Дипломная работа

«Иноязычные слова в произведениях Булата Окуджавы»

  • 59 страниц(ы)
фото автора

Автор: navip

Введение…3

Глава I. Жизненный путь и черты творческой индивидуальности Булата Окуджавы….13

1.1. Жизненный и творческий путь Булата Окуджавы…13

1.2. Тематика и стилистика поэтического творчества Булата Окуджавы….22

Глава II. Особенности использования иноязычных слов в произведениях Булата Окуджавы….34

2.1. Иноязычные слова и современные процессы в русском литературном языке….34

2.2. Иноязычные слова в ряду выразительных средств произведений Б. Окуджавы…42

Заключение….51

Список литературы….53

Приложения

Творчество Булата Шалвовича Окуджавы (1924 - 1997 годы) пред-ставляет собой крупное и оригинальнейшее явление современной отечест-венной культуры. Окуджава - один из основателей жанра современной ав-торской песни. Он был поэтом, переводчиком, прозаиком, драматургом, композитором и исполнителем собственных песен. Творчество Окуджавы интересно не только как достижение творческой личности, оно вобрало в себя время, своеобразно отразило его и в свою очередь оказало воздействие на умонастроение миллионов людей.

Зародившись в 1950-х годах, авторская песня явилась выражением «культурного стиля эпохи», главным образом, 1950 - 1970-х годов. Форми-рование авторской песни как современного оригинального жанра полно-стью совпадает по времени с эпохой так называемой «оттепели»; расцвет «первой волны» авторской песни приходится на начало 1960-х годов. Вследствие потепления политического климата и ослабления цензуры про-исходит постепенное оживление общественной и культурной жизни, лите-ратурного процесса. В общественном самосознании возрастает роль инди-видуальных, личностных начал, интерес к жизни «частного человека».

Поэтическое творчество в начале шестидесятых приняло массовый харак-тер. Студенческая молодёжь рубежа пятидесятых-шестидесятых была охва-чена лирическим настроением, желанием высказать что-то своё, личное, поделиться, объясниться и реализоваться в собственных глазах и в глазах читателя, слушателя, зрителя. Отсюда стремление к публичности, легально-сти, работа напоказ, с трибуны, с кафедры, с эстрады, публицистичность и полемический задор молодой поэзии. Как писал позднее поэт Д. Самойлов, «… пришло свежее поколение со свежим кругом ощущений и мыслей, ко-торые в ту пору были очень близки ощущениям и мыслям общества. Поэзия сформулировала то, что хотело сформулировать для себя общество. И об-щество откликнулось на это».

В настоящее время авторская песня понимается как песенная поэзия, то есть стихи, исполняемые обычно под гитару - стихи, либо рождённые вместе с мелодией (обычно неприхотливой), либо чуть позднее положенные на музыку; либо (гораздо реже) пришедшие на ум в процессе осмысления-переживания уже созданной мелодии. Как правило, автор текста является и автором мелодии, и исполнителем песни. То есть авторская песня - это сво-его рода современный «монотеатр», в котором автор должен выполнять од-новременно роли поэта, композитора и исполнителя.

Авторская песня вызвала к себе интерес и стала заявлять о правах на существование в рамках современной песенной культуры в конце 1950-х - начале 1960-х годов, а к середине 1960-х годов сформировалась как своеоб-разное явление искусства. Об этом свидетельствуют отдельные публикации в различных газетах и журналах. В 1959 году был издан первый московский сборник стихов Булата Окуджавы «Острова», куда вошли уже певшиеся к тому времени два его стихотворения.

Авторская песня стала символом альтернативной культуры. Несмотря на то, что авторская песня развивалась вне официальной культуры, была гонимой, замалчиваемой и существовала полуподпольно, она оставалась активным культурно-социальным явлением. Этому во многом способство-вало то обстоятельство, что самодеятельные песни бытовали и распро-странялись изустно, распространялись «самиздатом», тиражировались через магнитофонные записи. Именно «самиздатским» способом, но на весьма высоком профессиональном уровне в 1984 году получил полное собрание своих сочинений в одиннадцати томах (проза, стихи, все песенные произве-дения с нотами, газетные и журнальные статьи, сценарии и киносценарии) Б. Окуджава.

«Поющий поэт, привлекавший внимание такого огромного количест-ва людей, бывший десятилетия их кумиром, отразил в своих песнях внут-ренние процессы, которыми жила интеллектуальная часть нашего общест-ва», - пишет об Окуджаве В. В. Смирнов. Литературная критика 1960-х го-дов заметила многие творческие находки Окуджавы, имеющие песенно-фольклорную природу, но поначалу оценила их как «плохую поэзию». Как отмечают исследователи более позднего времени, начальные суждения со-ветской прессы о творчестве Б. Окуджавы были негативными. Конечно, это во многом было связано с эстетической и идеологической оппозицион-ностью нового жанра - авторской песни - по отношению к официальной культуре. Так, со страниц журнала «Вопросы литературы» крайне негатив-ную оценку творчеству Окуджавы, его поэтике дал С. Куняев в статье «Инерция аккомпанемента». Там же, рядом со статьёй Куняева, была по-мещена ответная статья Г. Красухина «То грустен он, то весел он…» в за-щиту профессиональных качеств Б. Окуджавы как поэта.

Вместе с тем, с конца 1960-х и в 1970-е годы появились литературно-критические и литературоведческие работы о поэзии Б. Окуджавы, авторы которых стремились объективно проанализировать это необычное явление и определить его место в современном литературном процессе. К таким ра-ботам можно отнести, например, книгу С. Владимирова «Стих и образ», статью Г. Красухина «То грустен он, то весел он.», эссе С. Лесневского «Под управлением любви». Эти авторы как бы очертили контуры поэтиче-ского мира поэта в целом. Далее наступило время более подробного изуче-ния творчества поэта.

Одна из проблем, к решению которой литературоведы обратились в более позднее время - проблема истоков творчества Окуджавы. Первое ис-следование, существенная часть которого посвящена истокам творчества Окуджавы, издано на немецком языке и принадлежит Е. Лебедевой: это книга «Приди, гитара, освободи меня: русская гитарная лирика в оппози-ции», изданная в 1992 году в Берлине. На примере творчества Б. Окуджавы здесь показаны такие истоки жанра авторской песни, как «гусарская лири-ка» Дениса Давыдова, «русские песни» Александра Дельвига, цыганский романс, советская массовая песня. Роли национального фольклора в форми-ровании стиля Окуджавы посвящена работа И. А. Соколовой «Фольклор-ная традиция в лирике Б. Окуджавы».

Кроме того, поэзия Б. Окуджавы, филолога по образованию, не могла не взаимодействовать с самыми разнообразными литературными явления-ми. Исследования этого аспекта творчества поэта начались с 1980-х годов. В уже упомянутой книге Е. Лебедевой в качестве литературных истоков по-эзии Окуджавы рассматривались произведения ряда русских поэтов первой половины XIX века. Р. Чайковский в работе «Мой демон продолжает тоско-вать» находит у Окуджавы «переклички» с Лермонтовым; В. И. Новиков в статье «Тайна простых чувств» пишет о сближении со стилем Маяковского (акцентный стих) и Блока (тяготение к романсовой поэтике). А. К. Жолковский отмечает связи поэтических миров Пастернака и Окуджавы. На пушкинскую традицию в поэзии Окуджавы указывают Г. Красухин, М. Поздняев, С. Бойко; о параллелях в творчестве Окуджавы и И. Бродского пишут В. Куллэ и Е. Семенова.

То, что творчество Окуджавы остается интересным нашим современ-никам, подчеркивают регулярно проходящие в доме-музее Окуджавы в Пе-ределкине конференции. Так, конференция, прошедшая в 2001 году, назы-валась «Булат Окуджава: его круг, его век»; в 2005 году - «Миры Булата Окуджавы». Ежегодно по материалам данных конференций выходят альма-нахи.

В альманахе «Голос надежды. Новое о Булате Окуджаве» представле-ны работы В. Новикова, М. Гельфонд, Р. Абельской, воспоминания совре-менников и поэте. В. И. Новиков - инициатор «комплексного исследова-тельского проекта ОВГ» (Окуджава - Высоцкий - Галич), признает Окуджа-ву за главную вершину «треугольника ОВГ».

Постепенно развиваются области, посвященные изучению творчества поэтов-бардов - это так называемые «высоцковедение» и «окуджавоведе-ние». Первая диссертация по творчеству Окуджавы была защищена в 1999 году. Авторскую песню как жанр русской поэзии 1960 - 70-х годов изучает Д. Н. Курилов.

Важным шагом вперед, - как в изучении генезиса авторской песни, так и творчества Окуджавы, - стала монография И. А. Соколовой. Исследователь рассматривает авторскую песню как синтетическое явление искусства в контексте широкой отечественной (поэтической, фольклорной, литературной) традиции. С опорой на богатейший материал ею показано творческое взаимодействие бардов с жанровой системой традиционного фольклора в диапазоне от обрядовой, лирической песни до прибаутки. Крупным планом выделена в этой связи фигура Б. Окуджавы, в творчестве которого И. А. Соколова находит целую «галерею фольклорных образов».

Подробному рассмотрению подвергнуто и соотношение авторской песни с официальной советской песенно-поэтической культурой 1930-40-х годов. Здесь точно охарактеризовано отталкивание бардов от помпезности, «громкости» советской песни и, в то же время, воздействие на формиро-вавшуюся авторскую песню творчества крупных представителей «песенной волны» предшествующей эпохи - М. Исаковского и А. Фатьянова, а также «театра песни» (Л. Орлова, Л. Утесов, М. Бернес и др.). Устанавливает Со-колова и преемственные связи бардов с романсовым творчеством А. Вер-тинского.

По-настоящему новаторским можно считать раздел монографии о связи авторской песни с нетрадиционным фольклором. И. А. Соколова под-робно рассматривает жанры «уличных», «дворовых», «тюремных», «блат-ных» песен, без учета специфики которых невозможна, в частности, полно-ценная интерпретация «уличных песенок» Окуджавы. В этом ряду - и «кружковые», формировавшиеся в интеллигентских кругах «песни компа-нии» («студенческие», «туристские», «кухонные»), с которыми генетически было соотнесено, как показывает И. А. Соколова, творчество Б. Окуджавы, А. Городницкого, Ю. Визбора, В. Высоцкого, А. Галича и др.

Среди мемуарных книг этих лет насыщенной информативностью вы-деляются воспоминания А. Е. Крылова об Окуджаве. Их автор тесно об-щался с поэтом в 1980-е - начале 1990-х гг. Поэтому в книге много ценных подробностей: точные даты тех или иных событий, никогда не публико-вавшиеся прежде тексты поэта и т.п.

Существенный вклад в изучение произведений Окуджавы внесли сборники трудов филологического факультета Московского государствен-ного университета. В сборниках опубликованы работы В. А. Зайцева («Пес-ни грустного солдата. О военной теме в поэзии Булата Окуджавы»), И. Б. Ничипорова («Поэтические портреты городов в лирике Булата Окуджавы»), Вл. И. Новикова («Песни и «перепесни». Окуджава и пародия»), С. В. Вдо-вина «Польские мотивы в поэзии Окуджавы, Высоцкого, Галича» и др. Поэтическому стилю Окуджавы посвящены две статьи: «О поэтике Булата Окуджавы» С. Б. Христофоровой и «Мелодичность как тематическая и структурная доминанта поэтики Б. Ш. Окуджавы» Е. Р. Кузнецовой. Первая - в основном обзорная, рассматривающая в общих чертах поэтический сло-варь Окуджавы, лейтмотивы его поэзии, «интимизацию» его стиля (термин Христофоровой) и, наконец, песенную основу поэтических текстов. К по-следнему аспекту обращена статья Е. Р. Кузнецовой, где тщательно анали-зируются мелодика стиха, приемы его звуковой инструментовки, интонация - словом, те черты, которые очень важны для понимания особенностей по-ющегося текста. Возрастание интереса исследователей к этой теме доказы-вается и еще одной статьей сборника - «Песенный стиль Б. Окуджавы как образец авторской песни» искусствоведа М. В. Каманкиной.

Некоторые исследователи рассматривают непростую проблему о раз-личных песенных жанрах в творчестве Окуджавы. Подчеркнем, что если традиционное эстрадное исполнительство ставит на первое место мелодию, то в авторской песне безусловно первенство текста. Это и позволяет отне-сти авторскую песню в первую очередь к искусству словесному - литерату-ре - и говорить о ней как о жанре в строго литературоведческом смысле. С научной точки зрения к этому жанру вполне подошло бы определение «ли-тературная песня» - как это допускается при рассмотрении творчества ве-дущих современных французских шансонье, укладывающегося в схему многовековой традиции.

В работе И. А. Соколовой намечается жанровая классификация пе-сенной поэзии: песни-рассказы, песни-очерки, песни-диалоги, песни-монологи, песни-репортажи, песни-эссе и др. Т. Бек в статье «Старые жанры на новом витке», опираясь на известное литературоведческое поло-жение о развитии жанров за счёт их внутреннего перерождения, перехода в новое качество, показывает, какой «встряске» подверг Окуджава и гимн, и романс, и . совсем было усопшую басню». Она пишет: «марш у него не воинственный и не бодряческий ., а сентиментальный. А гимн - он гимн уюту, а не государству». Т. Бек отмечает особую «филологичность» жан-рового мышления поэта, который часто называл свои произведения то бал-ладой, то романсом, то элегией или фантазией; в этом сказалось его жела-ние, как пишет Бек, «… прислониться к вечным поэтическим формам как к прочным сваям». Но и другие барды нередко использовали названия раз-ных музыкальных жанров («Марш шахтеров» В. Высоцкого, «Домбайский вальс» Ю. Визбора и др.).

Вместе с тем, исследователи отмечают, что к анализу конкретных особенностей поэтического стиля Окуджавы - его тематики, системы обра-зов, поэтических приемов, художественного языка, - филологическая наука только приступает. Также до сих пор ощутимо недостает в школьных и ву-зовских учебниках по современной русской литературе ХХ века специаль-ных глав, посвященных творчеству классиков авторской песни - поэтов Окуджавы, Высоцкого, Галича. Немногочисленные эксперименты в этой области - авторские программы, учебные пособия, содержащие разделы об авторской песне и о творчестве отдельных ее представителей. Авторская песня редко учитывается как часть современного литературного процесса при составлении поэтических антологий, оставаясь всего лишь параллель-ным руслом поэзии, а не ее органической частью.

Названные проблемы определяют чрезвычайную актуальность изучения творчества Булата Окуджавы. Работ, специально исследующих иноязычные слова в произведениях Окуджавы, нет.

Тема работы: «Иноязычные слова в произведениях Булата Окуджа-вы».

Объект исследования - творчество Булата Окуджавы.

Предмет исследования - иноязычные слова в произведениях Окуд-жавы.

Цель работы: изучить, в необходимом жизненном и творческом кон-тексте, особенности применения иноязычных слов в произведениях Булата Окуджавы

Заявленная цель требует решения следующих задач:

1. Осветить жизненный и творческий путь Булата Окуджавы.

2. Охарактеризовать тематику и стилистику поэтических произведе-ний Окуджавы.

3. Изучить особенности применения иноязычных слов в произведени-ях Окуджавы.

4. Привести примеры методических разработок по исследуемой теме.

Источниковой базой работы послужили опубликованные источники. Это интервью Окуджавы, его статьи, проза и стихи, а также мемуарные свидетельства о поэте.

Методы исследования - общетеоретические (анализ, сравнение, обобщение), сравнительный и филологический анализ. В основе работы лежит исторический подход (рассмотрение творческих явлений в их хроно-логии). Так как предметом изучения стала именно текстовая основа произ-ведений Окуджавы, к ним могут быть вполне применимы методы литера-туроведческого изучения и анализа.

Теоретической и методологической основой работы являются ис-следования по истории русской поэзии второй половины ХХ века, истории и теории авторской песни, творчеству Б. Ш. Окуджавы.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в обобщении обширного материала по творчеству Булата Окуджавы. Ре-зультаты работы могут применяться при разработке лекционных курсов ис-тории русской литературы XX века, элективных курсов по поэзии 1960-70-х годов.

ГЛАВА I. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И ЧЕРТЫ

ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ БУЛАТА ОКУДЖАВЫ

1.1. Жизненный и творческий путь Булата Окуджавы

«…Автобиография интересна для меня лишь с точки зрения ее включения в произведение. Воспоминания раннего детства могут быть баснословны и невероятны, но если рассказывающий о себе настаивает на их подлинности, указывая на их значение для собст-венной жизни, то как мы можем отбросить их?»

(В. А. Подорога)

Один из оригинальнейших русских поэтов ХХ века, основоположник авторской песни Булат Шалвович Окуджава родился 9 мая 1924 г. в Москве на Арбате, в доме № 43. Родился в семье партийных работников, грузина Шалвы Степановича и армянки Ашхен Степановны.

И дата, и место рождения поэта со временем приобрели символиче-ский характер. 9 мая стало днем окончания самой страшной и бесчеловеч-ной войны, о которой фронтовику Окуджаве удалось сказать в своих песнях новое слово. Арбат же стал одним из главных персонажей его поэзии, сде-лался символом мира, добра, человечности, благородства, культуры, исто-рической памяти - всего, что противостоит войне, жестокости и насилию.

В 1934 году семья переехала в Нижний Тагил и жила там вплоть до 1937 года. В 1937 году отец поэта, крупный партийный работник, был аре-стован и затем расстрелян. В лагерь была сослана мать, самому Булату едва удалось избежать отправки в детский дом в качестве сына «врага народа». Это страшное клеймо в те годы, ставило «крест» на судьбе человека. Но Окуджаве повезло. Его с братом забрала к себе в Москву бабушка.

В 1940 г. мальчик переехал к родственникам в Тбилиси. Из 9 класса школы, в 1942 году, Булат ушел добровольцем на фронт, ему было 17 лет. Он был и минометчиком, и пулеметчиком, а после ранения - радистом тя-желой артиллерии.

Демобилизован в 1945 году после ранения, окончил экстерном сред-нюю школу. В Тбилиси, после ранения, Булат читал свою лирику в литера-турном кружке, сложившемся вокруг поэта Георгия Крейтана. В 1945 году в газете Закавказского фронта появились военно-патриотические стихи Окуджавы, написанные в расчете на публикацию. Позже он отважился зай-ти к приехавшему в Тбилиси Б. Л. Пастернаку, который отнесся к стихам терпеливо и одобрил выбор будущим литератором филологического фа-культета Тбилисского университета. Во время учебы в университете стал одним из инициаторов литературного кружка, многие члены которого были репрессированы в апреле 1948 года.

В 1945 - 50 годах Окуджава учился на филологическом факультете Тбилисского университета. В семье и в тбилисском студенческом кругу бы-ло принято посещать оперу и концерты, и Окуджава с детства хорошо знал репертуар оперного театра. С детства же он начал писать стихи.

Но в роли автора музыки, композитора-песенника, Окуджава высту-пил впервые в 1946 году, уже после войны, когда он учился на филологиче-ском факультете Тбилисского Университета. Его первой песней стала «Студенческая песня».

Неистов и упрям,

гори, огонь, гори.

На смену декабрям

приходят январи.

Нам все дано сполна –

и горести, и смех.

Одна на всех луна,

весна одна на всех.

прожить лета б дотла,

а там пускай ведут

за все твои дела

на самый страшный суд…

В этом небольшом, но чрезвычайно динамичном и насыщенном тексте уже можно увидеть своеобразное зерно того жанра, который получит затем широкое развитие. Внешняя простота, кажущаяся безыскусность, в сочетании с глубиной мысли и переживания. Это приметы поэтического стиля Окуджавы.

По окончании Тбилисского Университета Окуджава работал в 1950 - 55 годах учителем русского языка и литературы в сельской школе под Ка-лугой, а затем и в самой Калуге. Там он стал сотрудничать и печататься в областных газетах «Знамя» и «Молодой ленинец». Калужский период в жизни поэта нашел впоследствии отражение в повести «Новенький, как с иголочки» (1962 год) и рассказе «Частная жизнь Александра Пушкина…» (1976 год). В Калуге же вышел его первый поэтический сборник «Лирика» (1956 г.), о котором он позже вспоминал: «Это была очень слабая книга, на-писанная человеком, страдающим калужской провинциальной самонадеян-ностью».

В 1955 году освобождается из лагеря его мать, и они переезжает жить в Москву. В 1956 году Окуджава переезжает в Москву, работает редакто-ром в издательстве «Молодая гвардия», затем заведующим отделом поэзии в «Литературной газете», а с начала 1960-х годов полностью отдается твор-ческой работе. Вскоре, среди московских литераторов приобретают извест-ность многие песни поэта, которые он сначала исполнял в очень маленьком, дружеском кругу, а примерно с 1959 г. - и публично.

Исследователи отмечают, что наименее известный период жизни Окуджавы - 1920 - 50-е годы. В большинстве учебных пособий, книг о пи-сателе столь значимые события, как арест родителей, участие в войне, учеба в Тбилисском университете, преподавание в Калуге и Калужской области, если и упоминаются, то вскользь. Основное внимание уделяется москов-скому периоду жизни Окуджавы (то есть периоду с конца 1950-х годов) как более известному. Некоторые сведения - например, десятилетие, прожитое в Тбилиси, - почти никогда не упоминаются, практически во всякой биографической справке об Окуджаве содержится ряд неточностей.

Сам Окуджава события 1956 года (переезд в Москву, работа в ли-тобъединении «Магистраль», первые московские песни) определял как ус-ловную границу, отказываясь от стихов, написанных ранее.

Обретение собственного поэтического голоса у Окуджавы во многом связано с участием в литобъединении «Магистраль», созданном поэтом Г. Левиным. Здесь сборник «Лирика» раскритиковали, и это послужило сти-мулом к работе над своим стилем.

К 1957 году Окуджава начинает писать по-новому, часть его произве-дений - песни (некоторые были созданы ранее: «Неистов и упрям…» в 1946; «Эта женщина!.», «В студенческие годы» и т.д.). Успех, который спо-собствовал новым песням Окуджавы, в большой степени объясняется ог-ромной общественной потребностью в это время в искусстве, обращенном не к «массам», а к человеческой личности. Этим же объясняется высокий в этот период интерес общества к поэзии вообще. Окуджава обращался не к массе, а к личности, не ко всем, а к каждому в отдельности. Предметом его поэзии стала обычная, обыденная жизнь. Как, например, в песне «Полноч-ный троллейбус» (1957).

Когда мне невмочь пересилить беду,

когда подступает отчаянье,

я в синий троллейбус сажусь на ходу,

в последний,

случайный.

К 1957 - 58 году относятся его первые исполнения в дружеском кругу под свой аккомпанемент на гитаре «песенок» (как он их называл) с собст-венными словами и музыкой. В. Орлов пишет: «В это время он стал как бы случайно сочинять свои песни, и однажды вечером, желая развлечь и по-забавить своих друзей, исполнил в компании молодых московских поэтов под незатейливый разухабистый мотивчик шутливое стихотворение про Ваньку Морозова, который циркачку полюбил. Песня очень понравилась, и Окуджава за несколько дней написал еще несколько. Позже он не раз гово-рил, что одним из самых счастливых дней своей жизни считает тот, когда обнаружил, что может писать песни».

Окуджава так говорил об особенностях своего творческого становле-ния: «Моя жизнь сложилась не совсем обычно. Мое созревание соверши-лось в деревне, в провинции, в одиночестве. В художественную культурную среду я окунулся уже взрослым и сложившимся человеком. Она, конечно, оказала на меня влияние, но умеренное. Наверное, я что-то потерял, как те-ряет всякий, приходящий с опозданием».

В 1962 году Окуджава вступил в Союз писателей и полностью сосре-доточился на профессиональной писательской работе. В Москве у Окуджа-вы образовалась семья. Жена - Ольга Владимировна Арцимович, физик по образованию; родился сын - Антон Булатович Окуджава (впоследствии му-зыкант, композитор).

Но вместе с успехом и известностью, как это часто бывало в совет-скую эпоху, к Окуджаве пришли неприятности. В прессе стали появляться разгромные статьи, где чередовались политические обвинения и обвинения в пошлости, преследовалась связь некоторых песен с «блатным» фолькло-ром. Секция Союза писателей РСФСР постановила, что «…большинство этих песен не выражает настроений, дум, чаяний нашей героической моло-дежи». Отрицательная реакция Окуджавы на ввод советских войск в Прагу (1968 год) и на исключение А. И. Солженицына из Союза писателей под-твердили «неблагонадежность» поэта. Используемые эпитеты в адрес твор-чества Б. Окуджавы - «манерность, пустота, безжизненность, бесхарак-терность» и, даже «непристойность», конечно, больно задевали поэта. Под-готовленная Всесоюзной студией грамзаписи первая пластинка (5 песен) не вышла в свет. Поэт уходит с большой сцены - в работу над исторической прозой, в кино и т.п.

Первый «песенный» период (1957 - 1964 годы) совпал с расцветом так называемой «эстрадной» поэзии, «авторской песни», введя Окуджаву в ее круг (Б. А. Ахмадулина, Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенский и др.), в ча-стности, на выступлениях в Политехническом музее, во Дворце спорта в Лужниках. С 1963 года Окуджава создавал по 1 - 3 песни в год (лишь в 1975 году - 9 песен), становившихся широко известными («Песенка о Моцарте», «Грузинская песня»). Второй его «песенный» период относится к началу 1980-х годов.

В первый «песенный период» Окуджавой написаны сборники «Ост-рова» (1959 год), «Веселый барабанщик» и «По дороге к Тинатин» (оба - 1964 год). Затем были созданы поэтические сборники «Март великодуш-ный» (1967 год), «Арбат, мой Арбат» (1976 год), «Стихотворения» (1984 год), «Посвящается вам» (1988 год), «Избранное» (1989 год), «Милости судьбы» (1993 год), «Зал ожидания» (1996 год) и другие поэтические рабо-ты.

Окуджава написал сценарии кинофильмов «Женя, Женечка и «катю-ша»« (1967 год) в соавторстве с В. Мотылем и «Верность» (1965 год) - со-вместно с П. Тодоровским. Он пишет пьесы, по которым ставят спектакли в различных театрах. Много работает в жанре прозы - пишет автобиографи-ческие повести, рассказы, исторические произведения, воспоминания.

Вообще, в жанре прозы Окуджава работал, начиная с 1960-х годов. В 1961 году в альманахе «Тарусские страницы» была опубликована его авто-биографическая повесть «Будь здоров, школяр» (отдельным изданием вы-шла в 1987 году), посвященная вчерашним школьникам, которым пришлось защищать страну от фашизма. Повесть получила отрицательную оценку сторонников официозной критики, обвинившей Окуджаву в пацифизме.

В последующие годы Окуджава постоянно пишет автобиографиче-скую прозу, составившую сборники «Девушка моей мечты» и «Заезжий му-зыкант» (14 рассказов и повестей), а также роман «Упраздненный театр» (1993 год), получивший в 1994 году Международную премию Буккера - как лучший роман года на русском языке.

В конце 1960-х годов Окуджава обращается к исторической прозе. В 1970 - 80 годах отдельными изданиями вышли повести «Бедный Авроси-мов» («Глоток свободы») (1969 год) о трагических страницах в истории де-кабристского движения; «Похождения Шипова, или Старинный водевиль» (1971 год), а также написанные на историческом материале начала XIX века романы «Путешествие дилетантов» (1976 - 78 годы) и «Свидание с Бона-партом» (1983 год).

В 1970-х годах Булат Окуджава очень много работает в кино. Извест-но, что более чем в 50 фильмах звучит более 70 песен на стихи Окуджавы, из них более 40 песен на его музыку. Известнейшие из них: «Бери шинель, пошли домой» (В. Левашов - Б. Окуджава); «Капли Датского короля» (Иса-ак Шварц - Б. Окуджава). «Ваше благородие», «Песня кавалергарда», песни к телефильму «Соломенная шляпка» - эти песни на стихи Б. Окуджавы на-писаны И. Шварцем. В фильме «Белорусский вокзал», Окуджава выступил и как композитор, и как поэт. Порой Окуджава сам снимается в кино.

Окуджаве-прозаику принадлежат романы «Глоток свободы» («Бед-ный Авросимов»; 1965-1968 годы), «Мерси, или Похождения Шипова. Ста-ринный водевиль» (1969-1970 годы), «Путешествие дилетантов» (1971 - 1977 годы), «Свидание с Бонапартом» (1983 год). Прибегая к языковой и образно-предметной стилизации, автор парадоксально сталкивает судьбы «больших» и «маленьких» людей, его интересует тема «личность и исто-рия», которую он решает в пользу истории, все более проникаясь скептиче-ским взглядом на возможность радикально-волевого вмешательства лично-сти в историю. В незавершенной семейной хронике «Упраздненный театр» (1990 - 1993 годы) эта мысль развивается как критическая оценка ухо-дящего большевистского романтизма, развенчание иллюзорных советских идеалов.

Ретроспективная проза (так ее определяет С. С. Бойко) помогла Окуд-жаве осмыслить исторический опыт своей эпохи (поэма «В карете прошло-го»), который отразился в малой прозе в 1975 - 1990-е годы. В рассказах «Искусство кройки и житья» (1985 год), «Нечаянная радость»(1986 год) и других показан поздний сталинизм, проникший в частную жизнь, приват-ное поведение и мировоззрение. «Приключения секретного баптиста» (1984 год), «Выписка из давно минувшего дела» (1991 год) рисуют человека по-слесталинской эпохи, с его страхами, иллюзиями, слепотой и т.д. Рассказ «Девушка моей мечты» (1985 год) о возвращении матери из ГУЛАГа и хро-ника «Упраздненный театр» подводят итог размышлениям о коммунисти-ческой утопии, которая, пропитав изнутри, превращала детей в убийц, а взрослых в «винтики». В рассказах «Как Иван Иваныч осчастливил целую страну» (1990 год), «Выписка из давно минувшего дела» и «Около Риво-ли.» (оба - 1991 год) сюжет зарубежной поездки обнажает психологию нашего соотечественника. Последней прижизненной публикацией поэта стали «Автобиографические анекдоты».

Итак, жизненный и творческий путь Б. Окуджавы складывался весьма непросто. География мест, в которых жил и работал поэт, обширна - Моск-ва, Нижний Тагил, Тбилиси, Калуга и т.д. Он посетил множество городов и стран, общался с людьми различных национальностей. Все это, несомненно, отразилось в тематике произведений, наложило отпечаток на особенности поэтического стиля Окуджавы.

Основные образные сферы поэта - война, Родина (в широком смысле, включающем Арбат, Москву, Тбилиси), надежда, вера и любовь, женщина и мн. др. В ракурсе нашей темы ценными являются сведения о такой темати-ческой сфере Окуджавы, как образы городов. Разноплановые по своей жан-ровой природе зарисовки городов (от лирических мининовелл, драматиче-ских сценок, кратких очерковых зарисовок отдельных эпизодов, деталей го-родской жизни до масштабных исторических ретроспекций) - поэтические портреты городов - нередко прямо обуславливают применение соответст-вующих иноязычных слов в произведениях Окуджавы.

Сущностным свойством стиля Окуджавы является песенность. Такие основные черты лирики Окуджавы, как напевность, непритязательность и «простота» изложения, проявились сразу, уже в произведениях 1950-х го-дов. При тенденции к усложнению строфики и метрики песен Б. Окуджавы одновременно прослеживается тенденция к упорядочению строфической и ритмической организации песенных текстов. Строфа строго выдерживается на протяжении всего произведения, а поэтический ритм стремится к повто-рению ритма музыкального.

Массовые лексические заимствования неизбежны в переломные исто-рические эпохи. Они, в первую очередь, обозначают новые понятия и жиз-ненные реалии. Любые попытки искусственно воспрепятствовать этому процессу с помощью административных мер, без учета способности рус-ского языка к самоочищению могут принести вред.

На нынешнем этапе развития русского языка отмечаются, во-первых, жаргонизация литературной речи и, во-вторых, усиление процесса заимст-вования иноязычных слов. Подчеркнем, что оба процесса нашли благодат-ную почву именно в авторской песне, - в силу присущих ей особых содер-жательных и стилистических особенностей.

Б. Окуджава применяет широкий спектр иноязычной лексики - кав-казские слова, полонизмы, тюркизмы, галлицизмы, англицизмы. Но эта лек-сика становится органической частью его поэтического стиля. Особое вни-мание придает поэт звуковой стороне своей поэзии. Именно экзотизмы вно-сят экспрессию и особое ощущение звукописи в тексты Окуджавы.

Разумеется, неумеренное и неуместное употребление иноязычных слов недопустимо, но запретами здесь ничего сделать нельзя. Нужна пла-номерная и кропотливая научная и просветительная работа, конечная цель которой - воспитание хорошего языкового вкуса.

В последние годы на уроках литературы в выпускном классе средней школы стала изучаться авторская песня. Ее включение в школьную про-грамму чрезвычайно полезно по ряду причин. Во-первых, самые яркие из поэтов сегодня уже общепризнанны как классики. Во-вторых, поэзия бар-дов была, в отличие от творчества любого печатавшегося поэта, неподцен-зурной и потому совершенно свободной. Она полнее и точнее выражала, - как внутренний мир самих авторов, так и общественное сознание своего времени. В-третьих, она представляет немалый интерес с точки зрения межпредметных связей; в ней даётся богатейший срез социальных, бытовых реалий эпохи, интересных не только словеснику, но и историку. Кроме то-го, здесь поэзия соприкасается с музыкальным и театральным искусством. В качестве обобщения методического опыта нами были приведены приме-ры двух уроков - «Урок толерантности русского языка» (4 кл.) и интегриро-ванный урок «Властитель дум (о творчестве Булата Окуджавы» (10 кл.).

1. Окуджава Б. Избранное. - М.: Московский рабочий, 1989.

2. Окуджава Б. Милости судьбы. - М.: Московский рабочий, 1993.

3. Абельская Р. Ш. Поэтика Булата Окуджавы: истоки творческой индиви-дуальности. - Екатеринбург: Зеркало, 2002.

4. Абуашвили А. Два истока (Заметки о лирике и прозе Б. Окуджавы) // Вопросы литературы. - 1999. - № 1. - С. 54-59.

5. Авдеева А. А. Авторская песня на уроках музыки // Искусство в школе. - 1997. - № 3.

6. Авторская песня. Книга для ученика и учителя. — М., 1997.

7. Б. Ш. Окуджава // Зайцев В. А. Русская поэзия XX века: 1940-1990-е го-ды: Учеб. пособие. -М: Изд-во МГУ, 2001. - С. 155-166.

8. Бек Т. Старые жанры на новом витке // Булат Окуджава: его круг, его век: Материалы Второй Международной науч. конф. 2001 года. - М.: Соль, 2004. - С. 84-89.

9. Бойко С. С. Поэзия Булата Окуджавы как целостная художественная система. - М.: МГУ, 1999.

10. Булат Окуджава: его круг, его век: Материалы Второй междунар. науч. конф. 30 ноября - 2 декабря 2001 г. - М.: Соль, 2004.

11. Владимиров С. Стих и образ. - Л., 1968.

12. Вопрос о методе // Авто-био-графия. К вопросу о методе. Тетради по аналитической антропологии. № 1. / Под. ред. В. А. Подороги. - М.: Ло-гос, 2001.

13. Голос надежды. Новое о Булате Окуджаве / Сост. и ред. А. Е. Крылов. - М.: Булат, 2006.

14. Елигуашвили Э. … Начинается судьба (памяти Булата Окуджавы) // Старое литературное обозрение. - 2001. - № 1. - С. 8-17.

15. Жолковский А. К. Блуждающие сны и другие работы. - М., 1994.

16. Жук М. И. Концепты ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ в идиостиле Булата Окуджавы: Автореф. дисс…. канд. филолог. наук. - Владивосток, 2007.

17. Изюмская С. С. «Вечный» вопрос о мере использования иноязычных слов. - Доступ: h**t://w*w.proza.r*/texts/2001/08/08-33.html

18. Интервью с Б. Ш. Окуджавой // Огонек. - 1987. - № 9. - С. 11. Гизатул-лин М. Его университеты. - М.: Юность, 2003.

19. История русской литературы ХХ века (20–90-е годы): Основные имена: Учеб. пособие для филол. факультетов университетов. - М., 1998. - С. 448-461.

20. Красухин Г. То грустен он, то весел он…» // Вопросы литературы. - 1968. - № 9.

21. Крылов А. Е. Мои воспоминания о Мастере, или Как я стал агентом КГБ. - М.: Булат, 2005.

22. Крысин Л. П. О русском языке наших дней // Изменяющийся языковой мир. - Пермь, 2002. - С. 5-12.

23. Кулагин А. В. Изучение авторской песни в школе // В контексте школь-ной программы: Из опыта преподавания литературы в старших классах. - М., 2006. - С. 130-146.

24. Кулаков В. Голос надежды. Новое о Булате Окуджаве (рецензия на аль-манах) // Знамя. - 2007. - № 4. - С. 23-28.

25. Курилов Д. Н. Авторская песня как жанр русской поэзии советской эпо-хи (60 - 70-е гг.): Диссертация. - М., 1999.

26. Лесневский С. Под управлением любви. - М., 1977.

27. Лингвистический словарь / Под ред. С. Злобиной. - М., 1986.

28. Муравьёв М. Седьмая строка // Мир Высоцкого: Исследования и мате-риалы. Вып. 2. - М., 1998. - С. 447-456.

29. Ничипоров И. Б. Поэтические портреты городов в лирике Булата Окуд-жавы. - Доступ: h**t://w*w.portal-slovo.r*/philology

30. Новиков В. И. Тайна простых чувств // Литературное обозрение. - 1986. - № 6.

31. Окуджава Б. Ш. Автобиографические анекдоты // Новый мир. - 1997. - № 1.

32. Орлов В. Булат Окуджава в кино и в жизни // Литературное обозрение. - 2004. - № 56.

33. Распутина С. П. Социально-ценностное и мотивационное своеобразие советского бардового движения 1960 - 1980-х годов // Русский мир. - 2002. - № 5. - С. 62-67.

34. Смирнов В. В. Пространство мыслей и чувств в песенном творчестве Булата Окуджавы. Филологические эскизы с философскими акцентами // Научно-культурологический журнал RELGA. - 2008. - № 9.

35. Соколова И. А. Авторская песня: от фольклора к поэзии. - М., 2002. - 292 с.

36. Соколова И. А. Фольклорная традиция в лирике Б. Окуджавы. - М., 1999.

37. Сычева Л. Прощание с Окуджавой // Русский мир. - 1997. - № 6. - С. 7-10.

38. Чайковский Р. Р. Мой демон продолжает тосковать. - Магадан, 1999.

39. Шилов Л. Я слышал по радио голос Толстого… // Магнитофонная лите-ратура. - М., 1989.

40. Шхалахо С. Ш. Кавказизмы в лексической системе русского языка. - Майкоп, 2005.

Покупка готовой работы
Тема: «Иноязычные слова в произведениях Булата Окуджавы»
Раздел: Разное
Тип: Дипломная работа
Страниц: 59
Цена: 2100 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика