебное пособие/ред. В.Н.Бурдакова, Н.М. Кропачева. Питер, Юрист.2007.
19. Комментарий к Конституции РФ (постатейный) / ред. Е.Ю. Бархатова. М., Проспект.2010.
20. Лончаков А.П., Никулин М.И. Понятие, содержание правоохранительной деятельности, осуществляемой в Российской Федерации: Темы учебной лекции, концептуальный аспект. Хабаровск, 1997.
21. Максимов В.С. Взаимодействие следователя с оперативными работниками милиции при производстве следственных действий на предварительном следствии // Российский следователь. 2011. № 1.
22. Малков В.Д. Теоретические, правовые и организационные проблемы деятельности органов внутренних дел по предупреждению и профилактике преступлений и иных правонарушений //Общество и право. 2008. № 3.
23. Мириев Б.А.оглы. Отдельные вопросы организации и деятельности следственно-оперативных групп// Российский следователь. 2011. № 18.
24. Можаева И.П. О правовом обеспечении деятельности следственно-оперативных групп // Российский следователь. 2011. № 16.
25. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ / ред. В.П. Божьева. М., Спарк. 2002.
26. Нечаев В.В. Исполнение отдельных поручений следователя//Законность. 2007. № 10.
27. Оздоев Р.Д. Организация деятельности следователя с дежурной частью органа внутренних дел и с участниками следственно-оперативной группы (СОГ) при производстве осмотра места происшествия //Российский следователь. 2010. № 16.
28. Правоохранительные органы Российской Федерации/ред. В.П. Божьева. М., Юрист.1998 .
29. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник / ред. Ю.А. Дмитриева. М., 2009.
30. Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе. М., Юрист. 2008.
31. Рыжаков А.П. Следственные действия и иные способы собирания доказательств. М., 2007.
32. Рябинина Т.К. Следственный комитет или судебный следователь? // Уголовное судопроизводство. 2011. № 1.
33. Скорченко П.Т. Криминалистика. Технико-криминалистическое обеспечение расследования преступлений. М., Юрист.1999.
34. Снетков В.А. Основы деятельности специалиста экспертно- криминалистических подразделений органов внутренних дел. М., Юрист. 2001.
35. Степанова Н.А. Недостатки в организации работы следователей по делам, предварительное следствие по которым приостановлено на основании п.п. 3, 4 ч. 1 ст.208 УПК РФ // Адвокатская практика. 2009. № 6.
36. Уголовно-процессуальное право РФ: учебник / ред. П.А. Лупинской. М., 2009.
37. Уголовный процесс: Учебник / ред. В.П. Божьева. М., Спарк, 2009.
38. Хомиченко Ю.В. Групповая преступность несовершеннолетних и ее предупреждение // Общество и право. 2010. № 5.
39. Шаталов А.С. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: учебное пособие в схемах. М., 2006.
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Взаимодействие органов публичной власти и прокуратуры (на примере г.Москва)
Отчет по практике:
Знакомство с работой Отдела расследования преступлений
Дипломная работа:
Методика расследования убийств, совершенных на бытовой почве
Курсовая работа:
Расследование убийства, совершенного в состоянии аффекта