Курсовая работа
«Исследование коммуникативных способностей медицинских работников»
- 57 страниц
ВВЕДЕНИЕ….….3
ГЛАВА 1. КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ БАЗОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ПРОФЕССИЙ «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК»
1.1. Понятие коммуникативной компетентности и коммуникативных способностей….….7
1.2. Коммуникативные способности у специалистов в сфере профессий «человек-человек»….…18
Выводы по 1 главе….25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
2.1. Организация, методы исследования и характеристика выборки .….27
2.2. Анализ результатов исследования….….…31
Выводы по 2 главе….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….38
Список литературы….39
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. В самом общем плане коммуникативная способность предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом себе – собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче.
Формирование коммуникативных способностей человека является актуальной проблемой социальной психологии, решение которой имеет важное значение как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Следует отметить, что при рассмотрении такой сферы профессий, как «человек-человек» коммуникативная компетентность играет, если не решающую, то очень важную роль.
В профессии медика важнейшее значение имеет коммуникативная компетентность, умение в процессе общения устанавливать контакт, активно взаимодействовать. Однако, медицинские работники нередко испытывают коммуникативные трудности в своей профессиональной деятельности, недостаточно владеют необходимым арсеналом коммуникативных знаний, не всегда готовы к современному и эффективному использованию многообразных коммуникативных средств воздействия. Это требует особого внимания к подготовке врачей, развитие их коммуникативной грамотности на всех этапах профессионализации.
Коммуникативная способность – индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности.
Многим из нас приходилось бывать в поликлинике, больнице, где мы общались с врачом или медсестрой. Но задумывался ли кто-нибудь, насколько это общение влияет на нас, на течение нашего заболевания, и как медработник может улучшить наше состояние? Можно сказать, что всё зависит от лекарств, которые нам назначает врач и выдаёт медсестра, от лечебных процедур также назначаются врачом, но это ещё не всё, что необходимо для полного выздоровления. Самое главное это правильный настрой, это зависит от психического и от эмоционального состояния пациента. На состояние пациента большое влияние оказывает отношение к нему медработника. И если пациент доволен, беседой с врачом, который его внимательно выслушал, в спокойной обстановке и дал ему соответствующие советы, то это уже первый шаг к выздоровлению.
Таким образом, существует противоречие между необходимостью развития коммуникативных способностей у медицинских работников, приобретением необходимых качеств и слабой разработки проблемы взаимоотношений в медицинском коллективе в его профессиональном становлении. Это определило тему курсовой работы – исследование коммуникативных способностей медицинских работников.
Проблема межличностных отношений в коллективе давно занимала умы ученых как зарубежных, так и отечественных. Многие из них подходили к ее решению с разных позиций, но объединяло их одно - экономического эффекта в управлении коллективом можно достичь только при условии оказания внимания и эмоциональному направлению отношений. Основными критериями при этом являются снижение конфликтности, улучшение психологического и физического здоровья членов коллектива, снижение текучести кадров.
Цель: исследование коммуникативных способностей в медицинском коллективе.
Объект исследования: коммуникативные способности.
Предмет исследования: исследование коммуникативных способностей медицинских работников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют особенности коммуникативной сферы медицинских работников.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутыми гипотезами были определены задачи исследования:
1) рассмотреть понятие коммуникативной компетентности и коммуникативных способностей
2) исследовать коммуникативные способности у специалистов в сфере профессий «человек-человек»
3) разработать схему исследования.
Степень разработанности.
В исследованиях В.П. Конецкая строит на трех параметрах свою двухступенчатую модель коммуникативной личности. Сходные параметры выделяются и Р. Димблби и Г. Бертоном.
Из теории американского психолога Эрика Берна можно выделить классификацию типов общения в социальной группе.
Согласно М.М.Бахтину, диалог может рассматриваться как способ организации "сопряженных актов".
Опираясь на концепцию А.Н.Леонтьева и его анализ общения как деятельность и обозначая его как "коммуникативную деятельность", можно рассмотреть ее основные структурные компоненты: предмет общения - это другой человек, партнер по общению как субъект.
Методологической и теоретической основой работы являются
• методологический принцип системной организации психического (Б.А. Ананьев, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков); теория системных описаний В.А. Ганзена;
• концепции психической нормы, предложенные Б.С. Братусем, Н.Г. Штыковым;
• идеи, рассматривающие здоровье как интегративную характеристику личности человека (О.С. Васильева, Г.С. Никифоров, Ф.Р. Филатов);
• психогигиенический подход к здоровью JI.В. Куликова.
Методы исследования:
– Теоретические. Для решения поставленных задач использовался комплекс методов: анализ психологической, философской, медицинской литературы.
– Эмпирические.
1. Методика диагностики оценки самоконтроля в общении М. Снайдера;
2. Методика диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко;
3. Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко.
– Статистические – расчет средний, U-критерий Манна-Уитни.
Выборка исследования. В исследовании приняли участие 40 человек: медицинских работников – 20 человек и педагогические работники – 20 человек. Все участники исследования женского пола. Возраст испытуемых от 21 года до 36 лет. Средний возраст по выборке 25 лет.
Эмпирической базой исследования выбран МБУЗ поликлиники №49, СОШ№.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении и систематизации теоретических представлений о коммуникативной компетентности в профессиональном становлении медицинского работника.
Практическая значимость результатов исследования: полученные данные могут использоваться в образовательном процессе высших и средне-специальных учебных заведений, при разработке факультативных и элективных программ для студентов-психологов и студентов-менеджеров.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения и списка литературы, включающего 52 источников. Общий объем работы 43 страницы.
ГЛАВА 1. КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ БАЗОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ТИПЕ ПРОФЕССИЙ «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК»
1.1. Понятие коммуникативной компетентности и коммуникативных способностей
Компетентность коммуникативная [лат. competens — надлежащий, способный] — способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми. В состав компетентности включают некоторую совокупность знаний, умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса. Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного воздействия. Коммуникативный акт включает в себя анализ и оценку ситуации, формирование цели и операционального состава действия, реализацию плана или его коррекцию, оценку эффективности [9]. Компетенция – отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке учащихся (государственный заказ, стандарт). Компетентность – сложное личностное образование, позволяющее наиболее эффективно и адекватно осуществлять образовательную деятельность, обеспечивающее процесс развития и саморазвития учащегося. Компетентность – мера включенности человека в деятельность. Такая включенность не может быть без сформированного у личности ценностного отношения к той или иной деятельности. Таким образом, можно констатировать, что компетентность – есть готовность и способность человека действовать в какой-либо области. Понятие компетентности шире понятия знания, или умения, оно включает их в себя.
Понятие компетентности шире понятия знания, или умения, оно включает их в себя. Обладание компетентностью трансформирует «культурного» человека в смысле носителя академичных знаний в человека «активного», «социально адаптивного», настроенного не на общение в смысле обмена информацией, а на социализацию в обществе и влияние на общество в целях его изменения.
Ключевая компетентность студента - сложное личностное образование, включающее в себя аксиологическую, мотивационную, рефлексивную, когнитивную, операционно-технологическую, этическую, социальную и поведенческую составляющие содержания профессионального образования [2].
Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения [6]. Так считал Антуан Сент-Экзюпери, об этом рассуждали философы на протяжении веков и эта тема остаётся актуальной и в наши дни. Вся жизнь человека протекает в постоянном общении. Человек всегда дан в контексте с другим – партнером реальности, воображаемым, выбранным и т.п., поэтому с этой точки зрения трудно переоценить вклад компетентного общения в качество человеческой жизни, в судьбу в целом [5].
Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Компетентность в общении имеет несомненно инвариантные общечеловеческие характеристики и в тоже время характеристики, исторически и культурно обусловленные. Развитие компетентного общения в современных условиях предполагает ряд принципиальных направлений его гармонизации. При этом для практики развития коммуникативной компетентности, важно ограничить такие виды общения, как служебно-деловое или ролевое и интимно-личностное. Основание для различия является обычно психологическая дистанция между партнёрами, это я – ты контакт. Здесь другой человек приобретает статус ближнего, а общение становится доверительным в глубоком смысле, поскольку речь идет о доверии партнёру себя, своего внутреннего мира, а не только “внешних” сведений, например, связанных с совместно решаемой типовой служебной задачей [3].
Компетентность в общении предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции – и отстранённой и близкой. Трудности порой могут быть связаны с инерционностью позиции – владением какой-либо одной из них и её реализацией повсеместно, независимо от характера партнёра и своеобразия ситуации. В целом компетентность в общении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной смене психологических позиций – один из существенных показателей компетентного общения [9].
Компетентность во всех видах общения заключается в достижении трёх уровней адекватности партнёров – коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Следовательно, можно говорить о различных видах компетентности в общении. Личность должна быть направлена на обретение богатой многообразной палитры психологических позиций, средств, которые помогают полноте самовыражения партнёров, всем граням их адекватности – перцептивной, коммуникативной, интерактивной. Реализация личностью своей субъективности в общении связана с наличием у неё необходимого уровня коммуникативной компетентности. В конце XX в. произошел своеобразный коммуникативный «взрыв» — значительная интенсификация отношений в сфере общения. Бурное развитие средств связи и транспорта активизировало обмен информацией разного содержания. Компетентность в сфере общения стала одной из главных составляющих высокого профессионального уровня специалиста в любой области человеческой деятельности.
Это относится не только к таким профессиям как менеджер, работник сферы обслуживания, педагог, врач, социальный работник, где требуется специальная коммуникативная подготовка, но и практически ко всем остальным типам профессий, так как любой работник так или иначе включается в информационный обмен, взаимодействует с людьми.
Коммуникативная компетентность (КК) как профессионально необходимое качество психолога является основной составляющей его профессиональной компетентности. Проблема общения, коммуникации является фундаментальной проблемой психологии, а само понятие общения, коммуникации является базовой категорией психологической науки. (Б.Ф. Ломов). Исследование общения в отечественной психологии берет начало с работ В.М. Бехтерева, А.Ф. Лазурского, З.М. Мясищева. Психологические проблемы общения нашли отражение в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьев, А.Л. Леонтьева. Значительный вклад в развитие теории коммуникации внесли отечественные психологи (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.А. Брудный, Л.А. Карпенко, В.Н. Куницына, В.А. Лабунская, А.Л. Леонтьев, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, Б.Д. Парыгин, В.Н. Панферов, А.А. Реан, В.В. Рыжов, Е.Ф. Тарасов, Т.Н. Ушакова и др.), а также зарубежные ученые(Д. Боулби, Аргайл, Д. Брунер, А.В. Комбс, М.Л. Хоффман).
Проблемы коммуникации в связи с теорией информации отражены в исследованиях Ч. Осгуда, Дж. Миллера, Д. Бродбента, Г. Гебнера, Д. Бедло, Г. Лассвела. Особое значение для определения путей и средств повышения КК будущих педагогов-психологов имеют работы, посвященные проблеме трудностей или барьеров общения, и представленные в контексте коммуникационно-информационных теорий, социально-психологической теории и когнитивной психологии (М. Андерсон, Т.А. Аржакаева, А.А. Бодалев). Коммуникация является одной из основных форм активности человека, без которой невозможны другие формы активности как деятельность, познание и рефлексия. Коммуникация осуществляется в процессе прямого или косвенного взаимодействия. Способность к общению – это природный дар человека, который развивается и изменяется в течение всей его жизни. Без человеческой коммуникации индивид не может стать полноценным социальным субъектом. В современном обществе резко возросла роль коммуникации благодаря росту и расширению межличностных, межрегиональных и международных связей в области политики, экономики, науки, культуры, во всех сферах жизнедеятельности.
Коммуникация все более усложняется, становясь мощным действенным средством, организующей силой, оказывающей влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Коммуникация стала особо важной составляющей системы оснований и условий становления, функционирования и развития общества, а также достижения благополучия людьми. Эффективность деятельности и благополучия индивида зависит от своевременного получения качественной разнообразной информации из разных областей жизни общества, от коммуникативного взаимодействия с людьми в разных сферах деятельности, от установления взаимопонимания с окружающими людьми в сферах активной его деятельности.
Жизнь человека без общения невозможна. Психологическое и личностное развитие человека находится в фундаментальной зависимости от коммуникации, т. е. общение рассматривается как фактор психического и социального развития человека.
Оценку значения коммуникации для становления человека личностью, индивидуальностью, субъектом деятельности можно найти в словах Л.П. Гримака [44]: «. человек стал человеком еще и потому, что интенсивно общался с себе подобными, не подлежит сомнению», «. систематическое общение с людьми с первых дней рождения – обязательное условие полноценного развития личности», общение «способствует установлению соматического и психического равновесия, снижению остроты возникающих конфликтов. В психологическом словаре коммуникация определяется как «смысловой аспект социального взаимодействия». Отмечается, что любое действие индивида прямо или косвенно имеет коммуникативный аспект.
Как основная функция коммуникации выделено достижение социальной общности при сохранении индивидуальности ее членов, которая может в отдельных коммуникативных актах выражаться в функциях управленческой, информативной, эмотивной и фатической (связанная с установлением контактов). Многие авторы не делают различия между коммуникацией и общением. К примеру, Ю.С. Крижанская и В.П. Третьяков пишут, что «общение — это коммуникация, т.е. обмен мнениями, переживаниями, соображениями» [35, с.18].
Более пространное объяснение содержания общения дает Е.И. Рогов: «Общение — 1) сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека; 2) осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера» [37, с.21]. Пониманию и адекватному восприятию информации способствуют сформировавшиеся у субъекта в сознании когнитивные схемы — обобщенные и стереотипизированные формы хранения информации в виде прототипов, схем, сценариев и т. д., а также семантические структуры — индивидуальная система значений (вещей, жестов, слов, событий и т. д.).
В общефилософском плане понятие «общение» охватывает очень широкий класс различных форм и уровней социального взаимодействия людей. По мнению В.Ф. Ломова, общение — это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, специфическая форма активности субъекта. Общение предполагает прямое или косвенное взаимодействие людей, которое влияет на формирование и развитие различных форм и уровней психического отражения, психическое развитие общающихся [25].
При этом он отмечает, что общение – это реальный многогранный процесс взаимодействия людей, материальных субъектов общественной жизни, в процессе которого происходит взаимный обмен представлениями, идеями, установками, интересами, чувствами, опытом и т.д. Результатом общения является не преобразованный предмет, а отношения с другим человеком, с другими людьми; изменения в сознании, поведении и свойствах, образа или идеи, психических функций, состояний общающихся людей. Общение рассматривается как субъект-субъектное взаимодействие, обладающее информационной, интерактивной и перцептивной функциями.
О том, насколько трудноразличимы понятия «коммуникация» и «общение», говорят два следующих определения, данные В.М. Курбатовым: «Коммуникация – акт общения, связь между двумя или более индивидами, сообщение информации одним лицом другому. В более узком смысле — процесс передачи информации от отправителя к получателю (от коммуникатора к реципиенту)»[24,стр.56]. Общение — процесс взаимосвязи и взаимодействия между людьми, в котором происходит взаимообмен деятельностью, информацией, эмоциями, навыками, умениями, результатами труда. В.А. Лабунская отмечает, что «общение — это универсальная реальность, в которой человек существует в течение всей жизни» [21, с.78]. Использование терминов «коммуникация» или «общение» зависит от автора, никакой смысл он вкладывает в содержание этих понятий.
Человек социален по своей природе, и поэтому он не может существовать без коммуникации с окружающими людьми. Как отмечает
Б.Ф. Ломов потребность в общении относится к числу основных потребностей человека [21]. Если обратиться к иерархии потребностей, определенной А. Маслоу, то потребность в общении проявляется в разной мере на всех ступенях иерархической лестницы потребностей, начиная от витальных потребностей до потребности самоактуализации, постепенно развиваясь через удовлетворение потребностей в безопасности, принадлежности к обществу других людей, самоуважении за счет признания другими людьми. Удовлетворение потребности в общении способствует возникновению и развитию других потребностей человека. В свою очередь, удовлетворение любых потребностей человека детерминировано прямо или косвенно коммуникацией. Многими психологами коммуникативная компетентность определяется как способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми (А.А. Крылов, Е.В. Прозорова и др.). Коммуникативная компетентность личности характеризуется умениями легко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремлением к участию в общественных и групповых мероприятиях, удовлетворяющих потребности людей в широком, интенсивном общении.
Коммуникативная компетентность в той или иной степени присуща всем без исключения людям и у многих из них формируется стихийно. В профессиях типа «человек — человек» она становится профессионально значимой. Кроме того, следует отметить, что для каждой профессии необходимо владение профессиональной коммуникативной компетентностью, так как каждая профессия требует владения специфическим профессиональным языком.
Формирование коммуникативной компетентности человека является актуальной проблемой социальной психологии, решение которой имеет важное значение как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Следует отметить, что при рассмотрении такой сферы профессий, как «человек-человек» коммуникативная компетентность играет, если не решающую, то очень важную роль. Особенно в таких сферах, как психология, медицина, менеджмент. Коммуникативная компетентность, в целом, — понятие достаточно широкое. Оно соотносится с навыками не только речевого действия (грамотность построения фраз, простота и ясность изложения мыслей, образная выразительность и четкая аргументация, адекватный ситуации общения тон, динамика звучания голоса, темп, интонация, дикция), но и самонастройки на общение, а также с культурой жестов, пластики и психоэмоциональной регуляции своего состояния.
Проведено эмпирическое исследование, основной целью которого являлось сравнительное исследование структуры коммуникативной компетентности у медицинских работников и педагогов.
Статистически значимые различия выявлены по шкалам завуалированная жестокость, открытая жестокость, брюзжание, негативный опыт, наличие или отсутствие негативной коммуникативной установки. Это может говорить о том, что среди медицинских работников и педагогов имеются существенные различия в коммуникативной сфере. Более развитой она является у педагогов. Можем сказать, что наша гипотеза подтвердилась. Возможно, результаты исследования при проведении исследования на большой выборке изменятся.
1. Адамьянц Т.З. Модель коммуникативной компетентности студентов экономического вуза [Электронный ресурс] / Т.З. Адамьянц. Режим доступа: http.w*w.BestReferat.r*/referat-54396.html
2. Акопов Г.В. Диагностика профессионального сознания [Текст] / Г.В. Акопов // Психология в вузе. – 2004.– № 3. – С.48-53.
3. Общение и оптимизация совместной деятельности [Текст] / под редакцией Андреевой Г.М. – М., 1997.
4. Апресян Г.З. Ораторское искусство [Текст] / Г.З. Апресян. – М., 1998.
5. Беттеджер Ф. Вчера неудачник – сегодня преуспевающий коммерсант [Текст] / Ф. Беттеджер // Сибирь. Философия. Образование. Альманах СО РАО, ИПК, Новокузнецк. – В. 5. – С.24-45.
6. Основы социально-психологической теории [Текст] / под редакцией Бодалева А.А., Сухова А.Н. – М., Международная педагогическая академия, 1995.
7. Борисов А.Ю. Роскошь человеческого общения [Текст] / А.Ю. Борисов. – М., 1998.
8. Брычкова Я.В., Потапенко О.П. От коммуникативной к социальной компетентности [Текст] / Я.В. Брычкова, О.П. Потапенко // Школьный психолог. – 2006. – № 4. – С. 56-58.
9. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи [Текст] / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов-на-Дону, 1996.
10. Вечер Л.С. Секреты делового общения [Текст] / Л.С. Вечер. – Минск, 1996.
11. Герасименко С.Л. Опыт общения в структуре коммуникативной компетентности личности [Электронный ресурс] / С.Л. Герасименко. Режим доступа: http.//w*w.emissia.org/offline/2007/1124.htm
12. Дикопольская А.А. Профессиональная коммуникативная компетентность: слагаемые эффективного общения [Электронный ресурс] / А.А. Дикопольская. Режим доступа: h**t://w*w.mirrabot.com/work/work_227771.html
13. Дуброва В.П. Размышления о врачебном искусстве, или социально-психологические факторы успешности деятельности врача [Текст] / В.П. Дуброва // Медицина. – 1999. – №3. – С.23-28.
14. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение [Текст] /издат. Лен.Гос. Ун., 1995.
15. Жуков Ю.М. Введение в практическую и социальную психологию [Текст] / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, О.В. Соловьева. – М., Смысл, 1999.
16. Зарайский Д.А. Управление чужим поведением. Технология личного психологического влияния [Текст] / Д.А. Зарайский. – Дубна, 1997.
17. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера [Текст] / А.Б. Зверинцева. – СПб, 1997.
18. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования [Текст] / Э.Ф. Зеер. – Москва – Воронеж: Н.П.О. «Модек», 2003.
19. Калыгин Н.К. Общение как коммуникативная деятельность и понятие коммуникативной компетентности [Электронный ресурс]. Режим доступа: h**t://w*w.seun.r*/books/Books/KafFip/Metod/orlov02/3.htm
20. Каптерев А.И. Информационный анализ профессионального пространства [Текст] / А.И. Каптерев. – МГУК, 1992.
21. Карасева Н.И. Развитие информационной и коммуникативной компетентностей в системе информационной подготовки студентов-психологов на основе информационно-образовательной среды [Электронный ресурс]. Режим доступа: h**t://w*w.diplomnic.r*/rabota/14705.html
22. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е.А. Климов. – Москва, 2001.
23. Кохтев Н.Н. Искусство публичного выступления [Текст] / Н.Н. Кохтев, Д.Э. Розенталь. – М., 1999.
24. Хрестоматия по социальной психологии [Текст] / учебное пособие для студентов под редакцией Кутасовой Т. – М.: Международная педагогическая академия, 1999.
25. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы [Текст] / Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. – М., 2012.
26. Лютова С.Н. Основы психологии и коммуникативной компетентности [Текст] / курс лекций. – МГИМО, 2007.
27. Маркова А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. – Москва, 2006.
28. Матьяш О.И., Биби С.А. Коммуникативное образование в России: история и современность [Текст] / О.И. Матьяш, С.А. Биби // Сибирь. Философия. Образование. – 2003. – №7. – С.78-80.
29. Мелибурда Е.Л. Ты-мы: Психологические возможности улучшения общения [Текст] / Е.Л. Мелибурда. – М., Прогресс, 1996.
30. Мир мудрых мыслей [Текст] / сост.Л.Л. Ермолинский, Т.Ф. Ермолинская. – Иркутск, «Символ», 2000.
31. Мякишева Н.В. Совершенствование коммуникативной культуры студентов в условиях медицинского вуза [Электронный ресурс]. Режим доступа: h**t://w*w.revolution.allbest.r*/…/00092113_0.html.
32. Панфилов А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности [Текст] / А.П. Панфилов. – СПб, 2001.
33. Петровская Л.А. Компетентность в общении [Текст] / Л.А. Петровская. – М., Изд-во МГУ, 1999.
34. Печенева Т.А. Мониторинг коммуникативной компетентности специалиста-управленца [Текст] / Т.А. Печенева // Интернет и образование, ноябрь. – том 2007. – №2. – С.66-69.
35. Поляков В.А. Технология карьеры. Практическое руководство [Текст] / В.А. Полякова. – М., 1995.
36. Розанов В.В. Взаимосвязь эмоционально-психологической саморегуляции и коммуникативной компетентности студентов-психологов [Электронный ресурс]. Режим доступа: h**t://w*w.diplomnic.r*/rabota/25209.html
37. Руденский Е.В. Социальная психология [Текст] / Е.В. Руденский Курс лекций. – М., ИНФА-М, Новосибирск, ИГАЭиУ, 2003.
38. Савельева О.А. Роль профессиональных норм в организации поведения студентов-психологов [Электронный ресурс]. Режим доступа: h**t://w*w.childpsy.r*/dissertations/id/19594.php
39. Серегина Т.П. Коммуникативная компетентность как профессиональная ценность современного педагога [Электронный ресурс]. Режим доступа: h**t://festival.1september.r*/articles/214521/
40. Смолянинова О.Г., Шишканов Д.В. Психолого-педагогическая наука и образование: гуманитарные технологии [Текст] / О.Г. Смолянинова, Д.В. Шишканов. – Красноярск, 2002.
41. Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации [Текст] / А.В. Соколов. – СПб., 1996.
42. Соколова В.В. Культура речи и культура общения [Текст] / В.В. соколова. – М., Просвещение, 1995.
43. Сосиденко Л.В. Коммуникация и коммуникативная компетентность. Коммуникация в жизнедеятельности человека [Электронный ресурс]. Режим доступа: h**t://w*w.bestreferat.r*/referat-54354.html
44. Соснова Б.Ю. Перспективный план работы над методической темой «Развитие коммуникативной компетентности» [Электронный ресурс]. Режим доступа: h**t://w*w.bsosnova.ucoz.r*/publ/1-1-0-6
45. Столяренко Л.Д. Основы психологии [Текст] / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/ Д., Изд. «Феникс», 1995.
46. Субботина Н.Ю. Особенности ценностно-смысловой сферы личности студента на этапе профессионализации [Текст] / Н.Ю. Субботина // Психология обучения. – 2007. – № 11. – С. 43-46.
47. Титова С.В. Условия формирования коммуникативной компетентности [Текст] / С.В. Титова // Школьный психолог. – 2006. – № 16. – С. 12-15.
48. Харламова И.Ф. Коммуникативное мастерство личности – как коммуникативная компетентность [Электронный ресурс]. Режим доступа: h**t://w*w.nauka-shop.com/mod/shop/productID/51623/
49. Хуторской А.В. Свободное развитие как пространство образования [Текст] / А.В. Хуторской // Новые ценности образования: Культурные модели школ. – Выпуск 7. – М., Инноватор-Bennet College, 1997.
50. Часовских И.П. Формирование коммуникативной компетентности учащихся [Текст] / И.П. Часовских // Интернет и образование. – Том 1. – 2008. – №3. – С. 47-52.
51. Чистякова М.И. Психогимнастика [Текст] / М.и. Чистякова. – М., Просвещение: Владос, 2005.
52. Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера [Текст] / В.М. Шепель. – М., 1999.
Тема: | «Исследование коммуникативных способностей медицинских работников» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 57 | |
Цена: | 1900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Психологические детерминанты успешности профессиональной деятельности медицинских работников
Курсовая работа:
Развитие коммуникативных способностей у студентов в процессе образования
Дипломная работа:
Особенности синдрома эмоционального выгорания медицинских работников
Дипломная работа:
Особенности профессионального выгорания и мотивации у медицинского персонала социальной сферы
Магистерская работа:
Педагогические условия развития коммуникативных способностей личности в процессе художественно- творческой деятельности в системе дополнительного образования