Дипломная работа
«Специфика продвижения природного объекта, имеющего статус особо охраняемой природной территории (на примере Национального природного и археологического парка «Батаково»)»
- 63 страниц
Введение
Глава 1. Особенности продвижения объектов культуры
1.1. PR-проект как эффективная технология продвижения услуг культурных объектов
1.2. Специфика продвижения особо охраняемых природных территорий
Глава 2. Проект продвижения Национального и археологического парка «Батаково»
2.1. Описание объекта
2.2. Анализ проведенных исследований
2.3. Проект продвижения Национального природного и археологического парка «Батаково»
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
По уровню отношения к человеку и окружающей среде можно судить о качестве жизни в обществе. Развитие цивилизации освобождает людей от многих бытовых проблем и предоставляет возможность расти духовно, ценить и заботиться о том, что дано нам природой. Разумеется, без должного воспитания блага цивилизации могут обернуться для человечества злом, поэтому одна из задач Public Relations – формирование и развитие культурных ценностей в обществе.
Бытует мнение, что пиар нужен только там, где нужно «приукрасить» действительность, а хорошее дело найдет большое количество сторонников и без дополнительной информационной поддержки. Но это не так. Сэм Блэк, автор первой переведенной на русский язык книги по PR, утверждал, что связи с общественностью - неотъемлемая часть эффективного управления любой организованной формой деятельности, при этом цель PR понимается им как установление двустороннего общения для выявления общих представлений или общих интересов и достижения взаимопонимания, основанного на правде, знании и полной информированности.
Особенно важно заниматься PR-продвижением объектов культуры, ведь в поле зрения жителей огромного мегаполиса всегда находится много развлекательных заведений, активно предлагающих свои услуги, и обратить на себя внимание организации, проповедующей высокие культурные ценности, становится все труднее.
Public Relations помогает объектам культуры не просто выжить в сложных конкурентных условиях, но и найти средства для успешного развития. «Организации культуры перестали рассматривать себя как замкнутые системы, реализующие исключительно государственные программы с помощью бюджетных средств, а обратились к изучению желаний и потребностей клиентов, работе с различными группами потребителей, диверсификации деятельности. Ориентация на потребителя стала одной из главных стратегий их деятельности. Большую актуальность приобрели задачи продвижения культурных услуг, формирования ценовой политики, привлечения дополнительных источников финансирования» .
Продвижение любых культурных объектов – крайне сложная деятельность, требующая глубокого погружения в их специфику и особого подхода к созданию PR-проектов, в этом ряду продвижение национального парка представляется наиболее затруднительным, ведь интересы культурно-просветительской деятельности часто не совпадают с интересами охраны природы. Поэтому изучение работы подобных объектов является на сегодняшний день крайне актуальным.
Все это обусловило актуальность исследования.
На примере Национального природного и археологического парка «Батаково» мы попробуем разобраться, какие методы продвижения подобного объекта возможны, что необходимо предпринять для выхода из ситуации, когда информацией о парке владеет лишь узкий круг ученых.
Теоретическое значение работы связано со структурированием материала по выбранной теме, а также с соединением фундаментальных для Public Relations понятий: позиционирования, имиджа, маркетинга.
Практическое значение заключается в возможности последующего использования результатов исследования при разработке стратегических направлений маркетинговой и PR-деятельности Национального парка.
Объектом предлагаемого исследования является PR-деятельность в сфере культуры. Предметом – процесс продвижения культурного природного объекта.
Цель работы – разработать и теоретически обосновать проект продвижения Национального природного и археологического парка «Батаково». Цель можно конкретизировать следующими задачами:
1) Изучить особенности продвижения культурных объектов с помощью PR-технологий;
2) Раскрыть специфику продвижения национальных парков;
3) Исследовать узнаваемость и востребованность Национального природного и археологического парка «Батаково» среди жителей Омска и области;
4) Учитывая полученные данные, разработать PR-проект продвижения Национального природного и археологического парка «Батаково».
Методы, применяемые в данном исследовании:
1) Теоретические – теоретический и сравнительно-исторический анализ;
2) Эмпирические – опрос с использованием анкеты; фокус-групповые исследования; контент-анализ отзывов групп на рекламные материалы парка; экспертное интервью; информационный аудит.
ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Национальный природный и археологический парк «Батаково» был создан в 1995 году, находится он в 150 км от Омска, в Большереченском районе, между деревень Боровянка, Ингалы и Ростовка, занимает площадь 15000га. Пойма Иртыша расширяется здесь до 15 км, создавая благоприятные условия для растений и животных. Флористический состав парка считается уникальным не только для Среднего Прииртышья, но и для всей Западной Сибири. На территории Национального парка можно встретить растения степной, лесостепной и таёжной зон. Из 364 учтенных видов растений 117 относятся к лекарственным, а 34 вида являются охраняемыми и включены в Красную книгу Омской области. Обращает на себя внимание очень высокая плотность местных популяций некоторых видов, считающихся редкими не только в пределах области, но в целом на территории Сибири. Особую ценность в плане сохранения видового разнообразия растений Сибири имеют популяции редких орхидных из рода башмачок (Cypripedium calceolus, C. guttatum, C. macranthon, C. ventricosum). Одновременное существование высокоплотных популяций этих четырех видов на ограниченной площади не знает аналогов в Сибири.
В отчете геоэкологической экспедиции Омского регионального отделения Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» за 2007 год Национальный парк «Батаково» описывается так: «Впервые для данной территории достоверно установлено гнездование орлана-белохвоста (обнаружено 2 гнезда с двумя птенцами-слетками и родительская пара птиц), гнездование орла, вид устанавливается (обнаружено гнездо с двумя птенцами-слетками и родительская пара птиц), гнездование сапсана (обнаружено гнездо, два птенца-слетка, три взрослые птицы), обнаружены другие соколы (пустельга, кобчик, чеглок, дербник, балобан), орлы (беркут, могильник, подорлик большой), ястребиные (коршун черный, конюк обыкновенный, луни болотный, луговой, полевой, степной, ястребы перепелятник и тетеревятник, другие), совы (филин, неясыть серая, сова болотная, сычи мохноногий и домовой), присутствие которых свидетельствует о высоком экологическом качестве территории. Богатая кормовая база (беспозвоночные и позвоночные животные разных видов) определяет наличие видов птиц, занесенных в Красную книгу Омской области (орлы, соколы, совы).
…Батаковская пойма интересна не только природным комплексом, но и наличием большого количества археологических памятников. Их более 120 и принадлежат они к Ирменской, Сузгунской, Кротовской, Андроновской, Черноозерской, Красноозерской, Саргатской и Потчевашской культурам. Такое богатое археологическое наследие позволяет организовывать полевые практики студентов историков, экскурсии по древней истории Прииртышья, выездные научные конгрессы, семинары. Здесь имеются все предпосылки для организации научного туризма с организацией трассологической деятельности» .
Подводя итоги данной дипломной работы, посвященной специфике продвижения особо охраняемых природных территорий на примере Национального природного и археологического парка «Батаково», удалось выявить следующие особенности.
В продвижении подобных объектов особенно важно развивать связи с общественностью, ведь от этого будет зависеть успешность функционирования национального парка. Только сознательность населения и его гражданская активность способна защитить охраняемую территорию от варварского разграбления, загрязнения экологически чистого места.
Экологический туризм выступает не только как продвигаемая услуга, но и как средство воспитания людей, развития чувства прекрасного и уважительного отношения к дикой природе.
В рамках работы над ВКР была осуществлена аналитическая работа на основании проведенных исследований:
1. Благодаря анкетным данным определили целевую аудиторию национального парка, смогли описать ее особенности и предпочтения. Активный отдых предпочитают молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет, а также люди среднего возраста от 36 до 55 лет, существенно картина меняется в другой возрастной категории – 26-35 лет. Видимо, это можно объяснить тем, что большинство опрошенных этого возраста имеют детей до 10 лет, и приоритетным во время отдыха становится комфорт и покой. Люди старше 56 лет тоже предпочитают пассивный отдых. Но все-таки в каждой возрастной категории есть потенциальные потребители туристических услуг Национального парка «Батаково», и это надо учитывать при его продвижении.
2. С помощью фокус-групп определили отношение к рекламным продуктам (при демонстрации буклета, фотографии стенда с выставки и видео участники обсуждения отдали предпочтение телевизионному фильму, высказали много пожеланий по усовершенствованию рекламных материалов).
3. Благодаря экспертному опросу узнали подробности существующей ситуации в организации (продвижение парка признано неудовлетворительным, так как нет четкого плана действий, понимания целевой аудитории, и – главное – парк не готов к организации экологического туризма в связи с плохой организацией охраны и отсутствием специально оборудованных мест для отдыха туристов).
4. SWOT-анализ показал преимущества и возможности парка, а также слабые стороны и угрозы. К преимуществам можно отнести такие факторы, как наличие государственной поддержки, хорошую изученность национального парка в отношении биологического, ландшафтного и культурно-исторического разнообразия, штат высококвалифицированных специалистов в сфере науки, охраны природы и экологического просвещения, экологичность проекта как хороший маркетинговый ход, доверие и поддержка общественности, рабочие места, уникальные историко-культурные объекты всемирного значения. Слабые стороны: отсутствие механизма координации действий по развитию туризма между национальным парком, органами местного самоуправления и местными жителями, неудовлетворительное состояние туристской инфраструктуры, из государственного бюджета не выделяются средства на создание условий для регулируемого туризма и отдыха, не привлекаются дополнительные средства и инвестиции, слабая предпринимательская активность населения в сельской местности. Угрозы: НП может оказаться не готовым к увеличивающемуся потоку туристов и отдыхающих - это означает потерю контроля над ситуацией, серьезную угрозу окружающей среде, рост конфликтов с землей и природопользователями, а также упущенные возможности дополнительного финансирования; организация туризма и отдыха будет осуществляться в ущерб другим целям и задачам; кроме того, в России существует масса других живописных уголков, историко-культурных объектов, разнообразных ландшафтов, где природоохранные ограничения отсутствуют.
5. Информационный аудит позволил сформулировать основное информационное сообщение: «Сохранение, изучение и пропаганда исторических и природных ценностей урочища «Батаково».
6. Также выяснилось, что информационная активность Национального парка «Батаково» крайне нерегулярна, проявляется время от времени, преимущественно в весенне-летний период, с большими (до 5 месяцев) периодами информационного молчания. Однако каждый информационный повод всегда активно освещается в прессе, что говорит о большой заинтересованности СМИ в сотрудничестве с НП.
В результате проведенных исследований появились предложения по изменению существующей ситуации, разработан стратегический план PR-кампании на год.
Ее цель мы сформулировали так: привлечь внимание общественности к Национальному парку «Батаково», сделать его известным не только в узком кругу ученых, но и среди других групп населения.
Были выделены основные целевые группы парка: ученые, «обыватели», спонсоры. Группа «обывателей» делится на еще более мелкие подгруппы по возрастам: дети, молодежь, люди зрелого возраста.
Мы предлагаем проведение таких основных мероприятий:
1. Изготовление сайта национального парка.
2. Изготовление рекламной продукции (полиграфии, сувенирной продукции, видео материалов, наружной рекламы).
3. Изготовление наружной рекламы (биллборды, указатели).
4. Размещение роликов на телевидении, на видеоэкранах, на мобильных экранах в автобусах и т.д.
5. Создание серии передач научно-популярного характера.
6. Размещение рекламных материалов и PR-статей в периодике.
7. Работа по привлечению спонсоров.
8. Работа по привлечению турагентств и туроператоров, рассылка коммерческих предложений.
9. Участие в выставках.
10. Организация ивент-события, пресс-тур по Иртышу.
11. Организация экологических туров.
12. Проведение экскурсий.
13. Создание визит-центра на территории парка.
Надеемся, что проделанная работа могла бы найти практическое применение в работе Национального природного и археологического парка «Батаково».
1. Алешина И. В. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров. — М., 1997.
2. Берлова О.А. и др. Игра на информационном поле: Журналистика и PR для «зеленых». - М.: Изд-во МСоЭС, 2003. - 207 с.
3. Блажнов Е.А. Паблик рилейшнз. Приглашение в мир цивилизованных и рыночных общественных отношений: Учеб. пособ. — М., 1994.
4. Блэк Сэм. Паблик рилейшнз. Международная практика. — М., 1997.
5. Бове Кортленд Л., Арене Уиллъям Ф. Современная реклама: пер. с англ. — Тольятти, 1995.
6. Борейко В.Е. Этика и менеджмент заповедного дела. — К.: Киевский эколого-культурный центр, 2005. — 328 с.
7. Борисов Б. Л. Реклама и Паблик рилейшнз. Алхимия власти. — М., 1998.
8. Браун Л. Имидж - путь к успеху. - Спб., 1996.
9. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и PR. - М., 2002.
10. Воронова Е.Н. Экономика культуры: учебное пособие. - Рязань, 1997.
11. Ворошилов В. В. Журналистика и рынок: проблемы маркетинга и менеджмента средств массовой информации. — СПб., 1997.
12. Галумов Э.А. Основы PR. - М.: «Летопись XXI», 2004.
13. Гольштейн Г.Я., Катаев А.В. Маркетинг: учебное пособие для магистрантов. – Таганрог, 1999. – 107с.
14. Джефкинс Ф., Ядин Д. Паблик рилейшнз: учебное пособие для вузов. – М, 2003г.
15. Дзялошинский И.М. Аудит эффективности стратегических корпоративных коммуникаций. М., 2006.
16. Диксон П.Р. Управление маркетингом. - М.: ЗАО "Изд-во "БИНОМ", 1998.
17. Дмитриев И. Контент-анализ: сущность, задачи, процедуры // h**t://psyfactor.org/lib/k-a.htm (2005).
18. Дмитриева Е.В. Фокус-группы в маркетинге и социологии.– М.: Центр, 1998.
19. Дроздов А.В. Туристские ресурсы и туристский продукт национальных парков России: Рекомендации по их выявлению, оценке и продвижению на рынок. – М, 2000.
20. Дроздов А.В. Экотуризм в России: состояние, общие и нормативные проблемы, некоторые перспективы. // Туризм и охрана окружающей среды в Русской Арктике. Сборник докладов международного семинара, Архангельск, 6 - 8 ноября 1998 года. М. 1999, C. 17 - 21.
21. Дроздов А.В. Экотуризм: определения, принципы, признаки, формы // Актуальные проблемы туризма`99. Перспективы развития туризма в южном Подмосковье. Сборник докладов и тезисов сообщений научно-практической конференции, 27 апреля 1999 года. М., 1999, C. 32 - 41.
22. Дымникова А.И. Управление культурой в рыночной экономике. – Спб, 2000.
23. Евсеев А.В., Красовская Т.М., Мироненко Н.С., Тикунов В.С., Шабалина Н.В. Оценка рекреационного потенциала Севера России. Смоленск, 1996.
24. Забелина Н.М. Путешествие в национальный парк. М. “Физкультура и спорт”, 1990
25. Зазыкин В.Г. Имидж организации: структура и психологические факторы эффективности // Практический маркетинг. - 2008.- №4.
26. Зверинцев А. Б. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера PR — СПб., 1995.
27. Зорин И.В., Зорин А.И. Азбука для туроператора // Актуальные проблемы туризма 99. Сборник докладов и тезисов сообщений научно-практической конференции, Можайск, 15 декабря 1999. М., 1999, C. 27 - 58.
28. Ильина Е.Н. Туризм-путешествия. Создание туристской фирмы. Агентский бизнес. М., Российская международная академия туризма, 1998
29. Как сделать визит-центр, или Опыт работы заповедников и национальных парков. – М, 2001.
30. Караулов Ю.Н. Русский ассоциативный словарь.- М., 1994.
31. Кафаров Г.М., Галуцкий В.М., Мазун О.М. Развитее платных услуг в культурно-просветительских учреждениях. - М., 1988.
32. Кекушев В.П, Сергеев B.П., Степаницкий В.Б. Основы менеджмента экологического туризма: Учебное пособие. - М.: Издательство МНЭПУ, 2001. - 60 с.
33. Козлова Т.В. PR-деятельность учреждения культуры. Аналитика и планирование PR-кампании // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2006. - № 12.
34. Козырев В.М. Туристская рента. М., «Финансы и статистика», 1998
35. Котлер Филипп. Основы маркетинга. — М., 1992.
36. Лебедева Е. Стратегии продвижения культурного продукта // w*w.cultcom.r*.
37. Лисовский С. Ф., Евстафьев В. А. Избирательные технологии: история, теория, практика. – М.: Коммерсантъ, 2000.
38. Маркова В. Д. Маркетинг услуг. – М., 1996
39. Медведева Е.В. Рекламная коммуникация. - М., 1998.
40. Методические рекомендации по организации и ведению эколого-просветительской деятельности в государственных природных заповедниках и национальных парках. – М, 2007
41. Мозговая А.В. Технологический риск и экологическая составляющая качества жизни населения. М., «Диалог-МГУ», 1999.
42. Морозова Е.Я. Тихонова Э.Д. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы. - СПб, 2002.
43. Назимко А.Е. Событийный маркетинг: руководство для заказчиков и исполнителей. - СПб, 2006.
44. Наумова С. А. Экономика и предпринимательство в социально - культурном сервисе и туризме: Учеб. Пособие. - ТПУ, 2003.
45. Наумова С.А. Что надо знать о политике. - М., 1996.
46. Новаторов В. Е. Маркетинг культурных услуг: Уч. пособие. – Омск, 1992. 127 с.
47. Нюшенкова М. Имидж организаций социально-культурной сферы // Практический маркетинг №4, 2008, М.
48. Охрана ландшафтов. Толковый словарь. М., «Прогресс», 1982
49. Песоцкая Е.В. Маркетинг услуг: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2000.– с. 48.
50. Песоцкий Е. А. Реклама. - М., 2007
51. Петрова Е.А. Имидж как социально-психологический феномен. – М.: РИЦ АИМ, 2006.
52. Постановление правительства Российской Федерации от 25 марта 1999 г. «О государственной поддержке театрального искусства в РФ».
53. Почепцов Г. Г. Паблик рилейшнз, или Как успешно управлять общественным мнением. — М., 1998.
54. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. - М.:, 2001.
55. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. - М., 2002.
56. Почепцов Г.Г. Паблик Рилэйшнз для профессионалов. - Москва-Киев, 1999
57. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007.
58. Райс Эл, Траут Дж. Маркетинговые войны. - М., 2000.
59. Райс Эл, Траут Дж. Позиционирование: битва за умы. - М., 1998.
60. Реклама и связи с общественностью: Теория и практика профессионального творчества/Под ред. M.А. Шишкиной. Ч. 2. СПб., 1999. С. 160.
61. Ромат Е. В. Реклама: Учебник — Киев, 1996.
62. Российский Энциклопедический Словарь: в 2 книгах. Гл. Ред. Прохоров А. М. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 2001.
63. Росситер Дж., Перси Л. Реклама и продвижение товара. - М., 2002.
64. Рудич Л.И. Менеджмент социально-культурной сферы. - Кемерово, 1996.
65. Синяева И. М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности. — М., 1998.
66. Степаницкий В.Б. Экологический туризм на особо охраняемых природных территориях России: проблемы и перспективы// Электронный журнал "Природа России". - h**t://w*w.biodat.r*
67. Стоялова И. Проблемы использования Интернета как инструмента PR в современной России// Маркетинг в России и за рубежом №1, 2003.
68. Стратегия управления национальными парками России. – М, 2002. – 36с.
69. Татаринова Г.Н. Управление общественными отношениями. – СПб, 2004. – 354с.
70. Тесакова Н. О продвижении сайта // Альманах "Лаборатория рекламы, маркетинга и public relations", № 6, 1998.
71. Тульчинский Г. Л. Технология менеджмента в сфере культуры. - СПб., 1996.
72. Туризм и окружающая среда. Развитие экологически ответственного туризма в России. Материалы 1-й Российско-Германской конференции. Берлин, 1992. М., 1993
73. Ушаков К.М. Развитие организации: в поисках адекватной теории.- М., 2004.
74. Уэллс У., Бернет Дж., Мориарти С. Реклама: принципы и практика. - М., 2006.
75. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ. – М, 2001
76. Феофанов О.А. Реклама: новые технологии. - М., 2003.
77. Чижова В.П. Школа природы. Экологическое образование в охраняемых природных территориях. М., 1997
78. Чумиков А.Н. Связи с общественностью. - М., 2000
79. Шарков Ф. И. Имидж фирмы. - М., 2001
80. Шекова Е.Л. Особенности маркетинга некоммерческих организаций культуры: российский опыт// Вестник СПбГУ. – Сер. 8., 2003. – Вып. 2 (№16).
81. Шекова Е.Л. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций. - Спб, 2003
82. Шепель В. М. Имиджеология. Секреты личного обаяния. - М., 1994.
83. Шепель В.М. Имиджеология. Как нравится людям. - М.: Народное образование, 2002.
84. Шишкин Д.П. и др. PR-кампании: методология и технология: Учеб. пособие. – СПб.: Роза мира, 2004. – 187 с.
85. Экологическое просвещение и особо охраняемые природные территории. Аналитический обзор учебно-методической литературы / Эколого-просветительский центр “Заповедники”; Авт.-сост. А.Н.Захлебный, В.П.Чижова и др. - М., 1999. - 29 с.
86. Экопросвещение и экотуризм: опыт и проблемы (сборник материалов). Эколого-просветительский центр “Заповедники”. М., 1999
87. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. – М.: Омена-Л, 2007. – с.176
88. Яковлев А.В. Способы продвижения в сети Интернет // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. - №3
89. Яковлев И. П. Паблик Рилейшнз в организациях. — СПб., 1995.
90. Waterman L., und G., 2000. Wilderness ethics: preserving the spirit of wilderness. — Woodstock, Vermont: The Countryman Press. — 157 p.
91. Новиков Ф.И., Вяткин И.А. Настоящее и будущее природной территории «Батаковская пойма»// Сайт Федерального агентства по недропользованию Омский филиал. - h**t://w*w.omsktfi.r*/literature/articleslit/158-a28.html
7 приложений
Тема: | «Специфика продвижения природного объекта, имеющего статус особо охраняемой природной территории (на примере Национального природного и археологического парка «Батаково»)» | |
Раздел: | Масс-медиа и реклама | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 63 | |
Цена: | 6000 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Туристические достопримечательности Великобритании
Дипломная работа:
Сравнительный анализ ландшафтных структур урала и алтая
Дипломная работа:
Геоэкологическая оценка гафурийского района в связи с ее использованием на уроках географии
Контрольная работа:
Понятие, виды и отличительные признаки правового режима особо охраняемых природных территорий и объектов
Контрольная работа:
1. Экологическая экспертиза. 2. Правовой режим национальных парков. 3. Задача