Дипломная работа
«Иноязычные слова в произведениях Булата Окуджавы»
- 59 страниц
Введение…3
Глава I. Жизненный путь и черты творческой индивидуальности Булата Окуджавы….13
1.1. Жизненный и творческий путь Булата Окуджавы…13
1.2. Тематика и стилистика поэтического творчества Булата Окуджавы….22
Глава II. Особенности использования иноязычных слов в произведениях Булата Окуджавы….34
2.1. Иноязычные слова и современные процессы в русском литературном языке….34
2.2. Иноязычные слова в ряду выразительных средств произведений Б. Окуджавы…42
Заключение….51
Список литературы….53
Приложения
Творчество Булата Шалвовича Окуджавы (1924 - 1997 годы) пред-ставляет собой крупное и оригинальнейшее явление современной отечест-венной культуры. Окуджава - один из основателей жанра современной ав-торской песни. Он был поэтом, переводчиком, прозаиком, драматургом, композитором и исполнителем собственных песен. Творчество Окуджавы интересно не только как достижение творческой личности, оно вобрало в себя время, своеобразно отразило его и в свою очередь оказало воздействие на умонастроение миллионов людей.
Зародившись в 1950-х годах, авторская песня явилась выражением «культурного стиля эпохи», главным образом, 1950 - 1970-х годов. Форми-рование авторской песни как современного оригинального жанра полно-стью совпадает по времени с эпохой так называемой «оттепели»; расцвет «первой волны» авторской песни приходится на начало 1960-х годов. Вследствие потепления политического климата и ослабления цензуры про-исходит постепенное оживление общественной и культурной жизни, лите-ратурного процесса. В общественном самосознании возрастает роль инди-видуальных, личностных начал, интерес к жизни «частного человека».
Поэтическое творчество в начале шестидесятых приняло массовый харак-тер. Студенческая молодёжь рубежа пятидесятых-шестидесятых была охва-чена лирическим настроением, желанием высказать что-то своё, личное, поделиться, объясниться и реализоваться в собственных глазах и в глазах читателя, слушателя, зрителя. Отсюда стремление к публичности, легально-сти, работа напоказ, с трибуны, с кафедры, с эстрады, публицистичность и полемический задор молодой поэзии. Как писал позднее поэт Д. Самойлов, «… пришло свежее поколение со свежим кругом ощущений и мыслей, ко-торые в ту пору были очень близки ощущениям и мыслям общества. Поэзия сформулировала то, что хотело сформулировать для себя общество. И об-щество откликнулось на это».
В настоящее время авторская песня понимается как песенная поэзия, то есть стихи, исполняемые обычно под гитару - стихи, либо рождённые вместе с мелодией (обычно неприхотливой), либо чуть позднее положенные на музыку; либо (гораздо реже) пришедшие на ум в процессе осмысления-переживания уже созданной мелодии. Как правило, автор текста является и автором мелодии, и исполнителем песни. То есть авторская песня - это сво-его рода современный «монотеатр», в котором автор должен выполнять од-новременно роли поэта, композитора и исполнителя.
Авторская песня вызвала к себе интерес и стала заявлять о правах на существование в рамках современной песенной культуры в конце 1950-х - начале 1960-х годов, а к середине 1960-х годов сформировалась как своеоб-разное явление искусства. Об этом свидетельствуют отдельные публикации в различных газетах и журналах. В 1959 году был издан первый московский сборник стихов Булата Окуджавы «Острова», куда вошли уже певшиеся к тому времени два его стихотворения.
Авторская песня стала символом альтернативной культуры. Несмотря на то, что авторская песня развивалась вне официальной культуры, была гонимой, замалчиваемой и существовала полуподпольно, она оставалась активным культурно-социальным явлением. Этому во многом способство-вало то обстоятельство, что самодеятельные песни бытовали и распро-странялись изустно, распространялись «самиздатом», тиражировались через магнитофонные записи. Именно «самиздатским» способом, но на весьма высоком профессиональном уровне в 1984 году получил полное собрание своих сочинений в одиннадцати томах (проза, стихи, все песенные произве-дения с нотами, газетные и журнальные статьи, сценарии и киносценарии) Б. Окуджава.
«Поющий поэт, привлекавший внимание такого огромного количест-ва людей, бывший десятилетия их кумиром, отразил в своих песнях внут-ренние процессы, которыми жила интеллектуальная часть нашего общест-ва», - пишет об Окуджаве В. В. Смирнов. Литературная критика 1960-х го-дов заметила многие творческие находки Окуджавы, имеющие песенно-фольклорную природу, но поначалу оценила их как «плохую поэзию». Как отмечают исследователи более позднего времени, начальные суждения со-ветской прессы о творчестве Б. Окуджавы были негативными. Конечно, это во многом было связано с эстетической и идеологической оппозицион-ностью нового жанра - авторской песни - по отношению к официальной культуре. Так, со страниц журнала «Вопросы литературы» крайне негатив-ную оценку творчеству Окуджавы, его поэтике дал С. Куняев в статье «Инерция аккомпанемента». Там же, рядом со статьёй Куняева, была по-мещена ответная статья Г. Красухина «То грустен он, то весел он…» в за-щиту профессиональных качеств Б. Окуджавы как поэта.
Вместе с тем, с конца 1960-х и в 1970-е годы появились литературно-критические и литературоведческие работы о поэзии Б. Окуджавы, авторы которых стремились объективно проанализировать это необычное явление и определить его место в современном литературном процессе. К таким ра-ботам можно отнести, например, книгу С. Владимирова «Стих и образ», статью Г. Красухина «То грустен он, то весел он.», эссе С. Лесневского «Под управлением любви». Эти авторы как бы очертили контуры поэтиче-ского мира поэта в целом. Далее наступило время более подробного изуче-ния творчества поэта.
Одна из проблем, к решению которой литературоведы обратились в более позднее время - проблема истоков творчества Окуджавы. Первое ис-следование, существенная часть которого посвящена истокам творчества Окуджавы, издано на немецком языке и принадлежит Е. Лебедевой: это книга «Приди, гитара, освободи меня: русская гитарная лирика в оппози-ции», изданная в 1992 году в Берлине. На примере творчества Б. Окуджавы здесь показаны такие истоки жанра авторской песни, как «гусарская лири-ка» Дениса Давыдова, «русские песни» Александра Дельвига, цыганский романс, советская массовая песня. Роли национального фольклора в форми-ровании стиля Окуджавы посвящена работа И. А. Соколовой «Фольклор-ная традиция в лирике Б. Окуджавы».
Кроме того, поэзия Б. Окуджавы, филолога по образованию, не могла не взаимодействовать с самыми разнообразными литературными явления-ми. Исследования этого аспекта творчества поэта начались с 1980-х годов. В уже упомянутой книге Е. Лебедевой в качестве литературных истоков по-эзии Окуджавы рассматривались произведения ряда русских поэтов первой половины XIX века. Р. Чайковский в работе «Мой демон продолжает тоско-вать» находит у Окуджавы «переклички» с Лермонтовым; В. И. Новиков в статье «Тайна простых чувств» пишет о сближении со стилем Маяковского (акцентный стих) и Блока (тяготение к романсовой поэтике). А. К. Жолковский отмечает связи поэтических миров Пастернака и Окуджавы. На пушкинскую традицию в поэзии Окуджавы указывают Г. Красухин, М. Поздняев, С. Бойко; о параллелях в творчестве Окуджавы и И. Бродского пишут В. Куллэ и Е. Семенова.
То, что творчество Окуджавы остается интересным нашим современ-никам, подчеркивают регулярно проходящие в доме-музее Окуджавы в Пе-ределкине конференции. Так, конференция, прошедшая в 2001 году, назы-валась «Булат Окуджава: его круг, его век»; в 2005 году - «Миры Булата Окуджавы». Ежегодно по материалам данных конференций выходят альма-нахи.
В альманахе «Голос надежды. Новое о Булате Окуджаве» представле-ны работы В. Новикова, М. Гельфонд, Р. Абельской, воспоминания совре-менников и поэте. В. И. Новиков - инициатор «комплексного исследова-тельского проекта ОВГ» (Окуджава - Высоцкий - Галич), признает Окуджа-ву за главную вершину «треугольника ОВГ».
Постепенно развиваются области, посвященные изучению творчества поэтов-бардов - это так называемые «высоцковедение» и «окуджавоведе-ние». Первая диссертация по творчеству Окуджавы была защищена в 1999 году. Авторскую песню как жанр русской поэзии 1960 - 70-х годов изучает Д. Н. Курилов.
Важным шагом вперед, - как в изучении генезиса авторской песни, так и творчества Окуджавы, - стала монография И. А. Соколовой. Исследователь рассматривает авторскую песню как синтетическое явление искусства в контексте широкой отечественной (поэтической, фольклорной, литературной) традиции. С опорой на богатейший материал ею показано творческое взаимодействие бардов с жанровой системой традиционного фольклора в диапазоне от обрядовой, лирической песни до прибаутки. Крупным планом выделена в этой связи фигура Б. Окуджавы, в творчестве которого И. А. Соколова находит целую «галерею фольклорных образов».
Подробному рассмотрению подвергнуто и соотношение авторской песни с официальной советской песенно-поэтической культурой 1930-40-х годов. Здесь точно охарактеризовано отталкивание бардов от помпезности, «громкости» советской песни и, в то же время, воздействие на формиро-вавшуюся авторскую песню творчества крупных представителей «песенной волны» предшествующей эпохи - М. Исаковского и А. Фатьянова, а также «театра песни» (Л. Орлова, Л. Утесов, М. Бернес и др.). Устанавливает Со-колова и преемственные связи бардов с романсовым творчеством А. Вер-тинского.
По-настоящему новаторским можно считать раздел монографии о связи авторской песни с нетрадиционным фольклором. И. А. Соколова под-робно рассматривает жанры «уличных», «дворовых», «тюремных», «блат-ных» песен, без учета специфики которых невозможна, в частности, полно-ценная интерпретация «уличных песенок» Окуджавы. В этом ряду - и «кружковые», формировавшиеся в интеллигентских кругах «песни компа-нии» («студенческие», «туристские», «кухонные»), с которыми генетически было соотнесено, как показывает И. А. Соколова, творчество Б. Окуджавы, А. Городницкого, Ю. Визбора, В. Высоцкого, А. Галича и др.
Среди мемуарных книг этих лет насыщенной информативностью вы-деляются воспоминания А. Е. Крылова об Окуджаве. Их автор тесно об-щался с поэтом в 1980-е - начале 1990-х гг. Поэтому в книге много ценных подробностей: точные даты тех или иных событий, никогда не публико-вавшиеся прежде тексты поэта и т.п.
Существенный вклад в изучение произведений Окуджавы внесли сборники трудов филологического факультета Московского государствен-ного университета. В сборниках опубликованы работы В. А. Зайцева («Пес-ни грустного солдата. О военной теме в поэзии Булата Окуджавы»), И. Б. Ничипорова («Поэтические портреты городов в лирике Булата Окуджавы»), Вл. И. Новикова («Песни и «перепесни». Окуджава и пародия»), С. В. Вдо-вина «Польские мотивы в поэзии Окуджавы, Высоцкого, Галича» и др. Поэтическому стилю Окуджавы посвящены две статьи: «О поэтике Булата Окуджавы» С. Б. Христофоровой и «Мелодичность как тематическая и структурная доминанта поэтики Б. Ш. Окуджавы» Е. Р. Кузнецовой. Первая - в основном обзорная, рассматривающая в общих чертах поэтический сло-варь Окуджавы, лейтмотивы его поэзии, «интимизацию» его стиля (термин Христофоровой) и, наконец, песенную основу поэтических текстов. К по-следнему аспекту обращена статья Е. Р. Кузнецовой, где тщательно анали-зируются мелодика стиха, приемы его звуковой инструментовки, интонация - словом, те черты, которые очень важны для понимания особенностей по-ющегося текста. Возрастание интереса исследователей к этой теме доказы-вается и еще одной статьей сборника - «Песенный стиль Б. Окуджавы как образец авторской песни» искусствоведа М. В. Каманкиной.
Некоторые исследователи рассматривают непростую проблему о раз-личных песенных жанрах в творчестве Окуджавы. Подчеркнем, что если традиционное эстрадное исполнительство ставит на первое место мелодию, то в авторской песне безусловно первенство текста. Это и позволяет отне-сти авторскую песню в первую очередь к искусству словесному - литерату-ре - и говорить о ней как о жанре в строго литературоведческом смысле. С научной точки зрения к этому жанру вполне подошло бы определение «ли-тературная песня» - как это допускается при рассмотрении творчества ве-дущих современных французских шансонье, укладывающегося в схему многовековой традиции.
В работе И. А. Соколовой намечается жанровая классификация пе-сенной поэзии: песни-рассказы, песни-очерки, песни-диалоги, песни-монологи, песни-репортажи, песни-эссе и др. Т. Бек в статье «Старые жанры на новом витке», опираясь на известное литературоведческое поло-жение о развитии жанров за счёт их внутреннего перерождения, перехода в новое качество, показывает, какой «встряске» подверг Окуджава и гимн, и романс, и . совсем было усопшую басню». Она пишет: «марш у него не воинственный и не бодряческий ., а сентиментальный. А гимн - он гимн уюту, а не государству». Т. Бек отмечает особую «филологичность» жан-рового мышления поэта, который часто называл свои произведения то бал-ладой, то романсом, то элегией или фантазией; в этом сказалось его жела-ние, как пишет Бек, «… прислониться к вечным поэтическим формам как к прочным сваям». Но и другие барды нередко использовали названия раз-ных музыкальных жанров («Марш шахтеров» В. Высоцкого, «Домбайский вальс» Ю. Визбора и др.).
Вместе с тем, исследователи отмечают, что к анализу конкретных особенностей поэтического стиля Окуджавы - его тематики, системы обра-зов, поэтических приемов, художественного языка, - филологическая наука только приступает. Также до сих пор ощутимо недостает в школьных и ву-зовских учебниках по современной русской литературе ХХ века специаль-ных глав, посвященных творчеству классиков авторской песни - поэтов Окуджавы, Высоцкого, Галича. Немногочисленные эксперименты в этой области - авторские программы, учебные пособия, содержащие разделы об авторской песне и о творчестве отдельных ее представителей. Авторская песня редко учитывается как часть современного литературного процесса при составлении поэтических антологий, оставаясь всего лишь параллель-ным руслом поэзии, а не ее органической частью.
Названные проблемы определяют чрезвычайную актуальность изучения творчества Булата Окуджавы. Работ, специально исследующих иноязычные слова в произведениях Окуджавы, нет.
Тема работы: «Иноязычные слова в произведениях Булата Окуджа-вы».
Объект исследования - творчество Булата Окуджавы.
Предмет исследования - иноязычные слова в произведениях Окуд-жавы.
Цель работы: изучить, в необходимом жизненном и творческом кон-тексте, особенности применения иноязычных слов в произведениях Булата Окуджавы
Заявленная цель требует решения следующих задач:
1. Осветить жизненный и творческий путь Булата Окуджавы.
2. Охарактеризовать тематику и стилистику поэтических произведе-ний Окуджавы.
3. Изучить особенности применения иноязычных слов в произведени-ях Окуджавы.
4. Привести примеры методических разработок по исследуемой теме.
Источниковой базой работы послужили опубликованные источники. Это интервью Окуджавы, его статьи, проза и стихи, а также мемуарные свидетельства о поэте.
Методы исследования - общетеоретические (анализ, сравнение, обобщение), сравнительный и филологический анализ. В основе работы лежит исторический подход (рассмотрение творческих явлений в их хроно-логии). Так как предметом изучения стала именно текстовая основа произ-ведений Окуджавы, к ним могут быть вполне применимы методы литера-туроведческого изучения и анализа.
Теоретической и методологической основой работы являются ис-следования по истории русской поэзии второй половины ХХ века, истории и теории авторской песни, творчеству Б. Ш. Окуджавы.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в обобщении обширного материала по творчеству Булата Окуджавы. Ре-зультаты работы могут применяться при разработке лекционных курсов ис-тории русской литературы XX века, элективных курсов по поэзии 1960-70-х годов.
ГЛАВА I. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И ЧЕРТЫ
ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ БУЛАТА ОКУДЖАВЫ
1.1. Жизненный и творческий путь Булата Окуджавы
«…Автобиография интересна для меня лишь с точки зрения ее включения в произведение. Воспоминания раннего детства могут быть баснословны и невероятны, но если рассказывающий о себе настаивает на их подлинности, указывая на их значение для собст-венной жизни, то как мы можем отбросить их?»
(В. А. Подорога)
Один из оригинальнейших русских поэтов ХХ века, основоположник авторской песни Булат Шалвович Окуджава родился 9 мая 1924 г. в Москве на Арбате, в доме № 43. Родился в семье партийных работников, грузина Шалвы Степановича и армянки Ашхен Степановны.
И дата, и место рождения поэта со временем приобрели символиче-ский характер. 9 мая стало днем окончания самой страшной и бесчеловеч-ной войны, о которой фронтовику Окуджаве удалось сказать в своих песнях новое слово. Арбат же стал одним из главных персонажей его поэзии, сде-лался символом мира, добра, человечности, благородства, культуры, исто-рической памяти - всего, что противостоит войне, жестокости и насилию.
В 1934 году семья переехала в Нижний Тагил и жила там вплоть до 1937 года. В 1937 году отец поэта, крупный партийный работник, был аре-стован и затем расстрелян. В лагерь была сослана мать, самому Булату едва удалось избежать отправки в детский дом в качестве сына «врага народа». Это страшное клеймо в те годы, ставило «крест» на судьбе человека. Но Окуджаве повезло. Его с братом забрала к себе в Москву бабушка.
В 1940 г. мальчик переехал к родственникам в Тбилиси. Из 9 класса школы, в 1942 году, Булат ушел добровольцем на фронт, ему было 17 лет. Он был и минометчиком, и пулеметчиком, а после ранения - радистом тя-желой артиллерии.
Демобилизован в 1945 году после ранения, окончил экстерном сред-нюю школу. В Тбилиси, после ранения, Булат читал свою лирику в литера-турном кружке, сложившемся вокруг поэта Георгия Крейтана. В 1945 году в газете Закавказского фронта появились военно-патриотические стихи Окуджавы, написанные в расчете на публикацию. Позже он отважился зай-ти к приехавшему в Тбилиси Б. Л. Пастернаку, который отнесся к стихам терпеливо и одобрил выбор будущим литератором филологического фа-культета Тбилисского университета. Во время учебы в университете стал одним из инициаторов литературного кружка, многие члены которого были репрессированы в апреле 1948 года.
В 1945 - 50 годах Окуджава учился на филологическом факультете Тбилисского университета. В семье и в тбилисском студенческом кругу бы-ло принято посещать оперу и концерты, и Окуджава с детства хорошо знал репертуар оперного театра. С детства же он начал писать стихи.
Но в роли автора музыки, композитора-песенника, Окуджава высту-пил впервые в 1946 году, уже после войны, когда он учился на филологиче-ском факультете Тбилисского Университета. Его первой песней стала «Студенческая песня».
Неистов и упрям,
гори, огонь, гори.
На смену декабрям
приходят январи.
Нам все дано сполна –
и горести, и смех.
Одна на всех луна,
весна одна на всех.
прожить лета б дотла,
а там пускай ведут
за все твои дела
на самый страшный суд…
В этом небольшом, но чрезвычайно динамичном и насыщенном тексте уже можно увидеть своеобразное зерно того жанра, который получит затем широкое развитие. Внешняя простота, кажущаяся безыскусность, в сочетании с глубиной мысли и переживания. Это приметы поэтического стиля Окуджавы.
По окончании Тбилисского Университета Окуджава работал в 1950 - 55 годах учителем русского языка и литературы в сельской школе под Ка-лугой, а затем и в самой Калуге. Там он стал сотрудничать и печататься в областных газетах «Знамя» и «Молодой ленинец». Калужский период в жизни поэта нашел впоследствии отражение в повести «Новенький, как с иголочки» (1962 год) и рассказе «Частная жизнь Александра Пушкина…» (1976 год). В Калуге же вышел его первый поэтический сборник «Лирика» (1956 г.), о котором он позже вспоминал: «Это была очень слабая книга, на-писанная человеком, страдающим калужской провинциальной самонадеян-ностью».
В 1955 году освобождается из лагеря его мать, и они переезжает жить в Москву. В 1956 году Окуджава переезжает в Москву, работает редакто-ром в издательстве «Молодая гвардия», затем заведующим отделом поэзии в «Литературной газете», а с начала 1960-х годов полностью отдается твор-ческой работе. Вскоре, среди московских литераторов приобретают извест-ность многие песни поэта, которые он сначала исполнял в очень маленьком, дружеском кругу, а примерно с 1959 г. - и публично.
Исследователи отмечают, что наименее известный период жизни Окуджавы - 1920 - 50-е годы. В большинстве учебных пособий, книг о пи-сателе столь значимые события, как арест родителей, участие в войне, учеба в Тбилисском университете, преподавание в Калуге и Калужской области, если и упоминаются, то вскользь. Основное внимание уделяется москов-скому периоду жизни Окуджавы (то есть периоду с конца 1950-х годов) как более известному. Некоторые сведения - например, десятилетие, прожитое в Тбилиси, - почти никогда не упоминаются, практически во всякой биографической справке об Окуджаве содержится ряд неточностей.
Сам Окуджава события 1956 года (переезд в Москву, работа в ли-тобъединении «Магистраль», первые московские песни) определял как ус-ловную границу, отказываясь от стихов, написанных ранее.
Обретение собственного поэтического голоса у Окуджавы во многом связано с участием в литобъединении «Магистраль», созданном поэтом Г. Левиным. Здесь сборник «Лирика» раскритиковали, и это послужило сти-мулом к работе над своим стилем.
К 1957 году Окуджава начинает писать по-новому, часть его произве-дений - песни (некоторые были созданы ранее: «Неистов и упрям…» в 1946; «Эта женщина!.», «В студенческие годы» и т.д.). Успех, который спо-собствовал новым песням Окуджавы, в большой степени объясняется ог-ромной общественной потребностью в это время в искусстве, обращенном не к «массам», а к человеческой личности. Этим же объясняется высокий в этот период интерес общества к поэзии вообще. Окуджава обращался не к массе, а к личности, не ко всем, а к каждому в отдельности. Предметом его поэзии стала обычная, обыденная жизнь. Как, например, в песне «Полноч-ный троллейбус» (1957).
Когда мне невмочь пересилить беду,
когда подступает отчаянье,
я в синий троллейбус сажусь на ходу,
в последний,
случайный.
К 1957 - 58 году относятся его первые исполнения в дружеском кругу под свой аккомпанемент на гитаре «песенок» (как он их называл) с собст-венными словами и музыкой. В. Орлов пишет: «В это время он стал как бы случайно сочинять свои песни, и однажды вечером, желая развлечь и по-забавить своих друзей, исполнил в компании молодых московских поэтов под незатейливый разухабистый мотивчик шутливое стихотворение про Ваньку Морозова, который циркачку полюбил. Песня очень понравилась, и Окуджава за несколько дней написал еще несколько. Позже он не раз гово-рил, что одним из самых счастливых дней своей жизни считает тот, когда обнаружил, что может писать песни».
Окуджава так говорил об особенностях своего творческого становле-ния: «Моя жизнь сложилась не совсем обычно. Мое созревание соверши-лось в деревне, в провинции, в одиночестве. В художественную культурную среду я окунулся уже взрослым и сложившимся человеком. Она, конечно, оказала на меня влияние, но умеренное. Наверное, я что-то потерял, как те-ряет всякий, приходящий с опозданием».
В 1962 году Окуджава вступил в Союз писателей и полностью сосре-доточился на профессиональной писательской работе. В Москве у Окуджа-вы образовалась семья. Жена - Ольга Владимировна Арцимович, физик по образованию; родился сын - Антон Булатович Окуджава (впоследствии му-зыкант, композитор).
Но вместе с успехом и известностью, как это часто бывало в совет-скую эпоху, к Окуджаве пришли неприятности. В прессе стали появляться разгромные статьи, где чередовались политические обвинения и обвинения в пошлости, преследовалась связь некоторых песен с «блатным» фолькло-ром. Секция Союза писателей РСФСР постановила, что «…большинство этих песен не выражает настроений, дум, чаяний нашей героической моло-дежи». Отрицательная реакция Окуджавы на ввод советских войск в Прагу (1968 год) и на исключение А. И. Солженицына из Союза писателей под-твердили «неблагонадежность» поэта. Используемые эпитеты в адрес твор-чества Б. Окуджавы - «манерность, пустота, безжизненность, бесхарак-терность» и, даже «непристойность», конечно, больно задевали поэта. Под-готовленная Всесоюзной студией грамзаписи первая пластинка (5 песен) не вышла в свет. Поэт уходит с большой сцены - в работу над исторической прозой, в кино и т.п.
Первый «песенный» период (1957 - 1964 годы) совпал с расцветом так называемой «эстрадной» поэзии, «авторской песни», введя Окуджаву в ее круг (Б. А. Ахмадулина, Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенский и др.), в ча-стности, на выступлениях в Политехническом музее, во Дворце спорта в Лужниках. С 1963 года Окуджава создавал по 1 - 3 песни в год (лишь в 1975 году - 9 песен), становившихся широко известными («Песенка о Моцарте», «Грузинская песня»). Второй его «песенный» период относится к началу 1980-х годов.
В первый «песенный период» Окуджавой написаны сборники «Ост-рова» (1959 год), «Веселый барабанщик» и «По дороге к Тинатин» (оба - 1964 год). Затем были созданы поэтические сборники «Март великодуш-ный» (1967 год), «Арбат, мой Арбат» (1976 год), «Стихотворения» (1984 год), «Посвящается вам» (1988 год), «Избранное» (1989 год), «Милости судьбы» (1993 год), «Зал ожидания» (1996 год) и другие поэтические рабо-ты.
Окуджава написал сценарии кинофильмов «Женя, Женечка и «катю-ша»« (1967 год) в соавторстве с В. Мотылем и «Верность» (1965 год) - со-вместно с П. Тодоровским. Он пишет пьесы, по которым ставят спектакли в различных театрах. Много работает в жанре прозы - пишет автобиографи-ческие повести, рассказы, исторические произведения, воспоминания.
Вообще, в жанре прозы Окуджава работал, начиная с 1960-х годов. В 1961 году в альманахе «Тарусские страницы» была опубликована его авто-биографическая повесть «Будь здоров, школяр» (отдельным изданием вы-шла в 1987 году), посвященная вчерашним школьникам, которым пришлось защищать страну от фашизма. Повесть получила отрицательную оценку сторонников официозной критики, обвинившей Окуджаву в пацифизме.
В последующие годы Окуджава постоянно пишет автобиографиче-скую прозу, составившую сборники «Девушка моей мечты» и «Заезжий му-зыкант» (14 рассказов и повестей), а также роман «Упраздненный театр» (1993 год), получивший в 1994 году Международную премию Буккера - как лучший роман года на русском языке.
В конце 1960-х годов Окуджава обращается к исторической прозе. В 1970 - 80 годах отдельными изданиями вышли повести «Бедный Авроси-мов» («Глоток свободы») (1969 год) о трагических страницах в истории де-кабристского движения; «Похождения Шипова, или Старинный водевиль» (1971 год), а также написанные на историческом материале начала XIX века романы «Путешествие дилетантов» (1976 - 78 годы) и «Свидание с Бона-партом» (1983 год).
В 1970-х годах Булат Окуджава очень много работает в кино. Извест-но, что более чем в 50 фильмах звучит более 70 песен на стихи Окуджавы, из них более 40 песен на его музыку. Известнейшие из них: «Бери шинель, пошли домой» (В. Левашов - Б. Окуджава); «Капли Датского короля» (Иса-ак Шварц - Б. Окуджава). «Ваше благородие», «Песня кавалергарда», песни к телефильму «Соломенная шляпка» - эти песни на стихи Б. Окуджавы на-писаны И. Шварцем. В фильме «Белорусский вокзал», Окуджава выступил и как композитор, и как поэт. Порой Окуджава сам снимается в кино.
Окуджаве-прозаику принадлежат романы «Глоток свободы» («Бед-ный Авросимов»; 1965-1968 годы), «Мерси, или Похождения Шипова. Ста-ринный водевиль» (1969-1970 годы), «Путешествие дилетантов» (1971 - 1977 годы), «Свидание с Бонапартом» (1983 год). Прибегая к языковой и образно-предметной стилизации, автор парадоксально сталкивает судьбы «больших» и «маленьких» людей, его интересует тема «личность и исто-рия», которую он решает в пользу истории, все более проникаясь скептиче-ским взглядом на возможность радикально-волевого вмешательства лично-сти в историю. В незавершенной семейной хронике «Упраздненный театр» (1990 - 1993 годы) эта мысль развивается как критическая оценка ухо-дящего большевистского романтизма, развенчание иллюзорных советских идеалов.
Ретроспективная проза (так ее определяет С. С. Бойко) помогла Окуд-жаве осмыслить исторический опыт своей эпохи (поэма «В карете прошло-го»), который отразился в малой прозе в 1975 - 1990-е годы. В рассказах «Искусство кройки и житья» (1985 год), «Нечаянная радость»(1986 год) и других показан поздний сталинизм, проникший в частную жизнь, приват-ное поведение и мировоззрение. «Приключения секретного баптиста» (1984 год), «Выписка из давно минувшего дела» (1991 год) рисуют человека по-слесталинской эпохи, с его страхами, иллюзиями, слепотой и т.д. Рассказ «Девушка моей мечты» (1985 год) о возвращении матери из ГУЛАГа и хро-ника «Упраздненный театр» подводят итог размышлениям о коммунисти-ческой утопии, которая, пропитав изнутри, превращала детей в убийц, а взрослых в «винтики». В рассказах «Как Иван Иваныч осчастливил целую страну» (1990 год), «Выписка из давно минувшего дела» и «Около Риво-ли.» (оба - 1991 год) сюжет зарубежной поездки обнажает психологию нашего соотечественника. Последней прижизненной публикацией поэта стали «Автобиографические анекдоты».
Итак, жизненный и творческий путь Б. Окуджавы складывался весьма непросто. География мест, в которых жил и работал поэт, обширна - Моск-ва, Нижний Тагил, Тбилиси, Калуга и т.д. Он посетил множество городов и стран, общался с людьми различных национальностей. Все это, несомненно, отразилось в тематике произведений, наложило отпечаток на особенности поэтического стиля Окуджавы.
Основные образные сферы поэта - война, Родина (в широком смысле, включающем Арбат, Москву, Тбилиси), надежда, вера и любовь, женщина и мн. др. В ракурсе нашей темы ценными являются сведения о такой темати-ческой сфере Окуджавы, как образы городов. Разноплановые по своей жан-ровой природе зарисовки городов (от лирических мининовелл, драматиче-ских сценок, кратких очерковых зарисовок отдельных эпизодов, деталей го-родской жизни до масштабных исторических ретроспекций) - поэтические портреты городов - нередко прямо обуславливают применение соответст-вующих иноязычных слов в произведениях Окуджавы.
Сущностным свойством стиля Окуджавы является песенность. Такие основные черты лирики Окуджавы, как напевность, непритязательность и «простота» изложения, проявились сразу, уже в произведениях 1950-х го-дов. При тенденции к усложнению строфики и метрики песен Б. Окуджавы одновременно прослеживается тенденция к упорядочению строфической и ритмической организации песенных текстов. Строфа строго выдерживается на протяжении всего произведения, а поэтический ритм стремится к повто-рению ритма музыкального.
Массовые лексические заимствования неизбежны в переломные исто-рические эпохи. Они, в первую очередь, обозначают новые понятия и жиз-ненные реалии. Любые попытки искусственно воспрепятствовать этому процессу с помощью административных мер, без учета способности рус-ского языка к самоочищению могут принести вред.
На нынешнем этапе развития русского языка отмечаются, во-первых, жаргонизация литературной речи и, во-вторых, усиление процесса заимст-вования иноязычных слов. Подчеркнем, что оба процесса нашли благодат-ную почву именно в авторской песне, - в силу присущих ей особых содер-жательных и стилистических особенностей.
Б. Окуджава применяет широкий спектр иноязычной лексики - кав-казские слова, полонизмы, тюркизмы, галлицизмы, англицизмы. Но эта лек-сика становится органической частью его поэтического стиля. Особое вни-мание придает поэт звуковой стороне своей поэзии. Именно экзотизмы вно-сят экспрессию и особое ощущение звукописи в тексты Окуджавы.
Разумеется, неумеренное и неуместное употребление иноязычных слов недопустимо, но запретами здесь ничего сделать нельзя. Нужна пла-номерная и кропотливая научная и просветительная работа, конечная цель которой - воспитание хорошего языкового вкуса.
В последние годы на уроках литературы в выпускном классе средней школы стала изучаться авторская песня. Ее включение в школьную про-грамму чрезвычайно полезно по ряду причин. Во-первых, самые яркие из поэтов сегодня уже общепризнанны как классики. Во-вторых, поэзия бар-дов была, в отличие от творчества любого печатавшегося поэта, неподцен-зурной и потому совершенно свободной. Она полнее и точнее выражала, - как внутренний мир самих авторов, так и общественное сознание своего времени. В-третьих, она представляет немалый интерес с точки зрения межпредметных связей; в ней даётся богатейший срез социальных, бытовых реалий эпохи, интересных не только словеснику, но и историку. Кроме то-го, здесь поэзия соприкасается с музыкальным и театральным искусством. В качестве обобщения методического опыта нами были приведены приме-ры двух уроков - «Урок толерантности русского языка» (4 кл.) и интегриро-ванный урок «Властитель дум (о творчестве Булата Окуджавы» (10 кл.).
1. Окуджава Б. Избранное. - М.: Московский рабочий, 1989.
2. Окуджава Б. Милости судьбы. - М.: Московский рабочий, 1993.
3. Абельская Р. Ш. Поэтика Булата Окуджавы: истоки творческой индиви-дуальности. - Екатеринбург: Зеркало, 2002.
4. Абуашвили А. Два истока (Заметки о лирике и прозе Б. Окуджавы) // Вопросы литературы. - 1999. - № 1. - С. 54-59.
5. Авдеева А. А. Авторская песня на уроках музыки // Искусство в школе. - 1997. - № 3.
6. Авторская песня. Книга для ученика и учителя. — М., 1997.
7. Б. Ш. Окуджава // Зайцев В. А. Русская поэзия XX века: 1940-1990-е го-ды: Учеб. пособие. -М: Изд-во МГУ, 2001. - С. 155-166.
8. Бек Т. Старые жанры на новом витке // Булат Окуджава: его круг, его век: Материалы Второй Международной науч. конф. 2001 года. - М.: Соль, 2004. - С. 84-89.
9. Бойко С. С. Поэзия Булата Окуджавы как целостная художественная система. - М.: МГУ, 1999.
10. Булат Окуджава: его круг, его век: Материалы Второй междунар. науч. конф. 30 ноября - 2 декабря 2001 г. - М.: Соль, 2004.
11. Владимиров С. Стих и образ. - Л., 1968.
12. Вопрос о методе // Авто-био-графия. К вопросу о методе. Тетради по аналитической антропологии. № 1. / Под. ред. В. А. Подороги. - М.: Ло-гос, 2001.
13. Голос надежды. Новое о Булате Окуджаве / Сост. и ред. А. Е. Крылов. - М.: Булат, 2006.
14. Елигуашвили Э. … Начинается судьба (памяти Булата Окуджавы) // Старое литературное обозрение. - 2001. - № 1. - С. 8-17.
15. Жолковский А. К. Блуждающие сны и другие работы. - М., 1994.
16. Жук М. И. Концепты ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ в идиостиле Булата Окуджавы: Автореф. дисс…. канд. филолог. наук. - Владивосток, 2007.
17. Изюмская С. С. «Вечный» вопрос о мере использования иноязычных слов. - Доступ: h**t://w*w.proza.r*/texts/2001/08/08-33.html
18. Интервью с Б. Ш. Окуджавой // Огонек. - 1987. - № 9. - С. 11. Гизатул-лин М. Его университеты. - М.: Юность, 2003.
19. История русской литературы ХХ века (20–90-е годы): Основные имена: Учеб. пособие для филол. факультетов университетов. - М., 1998. - С. 448-461.
20. Красухин Г. То грустен он, то весел он…» // Вопросы литературы. - 1968. - № 9.
21. Крылов А. Е. Мои воспоминания о Мастере, или Как я стал агентом КГБ. - М.: Булат, 2005.
22. Крысин Л. П. О русском языке наших дней // Изменяющийся языковой мир. - Пермь, 2002. - С. 5-12.
23. Кулагин А. В. Изучение авторской песни в школе // В контексте школь-ной программы: Из опыта преподавания литературы в старших классах. - М., 2006. - С. 130-146.
24. Кулаков В. Голос надежды. Новое о Булате Окуджаве (рецензия на аль-манах) // Знамя. - 2007. - № 4. - С. 23-28.
25. Курилов Д. Н. Авторская песня как жанр русской поэзии советской эпо-хи (60 - 70-е гг.): Диссертация. - М., 1999.
26. Лесневский С. Под управлением любви. - М., 1977.
27. Лингвистический словарь / Под ред. С. Злобиной. - М., 1986.
28. Муравьёв М. Седьмая строка // Мир Высоцкого: Исследования и мате-риалы. Вып. 2. - М., 1998. - С. 447-456.
29. Ничипоров И. Б. Поэтические портреты городов в лирике Булата Окуд-жавы. - Доступ: h**t://w*w.portal-slovo.r*/philology
30. Новиков В. И. Тайна простых чувств // Литературное обозрение. - 1986. - № 6.
31. Окуджава Б. Ш. Автобиографические анекдоты // Новый мир. - 1997. - № 1.
32. Орлов В. Булат Окуджава в кино и в жизни // Литературное обозрение. - 2004. - № 56.
33. Распутина С. П. Социально-ценностное и мотивационное своеобразие советского бардового движения 1960 - 1980-х годов // Русский мир. - 2002. - № 5. - С. 62-67.
34. Смирнов В. В. Пространство мыслей и чувств в песенном творчестве Булата Окуджавы. Филологические эскизы с философскими акцентами // Научно-культурологический журнал RELGA. - 2008. - № 9.
35. Соколова И. А. Авторская песня: от фольклора к поэзии. - М., 2002. - 292 с.
36. Соколова И. А. Фольклорная традиция в лирике Б. Окуджавы. - М., 1999.
37. Сычева Л. Прощание с Окуджавой // Русский мир. - 1997. - № 6. - С. 7-10.
38. Чайковский Р. Р. Мой демон продолжает тосковать. - Магадан, 1999.
39. Шилов Л. Я слышал по радио голос Толстого… // Магнитофонная лите-ратура. - М., 1989.
40. Шхалахо С. Ш. Кавказизмы в лексической системе русского языка. - Майкоп, 2005.
Тема: | «Иноязычные слова в произведениях Булата Окуджавы» | |
Раздел: | Разное | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 59 | |
Цена: | 2100 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Заимствование лексики в произведениях М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и В.О. Пелевина «Священная книга оборотня»
Дипломная работа:
Ономастическое пространство в произведениях цикла терри пратчетта плоский мир
Дипломная работа:
Ономастическое пространство в языковой художественной картине мира
Дипломная работа:
Ономастическое пространство в творчестве М.Ю. Лермонтова
Дипломная работа:
Терминологическая лексика в произведениях и. фролова: лингводидактический аспект