Курсовая работа

«Личность как предмет социально- психологических исследований»

  • 23 страниц(ы)
  • 2225 просмотров
  • 1 покупок
фото автора

Автор: prokopiev26

Введение 3

Глава 1. Проблема личности в социальной психологии 5

1.1 Подход к исследованию личности в социологии и общей психологии 5

1.2.Специфика социально – психологической проблематики личности 9

1.3 Социализация и социальная установка 14

Глава 2. Личность в группе 17

2.1 Фокус проблемы личности в социальной психологии 17

2.2 Социально – психологические качества личности 20

Заключение 22

Список литературных источников 23

В многочисленных и многообразных определениях предмета социальной психологии заложена некоторая противоречивость суждений относительно того, какое место должна занять проблема личности в науке. Одно мнение сводится к тому, что личность должна рассматриваться в контексте группы. Акцепт был сделан на личность, на ее социально - обусловленные характеристики на формирование в ней определенных качеств в результате социального воздействия. Другая позиция основывается на том, что для социальной психологии личность - отнюдь не главный объект исследования, так как сам «замысел» существования этой области психологии состоит в том, чтобы изучать психологию группы. Проблема личности является не только проблемой всей совокупности психологических наук. В настоящее время в современном обществе под влиянием научно- технической революции интерес к проблемам возможностей человеческой личности настолько велик, что практически все общественные науки обращаются к этому предмету исследования: проблема личности стоит в центре и философского и социологического знания; ею занимается и этика, и педагогика, и генетика. В этом и заключается актуальность выбранной темы.

Цель работы – рассмотреть личность как предмет социально- психологических исследований. Для социальной психологии важно как минимум установить отличие своего подхода к личности от подхода к ней в двух «родительских» дисциплинах: социологии и психологии. В нашу задачу входит рассмотрение прежде всего рассмотрение тех «границ», которые обозначаются внутри системы марксистского обществознания. Естественно, что при этом должны быть включены в анализ и те философские предпосылки, которые лежат в основе системы наук о человеке.

Проблема личности занимает определенное место как в структуре марксистской социологии, так и в структуре общей психологии, как она представлена в советской психологической науке. В структуре социологического знания довольно точно обозначен раздел «Социология личности», еще более прочную традицию имеет внутри общей психологии раздел «Психология личности». Относительно этих двух разделов надо найти место и разделу социально – психологической науки «Социальная психология личности».

Социализация – это двухсторонний процесс, включающий в себя с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей ; с другой стороны процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет активной деятельности, активного включения в социальную среду. Человек не просто усваивает опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации.

На протяжении всего процесса социализации личность имеет дело с расширением «каталога» деятельности, то есть освоением новых видов деятельности. При этом происходит два важных процесса. Во – первых, это ориентировка в системе связей присутствующих в каждом виде деятельности. Второй процесс – определенное центрирование вокруг главного, сосредоточение внимания на нем и соподчинение ему всех остальных деятельностей.

Вторая сфера – общение - рассматривается в контексте социализации также со стороны расширения и углубления. Задача экспериментальных исследований заключается в том, чтобы показать при каких обстоятельствах осуществляется умножение связей общения и что получает личность от этого общения.

Третья сфера социализации – самосознание личности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его Я. Образ Я не возникает у человека сразу, а он складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Процесс социализации может быть понят только через единство измерений всех трех обозначений. Они, взятые в целом, создают для индивида «расширяющуюся деятельность», в которой он действует, познает и общается тем самым осваивая не только ближайшую микросреду, но и всю систему социальных отношений.

При исследовании личности особое место занимает социальная установка. Если процесс социализации объясняет, каким образом личность усваивает социальный опыт и вместе с тем активно воспроизводит его, то формирование социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в действиях и поступках личности? Понятие, которое объясняет выбор мотива, есть понятие социальной установки¹.

Проблема установки была специальным предметом исследования в школе Д. Н. Узнадзе. Определение установки, данное Узнадзе: «Установка является целостным, динамичным состоянием субъекта, состояния готовности к определенной активности, состоянием, которое обуславливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией».

Таким образом, мы рассмотрели личность с точки зрения социально- психологических исследований. Традиционная постановка проблемы личности в социальной психологии, как видно, нуждается дальнейшем развитии. Узость ее определяется тем, что остается много спорного и противоречивого в понимании социально – психологических качеств личности.

Реальное богатство связей каждой личности с миром состоит в богатстве ее связей системой групп, в которые она включена. С одной стороны, это ряд групп, расположенных «по горизонтали» (семья, школьный класс, пионерский отряд, спортивная секция), с другой стороны, это ряд групп, расположенных «по вертикали» (бригада, цех, завод, объединение). Ее социально психологические качества формируются именно всеми этими группами.

В реальной совместной деятельности и общении проявляются не только «социально- психологические качества», но и весь набор человеческих качеств. Поэтому, говоря о перспективах исследования личности в социальной психологии, можно указать еще на такую возможность, как комплексный подход, в котором примут участие не только общая психология, но и социальная, и дифференциальная психология. Предложенная перспектива становится более очевидной при рассмотрении основных направлений практического приложения социально- психологического знания.

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.

2. Андреева Г.М. Социальная психология: 2- е изд., доп. и перераб. – М.: Изд – во МГУ, 1988.- 432 С.

3. Кон И.С. Социология личности. М., 1967. С. 7.

4. Ковалев А. Г. Психология личности. М., 1970.

5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. , 1975. С. 173.

6. Парыгин Б. Д. Основы социально - психологической теории. М., 1971. С. 109

7. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. М., 1987.

8. Социальная психология: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин – тов/ А. В. П етровский, В.В.Абраменкова;- М.:Просвещение, 1987. – 224с.

9. Шорохова Е. В. Социально- психологическое понимание личности. С. 66.

10. Ядов В.А. О различных подходах к концепции личности и связанных сними различных задачах исследования массовых коммуникаций // Личность и массовые коммуникации. Вып.3. Тарту, 1969. С.13

Покупка готовой работы
Тема: «Личность как предмет социально- психологических исследований»
Раздел: Социология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 23
Цена: 200 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика