Дипломная работа

«Гражданство в России»

  • 80 страниц
Содержание

Введение…. 3

Глава I. Основные характеристики института российского гражданства…. 5

§1.Становление и развитие законодательства о гражданстве

в России….…. 5

§2. Понятие и основные принципы института гражданства ….… 20

Глава II. Основания и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации….….36

§1. Приобретение российского гражданства….…. 36

§2. Прекращение российского гражданства….…. 46

§3. Производство по делам о гражданстве Российской Федерации….….….…. 56

Глава III Основные направления миграционной политики в современной России….65

Заключение… 76

Список литературы… 80

Введение

К основам правового положения человека и гражданина относятся его права, свободы и обязанности, гражданство. Согласно Конституции РФ каждый гражданин обладает на территории РФ всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией.

Данная работа посвящена изучению российского гражданства.

Актуальность исследования данной темы обусловлена тем, что в условиях проводимой в стране правовой реформы весьма актуальными и значимыми представляются вопросы российского гражданства. Гражданство является важнейшим государственно-правовым институтом, определяющим взаимоотношения человека с государством, первоосновой правового статуса личности. Обусловлено это прежде всего тем, что закрепленный Конституцией и действующим законодательством объем прав, свобод и обязанностей личности непосредственно связан с гражданством. Во всей полноте лицо может их использовать, только будучи гражданином государства.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации института российского гражданства.

Предметом исследования выступают правовые нормы, регулирующие институт российского гражданства.

Целью дипломной работы является исследование института российского гражданства.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: изучение истории законодательства о гражданстве в России; определение понятия и основных принципов института гражданства; изучение оснований, условий и порядка приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации; изучение современных тенденций развития института гражданства в конституционном праве; изучение международно-правового регулирования вопросов гражданства; двойного гражданства; правового положения соотечественников за рубежом; основных направлений иммиграционной политики Российской Федерации.

При написании работы использовались следующие источники: Конституция Российской Федерации, действующее конституционное законодательство, подзаконные нормативные акты, разъяснения Пленумов Верховного Суда РФ, научная литература по конституционному праву и административному праву, теоретические разработки таких авторов, как Авакьян С.А., Жилина А.А., Козловой Е.И., Кутафина О.Е., Лебедева В.М., Златопольского Д.Л., Ревина В.П. и др.

Структура и объем диплома обусловлены логикой исследования, его целями и задачами. Диплом состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. В 1 главе исследуется становление и развитие законодательства о гражданстве в России; понятие и основные принципы института гражданства. Во 2 главе исследуются основания и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации. Во 3 главе исследуются основные направления миграционной политики в современной России.

Методологическую, теоретическую и эмпирическую основу работы составляют сравнительно-правовой, истемно-правовой, логико-теоретический и конкретно-исторический методы, а также структурно-функциональный анализ.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что сформулированные в ней выводы и предложения содержат новые решения проблем, связанных с изучением института российского гражданства.

Практическая значимость проведенного исследования определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы в правоприменительной практике государственных органов.

Фрагмент работы

Глава I. Основные характеристики института российского гражданства

1. Становление и развитие законодательства о гражданстве в России

В условиях демократического государства правовое регулирование положения личности, человека занимает центральное, приоритетное место. В основном законе РФ – в ст.2 Конституции РФ определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства . Одним из составляющих правового статуса личности является гражданство.

Для уяснения института гражданства необходимо изучение истории законодательства о гражданстве.

В процессе исторического развития российского государства понятие и сущность гражданства постоянно изменялись, наполняясь новым содержанием.

«В Российской империи понятие гражданство отсутствовало, речь шла лишь о подданстве. Русское право XVI и XVII вв. не содержало норм, которые бы четко определяли, кто является русским подданным и кто – иностранцем. Таких норм и не могло быть, поскольку само понятие подданства в тот период имело бытовой, а не юридический характер.

В первой половине XVIII в. в законодательстве начинает применяться юридический способ вступления в русское подданство, именуемый натурализацией и связанный с принесением присяги на подданство» .

В дореволюционной России общество делилось на сословия. Это такие группы людей, которые отличались друг от друга объемом закрепленных в законе прав и обязанностей. Все российские подданные подразделялись на несколько разрядов с особым правовым статусом. Выделялись:

–природные подданные, в составе которых были: дворяне (потомственные и личные); духовные лица (различались по вероисповеданию); городские обыватели (почетные граждане; купцы; мещане; цеховые); сельские обыватели. Принадлежность лиц к той или иной группе природных подданных законодательно связывалась с серьезными различиями правового статуса. В частности, многое определялось принадлежностью к лицам податного или неподатного состояния. Дворяне и почетные граждане как лица неподатного состояния имели бессрочные паспорта, пользовались свободой передвижения и могли проживать в любом месте империи. Лица податного состояния такими правами не обладали;

– инородцы (евреи и восточные народы);

–финляндские обыватели.

Вопросы подданства и гражданства становились предметом рассмотрения российских ученых, в том числе В.М. Гессена, А.А. Жилина, Ф.Ф. Кокошкина, Н.М. Коркунова, Н.О. Куплеваского, О.Е. Кутафина, Л.В. Лазарева, В.В. Сокольского и др.

Например, Ф.Ф. Кокошкин отмечал, что в широком смысле слова подданными или гражданами являются все лица, находящиеся на государственной территории. Все они подчиняются государственной власти и состоят в юридических отношениях с ней, не исключая и иностранцев, живущих в пределах государства. Но из всей массы граждан в этом широком смысле слова выделяются подданные или граждане в собственном смысле слова. К подданным в узком смысле слова не относятся прежде всего иностранцы, т.е. подданные другого государства, пребывающие на государственной территории.

«Как субъекты обязанностей по отношению к государству, – писал Ф.Ф.Кокошкин, – они называются подданными, как субъекты прав по отношению к нему гражданами, так что слова «гражданин» и «подданный» выражают две стороны одного и того же понятия».

Применительно к населению как к элементу государства рассматривал вопросы подданства и А.А.Жилин. Он полагал, что отношения государства к иностранцам во всех цивилизованных государствах нормируются правом и суть отношения юридические. И отношения подданных к государству, считал он, возникают под влиянием известных фактов: рождения, вступления в подданство. Различие между подданными и иностранцами состоит в том, что у подданных имеется личная связь с государством, что над ними государство властвует в силу своего личного верховенства, тогда как господство его над иностранцами есть господство в силу территориального верховенства.

А.А.Жилин отмечал, что подданные обладают политическими правами, правом участия в управлении государством, которых иностранцы не имеют. Таким образом, можно сказать, что иностранцы входят в состав населения государства, но не входят в состав народа в политико–юридическом смысле этого слова.

В.В.Сокольский рассматривал вопросы подданства и гражданства с точки зрения народа как элемента государства. Он исходил из того, что слово «народ» употребляется в двояком смысле – этническом и политическом. Народ в этническом смысле есть совокупность лиц одного происхождения и одной культуры, нравственное и духовное единение которых выражается главным образом в единстве языка, обычаев и весьма часто в единстве религии. Народ в политическом смысле есть совокупность всех лиц, состоящих членами данного государственного союза, составляющих личный элемент государства. «Далеко не всегда, – отмечал В.В. Сокольский, – народ в этническом смысле составляет народ и в политическом смысле этого слова. Государственное право имеет в виду, главным образом, народ в политическом смысле .

Заключение

Гражданство представляет собой один из основных элементов правового статуса человека. Объем прав, свобод и обязанностей любого человека зависит напрямую от гражданства.

Гражданство является важнейшим государственно–правовым институтом, определяющим взаимоотношения человека с государством, первоосновой правового статуса личности. Обусловлено это прежде всего тем, что закрепленный конституцией и действующим законодательством объем прав, свобод и обязанностей личности непосредственно связан с гражданством. Во всей полноте лицо может их использовать, только будучи гражданином соответствующего государства.

В данной работе проанализировано развитие законодательства Российской Федерации о гражданстве, изучено действующее законодательство, регламентирующее вопросы гражданства.

В процессе исторического развития российского государства понятие и сущность гражданства изменялись, наполняясь новым содержанием. В дореволюционной России сама форма правления государства – абсолютная монархия – предполагала наличие подданства, а не гражданства. Институт гражданства в СССР, РСФСР развивался как политико–правовая связь между физическим лицом и государством.

В современной России понятие гражданства дано в ст.3 Федерального Закона от 31 мая 2002 г. № 62–ФЗ «О гражданстве РФ».

Гражданство Российской Федерации – это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Институт гражданства исследовался в науке такими учеными, как Авакьян С.А., Жилин А.А.,Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Лебедева В.М., Златопольский Д.Л., Ревин В.П. и другими. Однако до настоящего времени мнения ученых расходятся в определении понятия и сущности гражданства Российской Федерации.

Основные принципы гражданства изложены в Конституции РФ и в Федеральном Законе « О гражданстве РФ». К основным принципам можно отнести следующие: Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его, а также не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству. Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.

Основополагающая роль принципов института гражданства заключается в том, что все другие нормы, регулирующие отношения гражданства Российской Федерации, должны соответствовать им.

Гражданство Российской Федерации приобретается: по рождению; в результате приема в гражданство Российской Федерации; в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» или международным договором Российской Федерации.

Гражданство Российской Федерации прекращается: вследствие выхода из гражданства Российской Федерации; по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» или международным договором Российской Федерации.

В Российской Федерации вопросы гражданства в последние годы привлекают особое внимание. Гражданство РФ превратилось в одну из важных характеристик суверенного государства. Миллионы россиян для всего мира теперь стали гражданами РФ как субъекта международного права. Проблемы гражданства российских граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации многообразны. К ним можно отнести недостаточную реализацию принципов гражданства в жизнь общества, низкий уровень правовой культуры общества и т.д. Негативные социально-правовые обстоятельства тормозят процесс становления правового государства в России, в том числе и института гражданства.

Проблемы гражданства возникают и вследствие миграции. Массовые миграции населения приводят к возникновению острых проблем политического характера, связанных с межэтническими, межрелигиозными, межкультурными отношениями.

Для решения этих первоочередных задач необходим соответствующий механизм реализации государственной миграционной политики, который должен включить: совершенствование миграционной системы: кто в нее входит и какие функции выполняет; нормативно–правовое обеспечение; соответствующее финансовое обеспечение; информационное обеспечение; научное обеспечение; кадровое обеспечение.

На основании изученного материала предлагаю:

– дополнить ст.3 Закон «О гражданстве РФ» фразой, раскрывающей понятие «гражданство»: «и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека»;

– зафиксировать полный и исчерпывающий список органов, ведающих вопросами гражданства;

– внести в ст.19 положение, устанавливающее право на упрощенный выход из гражданства для детей, оба родителя которых являются иностранными гражданами;

– предусмотреть в законодательстве механизм автоматической утраты гражданства лицами, которые в силу своего длительного проживания за границей, фактически потеряли связь с Россией.

В целях обеспечения эффективной миграционной политики, считаем необходимым принять следующий комплекс мер:

– разработать и принять на уровне всех органов, ведающих вопросами гражданства Инструкцию о совместной работе, соотнеся ее с действующим законодательством;

– совершенствовать действующее миграционное законодательство в части, касающейся: четкого разграничения понятий «высококвалифицированный иностранный специалист» и квалифицированный иностранный специалист»;

–внедрения разнообразных механизмов привлечения профессиональных мигрантов в страну, обеспечения им благоприятных условий для осуществления трудовой деятельности, пребывания и проживания в нашей стране.

– принять новую концепцию регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, на основе которой разработать соответствующую программу привлечения высококвалифицированных иностранных специалистов.

–разработать информационную базу под названием «Иммиграционные процессы в Российской Федерации», предназначенную для потенциальных мигрантов и работодателей; развивать инфраструктуру консультативной правовой помощи в данной сфере отношений.

–сформировать соответствующий межведомственный орган при Правительстве РФ, координирующий вопросы привлечения в страну профессиональной категории мигрантов.

Новые направления конституционно–правового регулирования миграции в Российской Федерации по привлечению в страну иностранных профессиональных работников требуют своего дальнейшего развития. Применение необходимых средств и способов конституционно–правового воздействия на миграционные процессы позволит достичь главной цели правового регулирования – устойчивого и стабильного развития России.

Список литературы

I. Правовые акты

1.1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ). М., «Юридическая литература», 2011.

1.2 Всеобщая декларация прав человека. Принята 10 декабря 1948г. //Права человека. Сборник международных документов. М., 1996.

1.3 Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят 16 декабря 1966г. //Права человека. Сборник международных документов. М., 1996.

1.4 Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989г. //Права человека. Сборник международных документов. М., 1996.

1.5 Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005. Принята 4 ноября 1950г. //Права человека. Сборник международных документов. М., 1996.

1.6 Международная Конвенция о сокращении без гражданства//Права человека. Сборник международных документов. М., 1996.

1.7 Конвенция о статусе апатридов 1954г. //Права человека. Сборник международных документов. М., 1996.

1.8 Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам. Принята 20 апреля 1959 г. //Права человека. Сборник международных документов. М., 1996.

1.9 Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Принята 22 января 1993 г.)//Бюллетень международных договоров. 1995. № 2.

1.10 Декларация о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств: Принята 9 декабря 1981г. //Права человека. Сборник международных документов. М., 1996.

1.11 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996г. (ред. от 05 апреля 2013г.)//СЗ РФ.1996. № 25.Ст.2954.

1.12 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. № 195–ФЗ//СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст.1.

1.13 Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995г. № 223–ФЗ //Российская газета. 1996. 27 января. №17.

1.14 Федеральный закон от 12 июня 2002г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»// СЗ РФ. 2002. №24. Ст. 2253; 2012. №41. Ст. 5522.

1.15 Федеральный закон от 10 января 2003г. «О выборах Президента Российской Федерации»// СЗ РФ. 2003. №2. Ст. 171.; 2012. №19. Ст. 2275.

1.16 Федеральный закон от 31 мая 2002г. «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 04 декабря 2007 г.) //СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031.

1.17 Федеральный закон от 5 июля 2010г. (в ред. от 12 ноября 2012г.) «Консульский устав Российской Федерации»//СЗ РФ. 2010. № 28. Ст. 3554.

1.18 Федеральный закон от 15 августа 1996г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изменениями от 18 июля 1998г., 24 июня 1999г., 10 января, 30 июня 2003г.)//СЗ РФ.1996.№34.Ст.4029;1998.№30.Ст.3606; 1999.№26. Ст.3175; 2003. №2.Ст.159; №27 (Часть I). Ст.2700.

1.19 Закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002г. // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.

1.20 Закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18 июля 2006г. //Российская газета. 20 июля 2006. № 4122.

1.21 Указ Президента РФ от 12 мая 2009г. «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020г.»// СЗ РФ. 2009. № 20.Ст. 2444.

1.22 Указ Президента РФ от 9 октября 2007г. «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025г.» // СЗ РФ. 2007. № 42. Ст. 5009.

1.23 Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008г. № 1662–р «О Концепции долгосрочного социально–экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» // СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.

1.24 Распоряжение Правительства РФ от 1 марта 2003г. № 256-р «О Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 10. Ст. 923.

1.25 Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года // URL: h**t://w*w.kremli №.r*.

1.26 Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2012 г.Федеральный выпуск №6044// Российская газета. 2013. 29 марта. № 13.

II. Научная литература

2.1 Авакьян С.А. Российское гражданство: опыт и проблемы //Законодательство. 1997. № 15.

2.2 Авакьян С.А. Российское гражданство: опыт и проблемы //Законодательство. 1997. № 6.

2.3 Алексеева Л.Б., Жуйков В.М., Лукашук И.И. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации. М.: Изд–во «Права человека» , 1996.

2.4 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма–Инфра–М, 2011.

2.5 Басик В.П. Основания и формы приобретения гражданства Российской Федерации//Право и жизнь. 2003. №60(8).

2.6 Бойцов В.Я. К вопросу о понятии гражданства как государственно–правового отношения // Сб. научных трудов Свердловского юридического института. Вып. 9. Свердловск., 1969.

2.7 Воеводин Л.Д. Охрана свободы личности и основных прав граждан в деятельности местных Советов//Вопросы развития Советов на современном этапе. М., 1966.

2.8 Галиахметова К.Д., Сухарева-Крылова Е.А. Принцип избирательности в системе конституционно–правового регулирования миграции в Российской Федерации // Современное право. 2011. № 8.

2.9 Гончаров А.А. Основания приобретения гражданства России и зарубежных государств // Право и жизнь. 2006. № 99 (9).

2.10 Гессен В.М. Подданство, его установления и прекращение. СПб., 1909.

2.11 Денисов А.И., Кириченко М.Г. Советское государственное право. М., 1957.

2.12 Жилин А.А. Учебник государственного права (пособие к лекциям). Ч.I. П., 1916.

2.13 Зиновьев, А.А. Конституционное право России: проблемы теории и практики. СПб.: Герда, 2000.

2.14 Изотова Е.Н. Анализ принципов гражданства в Российской Федерации // Административное право и процесс. 2012. № 7.

2.15 Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т. 1. 8-е. изд. СПб., 1914.

2.16 Кокошкин Ф. Лекции по общему государственному праву. 2-е изд. М., 1912.

2.17 Красинец Е.С., Шевцова Т.В. К характеристике китайской миграции в современной России // Миграционное право. 2012. № 1.

2.18 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Издание третье, переработанное и дополненное. М.: Юрист,2011.

2.19 Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий (постатейный) /Под ред. Ю.А. Дмитриева.М., 2007 (комментарий к статье 6) // СПС «Консультант-Плюс» 2013. апрель.

2.20 Кутафин, О.Е. Конституционное право Российской Федерации: учебник. М.: Юристъ, 2003.

2.21 Кутафин, О.Е. Российское гражданство. М.: Юристъ, 2004.

2.22 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2001.

2. 23 Лепешкин А.И. Курс советского государственного права. Т.1. М. , 1961.

2.24 Научно–практический комментарий к Конституции Российской Федерации /Под ред. В.В. Лазарева. М., 2009.

2.25 Овчинников И.И. Российское гражданство: новый правовой статус // Гражданин и право. 2002. № 9.

2.26 Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979.

2.27 Советское государственное право/Под ред. И.Е.Фарбера.Саратов, 1979.

2.28 Советское государственное право / Отв. ред. С.С. Кравчук. М., 1958.

2.29 Сокольский В.В. Краткий учебник русского государственного права. Одесса., 1890.

2.30 Союз Советских Социалистических Республик, Центральный Исполнительный комитет 2–го созыва. 2–я сессия. Стенографический отчет. Изд. ЦИК Союза ССР. М.,1924.

2.31 Трайнин И. К вопросу о гражданстве //Советское государство и право. 1938. № 5.

2.32 Токтаньязов А.Б. Незаконная миграция–отражение несовершенства законодательства // Миграционное право. 2012. № 3.

2.33 Уманский Я.Н. Советское государственное право. М., 1955.

2.34 Харитонов М.М. Возможность ограничения права изменить гражданство Российской Федерации с точки зрения иерархии конституционных норм// Конституционное и муниципальное право. 2010. № 10.

2.35 Черниченко С.В. Международно-правовые вопросы гражданства. М., 1968.

2.36 Шафир М.А. Гражданство Российской Федерации и его законодательное регулирование // Конституционный строй России. Вып. 1.М. 1992.

2.37 Шевцов В.С. Гражданство в советском союзном государстве. М. , 1969.

2.38 Щетинин Б.В. Гражданин и социалистическое государство //Советское государство и право. 1975. № 2

2.39 Ямпольская Ц.А. О субъективных правах советских граждан и их гарантиях // Вопросы советского государственного права. М. , 1959.

Ш. Cудебная практика:

3.1 Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 мая 1996г. «По делу о проверке конституционности п. «г» ст. 18 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» по жалобе А.Б.Смирнова»// Вестник Конституционного Суда РФ.1996. № 3.

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика