Дипломная работа

«Интонационный анализ как средство познания классической музыки учащимися дмш»

  • 74 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ….….….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОГО АНАЛИЗА КАК СРЕДСТВА ПОЗНАНИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ УЧАЩИМИСЯ ДМШ….…9

1.1. Интонационный анализ музыкального произведения как психолого-педагогическая проблема….9

1.2. Современное состояние дополнительного музыкального образования и роль преподавания фортепиано….15

1.3. Музыкальное восприятие как основа познания классической музыки учащимися ДМШ…30

Выводы по первой главе….34

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОГО АНАЛИЗА КАК СРЕДСТВА ПОЗНАНИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ….36

2.1. Специфика и условия применения интонационного анализа в процессе обучения игре на фортепиано …36

2.2.Анализ опытно-экспериментального исследования….52

Выводы по второй главе….68

Заключение…69

Список использованной литературы….…70

Введение

В настоящее время проблема общего образования в России находится под пристальным вниманием общественности: открытое обсуждение в прессе, выход научных книг и статей, разработка образовательных концепций, подготовка учебных программ и т.д.

В связи с этим современные требования к уровню и качеству образования, в том числе и музыкального, вызывают необходимость в изменениях и дополнениях традиционной методики музыкального образования в школе и в системе дополнительного образования. Создание новых нетрадиционных форм образования и использование инновационных систем в определенной степени решают встающие перед современной педагогикой проблемы.

В числе авторов, которые обращались к проблеме осмысления музыкального образования, можно назвать: Э.Б. Абдуллина, О.А. Апраксину, Л.Г. Арчажникову, Ю.Б. Алиева, Б.Ш. Бонфельда, И.Н. Немыкину, Т.А. Колышеву, Л.А. Рапацкую, Б.М. Целковникова, Г.М. Цыпина и др. В этих работах выдвигаются разнообразные концепции музыкально-педагогического образования, в том числе и в сфере дополнительного музыкального образования. Их реализация на практике предполагает достаточно высокий уровень преподавания музыкальных дисциплин с детской музыкальной школе.

Фортепианная педагогика призвана развивать в ребёнке любовь к музыкальному искусству, художественный вкус, умение слушать и понимать музыку. Этому как нельзя больше содействует изучение лучших образцов фортепианной литературы. Народные песни и танцы, высокохудожественные сочинения советских, русских, зарубежных и узбекских композиторов - примерно таковы разделы в современной системе детского фортепианного обучения.

Педагог, которому доверено музыкальное образование и воспитание ребёнка, должен с самого начала интересно и увлекательно построить музыкальные занятия, потому что нередко именно от первых месяцев занятий зависит, станет ли музыка другом и радостным спутником человека или же он останется к ней равнодушным.

Преподавание фортепиано в детской музыкальной школе отличается обобщенностью знаний по истории зарубежной и отечественной музыкальной культуры, он нацелен на формирование у ребенка определенных пианистических навыков, представлений о разнообразных приемах в области фортепианного мастерства. Освоение данного курса предполагает тесные межпредметные связи с параллельными предметами: сольфеджио и музыкальной литературой.

Однако, практика показала, что в преподавании курса фортепиано в детской музыкальной школе имеется ряд нерешенных проблем. К ним можно отнести использование устаревших методов обучения, а именно: при разборе того или иного музыкального произведения присутствует его описательный анализ, происходит пассивное репродуцирование материала, неумение анализировать музыкальное произведение с позиций стилевой и содержательной типологии и применять интонационный анализ в качестве специфической музыкально-аналитической деятельности и метода обучения.

На наш взгляд необходимо активизировать познавательный процесс, способствующий формированию творческой активности и заинтересованности ребенка при освоении музыкального произведения. В числе таких методов мы выделяем интонационный анализ, который рассматривается нами как универсальный способ и как средство освоения содержательных закономерностей музыкальных произведений.

В основе интонационного анализа лежит теория Б.В. Асафьева об интонационной природе музыки, как «искусстве интонируемого смысла».

Совершенствование методов преподавания фортепиано позволило нам выделить интонационный анализ как способ освоения музыкальных произведений, направленный на выявление смысла через призму интонационного «ядра» гармонии, лада, ритма и т.д.

Интонационный анализ выявляет в музыкальном произведении историко-стилевые закономерности художественного мышления эпохи и стиля, соединяет исторический подход с логическим, развивает навыки музицирования в стилях, сочинении, импровизации, формирует знания о стилях, стилевых системах, их истоках и исторических связях.

В числе авторов, которые обращались к проблеме преподавания фортепиано можно назвать: Г.Г.Нейгауза, К.Черни, А.Д.Алексеева, И.Гуммеля и др.

Проблемам культурологических оснований содержания обучения посвящены работы: Л.А. Рапацкой, Л.Г. Емоноховой, Т.И. Баклановой, Н.И. Киященко, В.Г. Маранцмана, Ю.А. Солодовникова, И.А. Химик, Е.Н. Ценковой, Н.М. Сокольникова и др.

Огромное значение имеют концепции русских и зарубежных философов XVIII-XIX веков о сущности музыкального искусства: Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Р. Декарта, И.В. Гегеля, А.Н. Серова и др.

Интонационный анализ — это специфическая музыкальная деятельность, которая представляет собой процесс, включающий ряд взаимосвязанных компонентов, а именно: целостное восприятие произведения в единстве формы и содержания, дифференциацию интонационного строя музыкального произведения для осмысления системы его образов.

Актуальность рассматриваемой проблемы позволили определить нам тему выпускной квалификационной работы: «Интонационный анализ как средство познания классической музыки учащимися детской музыкальной школе».

Цель исследования: изучение теоретических и методических основ использования интонационного анализа в процессе обучении на фортепиано при освоении классических произведений в детской музыкальной школе.

Основанием для выбора проблемы данного исследования является анализ содержания предмета фортепиано в детской музыкальной школе и методов его преподавания.

Объект исследования – система музыкального образования в детской музыкальной школе.

Предмет исследования - педагогические условия использования интонационного анализа как средства освоения классических музыкальных произведений учащимися детской музыкальной школы.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой обучение игре на фортепиано у детей будет проходить более успешно, если:

- рассматривать интонационный анализ как один из ведущих средств познания классической музыки;

- применить специальные методы обучения на основе интонационного анализа: работа над музыкальным образом, анализ смысловых структур музыкального текста, метод сопоставления по принципу контраста и общности, которые будут способствовать изучению классической музыки в процессе обучения игре на фортепиано.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой нами были определены следующие задачи исследования:

1. Охарактеризовать сущность и особенности категории интонационного анализа, определить ее значение и возможность применения в качестве средства для познания классической музыки.

2. Разработать основы использования интонационного анализа в курсе фортепиано для детских музыкальных школ.

3. Определить педагогические условия и методы внедрения интонационного анализа в процесс изучения классической музыки при обучении игре на фортепиано.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

- исследования отечественных и зарубежных ученых о сущности музыки, как искусства «интонируемого смысла»: Б.В. Асафьев, Э. Курт, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Б.Л. Яворский и др.;

- музыковедческие исследования, в которых раскрываются вопросы интонационного анализа (Б.В. Асафьев, Л.А. Мазель, В.А. Цуккерман, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Е.А. Ручьевская, Е.М. Орлова, В.Н.Холопова, Л.А. Рапацкая, Ю.Н. Холопов, В.П. Бобровский, С.С. Скребков, Б.Л. Яворский, М.К. Михайлов, Б.Ш. Бонфельд, М.И. Ройтерштейн и др.);

- исследования по культурологии (Л.А. Рапацкая, С.С. Аверинцев, Ю.М. Борев, И.А. Ильин, М.М. Бахтин,М.С. Каган, Ю.М. Лотман, И.В. Кондаков, B.C. Библер, Д.С. Лихачев и др.);

- труды по проблеме преподавания фортепиано в детских музыкальных школах (Алексеев А.Д., Артоболевская А.Д., Ляховицкая С., Милич Б., Нейгауз Г.Г.).

-исследования, посвященные познанию классической музыки

- музыковедческие исследования по теории целостного интонационного анализа: Б.В. Асафьев, В.Л. Бобровский, Б.Ш. Бонфельд, Л.А. Мазель, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, М.К. Михайлов, В.Н. Холопова, Ю.Н. Холопов, В.А. Цуккерман и др.;

Для решения указанных задач и обобщения полученных результатов в исследовании применялись следующие методы исследования:

- теоретический анализ педагогической, музыковедческой, философско-эстетической, культурологической и искусствоведческой литературы;

- изучение методической литературы, действующих учебных программ по курсу истории музыки;

- анализ современного состояния работы по исследуемой проблеме;

- анализ собственного педагогического опыта;

- педагогический эксперимент, включающий анализ экспериментальных данных.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- проблема освоения классических музыкальных произведений на основе интонационного анализа в процессе освоения фортепиано явилась предметом специального научного исследования;

- сформулировано определение интонационного анализа в контексте задач освоения фортепиано в детской музыкальной школе.

Практическая значимость полученных в исследовании результатов подтверждается возможностью их широкого применения в деятельности детских музыкальных школ. На основе данных, полученных в ходе исследования проблемы интонационного анализа, проведен педагогический эксперимент. Материалы исследования могут быть использованы в рамках освоения фортепиано в детской музыкальной школе.

Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОГО АНАЛИЗА КАК СРЕДСТВА ПОЗНАНИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ УЧАЩИМИСЯ ДМШ

1.1.Интонационный анализ музыкального произведения как психолого-педагогическая проблема

Раскрытие темы исследования потребовало обращения к выявлению сущности понятия «интонация».

Термин латинского происхождения (intonare – громко произносить) – «ритмико-мелодический строй речи, степень точности передачи высоты звуков при музыкальном исполнении» [9, с. 287]. Данное понятие имеет несколько взаимосвязанных значений, поскольку принято выделять музыкальную интонацию и речевую интонацию. Под речевой интонацией понимают синтаксическую единицу, которая необходима для общения.

Под музыкальной интонацией понимают манеру («склад», «строй») музыкального высказывания, обусловливающую его жанровое и экспрессивное, определяющееся выражаемыми в музыке чувствами, значения, а также высотную организацию музыкальных звуков (тонов) в их последовательности (тогда как ритм - организация музыки во времени). Интонация — это наименьшее сопряжение тонов в музыкальном высказывании, обладающее относительно самостоятельным выразительным значением, семантическая ячейка (единица) в музыке, состоящая из 2—3, иногда и из одного звука. Чаще всего это частица мелодии, попевка, хотя на её выразительность оказывают влияние ритм, гармония, тембр. Иногда интонацию метафорически называют музыкальным словом. Выразительность музыкальной интонации опирается на обусловленные слуховым опытом людей ассоциации с другими звучаниями, прежде всего с речью. Однако в отличие от речевой интонации музыкальная интонация не имеет точно определенного конкретного смысла. Лишь условно можно говорить и об «интонациональном словаре» как совокупности интонаций, применяемых каким-либо композитором, группой композиторов, а также встречающихся в музыке многих стран в определённый период («интонациональный словарь эпохи»).

Разработка учения о музыкальной интонации началась ещё в период античности и продолжалась в средние века и в эпоху Возрождения. Важный вклад внесли французские просветители, в частности Ж. - Ж. Руссо и находившиеся под их влиянием музыканты А. Гретри, К. В. Глюк. В русской социально-культурной традиции к вопросам интонации обращались передовые отечественные композиторы и музыкальные критики XIX в. - А. С. Даргомыжский, А. Н. Серов, М. П. Мусоргский.

Идеи русских и зарубежных музыкантов об интонациональной природе музыки были обобщены и развиты академиком Б. В. Асафьевым, создавшим глубокую и плодотворную «интонациональную теорию» музыкального творчества, исполнительства и восприятия. Понятие «интонация» автор трактовал в широком и узком смыслах слова. В широком смысле, интонация, по мнению исследователя, это, во-первых, степень акустической точности воспроизведения высоты тонов и их соотношений при музыкальном исполнении. Интонация воспринимается слухом как верная в тех случаях, когда звучащий тон располагается внутри некоторой области частот, близких к абсолютно точной, — так называемой зоны. Во-вторых, в производстве и настройке музыкальных инструментов с фиксированной высотой звуков (фортепиано, органа и др.) — ровность и точность звучания каждого тона звукоряда инструмента по высоте, громкости и тембру. В узком смысле слова, представляющим для нас особую значимость, Б.В.Асафьев включал в понятие «интонация» комплекс взаимосвязанных явлений:

- интервальная напряжённость: «… интервал – важнейший выразительный элемент, … передающий смысловое содержание музыки…» [5, c.218].

Одним из первичных выразительных единств - обобщенной интонацией - является интервал как система;

- гармонические связи, трактуемые автором как тяготения, устойчивость – неустойчивость, диссонансы – консонансы, тональные связи;

- логические вершины, подразумевающие опорные точки, обусловленные ритмо-интонационными формулами, т.е. расположением длительностей и акцентов. Управляемый (организованный) ритмом интервал образует простейшую, кратчайшую и выразительную ритмоинтонационную форму либо двустопную (ямб, хорей), либо трехстопную (дактиль, амфибрахий, анапест) в зависимости от расположения длительностей или акцентов. Таким образом, мотивы, периоды образовываются в живом интонационном становлении и стилевом отборе, по утверждению Б. В. Асафьева, как выражение образного мышления.

Обобщая вышеизложенное, отметим, что процесс фортепианного интонирования, озвучивания содержания произведения, развивающегося во времени и в пространстве (от исходного до конечного звука), способствует становлению формы – процессу, осуществляемому активным слухом. Б.В. Асафьев подчёркивал: «Приучать слух к усвоению музыки как процесса интонирования, как живой речи, обращённой к слушателю» [5, c.222] - поистине важнейшая задача музыканта-исполнителя.

Б.Л. Яворский исследовал и определил природу музыкальной интонации следующим образом: «Из интонационной звуковой речи человека, при ее моторной организованности, развилась музыкальная речь и как следствие, музыкальное искусство…» [53].

Также вопросы, связанные непосредственно с музыкальной интонацией осветил в своей работе «Об искусстве фортепианной игры» Г.Г. Нейгауз, утверждавший, что «Музыка – искусство звука. Она не дает видимых образов, не говорит словами и понятиями. Она говорит только звуками. Но говорит так же ясно и понятно, как говорят слова, понятия и зримые образы». Основополагающую роль в создании музыкального образа автор видел в интонационном процессе.

В контексте проблемы нашего исследования мы рассматриваем интонационный анализ как специфическую музыкально- аналитическую деятельность, способствующую формированию практических музыкально-исторических знаний и умений у школьников, обучающихся игре на фортепиано, основанную на взаимосвязанных компонентах, а именно: целостном восприятии произведения в единстве формы и содержания; дифференциации интонационного строя музыкального произведения для осмысления его образов; оперировании музыкально-смысловыми представлениями; синтезе и обогащении воспринятого на основе эстетических, историко-теоретических и культурологических знаний.

В основе интонационного анализа лежит теория Б.В. Асафьева об интонационной природе музыки, как «искусстве интонируемого смысла». Между музыкальным образом и интонационной природой музыки, между содержанием произведения и его интонационным воплощением существует нерасторжимое единство: «Мысль, интонация, формы музыки, писал Б.В. Асафьев, все в постоянной связи: мысль, чтобы стать звуково-выраженной, становится интонацией, интонируется, интонационный строй музыкального произведения, рассматриваемый в историческом аспекте, служит своего рода «индикатором» художественного мышления той или иной эпохи». Теория Б.В. Асафьева является фундаментальным основанием развития музыковедческой науки в XX веке [5].

Совершенствование методов преподавания фортепиано в детской музыкальной школе позволило нам выделить интонационный анализ как способ освоения музыкальных произведений, направленный на выявление смысла через призму интонационного «ядра» гармонии, лада, ритма и т.д.

Интонационный анализ выявляет в музыкальном произведении историко-стилевые закономерности художественного мышления эпохи и стиля, соединяет исторический подход с логическим, развивает навыки музицирования в стилях, сочинении, импровизации, формирует знания о стилях, стилевых системах, их истоках и исторических связях. Под историко-стилевыми закономерностями мы понимаем:

1.Осознание места данного произведения в контексте музыкальной культуры той или иной эпохи;

2.Выявление роли данного сочинения в эволюции творчества композитора;

3.Определение смысловой сущности содержательных особенностей стиля анализируемого сочинения с позиции понимания музыки как искусства «интонируемого смысла».

Применение интонационного анализа позволяет вырабатывать умения обобщать, сравнивать, систематизировать, актуализировать музыкально-исторические знания, а главное, формировать более глубокое понимание сущности музыкально-содержательных процессов.

Изучение состояния преподавания в детской музыкальной школе показало, что интонационный анализ, приобретший важное значение в исследовательской ветви музыкознания, не находит должного применения в педагогической практике по ряду причин, связанных, прежде всего, с недостаточной разработанностью теории и методики применения данного вида анализа в учебном процессе.

Педагог-музыкант должен обладать музыкально-интонационным, теоретическим и историческим мышлением, комплексом музыкально-исторических знаний, в совершенстве владеть методикой интонационного анализа, это является главным условием качественной работы учителя фортепиано при освоении с детьми классических произведений, что в свою очередь является фундаментом верной интерпретации стилевых и содержательных особенностей музыки.

Задача воспитания школьников решается путем вовлечения их в активные музыкально-исполнительские формы деятельности и углубленным изучением классических произведений. Однако гарантом успешности решения этих задач является и формирование музыкального мышления, и включение культурологических знаний в курс фортепиано.

Функцию подготовки учащихся к такому качественному музыкальному обучению выполняет учитель фортепиано, который обязан на современном этапе владеть огромным потенциалом знаний по музыкальному просвещению и образованию, музыкально-исполнительской деятельности, музыкальной эстетике, педагогике, психологии, всеобщей истории музыки, истории отдельных национальных культур и др. Помимо решения профессиональных задач учитель фортепиано решает воспитательные - формирует историческое мировоззрение, развивает художественный вкус, творчески-активное мышление, эмоционально-оценочное отношение к классическим произведениям, так как такого рода знания нужны и будущему исполнителю.

Заключение

Проведенное теоретическое и экспериментальное исследование по проблеме изучения основ интонационного анализа в процессе освоения фортепиано позволило сделать следующие выводы:

1.Категория интонационного анализа является специфическим видом музыкально-аналитической деятельности, составляющими которой в контексте освоения фортепиано является изучение всех элементов музыкальной речи, комплексное интегративное исследование противопоставленное разбору отдельных частей и рассмотрению отдельно взятой стороны произведения, единство формы и содержания как целостного феномена, рождение и познание интонационной сущности основных единиц стиля, формирование музыкально-смысловых представлений и основных теоретических понятий, эмоциональной отзывчивости на музыку.

2. Формирование умений и навыков интонационного анализа актуально в свете ведущих задач при работе за инструментом, так как ориентируется на знания, являясь связующим звеном в осуществлении межпредметных связей; побуждает детей самостоятельно анализировать и рассматривать музыку как смысл, постигая ее сущность, осмыслять стилевые особенности творчества и эпох, искать новые решения в анализе.

Использование метода интонационного анализа при работе с детьми стимулируют их самостоятельность, творческий поиск, интерес, инициативность, развивают музыкальный интеллект и музыкальный вкус.

Список литературы

1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. – М., 1978.

2. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства. – М., 1988.

3. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. - М., 1989.

4. Арчажникова Л.Г. Формирование музыкально-слуховых представлений как метод музыкального мышления учащихся. В кн.: Формирование музыкально-слуховых представлений. Вып. 2. - Саратов, 1973.

5. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс. – Издательство «Музыка» Ленинградское отделение. - Л., 1971 – 375 с.

6. Бобровский В. Функциональные основы музыкальной формы. М., 1978.

7. Бочкарев Л. Актуальные проблемы современной музыкально-педагогической психологии. В кн.: Психолого-педагогические проблемы высшего музыкального образования. М., 1979.

8. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности» - М., 1978.

9. Булыко, А.Н. Современный словарь иностранных слов. Изд.2-е, испр.и доп. - М.: «Мартин», 2005 – 848 с.

10. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М., 1978.

11. Восприятие музыки.- Сост. В. Максимов. М., 1980.

12. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965.

13. Калачева С.В. Стих и ритм. - М., 1978.

14. Кириченко П. Интонационные этюды в классе общего фортепиано: методическая разработка. – Уфа: РИЦ УГИИ, 2001. – 143 c.

15. Кириченко П. Творческое взаимодействие начинающего пианиста с клавирным текстом барокко // Музыкальный текст и исполнитель: сб. ст. / отв. ред. – сост. Л. Шаймухаметова. – Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ, 2004. - С. 39-56.

16. Кончаловская Н. Н. Нотная азбука. - М., 1997.

17. Костюк А.Г. О мелодической ориентации музыкального восприятия // Восприятие музыки / Ред.-сост. В.Н.Максимов. – М.: Музыка, 1980. – С.112-126.

18. Креативное обучение в Детской музыкальной школе: научно-методический вестник Лаборатории музыкальной семантики // Приложение к российскому специализированному журналу «Проблемы музыкальной науки» / Автор и руководитель проекта Л. Шаймухаметова. – Уфа, 2008. - № 1. – 28 с., 2008. - № 2. – 28 с., 2009. - № 1 (3). – 28 с., 2009. - № 2 (4). – 28 с., 2009. - № 3 (5). – 28 с., 2009. - № 4 (6). – 28 с., 2010. - № 1 (7). – 23 с.

19. Лившиц И. Ритмика. - М., 1999.

20. Ляховицкая С. Задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре. - Л., 1970.

21. Мазель Л. А. Статьи по теории и анализу музыки. М., 1982.

22. Малюков А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности. – Дубна: Издательский центр «Феникс», 1999. – 256 с.

23. Милич Б. Воспитание ученика – пианиста. - К., 1997.

24. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя / И.В.Дубровина, А.Д.Андреева, Е.Е.Данилова и др.;// Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Просвещение, 2003.– С. 26, 149

25. Михайлов М.К. Музыкальный стиль в аспекте взаимоотношения содержания и формы. Критика и музыкознание. М., 1975.

26. Михайлов М.К. Стиль в музыке. Л., 1981.

27. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М., 1982.

28. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972.

29. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.,1982.

30. Орлова Е. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике изучения музыкального мышления. М., 1984.

31. Перфильева И.Д. Метод игры с параллельной декламацией. - рукопись.

32. Перфильева И.Д. Словарь музыкальной грамоты. - рукопись.

33. Проблемы творческого комплексного воспитания музыканта-исполнителя школа-училище вуз. / Сб. трудов. Новосибирск, 1998.

34. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. – М.,1980. -С.79,80.

35. Ребенок за роялем. - под ред. Ян Достал – М., 1981.

36. Ручьевская Е.А. Об анализе содержания музыкальных произведений. Критика и музыкознание. / Сб. ст. Вып. 3. - Л., 1987.

37. Ручьевская Е.А. Целостный и стилевой анализ. // Музыкальная академия. -1994. -№1.

38. Середа В.Л. Основные компоненты музыкальной системы. Вопросы теории музыки. Вып. 3. - М., 1975.

39. Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. М., 1973.

40. Сохор А.Н. Стиль, метод, направление. В сб.: Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 4. - Л., 1965.

41. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М., 1978.

42. Тухватуллина Н. Интонационные этюды и ролевые игры: методическая разработка // Колокольчики. Семантика на уроках сольфеджио / ред. Л. Шаймухаметова. – Уфа: РИЦ УГИИ, 1998. - Вып. 1. – 16 с.

43. Холопова В.Н. Музыкальный ритм. - М.,1980.

44. Шаймухаметова Л. Весёлая ритмика: учебно-методическое пособие для 1-х классов ДМШ // Колокольчики. Семантика на уроках сольфеджио. – Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ, 2003. - Вып. 3. – 17 с.

45. Шаймухаметова Л. Диалоги в устной музыкальной речи // Колокольчики. Семантика на уроках сольфеджио. – Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ, 2004. - Вып. 4. – 12 с.

46. Шаймухаметова Л., Исламгулова Р. Звуковые краски музыки // Художественные задачи и игры в занятиях музыкальным творчеством: учебные тетради для ДМШ в 6 вып. - Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГИИ, 1998. - Вып.1. – 9 с.

47. Шаймухаметова Л., Исламгулова Р. Звук, темп или кто как двигается // Художественные задачи и игры в занятиях музыкальным творчеством: учебные тетради для ДМШ в 6 вып. - Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГИИ, 1998. - Вып.2. – 9 с.

48. Шаймухаметова Л., Исламгулова Р. Веселые интервалы // Художественные задачи и игры в занятиях музыкальным творчеством: учебные тетради для ДМШ в 6 вып. - Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГИИ, 2003. - Вып.6. – 17 с.

49. Шаймухаметова Л. Музыкальный букварь в играх, загадках, картинках: учебное пособие / Л. Шаймухаметова, Р. Исламгулова. – Уфа: РИЦ УГИИ, 2000. – 159 с.

50. Шаймухаметова Л. Учимся по «Букварю»: методические рекомендации к учебному пособию «Музыкальный букварь в играх, загадках, картинках» (с поурочной разработкой) / Л. Шаймухаметова. – Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ, 2005. – 63 с.

51. Шаймухаметова Л. Программа по предмету «Сольфеджио» для ДМШ (первый год обучения) / Л. Шаймухаметова. – Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ, 2006. – 62 с.

52. Шаймухаметова Л. Звук, ритм и фантазия: музыкальные длительности и размеры. - Уфа: УГИИ, 1998.- 27 с/

53. Яворский Б.В. Избранные труды. Ч.1. М., 1964.

Нотография

1. Кабалевский Д. Избранные пьесы для фортепиано / сост. И. Шпигель. - М.: Сов. Композитор, 1991. - 63 с.

2. Леденёв Р. Музыкальные картинки: для фортепиано. - М.: Сов. Композитор, 1982. - Вып. 2. - 50 с.- (Библиотека юного пианиста. Младшие и средние классы детской музыкальной школы).

3. Музыкальная мозаика 2-4 классы: учебно-методическое пособие / сост. А. Барсукова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.- Вып. 4. - 50 с.

4. Чайковский П. Детский альбом ор. 39: сборник лёгких пьесок для детей. - М.: Музыка, 1992. - 39 с.

5. Шух М. Маленький музыкант: фортепианный альбом для начинающих музыкантов / сост. М. Шух. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 55 с.

6. Л. Баренбойм, Н. Перунова. Путь к музыке. Книжка с нотами для начинающих обучаться игре на фортепиано. Ленинград. Всесоюзное изд-во Сов композитор, 1988. - 167 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Интонационный анализ как средство познания классической музыки учащимися дмш»
Раздел: Музыка
Тип: Дипломная работа
Страниц: 74
Цена: 2800 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика