Дипломная работа

«Презентация как средство познания музыки»

  • 74 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ.….….….3

ГЛАВА 1. Теоретические основы составления и исполнения презентации на уроках музыки…6

1.1. Особенности составления презентации ….….….6

1.2. Виды деятельности учащихся на уроках музыки ….….17

Выводы по главе 1….28

ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по составлению и исполнению презентации на уроках музыки….31

2.1. Содержание, формы и методы составления и использования презентации на уроках музыки ….31

2.2. Педагогические эксперименты его результаты….36

Выводы по главе 2…48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….….….…50

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….….….….53

ПРИЛОЖЕНИЕ….56

Введение

Актуальность работы определяется тем, что на современном этапе развитие средней общеобразовательной школы связано с необходимостью решения проблемы повышения интеллектуального уровня, творческого и познавательного потенциала школьников.

Поиск средств для развития творческих и познавательных способностей, повышения эффективности обучения учащихся на уроках музыки является очень важной проблемой.

Новые информационные технологии имеют огромный потенциал возможностей для совершенствования учебного процесса и системы образования в целом. В этом плане заслуживает особого внимания презентация.

Презентация представляет собой средство обучения, с помощью неё плодотворно реализуются идеи интенсификации, которые направленны на поиск максимальных эффективных средств и методов обучения на уроках музыки, адекватных его целям и содержанию; интеграции педагогической науки, практики; целостности и непрерывности педагогического процесса.

Проблема использования средств информационных технологий при преподавании общеобразовательных дисциплин является одной из наиболее важных проблем современного общего образования.

В последнее время ряд зарубежных и отечественных исследователей рассматривали в своих исследованиях применение информационных технологий в образовании (С. А. Бешенков, В. В. Монахов, Б.С. Гершунский, А. А. Кузнецов, Ю. С. Иванов, И. В. Роберт, Н. В. Софронова и др.).

Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков, цели, содержание и методы обучения графической деятельности раскрыты в работах Б. Ф. Ломова. На формирование творческой деятельности учащихся как первоочередной необходимости в процессе обучения указывают в своих исследованиях В. И. Андреев, В. К. Дьяченко, В. Л. Кан-Калик, В. Б. Бондаревский, П. Л. Капица и др.

Цель исследования: выявить особенности составления и исполнения презентации на уроках музыки.

Объект исследования: процесс музыкального образования в школе.

Предмет исследования: формы и методы составления и использования презентации на уроках музыки.

Гипотеза исследования: если в процессе обучения на уроках музыки использовать презентацию, то это способствует:

-повышению эффективности обучения на уроках музыки ( улучшение усвоения учебного материала; сформированность практической направленности знаний обучаемых; улучшение поведенческого, эмоционального, положительного отношения к изучаемому предмету, повышение информационной культуры учащихся, развитие познавательной и творческой активности учащихся).

Задачи исследования:

1. Проанализировать и обобщить научную литературу по данной теме.

2. Раскрыть сущность, специфику и особенности использования презентации как средства повышения эффективности обучения на уроках музыки.

3. Проанализировать виды деятельности учащихся на уроках музыки и возможности внедрения презентации.

4. Составить 4 презентации к урокам музыки.

Методы исследования: анализ теоретических источников по проблеме исследования, эмпирические, педагогические эксперименты.

Методологической базой работы явились исследования: Алиев Ю.Б., Апраксина О.А., Лазарев Д., Сенникова И.И., Осеннева М.С., Теплов Б.М., Шметткамп М. и др.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит, в том, что теоретически обоснованы и выявлены психолого-педагогические условия использования и изучения презентации как средства повышения эффективности обучения на уроках музыки.

Практическая значимость исследования заключается в том, что описана деятельность учителя и учащихся по формированию навыков работы с использованием презентации на уроках музыки.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. Теоретические основы составления и исполнения презентации

на уроках музыки

1.1. Особенности составления презентации

Презентация - переводится с английского языка, как «представление».

Презентация – это убеждение, форма коммуникации. Цель презентации ограничена, и она и не должна быть всеобъемлющей. Чувство цвета, композиции, пропорции, линии, гармонии, знание психологии цвета, способность к образному мышлению, помогают создать эффективную презентацию и обеспечить ее успех [32].

Мультимедийные презентации - это очень удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Этот способ сочетает в себе динамику, изображение и звук, то-есть факторы, которые наиболее долго удерживают внимание детей.

Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия ( зрение, слух) способно достичь гораздо большего эффекта. Учёными доказано, что люди запоминают 30% увиденного и 20% услышанного, и более 50% того, что они видят и слышат одновременно.

Значит, облегчение процесса запоминания и восприятия информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.

Компьютерная презентация - это файл, в нём собраны материалы выступления, они подготовленны в виде компьютерных слайдов.

К достоинствам презентации можно отнести:

-последовательность изложения презентации. Так, например, при помощи сменяющихся друг друга слайдов легко удержать внимание всей аудитории;

-возможность воспользоваться финальными шпаргалками. Презентация это не только то, что видит и слышит человек, но и заметки для выступающего о чем не забыть и как расставить акценты;

-мультимедийные эффекты. Слайд презентации - это не просто изображение, в нем могут быть элементы аудио, видеофрагменты, анимации;

-транспортабельность. Дискета с презентацией гораздо компактнее рулона плакатов, при этом файл презентации можно очень легко опубликовать в Интернете или переслать по электронной почте [27].

Презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Учебная презентация, как средство обучения, должна соответствовать дидактическим принципам, причем, не только классической дидактики, но и специфическим, связанным с возможностями информационных технологий.

К дидактическим требованиям отнесем требования соответствия содержания презентации дидактическим принципам обучения: традиционным и специфическим.

К традиционным принципам нужно отнести общеизвестные принципы, которым должны, в первую очередь, соответствовать презентации:

 принцип наглядности обучения;

 принцип доступности обучения.

К специфическим принципам относятся:

 принцип педагогической целесообразности;

 принцип интенсификации учебного процесса;

 принцип положительного эмоционального фона;

 принцип эргономичности.

Методические требования к электронной презентации:

 учет особенностей учебного предмета;

 соответствие выбранных для наглядного представления объектов поставленным педагогическим целям;

 соответствие последовательности представления информации логике выполнения задания на занятии;

 соответствие форм предъявления наглядного материала педагогическим целям и выбранным методам [14].

Порядок создания презентаций

Перед созданием презентации на компьютере нужно определить:

- назначение, тему презентации, примерное количество слайдов презентации;

- подумать, как представить информацию презентации наиболее удачным образом;

- содержание слайдов презентации;

- графическое оформление каждого слайда презентации;

Критерии оценки презентации

1. Содержание презентации:

- раскрытие темы презентации;

- подача материла людям (обоснованность разделения на слайды);

- грамотность изложения;

- обоснованность и наличие графического оформления (схем, фотографий, диаграмм, рисунков);

- наличие интересной дополнительной информации по теме проекта;

- ссылки на источники информации (ресурсы Интернет)

Оформление презентации

 единство дизайна всей презентации;

 обоснованность применяемого дизайна;

 единство стиля включаемых в презентацию рисунков;

 оптимизация графики;

 применение собственных (авторских) элементов оформления.

2. Обоснованное использование эффектов мультимедиа: графики, видео, анимации.

3. Навигация: наличие оглавления, кнопок перемещения по слайдам или гиперссылок.

4. Доклад на заданную тему с использованием презентации.

Использовать учебные презентации на уроках можно при:

 изучении нового материала,

 проверки знаний,

 закреплении новой темы.

В практике используются несколько вариантов презентаций:

- лекционная презентация,

- интерактивные презентации,

- «плакаты»,

- «тройное действие».

Лекционная презентация – это визуальные материалы, они иллюстрируют содержание лекций, выступлений, докладов педагога или учащихся.

Тут необходим строгий дизайн, единый стиль (шаблон), выдержанность оформления для всех слайдов презентации. Возможные анимационные эффекты должны быть строго дозированы. Анимация полезна как способ постепенного появления тезисов на экране. Здесь развлекательный элемент сведен к минимуму.

Педагог должен четко структурировать представляемый им материал презентации. На слайды нужно помещать только опорные тезисы выступления, которые в процессе лекции нужно развивать и раскрывать. Главное помнить о том, что шрифт на слайдах должен быть крупным: ученики не должны напрягаться, читая его.

Необходимо помнить, что нашему сознанию требуется определённое время, для того чтобы осознать картинку, которая перед нами появилась. Следовательно, слайд должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 сек [31].

«Плакаты» - это демонстрация фотографий, иллюстраций, с минимумом подписей. Демонстрируемый визуальный материал должен быть крупного размера и хорошего качества. Вся работа по разъяснению представляемого материала полностью лежит на педагоге, он комментирует представленные слайды, отвечает на вопросы учащихся.

«Тройное действие». На слайдах кроме визуальных материалов приведена текстовая информация, она может либо «расширять» содержание слайда, либо пояснять его содержимое. В результате этого при правильном распределении внимания учеников, задействуется три механизма восприятия: слуховое восприятие, оно связанно с пониманием того, о чём говорит педагог; зрительно-образное восприятие, которое связанно с фотографиями, дополнительное зрительное восприятие, которое связанно с одновременным чтением предлагаемого материала.

Интерактивные презентации. Этого типа презентации очень эффективны при организации самостоятельной деятельности учеников на уроке во время практикумов и семинарских занятий. Если презентация предназначена для самостоятельной работы ребят, её навигация (способ управления по слайдам) должна быть хорошо продумана, потому что управлять презентацией должны теперь ученики, а не учитель, знающий все нюансы [31].

Заключение

Компьютерная презентация - это файл, в нём собраны материалы выступления, которые подготовленны в виде компьютерных слайдов.

Использовать учебные презентации на уроках можно при:

-изучении нового материала,

-закреплении новой темы,

-проверки знаний.

Общее музыкальное воспитание не требует особых музыкальных данных, достаточно «средних способностей» нормального человека. Какую бы программу педагог не выбрал, структура урока музыки всегда стандартная:

• Слушание музыки.

• Исполнительская деятельность.

• Пение.

• Музыкально – познавательная деятельность.

Слушание музыки – это, пожалуй, самое трудное занятие для детей младшего школьного возраста. Дети в этом возрасте очень активны и долго сидеть на месте им трудно. Важно приучить детей к мысли о том, что при слушании надо сидеть тихо, ибо настоящая музыка рождается в тишине.

В наше время, когда поток музыкальной информации доступен всем, задача учителя музыки научить ребят отличать плохую музыку от хорошей, формировать музыкальный вкус ребенка, но без навязывания. Перед прослушиванием должна пройти короткая беседа о произведении, что бы настроить ребят на «нужную волну», вызвать настроение, родственное тому, что вскоре у них должно возникнуть благодаря звучащей музыке. Особенно нравится детям движение под музыку (притопы, движения руками, хлопки и т.д) такой вид музыкальной деятельности позволяет отдохнуть и снять напряжение.

Музыкальный репертуар учитель может подбирать, опираясь на выбранную программу. Знания и опыт подскажут педагогу, какие произведения он может включить в урок в замен указанных в программе.

Другая форма музыкального приобщения - это исполнительская деятельность. Виды деятельности самые различные (игра на музыкальных инструментах, участие в оркестре, ритмические ансамбли и др.) исполнительская деятельность реализует такие музыкально – педагогические задачи как: развитие чувство ритма у детей, чувство «локтя» (коллективная работа», творческое развитие ребенка.

Из всех видов музыкальной деятельности самым любимым для детей является пение. Песенный репертуар должен подбираться учителем очень тщательно, он должен давать детям ощущение радости, а общий настрой должен носить «терапевтический» характер и дарить детям только положительные эмоции. Важно отметить, что пение на уроках музыки является действием коллективным, где все помогают, поддерживают друг друга.

И слушание музыки, и исполнительская, творческая деятельность детей тесным образом связана с музыкально – познавательной деятельностью.

В процессе всех форм музыкальной деятельности ребята узнают закономерности музыкального языка, знакомятся с основами нотной грамоты, учатся сами исполнять музыку.

Что касается музыкальной грамоты, то в программах по музыке, созданных на сегодняшний день мнения разные. Одни авторы программ считают важным и необходимым вводить элементы теории музыки, другие считают, что музыкальную грамоту нужно полностью исключить из начального этапа обучения.

Компьютерные презентации – это эффективный метод представления и изучения любого материала на уроках музыки. Это оправдано тем, что его применение позволяет совмещать работу с визуальной, текстовой и аудиальной информацией. Представление учебного материала в такой форме включает механизмы, не только звуковой, но и зрительной и ассоциативной памяти. Презентация музыки на уроках в таком формате – это эмоциональный тонус, увлечение, погруженность в материал, что позволяет значительно повысить уровень участия самих учащихся в процесс обучения.

Мною были разработаны конспекты занятий по урокам музыки с применением презентаций. Было составлено и проведено 4 урока музыки.

В результате проведённых уроков у детей наблюдалось улучшение усвоения учебного материала, повышение сформированности практической направленности знаний учащихся, улучшение поведенческого, эмоционального, положительного отношения к предмету музыки, повышение информационной культуры учащихся, развитие познавательной и творческой активности детей.

Следовательно, гипотеза исследования: если в процессе обучения на уроках музыки использовать презентацию, то это способствует:

-повышению эффективности обучения на уроках музыки ( улучшение усвоения учебного материала; сформированность практической направленности знаний обучаемых; улучшение поведенческого, эмоционального, положительного отношения к изучаемому предмету, повышение информационной культуры учащихся, развитие познавательной и творческой активности учащихся) - подтвердилась.

Список литературы

1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 2010. – 112 с.

2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 236 с.

3. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2008. – 352 с.

4. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе.– М.: Просвещение, 2009. – 224 с.

5. Белов Г.Г., Горбунова И.Б., Горельченко А.В., Черная М.Ю. Музыкальный компьютер и синтезатор в педагогическом процессе. – СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена, 2009.-196с.

6. Воспитание музыкой / Под ред. Т.Е. Вендровой – М.: Просвещение, 2011. – 205 с.

7. Восприятие музыки: Сборник статей. / Под ред. В.Н. Максимова. -М.:

Музыка, 2009. 256 с.

8. Выготский Л.С. Психология искусства.- М.: Искусство, 2009.- 573с.

9. Галкина В. Л. Методика преподавания музыки.– Чебоксары, 2009.– 90 с.

10. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. – М.: Сфера, 2009. – 77 с.

11.Горбунова И.Б., Привалова С.Ю. Музыкальный инструмент для каждого ребенка. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.-117с.

12. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе.– М.: Академия, 2008. – 240 с.

13. Дилтс Р. НЛП: навыки эффективной презентации: СПб: Питер, 2012. - 192 с.

14. Елизаветина Т. М. Компьютерные презентации: от риторики до слайд-шоу», Издательство: КУДИЦ-ОБРАЗ -2013.-240с.

15. Журин А.А. Самый современный самоучитель работы на компьютере.- М.: Изд. «Аквариум бук» 2010.-213с.

16. Зотов Ю.Б. Организация современного урока. – М.: Просвещение, 2009. – 144 с.

17. Информационные ресурсы в образовании: Материалы Всероссийской научно-практической конференции /Под. ред. Т.Б. Казиахмедов. — Нижневартовск: НГГУ, 2010. — 280 с.

18. Кречман Д., Пушков Ф. Мультимедиа своими руками.- Санкт-Петербург 2010.-234с.

19. Лазарев Д Презентация: Лучше один раз увидеть.- М.: Бизнес Букс, 2009.-142с.

20. Масловская С.В. Педагогические основы становления эстетической культуры учащихся. Методическое пособие. – Оренбург: ООИПКРО, 2012. – 77с.

21. Макарева Н.В. Информатика.-М.: Финансы и статистика, 2013.- 758с.

22. Мураховский В. И. Компьютерная графика. Популярная энциклопедия. – М.: «АСП-ПРЕСС СКД», 2013 .-197с.

23. Осеннева М.С. , Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: Изд. Центр «Академия», 2011. – 368 с.

24. Олифер В., Олифер Н. Новые технологии в обучении. -СПб.: БХВ-Санкт-Петербург, 2010.-324с.

25. Современный словарь по педагогике. Сост. Рапацевич Е.С. – М.: Современное слово, 2010. – 928 с.

26. Сурова Н.В Виды музыкальной деятельности на уроках музыки в школе.// h**t://kalashnikova-irina.r*

27. Сенникова И.И. Технология разработки мультимедийных презентаций.- Красноярск, 2013.-20с.

28. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей - М.: Сфера, 2009.-355с.

29. Титоренко Г.А. Современные информационные технологии. -М.: ЮНИТИ, 2009.-463с.

30. Ускова Н.А. Конспекты уроков для учителя информатики в начальной школе. // h**t://w*w.bytic.r*

31. Шметткамп М. Искусство презентации: ускоренный курс. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2008. – 160 с.

32. Энтони Джей. Стратегия успеха.- Минск.: Амалфея, 2009.-208с.

Покупка готовой работы
Тема: «Презентация как средство познания музыки»
Раздел: Музыка
Тип: Дипломная работа
Страниц: 74
Цена: 2800 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика