Дипломная работа
«Мотивация профессиональной деятельности юристов»
- 81 страниц
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы мотивации профессиональной деятельности юристов 7
1.1 Понятие мотивации в современной психологии 7
1.2. Особенности мотивации профессиональной деятельности 25
1.3. Особенности профессиональной деятельности юристов 32
Выводы по теоретическому исследованию…38
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование профессиональной деятельности юристов 41
2.1. Организация исследования 41
2.2. Диагностика мотивации профессиональной деятельности юристов, анализ результатов и интерпретация полученных данных 50
2.3. Выводы и обобщения по эмпирической части исследования…61
Заключение 63
Литература 67
Приложение 70
Актуальность исследования. В последнее время исследованиям мотивации деятельности, ориентированной на достижения (профессиональные, учебные, спортивные и т.п.), придается все большее значение [20, 33]. Изучаются интересы и установки, эмоциональные реакции на неудачу, разного рода атрибуции и представления индивида о себе как показатели, определяющие достижения в учебной и профессиональной деятельности. Особое внимание ученые уделяют интеграции представлений о когнитивных и эмоциональных компонентах мотивационного процесса, созданию более целостной картины, отражающей функционирование мотивации деятельности [22,38].
Изучением проблем мотивации в отечественной литературе занимались такие авторы, как Е.П. Ильин (2000), В.А. Ядов (1979), В.Г. Асеев, Е.П. Ильин (1995; 2000), А.Н. Леонтьев (1976), П.М. Якобсон (1969) и другие. Из зарубежных авторов следует отметить Дж. Аткинсона (1964), С. Гроффа (1992), МакКлеланда (1971), А. Маслоу (1955), Х. Хекхаузена (1986) и др.
Путь к эффективной профессиональной деятельности человека лежит через понимание его мотивации [15]. Важно знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами, мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей. Психологи отмечают также изменение характера профессиональной деятельности на разных этапах карьеры. В связи с этим представляет интерес оценка мотивационной сферы, влияние изменения мотивации на эффективность профессиональной деятельности.
Цель исследования – исследовать мотивацию профессиональной деятельности юристов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Охарактеризовать особенности структуры мотивации юристов
3. Разработать программу и подобрать блок методик эмпирической части исследования.
4. Выявить особенности мотивации достижения успеха юристов занимающихся различными видами юридической деятельности
5. Определить осознанность различных компонентов мотива людей занимающихся юридической деятельностью
6. Выявление взаимосвязи профессионального развития и мотивации сотрудников занимающихся юридической деятельностью
7. Провести анализ полученных данных и интерпретацию результатов исследования.
Гипотеза: мотивация профессиональной деятельности юристов имеет отличие, проявляющееся как в уровне мотивации достижения успеха, так и в структуре мотива.
Объект исследования: мотивация профессиональной деятельности.
Предмет исследования: мотивация юристов-профессионалов, занимающихся различными видами юридической деятельности
Методы исследования. Для реализации поставленных задач использовался следующий комплекс методов и методик:
Для позиционирования исследования: сравнительный анализ и обобщение научных источников отечественных и зарубежных исследователей, теоретический анализ и обобщение методологической литературы.
Для сбора эмпирических данных: метод анализа документов, прямое и включенное наблюдение, методы опроса.
В психодиагностической части исследования применялись следующие методики: опросник для измерения мотивации достижения А. Мехрабиана (модификация М.Ш. Магомед-Эминова); методика «Выявление осознанности различных компонентов мотива» (разработана А.В.Ермолиным и Е.П.Ильиным); 12-факторный опросник мотивации профессиональной деятельности Е.А. Климова, а также проективная методика «Неоконченные предложения» (Ж.Нюттен в модификации А.Б.Орлова).
Для обработки полученных результатов использовались методы математической статистики: расчёт среднего арифметического, расчёт и анализ процентных соотношений, расчёт коэффициентов ранговой корреляции Спирмена и линейной корреляции Пирсона.
База исследования. Эмпирическое исследование осуществлялось на базе следственного отдела УВД г. Зеленограда Московской области; Компания «Прайм риэлти».
В констатирующей части исследования участвовали 50 человек (мужчины и женщины, в возрасте 23 – 45 лет, занимающиеся юридической деятельностью – следственный отдел, сфера недвижимости).
Основные этапы исследования:
На первом этапе (октябрь 2009 г. – март 2010 г.) осуществлялось теоретическое обоснование проблемы, выявлялась степень изученности проблемы в научной литературе, формулировалась гипотеза, предмет, задачи эмпирического исследования.
На втором этапе (апрель 2010 г. – сентябрь 2010 г.) проводилось констатирующее исследование, в ходе которого были применены методики изучения мотивации профессиональной деятельности юристов.
Третий этап (октябрь 2010 г. – декабрь 2010 г.) проанализированы и систематизированы результаты исследования, сделаны обобщения, сформулированы выводы, оформлен текст выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость работы заключается в том, результаты исследования могут быть использованы в практике работы психологических служб учреждений, занимающихся юридической деятельностью.
Структура выпускной квалификационной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Исследование проблемы мотивации профессиональной деятельности показало, что в современной психологии мотивация рассматривается как бесконечно разнообразная самоорганизующаяся система, существующая в данный момент времени и придающая познавательным процессам направленность. Ведущей мотивацией личности выступает потребность в постоянном самосовершенствовании, которая достигается путем нарушения равновесия во взаимодействии личности с окружающей средой.
Мотивация выступает как один из факторов профессионального развития. Выбор профессии сложный мотивационный процесс. Мотивацию можно рассматривать как совокупность сил, побуждающих человека осуществлять профессиональную деятельность с затратой определенных усилий, на конкретном уровне усердия и добросовестности, с необходимой степенью настойчивости для достижения определенных целей. В современном мире выбор профессии можно рассматривать как основу жизненного самоутверждения человека в обществе. Наиболее сильное влияние на процесс профессионального самоопределения оказывают убеждения, интересы, индивидуальные способности, склонности, уровень подготовки, социальное окружение личности.
Любая профессиональная деятельность, так или иначе, служит способом удовлетворения определенного круга потребностей человека. Вместе с тем сфера существующих потребностей оказывает существенное влияние на эффективность и качество выполнения профессионалом функциональных обязанностей.
К наиболее важным мотивам профессиональной деятельности, обеспечивающим профессиональное развитие юриста, можно отнести такие как: социально-направленные мотивы (социальная ценность и важность правоохранительной деятельности, престиж профессии глазах окружающих), мотивы сотрудничества (мотивы коллективного признания, самоутверждения, сплочения, взаимопомощи, стремление к коллективным целям), мотивы достижения успеха в деятельности (интерес к профессиональной деятельности, стремление к творческой активности, совершенствованию профессионального мастерства, а также удовлетворенность выбранной профессией и стремление к расширению сферы влияния), утилитарные мотивы (стремление к улучшению условий службы и бытовых условий, стремление к карьере и увеличению оплаты труда).
Мотивационный процесс принятия профессии сопровождается процессом формирования мотивов профессиональной деятельности, сутью которого является последующее раскрытие возможностей профессии по удовлетворению потребностей специалиста в конкретных формах. Мотивация профессиональной деятельности по отношению к профессии юриста имеет важное значение, что и определяет выделение предмета нашей работы.
В результате эмпирического исследования установлено, что у испытуемых больше выражены высокий и средний уровень мотивации достижения успеха в равной степени. Но существуют различия между уровнем мотивации сотрудников следственного отдела и риелторской фирмы в выраженности мотивации достижения успеха либо избегания неудач. Юристы следственного отдела в большей степени ориентируются на достижение успеха (56%). У юристов по работе с недвижимостью более выражена мотивация избегания неудачи (36%).
Между деятельностью юристов следственного отдела и юристов риелторской фирмы и выраженностью мотивации достижения успеха подтверждается сильная прямая взаимосвязь: чем выше статус (должность юриста следственного отдела по сравнению с должностью юриста риелторской фирмы), тем сильнее выражена мотивация достижения успеха.
Выявление осознанности различных компонентов показало, что на данной выборке в 100% случаев проявилась представленность в сознании мотивов профессиональной деятельности. Сотрудники следственного отдела указывали большее число мотивов, представленность в сознании структуры мотива выражена равномерно, в отличие от сотрудников риелторской фирмы. Различие выявлено в уровне выраженности блока внешних условий, потребностного блока и блока внутреннего фильтра в структуре мотива. Для юристов, работающих в сфере недвижимости характерно преобладание внешних мотивов. Подтверждена связь между переменными сильная, прямая: чем выше должность, тем сильнее выражены мотивы блока внутреннего фильтра. При этом более очевидно различие в степени проявления мотивов потребностного блока. В проявлении мотивов целевого блока статистически достоверных различий встречено не было.
Изучение мотивационного профиля профессиональной деятельности юристов показало, что среди юристов риелторской фирмы наибольшее значение имеет такой фактор, как потребность в высокой зарплате и материальном вознаграждении; желание иметь работу с хорошим набором льгот и надбавок, при низком побуждении к реализация индивидуальных особенностей, общении в коллективе и творчестве. Это может быть связано с низкой оплатой труда, малым числом премиальных надбавок. Наиболее актуальными для юристов следственного отдела явились престиж и значимость профессии, потребность в высокой зарплате и материальном вознаграждении; потребность в хороших условиях работы и комфортной окружающей обстановке; потребность формировать и поддерживать долгосрочные стабильные взаимоотношения, значительная степень близости взаимоотношений, доверительности; потребность во влиятельности и власти, стремление руководить другими; настойчивое стремление к конкуренции и влиятельности.
Обращает на себя внимание повышенная заинтересованность работников обоих анализируемых уровней во внешних мотивирующих факторах: заработной плате, обеспечении достойных, безопасных условий труда. Материальная мотивация – одна из наиболее сложных тем в управлении персоналом, потому что уровень доходов зачастую является именно тем фактором, руководствуясь которым сотрудники выбирают себе место работы, принимают решение о его смене или же сохранении. Высокая (достойная, адекватная, соответствующая и т.д.) зарплата.
Также обращает на себя внимание малая развитость мотивации достижения успеха у юристов риелторской фирмы.
Таким образом, мотивация профессиональной деятельности юристов работающих в следственном отделе и в риелторской фирме имеет отличие, проявляющееся как в уровне мотивации достижения успеха, так и в структуре мотива. Мотивация, как фактор профессионального развития является приоритетным показателем оценки профессионального потенциала сотрудников занимающихся юридической деятельностью и резерва на выдвижение по сравнению с другими психологическими и социально-демографическими характеристиками личности.
Цель исследования – исследовать мотивацию профессиональной деятельности юристов достигнута.
1. Аверин В. Психология личности. СПб: Изд-во Михайлова В.А.,2009
2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для ВУЗов. – М.: Аспект Пресс, 2002.
3. Анцыферова Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности. // Вопросы психологии. № 1, 1978.
4. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М., 1976.
5. Ахмеджанов Э.Р. Психологические тесты. – М.: Лист, 1996.
6. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. - М.: Просвещение, 1978.
7. Васильев В.Л. Юридическая психология Спб., 2009
8. Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль над действием. – М.: МГУ, 1991.
9. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М: МГУ, 1990.
10. Забродин Ю.М., Сосновский Б.А. Мотивационно - смысловые связи в структуре направленности человека. // Вопросы психологии. № 6. 1989.
11. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. – М., 1982.
12. Зотова О.И., Бобнева М.И. Ценностные ориентации и механизм социальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии / Отв. ред. Е.В. Шорохова. – М.: Просвещение, 1975.
13. Иванников В.А. Формирование побуждения к действию. // Вопросы психологии. №3. 1985.
14. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции.– М.: МГУ, 1991.
15. Ильин Е.П. Сущность и структура мотива. // Психологический журнал. № 2. 1995.
16. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000.
17. Кикнадзе И.В. К проблеме побуждения деятельности. // Вопросы психологии. № 5. 1986.
18. Леонтьев А.Н. Жизненный мир человека и проблема потребностей. // Психологический журнал. № 2. 1992.
19. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. - М., 1971.
20. Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы: автореф. дис. – М., 1987.
21. Манукян С.П. Потребности личности и их место в педагогической концепции мотивов учения. // Вопросы психологии. № 4. 1984.
22. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2005.
23. Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека. – М., 1971.
24. Немов Р.С. Психология. Т.1. – М.: Владос, 2000.
25. Орлов А.Б. Развитие теоретических схем и понятийных систем в психологии мотивации. // Вопросы психологии. № 5. 1989.
26. Парсонс Т. О структуре социального действия. – М: Академический проект, 2002.
27. Практикум по общей психологии /под ред. Щербакова А.И. – М.: Просвещение, 1979.
28. Практикум по общей экспериментальной психологии. / Под ред. Крылова Е.А. – М.: ЛПУ, 1987.
29. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации – М.: Аспект Пресс, 1999.
30. Розанова В.А. Психология управления – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000.
31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Л., 1989.
32. Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты. – М.: Наука, 1975.
33. Степанский В.И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности. // Вопросы психологии. №6. 1981.
34. Удальцова М.В., Авчиренко Л.К. Социология и психология управления. – М.: ИНФРА-М, 1999.
35. Файзуллаев А.А. Принятие мотива личностью. // Психологический журнал. №4. 1985.
36. Файзуллаев А.А. Мотивационные кризисы личности // Психологический журнал. №3. 1989.
37. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: в 2-х томах.– М.: Педагогика, 1986.
38. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. – СПб, 2001.
39. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. – М., 2000.
40. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб, 2000.
41. Шевандрин Н.И., Коваленко И.В. Мотивация. // Детский психолог. №7. 1995.
42. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. – М., 1997.
43. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. – М.: Просвещение, 1969.
44. Ялов А. Краткосрочная позитивная психотерапия. – СПб, 2000.
45. w*w.azps.r*
46. w*w.glossary.com.ua
47. w*w.mnogosmenka.r*
48. w*w.rostrud.r*
Тема: | «Мотивация профессиональной деятельности юристов» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 81 | |
Цена: | 1500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Психологические детерминанты успешности профессиональной деятельности медицинских работников
Дипломная работа:
Психологическая готовность студентов-психологов к профессиональной деятельности
Дипломная работа:
Особенности профессиональной мотивации онлайн-занятых педагогов в сравнении с педагогами общеобразовательных школ
Дипломная работа:
Психологическая готовность сотрудников силовых структур к профессиональной деятельности (на примере ОПР ФГКУ
Курсовая работа:
Психологическая готовность к профессиональной деятельности у студентов старших курсов