Дипломная работа
«Управление закупочной деятельностью торгового предприятия»
- 102 страниц
Введение 4
1 Экономическая характеристика закупочной деятельности в современных условиях 6
1.1 Понятие закупочной работы, ее этапы и характеристика 6
1.2 Источники закупок для розничного торгового предприятия 19
1.3 Управление товарным обеспечением 27
2 Исследование закупочной работы на торговом предприятии 34
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика 34
2.2 Анализ товарооборота и товарного обеспечения 38
2.3 Анализ поставщиков 51
3 Пути совершенствования закупочной деятельности магазина «Восточный» как фактора улучшения товарного обеспечения 58
3.1. Внедрение информационной системы управления поставками товарных запасов 58
3.2. Разработка системы материального стимулирования работников, осуществляющих закупку товаров 72
3.3. Внедрение гибкой системы нормирования запасов 83
Заключение 94
Список использованной литературы 98
Приложения 101
Закупочная работа является основой коммерческой деятельности в торговле. С неё, по существу, начинается коммерческая работа.
По своей экономической природе закупки представляют собой оптовый товарооборот, осуществляемый субъектами торговой деятельности с целью последующей перепродажи закупленных товаров.
Правильно организованные оптовые закупки дают возможность сформировать необходимый торговый ассортимент товаров для снабжения населения или розничной торговой сети, осуществлять воздействие на производителей товаров в соответствии с требованиями покупательского спроса, обеспечивают эффективную работу торгового предприятия.
Актуальность выбранной темы обусловлена современным состоянием организации закупочной деятельности в торговле, претерпевшей коренные изменения в условиях рыночной экономики. Данные изменения состоят в том, что на смену фондовому распределению товаров при плановой централизованной системе управления экономикой, системе централизованного прикрепления покупателей к поставщикам, твердых государственных цен, неравенства хозяйствующих субъектов, жесткой регламентации поставок товаров, отсутствия самостоятельности, инициативы, предприимчивости коммерческих работников пришла эпоха свободных рыночных отношений, которые характеризуются:
- свободой выбора партнера, контрагента по закупке товаров;
- множественностью источников закупки (поставщиков);
- равноправием партнеров;
- саморегулированием процессов поставки товаров;
- свободой ценообразования;
- конкуренцией поставщиков и покупателей;
- экономической ответственностью сторон.
Объектом исследования является магазин «Восточный».
Предмет исследования – управление закупочной деятельностью как фактором улучшения товарного обеспечения торгового предприятия.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ закупочной деятельности торгового предприятия на примере магазина «Восточный».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
- изучить теоретические основы закупочной деятельности в современных условиях;
- провести анализ закупочной деятельности магазина «Восточный»;
- сформулировать рекомендации по совершенствованию закупочной деятельности магазина «Восточный» как фактора улучшения товарного обеспечения.
Степень и уровень разработанности проблемы. Вопросы управления закупочной деятельностью торгового предприятия достаточно хорошо освещена в литературе, периодических журналах и на Интернет-сайтах. Данный вопрос разрабатывается и исследуется многими авторами, которые занимаются этой проблемой.
Информационная база исследования включает законы и другие нормативно-правовые акты, материалы интернет-сайтов, статистическая и финансовая отчетность магазина «Восточный».
Методологическую основу работы составляют книги российских и зарубежных авторов: А. М. Гаджинского, Л. П.Дашкова, О. А. Новикова, В.И. Степанова, Л. А. Брагина, Ю.М. Неруша и др.
При проведении данного анализа были использованы следующие методы:
- аналитический метод;
- анализ коэффициентов (относительных показателей).
Данная работа имеет практическую значимость в связи с тем, что в ней приведена система рекомендаций по совершенствованию управления закупочной деятельностью торгового предприятия как фактора улучшения товарного обеспечения.
В качестве объекта анализа выбран магазин «Восточный».
Магазин «Восточный» расположен по адресу: г. Краснотурьинск, ул. Ленина, 51. Это один из магазинов торговой компании «Выбор», которая существует на протяжении 10 лет.
Специализация анализируемого торгового предприятия – розничная торговля продовольственными товарами. Специализация магазина с учётом функционального значения: «Восточный» является магазином местного значения, так как размещён в жилом комплексе города, и обслуживает население в зоне пешеходной доступности товарами повседневного спроса.
В магазине «Восточный» осуществляется реализация следующих групп товаров:
- алкогольная продукция;
- безалкогольные напитки, пиво;
- детское и специальное питание, диетические пищевые продукты;
- молочные продукты, яйца;
- мясо и мясопродукты;
- овощи, фрукты, орехи, грибы;
- продукты быстрого приготовления, полуфабрикаты;
- пряности, приправы, пищевые добавки;
- растительные и животные масла и жиры;
- рыбная продукция;
- сыпучие продукты;
- табачная продукция;
- хлебобулочная и кондитерская продукция;
- чай, кофе, какао.
В магазине используются традиционная форма обслуживания, т.е. через прилавок.
Торговый зал магазина достаточно просторный. Около 50-55% торговой площади магазина «Восточный» составляет площадь для покупателей. Эта площадь обеспечивает свободное движение покупателей. В магазине стабильно поддерживается чистота и порядок. Продукты постоянно докладываются, то есть покупателю не приходится ждать, когда продукт вынесут со склада.
В дипломной работе проведен анализ закупочной деятельности торгового предприятия на примере магазина «Восточный».
В теоретической части отражены основы закупочной деятельности в современных условиях.
Под управлением закупками понимают область деятельности, в результате которой фирма приобретает необходимые товары и услуги.
Целью закупочной работы является удовлетворение потребностей торговой организации в товарах с максимально возможной экономической эффективностью.
Перечень процедур закупочной работы включает:
- анализ потребностей;
- определение и оценка требований к закупаемым материальным ресурсам;
- исследование рынка закупок;
- выбор поставщиков;
- осуществление закупок;
- контроль поставок;
- подготовка бюджета закупок;
- координация и взаимосвязь функции снабжения с другими подразделениями компании.
В аналитической части проведен анализ закупочной деятельности магазина «Восточный».
Специализация анализируемого торгового предприятия – розничная торговля продовольственными товарами.
Общая сумма валового дохода от реализации в 2010 г. составила 20028,5 тыс. руб., что на 889,3 тыс. руб. больше плана (или на 0,2%) и 5055,3 тыс. руб. больше показателя 2009 г. Средний уровень валового дохода в динамике возрос на 14,8% и составил 18,92%. Превышение среднего уровня валового дохода в 2010 г. над плановым показателем составило 106,4%.
Уровень издержек обращения в 2010 г. возрос с 10,08% в 2009 г. до 12,82% в 2010 г. В абсолютном значении прирост издержек обращения в 2010 г. составил 4411,2 тыс. руб.
В 2010 г. предприятие получило прибыли от реализации в сумме 6457,1 тыс. руб., что меньше планового показателя на 1258,4 тыс. р. (или на 16,3%). В динамике рост показателя составил 644,1 тыс. р. или на 11,1%. Доля балансовой прибыли в % к обороту в 2010 г. составила 6,1%, что меньше аналогичного планового показателя на 7,6% и меньше показателя 2009 г. на 4,7%.
План розничного товарооборота предприятия в 2010 г. недовыполнен на 4,2%.
Анализ товарных запасов выявил следующее. Во всех кварталах фактические запасы превышали установленный норматив, что создавало нормальные условия торговли. Как видно из табл. 2.5 в 2010 году фактические товарные запасы магазина «Восточный» превышали нормативные показатели. Наибольшее превышение отмечено в IV квартале 2010 г., когда вместо положенного пятидневного запаса у предприятия на складе находился семидневный запас.
С одной стороны это обеспечивает магазин от возможного недостатка товаров, пользующихся наибольшим спросом, но с другой влечет за собой дополнительные затраты на хранение.
Анализ товарооборачиваемости показал, что с одной стороны, повышение скорости оборота товарных запасов магазина «Восточный» по сравнению с уровнем 2009 года, но с другой стороны – замедление их оборота по сравнению с плановым уровнем. Это ведет к дополнительным затратам на хранение товаров, повышению потерь в связи с порчей товаров, что в конечном итоге, снижает эффективность и рентабельность деятельности магазина «Восточный».
Ведущее место по объему закупок занимают мясо и мясопродукты, а также безалкогольные напитки.
Одним из крупнейших поставщиков мясопродуктов является ООО "Птицефабрика Богдановичская", на долю которой приходится 50,5% всех поставок мяса в магазин «Восточный».
Крупнейшим поставщиком магазина «Восточный» безалкогольных напитков является Североуральский Пивзавод -54,4%.
Все поставщики в 2010 году выполнили свои обязательства по поставкам, как по графику, так и дополнительных поставок.
Наибольший объем рекламаций был предъявлен компании «Североуральский Пивзавод» - на 410 тыс.руб. Ряд компаний выполнил качественно свои обязанности, без предъявления к ним рекламаций со стороны магазина «Восточный».
В результате проведенного анализа действующей системы закупок на исследуемом предприятии выявлены негативные моменты, снижающие эффективность в области поставок материальных ресурсов, что сказывается на эффективности деятельности организации в целом.
В проектной части отражены рекомендации по совершенствованию закупочной деятельности магазина «Восточный» как фактора улучшения товарного обеспечения.
Первым направлением совершенствования закупочной деятельности магазина «Восточнй» является внедрение информационной системы управления поставками товарных запасов. К новой системе предъявляются следующие требования:
- новая система закупок должна быть гибкой с привязкой к рыночным требованиям;
- система не должна быть затратной и должна быть экономически целесообразна;
- система должна быть максимально автоматизирована.
Экономический эффект предложенных мероприятий выражается следующим:
- чистый дисконтированный доход от проекта организации системы автоматизации закупочной деятельности магазина «Восточный». составит 1018,4 тыс.руб.;
- выполнение условия окупаемости выполняется на второй год осуществления проекта, срок окупаемости проекта равен 1,4 года.
Для реализации первого мероприятия необходимо поставить задачу материально заинтересовать менеджера снижать стоимость закупок. Для этого предлагается разработать новую систему стимулирования труда работников магазина.
В рамках третьего мероприятия необходимо оптимизировать систему нормирования товарных запасов магазина «Восточный».
Применение оптимизационной модели с фиксированным интервалом между поставками только по двум товарным позициям позволяет также снизить оборачиваемость товарных запасов магазина «Восточный», что, в свою очередь, приведет к высвобождению из оборота дополнительных денежных ресурсов и росту прибыльности деятельности организации.
1. Бауэрсокс Д.Дж. Логистика. Интегрированная цепь поставок /
Д.Дж. Бауэрсокс, Д.Дж. Класс. – М.: Олимп-бизнес, 2009.
2. Бродецкий Г.Л. Методы стохастической оптимизации. Математические модели управления запасами / Г.Л. Бродецкий. – М.: Изд-во РЭА, 2007.
3. Волгин В. В. Склад. Практическое пособие / П. В. Волгин. – М.:
Издательский Дом -Дашков и К°». 2007.
4. Гаджинский А. М. Логистика. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К'», 2006.
5. Дашков Л. П., Памбухчиянц В. К. Коммерция и технология торговли– 2-е изд.– М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2008 .– 448 с.
6. Демчев Г.М. Складское, тарное хозяйство и технология транспортно-складских процессов/ Г.М.Демчев. – М.: Высшая школа, 2004.
7. Лыбская В. В. Логистика складирования / В.В.Дыбская. – М. :
ГУ ВШЭ.2005.
8. Карнаухов СБ. Концепции логистики. Системный анализ /
С.Б.Карнаухов. – М.: Изд-во РЭА, 2003.
9. Костоглодов Д.Д. Распределительная логистика / Д.Д. Костоглодов, Л. М.Харисова. – М. : Экспертное бюро, 2006.
10. Логистика: управление в грузовых транспортно-логистических
системах / под ред. Л. Б. Мнротина. – М.: Юрист, 2008.
11. Новиков О. А. Логистика / О. А. Новиков. С. А. Уваров. – СПб.:
Бизнес-пресса, 2006.
12. Раер СМ. Логистика экспедирования грузовых перевозок /
С.М.Рсзср. - М. : ВИНИТИ РАН. 2009.
13. Родников А. Н. Логистика. Терминологический словарь / А. Н. Родников. – М.: Инфра-М. 2008.
14. Сергеев В. И. Менеджмент в бизнес-логистике / В. И. Сергеев. –
М.: Филинь. 2005.
15. Степанов В. И. Логистика / В.И.Степанов. – М. : Проспект,
2006.
16. Степанов В. И. Экономия и нормирование материальных ресурсов / В. И.Степанов. А.А.Мешков. – М. : Высшая школа,
2004.
17. Телегин А. И. Логистика: транспортно-экспедиционнос обеспечение / А. И. Телегин, В.Н. Костров, М. А. Государев. – Н.Новгород : Изд-во ВГИПА. 2003.
18. Торговое дело: экономика и организация / под общ. ред. Л. А. Брагина. - М.: Инфра-М. 2005.
19. Транспортная логистика / под общ. ред. Л. Б. Мирогина. – М.:
Экзамен. 2002.
20. Федько В. //. Упаковка и маркировка / В. П.Федько. – М.: Экспертное бюро: Приор. 2006.
21. Экономика, организация и планирование материально-технического снабжения и сбыта / под ред. Н.Д.Фасоляка. – М.: Экономика, 2004.
22. Лагуткин В.М., Соколов Р.Г. Комплексное снабжение: проблемы, перспективы. – М.: Экономика, 2006.
23. Линдере Майкл Р., Фирон Харольд.Е. Управление снабжением и запасами. Логистика. - СПб.: Полигон, 1999.
24. Логистика: Учебник для вузов/ Под ред. Б.А. Аникина. - М.: ИНФРА-М, 2006.
25. Мате Э., Тиксье Д. Материально-техническое обеспечение деятельности предприятия/Пер. с франц. М.: АО «Издательская группа «Прогресс», 2004.
26. Назаров В.Ю. Материальные ресурсы: рациональное использование и экономия.- М.: Экономика, 2004.
27. Намазалиев Г.И. Учет в материально-техническом снабжении и его совершенствование. - М.: Финансы и статистика, 2006.
28. Неруш Ю.М. Снабжение и транспорт: эффективное взаимодействие.- М.: Экономика, 2005.
29. Николайчук В.Е. Заготовительная и производственная логистика.- СПб.: Питер, 2001.
30. Новиков Д.Т. и др. Управление материальными ресурсами. М.: Знание, 1990.
31. От фондирования к оптовой торговле / Под ред. И.В. Нита и Л.М. Фрейкмана. - М.: Экономика, 2008.
32. Плоткин Б.К. Основы теории и практики логистики. Методические указания. - СПб.: ГУЭФ, 2006.
33. Фасоляк Н.Д. Экономика, организация и планирование материально-технического снабжения и сбыта. - М: Экономика, 2000.
34. Фасоляк Н.Д., БарминаЗ.Н. Материально-техническое снабжение: Словарь-справочник. - М.: Экономика, 2004.
35. Хазанович Э.С., Шестаков В.Н. Управление материальными ресурсами. М.: Экономика, 2005.
36. Хруцкий Е.А. Экономико-математические методы в планировании материально-технического снабжения. - М.: Экономика, 2004.
37. Хруцкий Е.А., Сакович В.А., Колосов Ф.П. Оптимизация хозяйственных связей и материальных запасов. М.: Экономика, 2005.
38. Экономика предприятия: Университетский учебник: Пер. с нем. / Под ред. Ф.К. Беа, Э. Дихтла, М. Швайтцера. М.: ИНФРА-М, 2004.
39. Эльяшевич П.А. Системы городской логистики. СПб.: Петрополис, 2007.
40. Степанов В. И.Логистика в товароведении : учебник для студ. высш. учеб.заведений / В. И. Степанов. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 272 с.
Тема: | «Управление закупочной деятельностью торгового предприятия» | |
Раздел: | Экономика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 102 | |
Цена: | 4000 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Перечень вопросов к итоговому междисциплинарному экзамену Учебная дисциплина «Организация коммерческой деятельности предприятий торговли»
Курсовая работа:
Анализ хозяйственной деятельности торгового предприятия (на примере ООО «Садко»)
Курсовая работа:
Анализ хозяйственной деятельности торгового предприятия (на примере супермаркета торговой группы «Ижтрейдинг»
Курсовая работа:
Анализ хозяйственной деятельности торгового предприятия
Дипломная работа:
Управление оптовой закупкой и поставкой товаров