Курсовая работа

«Развитие правозащитной деятельности в России»

  • 53 страниц
Содержание

Введение….3

1. Понятие и сущность правозащитной деятельности в РФ….5

1.1 Сущность правозащитной деятельности….5

1.2. Принципы государственно-правовой защиты…10

1.3 Законодательное регулирование правозащитной деятельности в РФ.15

2. Становление и развитие правозащитной деятельности в РФ….18

2.1 Основные этапы развития правозащитной деятельности в РФ…18

2.2.Роль Сахарова в истории отечественных правозащитных организаций.25

2.3 Трансформация правозащитной деятельности в России на современном этапе….36

Заключение….45

Список использованных источников….49

Введение

Актуальность изучения развития правозащитной деятельности объясняется существенной значимостью этого института на современном этапе развития Российской Федерации. Правозащитная деятельность направлена на защиту и восстановление важнейших прав и свобод человека и гражданина.

Традиционно правозащитная деятельность ассоциировалась не с государственными органами, а с институтами общества или их отдельными представителями. Следовательно, имидж России как защитника прав человека только начинает приобретать реальный характер, чему способствует вступление нашей страны в Совет Европы.

Особая актуальность изучения правозащитной деятельности органов власти подчеркивается тем фактом, что формирование правового государства, внедрение демократии в стране требует осмысления пройденного Россией пути. В связи с этим актуальным является изучение прошлого нашей страны, связанного с возникновением инакомыслия, правозащитной деятельности, особенно в советский период.

Проблема рассматривалась такими - учеными правоведами Андриченко Л.В. Берестнев Ю., Вейтцель А., Лаптев П.А., Мархгейм М.В.

Объект исследования - правозащитная деятельность.

Предмет исследования - субъекты правозащитной деятельности в современной России.

Цель курсовой работы - изучение теоретических основ и процесса развития правозащитной деятельности в Российской Федерации.

В рамках поставленной цели решались следующие задачи:

1. Охарактеризовать сущность правозащитной деятельности в России;

2. Рассмотреть принципы государственно-правовой защиты;

3.Показать особенности правозащитного законодательства России;

4.Рассмотреть основные этапы становления и роль Сахарова в развитии правозащитного движения;

5. Проанализировать развитие правозащитной деятельности в России на современном этапе

Методологическая база исследования - сравнительный метод, анализ, синтез, индукция, обобщение.

Исследование проведено на основании работ следующих авторов: Волков А.М., Микадзе Ю.В., Бутылин В.Н, Сунгкров А.Ю., Лукин В.П., Чуксина В.В., Карташов В.Н., Шапсугов ДМ., Орзих М.Ф., Назаров С.Н.

Фрагмент работы

1. Становление и развитие правозащитной деятельности в РФ

1.1 Сущность института правозащитной деятельности как элемента конституционной защиты прав человека

Правозащитная деятельность – это систематическая работа различных субъектов правозащитной структуры России (публичных - государственных и муниципальных органов – и непубличных – институтов гражданского общества), направленная на восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина.

Правозащитная деятельность - один из видов юридической деятельности, что подтверждается, во-первых, закреплением правозащитной деятельности в вышеназванных нормах Конституции Российской Федерации, а также в иных нормативно-правовых актах, а во-вторых, общими признаками правозащитной и юридической деятельности, а именно: осуществление на основании норм права и во исполнение норм права; наступление юридических последствий, как результата осуществления деятельности; соблюдение и защита прав и свобод человека, как, основная цель и направление осуществления деятельности[35, с.260].

Рассмотрим правозащитную деятельность как относительно самостоятельную разновидность юридической деятельности, чему существует ряд причин. Во-первых, российское законодательство четко различает защиту прав и свобод человека и гражданина, с одной стороны, а также их обеспечение, признание, соблюдение, охрану — с другой. Например, уже ст. 2 Конституции РФ устанавливает обязанность государства относительно «признания, соблюдения и защиты прав и свобод». Статья 18 Конституции РФ гласит, что «права и свободы человека и гражданина. определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

По мнению И. В. Голованева, выделяют следующие признаки, характеризующие правозащитную деятельность: а) она направлена на восстановление нарушенных прав и свобод граждан; б) в ней должны использоваться только правовые средства и способы защиты прав и интересов граждан; в) защищаются права граждан Российской Федерации, хотя законодательство допускает участие в общественно-политической жизни в России иностранных граждан и лиц без гражданства, и их права в таких случаях должны быть защищены в той же мере, что и права российских граждан [15, с. 14].

Аналогичной точки зрения придерживается и Д. И. Авдеев, который полагает, что правозащитную деятельность невозможно представить без восстановления нарушенных прав.

П. В. Анисимов полагает, что под правозащитной деятельностью следует понимать деятельность, осуществляемую компетентными, правомочными субъектами, которые в рамках правозащитного производства, посредством применения организационно-правозащитных и иных регулятивно-правозащитных средств, оказывают юридически результативное воздействие на общественные отношения, возникающие из факта реализации права человека на защиту [8, с. 32].

В. В. Чуксина определяет правозащитную деятельность государства, в широком смысле, как законодательную и правоприменительную практику государства в области прав человека, отражающую специфические историко-культурные традиции и уровень социально-экономического развития страны [40, с. 73].

Самой распространенной при определении своей организации или типа деятельности является формулировка «правозащитная в широком смысле». Эта формула употребляется, когда речь идет о функции сохранения и распространения свободы и демократии в России. Лидеры организаций объясняют наличие не прямых для гражданской правозащитной организации функций особенностями российского общественно-политического ландшафта: с одной стороны, традиционной связью правозащиты с политикой и гражданской ответственностью, с другой, отсутствием внятных демократических сил, способных систематически и авторитетно заявлять свою позицию, тогда как потребность у определенных групп населения в такой позиции есть.

«К расширительному толкованию можно отнести и понимание правозащиты как формы протестности. Это обыденное понимание присуще не только власти и населению, но и многим гражданским активистам. Оно заключается в том, что правозащитной считается любая протестная деятельность, где объектом выступает государство, если при этом протестующий не претендует на власть и его протест непартийный. Соответственно, правозащитником является человек, который критикует власть, но при этом не собирается ее заменить» [13, с. 16].

В узком смысле — это совокупность контрольных механизмов, представленных определенными организационными структурами (судом, правоохранительными органами, различными учреждениями по рассмотрению обращений граждан и др.), специализированных правозащитных институтов (комиссии по правам человека, омбудсмены) и процедур, определяющих методы, порядок рассмотрения, проверки, подготовки предложений и принятия решений по жалобам, заявлениям и иной информации о нарушениях прав человека, базирующихся на конституционных и отраслевых нормах внутреннего права государства [20, с. 5]. Так, В. И. Карташкин считает, что правозащитная деятельность как элемент система защиты прав человека включает судебную защиту, несудебную защиту и деятельность неправительственных правозащитных организаций [20, с. 6].

А. В. Чурилов рассматривает правозащитную деятельность с точки зрения обязанности государства обеспечивать защиту провозглашенных им прав и свобод; права каждого самостоятельно защищать свои права и свободы; обязанности международных, специально для этого создаваемых организаций [21, с. 17].

Согласно указанным понятиям правозащитная деятельность осуществляется государственными органами и фактически приравнивается к правоохранительной деятельности.

Часто термины «защита прав человека» и «правозащитная деятельность» употребляются как синонимы: вроде бы - одно и то же, но разница колоссальна. С точки зрения Е.В.Скряковой, она определяется «смысловым ядром» каждого из них. Центром первого является человек. Центром второго - право. И тот, и другой термин, безусловно, имеют общегражданский ценностный контекст социально - или либерально-демократического уклона, который в отдельных случаях сам становится смысловым ядром правозащитной активности. В зависимости от того, как подсознательно свою деятельность воспринимают те или иные правозащитные авторы - как занятие защитой прав человека, правами человека или гражданской деятельностью в контексте прав человека, и выстраиваются их мировоззренческие амбиции, личные притязания, определяется место в гражданском и политическом спектрах, оценивается результат работы [39, с. 61].

По словам П. Н. Юшманова, понятие «правозащитная деятельность» в отечественной юридической науке и в других отраслях знания традиционно относится, прежде всего, к деятельности соответствующих как государственных, так и общественных организаций, которые, как правило, называют неправительственными (негосударственными) правозащитными организациями [36, с. 78].

Заключение

Анализ теоретических и исторических аспектов правозащитной деятельности и тенденций развития правозащитного движения позволил сделать следующие выводы:

1. Правозащитная деятельность является важнейшей правовой конструкцией, получившей свое закрепление в конституции Российской Федерации и одним из элементов конституционной системы защиты прав человека. Правозащитная деятельность представляет собой систематическую работу различных субъектов правозащитной структуры России (публичных — государственных и муниципальных органов, и непубличных — институтов гражданского общества), направленную на восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина. Содержание правозащитной деятельности составляет целесообразное положительное изменение ситуации с нарушениями прав человека и преобразование ее в интересах человека, общества и государства.

2. Институт государственно-правовой защиты прав, свобод и интересов граждан имеет свою правовую базу, основу, т. е. свои специфические принципы. К их числу, с нашей точки зрения, следует отнести: принцип законности обращения к защите прав, свобод и законных интересов граждан; принцип государственного признания правомерности и актуальности института государственно-правовой защиты прав; принцип добровольности; принцип разумности и объективности; принцип ответственности; принцип гласности использования права обращения граждан к государственноправовой защите; принцип презумпции правомерности граждан требовать предоставления им полагающихся прав, свобод и интересов.

3. Исследование российского законодательства с точки зрения Л.В. Лазарева позволило обнаружить, что несовершенства, содержащиеся в Конституции РФ, воспроизведены в законодательстве по защите прав и свобод человека и гражданина. Некоторые конституционные принципы, получив редуцированное толкование законодателя, не в полной мере выполняют свою правозащитную функцию.

Институт правовой защиты прав человека с одной стороны требует качественной и полноценной нормативно-правовой базы. С другой стороны необходимы реально действующие государственные механизмы содействия гражданам в процессе защиты их интересов и, соответственно, привлечение к ответственности виновных лиц, виновных в посягательствах на права и законные интересы граждан.

4. Становление правозащитного движения прошло тяжелый и сложный путь своего развития, который сопровождался лишениями и потерями. Состояние с защитой прав человека наглядно демонстрируют, что правозащитное движение находилась в глубоком кризисе. Проблемы демократических преобразований в России, такие как безработица, утрата жилья, платное обучение, медицинское обслуживание, непомерная стоимость оплаты жилья, железнодорожных и воздушных перевозок.

На стадии зарождения правозащитного движения и его начальной деятельности правозащитники проводили работу по защите всего спектра прав личности. Это происходило во-первых по причине недостатков в правовом регулировании статуса личности, а во-вторых в связи с довлеющим положением государства.

5. Следующий этап развития правозащитного движения связан с деятельностью общественных объединений по укреплению правового положения человека, которое с принятием Конституции России нашло свое отражение в законодательстве. Активность правозащитников в этой связи была направлена на создание положительной правоприменительной практики, позволяющей реализовать конституционную декларацию о приоритете личных интересов.

Настоящий этап развития правозащитной деятельности характеризуется определенной дифференциацией интересов в работе общественных организаций. Этот процесс заключается в распределении между общественными организациями социальных сфер, в которых проводится работа по отстаиванию интересов и защите прав граждан: права пенсионеров, прав женщин, права репрессированных, права и интересы несовершеннолетних, права военнослужащих и солдатских матерей и т.д.

Очередной этап в существовании правозащитного движения, на наш взгляд будет связан с уменьшением роли данной общественной деятельности. Причиной тому станет окончательное оформление России как правового государства, сокращение возможностей и фактов нарушения прав человека, усиления мер по социальной защите граждан и как следствие - развитие зрелого гражданского общества, в основе которого будет лежать активность самих людей. При этом следует отметить, что наступление указанного этапа в истории правозащитного движения - далекая перспектива, дело не одного десятка лет.

6. Сегодня российское государство еще не до конца выработало систему принципов и методов взаимодействия с неправительственными правозащитными организациями, поэтому подчас приходится сталкиваться с настороженным, либо откровенно негативным отношением представителей органов власти к неправительственным правозащитным организациям, желание видеть в них разрушающих основы государственности элементов.

Российские правозащитники активно используют опыт зарубежных стран в своей работе, в частности зарубежные наработки, связанные непосредственно с социальной жизнью и социальной адаптацией граждан, проблемами, связанными с взаимоотношением в семье, т. е. правозащитники, по принципу зарубежных стран, пытаются оказать посредственную помощь государству в сфере социальных проектов, связанных с проблемами семьи, детей, пожилых людей, людей социально не адаптированных, но на данной стадии развития правозащитных организаций и правовых норм, симбиоз правозащитников и государства затруднен. Затрудняет такое слияние и потребительское отношение граждан к подобным организациям, ведь правозащитные организации оказывают комплекс мер, который должен приводить к улучшению правового положения группы граждан, но не в коем случае не отдельно взятого гражданина, если ситуация в которую попал гражданин, не затрагивает интересы группы.

Таким образом, на данный момент, Россия находится еще в процессе становления правового государства, и различного рода колебания, сопровождающие данное преобразование, вполне естественны. России предстоит пройти долгий и нелегкий путь утверждения прав человека и на уровне государства в целом, и на уровне повседневной жизни. И наличие в стране независимого правозащитного движения — это гарантия того, что процесс правового развития продолжается.

7.Правозащитная деятельность осуществляется по следующим основным направлениям: осуществление постоянного мониторинга соблюдения прав человека и основных свобод и информирование о фактах нарушения прав и свобод; защита прав человека и основных свобод в органах государственной власти и местного самоуправления; осуществление исследований по правам человека и основных свобод, в том числе постоянный мониторинг подготовки проектов законов и других правовых актов; проведение образовательных мероприятий и кампаний, семинаров, тренингов, конференций; взаимодействие с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законодательства; информационно-методическая работа по правовым вопросам; содействие развитию сети правозащитных организаций.

Проблемами прав и свобод человека, обеспечением правопорядка и законности, охраной интересов организаций и предприятий, борьбой с различными правонарушениями и преступностью занимаются все государственные, муниципальные органы, многие общественные организации.

Список литературы

1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. - 1995. - № 67.

2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ETS № 5) (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (ред. от 13.05.2004) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 20. - Ст. 2143.

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 01.07.2020 № 1 -ФКЗ) // на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pr**o.gov.ru) 4 июля 2020г.

4. Гражданский кодекс РФ Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ [Электронный ресурс], режим доступа: http://base.ga**nt.ru/

5. Гражданско-процессуальный кодекс РФ Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (ред от 3 0.04.2021) // Собрании законодательства Российской Федерации от 18 ноября 2002 г. N 46 ст. 4532

+ еще 38 источников

Покупка готовой работы
Тема: «Развитие правозащитной деятельности в России»
Раздел: Право
Тип: Курсовая работа
Страниц: 53
Цена: 1100 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика