Дипломная работа
«Технологии организации арт-мероприятий в пространстве региона»
- 100 страниц
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации арт-мероприятий 6
1.1. Арт-мероприятие как основа культурной жизни региона
1.2. Виды и формы арт-мероприятий в пространстве региона 9
Выводы по первой главе 17
Глава 2.Практико-ориентировнные технологии организации арт-мероприятий
2.1. Организационные аспекты технологии проведения мероприятия
2.2. Дорожная карта организации арт-мероприятия 30
Выводы по второй главе 32
Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование по апробации технологий организации арт-мероприятий пространстве региона
3.1. Описание эксперимента по апробации технологии организации арт- мероприятий в регионе 45
3.2. Результаты апробации 55
Выводы по третьей главе 81
Заключение 82
Список литературы 83
Развитие шоу-бизнеса в России на данном моменте имеет признаки развития именно частной предпринимательской деятельности. Да, в нашей стране уже давно есть определённая материальная и техническая база, благодаря которым появились различные творческих коллективы и ассоциации, так же вполне стабильно функционируют структуры, способные искать и рекламировать различных артистов. Мы давно в состоянии удовлетворять самые разные вкусы зрителей, благодаря чему на территории РФ работают, например, как и экспериментальные театры, так и театры более классических форм. Но чьи силы и средства помогают этому развитию?
Немало разногласий возникает из давно существующей проблему - отсутствия общей концепции развития культурной сферы и направленной государственной поддержки. Вернее, эти явления только начинают возникать и, видимо, поэтому несут не всегда внятную политику. Несомненно, учреждённые властью гранты дают жизнь многим социально и культурно значимым проектам, но сколько других инициатив остаются «за бортом», переходя в руки частным инвесторам. Порой в таких случаях за основу берётся та культурная продукция, которая имеет массовый спрос, но мало задающаяся вопросом об развитии эстетических вкусов потребителя. Такие понятия как «хайп» и «тренд» давно вошли в сферу влияния творцов, формирующих будущие творческие проекты, а также стали «на карандаше» у арт-менеджеров и промо-агентств. Неповоротливая государственная машина не в состоянии быстро реагировать на динамично меняющиеся культурные тенденции, отсюда вместо актуальных и востребованных проектов появляются попытки диктовать, или даже «трендировать» те или иные взгляды на развитие культурной среды. Но развивается ли культура от общей политики или же культура развивается независимо и государству нужно лишь вглядываться в ее веяния что бы, как в зеркале, увидеть пробелы в социальной и иных работах?
Мы не будем вдаваться глубоко в такие вопросы, так как они уже граничат на стыке философии и социологии, порой даже рискуют стать риторическими. Наша же задача совсем в другом.
Анализируя концертную деятельность в России (и в частности в Уфе) на протяжении 3-4 лет, мне захотелось организовать фестиваль, который стал бы неким фильтром среди массы однотипной музыки. Ситуация в индустрии такая, что сочинять, записывать песни стало гораздо проще технологически, намного доступнее по бюджету и крайне открыто по маркетингу. Все это благодаря техническому прогрессу, развитию музыкального рынка и высокой значимости сети интернет в современной жизни. Иными словами, «звездой» может стать почти каждый, кто достаточно внимательно изучит необходимый инструментарий. Благодаря этому возникли такие явления как «новая русская волна» (преимущественно сибирский пост-панк, обрекший популярность примерно с 2000 года) и мода на Lo-Fi или DIY - Do It Yourself - сделай сам (запись и сведение в домашних условиях без профессиональной обработки) и так далее. Особым ярким местом, где это тенденции попуализировались стал клуб «Ионотека». «.Санкт-Петербург укрепляется в роли столицы ночной жизни России. В этом есть немалая заслуга «Ионотеки», одного из главных андерграундных клубов города . «Ионотека» в своей насыщенной культурной программе пытается отразить чуть ли не все петербургские субкультуры сразу — от концертов и рейвов до поэтических баттлов. А с недавних пор «Ионотека» еще и зарекомендовала себя как кузница талантов — отсюда начался творческий путь одного из главных музыкальных открытий этого года, певицы Гречки» [82, интернет- источник]. Все эти тенденции восхваляли самостоятельную работу
музыканта на том оборудовании, которое ему позволяет собственный бюджет. Отсюда некачественные музыкальные произведения, примитивные композиционные приёмы и тексты, играющие на нестабильном периоде подросткового развития. Почти сразу эти явления перекочевали в реп- индустрию. Фильтром от всего этого и должен был стать наш фестиваль, который мы иронично окрестили «Неучкор».
