Дипломная работа

«Бюджетная система РФ и ее совершенствование»

  • 76 страниц
Содержание

Введение….3

1. Бюджетная система РФ….5

1.1. Дискуссионные вопросы и развитие бюджетной системы….6

1.2. Принципы бюджетной системы РФ….12

2. Анализ современного состояния бюджетной системы РФ….26

2.1. Структура и динамика доходов и расходов Федерального бюджета за 2006-2008 гг.….26

2.2. Структура доходов и расходов территориальных бюджетов (на примере бюджета Удмуртской Республики)….34

2.3. Структура местных доходов и расходов (на примере г. Ижевска)….42

3. Пути совершенствования бюджетной системы РФ….47

3.1. Проблемы укрепления региональных и местных бюджетов…47

3.2. Бюджетная система РФ в условиях бюджетной реформы….56

Заключение….70

Список литературы…76

Введение

Значение бюджетной системы и бюджета как ее элемента в жизни общества и государства очень велико. Бюджет - это основной денежный фонд государства (муниципального образования), из которого финансируются расходы, направленные на обеспечение реализации государством (муниципальным образованием) стоящих перед ним задач и выполнение возложенных на него функций.

Эффективная бюджетная система страны является важнейшим фактором устойчивого экономического роста, поскольку из бюджетных средств осуществляется финансирование инвестиционных программ в области экономики, экологии, науки, образования, здравоохранения и т.д.

Исходя из изложенного, тема дипломной работы является актуальной.

Целью данной работы является изучение и анализ научной финансово-экономической литературы, нормативного и практического материала, отражающего структуру, принципы бюджетной системы РФ, а также пути ее совершенствования.

Задачами, которые ставит перед собой автор, являются:

1. Изучение понятия, сущности, структуры бюджетной системы РФ, а также ее развития.

2. Характеристика принципов бюджетной системы РФ.

3. Анализ современного состояния бюджетной системы РФ.

4. Исследование проблем укрепления региональных и местных бюджетов.

5. Исследование и предложение путей совершенствования бюджетной системы РФ в условиях бюджетной реформы.

Работа состоит из трех тематических глав, разбитых на параграфы, объединяющих круг однородных вопросов. В первой главе – «Общая характеристика бюджетной системы РФ» - отражены понятие, сущность, структура, развитие, а также принципы бюджетной системы РФ. Вторая глава – «Анализ современного состояния бюджетной системы РФ» - раскрывает динамику и структуру доходов и расходов федерального бюджета, регионального бюджета (на примере Удмуртской Республики), местного бюджета (на примере города Ижевска) в период 2006-2008 гг. В третьей главе – «Пути совершенствования бюджетной системы РФ» - исследованы проблемы укрепления региональных и местных бюджетов, а также изменения бюджетной системы РФ в условиях бюджетной реформы.

При написании дипломной работы были использованы материалы журналов «Финансы», «Финансы и кредит», нормативные документы, в частности законы о бюджете на соответствующие годы, материалы справочно-правовой системы «Консультант плюс».

Заключение

Определение понятия «бюджетная система» закреплено в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ), согласно которой бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Согласно ст. 10 БК РФ структура бюджетной системы РФ состоит из трех уровней:

1) федеральный уровень - федеральный бюджет и бюджеты федеральных государственных внебюджетных фондов. Данные бюджеты согласно ст. 13 БК РФ предназначены для исполнения расходных обязательств России;

2) региональный уровень - бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. Как установлено в ст. 14 БК РФ, каждый субъект РФ имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда. Региональный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта РФ;

3) местный уровень - бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты). В соответствии со ст. 14 Кодекса каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Местный бюджет предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Само существование в Российской Федерации единой бюджетной системы указывает на то, что в данной сфере существует централизация. Она обусловлена тем, что в компетенцию Федерации входит распределение финансовых потоков по уровням бюджетной системы. Централизация и иерархичность бюджетной системы РФ указывают на ее унитаризм, который, с одной стороны, обеспечивает единство бюджетной системы, а с другой - позволяет учитывать существенные особенности регионов России при обеспечении конституционных прав граждан на всей ее территории через обеспечение общих стандартов публичных услуг.

Перечень и содержание принципов бюджетной системы РФ установлены в гл 5 БК РФ. Согласно ст. 28 БК РФ установлено 13 принципов бюджетной системы РФ, к которым относятся следующие: единства бюджетной системы Российской Федерации, разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации, самостоятельности бюджетов, равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, сбалансированности бюджета, результативности и эффективности использования бюджетных средств, общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, прозрачности (открытости), достоверности бюджета, адресности и целевого характера бюджетных средств, подведомственности расходов бюджетов, единства кассы.

Установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений относится к исключительному ведению Российской Федерации в рамках осуществления бюджетных полномочий.

С принятием БК РФ количество принципов бюджетной системы увеличилось. Так, в ст. 3 Закона РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" было закреплено, что бюджетное устройство в РСФСР основано на пяти принципах: единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РСФСР. Кроме того, в рамках проведения комплексной реформы бюджетного процесса Законом 2007 г. N 63-ФЗ в гл. 5 БК РФ внесен ряд поправок. В частности, были введены новые принципы единства кассы (ст. 38.1) и подведомственности расходов (ст. 38.2). Как отмечалось в пояснительной записке к законопроекту, в условиях поэтапного расширения самостоятельности и ответственности органов власти в бюджетном процессе возрастает значение единых для бюджетной системы РФ принципов, которые становятся нормами прямого действия.

Исходя из анализа современного состояния бюджетной системы РФ, особенностью последней является превышение расходов бюджетов регионального и местного уровней над их доходами и превышение доходов федерального бюджета над его расходами. Эта тенденция противоречит общемировой практике, согласно которой в большинстве стран мира (за исключением Финляндии) федеральные бюджеты формируются с дефицитом, а доходы региональных бюджетов равны или превышают их расходы.

Бюджетная система РФ отличается концентрацией финансовых ресурсов на федеральном уровне при постоянном дефиците средств региональных и местных бюджетов. Среди причин этого можно выделить, во-первых, сокращение доходов территориальных бюджетов в связи с принятием части II Налогового кодекса РФ. На показатель уровня доходов региональных и местных бюджетов во многом влияет конкретный перечень тех налогов, поступление от которых предназначено для региональных и местных бюджетов. Перечень взимаемых региональных и местных налогов был сокращен. Согласно ст. 14 НК РФ к региональным налогам относятся: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес и транспортный налог. К местным налогам согласно ст. 15 НК РФ относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Во-вторых, большие изменения произошли и в расходной части территориальных бюджетов. После того как почти все объекты социальной сферы были переданы в ведение региональных и местных органов власти, значительная часть расходов, связанных с жизнеобеспечением населения, стала финансироваться за счет территориальных бюджетов, и нагрузка на них резко возросла. Это привело к усилению несбалансированности между возложенными на территориальные бюджеты финансовыми обязательствами и реальными возможностями по их выполнению.

Действующая практика свидетельствует о постоянном сокращении налоговых источников, предназначенных для обеспечения территориальных бюджетов. Так, в бюджете УР за 2008 год собственные налоги (транспортный налог и налог на имущество организаций) покрывают 12,23% расходов. В бюджете города Ижевска за 2008 год собственные налоги (земельный налог и налог на имущество физических лиц) покрывают всего 2,4% расходов.

В настоящее время степень централизации налоговых платежей достаточно высока.

В бюджеты субъектов Федерации кроме налога на доходы физических лиц и большей части налога на прибыль организаций частично зачисляются и другие федеральные налоги, такие, как акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, государственная пошлина и др. Таким образом, подавляющая часть доходов регионального бюджета формируется за счет федеральных налогов. В 2008 г. доля налога на имущество организаций в консолидированном бюджете Удмуртской Республики составила 12,6%, транспортного налога - 2,5%, что в совокупности незначительно превышает 15%. При таких цифрах говорить о серьезном вкладе этих налогов в доходы бюджета не приходится. Основной вклад в формирование доходов консолидированного регионального бюджета принадлежит федеральному налогу на доходы физических лиц - 15,8%, налогу на прибыль организаций - 24,2%.Влияние региона здесь ограничивается только возможностью снижения региональной составляющей ставки налога на прибыль в пределах 4%. Понятно, что такая возможность используется не очень широко, поскольку снижение ставки сопровождается уменьшением поступлений этого налога.

Таким образом, в большинстве случаев финансовые возможности территориальных бюджетов недостаточны не только для решения крупных проектов социального и экономического характера, но и для выполнения текущих задач, возлагаемых на них бюджетным законодательством.

Необходимо отметить, что при наличии повсеместного дефицита региональных и местных бюджетов органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления часто предоставляют налоговые льготы по региональным и местным налогам. Объяснение этому можно найти в том, что других возможностей влиять через налоговый механизм на активизацию инвестиционной деятельности субъектов местной экономики, поддержку градообразующих предприятий и т.д. у региональных и местных органов власти нет. Кроме того, механизм межбюджетных отношений позволяет в определенной степени возместить выпадающие доходы за счет средств, поступающих из вышестоящего бюджета в процессе бюджетного регулирования.

За счет местных налоговых и неналоговых источников, получаемых в режиме собственных доходов, расходы местных бюджетов обеспечиваются в среднем на 16 - 20 процентов от всего объема доходов местных бюджетов. Остальные потребности территориальные и местные бюджеты обеспечивают за счет регулирующих источников и финансовой помощи из вышестоящих бюджетов, что свидетельствует об излишней централизации доходов бюджетной системы на ее вышестоящих уровнях. В большинстве других стран доля собственных доходов местных бюджетов составляет от 25% (Греция, Англия) до 60% (Исландия, Франция). С целью решения указанной проблемы в научной финансово-экономической литературе предлагаются два различных подхода.

Согласно первому, наиболее оптимальным способом увеличения доли местных бюджетов в объеме консолидированного бюджета Российской Федерации должен быть рост доли местных налогов, которые должны напрямую поступать в местные бюджеты. Согласно второму подходу решение проблемы дефицита региональных и местных бюджетов стоим искать в создании четкой системы гарантирования сбалансированности субнациональных бюджетов за счет совокупных доходов всей бюджетной системы, поэтому необходимо дальнейшее углубление ее интеграции.

Представляется, что одной из нерешенных проблем действующего национального законодательства является отсутствие установленных законом норм закрепления за региональными и местными бюджетами доли собственных доходов. Полагаем возможным принятие в Бюджетном кодексе РФ отдельной статьи, которая установила бы нижний предел доли собственных доходов региональных и местных бюджетов. Полагаем, что для этого необходимо будет увеличить долю налоговых поступлений в региональные и местные бюджеты за счет увеличения количества региональных и местных налогов, платежи по которым поступают в региональные и местные бюджеты, а также увеличить долю отчислений на постоянной основе от федеральных налогов в пользу субъектов РФ и муниципальных образований.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации;

2. Гражданский Кодекс Российской Федерации;

3. Бюджетные ассигнования по расходам федерального бюджета на 2009 год (по состоянию на 01 сентября 2009 года);

4. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Минфина России на 2010-2012 годы (проект);

5. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Минфина России на 2009-2011 годы;

6. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Минфина России на 2008-2010 годы;

7. Методические указания по федеральному бюджету на плановый период 2011 и 2012 годов (Письмо Минфина России от 01.10.2009 № 02-09-01/4670);

8. Перечень нормативных правовых актов, необходимых для реализации положений Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции федеральных законов от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ и от 2 ноября 2007 г. № 247-ФЗ);

9. ОТЧЕТ о подготовке нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов";

10. Федеральный закон от 8 ноября 2008 года № 193-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"

11. Горегляд В., Подпорина И. Бюджетный кризис и пути его преодоления // Российский экономический журнал, № 10,2006

12. Государственный бюджет: Учебное пособие. Под ред. М. И. Ткачук - Минск, Высшая школа, 2005

13. Борисов А.Н. Комментарий к Бюджетному кодексу РФ. Изд. «Юстицинформ», 2008г. – С. 63.

14. Грачева Е.Ю. Комментарий к Бюджетному кодексу РФ. Изд. «Проспект», 2009. – С. 51.

15. Добиться стабильности финансовой системы (интервью с А. Я. Лившицем) // Финансы, № 9,2006;

16. Илларионов А. Бремя государства // Вопросы экономики, № 1,2007;

17. Коков В., Любимцев Ю. Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы // Экономист, № 11,2006;

18. Лавров А. Бюджетный федерализм и финансовая стабилизация // Вопросы экономики, № 8,2005;

19. Лившиц А. Я. Основные ориентиры финансовой политики // Финансы, №1,2007;

20. Новосельцев А.П., Сахаров А.Н., Буганов В.И., Назаров В.Д. История России с древнейших времен до конца XVII века / Отв. ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев. М.: Издательство "АСТ", 2000. С. 68.

21. Павлова Л. Бюджетное финансирование и проблема государственного долга // Экономист, № 4,2006;

22. Подпорина И. Современные проблемы бюджетного регулирования // Экономист, № 7,2006;

23. Сумароков В. Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. М., Финансы и статистика, 2006;

24. Финансовые проблемы бюджета // Финансы, № 10,2008;

25. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов. Под ред. проф. Л. А. Дробозиной - М., Финансы, ЮНИТИ, 2002;

26. Финансы. Под ред. В. М. Родионовой - М., Финансы и статистика, 2005;

27. Химичева Н.И. Финансовое право. М.: Юристъ, 2003. С. 242.

28. Хурсевич С. Н. Бюджетный федерализм и бюджетный дефицит // Финансы, № 4,2005.

Примечания

+доклад+раздатка+рецензия

Покупка готовой работы
Тема: «Бюджетная система РФ и ее совершенствование»
Раздел: Финансы
Тип: Дипломная работа
Страниц: 76
Цена: 600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика