Дипломная работа
«Роль музыки в духовном оздоровлении личности»
- 51 страниц
Введение…3
Глава 1. Теоретические основы роли музыки в формировании духовного здоровья личности
1.1. Исторический обзор применения музыкального искусства в духовном оздоровлении личности…10
1.2. Анализ подходов к определению понятия «духовное здоровье» личности….25
Глава 2. Педагогические основы использования музыки в духовном оздоровлении личности
2.1 Содержание, формы и методы духовного оздоровления личности на уроках музыки….32
2.2 Педагогический эксперимент и его результаты…38
Заключение….47
Список литературы….49
Приложение
Актуальность исследования.
В условиях духовной нестабильности и неопределённости, глубинных структурных изменений в России в настоящее время большая часть населения характеризуется дефицитом духовности, утратой идеалов и смысла жизни, потерей веры в добро и справедливость. Идёт переоценка ценностей, освобождение от многих прошлых установок и ориентиров. Глубокий нравственный кризис, охвативший все социальные группы общества, особенно болезненно сказывается на молодом поколении, в среде которой быстрыми темпами распространяются жёсткость, насилие и бездуховность.
В ряду многих парадоксов духовной жизни нынешнего общества необходимо отметить следующие особенности социально-этического характера:
• широкое приобщение к массовому популярному искусству, которое в доступной форме влияет на самосознание, с одной стороны, а с другой – его очень низкий музыкальный вкус;
• непрерывный рост негативных факторов (преступность, алкоголизм, наркомания) в сознании и поведении молодых людей и, вместе с тем высокая потребность найти духовный выход и опору, которая во многом связана с обращённостью к искусству, и прежде всего, к музыкальному искусству.
Происходит резкий спад интереса молодых людей к высокому искусству – музыки, театру, живописи, литературе. Дети, подростки перестали читать художественные книги. Существует реальная угроза глубокой духовной, нравственной деформации и деградации молодых поколений, утеря их как ответственных граждан общества. И в этом плане музыка может влить гармонию, ведь общение с прекрасным, облагораживает, делает личность духовно богаче.
Гармония в теле, духе, разуме выступала целью воспитания еще в древней Греции как идея калогатии . Но негативные реакции, эмоции, стрессы, вызывают диссонанс в нашем организме. Мы не можем воспринимать на слух долго диссонирующие аккорды – возникает естественное желание их разрешить. Так и в жизни – если человек не может справиться со стрессом, нарушается гармония в его организме, рушится его здоровье, в первую очередь - духовное.
«Приобщение к музыке - это воспитание внутренней гармонии». Едва ли можно лучше описать значение музыки для человека, чем этими словами Конфуция (551 – 479 до н.э.), так как гуманность не предполагает ничего, кроме гармоничного развития всех интеллектуальных и эстетических качеств, придающих человеку характер человечности, то в этом смысле можно было бы и сказать: «Приобщение к музыке – это воспитание гуманизма». И действительно, среди всех искусств музыка, точно так же, как и религиозная вера, благодаря соединению всех фундаментальных этических, моральных и эстетических ценностей, способна создать гармонию, как выражение внутреннего состояния души, необходимого для облагораживания человека.
Музыка была предметом изучения многих древних философов, разработавших широко известное учение о музыкальном эпосе (Пифагор, Платон, Аристотель, Квинтилиан, Аристоксен и др.), сменившееся впоследствии теорией аффектов (Д.Царлино, В.Галилей, Р.Декарт, Ф.В. Маргпург и др.), эстетикой чувства (А.В. Амброс и др.), музыкальной герменевтикой (Г.Кречмар, Л.Мейер, Д.Кук и др.)
Просветительские идеи музыкального воспитания развивали в своих трудах представители педагогики прошлых столетий (Я.А. Коменский, Ж-Ж.
Руссо, С.Г. Шацкий, С.И. Танеев и др.) и систем музыкального воспитания (Э.Жак Далькроз, К.Орф, З.Кодаи, Б.Барток, Д.Б. Кабалевский и др.).
Проблема преодоления кризиса духовной жизни и формирования здоровья молодого поколения состоит в поиске ответов на такой вопрос как - каковы условия и факторы, влияющие на духовное здоровье личности в образовательном процессе.
Решение обозначенной проблемы возможно при условии координированной и согласованной работы не только всех участников образовательного процесса, но и всего общества в целом. В своем исследовании мы попытались рассмотреть возможность решения этой проблемы средствами музыки, музыкального и отчасти, изобразительного искусства, что соответствует сфере наших интересов.
Актуальность проблемы, её теоретическая и практическая значимость определили выбор темы исследования: «Роль музыки в духовном оздоровлении личности».
Цель исследования – выявить и определить положительное влияние музыкального искусства на духовное здоровье и развитие личности.
Объект исследования – духовное здоровье личности в образовательном процессе общеобразовательной школы и детской школы искусств.
Предмет исследования – влияние музыки на духовное здоровье личности.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования ставятся следующие задачи:
1. Проанализировать философскую, психолого-педагогическую литературу по проблеме духовного оздоровления личности.
2. На основе изучения литературы по проблеме раскрыть понятие «духовное здоровье личности».
3. Проанализировать учебные планы школы и школы искусств с целью определения влияния предметов эстетического цикла на духовное здоровье личности.
4. Определить и экспериментально обосновать педагогические условия формирования духовного здоровья личности.
5. Обобщить педагогический опыт работы учителя музыки общеобразовательной школы Ермолаева Г.Д. по внедрению збдоровьесберегающих технологий на уроках музыки.
6. Разработать рекомендации по духовному оздоровлению личности в образовательном процессе средствами музыкального искусства.
Гипотеза исследования основывается на предположении, что образовательный процесс будет оказывать положительное влияние на духовное здоровье личности обучающихся, если в содержание образования будут включены предметы художественно-эстетического цикла.
Методологической основой исследования явились: философско-эстетические идеи Пифагора, Аристотеля, Платона, Демокрита о человеке, как высшей ценности общества и субъекта общественного развития, положения о культуре как источнике формирования гармоничного общества, теоретические положения З.Кодая, Е.В.Назайкинского, В.И.Петрушина и других в современной музыкальной педагогике и психологии в системе общего образования, идеи духовности, нравственности в системе образования и воспитания.
Решение поставленной проблемы осуществлялось комплексом взаимосвязанных методов исследования:
1. изучение и теоретический анализ процесса формирования духовного
здоровья личности в системе наук;
2. целенаправленное наблюдение и анализ деятельности учащихся в
урочной и внеурочной системе музыкального образования школьников;
3. экспериментальная апробация идей педагогики в процессе
формирования духовного здоровья личности школьника в современной системе музыкального образования;
4. анкетирование и беседа с учащимися, учителями школы;
5. методы математической обработки полученных результатов
исследования.
Работа над данной проблемой осуществлялась по определенным этапам. В 2008-2009 г.г. проводилось исследование проблемы управления эмоциональным состоянием школьников, выявление уровня тревожности учащихся, для решения которой изучалась соответствующая психолого-педагогическая литература, были проведены опросы.
В 2009-2010 г.г. была уточнена и конкретизирована тема дипломного исследования, продолжена работа по изучению и анализу литературы и научных исследований, соответствующих сфере наших интересов. На этом же этапе был определён и сформулирован понятийный аппарат исследования, выявлена рабочая гипотеза и проведён констатирующий эксперимент.
На третьем этапе осуществлялось теоретическое и экспериментальное подтверждение выдвинутой гипотезы.
На четвертом этапе происходил анализ и интерпретация полученных результатов, оформление самой дипломной работы.
Теоретическая значимость исследования заключается в:
• уточнении понятия «духовное здоровье личности»,
• определении теоретической основы и психолого-педагогических условий формирования духовного здоровья личности средствами музыки,
• обосновании и экспериментальном подтверждении педагогических условий благоприятного психологического состояния личности.
Практическая значимость заключается:
• в описании практического опыта формирования духовно здорового
человека в условиях образовательного процесса общеобразовательной школы и детской школы искусств,
• возможности применении материала исследования во время
проведений лекций, семинаров для студентов и преподавателей музыкально-педагогических заведений, курсов повышения квалификации учителей.
Дипломная работа выполнена на стыке многих смежных наук, что придает комплексный характер исследованию, доказывает значимость анализируемой проблемы. Материалы работы могут быть использованы при проведении таких дисциплин как Педагогика, Психология, Основы теории и методики музыкального образования детей школьного возраста, История музыкальной педагогики, Музыкальная психология, История музыки.
Организация исследования. Исследованием были охвачены учащиеся 8 класса и учителя Базлыкской СОШ им.К.Иванова (40 человек), учащиеся Детской школы искусств с. Бижбуляк (39 человек)
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Во введении обоснована актуальность проблемы, определена тема, сформулирован объект и предмет исследования, выдвинуты цель, задачи, гипотеза исследования, определены этапы работы, показана теоретическая и практическая значимость дипломной работы.
В первой главе представлен краткий исторический обзор применения музыкального искусства в лечении и духовном оздоровлении человека, проанализированы подходы к определению духовного здоровья личности.
Во второй главе представлен анализ педагогического опыта работы учителя музыки Ермолаева Г.Д., описан эксперимент и его результаты.
В заключении подведены выводы по всей работе.
В приложении графики, конспекты занятий, проведенных на классных часах, рекомендации по прослушиванию музыки в пренатальный период.
Глава 1. Теоретические основы роли музыки в формировании духовного здоровья личности.
1.1 . Исторический обзор применения музыкального искусства в духовном оздоровлении личности.
Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали музыку для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния музыки, пытаясь определить их роль как в восстановлении функций организма, так в оформлении духовного мира личности.
Самая древняя притча, связанная с использованием музыки как лечебного средства, представлена в Ветхом Завете. В ней говорится, что Давид, играя на кифаре, излечил Саула от нервной депрессии. В мифологии древних греков образы Аполлона (покровителя искусств) и его сына Асклепия (покровителя врачевания) являлись символами связи искусства и медицины.
Использование музыкального искусства в целях врачевания наблюдалось в Древней Греции, Китае и Индии.
Виднейшие древнегреческие философы Пифагор (VI в. до н. э.), Аристотель, Платон (VI в. до н. э.), указывали на профилактическую и лечебную силу воздействия музыки. Они считали, что музыка устанавливает порядок во Вселенной, в том числе нарушенную гармонию в человеческом теле. Было замечено, что музыка, прежде всего её основные компоненты – мелодия и ритм, изменяют настроение человека, перестраивают его эмоциональное состояние.
Одним из важнейших понятий в этике Пифагора была «эвритмия» - способность человека находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности – пении, игре, танце, речи, жестах, мыслях, поступках, в рождении и смерти. Через нахождение этого верного ритма человек, рассматриваемый как своего рода микрокосмос, мог гармонично войти сначала в ритм полисной гармонии, а затем и подключиться к космическому ритму мирового целого. От Пифагора пошла традиция сравнивать общественную жизнь как с музыкальным ладом, так и с музыкальным инструментом.
Внимательное, вдумчивое и пытливое проникновение в звуки музыки и в звуки окружающего мира когда-то помогало Пифагору сделать то удивительное открытие, с которого начались современная музыкальная теория и гармония. Вот как повествует об этом историческом эпизоде средневековый монах, теоретик и историк музыки Гвидо из Ареццо: «Некогда великий философ Пифагор, случайно идя своей дорогой, подошел к кузнице, где как раз ковали пятью молотками по одной наковальне. Сначала он подумал, что сила звука и благозвучие лежат в разнице рук, и попросил кузнецов обменяться молотками, однако и после каждый молоток производил свой звук. Поэтому он, исключив неблагозвучный молоток, взвесил остальные. Удивительным образом по божьему соизволению оказалось, что соотношение веса молотков было 2, 9, 8 и 16. Поэтому он убедился, что наука музыки состоит в соотношении и сравнении чисел». [1, 35]
Древнегреческий философ Платон, один из величайших мужей прошлого, говоря о значении музыки в жизни общества, считал, что ритмы и лады музыки, достигая глубин души и воздействуя на мысль, делают ее своеобразной людям. По мнению Платона, для государства не существует худшего способа разрушения нравов, чем отход от музыки «стыдливой и скромной». «Лучшая охрана государства, - писал Платон, - музыка наиболее степенная и пристойно слаженная, скромная, простая, мужественная…»
Каждое новое поколение людей стремится внести свой вклад в понимании того, что значит музыка в жизни человека. Ведь музыка, как сказал автор «Песни о Гайавате» Лонгфелло, является «универсальным языком человечества»… Но попытаемся взглянуть на то, что могут дать знания музыкой в чисто практическом плане.
Известно, что занятия музыкой развивают слух. На первый взгляд может показаться, что практической пользы от этого нет. Однако вспомним, например, тех, кто начинает изучать иностранные языки. Интонации разговорного языка имеют общую природу с музыкальными интонациями, и люди, обладающие развитым слухом и хорошим чувством музыкальной интонации, осваивают трудности произношения иностранного языка намного успешнее тех, у кого музыкальный слух по каким-либо причинам оказался не развит.
Занятия пением влияют на интонационное богатство речи, её выразительность, тонкость и точность в передаче соответствующих настроений. Прислушайтесь, как говорят актёры и певцы с хорошо поставленными голосами, обученные искусству интонирования. Их речь отличается богатством голосовых модуляций и переходов, фразы звучат убедительно и точно.
Пение в хоре, как и игра в оркестре или ансамбле развивают такое ценное свойство характера, как чувство товарищества и коллективизма. Каждый участник музыкального коллектива должен уметь постоянно соразмерять свои собственные действия с действиями коллег. Без развитого чувства исполнительской дисциплины, чувства ответственности за всё, что делается в оркестре, в хоре, трудно достигнуть и сыгранности, и силы художественного воздействия на слушателя.
Целительное воздействие звучание определённых музыкальных инструментов отмечал Демокрит (V в. до н.э.). Он советовал слушать флейту для излечения смертельных инфекций. А, по мнению Платона, снятию головной боли помогали лечебные травы, их воздействие усиливалось пением и музыкой.
Итальянский музыкальный теоретик Средневековья Дж. Царлино (1517-1590) описывает, как Сенркрад звуками трубы возвратил здоровье безумным, а Талет звучанием древнего музыкального инструмента кифары излечил чуму. Пророк Давид игрой на кифаре и пением помог библейскому царю Саулу избавиться от депрессии.
Врач Асклепий музыкой утихомиривал ссорящихся, а с помощью звуков трубы улучшал слух слабослышащим. Гомер в «Одиссеи» повествует о лечении ран воина звуками музыки и пения, о том, как Ахилл снимал эмоциональное напряжение своим пением и игрой на лире. По мнению древних греков и римлян, музыка, исполняемая на цитре, способствовала процессу пищеварения.
В трактате римского государственного деятеля и философа Боэция (480-524) «Наставления к музыке» повествуется, что музыканты «Терпандр и Арион из Метимны» посредством пения избавил жителей Лесбоса и ионян от тяжёлых болезней. А Исмений Фиванский избавил от страданий многих беотийцев, которых мучили сильные подагрические боли.
Известны идеи Платона, связанные с музыкотерапией. По его мнению, ритмы и лады, воздействуя на мысль, делают её сообразной им самим. Вслед за Платоном и Пифагором идеи о влиянии искусства на человека развивал Аристотель в учении о катарсисе – концепции очищения души человека в процессе восприятия искусства. Он указывал, что такое очищение (катарсис) подобно устранению необузданного пафоса, как и субъективного буйства – следовательно, обновлению моральных критериев, а именно: обособившийся в своих страданиях от жизни общества индивид поднимается от своей частной единичности до всеобщности, последнее идентифицируется с жизнью и устремлениями общества.
В Древнем Китае, как и в Греции, музыка использовалась достаточно широко и в соответствии с правилами традиционной китайской медицины. В основе древнекитайских подходов к диагностике и лечению (в том числе с использованием музыкотерапии) применялось воздействие на активные биологические точки.
Отечественный музыкотерапевт, искусствовед, врач и музыкант С. В. Шушарджан, раскрывая исторический аспект использования музыкотерапии, отмечает: «Музыка была неотъемлемой составной частью всей жизни, частью философской, космологической и религиозной картины мира китайцев на протяжении нескольких тысячелетий, одинаково – порывом души и продуктом ума». [33].
Музыкальный лад в китайской музыке называется пентатоникой и базируется на пяти тонах, соответствующих пяти первоэлементам природы (земля, металл, дерево, огонь, вода), которые в свою очередь, соответствуют пяти органам человека (селезёнка, лёгкие, печень, сердце, почки). Древнекитайская философия и медицина разделяет всё происходящее и существующее в мироздании на две Категории – психическую энергию «Янь» и «Инь» (мужскую и женскую). Эта энергия движется в теле по определённым проходам – меридианам, связанным между собой. Каждый меридиан связан ещё с одним из внутренних органов человека. Лечение душевных и физических расстройств осуществлялось посредством воздействия определённых тонов, звуков музыкальных инструментов на активные точки меридиана и связанные с ними области тела.
Особенностью китайской медицины является соматопсихический подход, согласно которому каждому органу соответствует своя психическая эмоция. Так, печени соответствует эмоция – гнев. При гиперфункции (избытки) проявляется упрямство, агрессия, гнев, при гипофункции (недостатки) – боязливость, страх, депрессия. Принцип пяти тонов согласуется с пятью типами семантического интонирования в китайском языке, с загадочными законами природы, с частями света и континентами, с тем, что у человека пять плотных органов и он пятью чувствами.
По мнению древних китайцев, музыка благодаря действию этих законов, находится в гармонии с природой и имеет огромную силу воздействия на человека. Звуки музыки рассматривались по отношению к телу человека, которые сообщали ему те или иные свойства. Особое место в системе китайской музыкотерапии занимали музыкальные инструменты, посредством которых устанавливалась связь между их звучанием, вибрациями различных органов тела и колебаниями космоса. Музыка, воздействуя таким образом на человека, приводила его в состояние гармонии с природой.
Музыкотерапия широко использовалась и в Древней Индии. Она основывалась на идеи единства Вселенной и закона ритма, оказывала влияние на духовную сущность человека.
Выдающийся индийский философ и музыкант Хазрат Инайят Хан, раскрывая механизм взаимодействия ритма и Вселенной, отмечает: «Деревья радостно машут ветвями в ритм с ветром; шум моря, бормотание бриза, свист ветра в скалах среди холмов и гор, вспышка молнии и удар грома, гармония солнца и луны, движения звёзд и планет, цветение растений, падение листа, регулярная смена утра и вечера, дня и ночи – всё это открывает для видящего музыку природы. Младенец отзывается на музыку до того, как научится говорить; он двигает своими ручками и ножками в такт и выражает радость и боль в разных тонах».
Музыковеды полагают, что сначала человек выражал свои мысли и чувства низкими и высокими, короткими и продолжительными звуками. Глубина его тембра говорила о силе и мощи, а высота тона проявляла любовь и мудрость. Человек передавал эмоциональные различные состояния с помощью многообразия музыкальных звуков. Это постепенно превратило музыку в особый язык, с помощью которого выражаются различные человеческие состояния. Индийская философия считает, что даже самый простой язык, слово, речь не могут существовать без музыки, что воздействие музыки зависит не только от мастерства исполнителя. Её эффект на слушателя определятся и уровнем духовного развития музыканта, по этой причине значение музыки различны для каждого человека.
Музыка Индии сохранила до настоящего времени мистицизм тембра и тональности, открытый ещё в древности. Особое место в воздействии на человека в индийской музыкотерапии занимает пение. Вокальное искусство более естественно по сравнению с инструментальным, поэтому считается более высоким. «Как бы ни были совершенны струны, они не могут произвести то же впечатление на слушателя, что и голос, который исходит прямо из души, как дыхание, и приносится на поверхность посредством ума и голосовых органов тела».
В Древней Индии считалось, что в голосе выражает себя душа. Сначала вызывается активность в уме. Ум с помощью мысли проецирует тонкие вибрации в ментальном плане. При этом вибрации в виде дыхание через внутренние органы (область живота, легких, носоглотки) образуют голос. Голос выражает позицию ума, ложную или истинную. Он также обладает силой магнетизма как идеальный природный инструмент.
Индийская философия утверждает, что отражение спокойствия души и мира может быть осуществлено с помощью музыки. Ни одно искусство не способно так вдохновлять личность, как музыка. Любой человек, общаясь с искусством, достигает в той или иной области высокой степени возвышенного «поля мысли».
В Средние века практика музыкотерапии связана с теорией аффектов, которая изучала воздействие различных ритмов, мелодий и гармоний на эмоциональное состояние человека. Устанавливались различные отношения между темпераментом пациента и предпочтением им того или иного характера музыки.
По мнению немецкого учёного и музыканта Атаназиуса Кирхера, «психотерапевтические возможности музыки заключались в её посредничестве между музыкой сфер и той, которая заключена в движении физиологических процессов в теле. Приводя в соответствие последнюю с первой, музыка оказывает оздоравливающее воздействие».
По-разному влияет мажорная и минорная музыка. При нормальном восприятии первая всегда вызывает светлое и радостное настроение. В то же время вторая, как правило, связана с грустью, печалью. Правда, минорная музыка, выражая суровую энергию, драматические переживания, может способствовать активации физиологических процессов и вызывать активное состояние (например, ария Риголетто "Куртизаны" из оперы Верди). Это в принципе понятно, так как на слушателя оказывают существенное влияние темп, ритм и динамика музыкального произведения.
Известно, что в начале XIX в. французский врач-психиатр Жан Этьен Доминик Эскироль стал вводить музыкотерапию в психиатрические учреждения. Применение музыки в медицине носила преимущественно эмпирический характер.
Первые попытки научного осмысления механизма воздействия музыки на организм человека относятся к XVII в., а экспериментальные исследования – к концу XIX в. – началу XX в. Учёные делали попытки подвести физиологический базис под эмпирические факты.
В России интерес к проблеме взаимосвязи музыки и медицины очевиден. По инициативе В.М. Бехтерева в России в 1913 году был основан комитет по исследованию музыкально-терапевтических эффектов, в которые вошли ряд видных врачей и представителей музыкального мира. Специальные исследования В.М. Бехтерева, И.М. Догеля, С.С. Корсакова, И.М. Сеченова, И.Р.Тарханова, Г.П.Шипулина и др. выявили положительное влияние музыки на различные системы организма человека; сердечнососудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную. Важными были выводы о том, что отрицательные эмоции (страх в первую очередь) блокируют функции коры головного мозга, что приводит к потере ориентировки человека в окружающей среде и может стать причиной его смерти. Положительные эмоции от общения с искусством оказывает лечебное воздействие на психосоматические процессы, содействуют психоэмоциональному напряжению человека, мобилизует его резервные силы, обуславливают его творчество во всех областях искусства, науки и всей жизни в целом. Именно эти выводы отечественных учёных легли в основу научного обоснования использования искусства на духовное здоровье.
Общение с музыкой, совершенствуя духовную организацию человека, повышает его эмоциональность. А ведь это как сейчас точно доказано психологами, положительно сказывается на творческом потенциале человека. Уместно вспомнить физика Альберта Эйнштейна, который утверждал, что «в научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии. Настоящая наука требуют однородного мыслительного процесса». Видимо, не случайно великий Галилео Галилей, один из основателей точного естествознания, был сыном музыканта; физик Макс Планк любил музицировать на рояле, а Альберт Эйнштейн хорошо играл на скрипке…
Музыка – частица нашего духовного бытия, она способна пронизывать жизнь общества во всех её измерениях. Буквально во всех! «Сами того не замечая, - говорил Дмитрий Дмитриевич Шостакович, - в нашей обиходный речи мы используем многие термины, напоминающие нам о музыке: мы говорим о хорошем тоне, о тактичном поведении, о воспитании гармонично развитой личности, о работе, идущей в твердом, хорошем ритме и т.д. Разве это не наглядное свидетельство проникновения музыки в самый широкий быт?»
Народная мудрость гласит, что лучше один раз увидеть, чем сто раз её услышать. Но может быть, по отношению к музыке более применимо высказывание Сократа, который говорил, что лучше один раз её услышать, чем сто раз увидеть? Если хочешь постигнуть красоту музыки – старайся слушать её как можно больше и чаше. Конечно, каждый слушатель вкладывает в содержание музыки что-то соё. Философ и писатель прошлого века Эмерсон сказал: «Музыка побуждает нас красноречиво мыслить». Как бы ни был от природы музыкален человек – всё-таки главным условием пониманием музыки будет его жизненный прошлый опыт.
Актуальность дипломной работы заключалась в возможности использования результатов исследования в решении последующих научно-практических задач. Таким образом, цель исследования, заключавшаяся в обосновании и экспериментальном определении содержания форм и методов формирования духовного здоровья личности средствами музыкального искусства в практике современной школы была достигнута. Проведённое исследование не претендует на решение всего комплекса проблем, которые по своему характеру являются многогранными, сложными и требуют дальнейшего изучения.
Перспективность дальнейшего исследования мы видим в следующем:
• распространение опыта Ермолаева Г.Д. в дальнейшей пропаганде положительного влияния музыки на оздоровление личности;
• разработка методик лечения определённых заболеваний средствами музыкального искусства;
• поиск, разработка методов и приёмов технологий музыкотерапии;
• исследования эффективного влияния музыки на определённую деятельность человека (исследование Г. Лозанова).
1. Алесеев П.В. С.Л.Франк, его философская концепция // С.Л.Франк. Духовные основы общества. – М., 1992.
2. Ардаширова А.Г. Основы культуры и этики учителя. – М.: Просвещение, 1997.
3. Ардаширова Э.Т. Диссертация на соискание учебной степени кондидата пед. наук. Музыкальное искусство в контексте нравственного воспитания будущего учителя. БГПУ. – 2003.
4. Артерапия и артпедагогика средствами музыки. Часть 1. Музыкальная психотерапия. Йошкар-Ола: МГПИ им. Н.К. Крупской. – 2003.
5. Артерапия и артпедагогика средствами музыки. Часть 2. Музыка и ребенок с проблемами в развитии. Йошкар-Ола: МГПИ им. Н.К. Крупской. – 2003.
6. Ассоджоли Р. Самореализация и психологические потрясения // Гроф С. Духовный кризис. – М., 1995. – С. 40-61.
7. Ахияров К.Ш. Народная педагогика и современная школа. – Уфа: БГПУ. – 2003. – 328 с.
8. Бердяев Н.А. Дух и реальность. – Париж. 1937 г.8.Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: избранные труды / Ред. – сост. Л.И.Новикова и Н.Н. Сиземская. – М.: Московский психолого-социологический институт: Флинта. – 1999. - 312 с.
9. Берн Э. Познай себя. О психиатрии и психоанализе – для всех, кто интересуется. – Екатеринбург: Изд. Литур. – 2000. – 368 с.
10. Воровский В.В. Эстетика. Литература. Искусство. – М.: Искусство. – 1975. – 544 с.
11. Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Современное слово. –1998. – 480 с.
12. Гегель Г.В. Энциклопедия философских наук. – Т. 3. Философия духа. – М.: Мысль. 1977.
13. Гулыча А. Дух и духовность // Диалог. – 1991. – № 17. – С. 18-26.
14. Диагноз профессиональной деятельности. // Народное образование. – 1997. – № 3. – С. 114-118.
15. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. – М.: Мысль. 1984. – 252 с.
16. Канапацкий А.Я. Мир истинной духовности и система образования./ Изд. БГПУ. – Уфа. 2002. – 188 с.
17. Кодай З. Избранные статьи. – М.: Сов. Композитор. 1982. – 288 с.
18. Кьеп Рудестам. Групповая психотерапия. – СПб., Питер Ком, 1998. – 384 с.
19. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.: Музыка. 1972. – 383 с.
20. Панкратов В.Н. Искусство управлять собой: Практическое руководство. – М.: Изд. Института психотерапии. 2000. – 256 с.
21. Педагогика. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шлянов Е.Н. –М.: Школа Пресс. 1998. – 512 с.
22. Педагогический словарь. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательсеий центр Академия. 2000. – 176 с.
23. Педагогический энциклопедический словарь, Б.М. Бим – Бад. – М.: Научное издательство Большая российская энциклопедия. – 2002.
24. Петровский А.В. Введение в психологию. – М.: изд. Центр Академия. 1995. – 496 с.
25. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М.: изд. Центр Академия. 2000. – 512 с.
26. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. – М.: Гуманит. изд. Центр ВАЛДОС. 1997. – 384 с.
27. Практикум по социально-психологическому тренингу. 3-е издание под ред. Парыгина Б.Д. СПб., изд. Михайлова В.А. 2000. – 352 с.
28. Профессиональный страх у учителей. // Народное образование,. - 2000.- № 1. - С. 128. 7.Подуловский М.В., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально педагогической деятельности. – М.: Гуманит. изд. Центр ВАЛДОС. 2001 – 320 с.
29. Рахимкулова Н. Цвет влияет на чувства человека // Неделя. – 2001. - № 15. – С. 21.
30. Смайлс С. Саморазвитие умственное, нравственное и практическое. СПб., изд. Губинского В.И. 1900.
31. Тащева А.И. Энциклопедия психологической помощи. – Ростов на Дону: издательство Феникс. 2000. – 544 с.
32. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. – М.: Наука. 1991. – 136 с.
33. Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. М.: АОЗТ Антидар. 1998 .
34. Энциклопедия практического самопознания: Сост., предисл. и коммент. А.И. Красилы. – М.: Международная педагогическая академия. 1994. – 352 с.
35. Янок В.Ф. Философия гармонии. – СПб. 1993.
Тема: | «Роль музыки в духовном оздоровлении личности» | |
Раздел: | Музыка | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 51 | |
Цена: | 2800 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Нравственное-эстетическое воспитание младших школьников (на материале башкирской музыки)
Дипломная работа:
Морально-нравственное воспитание школьников на уроках музыки
Дипломная работа:
Использование эстрадной музыки в общеобразовательной школе
Реферат:
Мировоззрение, его сущность, структура и основные типы. Роль мировоззрения в духовной жизни человека и общества.
Дипломная работа:
Воспитание экологической культуры учащихся на основе изучения народной музыки в общеобразовательной школе