Дипломная работа
«Управление государственным долгом: методы и способы совершенствования»
- 68 страниц
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ 7
1.1 Сущность, структура и роль государственного долга в современной экономике 7
1.2 Нормативно-правовое обеспечение управления государственным долгом 16
1.3 История возникновения государственного долга в России 26
2 ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 33
2.1 Методы управления государственным долгом 33
2.2 Анализ динамики внешнего государственного долга в России 37
2.3. Государственный внутренний долг и формы его покрытия 39
2.4. Проблемы управления государственным долгом в современных условиях 42
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ В РОССИИ 45
3.1 Опыт управления государственным долгом в развитых странах и возможности его применения в России 44
3.2 Пути повышения эффективности управления государственным долгом 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
Актуальность работы обуславливается тем, что государственный (муниципальный) кредит диалектически взаимосвязан с такой финансово-правовой категорией, как государственный (муниципальный) долг. Вследствие государственного (муниципального) кредита образуется государственный (муниципальный) долг. Как отмечал классик финансового права В.П. Безобразов, «казна всегда должна быть состоятельна, каковы бы ни были расходы на нужды государства» . Констатируя неизбежность налогов, В.И. Ленин отметил: «Для содержания особой, стоящей над обществом, общественной власти нужны налоги и государственные долги» .
В сфере совершенствования правоотношений по управлению государственным долгом как одном из направлений реформы бюджетного и финансового законодательства существует проблема, связанная с исполнением государством взятых на себя долговых обязательств. Однако применение их на практике управления государственным долгом свидетельствует о достаточно серьезных проблемах как в аспекте соблюдения прав граждан и организаций – кредиторов государства, так и теоретических проблем, касающихся коллизий между нормами бюджетного и гражданского законодательства.
В тяжелой экономической ситуации, и в частности при выборе наиболее оптимальных средств правового регулирования государственного долга как сложной и неоднозначной совокупности финансовых отношений и инструментов рыночной экономики, необходимо учитывать, что законодательное обеспечение в данном случае должно иметь главной целью – оптимизацию и стабилизацию рынка государственных обязательств не только в бюджетной сфере, но и во всей системе российских государственных финансов в целом.
Для решения обозначенных выше проблем необходимо эффективное управление государственным долгом. Данная тема неоднократно получало свое освещение в трудах Ю.К. Цареградской, Ю.К. Сорокиной, Ю.В. Лудиновой, А. Вавилова, А.К. Саркисова. Но современная экономическая и политическая ситуация, в которой оказалась наша страна, вновь делает актуальной тему эффективного управления государственным долгом, поскольку ухудшение экономической среды и обострение политических отношений с развитыми странами может способствовать попаданию нашей страны в долговую зависимость.
Целью данной работы является анализ совершенствования управления государственным долгом в современных условиях. Задачи работы:
- изучение сущности, структуры и роли государственного долга в современной экономике;
- анализ нормативно-правового обеспечения управления государственным долгом;
- изучение истории возникновения государственного долга в нашей стране;
- анализ методов управления государственным долгом;
- изучение динамики внешнего и внутреннего государственного долга в нашей стране;
- анализ опыта управления государственным долгом в развитых странах;
- изучение путей повышения эффективности управления государственным долгом.
Объектом исследования работы является внешний и внутренний государственный долг РФ. В свою очередь, предметом исследования работы являются методы и способы управления государственным долгом.
Информационно-эмпирическую базу работы составили труды отечественных и зарубежных экономистов, а также нормативно-правовые акты, регулирующие исследуемую область.
В работе применялись следующие научные методы исследования: диалектический, исторический, логический, сравнительно-правовой, статистический.
В структуре работы выделены введение, три главы, заключение, а также список использованных источников.
В первой главе – теоретической, анализируются теоретические аспекты управления государственным долгом.
Вторая глава посвящена практическим особенностям управления государственным долгом в современной России.
В третьей главе рассматриваются пути совершенствования российской системы управления государственным долгом.
Институт государственного долга Российской Федерации в бюджетном законодательстве, с точки зрения его роли, возможно рассматривать в двух аспектах:
1) как источник финансирования дефицитов бюджетов;
2) как вид расхода бюджетов.
Подобное закрепление и регулирование представлено Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ) и федеральными законами о бюджете на определенный финансовый год и плановый период. По сравнению с зарубежными странами правовое регулирование государственного долга в России прямо не закреплено в Конституции государства. В конституциях государств некоторых зарубежных стран (Бельгии, Германии, Швеции и др.) финансовая деятельность выделяется как самостоятельный раздел, что указывает на важность и стратегичность отношений в сфере государственного долга, поскольку правовое регулирование финансовой деятельности государства в этой сфере осуществляется на конституционном уровне. Необходимо подчеркнуть, что в условиях централизованного управления экономикой механизм обращения государственных долговых обязательств, действовавший в развитых странах, в нашей стране практически отсутствовал. В Конституции РФ в настоящее время содержится общее положение, опосредующее отношения, связанные с государственным долгом. В пункте 4 статьи 75 Конституции РФ закрепляется, что государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законодательством, и размещаются на добровольной основе. Все остальные долговые отношения регулируются в основном бюджетным законодательством, которое представлено БК РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации и бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, а также муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах и иными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения
Второй аспект государственного долга Российской Федерации, представленный бюджетным законодательством, характеризует его в структуре федерального бюджета как вид расхода, хотя норма, закрепляющая определение расходов, не указывает, что государственный долг входит в это понятие. Статья 6 БК РФ, раскрывая расходы бюджета, определяет их как выплачиваемые денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетным законодательством. Как было указано выше, источниками финансирования дефицита бюджета выступают именно те средства, которые образуют государственный долг. Однако при проведении анализа дальнейших статей БК РФ можно заметить, что в классификации расходов бюджета, представленной в п. 3 ст. 21 БК РФ, закрепляется в качестве одного из видов расходов обслуживание государственного и муниципального долга, которое возможно по двум направлениям:
- обслуживание государственного внутреннего и муниципального долга;
- обслуживание государственного внешнего долга.
Данный вид расходов законодательно был закреплен в БК РФ в 2010 г.
Государственный долг является одним из важнейших элементов финансовой политики государства, планирование и управление которым обеспечивают успешное развитие экономики государства, особенно в период экономического кризиса.
Государственный долг – признанная государством задолженность по непогашенным долговым обязательствам и не выплаченным по ним процентам. По валюте займа и особенностям обслуживания, а также рискам долговые обязательства разделяются на внутренние и внешние.
Финансово-правовое регулирование государственного долга в Российской Федерации применяется государством в целях привлечения дополнительных денежных средств в распоряжение государства, для решения основных государственных задач и функций. Управление государственным долгом, в первую очередь, осуществляется Правительством РФ и Министерством финансов РФ.
К основным методам управления государственным долгом относятся погашение займов вместе с выплатой доходов, регулирование показателей доходности займов, создание и размещение новых займов, изменение срока займов, реструктуризация, уступка прав требования, конверсия.
Изучение опыта иностранных государств в области управления внешним и внутренним государственным долгом позволяет сделать вывод о том, что для поддержания финансовой стабильности государства требуется не только законодательство, регулирующее вопросы публичных заимствований, и органы исполнительной власти, реализующие требования этих правовых норм, но и система действенного финансового контроля и аудита эффективности за состоянием и управлением государственного долга.
В России создана достаточно эффективная система управления государственным долгом. Однако в последнее годы намечается тенденция к росту, как внешней, так и внутренней задолженности, что связано с непростой экономической и политической ситуацией. Поэтому для оптимизации внешнего и внутреннего государственного долга в работе было предложено:
1) Переориентация долговой нагрузки на внутренний государственный долг.
2) Налаживание контактов между органами государственной власти и деловым сообществом по вопросам осуществления и реализации государственной долговой политики.
3) Улучшение системы управления внешним и внутренним государственным долгом путем создания единого органа.
4) Улучшение нормативно-правового регулирования рассматриваемой сферы.
5) Организация системы казначейского контроля государственного долга.
5) Создание эффективной системы государственной казначейской системы контроля государственного долга.
В целях создания единой системы управления государственным долгом, приходится сталкиваться с проблемой выбора правильного варианта по управлению государственным долгом, который во многом будет зависеть от проводимой экономической политики в государстве. Соответственно, какой вариант будет наиболее оптимальным, покажет реальная действительность, поскольку один вариант управления в государстве уже был апробирован, остается проверить эффективность второго варианта управления госдолгом посредством специально для этого созданного органа власти.
Предложенные меры по совершенствованию механизма управления внутренним и внешним государственным долгом позволят повысить его качество, результативность, стать действенным инструментом в повышении эффективности бюджетных расходов и в управлении общественными финансами.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации / Федеральный закон Россий-ской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. От 15.02.2016).
2. Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" от 22.04.1996 N 39-ФЗ.
3. Федеральный закон от 29.07.1998 N 136-ФЗ (ред. от 14.06.2012) "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг.
4. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.02.2016)
5. Антропов Д. Внешний долг – угроза национальной безопасности // Обозреватель. -2015.- №3-4.
6. Баскаков В.В., Гудков Б.И., Федосеев С.А., Фомин А.Н. Методологические основы антикризисного управления и стратегического планирования в экономических системах. Монография // МО РФ, Академия военных наук – М., ВА РВСН им. Петра Великого, 2012.
7. Бабич А.М., Павлова Л.Н.Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007.
8. Баскаков В.В., Гудков Б.И., Федосеев С.А., Фомин А.Н. Методологические основы антикризисного управления и стратегического планирования в экономических системах. Монография // МО РФ, Академия военных наук – М., ВА РВСН им. Петра Великого, 2012.
9. Безобразов В.П. Финансовое право. - М.: Кнорус, 2004.
10. Братко А.Г. Центральный банк в банковской системе. - М.: СПАРК, 2011.
11. Будущее Евразии: БРИКС или Евразийский союз? Вопросы устойчивости союзов. Материалы круглого стола // Центр стратегических оценок и прогнозов,2012.
12. Вавилов А., Ковалишин Е. Проблемы реструктуризации внешнего долга России: теория и практика // Вопросы экономики. -2006. -№5.
13. Васильева М.В. Мировой опыт организации государственного и муниципального финансового контроля и возможность его применения в России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. -2011. -№25 (118).
14. Горбунова О.Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России. -М.: Профобразование, 2014. -160 с.
15. Даниленко Н.И. Теоретические и практические аспекты развития механизма государственного казначейского контроля. // Международный бухгалтерский учет.- 2014.- №43.
16. Данилов Ю.А. Рынки государственного долга: Мировые тенденции и российская практика.- М.: ГУ-ВШЭ, 2002.
17. Дедегкаева С.М. Анализ динамики объема внутреннего и внешнего долга за период 2009-2015 гг. // Экономика. Управление. Право. -2016. - №2.
18. Звонова Е.А. Международное внешнее финансирование в современной экономике.− М.: Экономика, 2012.
19. Козырин А.Н. Государственный долг Канады: проблемы правового регулирования. // Финансовое право. - 2006. -№2.
20. Курс экономики: Учебник.−3-е изд.,доп./ Под ред. Б.А. Райзберга.− М.: ИНФРА-М, 2011.
21. Ленин В.И. Государство и революция. – М., 1989.
22. Лермонтов Ю.М. Постатейный комментарий к Бюджетному кодексу РФ. – М.:Дело, 2015.
23. Лудинова Ю.В. Государственные гарантии в системе управления государственным долгом Российской Федерации: Дис. . канд. экон. наук. СПб., 2004.
24. Лудинова Ю.В. Проблемы нормативно-правового регулирования государственных гарантий в банковской системе РФ. // Банковское право.- 2006.- №3.
25. Саркисов А.К. Финансово-правовое регулирование государственного кредита в РФ. // Административное и муниципальное право. -2010.- №1.
26. Титова О.В. Казначейство России: настоящее и будущее // Молодой ученый. -2013. -№2.
27. Финансовое право: Учебник / Под ред. Н.И Химичевой. - М.: Юрист, 2011.
28. Фомин А. БРИКС и Европейский Союз в условиях финансового кризиса: оценка устойчивости. // Менеджмент.- 2010. -№11.
29. Цареградская Ю.К. Управление государственным внешним долгом в современной России: подходы и тенденции развития. // Актуальные проблемы российского права. -2013. -№3.
30. Шохин С.О., Махмутова Э.Х. Управление государственным долгом // Финансы. -2002. -№12.
31. w*w.cbr.r*
32. w*w.minfin.r*
Антиплагиат-49,54% (по состоянию на июль 2016 г.).
Тема: | «Управление государственным долгом: методы и способы совершенствования» | |
Раздел: | Деньги и кредит | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 68 | |
Цена: | 3500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Государственный долг РФ: современное состояние и методы управления
Курсовая работа:
Государственный долг РФ
Реферат:
Задачи совершенствования организации и нормирования труда
Курсовая работа:
Государственный долг и его влияние на экономическое развитие
Курсовая работа:
Проблемы управлением государственным долгом