Контрольная работа
«Соотношение категорий: человек, индивид, личность»
- 14 страниц
Введение. 3
1. Соотношение категорий: человек, индивид, личность. 4
2. Типологии личности. 7
3. Типы взаимоотношений личности и общества. 10
4. Заключение. 12
5. Список используемой литературы. 14
Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. Было выдвинуто множество различных концепций изучения человека, но ответ до сих пор не найден. Существенная трудность состоит в том, что между людьми очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом. Но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожий друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы.
Астрология, теология, философия, литература и социальные науки - вот лишь некоторые из учений, в которых предпринимались попытки понять всю сложность человеческого поведения и сущность человека. Актуальность исследования темы проблемы человека обусловлена проблемами современного общества. В настоящее время большинство серьёзных недугов человечества - стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания являются следствием поведения людей.
Проблема человека есть основная проблема философии. Человек есть великая загадка для самого себя. Биологически человек не отличается от животного, он отличается от него лишь по принципу, стоящему выше жизни, по принципу духа. Человек есть человек лишь как носитель духа. Дух проявляется в личности. Человек есть существо, преодолевающее себя и мир.
1. Соотношение категорий: человек, индивид, личность
Человек - понятие многогранное. С одной стороны, человек - существо физическое, с другой стороны, человеческой природе свойственна сознательность, способность ясного понимания и осмысливания обстоятельств. Человеку присущи сознание, разум и свобода. Именно эта двойственность всегда заставляла философов искать сущность человека.
Под проблемой человека в философии понимается: проблема добра и зла, души и тела, свободы человека, поиск места человека в окружающем мире и т.д. В разное время внимание философов обращалось к различным аспектам данной проблемы, они рассматривались в зависимости от преобладающего мировоззрения данной эпохи.
В античной философии сформировался особый подход в постижении природы и человека - космоцентризм, суть которого заключается в том, что исходной отправной точкой в разработке философских проблем было понимание космоса как единого соразмерного целого, обладающего некоторым духовным началом (душа, мировой разум). В соответствии с этим трактуется и природа человека. Человек- это микрокосм, отсюда и гармония человека, мира, разум человека, мышление.
Для средневековой философии характерным было решение вопросов в соответствии с пониманием Бога, его сущности. Аналогично осуществляется понимание природы и человека, их сущностей, истолкование принципов отношения человека и Бога.
Философы Возрождения связывали свободу человека, смысл его жизни с его собственной внутренней активностью, творческой деятельностью, которая выступала как главный фактор самореализации личности, индивидуализации.
Западноевропейская философия XVII века рассматривала главным образом проблему познания, которая выступила на первый план. Разработка проблемы привела к возникновению двух противоположных познавательных концепций: эмпиризма и рационализма.
Проблема личности - проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Понятие личности относится к числу сложнейших понятий. До сих пор ещё не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения многозначность содержания этого понятия обусловлена многоаспектностью проявлений личности, многообразием её становления и развития.
Взгляд на личностное в человеке как проявление его субъективности не является прерогативой философской мысли. Такое представление о личности в психологии, социологии, педагогике; литература. Искусство, политика, да и сам язык обыденной жизни наделяют личность силой активности.
Смысл понятия личности раскрывается через понятие свободы, ответственности, поступка как действия сообразно свободно принятому решению; самосознания и саморазвития. Действия личностного характера есть фактор само регуляции общественного организма.
Личность в философии исследуется со стороны содержательных процедур самоинтеграции - поиска смысла жизни, осмысления собственной судьбы, размышлений о жизни и смерти и способности к преднамеренным свободным поведенческим актам - поступкам.
Социологический анализ выделяет в личности не индивидуальные, а социально-типические черты, формируемые данной системой общественных отношений и необходимые для её воспроизводства.
Первоначально слово «личность» (лат. persona) означало маску, роль, исполнявшуюся актёром в античном театре. В отличие от понятия индивида, которое определяется как обособление в рамках единства, смысловое поле понятия личность - это проявление внутреннего во внешнем. Смысл понятия личности раскрывается через понятие свободы, ответственности, поступка; самосознания и саморазвития. Действия личностного характера есть фактор само регуляции общественного организма.
Личность в философии исследуется со стороны содержательных процедур самоинтеграции - поиска смысла жизни, осмысления собственной судьбы, размышлений о жизни и смерти и способности к преднамеренным свободным поведенческим актам - поступкам.
Индивид становится личностью лишь в качестве члена определённого социума в процессе освоения определённых социальных ролей и соответствующей ценностно-нормативной системы, в процессе обретения социальной идентичности, то есть в процессе социализации. Личность является продуктом и субъектом социальных систем, их изменения и развития.
Личность является в одно и то же время объектом и субъектом общественных отношений. Богатство личности зависит от многообразия ее связей с другими людьми, от активного отношения к жизни.
1. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М., 2002.
2. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону, 2002.
3. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2001.
4. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. М., 2000.
5. Дубин Н.П. и др. Генетика, поведение, ответственность. О природе антиобщественных поступков путях их предупреждения. М., 1989.
6. Кон И. Открытие «Я». М., 1978.
7. Бороноев А.О., Соловьев О.М. Человек и свобода. // Социально-политический журнал. 1996. №4.
8. Комаров Э.Н. Личность как субъект и объект социального развития. //Социально-политические науки. 1992. №4-5.
9. Лобковиц И. Что такое личность. // Вопросы философии. 1998. №2.
10. Чернявский К. Личность: Проблемы самореализации.//Социально-политический журнал. 1996. №4.
11. Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М., 1993.
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Соотношение понятий в теории личности
Курсовая работа:
Ценность работы в жизни современного человека
Контрольная работа:
Личность человека
Курсовая работа:
Личность и индивидуальность
Курсовая работа:
Человек в экономике