Нам хотелось открыть уфимскому слушателю не только новые для него жанры, но и новые имена. То, что в нашем городе есть люди, интересующиеся и имеющие способности к созданию более глубокой по наполнению музыки, в какой-то степени даже интеллектуальной и экспериментальной, мы не сомневались. И действительно, к пятому по счету фестивалю у нас получилось собрать небольшое количество исполнителей, которые мечтали развивать свою необычную, но оригинальную музыку. Именно её и хотелось популяризировать.
Стремление разрешить указанные противоречия обусловило проблему научного поиска организационных условий организации арт-мероприятий пространстве региона и выбор темы исследования: «Технологии организации арт-мероприятий пространстве региона».
Целью данной выпускной квалификационной работы является обобщение опыта организации арт-мероприятия в пространстве региона и сравнить полученные результаты с теоретическими знаниями, предлагаемыми различными источниками.
Объект исследования - процесс нравственного воспитания младших школьников.
Предмет исследования - педагогические условия, повышающие эффективность нравственного воспитания младших школьников средствами хореографии.
Гипотезой исследования является предположение о том, что нравственное воспитание младших школьников средствами хореографии будет эффективным, если:
- сущность нравственного воспитания, осуществляемого средствами хореографии, будет понята и реализована, как гармоничное развитие духовных и творческих способностей ребёнка: способности чувствовать и переживать красоту, наслаждаться и правильно оценивать прекрасное, творить и действовать по законам красоты и высокой нравственности;
- в педагогический процесс обучения хореографии будут введены содержание и методы, способствующие нравственному развитию младшего школьника: введение его в мир ценностей, оказание педагогической помощи и поддержки в решении проблем воспитания, общения, творчества, предоставление возможности нравственного выбора и др.;
- будет реализован комплекс необходимых педагогических условий: специально организованное комплексное обучение и воспитание, основанное на изучении хореографии классической, народной, современной и сопутствующих предметов этики и эстетики;
- будут разработаны и реализованы критерии эффективности нравственного воспитания младших школьников средствами хореографии.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1) Взять за территориальное обозначение понятия «региона»
городской округ города Уфа.
2) Выявить корни возникновения арт-мероприятий, в частности фестивалей, посвящённых творчеству и искусству.
3) Собрать теоретическую базу, необходимую для организации арт- мероприятия.
4) Опробовать эти знания на практике и выяснить их состоятельность в пространстве региона.
5) Проследить за наиболее удачными примерами арт-мероприятий других организаторов в схожих или смежных областях.
6) Проанализировать результаты фестиваля «Неучкор 5» и выявить проделанные ошибки.
7) С помощью анкетирования выявить мнения участников и зрителей фестиваля.
8) Обозначить возможные решения недочётов, выполненных в ходе организации мероприятия.
9) Сделать вывод по необходимости подобных организаций в пространстве региона.
Методологической основой исследования являются философские и психолого-педагогические положения о том, что личность человека, особенно ребёнка, является высшей ценностью в обществе; культурологический, аксиологический, этнопедагогический, деятельностный, личностно-ориентированный, подходы к проблеме гармоничного развития личности; о взаимодействии искусства и воспитания; о роли искусства в развитии личности; принципы: природосообразности, культуросообразности, наглядности, связи музыки с жизнью, эмоциогенности, синкретизма, эстетизации.
При выполнении работы использованы следующие методы: изучение и анализ научной литературы и передового педагогического опыта, а также программ и методической литературы по воспитанию детей; анкетирование; интервьюирование; педагогическое наблюдение (в том числе включенное) за детьми в условиях учебно-воспитательного процесса; психологическое тестирование участников самодеятельного хореографического коллектива с целью создания их психологического портрета; устные и письменные опросы; наблюдения, беседы, письменные опросы и творческие работы учащихся; создание ситуаций морального выбора; опытноэкспериментальная работа, включающая элементы констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов; качественный и количественный анализ результатов эксперимента.
Теоретической основой исследования являются: идеи единства нравственных и эстетических ценностей (Р.В.Захаров, Ф.В.Лопухов, Л.Н.Столович и др.); теории о влиянии искусства на развитие личности (В.С.Селиванов, Ю.У.Фохт-Бабушкин, Б.П.Юсов и др.); психологические теории о взаимодействии искусства и воспитания (К.А.Абульханова-Славская, Л.С.Выготский, Р.Р.Каракозов, Б.М.Теплов и др.); закономерности эстетического воспитания (А.Я.Ваганова, К.Я.Голейзовский, Б.М.Неменский, В.Г.Крысько, И.А.Моисеев и др.); идеи о педагогической направленности процесса формирования нравственных ценностей (Е.В.Бондаревская, В.И.Новикова, Н.В.Перчун и др.); концепции нравственного воспитания младших школьников (О.С.Богданова, П.П.Пивненко, М.И.Рожков, Л.В.Байбородова и др.).
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:
- определена сущность нравственного воспитания средствами хореографического искусства;
- раскрыты специфика и педагогический потенциал хореографического искусства в развитии нравственных ценностей младшего школьника;
- разработан и обоснован комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективность нравственного воспитания младших школьников средствами хореографического искусства:
- выявлены критерии, показатели нравственного воспитания младших школьников средствами хореографии.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании научно-педагогических условий эффективного использования хореографического искусства в нравственном воспитании младших школьников, а именно: - опоре на методологические основания теории. представленные аксиологическим, деятельностным, культурологическим,
этнопедагогическим, личностным подходами к нравственному воспитанию младших школьников в современных условиях;
- пониманием педагогами сущности нравственного воспитания, осуществляемого средствами хореографии, как реализации духовных и нравственных способностей ребёнка: способность чувствовать и переживать красоту, наслаждаться и правильно оценивать прекрасное, творить и действовать по законам красоты и высокой нравственности;
- введении младшего школьника в мир ценностей, оказании педагогической помощи и поддержки в решении проблем обучения, общения, творчества, предоставлении возможности нравственного выбора и др.;
- опоры педагогов на принципы современного воспитания, включающие: природосообразность, культуросообразность, наглядность, связи музыки с жизнью, эмоциогенность, синкретизм, эстетизацию;
- создании творческо-воспитательной среды жизнедеятельности;
- использовании в процессе воспитания организационных форм и методов, способствующих формированию нравственной культуры школьника;
- использовании критериев оценки воспитанности, включающих: эмоциональную развитость и отзывчивость, художественно-образное восприятие танцевального движения, устойчивость нравственных принципов, ценностные духовно-нравственные ориентации, музыкальнотворческий процесс.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные и экспериментально проверенные в исследовании теоретические положения и выводы могут способствовать повышению уровня нравственного развития личности в системе непрерывного образования средствами хореографического искусства; разработана и экспериментально проверена программа эксперимента по воспитанию нравственных качеств младших школьников на занятиях хореографией.
Достоверность результатов исследования подтверждается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, теоретическим анализом проблемы, организацией экспериментальной работы с применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования; воспроизводимостью результатов и репрезентативностью полученных данных, качественным и количественным их анализом, соответствием полученных результатов гипотезе исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Башкирского государственного педагогического университета им.М.Акмуллы. Проводились открытые занятия по классическому, народному танцу с тематикой: «Народный танец - источник традиций русской культуры», отчётные концерты центра «Энже» «Путешествие в мир танца и музыки», «Посвящение в танец» и т.д. Автор принимал участие в международных научно-практических конференциях с докладами по теме исследования.
База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась в танцевальном коллективе «Энже», организованном на базе центра хореографического искусства при кафедре музыкального образования и хореографического искусства БГПУ им.М.Акмуллы
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в 2016-2018 гг. - в три основных этапа.
I этап (2016г.) -ориентировочно-поисковый. Изучались и анализировались литература по проблеме, массовый и инновационный опыт школ, уточнялась направленность дидактических материалов для экспериментального обучения и программ работы с педагогами, психологами и родителями.
II этап (2017г.) - экспериментально-обобщающий. Проводился
педагогический эксперимент. Обосновывались основные положения исследования, разрабатывались теоретические подходы к организации учебно-воспитательного процесса, развивающие нравственное воспитание младших школьников, разрабатывались дидактические материалы для эксперимента и программы дополнительной подготовки педагогов, психологов, руководителей танцевальных кружков, ансамблей и родителей.
III этап (2018г.) - итоговый. Обобщались результаты исследования,
оформлялась исследовательская работа.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Возможности искусства хореографии в воспитании высоконравственной личности младшего школьника: искусство хореографии гармонично развивает духовные и творческие способности человека; развивает эстетические способности: от способности чувствовать и переживать красоту, наслаждаться и правильно оценивать прекрасное до способности творить и действовать по законам красоты и высокой нравственности; позволяет осуществлять воспитание на общечеловеческих и нравственных ценностях русской культуры с учётом российской ментальности; является эффективным средством улучшения эмоционального, психологического и физического состояния человека, сохранения и развития его духовного и физического здоровья.
2. Педагогическими условиями нравственного воспитания младших
школьников на занятиях хореографией, становятся:
- стиль ведения: занимательно - игровой, разноплановый, с различными приемами концентрации внимания, с необходимостью смены темпа и динамики подачи материала;
- общение: создание в коллективе обстановки доброжелательности; характер общения и обязательная похвала;
- организация: воспитание и развитие детской выразительности, через наличие замысла в выборе движений и его вербальная защита; использование всего спектра детской хореографии, с основой на сюжетно-игровой и сюжетно-образной хореографии;
- коррекция: воспитание живописным изображением музыкальных образов; гимнастика и развивающие игры для коррекции движений и правильного положения частей тела;
- культура: создание культурного пространства для воспитания ценностей и смысла жизни культурного человека; воспитание основ зрительской и исполнительской культуры;
- музыка: воспитание с использованием разнообразной, разнохарактерной, классической, народной, исторической и современной музыки;
- ритмика: формирование мотивационной стороны поведения детей;
- самостоятельная работа: создание самостоятельных композиций из изученных хореографических моментов и решение новых оригинальных движений и этюдов, воспитывающих самостоятельность и творческие способности.
3. Авторская программа эксперимента по воспитанию нравственных качеств младших школьников на занятиях хореографией, которая охватывает следующие разделы, объединенные в непрерывно выполняемый комплекс:
- ритмика - соответствие музыкальному ритму и темпу, возможность находить наиболее нравственно-интересные стороны жизни. Воспитание способности продуктивно работать в коллективе, расположение к общению, доброжелательность, работоспособность;
- классический танец - воспитание духовно-нравственного потенциала на основе знакомства с мировой художественной культурой. Устойчивая мотивация к непрерывному образованию, самообразованию и саморазвитию, широкие познавательные интересы и потребности;
- народный танец - воспитание в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия и патриотизма. Развитие общечеловеческих сокровищ народного духа нравственных взглядов как ценностных образований;
- эстрадный танец - элементы упражнений дают представление о добре, красоте, и человечности. Воспитание и развитие духовно-эмоционального обогащения;
- импровизация движений - создание ситуаций, в которых имеется возможность проявлять доброту, чуткость и развитие творческих способностей;
- постановка, репетиция номера - ознакомление с нормами нравственности. Воспитание ценностного отношения к собственной выдержке как к слагаемому долга перед людьми.
4. Критерии оценки эффективности нравственного воспитания младших школьников средствами хореографии:
- ценностные нравственно-духовные ориентации - умение ориентироваться в потоке получаемой информации, отличать истинные нравственные и духовные ценности от мнимых;
- эмоциональная развитость - означает интенсивность эмоций и чувств, тонкость их градаций облагораживающих духовный мир человека;
- художественно-образное восприятие танцевального движения - предполагает способность ребенка к эстетическому восприятию действительности, технике исполнения движений;
- устойчивость нравственных принципов - умение дать обоснованную нравственную оценку объекту;
- музыкально-творческие способности - творческие проявления, умение импровизировать на знакомую и вновь услышанную музыку.
Структура исследования. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы организации арт- мероприятий
В первой главе мы постараемся подойти к вопросу организаций арт- мероприятий с теоретической стороны. Постараемся дать определение этому понятию, выявить особенности культурного пространства региона (в общем и в конкретно нашем случае), проанализировать состояние арт-рынка и уровень арт-менеджмента в нашем городе. Так как предметом нашего исследования является фестиваль современной музыки, то мы будем рассматривать теоретические аспекты в рамках нашего направления (т.н. концертная деятельность), ведь понятие «арт-мероприятие» включает огромный спектр возможностей. В каждом направлении есть свои особенности, которые заслуживают отдельных исследований.
Так же включим в работу наблюдения за опытом коллег в секторе аналогичном либо смежном с нашим фестивалем. Ещё стоит упомянуть, что теоретическое обоснование нашей деятельности проводилось намного позже проведения фестиваля, поэтому данная магистерская диссертация наиболее показательно с практической стороны и обрамлена местными особенностями.
1.1.Арт-мероприятие как основа культурной жизни региона
Арт-мероприятие (или арт-событие) термин, являющейся частью понятия культурно-массового мероприятия.
Культурно-массовые мероприятия - это особый вид социально - культурной деятельности, который благодаря своему содержанию, использованию средств и методов эмоционального воздействия на людей, охватывает духовную жизнь максимально широкого круга населения с целью его всестороннего духовного развития.
Так же важно понимать, что «культурно-массовое мероприятие - одно из самых популярных и эффективных форм культурной деятельности молодежи. По уровню и существующим формам мероприятий можно судить о политической, экономической и духовной жизни не только молодежной социальной группы, но и всего общества в целом. Изучение массовых мероприятий позволяет утверждать, какие тенденции преобладают в данный момент в культуре: охранительные, консервативные тенденции или же стремление к переменам, позволяет судить об отношении данной социальной группы к своим традиционным, фундаментальным культурным ценностям» [61, стр. 5]
К основным функциям культурно-массовой работы относятся:
Гедонистическая - носит характер развлекательности и возможности отвлечь население от каждодневных проблем или обыденности, суеты, а также дать людям компенсацию за нереализованные устремления в социально значимой деятельности.
Образовательная - это преподнести что-то новое, познакомить с чем- то, чего ещё в регионе проведения не было.
Воспитательная и развивающая - это развитие эстетического вкуса, способность зрителей после окончания мероприятия самостоятельно продолжать поиски в заданных векторах.
Социализация личности - стимулирование социальной активности людей и формирование системы духовных ценностей.
Функция возрождения народных традиций - передача народного опыта не только от поколения к поколению, но и между разными народами и разными социальными классами.
Художественно-творческая активность - стимулирование большего вовлечения личностей в творческие процессы.
Универсальность культурно - массовой деятельности обусловлена, прежде всего, богатством её предметного и видового разнообразия: спортивные, политические, рекламно-коммерческие, религиозные (и духовно-просветительские), деловые и культурные. К последнему виду относятся и арт-мероприятия.
Как же мы можем охарактеризовать определение арт-мероприятий? Из названия мы видим слово «арт» (англ. «искусство»), что уже даёт нам определённое направление вида деятельности. Обычно в иностранных статьях и обзорах слово art применяется к описанию именно изобразительного, визуального искусства. Поэтому всемирное сообщество богато на подвиды: арт-ярмарка, арт-выставка и так далее. В нашем же случае, арт-мероприятие - это такое мероприятие, которое непосредственно привлекает определённые виды искусств, выполняя все функции культурно-массовых мероприятий, и деятельность которого направлена на эстетическое преображение участников.
Арт-мероприятия стали неотъемлемой частью современного молодого человека. Все больший контингент выбирает интеллектуальное либо околоинтеллектуальное времяпрепровождения, удовлетворяя свои эстетические вкусы. Это уже довольно хорошо, мы имеем почву для совершенствования этих самых вкусов.
На данный момент нужны огромные усилия, чтобы «раскачать» новые формы арт-мероприятий. Нужно длительная работа с сознанием людей, что бы они заинтересовались обширными вещами, не только фестивали еды и одежды.
Как было сказано в самом начале, по количеству и качеству культурно-массовых мероприятий можно анализировать уровень развития региона (в том числе и политический, и экономический). Поэтому для нас показателен рост популярности подобных мероприятий. Даже наш фестиваль со столь сложной для восприятия музыки, привлекал достаточное внимание среди зрителей.
Один из ключей к успеху в популяризации прогрессивных событий - надежная команда и четкое распределение ролей, чего, увы, не произошло у нас. Нельзя делать большие мероприятия в одну пару рук. Поэтому для следующего мероприятия мы будем продумывать систему мотивации для участников в организации (от материальных выплат до эксклюзивных предложений).
Что касается технологий организаций, у нас есть всё для любой формы арт-мероприятий. Благодаря развитости информационного поля мы можем получить даже то, что у нас отсутствует. И тот факт, что на наш фестиваль были люди, готовые выделить финансы, даёт нам ещё больше преимущества. Это наше второе направление для развития - поиск инвесторов и нахождения способов привлечения их для финансирования наших идей.
1. Адорно Т. «Философия новой музыки» / Перевод с нем. Б.Скуратова, вст.ст. К. Чухрукидзе - Москва.: Логос, 2001.
2. Алешина И. «Как смотреть оперу» / ред. Алешина И. - Спб.: Крафт+, 2018.
3. Андреева Г.М. «Социальная психология» / Андреева Г.М. - Москва.: Аспект Пресс, 2001.
4. Байбурова Р.В. «Праздники в Москве 100 лет назад // Развлекательная культура России XVIII — XIX веков: Очерки истории и теории» / Байбурова Р.В. - СПб.: Д.Буланин, 2000.
5. Бауман 3. «Индивидуализированное общество» / Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. - М.: Логос, 2002.
+ еще 95 источников
Оригинал в pdf
Тема: | «Технологии организации арт-мероприятий в пространстве региона» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 100 | |
Цена: | 2900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Организация проектной деятельности в изучении права
Дипломная работа:
Технология организации проектной деятельности в начальном языковом образовании
Дипломная работа:
Метод арт-терапии в коррекции эмоционально-волевой сферы у лиц с химической зависимостью
:
Музыкально-хореографическое сопровождение социально-образовательного массового мероприятия