Дипломная работа

«Взаимодействие следователя с органами полиции»

  • 64 страниц(ы)
  • 846 просмотров
фото автора

Автор: ольгаа

Введение 3

1. Правовые и организационные основы взаимодействия между следователями и органами полиции 6

1.1 Законодательство о полиции по вопросам взаимодействия 6

1.2 Уголовно- процессуальное законодательство по вопросам взаимодействия следователя с полицией 14

2. Правовые формы взаимодействия 24

2.1 Взаимодействие следователя с оперативно-розыскными подразделениями полиции 24

2.2 Взаимодействие следователя с участковыми уполномоченными 33

2.3 Взаимодействие следователя с иными подразделениями полиции 38

3. Проблемы взаимодействия и пути их реализации 47

Заключение 56

Список использованной литературы 59

Приложения 64

Современный этап развития российского общества характеризуется крупнейшими преобразованиями государства и его правовой системы. Идет процесс формирования России как правового демократического суверенного государства, признающего приоритет общечеловеческих ценностей и международного права.

Для правового государства характерно верховенство общечеловеческих ценностей. Конституция РФ ставит право на жизнь, здоровье, честь и достоинство в ранг естественных и неотчуждаемых прав личности, что предполагает и эффективную охрану и защиту этих прав.

Правоохранительная деятельность - это деятельность государственных органов, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью, а так же их предупреждение и профилактика, которая осуществляется в соответствии с законом лицами, состоящими на службе в правоохранительных органах и имеющие специальную профессиональную подготовку.

Данная работа посвящена изучению взаимодействия следователя и органов полиции.

Актуальность темы обусловлена тем, что произошедшие за последние годы изменения в политической, социальной, экономической сферах жизни России потребовали реформирования уголовно-процессуального законодательства, переориентации его на обеспечение защиты прав и законных интересов лиц, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства. Деятельность следователя является важнейшей составляющей правоохранительной деятельности. Изменение идеологии уголовно-процессуального законодательства, расширение состязательных начал повлекли пересмотр процессуальной роли каждого из субъектов уголовного судопроизводства, в том числе и следователя. В современных условиях от правоохранительных органов для достижения ощутимых результатов в борьбе с преступностью требуется более эффективная работа по выявлению преступлений, а это предполагает и более высокий уровень взаимодействия органов предварительного следствия с органами полиции.

Успешное раскрытие и расследование преступлений во многом зависит от тесного взаимодействия и разумного сочетания следственных и оперативно-розыскных мероприятий. Как показывает повседневная практика, взаимодействие следователя с оперативными службами является слабым звеном в организации борьбы с преступностью. Нередко именно из-за слабой организации взаимодействия преступления остаются нераскрытыми. Таким образом, в современных условиях проблема взаимодействия органов предварительного следствия и дознания не только не утратила своей актуальности, но и приобрела особую остроту.

Под взаимодействием основанная на законе совместная или согласованная по целям, времени и месту деятельность органов и должностных лиц с целью наиболее успешного и эффективного выполнения задач уголовного судопроизводства.

При написании данной работы использовались следующие источники: Конституция Российской Федерации, Уголовный и Уголовно- процессуальный кодексы РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Федеральные Законы «О Полиции» и «Об оперативно-розыскной деятельности», и иные нормативные правовые акты, приказы МВД РФ, научная литература по правоохранительной деятельности и статьи в периодических изданиях. В работе были использованы материалы судебной практики, в частности, Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

Проблемы взаимодействия деятельности следователей и органов полиции нашли свое отражение в работах таких ученых как: С.В. Бажанова, С.И. Барсукова, А.М. Зинина, А.П. Коренева, О.А. Косимова, В.С. Максимова и других.

Объектом исследования работы являются общественные отношения, возникающие в ходе взаимодействия между следователями и органами полиции.

Предметом исследования являются законодательные и иные нормативные акты, регламентирующие взаимодействие между следователями и органами полиции.

Основная цель дипломной работы состоит в изучении взаимодействия между следователями и органами полиции по действующему законодательству Российской Федерации, выявления проблем взаимодействия и путей их реализации.

Исходя из поставленной цели были поставлены следующие задачи: изучение правовых и организационных основ взаимодействия между следователем и органами полиции, изучение правовых форм взаимодействия следователя с оперативно-розыскными подразделениями полиции, участковыми уполномоченными и иными подразделениями полиции, изучение проблем взаимодействия следователя с органами полиции, разработка путей совершенствования и законодательного закрепления взаимодействия следователей с органами полиции.

Теоретико-методологической основой и эмпирической базой работы послужили: диалектический метод познания в совокупности с системно-логическим, формально-юридическим, сравнительно-правовым, историческим анализом.

Исследование взаимодействия следователей с органами полиции имеет теоретическую и практическую значимость для правоохранительной деятельности. Без четко налаженного и урегулированного законодательством взаимодействия следователя с органами полиции невозможно эффективно раскрывать и расследовать преступления и в конечном итоге бороться с преступностью.

В данной работе было исследовано правовое регулирование взаимодействия следователя и органов полиции.

В современных условиях от правоохранительных органов для достижения ощутимых результатов в борьбе с преступностью требуется более эффективная работа по выявлению и расследованию преступлений, а это предполагает и более высокий уровень взаимодействия органов предварительного следствия с органами дознания. Таким образом проблема взаимодействия органов предварительного следствия и дознания приобрела особую остроту.

Успешное раскрытие и расследование преступлений во многом зависит от тесного взаимодействия и разумного сочетания следственных и оперативно-розыскных мероприятий. Как убедительно показывает повседневная практика, взаимодействие следователя с оперативными службами является слабым звеном в организации борьбы с преступностью. Нередко именно из-за слабой организации взаимодействия преступления остаются нераскрытыми. Именно взаимодействие позволяет существенно увеличить эффективность работы, не изменяя структуры и состава служб. Если аппараты МВД перестанут представлять собой отдельные службы, а станут единой системой, объединенной едиными целями и задачами, едиными мероприятиями и планами, эффективность работы возрастет в несколько раз.

Масштабная роль взаимодействия следователя и органов полиции предполагает детальное правовое регулирование, которое в настоящий момент недостаточно разработано и не отвечает складывающимся социальным потребностям.

Говоря о проблемах взаимодействия следователя и органов полиции, следует прежде всего отметить традиционную для России множественность соответствующих нормативных актов и их низкое качество. Но основная проблема заключается в бессистемности правовой базы, отсутствии единой концепции регулирования взаимодействия следователя и органов полиции.

К проблемам взаимодействия следователя и органов полиции можно отнести: отсутствие в УПК РФ правового регулирования деятельности следственно- оперативных групп; предоставления результатов ОРД оперативными подразделениями следователю, прокурору и суду; недостаточную правовую регламентацию исполнения поручений следователя; недостаточное правовое регулирование планирования, организации и взаимодействия следователей с подразделениями полиции; тенденцию размежевания уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной составляющих в деятельности ОВД как органов дознания.

Можно сказать, что в УПК РФ взаимодействие следователя и органов полиции упоминается только косвенно в некоторых статьях УПК РФ.

Устранению этих недостатков способствует проводимая в России правовая реформа, в том числе и реформа системы МВД. Отмечая просчеты в законодательном регулировании взаимодействия, следует сказать о необходимости комплексного решения данной проблемы в кодифицированном акте - УПК РФ.

В процессе подготовки данной работы выработаны предложения по совершенствованию УПК РФ:

-Необходимо ввести в УПК РФ норму, регламентирующую понятие и формы деятельности следственно-оперативных групп. Положительные стороны работы следственно-оперативных групп состоит в сочетании следственных, поисковых и оперативно-розыскных действий по конкретным делам, незамедлительном использовании оперативной информации для получения документов по делу, изобличения виновных лиц и возмещении материального ущерба.

-Необходимо более детально регламентировать обязательное исполнение поручение следователя. Установить срок исполнения всех поручений следователя 10 суток, а в случае необходимости следователь может продлевать сроки. В любом случае срок исполнения поручения не может превышать срока предварительного следствия. Следователь должен имеет право осуществлять контроль за соблюдением исполнителем сроков выполнения поручений и давать указания по устранению недостатков, которые обязательны к исполнению.

- Необходимо законодательно регламентировать форму и объем предоставления результатов ОРД оперативными подразделениями следователю, прокурору и суду. Целесообразно предоставление следователю результатов ОРД в письменной форме и в полном объеме.

-Необходимо обязательное оперативное сопровождение на всем протяжении предварительного расследования, а не только в начале расследования по уголовному делу. Сотрудники отделов полиции должны оказывать содействие следователю в производстве следственных действий, обеспечивать явку к следователю не только подозреваемых и обвиняемых по уголовному делу, но и потерпевших и свидетелей. Более широко должен применяться принудительный привод.

-Необходимо обязательное техническое обеспечение предварительного расследования по уголовному делу. Следователь должен быть обеспечен всеми необходимыми техническими средствами (транспортом, средствами связи и т.д.)

Правильно организованное и осуществленное взаимодействие следователя и органов полиции позволяет своевременно выявить и закрепить признаки преступной деятельности, дать конкретным проявлениям этой деятельности правильную правовую оценку, определить направления и конкретные мероприятия по закреплению доказательств, выбрать оптимальную форму и момент реализации результатов ОРД и тем самым создать предпосылки для успешного расследования уголовного дела.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (с изм. от 14.10.2005) //Российская газета от 25.12.1993, № 237, Собрание законодательства РФ 2005. № 42.Ст. 4212.

2. Уголовно-Процессуальный Кодекс РФ от 18.12.2001г. № 174-ФЗ в ред. ФЗ от 06.12.2011г. № 407-ФЗ//Собрание законодательства РФ.2001. №52 (ч.1). Ст.4921.; Собрание законодательства РФ.2011. №1. Ст.16.

3. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001г.№ 195-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст.1

4. Федеральный закон Российской Федерации «О полиции» от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 2011.№ 7.Ст. 900.

5. Федеральный Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995г. № 144-ФЗ в ред. ФЗ № 424-ФЗ от 08.12.2011 //Собрание законодательства Российской Федерации.1995.№33.Ст.3349. Собрание законодательства Российской Федерации, 2011. № 50. ст. 7366.

6. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (в ред. от 24.07.2007 г. № 211-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002. №30. Ст. 3031.

7. Приказ МВД России от 26.03.2008 № 280-ДСП «Об утверждении Положения об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений».

8. Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд». Утверждена совместным Приказом МВД, ФСБ, ФСО, ФТС, СВР, ФСИН, ФСКН и Минобороны России от 17 апреля 2007г. № 368/185/164/481 /32/184/97/147-ст.21 // Российская газета. 16.05.2007.

9. Приказ МВД РФ от 21 апреля 2011г. № 222 « Об утверждении типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне». Зарегистрировано в Минюсте России 20 июня 2011 г. Регистрационный № 21062.

10. Инструкция, утвержденная Приказом МВД России от 16 сентября 2002 г. № 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции» (с изм. и доп. от 3 мая 2003 г.). Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 ноября 2002 г. Регистрационный № 3936.

11. Научная литература

1. Административная деятельность ОВД: учебник / ред. А.П. Коренева. М., Щит. 2001.

2. Административная деятельность ОВД: учебник / ред. В.Я. Кикотя. М., Юнити-Дана. 2003.

3. Бажанов С.В. Взаимодействие Следственного комитета с полицией и налоговыми органами // Законность. 2011. № 10.

4. Барсуков С.И., Борисов А.Н.Комментарий к Федеральному закону «О полиции»(постатейный).М., Деловой двор. 2011.

5. Барсуков С.И., Борисов А.Н.Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный)/ М., Деловой двор. 2011.

6. Базаров Р.А. Современные тенденции преступности и некоторые проблемы взаимодействия следственных и оперативных подразделений органов внутренних дел в раскрытии преступлений: Материалы межвузовской научно-практической конференции. Челябинск. 1998.

7. Бескровный Ю.В. Об участии участковых уполномоченных милиции в работе дежурных следственно-оперативных групп // Российский следователь. 2010. № 10.

8. Вагин О.А., Исиченко А.П., Чечетин А.Е. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» (постатейный)/ М., Деловой двор. 2009.

9. Васильев Ф.П., Герасимова Т.В. Роль следственных подразделений районного территориального органа МВД России в организации охраны общественного порядка // Российский следователь. 2011. № 21.

10. Взаимодействие следователей с оперативными работниками органов внутренних дел: Методическое пособие / ред. Л.М. Карнеевой. М., ВНИИ МВД СССР. 1981.

11. Грицкова И.Е., Кумко О.Ю., Снетков В.А. Уголовно-процессуальные основы деятельности экспертно-криминалистических подразделений МВД Российской Федерации. М., 2007.

12. Долгинов С.Д. Некоторые проблемы взаимодействия следствия и оперативных подразделений при раскрытии и расследовании преступлений, совершенных организованными преступными группами// Актуальные проблемы теории и практики взаимодействия подразделений органов внутренних дел в борьбе с преступностью: Материалы межвузовской научно-практической конференции. Челябинск. 1998.

13. Есина А.С. Каким должно быть содержание отдельного поручения следователя? // Российский следователь. 2002. № 2.

14. Зинин А.М. Участие специалиста в процессуальных действиях: учебник. М., Проспект. 2011.

15. Косимов О.А. Проблемы взаимодействия следователя с органами дознания на стадии возбуждения уголовного дела по материалам оперативно-розыскной деятельности // Российский следователь. 2011. № 12.

16. Кузякин Ю.П. Специальные знания в производстве по делам об административных правонарушениях. М., Юрист. 2006.

17. Криминалистика: учебник для вузов/ред.И.Р.Пантелеева, Н.Н.Селиванова, М.,Юрист.2008.

18. Криминология. Учебное пособие/ред. В.Н.Бурдакова, Н.М. Кропачева. Питер, Юрист.2007.

19. Комментарий к Конституции РФ (постатейный) / ред. Е.Ю. Бархатова. М., Проспект.2010.

20. Лончаков А.П., Никулин М.И. Понятие, содержание правоохранительной деятельности, осуществляемой в Российской Федерации: Темы учебной лекции, концептуальный аспект. Хабаровск, 1997.

21. Максимов В.С. Взаимодействие следователя с оперативными работниками милиции при производстве следственных действий на предварительном следствии // Российский следователь. 2011. № 1.

22. Малков В.Д. Теоретические, правовые и организационные проблемы деятельности органов внутренних дел по предупреждению и профилактике преступлений и иных правонарушений //Общество и право. 2008. № 3.

23. Мириев Б.А.оглы. Отдельные вопросы организации и деятельности следственно-оперативных групп// Российский следователь. 2011. № 18.

24. Можаева И.П. О правовом обеспечении деятельности следственно-оперативных групп // Российский следователь. 2011. № 16.

25. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ / ред. В.П. Божьева. М., Спарк. 2002.

26. Нечаев В.В. Исполнение отдельных поручений следователя//Законность. 2007. № 10.

27. Оздоев Р.Д. Организация деятельности следователя с дежурной частью органа внутренних дел и с участниками следственно-оперативной группы (СОГ) при производстве осмотра места происшествия //Российский следователь. 2010. № 16.

28. Правоохранительные органы Российской Федерации/ред. В.П. Божьева. М., Юрист.1998 .

29. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник / ред. Ю.А. Дмитриева. М., 2009.

30. Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе. М., Юрист. 2008.

31. Рыжаков А.П. Следственные действия и иные способы собирания доказательств. М., 2007.

32. Рябинина Т.К. Следственный комитет или судебный следователь? // Уголовное судопроизводство. 2011. № 1.

33. Скорченко П.Т. Криминалистика. Технико-криминалистическое обеспечение расследования преступлений. М., Юрист.1999.

34. Снетков В.А. Основы деятельности специалиста экспертно- криминалистических подразделений органов внутренних дел. М., Юрист. 2001.

35. Степанова Н.А. Недостатки в организации работы следователей по делам, предварительное следствие по которым приостановлено на основании п.п. 3, 4 ч. 1 ст.208 УПК РФ // Адвокатская практика. 2009. № 6.

36. Уголовно-процессуальное право РФ: учебник / ред. П.А. Лупинской. М., 2009.

37. Уголовный процесс: Учебник / ред. В.П. Божьева. М., Спарк, 2009.

38. Хомиченко Ю.В. Групповая преступность несовершеннолетних и ее предупреждение // Общество и право. 2010. № 5.

39. Шаталов А.С. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: учебное пособие в схемах. М., 2006.

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика