Дипломная работа
«Предприятия (организации) малого и среднего предпринимательства в России»
- 78 страниц
Введение…3
1.Теоретические аспекты развития и функционирования малого и среднего бизнеса в РФ….6
1.1. Понятие малого и среднего бизнеса, критерии выделения….6
1.2.Роль предприятий малого и среднего бизнеса в современной экономике…11
1.3. Нормативно-правовая база, регулирующая функционирование малого и среднего бизнеса в РФ…20
1.4. Основные проблемы создания и функционирования предприятий малого и среднего бизнеса в РФ…26
2.Состояние малого и среднего бизнеса в г. Москве области на современном этапе…40
2.1.Общая характеристика развития малого и среднего бизнеса в г. Москве….40
2.2.Анализ нормативно-правовой базы поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в г. Москве…48
2.3. Система поддержки малого и среднего бизнеса в г. Москве….53
2.4. Проблемы функционирования предприятий малого и среднего бизнеса в г. Москве и пути их решения….66
Заключение….70
Список источников и литературы….73
Приложения…78
В условиях перехода от индустриальных к постиндустриальным экономическим отношениям наметилась тенденция сокращения величины организаций. Для индустриальной эпохи были характерны предприятия численностью от 500 человек и выше. Формировались крупные производственные объединения, где работали тысячи, десятки тысяч человек. В настоящее время увеличивается удельный вес предприятий сферы услуг и торговли, консалтинговых организаций. Вертикально организованные структуры реструктуризируются в горизонтальные, зон тиковые, виртуальные и др. структуры. В связи, с чем доля предприятий малого и среднего бизнеса с количеством работающего персонала не более 250 человек неуклонно возрастает.
Это повышает значение малого и среднего бизнеса в экономике. Если раньше экономика отличалась монополизацией и концентрацией производственных, финансовых, человеческих и др. ресурсов, то сейчас доля малого и среднего бизнеса (МБ и СБ) в ВВП постоянно увеличивается.
В современных условиях наметились следующие тенденции:
рост удельного веса сферы услуг в национальной экономике;
автоматизация многих производственных и управленческих процессов;
сокращение длительности жизненного цикла товаров (услуг);
внедрение информационных технологий во всех сферах деятельности;
рост удельного вес малого бизнеса в экономике.
Производственные предприятия уменьшаются в связи с внедрением компьютерно-интегрированных технологий. При этом производительность труда одного сотрудника повышается, что позволяет предприятиям МБ и СБ производить объем продукции, который раньше производили крупные предприятия.
Сокращение длительности жизненного цикла товаров требует большей гибкости в технологиях, а часто даже «ремесленных» технологий, в связи, с чем и этот фактор обуславливает рост предприятий МБ, прежде всего. Наряду с предприятиями МБ появляется все большое количество микропредприятий с численностью работников до 15 человек. Растет количество индивидуальных предпринимателей, а также самозанятых, которые не имеют наемных работников, все активнее активно развивается free-lance и удаленная работа.
В развитых странах, удельный вес предприятий малого бизнеса в ВВП составляет до 40%. В России этот показатель пока не превышает значение в 10-15%. Между тем высокий удельный вес малых предприятий повышает уровень конкуренции, снижает степень монополизации, уровень цен на услуги и товары.
Предприятия МБ и СБ при создании и в процессе деятельности сталкиваются с различными проблемами своего функционирования, которые связанны с такими сферами, как кредитование, недостаточность основных средств, недостаточность квалифицированного персонала для выполнения отдельных аналитико-управленческих функций. Поэтому развитие предприятий МБ и СБ во многом зависит от поддержки государства. Если крупный бизнес и транснациональные компании своей деятельностью часто активно воздействуют на факторы внешней среды, то предприятия МБ и СБ не могут самостоятельно воздействовать на эти факторы. Поэтому государство должно защищать предприятия МБ и СБ бизнеса посредством законодательства, а также экономически стимулировать их становление, развитие, успешное функционирование. Важна не только политика поддержки МБ и СБ на уровне государства, но и на уровне регионов, причем именинно региональная поддержка обеспечивает успешное развитие и функционирование предприятий МБ и СБ. Поэтому анализ роли, проблем развития и функционирования предприятий МБ и СБ на уровне региона является актуальной задачей выпускной квалификационной работы.
Объект выпускной квалификационной работы - предприятия малого и среднего предпринимательства на региональном уровне.
Предмет исследования- процессы создания, функционирования и развития предприятий МБ и СБ на уровне региона.
Цель выпускной квалификационной работы -анализ роли, проблем, специфики развития и управления предприятий МБ и СБ на уровне региона и разработка мероприятий по совершенствованию системы их поддержки в регионе.
Задачи:
рассмотреть понятие малого и среднего бизнеса, критерии выделения;
проанализировать роль предприятий малого и среднего бизнеса в экономике;
изучить нормативно-правовую базу, регулирующую функционирование предприятий малого и среднего бизнеса в РФ;
рассмотреть основные проблемы создания и функционирования предприятий малого бизнеса в РФ;
проанализировать развитие малого и среднего предпринимательства в г. Москве;
изучить нормативно-правовую базу поддержки малого и среднего бизнеса в РФ;
выделить проблемы малого и среднего бизнеса в регионерассмотреть систему мер поддержки предприятий МБ и СБ в г. Москве;
проанализировать функционирование предприятия МБ ООО «Креатив Медиа Систем»;
выделить проблемы функционирования предприятий малого и среднего бизнеса в г. Москве и определить пути их решения.
Методологическая база основывается на работах ведущих российских и зарубежных авторов, посвященных развитию малого и среднего бизнеса. Уже с 1960-ых гг. ведущие экономисту признали дуализм структуры экономики, состоящий из крупных компаний (центр) и периферии (малый бизнес). Важный вклад в разработку проблемы малого и среднего бизнеса внесли такие экономисты как В. Афанасьев, А. Блинов, А. Виленский, Г. Ершова, В. Рубе, Ф. Шамхалов, и др. Но, стоит отметить, что данная проблематика еще нуждается в дополнительном исследовании и освещении в отдельных аспектах.
В ходе исследования планируется применить общенаучные методы исследования: системный, аналитический, структурно-функциональный, правовой анализ.
Эмпирическая база выпускной квалификационной работы статистический материал по развитию МБ и СБ в г. Москве.
Дефицит денежных средств не только для развития, но и для оперативной деятельности одна из самых серьезных проблем малого бизнеса. Анализ и оценка динамики задолженности предприятий малого бизнеса (рисунок 2) позволяют сделать неутешительный вывод, что значительное количество предприятий малого бизнеса находятся в долговой яме [2]. Для решения проблем финансирования малого бизнеса необходима разработка комплексной политики его кредитования и микро-финансирования, как на уровне федерации, так и на уровне регионов. Также, существенную роль в решении проблемы финансирования создания и развития малого бизнеса, на мой взгляд, может сыграть создание открытой национальной базы данных для предпринимателей. Такая база будет содержать информацию о возможности получения кредитов предпринимателями малого бизнеса, о проведении конкурсов и тендеров на приобретение и получение в аренду производственных площадей, земельных участков и оборудования
Основной критерий для отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства, является численность работников. Средняя численность работников: от 100 до 250 сотрудников для предприятий СБ; до 100 сотрудников для предприятий МБ; не более 15 человек для микропредприятий. К субъектам малого предпринимательства относят и индивидуальных предпринимателей, но без ограничения по выручке и численности сотрудников.
Малое предпринимательство во всех странах мира играет важную роль в экономике. Малый бизнес в развитых странах дает 2/3 прироста новых рабочих мест. Основная задача государства в поддержке малого бизнеса – это формирование благоприятных правовых и экономических (включая и налоговых) режимов функционирования. В большинстве стран с развитой рыночной экономикой на предприятия среднего и малого бизнеса, т.е., не крупные предприятия приходится более 95% общего количества предприятий. В России меньше всего предприятий малого и среднего бизнеса. Наибольшее их количество в США и Японии, причем там большое количество малых предприятий задействованы в инновационной экономике. По количеству работающих в малом и среднем РФ также на последнем месте.
В современной экономике большое значение малый и средний бизнес имеет в инновационной деятельности. Инновации – главный способ повышения конкурентоспособности. В развитых странах не конкурирует с крупным бизнесом. Наоборот, идет процесс кооперации малого, среднего и крупного бизнеса. Особенно, данный процесс успешно реализуется в сфере инноваций.
Москва характеризуется повышенным вниманием государственных структур к поддержке малого и среднего бизнеса, что обусловлено важной ролью МБ в экономике столицы. Малый и средний бизнес в городе активно развивается, хотя в условиях финансово-экономической рецессии наметился спад развития малого и среднего бизнеса. В целом, в регионе наблюдался рост МБ и СБ, но, в последние годы он снизился из-за финансово-экономической рецессии в стране, характеризующейся инфляцией, проблемами в кредитных организациях и др. В этих условиях создание и функционирование предприятий МБ и СБ во-многом зависит от государственной поддержки предприятий МБ и СБ. Приняты «Основные направления поддержки малого и среднего предпринимательства». В них определены объемы предоставления субсидий малому и среднему бизнесу в условиях финансово-экономической рецессии; разработан ряд мероприятий по субсидированию обновления и модернизации основных средств на предприятиях МБ и СБ.
В целом, наиболее эффективная система поддержки малого бизнеса из всех регионов создана в Москве. Она структурирована, как по вертикали. В Москве действует гибкая дифференцированная система налогового стимулирования малого бизнеса. Для финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, которая является самой значимой, создан специальный фонд, который координирует кредитование малого бизнеса. На территории Москвы реализуется всё большее количество программ поддержки инновационного предпринимательства. Малый бизнес – это важная часть инновационного процесса, итак как он является связующим звеном между фундаментальной наукой и производством.
Определенны следующие проблемы функционирования малого и среднего бизнеса в г. Москве: коррупция и административные барьеры; отсутствие четкого структурированного механизма согласованных действий всех организаций инновационного поля; недостаточность информационного обеспечения государственных структур данными о ситуации в секторе экономики малого и среднего бизнеса; отсутствие ориентации профессиональной подготовки трудовых ресурсов в городе на работу в малом и среднем бизнесе; отсутствие разделения мер по стимулированию на меры для малого и среднего бизнеса.
Предложены основные направления решения отмеченных проблем: создание комиссии при правительстве Москвы для контроля коррупции в структурах, работающих с малым и средним бизнесом; разработка единого механизма согласованных действий всех организаций инновационного поля; дифференциация мер поддержки среднего и малого бизнеса; создание института подготовки специалистов, который ориентируется на профессиональную подготовку и переподготовку специалистов для работы в малом и среднем бизнесе, прежде всего, инновационной сферы.
Реализация этих мероприятий требует разработки организационно-экономического механизма, который должен включать организационные меры, экономическое, правовое и информационное обеспечения выделенного комплекса мероприятий.
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (ред. от 21.07.2014)//СЗ РФ. 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998. № 186-ФЗ (ред. от 31.07.2015) //СЗ РФ. 1998. № 31. Ст.-3821; 2003. № 52. Ст. – 5038.
3. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998. № 95-ФЗ 9ред. от 15.07.2015)//СЗ РФ. 1998. № 3. Ст.-3824; 2004. № 31. Ст. – 3231; СЗ РФ. 2007. № 22. – Ст. 2564.
4. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08. 2000. № 377-ФЗ (ред 13.07.2015)//СЗ РФ. №11. Ст. – 3122; 2004. № 31. Ст. – 3231; СЗ РФ. 2007. № 22. – Ст. 2564.
5. Федеральный закон РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24. 07. 2007. № 209- ФЗ (ред. 26.06. 2015)//СЗ РФ. № 12. Ст. – 2734
6. Постановление Правительства РФ от 03 февраля 1994 года № 65 «О Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» (в ред. 21.06.2013)
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 января 2014 года № 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства»
8. Закон г. Москвы № 29 от 16.10.1996 г. (в ред. от 25.04.2001 г.) «О порядке налогообложения субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности»
9. Закон г. Москвы от 26.11.2008 N 60 «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в г. Москве
10. Положение N674-ПП от 28 июля 2009 г «О Департаменте поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в г. Москве»
11. Постановление Правительства Москвы от 17 января 2006 г. № 35-ПП «О создании Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы
12. Постановление правительства Москвы № 35-ПП от 17.02.2006 «О создании некоммерческой организации Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы»
13. Постановление Правительства Москвы № 784-ПП от 7 сентября 2010 г. «О реестре инновационной продукции субъектов малого и среднего предпринимательства города Москвы»
14. Основные направления поддержки малого и среднего предпринимательства в. 2015 г//Департамент развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции. Г. Москва. 2015
15. Абрамова Е.А. Кризисная самозанятость в России: классификация, структура и уровни развития//Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2012. № 4 - С. 6-15
16. Бородина В.В. Малые предприятия. М.: Книжный мир. 2010
17. Буров, В.Ю. Основы предпринимательства: учебное пособие / В.Ю. Буров. – Чита, 2011.
18. Виленский А. Парадокс поддержки малого бизнеса/Вопросы экономики № 6. 2011 – С. 151
19. Вылкова Е.С. Романовский М.В. Налоговое планирование. – СПб.: Питер. 2012.
20. Григорьева К.С. Эффективность налоговой системы на современном этапе//Экономика.2010.
21. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Малые предприятия: организация, экономика, учет, налоги. Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
22. Девятаева Н. В. Малое предпринимательство: проблемы развития и выбор налогового режима [Текст] / Н. В. Девятаева, И. Г. Ельмеева // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 288-292.
23. Джобава Н.А. Государственное регулирование малого предпринимательства. – СПб.: Питер. 2011
24. Захарян А.В., Головко Т.А. Проблемы малого предпринимательства в России и пути их преодоления/Решение проблем развития малых предприятий: научные исследования//Материалы II международной научно-практической конференции. 20 ноября. 2012 г.
25. Калабеков И.Г. Российские реформы в цифрах и фактах: справочное издание – М.: Русаки. 2010 (дополнено в 2015 г.)
26. Кетько, Н. В. Проблемы и перспективы развития современного малого бизнеса в России / // Российское предпринимательство. — 2011. — № 9. — С. 23–28.
27. Коничев Н.П. Жизненный цикл малого предприятия. – Новосибирск.: НГУ. 2011.
28. Кредитование малого бизнесаh**t://biznec-info.r*/kreditovanie-malogo-biznesa.php
29. Круглова Н. Ю. Основы бизнеса (предпринимательства): учебник / Н.Ю. Круглова. – М.: КНОРУС, 2010
30. Леликова Н.А., Конвисарова Е.В. Зарубежный опыт налогообложения малого бизнеса//Экономические науки. 2014. № 12 – С. 127-129
31. Мазурина Л.А. Страхование ответственности налоговых консультантов при принятии управленческого решения//Страхование. 2013. № 4. С. 88-92
32. Малое предпринимательство //Налоговый вестник, №2. 2010
33. Малюков С.Е. Субъекты малого предпринимательства и правовые средства воздействия налогов на их деятельность/дисс. на соиск. уч. степени юр. наук – М.: 2011
34. Нагих В.Н., Монин А.А., Карпухин А.И. Ситуационно-факторное моделирование социально-экономического состояния и тенденций развития совокупности малых предприятий региона/Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 8
35. Патент для самозанятых физических лиц, не имеющих наемных работников/Основные направления налоговой политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов»//https://w*w.consultant.r*/document/cons_doc
36. Письмо Минфина России от 22 августа 2014 года № 03-11-11/42180.
37. Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 года № 67н «О формах бухгалтерской отчётности организаций»
38. Росстат: Россия и страны – члены Европейского Союза, 2013 г.
39. Статистическое наблюдение малого бизнеса — Федеральная служба государственной статистики. — Режим доступа: h**t://w*w.gks.r*/
40. Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в России. 2014». Росстат. - M., 2014.
41. Счастливая Н.В. Малый инновационный бизнес в экономике высокоразвитых стран/Вестник Оренбургского университета. 2011. № 2. – С.37
42. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики в г. Москве. h**t://moscow.gks.r*/wps/wcm/connect/rosstat_ts/moscow/ru
43. Туренко Т.А. Малое предпринимательство и его роль в устойчивом развитии экономики/Т.А. Туренко//Известия иркутской государственной экономической академии. – 2010. – №5. – С.223-227
44. Улыбова Л.В. Содержание налогового консалтинга и перспективы его развития в РФ//Вестник Российского ун-та кооперации. Серия: экономика. 2014. № 4 – С. 26-27
45. Фадеева Е. А. Анализ современного состояния малых предприятий в России // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 620-622
46. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства//Министерство экономики и развития. h**t://smb.gov.r*/
47. Федеральная служба государственной статистики, Предварительные итоги сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства/ /Федеральная служба государственной статистики. М., 2014. — 15 с.
48. Филатова Е.В. Инвестиции в человеческий капитал на предприятия малого бизнеса/ дисс. на соиск. уч. степени юр. наук – М.: 2010
49. Ханафеев Ф.Ф, Ханафеев А.Ф. Налоговые риски в малом бизнесе: методические аспекты//Финансы и кредит. 2013 -№ 3 – С. 56
50. Хвостиков, А. Г. Малый бизнес в России: перспективы и надежды // Российское предпринимательство. — 2012. — № 2. — С. 97–100.
51. Что ждет малый бизнес в России. h**t://biznec-info.r*/chto-gdet-maliy-biznec-v-rossii.php
52. Eurostat. Innovationstatisticsh**t://epp.eurostat.ec.europa.eu
Тема: | «Предприятия (организации) малого и среднего предпринимательства в России» | |
Раздел: | Программное обеспечение | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 78 | |
Цена: | 890 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Пути решения проблем государственной финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в современной зарубежной экономике
Курсовая работа:
Современное предпринимательство и бизнес, их особенности в России
Курсовая работа:
Малое и среднее предпринимательство в России
Курсовая работа:
Государственная поддержка малого и среднего бизнеса по г. Калининграду
Контрольная работа:
По модулю 3: «Стратегическое управление социально-экономическим развитием» Тема ПКЗ: Характеристика национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы