Диплом-Центр.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Дипломная работа

«Влияние мануальной ассиметрии на формирование памяти и внимания у младших школьников»

  • 71 страниц(ы)
фото автора

Автор: grebnevo

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты мануальной асимметрии и её взаимосвязь с развитием памяти и внимания в младшем школьном возрасте

8

1.1. Психофизиология функциональной асимметрии полушарий мозга 8

1.2. Проблема «рукости» и специализация полушарий мозга 13

1.3. Онтогенез функциональной асимметрии мозга 22

1.4. Влияние функциональной асимметрии мозга на развитие памяти и внимания

31

Глава 2. Эмпирическое исследование связи между доминированием рук и сформированностью внимания и памяти у младших школьников

42

2.1. Методики исследования 42

2.2. Результаты и обсуждение

2.2.1. Исследование мануальной асимметрии младших школьников для разделения их на группы с разной степенью доминирования рук

45

2.2.2. Исследование компетентности выделенных группах младших школьников по шкале С.Хартер

47

2.2.3. Исследование оценки устойчивости внимания в выделенных группах младших школьников

51

2.2.4. Исследование кратковременной образной и вербально-логической памяти в выделенных группах младших школьников

53

Заключение 61

Список литературы 67

Приложения 71


Введение

В настоящее время среди актуальных проблем возрастной психологии и детской нейропсихологии можно назвать проблему особенностей созревания мозга, влияющих на адаптацию к обучению в школе. В первую очередь это относится к проблеме межполушарных отношений, становление которых, в основном протекает в школьном возрасте и захватывает довольно длительный этап развития. Особенности межполушарных отношений оказывают влияние на проявление разных сторон психической деятельности: на успешность регуляции функционального состояния, особенности кодирования и обработки информации в нервной системе и др.

В нейропсихологии высшие психические функции человека рассматриваются как системные образования, состоящие из набора компонентов, каждый из которых опирается на работу определенного участка мозга и вносит в работу системы свой специфический вклад. Отставание в развитии одного из компонентов влечет за собой системные изменения и компенсаторные перестройки (удачные и ложные) в работе всей системы.

Л.С.Выготский в работе 1931 г. «Диагностика развития и педологическая клиника» писал: «системы исследования ребенка, имеющие задачей его позитивную характеристику, могущую лечь в основу воспитательного плана, строятся на трех главных принципах: разделения добывания фактов и их толкования, максимальной специализации методов исследования отдельных функций (в отличие от суммарных методов, стремящихся исследовать все) и на принципе динамического типологического толкования добытых при исследовании данных»

Иными словами, во-первых, обнаруженный факт, например плохое запоминание ряда слов, не должен непосредственно интерпретироваться как нарушение памяти - при его толковании в контексте общей структуры дефекта в одном случае может оказаться, что снижение запоминания вызвано недостаточным произвольным вниманием, отсутствием стойкой программы на запоминание, а в другом – собственно снижением слухоречевой памяти.

В каждом из этих случаев план коррекционной работы должен быть разным. Во-вторых, Л.С.Выготский противопоставляет «суммарные» методы диагностики, предполагающие участие многих компонентов, специализированным методам с ограниченным компонентным составом. Компактный набор проб первого типа позволяет успешно дифференцировать детей по уровню психического развития в целом, более развернутые наборы проб второго типа позволяют определять сильные и слабые стороны развития ребенка и строить на этой основе коррекционно-развивающие мероприятия.

Наконец, когда Л.С.Выготский говорит о «динамическом типологическом толковании», он имеет в виду выявление целостного синдрома с характерными для него закономерностями динамики. О роли выдвинутых Л.С.Выготским принципов социального генеза психических функций, их системного строения и динамической организации и локализации в развитии отечественной нейропсихологии пишет Т.В. Ахутина и др.

Проблемой исследования дипломной работы является изучение возрастных особенностей младших школьников.

Как пишет В.В. Давыдов, младших школьный возраст - это особый период в жизни ребенка. Д.Б. Эльконин подчеркивает, что в этом возрасте происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью. Возникает новая структура социальных отношений. Система «ребенок - учитель» становится центром жизни ребенка. От нее зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий: и взаимоотношения с родителями (система «ребенок - родители»), и взаимоотношения со сверстниками (система «ребенок - сверстники»). По словам Гегеля, приход в школу - это приведение человека к общественной норме. Впервые отношение «ребенок - учитель» становится отношением «ребенок - общество». Эта социальная ситуация развития ребенка требует особой деятельности, которая называется учебной. Учебная деятельность - это деятельность, непосредственно направленная на усвоение науки и культуры, накопленных человечеством, деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем я стал». Учебная деятельность направлена не на результат, а на выделение способа его усвоения, подчеркивал Д.Б. Эльконин. Эти способы - важные орудия самостоятельной умственной деятельности, они делают доступными каждому результаты работы гениев.

Важным фактором учебной деятельности школьника является его успешность. Она влияет на мотивацию учения. В свою очередь, степень успешности школьника зависит не только от мотивов, а в значительной степени от сформированности когнитивных процессов, а также и от степени сформированности доминирующей руки, которая непосредственно связана с формированием тонкой моторики и так необходима при освоении письма. Все это согласуется с современным представлениями детской нейропсихологии и возрастной психофизиологии.

Под особенностями мануальной асимметрии подразумевается не только «левшество», но и степень выраженности доминирования, а именно скрытое «левшество» и отсутствие доминирования одной из рук - амбидекстрия.

Надо отметить, что влияние межполушарной асимметрии на современном этапе является спорным вопросом и многие авторы, например, В.П. Леутин, Е.И. Николаева относятся скептически к этому вопросу. Они считают, что когнитивные способности (память, внимание) не имеют строгой корреляционной связи с латеральным профилем, так как когнитивные функции полушарий мозга могут взаимно дублироваться.

Актуальность исследования обуславливается важностью решения данной научной проблемы в ходе эмпирического исследования.

Целью данной работы является выявление связи между мануальной асимметрией и развитием памяти и внимания у младших школьников.

Объект исследования – развитие когнитивных процессов у младших школьников (памяти и внимания).

Предмет исследования - мануальная асимметрия, как фактор, влияющий на развитие когнитивных процессов у младших школьников.

Гипотеза исследования заключается в том, что существует связь между выраженностью мануальной асимметрии и степенью сформированности внимания и памяти у младших школьников, что отражается и в общей адаптации детей к школе;

В частности, мы считаем, что у левополушарных, при явном доминировании правой руки, лучше выражена механическая и логическая память, внимание сконцентрировано на деталях и их последовательности; у правополушарных, при явном доминировании левой руки, лучше выражена образная, то есть, зрительная и слуховая память, внимание сконцентрировано на целостных образах; при недостаточной выраженности ведущей руки наблюдается худшая сформированность внимания и памяти, чем при доминировании правой или левой руки. Мы предполагаем, что это может привести к большей общей дезадаптации амбидекстров, в том числе влиять не только на успешность обучения , но и на отношения со сверстниками и самовосприятие.

Для решения цели ставятся следующие задачи:

• предполагается рассмотреть теоретические аспекты мануальной асимметрии,

• проанализировать связи доминирования мануальной асимметрии с различными способами обработки и

хранения поступающей информации, внимания и памяти в целом и определить взаимосвязь между мануальной асимметрией и вниманием и памятью;

• для подтверждения гипотезы предполагается провести

разделение всех испытуемых (младших школьников) на группы с разной степенью доминирования рук (правши, левши, амбидекстры) по теппинг-тесту и на основе тестирования выявить особенности внимания и памяти у трех выделенных подгрупп;

• выявить взаимосвязь между степенью доминирования рук и сформированностью внимания, памяти и адаптацией младших школьников.

Для решения поставленных теоретических и экспериментальных задач мы хотим взять узкую направленность - доминирование руки и предполагаем использовать следующие методы и методики:

• теппинг-тест - на выявление доминирования руки,

• методики, на выявление особенностей вербально-логической памяти, методики, направленные на исследование устойчивости внимания;

• шкала оценки своей компетентности (С.Хартер, адаптирована Н.С.Чернышевой);

• статистические методы анализа результатов исследования.

По своей структуре согласно системной логике дипломная работа состоит из введения, теоретической главы, практической главы, заключения, списка литературы, приложений.


Заключение

В результате исследования теоретических аспектов мануальной ассиметрии выявлено следующее.

Психофизиологическая асимметрия – это своеобразие психической деятельности, сопровождающаяся физиологическими процессами, связанными с активностью левого и правого полушария. Она созревает к 5- 10 годам и сопровождается гибелью нейронов, не образовавших связей с нейронами через мозолистое тело, имеющими аналогичную функцию на противоположной стороне мозга.

Она выражается в радикальных отличиях, связанных со способами обработки информации. Левое полушарие обрабатывает информацию последовательно, а правое – целостно. Можно сказать, что левое полушарие организует восприятие мира в пространственных и временных рядах.

Одновременность обработки информации в правом полушарии свидетельствует о том, что оно отвечает за информацию, которая не может быть последовательно обработана дихотомически: пространственные функции, память, эмоции, бессознательное. Механизмы внимания также находятся в правом полушарии. Оно «схватывает» реальность во всём богатстве, неоднозначности связей и формирует многозначный контекст.

Специализация полушарий мозга связана с преимуществом правой или левой руки: в силе, ловкости, скорости реакции, в том числе при письме. Наряду с левшеством и правшеством выделяется амбидекстрия, т.е. невыраженная «рукость», соответствующая отсутствию явного доминирующего полушария мозга. Неравнозначными в отношении участия в деятельности человека могут быть не только руки, но и ноги, глаза, уши.

Асимметрия латеральных признаков воздействует не только когнитивную стратегию, но и на особенности развития внимания, так как специфика внимания связана с показаниями моторной и сенсорной асимметрии.

Также можно выделить типы людей с симпатотонией и парасимпатотонией. Симпатическая система проецирует сигналы в правое полушарие, а парасимпатическая в левое. Поэтому для симпатотоников характерно функциональное доминирование правого полушария, а папасимпатотоников – левого.

Амбидекстральный тип латерального профиля характеризуется низкой подвижностью нервных процессов. Среди детей с признаками левшества много кинестетиков. Запоминание слов на слух вызывает у них трудности, тогда как информация другого рода анализируется ими более эффективно.

Поэтому современные стратегии обучения приводят к лучшим результатам у правшей, чем у левшей. Наибольшее число ошибок совершают амбидекстры. Леволатеральный и симметричный типы сопряжены с высоким уровнем интроверсии, тревожности, ипохондрическими жалобами, боязливостью, низким самоконтролем.

Если рассматривать возрастные особенности функциональной асимметрии, то примерно до 4-х лет правое и левое полушарие одинаково владеет речью. Завершающим в становлении межполушарных взаимодействий ребёнка является этап приоритетного значения комплекса транскаллозальных связей, продолжающийся до 12-15 лет, когда морфологически и функционально созревает мозолистое тело мозга.

Можно выделить следующие особенности связи латерального профиля и когнитивных, эмоциональных психических характеристик детей. Праворукие дети лучше пишут и читают, чем леворукие. При недостатке активации правого полушария, часто выделяется синдром дефицита внимания. Высокие коэффициенты интеллекта обнаруживаются у детей с преимущественно выраженной левой или правой латеральностью. Дети с невыраженным доминированием левого или правого полушария редко имеют невысокий коэффициент интеллекта.

Для проверки гипотезы исследования проводились теппинг-тест, оценка по шкалам компетентности, исследование детей на вербально-логическую и образную память, а также исследования на устойчивость внимания.

Для выявления мануальной ассиметрии использовался тепинг-тест. Из 82 младших школьников выявлено 24 леворуких, 34 амбидекстра и 24 праворуких. Это свидетельствует о том, что в возрасте 7-9 лет не сформировалась полностью мануальная ассиметрия и многие амбилдекстры с течением времени сформируются по одному из видов доминирования левого или правого полушария.

Среди леворуких – 54% мальчиков и 46% девочек. То есть, леворукость не зависит от пола, но преобладают мальчики. Среди амбидекстров 68%- девочки и 32% - мальчики. Это свидетельствует о том, что среди амбидекстров преобладают женщины. Среди праворуких – 54%, девочек – 46%.

Необходимо отметить, что среди праворуких преобладают дети несколько старшего возраста, что свидетельствует, что праворукость формируется к 10-11 года. Но вряд ли, можно говорить о сформированности левополушарности.

У леворуких темп – 8,37, у амбидекстров – 8,55, а у праворуких – 9,35. Это свидетельствует о более сильной нервной системе у праворуких.

Для выявления адаптации использовались шкалы компетентности.

Средняя оценка: познавательная – 19, в общении со сверстниками – 20,1, во внеурочной деятельности – 19,5; общее самоприятие 16,8; суммарная - 75,08.

Общее самоприятие у леворуких несколько ниже.

Познавательная компетентность у амбидекстров – 678 (27,9%), средняя 19,9. Познавательная компетентность у амбидекстров несколько выше, чем у леворуких. В общении со сверстниками – 483 – (25,8%), средняя – 18,4. Ниже чем у леворуких. Во внеурочной деятельности – 612 (25,2%), средняя – 20,8. Несколько выше, чем у леворуких. Общее самоприятие – 555 (22,8%), средняя – 16,3. Несколько ниже, чем у леворуких. Суммарная компетентность (средняя) – 53. Общая компетентность в 1,5 раза ниже, чем у леворуких.

Данные свидетельствуют о том, что у амбидекстров адаптированность ниже, чем у леворуких.

У праворуких познавательная компетентность – 476 (23,8%), средняя – 19,8, почти такая же, как у амбидекстров и выше, чем у леворуких. Необходимо учитывать тот факт, что амбидекстрия в этом возрасте ещё не является сформированной, поэтому многие амбидекстры могут через некоторое время стать праворукими.

Все данные свидетельствуют о том, что праворукие более адаптированы во всех видах деятельности.

В общении со сверстниками праворукие имеют лучшие данные, чем у леворуких амбидекстров. Хуже всего происходит процесс общения у амбидекстров.

Во внеурочной деятельности также балл праворуких выше, чем леворуких. Самая низкая компетентность у амбидекстров.

Общее самоприятие выше значительно у праворуких. И у амбидекстров, и у леворуких общее самоприятие значительно ниже.

Праворукие лучше адаптированы, чем леворукие, а хуже всех – амбидекстры. Возможно, что здесь играет роль и социальная установка на позитивность праворукости.

Для выявления связи типов памяти и мануальной ассиметрии использовался тест на изучение кратковременной образной и вербально-логической памяти.

Образная память у леворуких детей значительно лучше, чем вербально-логическая. Это доказывает ту часть гипотезы, в которой предполагалось лучшее развитие образной памяти у леворуких детей.

У амбидекстров образная память (средняя оценка) – 8,6, что значительно хуже, чем улеворуких детей, а вербально-логическая (средняя оценка) – 8,44. Этот показатель выше, чем у леворуких детей.

Разброс в показателях связан, как уже отмечалось, несформированностью рукости и полушарности (доминирования) в этом возрасте.

У амбидекстров нет явного доминирования одного из видов памяти, что свидетельствует (с учётом более низких оценок) о меньшей их адаптированности к обучению в школе.

Средняя оценка по образной памяти у праворуких детей – 8,2, что в 1,5 раза ниже, чем у леворуких и несколько ниже, чем у амбидекстров. Средняя оценка по вербально-логической памяти – 17,2, что в три раза превышает результат леворуких детей и в два амбидекстров.

Таким образом, гипотеза о соотношении видов памяти и мануальной ассиметрии подтверждена. У амбидекстров нет явно выраженного вида памяти, низкий уровень вербально-логической памяти, что приводит к сложностям в обучении в школе.

Так как обучение в нашей школе ориентированно на вербально-логическую память преимущественно, то и леворукие дети могут испытывать трудности в обучении.

Для выявления связи устойчивости внимания и мануальной ассиметрии использовался тест на оценку устойчивости внимания.

Средняя оценка на устойчивость внимания у леворуких – 8,2, что соответствует средней оценке на устойчивость внимания.

Чем больше выражена леворукость, тем устойчивее внимание у ребёнка.

У детей близких к амбидекстрам, устойчивость внимания ниже.

Чем ближе амбидекстры к праворуким, тем выше у них устойчивость внимания. Но в целом, их устойчивость внимания ниже в среднем в два раза, чем у праворуких.

Показатели устойчивости внимания у праворуких самые высокие. Средняя оценка по группе – 13,08, что является высоким показателем.

Чем больше выражена праворукость, тем больше устойчивость внимания. Но необходимо учитывать факт, что при тестировании использовались символьные знаки, что упрощало работу для праворуких детей.

Но в целом, можно сказать, что у праворуких устойчивость внимания более высокая, чем у леворуких и амбидекстров.

Таким образом, нами выявлена связь между мануальной ассиметрией и устойчивостью внимания, которая складывается из продуктивности внимания и его точности.

В целом гипотеза дипломного исследования подтвердилась. Некоторое расхождение в полученных результатах является следствием неполной сформированности мануальной ассиметрии в возрасте 7-9 лет.

Группа риска – это амбидекстры. Неудачи они приписывают другим, хотя на самом деле такие дети нуждаются в более внимательной адаптационной коррекции на более чёткое доминирование рук.

На наш взгляд, в начальной школе не надо заниматься двурукими видами деятельности (музыка, спорт), а надо дать возможность завершить становление рукости и следовательно полушарного доминирования.


Список литературы

1. Айрапетянц В.А. Сравнительное изучение функциональной межполушарной асимметрии у детей на разных этапах его онтогененеза//Взаимоотношения полушарий мозга. – Тбилиси,, Менциереба. 1982.

2. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. – СПб., Речь. 2005.

3. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность – М., Высшая школа. 1993.

4. Бердичевская Е.М. Профиль межполушарной асимметрии и двигательные качества// Теория и практика физической культуры. 1999. № 9.

5. Виноградова А.Д, Коновалова Н.Л, Михаленкова И.А., Посохова С.Т. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста – Спб., Речь. 2004.

6. Вольф Н.В., Разумникова О.М. Половой диморфизм функциональной организации мозга при обработке речевой информации. Функциональная межполушарная асимметрия. – М., Научный мир. 2004.

7. Выготский Л. С. Мышление и речь. – М., Прогресс. 1982. Т.2.

8. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., Гардарики.2005.

9. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. – СПб., Речь. 2005.

10. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. – М., Книга. 1994.

11. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Методологическое значение принципа симметрии в изучении функциональной организации человека. – М., Научный мир. 2004

12. Доброхотова Т.А, Брагина Н.Н. О языке описания функциональной асимметрии//Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии. – М., НИИ мозга РАМН. 2003.

13. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребёнка. – М., ВЛАДОС. 2000.

14. Егоров Ю.А. Функциональная специализация полушарий мозга человека. – СПб., Институт Социальной Психологии и Педагогики. 2000.

15. Груссер П., Зелке А. Функциональная асимметрия мозга и её значение для искусства и художественного творчества. – М., Прогресс. 1995.

16. Зельдович Я.И. Распределение профилей латереализации моторных и сенсорных функций у детей 6-7 лет//Альманах «Новые исследования». 2004. № 2.

17. Королёва И.В. Восприятие искажённых акустических сигналов и обеспечение помехоустойчивости в слуховой системе. Автореф. на соиск. уч. степени д. псих. наук. –СПб., 2002.

18. Кураев М.Г. Асимметрия в моторике спортсменов. – Баку., ЭЛМН. 1991.

19. Кураев Г.А., Леднова М.И., Морозова Г.И., Иваницкая Л.Н. Психофизиологические характеристики детей дошкольного и младшего школьного возраста//Мир психологии. 2002. № 1.

20. Лебедев В.М. Динамическая латеризация функций в процессе результативной деятельности человека и животных. Диссер. Док. биолг. Наук – Мн., 1992.

21. Леутин В.П, Николаева Е.И. Функциональная асимметрия мозга. – СПб., Речь. 2005.

22. Леушина Л.И., Невская А.А. Различие полушарий в обработке зрительной информации и опознании зрительных образов. – М., Научный Мир. 2004.

23. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. М.; Воронеж,1997

24. Медведев С.В., Бехтерева Н.П., Воробьёва В.А. Мозговое обеспечение обработки зрительно предъявляемых речевых стимулах на различных уровнях их интеграции. Семантические моторные аспекты//Физиология человека. 1997. Т. 23. № 4.

25. Миншуткин В.В., Николаенко Н.Н. Роль правого полушария мозга в обеспечении константности восприятия размеров предметов//Физиология человека. Т. 13 № 2. 1987.

26. Неруш П.А., Дмитриенко А.М. Функциональная асимметрия мозга и тонус вегетативных нервных центров//Архив психиатрии. 1997. № 12-13.

27. Николаенко Н.Н. Творчество и мозг. – Спб., Институт специальной педагогики и психологии. 2001.

28. Пиаже Ж. Психология интеллекта. – М.: Просвещение. 1969.

29. Реброва Н.П., Чернышева М.П Функциональная межполушарная асимметрия мозга человека и психические процессы. – СПб. Речь. 2004.

30. Ротенберг В.С. Поисковая активность и адаптация. – М., Наука. 1993.

31. Семаго Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребёнка. – СПб., 2004.

32. Семенович А.В. Проблемы онтогенеза межполушарных взаимодействий: нейрофизиологический подход. – М., НИИ Мозга РАМН. 2004.

33. Симерницкая Э.Т. Доминантность полушарий. – М., МГУ. 1978.

34. Сергиенко Е.А., Дозорцева А.В. Функциональная асимметрия полушарий мозга. – М., Научный мир. 2004.

35. Фарбер Д.А., Бетелева Т.Г., Мачинская Р.И. Возрастные особенности функциональной специализации полушарий при когнитивной деятельности//Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии. – М., НИИ мозга РАМН, 2003.

36. Фокин В.Ф., Пономарёва Н.В. Энергетическая физиология мозга. – М., Антидор. 2003.

37. Фокин В.Ф. Эволюция центрально-переферической организации функциональной межполушарной асимметрии. – М., Научный мир. 2004.

38. Хомская Е.Д., Ефимова И.В. Нейропсихология индивидуальных различий. – М., МГУ. 1997.

39. Чернова Н.Д. , Невская А.А., Глезнер В.Д. Роль взаимодействия полушарий в опознании зрительных образов//Сенсорные системы. 2000. Т. 14. № 2.

40. Эриксон Э. Детство и общество: Пер. с англ. – СПб., 1996.


Тема: «Влияние мануальной ассиметрии на формирование памяти и внимания у младших школьников»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 71
Цена: 1420 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика