Практическая работа
«Административная ответственность: сущность и отличие от уголовной»
- 34 страниц
Введение….3
Глава 1. Сущность административной ответственности…5
1.1. Понятие, признак административной ответственностью….5
1.2. Цели, функции, признаки административной ответственностью…10
Глава 2. Отличие административной ответственности от уголовной…17
2.1. Исторический обзор отличия административной ответственности от уголовной….17
2.2. Отличия по основанию, кругу лиц, видам наказаниям….20
Заключение….28
Список источников…31
Список условных сокращений….33
Приложения…34
Преддипломная практика привходила в ООО «Альтима» юрисконсульта в течение 4 недель.
Цель практики: изучение отличий административной и уголовной ответственности, выявление сущности административной отвесатвенности.
Разделение уголовной ответственности от уголовной долгое время было проблематичными, проблематичным, не по нормам фиксированного законодательства, а в сущностном аспекте, оно и сейчас проблематично. Многие деяния физических лиц остаются схожими. Разница заключается только в степени нанесенного вреда обществу, степени общественной опасности. Не удивительно, что длительное время со стороны уголовного законодательства присутствовал примат по отношению к административному. Так хищение до определенного размера каралось по административным наказанием, а выше, - уголовным. Административный арест отличается от уголовного ареста, прежде всего сроками, хотя практика показывает, что реально административный арест часто доставлял наказуемому большие лишения и обременения, чем новый вид наказания-арест в рамках уголовного права.
Отличие явное только связанно с кругом лиц, т.к. административной ответственности подвержены юридические лица, но надо отметить, что в доктринальном уголовном праве ведутся дискуссии о возможности применения уголовных наказаний в отношении юридических лиц. Во многих зарубежных странах к юридической ответственности привлекаются и юридические лица. Неделиктоспособные лица не привлекаются к административной ответственности, но родители несут административную ответственность за правонарушения своих детей (опекаемых, усыновленных и др.), но не несут уголовной ответственности за них.
Таким образом, вопрос выяснения сущностных отличий уголовной и административной ответственности остается довольно проблематичным. Чем и обуславливается актуальность практического исследования.
Задачи преддипломной практики:
выявление сущности административной ответственности;
определение отличий административной ответственности от уголовной.
В ходе проведения практического исследования использовались статистические данные, материалы по организации обеспечения безопасности дорожного движения в Московской области, данные о правонарушениях агрессивных подростков, не подлежащих уголовной ответственности.
Административная ответственность – это видом юридической ответственности, как и большинство др.
Юридическая ответственность возможна только при совершении противоправного деяния действием или бездействием, деликтоспособным лицом. Это важные признаки юридической ответственности. Противоправность деяния (действия, бездействия) определяется законодательством, его различными отраслями (финансовым, жилищным, лесным, экологическим и др.).
Юридическое наказание-это лишения, которое должно перетерпеть лицо, которое совершило правонарушение, причем лишения государственно-властного характера, и определенные законом. Юридическое наказание-следствие негативной юридической ответственности, когда лицо нарушает закон, если же оно должным образом его исполняет, то это позитивная юридическая ответственность, которая не влечет за собой юридического наказания. Юридическая ответственность связана с исполнением норм закона. Поэтому юридическая ответственность не сводится только к наказанию. В рамках юридического наказания, лицо несет дополнительное обременение. Поэтому возвращение долга-это не наказание, а уплата штрафа-наказание.
Важный вопрос в юридической ответственности- это ее субъект ответственности. Субъектом юридической ответственности могут быть юридические и физические лица, а вот субъектом уголовной ответственности по российскому законодательству – только физические лица. Субъект юридической ответственности несет ответственность только перед государством, именно его органы налагают наказание за правонарушение и они контролируют исполнение санкции или исполняют ее.
Субъект юридической ответственности должен быть деликтоспособным лицом. Деликтоспособность связана с дееспособностью, но уже по логическому объему. Т.к. дееспособность – это способность реализовывать права и обязанности, а деликтоспособность-способность нести ответственность. Правоспособность-это способность быть субъектом прав. Так дети (невменяемые) – правоспособны, но их потенциальную дееспособность реализовывают ответственные за них лица, они же и несут ответственность за правонарушения, совершенные недееспособными.
Деликтоспособное физическое лицо-это вменяемое лицо, которое достигло возраста, определяемого тем законодательным актом, который устанавливает юридическую ответственность. Деликтоспособность физического лица наступает:
1. За уголовные преступления: наиболее тяжкие преступления - с 14 лет; за остальные преступления - с 16 лет;
2. За воинские преступления - с 18 лет;
3. За неправосудный приговор - с 25 лет;
4. За административные проступки - с 16 лет;
5. Дисциплинарная ответственность за трудовые правонарушения - с 14 лет.
Юридические лица признаются субъектами правонарушения в гражданском праве. Деликтоспособность юридических лиц возникает с момента их образования. Таким образом, любое юридическое лицо является деликтоспособным и несет юридическую ответственность за правонарушения.
Юридическая ответственность-это неисполнение норм закона деликтоспособным лицом, влекущее юридическое наказание, определенное законом, в форме лишений государственно-властного характера, выступающих в отношении лица, как дополнительное обременение, при совершении лицом правонарушения.
Можно выделить следующие признаки юридической ответственности:
1. Субъект юридической ответственности-деликтоспособное лицо, деликтоспособность которого определяется в соответствии с отраслью права, определяющего наказание за нарушения в данной сфере правоотношений;
2. Ответственность устанавливает государство в виде потенциального юридического наказания при правонарушении;
3. Позитивная юридическая ответственность, характеризующаяся реализацией правоотношений без правонарушения, не влечет наказания;
4. Наказание выступает как санкция со стороны государства, влекущая для лица-правонарушителя лишения, выступающие для него дополнительным обременением;
5. Основание негативной юридической ответственности-правонарушение;
6. Санкция реализуется в особых процессуальных формах, в рамках которых доказывается и закрепляется документально факт правонарушения и возлагаемое на лицо-правонарушителя санкция.
Рассмотрим классификацию юридической ответственности. Она приведена в приложении А.
Общеизвестные критерии классификации юридической ответственности – это:
по формальному основанию – ответственность без формализованных/с формализованными санкциями;
по функции: карательная, правовосстановительная, воспитательная; охранительная;
по отрасли права – уголовно-правовая, гражданско-правовая, административная, дисциплинарная, материальная;
по предмету возложения – в судебном и административном порядке;
по органам, налагающим юридическую ответственность – законодательными, исполнительными, судебными органами.
На основании этой классификации выделим признаки административной ответственности, как вида юридической.
Любой вид юридической ответственности относится к определенной отрасли права. Рассмотрим административную ответственность как ответственность, регламентируемую нормами административного права. Административное право – это отрасль права, которое регулирует общественные отношения, формирующиеся в процессе организации и исполнительной деятельности органов государственного управления. Нормы административного права (АП) включают:
правила организации (создание, реорганизация, ликвидация) государственных органов, обязанности и права этих органов и их служащих;
нормы, обеспечивающие соблюдение и охрану общественного порядка.
Таким образом, административная ответственность возникает при правонарушении, связанном с нарушением правил деятельности государственных органов власти и местного самоуправления, норм, регламентирующих соблюдение и охрану общественного порядка.
Если говорить об административном наказании в рамках административной ответственности, то административные наказания отличаются от др. мер административного принуждения такие признаки:
1. Меры административной ответственности в виде административного наказания предусмотрены в санкции административно-правовой нормы. Этим они отличаются от предупредительных мер, мер пресечения, мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, являющиеся обязанностями, запретами, ограничениями, содержащимися в диспозиции норм административного права;
2. Меры административного наказания – это меры карательного характера, меры наказания, а не меры восстановительного принуждения;
3. Они абсолютно определены, устанавливаются КоАП РФ в отличие от др. мер наказания за нарушения административных правил.
Меры административной ответственности могут быть наложены как судами, так и управомоченными органами исполнительной власти. В этом отличие административной ответственности от уголовной, которая наступает только по решению суда.
Формальным основанием для административной ответственности служит акт управомоченного органа, постановление суда о наложении административного наказания.
Надо отметить, что понятия административной ответственности и административного наказания различаются.
В КоАП дано определение понятия административного наказания:
«Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и др. лицами».
Раскрыто и понятие административного правонарушения:
«Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».
В КоАП отсутствует определение административной ответственности, что не позволяет четко отграничить ее от др. видов юридической ответственности.
На основании проведенного анализа понятия юридической ответственности, ее классификации, отличия административной ответственности от др. видов предлагается следующая формулировка понятия:
.Административная ответственность-это вид юридической ответственности, устанавливаемый административным законодательством, в соответствии с которой административно-деликтоспособные лица, обязаны исполнять нормы административного законодательства, регулирующие деятельность государственных органов, их права и обязанности, общественный порядок и безопасность; при совершении административно-деликтоспособными лицами административного правонарушения, на них накладываются судом или управомоченными органами меры административного наказания.
Рассмотрим признаки административной ответственности (приложение Б):
1. Основание административной ответственности-это административное правонарушение. В рамках предложенного определения, учитывающего позитивную и негативную административную ответственность. К основанию можно добавить и предписание управомоченных органов исполнительной власти и местного самоуправления. Таким образом, основание юридической ответственности – это нормы административного законодательства, нарушение которых влечет административное наказание.
2. Административное наказание применяется к субъектам административных взысканий, как карательная санкция;
3. Административная ответственность устанавливается судами и управомоченными органами;
4. Привлечение к административной ответственности осуществляется в специальном административном порядке;
5. К административной ответственности привлекаются административно-деликтоспособные лица. Юридические лица административно деликтоспособны, а деликтоспособность физических лиц ограничивается возрастом и вменяемостью.
В целом предлагаемое определение административной ответственности разграничивает понятия административной ответственности и административного наказания, на основе разделения позитивной и негативной юридической ответственности, вводя понятие позитивной и негативной административной ответственности. Основание негативной ответственности – административное правонарушение, за которое налагается административное наказание. Однако, управомоченные органы в чрезвычайных обстоятельствах, могут ввести предупредительно-охранные меры, например, комендантский час. Исполнение гражданами комендантского часа является, на наш взгляд, позитивной административной ответственностью, а неисполнение его нормативов-административным правонарушением, если определена ответственность в рамках административного законодательства.
Административная ответственность отличается от др. видов юридической ответственности, прежде всего, основанием, т.е. правопослушным исполнением норм административного законодательства, или административным правонарушением, влекущим административное наказание. Так от уголовной ответственности она отличается:
по основанию, т.к. уголовная ответственность не может наступать за правонарушение, а наступает только за общественно-опасное деяние (преступление);
по субъекту административного и уголовного наказания: уголовная ответственность предусмотрена только для физических лиц, юридическая и для юридических; возраст уголовной ответственности за тяжкие преступления с 14 лет, - административной-16 лет;
по видам наказания;
по порядку привлечения.
По этим же основаниям административную ответственность можно отграничить от дисциплинарной, материальной, гражданско-правовой. Различение административной ответственности с гражданско-правовой связанно с тем, что гражданско-правовая ответственность имеет целью защиту интересов частных лиц (ЮЛ и ФЛ), а административная – государственно-публичных интересов.
1.3.Цели, функции, принципы административной ответственности
В КоАП РФ административная ответственность отождествляется с административным наказанием. Административное наказание – это мера ответственности, которая устанавливается государством за совершение административного правонарушения. Ее основная цель заключается в предупреждении совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и др.
Административное наказание не может быть ориентировано на унижение человеческого достоинства физического лица, которое совершило административное правонарушение, а также нанесение ему физических страданий, вреда деловой репутации юридического лица.
Цель юридической ответственности, видом которой является административная — искоренение правонарушений. КоАП устанавливает следующие задачи законодательства об АП:
«Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений».
Рассмотрение задач законодательства об административных правонарушениях в качестве целей административной ответственности основано на понимании такой ответственности, как правового института, т. е. совокупности норм права, которые и находят закрепление в законодательстве. Административную ответственность можно исследовать и как правоотношение, в таком случае данное правоотношение выступает как реализация правовых норм, закрепленных в законодательстве.
Цели административной ответственности:
защита правопорядка;
воспитание граждан в духе уважения к закону;
восстановление социальной справедливости;
предупреждение совершения новых правонарушений. Функции административной ответственности:
штрафная (карательная) – состоит в том, что административная ответственность, с одной стороны, является средством кары правонарушителя, а с другой – средством предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и иными субъектами права (общая превенция);
воспитательная – состоит в целенаправленном воздействии на сознание субъектов права для формирования положительного отношения к праву;
компенсационная – состоит в восстановлении имущественного положения субъектов права, нарушенного в результате совершенного правонарушения.
Нормативное основание– система юридических норм, определяющих основания и порядок реализации административной ответственности.
Фактическое основание– совершение лицом деяния, которое по признакам относится к правонарушению.
Процессуальное основание– вынесение в установленном порядке уполномоченным субъектом постановления (решения) о привлечении к административной ответственности.
Рассмотрим основные цели административной ответственности.
1. В защите законности и правопорядка на территории РФ участвуют органы законодательной, исполнительной, судебной властей РФ, прокуратура, органы следствия, внутренних дел, безопасности, общественные объединения, трудовые коллективы и граждане.
2. Общество и государство придают важное значение воспитанию уважения к законам и правилам общежития, непримиримости к любым нарушениям законности.
3. Предупреждение совершения новых правонарушений. Административные наказания не могут функционировать без иных мер, служащих установлению правопорядка. Это, например, меры уголовного, гражданско-правового, дисциплинарного характера. Существо и содержание административных наказаний нельзя понять без исследования их целей. При этом следует иметь в виду, что административное право тесно связано с уголовным, с той лишь разницей, что административное право наказаниями призвано предотвращать ущерб общественным отношениям, который может перерасти в уголовные деяния.
Важно отметить, что административное наказание – это негативная часть административной ответственности, и исполнение административной отвественности без правонарушения не влечет за собой административного наказания. Таким образом, на наш взгляд, административная ответственность и административное наказание не равны по логическому объему, а административное наказание входит в объем административной ответственности.
Функции административной ответственности (приложение Г):
штрафная (карательная) – состоит в том, что административная ответственность, с одной стороны, является средством кары правонарушителя, а с другой – средством предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и иными субъектами права (общая превенция);
воспитательная – состоит в целенаправленном воздействии на сознание субъектов права для формирования положительного отношения к праву;
компенсационная – состоит в восстановлении имущественного положения субъектов права, нарушенного в результате совершенного правонарушения.
Рассмотрим основные принципы административной ответственности.
1. Принцип равенства перед законом. В соответствии с ним, все лица, которые совершили АП равны перед законом. Все физические лица равны перед законом вне зависимости от расы, вероисповедания, национальности, гражданства и др. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, и др.
2. Презумпция невиновности. Любое лицо несет административную ответственность только за те правонарушения, в отношении которых определена его вина. Лицо, находящееся под делом административном производстве-невиновно, пока его вина не будет доказана, причем она должна вступить в силу постановлением судьи, органа, должностного лица, которые рассматривали дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
3. Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением. Лицо, привлеченное к административной ответственности, не не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении кроме как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение административного наказания и мер производства может быть только в пределах компетенции органа и должностного лица. При применении мер административного принуждения не допускается уничижение человеческого достоинства.
4. Любое лицо, которое совершило административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, который смягчает или отменяет ответственность смягчающий или отменяющий административную ответственность, улучшает положение лица, имеет обратную силу, т.е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
На сегодня важно сформулировать четкую законодательную дефиницию административной ответственности, что позволит разграничить ее с др. видами юридической ответственности, прежде всего уголовной, которой она поглощалась длительный исторический период развития права. Дело в том, что в период развития административного и уголовного права, уголовное право доминировала над административным, часто делая его своим приложением (полицейским правом), поэтому важно провести сравнительный анализ отличий административного и уголовного права, как в аспекте исторического развития, так и сегодняшней проблематики.
В целом, можно отметить, что цели, функции и принципы административной ответственности в целом соответствуют аналогичным принципам юридической ответственности в целом.
На протяжении длительного периода административная ответственность поглощалась уголовной, но начиная с 1970-ых гг. пошел процесс ее самоопределения в рамках права и юридической ответственности в целом.
«Административная ответственность-это вид юридической ответственности, устанавливаемый административным законодательством, в соответствии с которой административно-деликтоспособные лица, обязаны исполнять нормы административного законодательства, регулирующие деятельность государственных органов, их права и обязанности, общественный порядок и безопасность; при совершении административно-деликтоспособными лицами административного правонарушения, на них накладываются судом или управомоченными органами меры административного наказания».
Раскрыты признаки административной ответственности:
1. Основание административной ответственности-это административное правонарушение. В рамках предложенного определения, учитывающего позитивную и негативную административную ответственность. К основанию можно добавить и предписание управомоченных органов исполнительной власти и местного самоуправления. Таким образом, основание юридической ответственности – это нормы административного законодательства, нарушение которых влечет административное наказание.
2. Административное наказание применяется к субъектам административных взысканий, как карательная санкция;
3. Административная ответственность устанавливается судами и управомоченными органами;
4. Привлечение к административной ответственности осуществляется в специальном административном порядке;
5. К административной ответственности привлекаются административно-деликтоспособные лица. Юридические лица административно деликтоспособны, а деликтоспособность физических лиц ограничивается возрастом и вменяемостью.
Цели, функции и принципы административной ответственности в целом соответствуют аналогичным принципам юридической ответственности в целом.
И уголовное преступление, и административное правонарушение являются противоправными, т.е это деяния, нарушающие закон. Но административные правонарушения нарушают административное законодательство, а преступления-нормы уголовного законодательства. Др. важное отличие – это степень Административное правонарушение характеризуется незначительным вредом общественным отношениям.
Можно выделить отличия уголовной и административной ответственности по субъектам ответственности:
1. Уголовную ответственность несут только физические лица. Административную ответственность несут и физические, и юридические лица.
2. Возраст наступления общей уголовной ответственности-16 лет, за ряд тяжких и особо тяжких преступлений – 14 лет. Административная ответственность наступает с 16 лет, но в ряде конкретных случаях она может быть заменена рядом др. мер воздействия.
3. Есть специальный субъект уголовной ответственности. Есть специальный субъект административной ответственности.
4. За ряд преступлений по отношению к своим детям родители несут уголовную ответственность, но несут за преступления, совершенные детьми. Родители несут административную ответственность за административные правонарушения своих детей.
Анализ позволяет отличить административную ответственность от уголовной по видам наказаний:
1. В административной ответственности применяются меры наказания, характерные только для административного законодательства и отсутствующие в уголовной ответственности:
предупреждение;
конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
административное приостановление деятельности;
административный запрет на посещение мест проведения официальных соревнований в дни их проведения;
выдворение за пределы РФ.
2. Отличия близких наказаний
В УК РФ Обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до четырехсот восьмидесяти часов и отбываются не свыше четырех часов в день, в АП - от двадцати до двухсот часов;
Лишение права в административном порядке основное наказание, лишение званий, наград, чина в УК бессрочно, является дополнительным к основному;
Арест в УК РФ осуществляется от 1 месяца до 6 месяцев, а в КоАП до 15 суток.
Таким образом, административная и уголовная ответственность отличаются в целом и по степени наказаний (лишений и обременений).В целом, административная ответственность отличается от уголовной по основанию привлечения к ответственности, степени суровости наказаниям, видам наказаниям, субъектам наказаниям.
Привлечение к административной ответственности не влечет судимости, а к уголовной влечет. Публичность характерна для производства по делам об административных правонарушениях, но её осуществление связанно как минимум с одной существенной особенностью, а, именно с учетом целесообразности, а также достаточности предпринятых сотрудниками полиции иных мер неюрисдикционной направленности за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством.
1 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (ред. от 21.07.2014)//СЗ РФ. 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 16.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2015)// СЗ РФ. 1996 № 25. Ст. -2594
3 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-Ф (ред. 03.11.2015) // СЗ РФ. 2002.№ 1 (ч. 1).
4 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015)//СЗ РФ. 2001 г. N 52 (часть I) ст. 4921
5 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 13.07.2015)//СЗ РФ. 1997 г. N 2 ст. 198
6 Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (с изменениями на 20 марта 2001 года)//Гарант. Ру.
6 Уголовный кодекс РСФСР 1926 г// СУ РСФСР, 1926, № 80, ст. 600
7 Агапов А.Б. Административная ответственность: учебник для магистров-М.: Юрайт. 2012
8 Административное право России: Учебник / Под ред. П. И. Кононова, В. Я. Кикотя, И. Ш. Килясханова. 3-е изд- М.: Юрайт. 2014
9 Аминистративное право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». Братановский С.Н., Зеленов М.Ф., Марьян Г.В. Юнити-Дана . 2014
10 Борзенков, Г.Н. Административная и уголовная ответственность: проблемы соотношения // Соотношение преступлений и иных правонарушений: современные проблемы: материалы IV Междунар. науч. – практ. конф. посвящ. 250-летию образования Моск. гос. у-та им. М.В. Ломоносова и состоявшейся на юрид. фак. МГУ им. М.В. Ломоносова 27-28 мая 2004 г. - М.: ЛексЭст, 2005
12 Кислухин В.А. Виды юридической ответственности: дисс. на соиск. уч. степени канд. наук – М.: 2004
оригинальность 75%
Тема: | «Административная ответственность: сущность и отличие от уголовной» | |
Раздел: | Административное право | |
Тип: | Практическая работа | |
Страниц: | 34 | |
Цена: | 390 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Понятие и виды административной ответственности
Отчет по практике:
Основания освобождения от уголовной ответственности
Курсовая работа:
Административная ответственность
Контрольная работа:
Состав правонарушения как основание юридической ответственности
Курсовая работа:
Административная ответственность, её понятие, характерные черты и основания; субъекты административной ответственности