Дипломная работа

«Электронные расчеты в межбанковских корреспондентских отношениях (на примере Национального Банка УР)»

  • 76 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННЫХ РАСЧЕТОВ В МЕЖБАНКОВСКИХ КОРРЕСПОНДЕНТСКИХ ОТНОШЕНИЯХ 5

1.1. Общая характеристика платежной системы Банка России 5

1.2. Возникновение, развитие и значение межбанковских электронных расчетов 13

1.3. Особенности систем межбанковского информационно-финансового обмена 20

2.ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА УР 23

2.1. Общая характеристика Национального Банка УР и его значение в банковской системе 23

2.2. Организационная структура 27

2.3. Характеристика персонала 29

2.4. Показатели деятельности банка 31

3. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖБАНКОВСКИХ ЭЛЕКТРОННЫХ РАСЧЕТОВ НАЦИОНАЛЬНЫМ БАНКОМ УР 38

3.1. Общие принципы и порядок организации расчетов в межбанковских корреспондентских отношениях 38

3.2. Анализ технологии осуществления электронных межбанковских расчетов 48

3.3. Анализ структуры и динамики платежей 54

3.4. Направления совершенствования системы электронных межбанковских расчетов 59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение

Документооборот представляет собой протекающий во времени процесс оформления, обработки и движения расчетных документов у поставщика, плательщика, банка в ходе совершения хозяйственной операции. Он определяется банковскими нормами и правилами, регламентирующими порядок оформления, обработки и прохождения расчетных документов при совершении расчетов.

Термин «документооборот» возник до массового использования элек-тронных технологий, когда расчетные документы печатались на бумажных носителях и обрабатывались вручную. В то время, например, для формы расчетов платежным поручением не было различий между расчетным документом и инструментом платежа.

Платежное поручение использовалось в качестве распоряжения пла-тельщика и основания платежа не только в отношениях банк-клиент, но и в отношениях банк-банк. Для платежных систем важен документооборот на стадии отношений банк-клиент и банк-банк. Платежные системы не определяют отношения клиент-клиент и бухгалтерские процедуры клиентов.

Внедрение электронных технологий изменило представление о документообороте. Теперь расчетный документ как объект доку-ментооборота используется только в отношениях банк-клиент в качестве основания для проведения платежа.

Участники платежной системы не передают расчетный документ, как это было раньше. Передача реквизитов платежа осуществляется в виде файлов реестров платежей, отдаленно напоминающих сводное платежное поручение. Поэтому в электронных платежных системах термин «до-кументооборот» заменяется термином «файловый обмен».

Приведя характеристики элементов системы безналичных расчетов, пе-рейдем к анализу изменений этих элементов в платежной системе.

Термин «платежная система» вошел в обиход банковских работников во второй половине 1990-х годов, и он, по сути, заменил ранее применявшийся термин «система безналичных расчетов». Появление и широкое использование термина «платежная система» объясняется активизацией в нашей стране западных платежных систем, прежде всего системы межбанковских коммуникаций SWIFT.

По аналогии с западными системами межбанковских коммуникаций Банком России была создана современная система электронных межбанковских расчетов. В настоящее время объем электронных межбанковских платежей приближается к 100% в общем их объеме. Таким образом, выбор темы дипломной работы достаточно актуален на сегодняшний день.

Цель дипломной работы – исследовать теоретические и практические аспекты использования электронных расчетов в межбанковских корреспондентских отношениях.

Объектом исследования дипломной работы выступает Национальный Банк Удмуртской Республики.

Для успешного достижения цели дипломной работы в процессе ее вы-полнения должен быть решен ряд задач:

-дана общая характеристика платежной системы Банка России;

-исследованы аспекты возникновения, развития межбанковских элек-тронных расчетов;

-раскрыты особенности систем межбанковского информационно - финансового обмена;

-дана общая характеристика Национального Банка УР, показано его значение в банковской системе;

-дана характеристика персонала банка;

-исследованы показатели деятельности банка;

-раскрыты общие принципы и порядок организации расчетов в межбанковских корреспондентских отношениях;

-дан анализ технологии осуществления электронных межбанковских расчетов;

-проведен анализ структуры и динамики платежей;

-представлены направления совершенствования системы электронных межбанковских расчетов.

Заключение

Выполненная дипломная работа посвящена такой актуальной теме как электронные расчеты в межбанковских корреспондентских отношениях.

Актуальность выбора темы дипломной работы обусловлена тем фактом, что электронные межбанковские расчеты позволили существенно ускорить время прохождения платежей и тем самым оказали и оказывают позитивное влияние на развитие экономики России в целом и Удмуртии в частности.

Являясь подразделением Центрального банка Российской Федерации, Национальный банк Удмуртской Республики обеспечивает сегодня проведение единой государственной денежно-кредитной политики, осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций, обеспечивает эффективное и бесперебойное функционирование платежной системы.

Расчеты между клиентами и их кассовое обслуживание осуществляют 11 расчетно-кассовых центров республики.

В настоящее время они обслуживают все кредитные организации, боль-шинство бюджетных организаций, государственные внебюджетные фонды, органы федерального казначейства.

Электронные расчеты в межбанковских корреспондентских отно-шениях, осуществляемых через Национальный Банк УР, как подразделение ЦБ РФ, непосредственно осуществляет головной расчетно-кассовый центр Национального Банка УР (ГРКЦ).

Как показал анализ, за 2004-2005 годы наблюдается увеличения, как количества, так и объема платежей через платежную систему НБ УР. Кроме этого в зависимости от уровня осуществления платежа в рассматриваемом периоде значительно преобладали внутрирегиональные платежи.

Как показали данные анализа, в общем объеме услуг НБ УР преобладают платные услуги, но в 2005 году их доля несколько снизилась.

Основой электронных расчетов НБ УР являются платежные документы составленные на электронных носителях и подписанные аналогом собственноручной подписи, электронные документы.

В систему внутрирегиональных расчетов, входят два уровня участников: расчетно-кассовый центр (РКЦ) и региональные коммерческие банки, включая филиалы банков других регионов.

В системе межрегиональных расчетов Банка России к двум уровням участников платежа добавляется третий уровень и складывается следующая иерархия субъектов платежа: банк-участник, региональный РКЦ Банка России и головной расчетный центр НБ УР.

Исследование показало, что за 2005 год количество электронных платежей выросло на 36%, количество платежей с использованием телеграфной технологии снизилось на 10%, количество платежей с использованием почтовой технологии снизилось на 44%.

По данным анализа за 2005 год объем электронных платежей вырос на 30%, объем платежей с использованием телеграфной технологии снизился на 22%, объем платежей с использованием почтовой технологии снизился на 14%.

В процессе выполнения дипломной работы отмечено, что за 2005 год количество платежей по каналам связи выросло на 44%, количество платежей с использованием магнитных носителей снизилось на 7%, количество платежей с использованием бумажных носителей снизилось на 72%.

В качестве направлений совершенствования системы электронных меж-банковских расчетов предложим следующие:

-ускорение проведения платежей;

-предоставление межбанковскими платежными системами дополнитель-ных услуг.

В настоящее время основной проблемой функционирования системы электронных межбанковских расчетов является необходимость ускорения платежей.

В рамках ускорения проведения платежей предлагается с учетом необходимости кардинального упрощения процедуры платежа централизовать все клиентские расчетные счета в головном расчетно-кассовом центре Банка России на уровне региона, перевести их туда из коммерческих банков и работать с ними через средства дистанционного доступа.

В рамках предоставления межбанковскими платежными системами до-полнительных услуг предложение заключается в детализации и расширении возможностей платежных систем по обеспечению сделок на фондовом и де-нежном рынках.

Таким образом, по результатам выполнения дипломной работы делаем вывод, что сформулированные предложения по централизации клиентских счетов в ГРКЦ Банка России и массовый переход на дистанционное бан-ковское обслуживание будут способствовать снижению издержек без-наличных расчетов по небольшим суммам почти до уровня наличных.

С учетом реализации дополнительных услуг платежных систем безна-личные расчеты должны стать привлекательнее наличных. Все это делает проведенное в процессе выполнения дипломной работы исследование практически значимым.

Список литературы

1. Гражданский Кодекс РФ // СПС «Кодекс».

2. Трудовой Кодекс РФ // СПС «Кодекс».

3. Федеральный Закон РФ от 02.12.1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» // СПС «Кодекс».

4. Федеральный Закон РФ от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном Банке РФ» // СПС «Кодекс».

5. Положение «О правилах обмена электронными документами между Банком России, кредитными организациями и другими клиентами Банка России при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России» от 12 марта 1998 г. № 20-П. // СПС «Кодекс».

6. Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации от 18 июня 1997г. № 61. // СПС «Кодекс».

7. Ануреев С.В. Платежные системы и их развитие. М.: Финансы и стати-стика, 2004.

8. Антонов Н.Г., Пессель М.А. Денежное обращение, кредит и банки. М.: 2006.

9. Аналитический обзор платежного оборота за 2005 год // Банковская хроника № 13 (223), 2006.

10. Банковское дело. Под ред. Лаврушина О.И. – М.: 2003.

11. Банковский менеджмент: Учебное пособие для ВУЗов / Под ред. А.А. Кириченко. — М.: 2004.

12. Банковское дело: Учебник / Под ред. В.И. Колесникова, Л.П. Кроливецкой. — М.: 2003.

13. Банковский портфель / Т.1,2.3 / отв. ред. Коробов Ю.И., Рубин Ю.Б., Солдаткин В.И. М.: 2006.

14. Буянов В.П. Банковские расчеты: анализ нормативного обеспечения. М.: Экзамен, 2003.

15. Бюллетень банковской статистики. Региональное приложение. 2005. № 1.

16. Бюллетень банковской статистики. Региональное приложение. 2005. № 2.

17. Бюллетень банковской статистики. Региональное приложение. 2005. № 3

18. Блауг М. Экономическая мысль в перспективе. Пер. с англ. М., 2004. С.182.

19. Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Под ред. Жукова Е.Ф. М.: 2004.

20. Игнатьев С.М. Платежные системы России. М.: 2005.

21. Козловская Э.А. Основы банковского дела. - М.: Финансы и статистика, 2005.

22. Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки: Учебник для ВУЗов. Финансы и статистика, М., 2004.

23. Максютов А.А. Основы банковского дела. М.: 2005.

24. Маркова О.М., Сахарова Л.С., Сидоров В.Н. Коммерческие банки и их операции: Учебное пособие–банки и биржи, ЮНИТИ, М., 2004.

25. Масленчеков Ю.С., Тавасиев А.М. Банк – партнер предприятия: Учебное пособие – для ВУЗов. – ЮНИТИ – ДАНА, М., 2004.

26. Материалы официального сайта Центрального банка РФ // h**t://w*w.cbr.r*.

27. Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансового рынка. М.: 2005.

28. Общая теория денег и кредита. Учебник. / Под ред. Е.Ф. Жукова. М.: 2004.

29. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2005 год.

30. Ребельский Н.М. О конкуренции на рынке банковских услуг // Бизнес и банки. 2005. № 24-25.

31. Российский статистический ежегодник за 2005 г. М.: 2006. – 450 с.

32. Саркисянц А. О роли банков в экономике // Вопросы экономики, 2004, № 3.

33. Словарь современной экономической теории Макмиллана. М.: 2005. – 410 с.

34. Развитие расчетных услуг в республике в 2005 году. // Банковская хроника № 13 (223), 2006.

35. Усоскин В.М. Современный коммерческий банк: управление и операции. М.: 2006.

36. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / под ред. Е.С. Стояновой. – М.: Перспектива, 2004.

37. Финансовый менеджмент / под ред. Г. Б. Поляка. М.: Финансы; ЮНИТИ, 2005.

38. Фетисов Г.Г. Экономический анализ в коммерческом банке. М.: 2006.

Покупка готовой работы
Тема: «Электронные расчеты в межбанковских корреспондентских отношениях (на примере Национального Банка УР)»
Раздел: Экономика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 76
Цена: 700 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика