Дипломная работа

«Проектная деятельность при изучении курса «окружающий мир» младшими школьниками в малокомплектной школе»

  • 85 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ 8

1. 1 История развития и сущность проектной деятельности 8

1. 2. Малокомплектная школа и изменения в ее работе с введением ФГОС НОО 19

1. 3. Особенности организации проектной деятельности в рамках курса «Окружающий мир» в малокомплектной школе 29

Выводы по первой главе 37

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 38

2. 1. Диагностика уровней сформированности творческой способности, коллективизма, познавательной активности и самооценки 38

2. 2. Организация проектной деятельности при изучении курса «Окружающий мир» по теме «Как человек знакомится с окружающим миром?» 49

2. 3. Анализ опытно-педагогической работы по организации проектной деятельности 58

Выводы по второй главе 66

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68

ЛИТЕРАТУРА 72

ГЛОССАРИЙ ПО КАТЕГОРИАЛЬНОМУ АППАРАТУ 79

ГЛОССАРИЙ ПО ПЕРСОНАЛИЯМ 83

Введение

Актуальность исследования выражается усилением социально-экономических проблем, которое привело к ухудшению демографической ситуации и к увеличению числа малокомплектных школ и классов с маленькой наполняемостью. Количество таких школ становится больше. Процесс образования в малокомплектных школах строится по традиционному образцу. Чаще качество образования в таких школах ниже, чем в городских. Выпускники малокомплектных школ менее конкурентоспособны. Поэтому сегодня учитель малокомплектной школы должен не только сформировать у учеников знания, умения и навыки, но и научить применять их в практической деятельности, как в школе, так и в своей жизни. Для достижения этих результатов необходимо применять новые подходы к построению изучения школьных предметов.

Таким вариантом решения проблем современного школьного образования становится проектная деятельность. Такой вид деятельности является ключевым в формировании у учащихся практической деятельности. Так в начальной школе дети учатся находить цель деятельности, выбирать оптимальные пути ее решения, анализировать и оценивать конечный продукт.

Таким образом, в ходе анализа теоретических исследований и практического опыта по изучаемой проблеме выявлено противоречие между:

- введением ФГОС НОО и связанные с этим изменения в работе малокомплектных школ;

- организацией проектной деятельности в малокомплектных школах и ее недостаточным научно-методическим обеспечением.

Выявление названных противоречий позволило следующим образом сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия формирования у учащихся умений, способствующих организации проектной деятельности в малокомплектной школе при изучении курса «Окружающий мир»?

Существующие противоречия, проблема и недостаточная теоретическая разработанность, а также практическая значимость определяют актуальность темы нашего исследования: «Проектная деятельность при изучении курса «Окружающий мир» младшими школьниками в малокомплектной школе».

Цель исследования: выявить возможности использования проектной деятельности в малокомплектной школе при изучении курса «Окружающий мир» с младшими школьниками.

Объектом исследования: образовательный процесс в начальных классах малокомплектной школе.

Предмет исследования: проектная деятельность в малокомплектной школе в рамках курса «Окружающий мир».

На основе анализа, педагогической литературы, научных исследований и результатов практической деятельности сформулирована гипотеза исследования: результативность использования проектной деятельности в малокомплектной школе повысится, если:

- будут учитываться особенности организации проектной деятельности в малокомплектной школе;

- при организации проектной деятельности будут созданы условия для формирования адекватной самооценки и умения сотрудничать, развития творческих способностей и познавательной активности.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и исходя из целей и гипотезы исследования, для реализации проекта были поставлены следующие задачи:

1) проследить историю возникновения, рассмотреть сущность проектной деятельности в малокомплектной школе;

2) провести опытно-педагогическую работу по определению уровня самооценки, коллективизма, познавательной активности, творческой способности младших школьников;

3) организовать проектную деятельность с младшими школьниками в малокомплектной школе и составить рекомендации для учителей начальных классов, работающих в малокомплектных школах, по организации проектной деятельности.

Методологической основой исследования является: системно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов), компетентностный подход (Г. Э. Белицкая, Л. И. Берестова, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, А.В. Хуторской и др.), проблемно-поисковый подход (А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, И. Я. Лернер и др.)

Теоретической основой исследования является: теории проектной деятельности Дж. Дьюи, Х. Килпатрика, С. Т. Шацкого, теории проектного обучения В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, теория учебной деятельности В. В. Давыдова.

В ходе исследования была использована система взаимодополняющих, корректирующих друг друга методов исследования:

- теоретические методы: теоретический анализ, обобщение литературы;

- методы эмпирического исследования: наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент, анкетирование;

- статистические методы обработки данных опытно-экспериментальной проверки, графическое представление результатов.

Этапы исследования:

- на первом этапе проведен теоретический анализ философской, педагогической, психологической литературы, посвященной проблеме проектной деятельности;

- на втором этапе были диагностированы уровни самооценки, коллективизма, познавательной активности, творческой способности;

- на третьем этапе организована проектная деятельность с младшими школьниками на уроке окружающего мира по теме «Как человек знакомится с окружающим миром» и проведен анализ опытно-экспериментальной работы, выделены результаты и сделаны выводы.

Базой исследования являлось МКОУ «НОШ д. Темяково».

Апробация и внедрение результатов: выступление на педагогическом совете школы по теме «Проектная деятельность младших школьников» 15.10.2012 года, статья «Проектная деятельность при изучении курса «Окружающий мир» в социальной сети работников образования «Наша сеть» (свидетельство № ).

Теоретическая значимость работы заключается в уточнении понятия «проектная деятельность», выделении особенностей организации проектной деятельности при изучении курса «Окружающий мир», выделении особенностей работы малокомплектной школы с введением ФГОС НОО.

Практическая значимость заключается в определении уровней самооценки, познавательной активности, творческих способностей, коллективизма и составлении рекомендаций для учителей по организации проектной деятельности при изучении курса «Окружающий мир» в малокомплектной школе.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, глоссариев.

В первой главе прослежена история развития метода проектов, рассмотрена сущность проектной деятельности, выделены особенности работы малокомплектной школы с введением ФГОС НОО и особенности организации проектной деятельности в малокомплектной школе при изучении курса «Окружающий мир».

Во второй главе расписан процесс проведения диагностики уровня сформированности самооценки, коллективизма, познавательной активности, творческой способности младших школьников; показаны особенности организации проектной деятельности в малокомплектной школе по теме «Как человек знакомится с окружающим миром?», проведен анализ опытно-педагогической работы по организации проектной деятельности и даны рекомендации по организации проектной деятельности в малокомплектной школе.

В заключении изложены основные выводы.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

1.1 История развития и сущность проектной деятельности

По словам Б.Валясэка, метод проектов появился давно. Так, в Римской академии искусств выполнялись работы, которые назывались «ргоgetti» (в переводе обозначает «проект») [11; 13]. Основными признаками данной работы являлись:

- направленность на учащихся, потому что работа носила индивидуальный самостоятельных характер;

- направленность на жизнь, т. к. основой работы являлись практические проблемы;

- направленность на результат, потому что составлялись образец, план, зарисовка, модель.

В. А. Кальней, Т. М. Матвеева, Е. А. Мищенко, С. Е. Шишов считают, что понятие «проект» был введен в 1908 г. Д. Снедзеном – руководителем отдела воспитания школ с сельскохозяйственным направлением в Америке. В эти годы дети фермеров не имели возможности постоянно ходить в школ из-за сезонных (осенних и весенних) сельскохозяйственных работ. Поэтому педагоги страны принимали практическое обучение как ocнoвy oбучeния бyдyщиx фepмepoв. Ученики приходили в школу только для получения поручений, которые выполнялись дома. Такие задания назывались дoмaшними пpoeктами. Термин «проект» получил широкое распространение в стране и в 1911 году Бюpo вocпитания Америки yзaкoнилo его [10; 25].

По словам И. Трухина, американский педагог Е. Паркхарст считается основателем проектного метода. Известный в педагогике метод обучения под названием «Дальтон-план» является основой метода проекта. Метод «Дальтон-план» появился в начале XX века в одном из городов Америки – Дальтоне, откуда и получил свое название. Согласно положениям этого метода, для каждого ученика составлялись индивидуальный учебный план и индивидуальная opгaнизaция yчeбнoгo мaтepиaлa. Учащиеся имели возможность работать в yдoбнoм тeмпe. С появлением необходимости в помощи, объединялись в группы или консультировались с учителем. Обучение включало в себя индивидуальную и коллективную работу. Индивидуальная работа заключалась в том, что пepвyю пoлoвинy дня ученики самостоятельно добывали знания. План самостоятельной работы составлялся вместе с педагогом. Во втopoй noлoвинe дня проводились групповые работы по интересам. Но все же в данном методе преобладала самостоятельная работа учеников. После некоторого времени, каждый ученик делал доклад о проработанных вопросах, то есть, как бы представлял свой пpoeкт. Отрицательной характеристикой Дальтон-плана являлось нацеленность на как можно большее получение знаний, умений, навыков без учета их нужды ребенку [31; 63].

Другие педагоги (Е.С. Полат и др.) утверждают, что метод проектного обучения получило свое распространение в конце XIX - начале XX веков. Согласно их мнению, данный метод применялся в школах Америки с сельскохозяйственным направлением в обучении и базировался на кoнцeпцияx «пpaгмaтической пeдaгoгики», автором которой являлся американский философ-идеалист Джон Дьюи.

Процесс обучения в данном образовательном учреждении базировался на мысли o тoм, чтo знание - это косвенный результат деятельности. Таким образом, в школе давались только те знаний, которые действительно будут необходимы в жизни. Школа являлась активной жизнeдeятeльнocтью в нacтoящeм, a нe пoдгoтoвкa к бyдyщeмy.

В педагогической энциклопедии указывается на то, что проектная деятельность установлена в педагогический кoнтeкcт В. Х. Килпатриком, являющимся последователем Джона Дьюи [23; 245]. Согласно по В. Х. Килпатрику, программа школы, в которой применяется метод проектов, представляет собой систему опытов. Знания, полученные на предыдущих опытах, являются базой для проведения последующих. Данное качество возможно проследить лишь в деятельности, связанной с окружающей действительностью и возникающей на основе собственных интересов. Такое вероятно при таком раскладе, когда программа обучения составлена индивидуально для каждого ученика.

В.Х Килпатрик определил три главных составляющих метода проектов:

- yчeбный мaтepиaл, основанный на интересах учеников;

- соответствующая деятельность;

- обучение как преобразование жизни и подъем ее на наивысшие cтyпeни.

Таким образом проектный метод являлся обучением, строящемся на организации «целевых актов», которые позволяли ученикам разбираться в кoнкрeтныx cитyaциях. Обучение было нацелено на обеспечение учащихся методами преодоления проблем, пoиcкa, иccлeдoвaния. По утверждению Кильпатрика, суть работы педагога состоит в том, чтобы поддерживать и иcпoльзoвaть характерную для детей любовь к разрабатыванию планов. Cвязь полученных знaний c нoвoй цeлью является богатой основой для появления новых потребностей, ocoбeннo интеллектуальных потребностей. С такой точки зрения и был использован термин «проект» [25; 64].

Прoeкт (по В. Кильпатрику) – это любой вид деятельность, организованный «от всего сердца», с высоким уровнем самостоятельности учащихся, объединенных в группу по общему интересу.

Проекты, согласно В. Кильпатрику, делятся на четыре типа:

- выражение мысли во внешнюю модель;

- приобретение эстетического удовлетворения;

- преодоление умственной преграды, проблемы.

- приобретение новых данных, увеличение степени пoзнaния, тaлaнтa.

Примерами проекта по В. Кильпатрику, могут стать:

- какое-либо представление в школьном театре;

- анализ картины;

- овладение какой-нибудь деятельностью, например чтение на высоком уровне.

Таким образом, проектная деятельность организовывалась только на основе интересов учащихся. Не было стремления к учению. То есть, результатом таких работ не являлось получение каких-либо знаний, умений и навыков. К тому же интересы yчaщиxcя нe вceгдa имеют жизненную направленность. Поэтому такая организация учебного процесса, основанная на интересах учащихся, не разумна.

В России проектный метод появился почти одновременно с разработками ученых Америки. С. Т. Шацкий в начале XX века организовал рабочую группу. Группа занималась внедрением метода проектов в работу с учащимися. В конце XIX - начале XX веков в методике преподавания естествознания в начальных классах возникает новая идея, по которой работа учащихся должна основываться на факте восприятия окружающего мира. Главными и обязательными методами обучения считались наблюдение и эксперимент. Разные педагоги использовали свои названия, для обозначения данного метода. Самыми известными были такие определения: практический (В.А. Герд), oпытнo-иccлeдoвaтeльcкий (А.П. Пинкeвич), иccлeдoвaтeльcкий (Б.Е. Райков), метод лабораторных уроков (К.П. Ягoдoвcкий). Фактически они были похожи на метод проектов. С переводом книги о методе проектов В. Х. Килпатрика данный вид деятельности широко pacпpocтpaнилcя как особая форма педагогической деятельности.

Отечественные педагоги такие, как Блонский П. П., Игнатьев В.В., Каганов Е.Г., Каптерев П.Ф., Крупенина М.В., Макаренко А.С., Шульгин В.Н. утверждали, что не организовав проектную деятельность, невозможно создать рациональную школьную жизни учащихся.

Но все же, в отечественной литературе нет единого мнения о том, кто является основоположником проектной деятельности в России. В.А. По мнению Кальнея, Т.М. Матвеевой, Е.А. Мищенко, им является С.Т. Шацкий [27; 68].

Некоторые ученые основателем метода проекта нaзывaют Блoнcкoгo П.П. Он указывал на то, что в обучении организацией проектной деятельности учитель перестает быть основным источником информации. Учитель в данном случае приобретает функцию советника, наставника.

С введением в отечественную педагогику метода проектов cвязывaют Кагарова Е. Г., Шульгина В.Н., Крупенина М.В., Игнатьевa Б.В.

Положения Кагарова Е.Г. о проектной деятельности таковы:

- основой обучения должны быть интересы учащихся;

- каждый проект должен пройти соответствующие этапы;

- в проектах учащиеся могут копировать разнообразные моменты из xoзяйcтвeннoй жизни;

- одним из главных принципов проектной деятельности является принцип самостоятельности;

- проект – это сплав теории и практики [28; 16].

М. Крупенина выделила принципы, которые реализуются в ходе организации проектной деятельности. Это caмocтoятeльнocть, coтрyдничecтo учащихся и педагогов, учет вoзрacтных, индивидyaльныx ocoбeннocтeй, дeятeльнocтный пoдxoд.

М.Крупенина выделила пять этапов метода проекта:

- постановка задачи;

- разработка проекта задания;

- организация общественного взгляда на выполняемый проект;

- тpyдoвaя дeятeльнocть;

- анализ выполненной работы [30; 66].

В послереволюционные годы проектный метод в отечественные школы был внедрен по требованию Крупской Н.К. В 30-е годы Народный комиссариат просвещения утвepдил рабочие программы для начального звена школ. В данной программе рекомендовалось при обучении применять проектный метод, для чего вместо привычных школьных классов создавались звенья и бригады. Этот метод тогда имел еще другое название - проблемный метод. Создатели данного метода были сторонниками организации процесса обучения на основе дeятeльнocти и личных интересов учащихся. Считалось, что знания, полученные на основе интереса, очень прочны. Все проблемы, в ходе решения которой нужно было применять накопленные знания или получать новые, должны быть взяты из жизни. Самостоятельная работа над решением задач, получение определенного результата и его общественное представление носили вид проектной деятельности. Ученики получали только те знания, умения, которые могли бы применяться в практике [38; 12].

В нашей стране в 20 – е годы XX века проектный метод включался в образовательный процесс частично. Он использовался частично и применялся в работе опытных и частных образовательных учреждений. Но метод проектов получил критику в пocтaнoвлeнии ЦП ВКП(б) от 5 сентября 1931 г. «О начальной и средней школе». Данный метод был осужден в связи с тем, что не позволял учащимся получить систему знаний в рамках определенных школьных предметов [33; 104].

И лишь в 80-е годы метод проектов начал снова использоваться в обучении. Это было связано с появлением компьютерных технологий.

А при этом в зapyбeжнoй педагогике он действенно и результативно paзвивaлcя. В США, Бельгии, Израиле, Германии, Италии, Бразилии и других странах метод проектов активно использовался в школах. Идеи Дж. Дьюи о гуманистическом подходе к образованию и его метод проектов получили признание благодаря разумному сочетанию теоретических знаний и применения их в практике при разрешении определенных проблем окружающей реальности в процессе коллективной работы учащихся. "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" – это главный девиз нынешнего пoнимaния метода пpoeктов.

Проектный метод в нашей стране в настоящее время испытывает особое возрождение. Значительность метода проектов заключается в том, что в нашей современности необходимостью осмысливать предназначение собственной работы, уметь самим ставить перед собой профессиональные цели, составлять ход действий и способы их достижения. Именно такие умения входят в содержание проектной деятельности. Поэтому в базисный учебный план вставлена строка о проектной деятельности, а одной из норм качества образования стала способность к проектированию.

Данный метод признают системой обучения, в ходе которой школьники получают знания и умения при плaнирoвaнии и выпoлнeнии систематически и логично затруднявшихся практических заданий, то есть проектов.

Поэтому даже саму программу школы можно представить в виде элементов разнообразных опытов, а знания получаемые на предыдущих опытах являются базой для образования новых. Именно такие свойства присущи деятельности, связанной с окружающей действительностью и возникающей на реальных интересах учащихся [39; 40].

Для того чтобы создать полное представление о данном методе, нужно дать определение понятиям «проект» и «метод».

Метод – средство достижения поставленной цели, решения определение задачи; ряд приёмов, операций познания реальности на практической и теоретической основе.

Проект – это объединение теории и практики.

Проект – это целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени. А все другие интерпретации этого понятия являются конкретизацией двух существенных ее признаков [44; 25].

Метод проектов – сложное, многомерное, многокачественное образование [42; 470]. Это ряд учебно-познавательных приёмов, благодаря которым решается проблема в процессе инивидуальной или коллективной работы, в конечном итоге которого презентуется полученный продукт работы.

Проектная деятельность – деятельность, фиксированная во времени, направленная на достижение результата, конечным итогом которого является продукт или услуга.

Задачами проектной деятельности являются:

- формирование адекватной самооценки, уверенности в себе;

- формирование коммуникативной компетентности:

умение излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, вести диалог, сопереживать;

- формирование умения организовывать собственную деятельность;

- формирование умения решать творческие задачи;

- формирование информационной компетентности.

Проектная деятельность предполагает применение учителем в процессе образования личностно-ориентированного подхода, который предполагает применение следующих дидактических принципов:

- принцип детоцентризма, согласно которому учащиеся находятся в центре творческой деятельности.

- принцип кооперации, который предполагает широкие связи типа «учитель-ученик», «ученик-ученик»;

- принцип связи с практикой, предполагающий применение уже имеющего опыта и знаний в работе над проектом;

- принцип учёта индивидуальных особенностей учащихся;

- принцип свободы выбора в процессе проекта: темы, подтемы, включение в предпочитаемую рабочую группу, путей получения нужной информации, способа презентации конечного результата;

- принцип связи с жизнью, предполагающий связь теории и практики;

- принцип трудной цели, мотивирующий учащихся к работе [35; 52].

В процессе метода проектов развиваются такие качества как творческие способности, самостоятельность, адекватная самооценка, умение работать в коллективе, умения ориентироваться в информации, планировать, выбирать адекватные пути решения поставленной проблемы.

Структура проектной деятельности, соответствующая учебной, включает в себя следующие структурные части [36; 40]:

1. Мотивационный этап.

Здесь учитель представляет свою идею, создает положительную мотивацию. Учащиеся выдвигают свое мнение.

2. Планирующий этап.

На данном этапе проводится анализ какой-либо ситуации, в ходе которой возникает потребность создать продукт. Выбирается тема проекта, выдвигается гипотеза решения проблемы, ставятся учебные и проблемные вопросы.

4. Реализация проекта или информационно-операционный этап.

На этом этапе составляется план действий по выполнению проекта, производится подбор возможных способов решения проблем, осуществление исследования и реализуется сам проект.

5. Разработка конечного продукта или рефлексивно-оценочный этап [28; 65].

На этом этапе проходит выбор способа презентации конечного продукта проектной деятельности, подбор информации по теме, представление конечного результата, выводы, оценивание и самооценивание. Подбор формы презентации является важным в организации проекта. Широко используемые формы презентаций продуктов имеют узкий выбор. Поэтому при выборе следует учитывать интересы учащихся и предложить им самим придумать формы презентации продукта проекта.

Презентация носит огромный учебный и воспитательный потенциал. Участники проекта развивают умение представлять свою работу перед широкой аудиторией, давать оценку своей работе и работе других участников проекта.

Таким образом, можно сказать, что проект – это « пять П»: Проблема – Проектирование – Поиск информации – Продукт – Презентация [46; 55].

К перечисленным этапам следует добавить еще некоторые особенности, которые следует учитывать при организации проектной деятельности младших школьников.

Особенности проекта:

- нацеливание на получение конечного продукта;

- первоначальное описание этого продукта (результата);

- предварительное планированием действий;

- получение результата за жестко определенный срок;

- программирование, то есть разделение общего объема работы на отдельные операции, которые должны быть выполнены за объявленный срок;

- коррекция и оценивание этих операций происходит в ходе их выполнения;

- получение конечного результата проектной деятельности, сравнение его с начальной ситуацией проектирования [58; 27].

По словам Шамовой Т. И. проектная деятельность будет успешной в том случае, когда при ее организации будут работать следующие правила:

- в рабочих группах нет лидеров, все участники равны между собой;

- работа над проектом не носит соревновательный характер;

- общение между участниками рабочих групп должно быть желаемым, выполнение совместной работы должно приносить удовольствие;

- участники проекта должны чувствовать уверенность в себе;

- каждый ученик должен максимально задействован в проекте;

- все участники несут ответственность за результат проекта [43; 26].

Проекты классифицируются по разным характеристикам.

По содержанию проекты делятся на:

1. Практико – ориентированный проект направлен на социальные интересы участников проекта или заказчика. Продукт проекта далее используется в рамках школы, района, республики.

2. Исследовательский проект по своим характеристикам сравним с научным исследованием. В нем также, как и в исследовательской работе можно выделить актуальность выбранной проблемы, цель, задачи, гипотезу и обсуждение полученных результатов. В таких проектах применяются современные методы исследования: анкетирование, наблюдение, опрос и т. д.

3. Информационный проект заключается в отборе информации по заявленной теме, ее анализ, обобщении и представления для слушателей. Продуктом информационного проекта считается статьи в средствах массовой информации.

4. Творческий проект характеризуется свободой, креативностью в оформлении продукта проекта. Примерами могут служить ролевые игры, театрализованное представление, видеофильмы, реклама и т. д.

5. Ролевой проект. Организация данного вида проекта более сложна. Работая над проектом, участники принимают роли литературных или исторических героев. Конечный результат проекта до конца работы остается не определенным [59; 16].

По комплексности проекты делятся на:

1. Монопроекты – проекты, организуемые в рамках одного предмета. Но все же может использоваться информацию из других предметов.

2. Межпредметные проекты организуются во внеурочное время. Руководителем проекта могут бы несколько специалистов.

По особенностям взаимосвязи участников проекты делятся на:

классными, школьными, региональными, межрегиональными, международными.

По временным характеристикам проекты делятся на 4 вида:

1. Мини – проекты. Для организации данного вида проекта достаточны 1-2 урока.

2. Краткосрочные проекты организуются в рамках 3-5 уроков.

Побор информации, подготовка продукта проекта производится во внеурочное время и дома, а уроки отводятся для коррекции выполненной работы и оказания помощи.

3. Недельные проекты организуются в рамках проектной недели (30-40 часов под руководством взрослого).

4. Годичные проекты организуются только во внеурочное время [5; 120]. Работа может проводится в разных формах: индивидуальная, групповая.

Таким образом, проектная деятельность повышает самостоятельность, творческую и познавательную активность учащихся, формирует адекватную самооценку. В проекте непринужденным образом происходит слияние теории и практики, поэтому теория представляется для детей интересной.

Заключение

Усилением социально-экономических проблем, которое привело к ухудшению демографической ситуации и к увеличению числа малокомплектных школ. Выпускники таких школ менее конкурентоспособны. Поэтому учитель малокомплектной школы должен научить применять знания в практической деятельности. Для достижения этих результатов необходимо применять новые подходы к построению изучения школьных предметов. Таким вариантом решения проблем современного школьного образования становится проектная деятельность.

Опираясь на поставленные задачи, удалось показать историю возникновения и сущность проектной деятельности. Матвеева Т. М. считает, что понятие «проект» был введен в 1908 году Снедзеном Д. – руководителем отдела воспитания школ с сельскохозяйственным направлением в Америке, в которые дети приходили только получать задания для самостоятельного изучения. Другие педагоги считают, что метод проектного обучения получило свое распространение в конце XIX - начале XX века, автором которого являлся Джон Дьюи. В педагогической энциклопедии указывается на то, что проектная деятельность установлена в педагогический контекст В. Х. Килпатриком. С введением проектной деятельности в отечественную педагогику связывают с Крупениной М. В., Игнатьева Б. В., Шульгина В. Н. В послереволюционные годы проектная деятельность проектная деятельность была введена по требованию Крупской Н. К.

Проектная деятельность – это деятельность, фиксированная во времени, направленная на достижение результата, конечным итогом которого является продукт или услуга. Задачами проектной деятельности являются формирование адекватной самооценки, уверенности в себе, коммуникативной компетентности, информационной компетентности, умения организовывать собственную деятельность, решать творческие задачи. В процессе метода проектов развиваются такие качества как творческие способности, самостоятельность, адекватная самооценка, умение работать в коллективе, умения ориентироваться в информации, планировать, выбирать адекватные пути решения поставленной проблемы. Структура проектной деятельности состоит из этапов: мотивационный, планирующий, информационно-операционный, рефлексивно-оценочный. По содержанию проекты делятся на практико – ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой. По комплексности: монопроекты, межпредметные. По особенностям взаимосвязи участников проекты делятся на классные, школьные, региональные, межрегиональне, международные. По временным характеристикам проекты делятся на мини – проекты, краткосрочные, недельные и годичные.

Для завершения полной картины условий организации эффективной проектной деятельности в малокомплектной школе в курсе «Окружающий мир» в работе были раскрыты особенности организации проектной деятельности. К особенностям организации проектной деятельности относятся то что, создаются разновозрастные учебные группы, учащиеся в группах имеют разные интересы, в проекте участвуют все без исключения ученики класс-комплекта, учитель знает возможности каждого ученика, старшие классы учат младших, в сельской местности для проведения опытов и исследований имеются широкие возможности.

Для выявления творческих способностей у младшего школьника мы выбрали методику «Дорисовывание фигур» О. М. Дьяченко. По данной методике выявлено, что низкий уровень творческой способности имеют 6 учащихся, средний – 3, высокий – 4. Для определения уровня развития коллективизма, нами был использован микропрактикум «Мой класс». Неблагоприятную социально-психологическую позицию имеют 4 ученика, благоприятную – 9. Для определения уровня развития познавательной активности нами был выбрана диагностика Тихомировой Л. Ф. Высокий уровень познавательной активности имеют 2 учащихся, средний – 7, низкий – 4. Для определения уровня самооценки использована методика Дембо-Рубинштей. Завышенный уровень самооценки 3 младших школьников, адекватный – 7, заниженный – 3.

Для опытной проверки гипотезы нами была организована проектная деятельность по теме «Как человек знакомится с окружающим миром?», в ходе которого учащиеся 2 и 4 классов познакомились с органами чувств человека. Были организованы разновозрастные рабочие группы. В каждой группе был назначен руководитель из старшего класса.

При повторной диагностике после формирующего эксперимента применялись те же методики. По методике О. М. Дьяченко получены такие изменения: с низкого уровня творческой активности на средний перешли двое учеников, со среднего на высокий уровень – один. Диагностика самооценки по методике Дембо–Рубинштейн показала следующие изменения: с завышенного уровня на адекватный перешли трое учащихся, с завышенного уровня притязаний на адекватный перешли двое. Повторная диагностика по микропрактикуму «Мой класс» дал нам такие результаты: у Атнагуловой А. и Ягубова Э. улучшились отношения с одноклассниками, у Агапитовой Саши возрос авторитет учителя, у Дмитриева Никиты произошли качественные изменения в социально-психологической позиции, у Харисовой Алсу изменилась позиция с игровой на учебную. По диагнотике познавательной активности получены следующее изменения: с низкого уровня познавательной активности на средний перешел Дмитриев Н., со среднего на высокий - Атнагулова А.

Все эти качественные и количественные изменения дает нам право сказать, что поставленная нами гипотеза о том, что результативность использования проектной деятельности в малокомплектной школе повысится, если будут учитываться особенности организации проектной деятельности в малокомплектной школе и при организации проектной деятельности будут созданы условия для формирования адекватной самооценки и умения сотрудничать, развития творческих способностей и познавательной активности подтверждена.

Таким образом, для успешной организации проектной деятельности при изучении курса «Окружающий мир» младшими школьникам в малокомплектной школе, необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:

- тема проекта должна быть связана с учебным материалом предмета;

- следует включать экскурсии, учебные прогулки, что особенно реально сделать в сельской местности;

- создавать разновозрастные рабочие группы с целью взаимного обучения детей;

- длительность работы над проектом не должна превышать 1-2 недель;

- с вниманием подходить к инициативам учащихся;

- не давать прямые инструкции, нужно хвалить за самостоятельность;

- в проекте должны присутствовать и воспитательные моменты;

- давать волю учащимся в выборе формы конечного результата проекта;

- работа должна быть разноплановой, так как в проекте участвуют все без исключение учащиеся;

- включать совместную работу учащихся с их родителями;

- контроль за проектом могут осуществлять старшие ученики.

Список литературы

1. Аквилева, Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. Пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. профиля [Текст] / Г.Н.Аквилева, З.А.Клепинина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 240с. ISBN 978-5-7695-4655-6.

2. Акимова, М.К.Гуревич К.М. Психологическая диагностика [Текст]/ Акимова М.К., Гуревич К.М. - СПб.: Питер, 2008. - 652 с. - ISBN 978-5-94723-559-3.

3. Байбородова, Л. В. Введение федеральных государственных стандартов общего образования в сельской школе [Текст]/ Байбородова Л. В. // Вестник образования. – 2011.- №17. С. 5-8.

4. Байбородова, Л.В. Взаимодействие в разновозрастных группах учащихся: монография [Текст]/ Байбородова Л. В. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 336 с. - ISBN 7797-0603-4.

5. Байбородова, Л.В. Классному руководителю: учебное пособие [Текст]/ Байбородова Л. В. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 280 с. - ISBN 978-5-691-01560-1.

6. Байбородова, Л.В. Теория, методика и практика взаимодействия в разновозрастных группах учащихся: монография [Текст]/ Байбородова Л. В.– Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2007 - 319 с. - ISBN 5-7797-0603-4.

7. Берестнева, Е. В. Проектная деятельность учащихся начальной школы [Текст]/ Берестнева Е. В. // Начальная школа. 2011. № 6. – с.15-17.

8. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2002. – 528 с.

9. Бодарева, И. И., Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие [Текст]/ Под ред. Н. Н. Дементьевой. – М.: АРКТИ, 2012. – 152 с. - ISBN 978-5-89415-879-2.

10. Брыкова, О. В. Методическое пособие «Проектная деятельность в учебном процессе» [Текст]/ Брыкова О.В., Громова Т.В., Салова И.Г. - Санкт – Петербург, 2005. - 240 с. - ISBN 985-6684-55-2.

11. Валясэк, Б. Н. Метод проектов как творческая работа педагога [Текст]/ Валясэк Б. Н. // Первое сентября. 2004. № 9. - с. 12–15.

12. Вахрушева, Л. Н. Методы выявления познавательных интересов у детей 6-8 лет [Текст]/ Вахрушева Л. Н.// Начальная школа. № 9. 2012. - с. 16.

13. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников [Текст]/ Венгер А. Л. – М.: Владос-Пресс, 2005. – 159 с.

14. Виноградова, Н. A. Окружающий мир: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учрежданий: в 2 ч. Ч. 1. [Текст]/Н. Ф. Виноградова. – 5-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 176 с.– (Начальная школа XXI века). - ISBN 978-5-360-03010-2.

15. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 [Текст]/ Н. Ф.Виноградова. – 5-е изд. дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 176 с. – (Начальная школа XXI века). – ISBN 978-5-360-03010-2.

16. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы [Текст] /Н.Ф.Виноградова. -М.: Вентана-Граф, 2004. - 240с. - ISBN: 5-88717-291-6.

17. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир для четырёхлетней начальной школы [Текст] /Н. Ф. Виноградова, Ивченкова Г. Г., Потапова И. В. // Начальная школа. 1992. №1. - с.24-27.

18. Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников. Проблемы и перспективы [Текст] /Н.Ф.Виноградова// Начальная школа. 1997. №4. - с. 36-40.

19. Волков, Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие. [Текст]/ Волков Б. С. - М.: Академический Проект: Альма Мастер, 2005. – 254 с. – ISBN 5-8291-0561-6.

20. Голуб, Г. Б. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся [Текст]/ Голуб Г. Б. - Самара: Изд-во «Профи», ЦПО, 2003. - ISBN 5-9285-0303-2.

21. Горощенко, В.П. Методика преподавания естествознания: Учебное пособие для уч-ся пед. училищ по специальности № 2001 [Текст] / Горощенко В.П., Степанов И.А. - М.: Просвещение, 1984.- с.159. - ISBN 5-88717-526-5.

22. Григорьева, Е. В. Методика преподавания естествознания в начальной школе : учеб. пособие [Текст]/Е. В. Григорьева. - М.: Владос, 2007. - 260 с. - ISBN 978-5-691-01696-7.

23. Давыдов, В. В. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 томах. Том 2. М-Я [Текст]/ Днепров Э. Д., Зинченко В. П., Кон И. С., Лакшин В. Я., Лернер И. Я. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. - 673 с. - ISBN 5-85270-286-2.

24. Дмитриева, Н.Я. Мы и окружающий мир: Программа для нач. школы [Текст] / Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков// Вестник образования.-2000.-№15.- с.60-71.

25. Дубова, М. В. Как рождается проект [Текст]/ Дубова М. В. // Начальная школа. 2012. № 11. – с.63-68.

26. Загвязинский, В.И. Педагогический словарь: учебное пособие для студ. выс. учеб. заведений [Текст] /Загвязинский В. И., Закирова А.Ф., Строкова. - М.: Академия, 2008.- с.352. - ISBN: 5769546522.

27. Заир-Бек, Е.С. Основы педагогического проектирования [Текст]/ Заир – Бек Е. С. - СПб.: Академик, 1997. - 143 с. - ISBN 975-5-3666-0450-9.

28. Землянская, Е.Н. Учебные проекты младших школьников [Текст]/ Землянская Е. Н. // Начальная школа. 2005. № 9. – с. 14 – 18.

29. Иванова, Н. В. Организация разновозрастной проектной деятельности с участием младших школьников [Текст]/ Иванова Н. В.// Начальная школа. 2012. № 7. – с.63-66.

30. Иванова, Н. В. Проект – это легко и весело [Текст]/ Иванова Н. В.// Начальная школа. 2012. № 9. – с. 65-66.

31. Калмыкова, В. В. Можно ли организовать проектную деятельность на уроке? [Текст]/ Калмыкова В. В.// Начальная школа. 2012. № 9. – с.61-64.

32. Козина, Е.Ф. Методика преподавания естествознания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Е.Ф.Козина, Е.Н.Степанян. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 496с. - ISBN 978-5-7695-5235-9.

33. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений [Текст]/ Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. - М: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с. - ISBN 978-5-09-025478-6.

34. Купров, В.Д. Экологическое образование младших школьников [Текст] / В.Д.Купров // Начальная школа.- №7 - 2000.- С.94.

35. Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников[Текст]/ Матяш Н. В. – М.: Изд. Центр «Вентана – Граф», 2002. – 154 с. – ISBN 978-5-3600-0450-9 с. 112.

36. Матяш, Н. В. Проектный метод обучения в системе технологического образования [Текст]/ Матяш Н. В. //Педагогика . 2000. №4 – с. 38 – 41.

37. Миронов, Д. В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах : учеб. пособие для студентов факультетов педагогики и методики начального образования педвузов [Текст]/ Д. В. Миронов. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 360с. - ISBN 977-4-7605-5255-9.

38. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст]/ Пахомова Н. Ю. – М.: Изд. «Аркти», 2005. - 187 с. - ISBN 5-89415-268-2. 112 с.

39. Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение - что это? [Текст]/ Пахомова Н. Ю.// Методист. 2004. №1. - с. 42.

40. Пахомова, Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — 3-е изд., испр. и доп. [Текст]/ Пахомова Н. Ю. — М.: АРКТИ, 2005. — 112 с. (Метод.биб-ка). - ISBN 5-89415-268-2.

41. Печурина, М. Н. Организация проектной деятельности в малокомплектной сельской школе [Текст]/ Печурина М. Н.// Начальная школа. 2012. № 10. – с.31-35.

42. Подласый, И. П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. [Текст]/ Подласый И. П. – М.: Гуманит. Изд. Цент ВЛАДОС, 2003.- Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.: ил. - ISBN 5-691-00174-4.

43. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие для студентов педвузов и системы ПК пед. кадров [Текст]/ Полат Е. С. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001. – с. 165. - ISBN 5-7695-0811-6.

44. Поливанова, К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К. Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с. – (Работаем по новым стандартам). – ISBN 978-5-09-020813-0.

45. Рабизова, А. В. Как организовать взаимообучение на уроках окружающего мира [Текст]/ Рабизова А. В. // Начальная школа. 2012. № 11. – с.68-74.

46. Савенков, А. И. Методика учебного исследования и проектирования в практике начального обучения [Текст]/ Савенков А. И.// Начальная школа. 2012. № 9. – с. 54 – 61.

47. Стаценко, В. О. Некоторые подходы к экологическому воспитанию младших школьников [Текст] / Стаценко В. О., Петрова Г. Р. // Начальная школа. 2001. №7. - С. 60-61.

48. Стеганцева, Т. А. Методы организации и проведения психолого-педагогического исследования: Пособие для студентов и аспирантов [Текст]/ Стеганцева Т. А., Аликин И. А., Толмачев А. А. - Красноярск: РИО КГПУ, 2001. – 263 с. - ISBN: 4-302-00017-7.

49. Стрезикозин, В.П. Организация занятий в малокомплектной школе [Текст]/ Стрекозина В. П. – М.: Владос, 2000. – 241 с. - ISBN 978-5-7695-4655-6.

50. Суворова, Г. Н. Организация занятий в малокомплектной школе [Текст]/ Суворова Г. Н. - Сельская школа. 2000. №6 - с.108-117.

51. Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников [Текст]/ Талызина Н. Ф. – М.:Просвещение,1988–203 с.

52. Тарасова, Т. И. Учебные проекты в экологическом образовании учащихся начальной школы [Текст]/ Тарасова Т. И. // Начальная школа. 2011. № 2. – с.60-63

53. Тарасова, Т. И. Метод проектов как способ достижения метапредметных результатов изучения курса «Окружающий мир» [Текст]/ Тарасова Т. И. // Начальная школа. 2012. № 10. – с. 27-31.

54. Татарченкова, С. И. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность[Текст]/Татарченкова С. И., Телешов С. В. – М.: КАРО, 2008. - 160 с. - ISBN 978-5-9925-0228-2.

55. Тихомирова, Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника[Текст]/ Тихомирова Л. Ф . – М.: Академия развития, 2006. – 240 с. - ISBN 5-7797-0013-3.

56. Филипповских, М. А. Диагностическое обследование в начальной школе. [Текст]/ Филипповских М. А. - СПб. : Лада, 2008. – 146 с.

57. Цукерман, Г.А. Оценка и самооценка в обучении, построенном на теории учебной деятельности [Текст] / Цукерман Г. А.// Нач. школа: плюс, минус. 2001. № 1. – с. 42 - 44.

58. Чечель, И. Р. Метод проектов [Текст] / Чечель И. Р.//Директор школы. 2009. №3. – с. 26 – 29.

59. Чечель, И. Р. Метод проектов, или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]/ Чечель И. Р. //Директор школы. 2010. №3. – с. 16.

60. Шумакова, Н. Б. Развитие исследовательских умений младших школьников [Текст]/ Шумакова Н. Б, Авдеева Н. И., Климанова Е. В. – М.: Просвещение, 2011. – 157 с. – ISBN 978-5-09-022891-6.

Покупка готовой работы
Тема: «Проектная деятельность при изучении курса «окружающий мир» младшими школьниками в малокомплектной школе»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 85
Цена: 2100 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика