Дипломная работа
«Развитие творческих способностей младших школьников посредством игры на уроках окружающего мира»
- 30 страниц
Введение….….3
1.Теоретические основы развития творческих способностей
младших школьников….….6
1.1. Понятие способностей в психологической литературе….….….6
1.2. Развитие способностей ребенка в младшем школьном возрасте…. 8
1.3. Игра как метод развития творческих способностей
младших школьников….…13
2. Опытно-практическая работа по развитию творческих способностей младших школьников… 18
2.1. Изучение уровня развития творческих способностей
учащихся младших классов….… 18
2.2. Опыт использования игры при изучении
дисциплины «Окружающий мир»….23
2.3. Анализ опытно-практической работы….26
Заключение….28
Список использованной литературы…. 30
Приложения
Введение
Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Общество заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться именно там, где он может принести максимальную пользу в соответствии со своими способностями.
Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности
Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре.
В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе.
Во-вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.
Существует необходимость того, чтобы учебная деятельность младших школьников носила творческий характер и способствовала развитию творческих способностей, так как это сензитивный период для раскрытия индивидуальных особенностей и способностей.
Проблемой развития способностей занимались такие корифеи отечественной психологии как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Н.С. Лейтес и другие. Понятийный аппарат, содержание и основные положения теории способностей разработаны, главным образом, именно в трудах этих ученых.
Под способностями понимаются индивидуально–психологические и двигательные особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой – либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у ребенка. При этом успешность в какой – либо деятельности может быть обеспечена не отдельной способностью, а лишь тем своеобразным их сочетанием, которое характеризует личность.
Развитие творческих способностей – это развитие творческого мышления и воображения учащихся.
В 2011-2015г. российские школы перейдут на новые образовательные стандарты, согласно которым для ребенка должна быть организована вторая половина дня по четырем направлениям внеклассной деятельности на выбор: оздоровительная, социальная, духовно-нравственная и общеинтеллектуальная. Данная деятельность должна занимать 10 часов в неделю, однако школы могут сами распределять, как провести это время. Необходимо разрабатывать средства, методы, формы организации внеучебной деятельности, которая в большей мере может способствовать развитию творческих способностей детей. Это ещё раз подчеркивает актуальность темы.
В.А.Сухомлинский писал, что одним из эффективных способов развития творческих способностей является приобщение школьников к творческой деятельности в процессе дидактической игры.
Несмотря на то, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, значимость ее не снижается и у детей младшего школьного возраста. Известный психолог Л.С.Выготский отмечал, что в школьном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность школьников. Он видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу, определяющую «зону ближайшего развития».
Цель исследования:
определить и сформулировать психолого-педагогические условия организации игр на занятиях по окружающему миру, способствующих развитию творческих способностей младшего школьника
Объект исследования:
развитие способностей детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования:
процесс развития творческих способностей младшего школьника посредством игры.
Задачи исследования:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу и практический опыт по проблеме;
- раскрыть понятие творческих способностей;
-определить принципы построения дидактической игры и раскрыть особенности их реализации в начальной школе;
- изучить особенности развития творческих способностей младших школьников;
- провести анализ полученных результатов диагностики, сделать выводы;
- составить и апробировать конспекты уроков и внеурочных занятий по дисциплине «Окружающий мир» для развития творческих способностей.
Методы исследования:
анализ психолого-педагогической, методической литературы; целенаправленное педагогическое наблюдение; тестирование, опытно-практическая работа; статистическая обработка материала;
База опытно-практической работы:
4 класс МОУ СОШ №3,г.Карасук, Новосибирская область.
Заключение
Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном возрасте.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы была проанализирована психолого-педагогическая литература, раскрыты теоретические основы развития творческих способностей младших школьников, в том числе посредством игры. Было выявлено, что игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети не стремятся к точному и бездумному копированию действительности, но вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазий, комбинирования. Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что она должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт, а следовательно развить нестандартные подходы к решению поставленных задач, проявить индивидуальность и неординарность мышления.
В процессе исследования данной темы было определено, что педагогический процесс следует организовать таким образом, чтобы развитие творческих способностей носило целенаправленный и планомерный характер. Необходимо создавать такие психолого-педагогические условия:
- систематически давать детям возможность использовать свои знания на практике;
- способствовать самореализации детей в различных видах игровой деятельности, поддерживать стремление к самовыражению;
- способствовать формированию адекватной самооценки;
- предоставлять возможности выбора;
- поощрять исследовательскую деятельность учащихся в игре;
- подбирать игровые формы урока;
- применять игры, которые развивают творческое мышление и воображение;
- развивать познавательную деятельность детей, через нетрадиционный подход к использованию дидактических игр в педагогической деятельности.
Игровой метод включения школьника в деятельность предполагает личностный подход, когда педагог ориентирован на личностный подход в целом, а не только на его функции как ученика. Игра -- не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.
На заключительном этапе при подведении итогов опытно-практической работы была выявлено, что усиленная работа по развитие творчества ребят, как на уроках, так и во внеклассной работе, дала положительную динамику.
Можно сделать вывод о том, что развитие творческого начала младших школьников средствами игры будет эффективно при условии:
- систематического использования игровых методов и приемов в образовательном процессе;
- учета возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей;
- создания комфортных психолого-педагогических условий для гармоничного развития личности.
Список использованной литературы
1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа - 1998 .-№4.-c. 51-52
2. Амонашвили Ш.А. Гуманная педагогика.Книга 1: Актуальные вопросы воспитания и развития личности.- М.: Амрита-Русь, 2010.-288с.
3. Амонашвили Ш.А. Школа жизни: Трактат о начальной ступени образования, основанного на принципах гуманно-личностной педагогики.- М.: ИД Шалвы Амонашвили, 2000.-144-с.
4. Бермус А.Г.Гуманитарная методология разработки образовательных программ // Педагогические технологии, 2004. - № 2.-c. 176-178
5.Богоявленская Д.Б.Интеллектуальная активность как проблема творчества.- Ростов-на-Дону, 1992.-245-с.
6. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. М.,1981.-295 с.
7. Гaфитулин Т.М. Дoстoйный oтвeт нa oскoрблeниe // Пeдaгoгикa + ТРИЗ: Сб. для учитeлeй, вoспитaтeлeй, мeнeджeрoв oбрaзoвaния / Пoд рeд. А.А. Гинa. - М.: Витa-Прeсс, 2000. - Вып. 5. – 45 с.
8. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. –М., – 1986.-165 с
9. Зак А.З. Методы развития способностей у детей. – М., 1994.-187 с
10. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В двух томах т.1. М. Просвещение., 1986.- 289 с.
11. Круглова Л. Что делает человека счастливым ?// Народное образование. - 1996.-№8.-c.243-246
12. Ксензова Г.Ю.Успех рождает успех.// Открытая школа.-2004.- №4.- c. 156 -160
13. Леднева С.А. Идентификация детской одаренности педагогами.//Научно-практический журнал. – 2002. - № 1.- c. 42-45
14. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды.-М.: НПО «МОДЭК», 2003.- 464 с.
15. Лeрнeр И.Я. Дидaктичeскиe oснoвы мeтoдoв oбучeния. - М.: Пeдaгoгикa, 1981. - 185 с.
16. Лук А.Н. Психoлoгия твoрчeствa. - М.: Нaукa, 1978. - 127 с.
17. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте. // Начальная школа.- 2004. - № 6.- c. 39-43
18. Мерлин З.С. Психология индивидуальности. – М.,1996.- 249 с.
19. .Педагогический энциклопедический словарь. Гл.ред.Б.М.Бим-Бад.-М.:Дрофа: Бол. Рос. энцикл.,2008. – 528с.
20.Поддьяков А.Н. Развитие интеллекта и креативности детей.//Вопросы психологии. 2011.-№2. c.158-160
21. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей.- Ярославль. -1997.- 138 с.
22. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям;- Киев: Радянска школа, 1985. – 557с.
23.Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М., 1988.-197с.
24.Тихомирова Т.Н.Интеллект и креативность в условиях социальной среды.-М.:Институт психологии РАН,2010.- 230 с.
25. Теплов Б.М. Способности и одаренность.-М.:Просвещение,1961.- 367с.
26.Туник Е.Е. Диагностика творческого мышления :креативные тесты - М.:Чистые пруды,2006.-32 с.
27.Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в шести томах. Том–2.-М.: Педагогика.1988.- 496 с.
28. Хуторский А.В.Развитие творческих способностей.- М.: Владос, -2000. – 22 с.
29. Шадриков В.Д. Развитие способностей.// Начальная школа.- 2004.- № 5 c.79-81
30. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника.–М: Просвещение, 2009. 98 с.
Интернет-ресурсы:
w*w.psychology.r*
w*w.rin.r*
w*w.school.edu.r*
w*w.ucheba.com
Имеются приложения
Тема: | «Развитие творческих способностей младших школьников посредством игры на уроках окружающего мира» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 30 | |
Цена: | 1300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Формирование творческих способностей младших школьников в процессе проектной деятельности на уроках литературного чтения
Дипломная работа:
Развитие творческих способностей младших школьников средствами музыкального искусства
Курсовая работа:
Развитие творческих способностей младших школьников на внеурочных занятиях по декоративно-прикладному искусству
Дипломная работа:
Развитие художественно-творческих способностей младших школьников на уроках музыки