Курсовая работа
«Личность как предмет социально- психологических исследований»
- 23 страниц
Введение 3
Глава 1. Проблема личности в социальной психологии 5
1.1 Подход к исследованию личности в социологии и общей психологии 5
1.2.Специфика социально – психологической проблематики личности 9
1.3 Социализация и социальная установка 14
Глава 2. Личность в группе 17
2.1 Фокус проблемы личности в социальной психологии 17
2.2 Социально – психологические качества личности 20
Заключение 22
Список литературных источников 23
В многочисленных и многообразных определениях предмета социальной психологии заложена некоторая противоречивость суждений относительно того, какое место должна занять проблема личности в науке. Одно мнение сводится к тому, что личность должна рассматриваться в контексте группы. Акцепт был сделан на личность, на ее социально - обусловленные характеристики на формирование в ней определенных качеств в результате социального воздействия. Другая позиция основывается на том, что для социальной психологии личность - отнюдь не главный объект исследования, так как сам «замысел» существования этой области психологии состоит в том, чтобы изучать психологию группы. Проблема личности является не только проблемой всей совокупности психологических наук. В настоящее время в современном обществе под влиянием научно- технической революции интерес к проблемам возможностей человеческой личности настолько велик, что практически все общественные науки обращаются к этому предмету исследования: проблема личности стоит в центре и философского и социологического знания; ею занимается и этика, и педагогика, и генетика. В этом и заключается актуальность выбранной темы.
Цель работы – рассмотреть личность как предмет социально- психологических исследований. Для социальной психологии важно как минимум установить отличие своего подхода к личности от подхода к ней в двух «родительских» дисциплинах: социологии и психологии. В нашу задачу входит рассмотрение прежде всего рассмотрение тех «границ», которые обозначаются внутри системы марксистского обществознания. Естественно, что при этом должны быть включены в анализ и те философские предпосылки, которые лежат в основе системы наук о человеке.
Проблема личности занимает определенное место как в структуре марксистской социологии, так и в структуре общей психологии, как она представлена в советской психологической науке. В структуре социологического знания довольно точно обозначен раздел «Социология личности», еще более прочную традицию имеет внутри общей психологии раздел «Психология личности». Относительно этих двух разделов надо найти место и разделу социально – психологической науки «Социальная психология личности».
Социализация – это двухсторонний процесс, включающий в себя с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей ; с другой стороны процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет активной деятельности, активного включения в социальную среду. Человек не просто усваивает опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации.
На протяжении всего процесса социализации личность имеет дело с расширением «каталога» деятельности, то есть освоением новых видов деятельности. При этом происходит два важных процесса. Во – первых, это ориентировка в системе связей присутствующих в каждом виде деятельности. Второй процесс – определенное центрирование вокруг главного, сосредоточение внимания на нем и соподчинение ему всех остальных деятельностей.
Вторая сфера – общение - рассматривается в контексте социализации также со стороны расширения и углубления. Задача экспериментальных исследований заключается в том, чтобы показать при каких обстоятельствах осуществляется умножение связей общения и что получает личность от этого общения.
Третья сфера социализации – самосознание личности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его Я. Образ Я не возникает у человека сразу, а он складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Процесс социализации может быть понят только через единство измерений всех трех обозначений. Они, взятые в целом, создают для индивида «расширяющуюся деятельность», в которой он действует, познает и общается тем самым осваивая не только ближайшую микросреду, но и всю систему социальных отношений.
При исследовании личности особое место занимает социальная установка. Если процесс социализации объясняет, каким образом личность усваивает социальный опыт и вместе с тем активно воспроизводит его, то формирование социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в действиях и поступках личности? Понятие, которое объясняет выбор мотива, есть понятие социальной установки¹.
Проблема установки была специальным предметом исследования в школе Д. Н. Узнадзе. Определение установки, данное Узнадзе: «Установка является целостным, динамичным состоянием субъекта, состояния готовности к определенной активности, состоянием, которое обуславливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией».
Таким образом, мы рассмотрели личность с точки зрения социально- психологических исследований. Традиционная постановка проблемы личности в социальной психологии, как видно, нуждается дальнейшем развитии. Узость ее определяется тем, что остается много спорного и противоречивого в понимании социально – психологических качеств личности.
Реальное богатство связей каждой личности с миром состоит в богатстве ее связей системой групп, в которые она включена. С одной стороны, это ряд групп, расположенных «по горизонтали» (семья, школьный класс, пионерский отряд, спортивная секция), с другой стороны, это ряд групп, расположенных «по вертикали» (бригада, цех, завод, объединение). Ее социально психологические качества формируются именно всеми этими группами.
В реальной совместной деятельности и общении проявляются не только «социально- психологические качества», но и весь набор человеческих качеств. Поэтому, говоря о перспективах исследования личности в социальной психологии, можно указать еще на такую возможность, как комплексный подход, в котором примут участие не только общая психология, но и социальная, и дифференциальная психология. Предложенная перспектива становится более очевидной при рассмотрении основных направлений практического приложения социально- психологического знания.
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: 2- е изд., доп. и перераб. – М.: Изд – во МГУ, 1988.- 432 С.
3. Кон И.С. Социология личности. М., 1967. С. 7.
4. Ковалев А. Г. Психология личности. М., 1970.
5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. , 1975. С. 173.
6. Парыгин Б. Д. Основы социально - психологической теории. М., 1971. С. 109
7. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. М., 1987.
8. Социальная психология: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин – тов/ А. В. П етровский, В.В.Абраменкова;- М.:Просвещение, 1987. – 224с.
9. Шорохова Е. В. Социально- психологическое понимание личности. С. 66.
10. Ядов В.А. О различных подходах к концепции личности и связанных сними различных задачах исследования массовых коммуникаций // Личность и массовые коммуникации. Вып.3. Тарту, 1969. С.13
Тема: | «Личность как предмет социально- психологических исследований» | |
Раздел: | Социология | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 23 | |
Цена: | 200 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Психологические факторы, влияющие на социально-психологическую адаптацию в организации
Курсовая работа:
Личность как предмет социально-психологических исследований
Курсовая работа:
Общение как предмет социально-психологического исследования
Курсовая работа:
Факторы, влияющие на социально-психологический климат поездных бригад
Курсовая работа:
Взаимоотношения личности и общества. Личность как субъект общественных отношений