Курсовая работа
«Исследования проблемы социально-психологического тренинга в социальной психологии»
- 30 страниц
Введение ….…3
Глава 1. Исследования проблемы социально-психологического тренинга
в социальной психологии….…5
Глава 2. Коммуникативная компетентность и способы ее повышения
2.1. Общее представление о коммуникативной компетентности ….….10
2.2.Пути повышения коммуникативной компетентности…14
Глава 3. Социально-психологический тренинг как способ повышения коммуникативной компетентности …17
3.1. Общее представление о социально-психологическом тренинге….17
3.2. Социально-психологический тренинг – активный метод воздействия
на коммуникативные процессы….….…21
Заключение…26
Библиографический список литературы….29
О важности и актуальности тренинга свидетельствуют тенденции повышения весомости общения в жизни современного общества.
Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью, чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда тот человек деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить ее новыми связями и отношения между людьми. Человек с момента рождения общается с другими людьми, но порой люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира, оказываются беспомощными в области межличностных отношений, поэтому человек должен изучать правила взаимодействия с людьми, чтобы стать социально полноправным членом общества. Другими словами, общение будет эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации.
Таким образом, формирование коммуникативной компетенции человека является актуальной проблемой социальной психологии, решение которой имеет важное значение как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.
Разработкой данного вопроса занимались Рудестам К., М. Форверг, Петровская Л.А., Макшанов С.И., Большаков В.Ю., Хрящева Н. Ю., Вачков И.В., Зайцева Т. и другие.
По словам Л.А. Петровской «развертывание проблематики социально-психологического тренинга вызвано не модой. Оно позволяет психологии подойти к решению ряда значимых проблем, реально поставленных в различных областях общественной практики. Решение данной проблемы предполагает, в частности, широкую подготовку руководителей к практике управления, в том числе по социально-психологическим вопросам. Большие и очевидные требования к психологической компетентности предъявляет сегодня работа учителя школы, преподавателя вуза, спортивного тренера, врача, профессиональная деятельность которых, реализуется прежде всего в сфере общения».
Становление в нашей стране практики психологических служб, ориентирующих психолога на различные формы активного вмешательства, остро ставит вопрос и об активной психологической подготовке самого специалиста-психолога. Имеется в виду не просто его высокая информированность по психологическим вопросам, теоретическим и методическим, не только подготовка к исследовательской работе, но и готовность к профессиональному оказанию практической психологической помощи. Пока такая форма подготовки в достаточной мере не сложилась. Социально-психологический тренинг представляет направление реального поиска в этом отношении.
Таким образом, повышение коммуникативной компетенции человека является актуальной проблемой социальной психологии, решение которой имеет важное значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.
Целью курсовой работы является раскрыть сущность социально-психологического тренинга как способа повышения коммуникативной компетентности.
Цель предполагает решение следующих задач:
1. Изучить основные проблемы исследования социально-психологического тренинга
2. Рассмотреть особенности социально-психологического тренинга
3. Исследовать методы повышения коммуникативной компетентности
4. Проанализировать влияние социально-психологического тренинга на коммуникативные процессы
Современное понимание тренинга включает в себя многие традиционные методы групповой психотерапии и психокоррекции, что вынуждает искать его истоки в разнообразных направлениях клинической психотерапии в группах.
А. Адлер, ученик Фрейда, придавал большое значение социальному контексту развития личности и формированию ее ценностей и жизненных целей: именно группа, по его мнению, оказывает воздействие на цели и ценности и помогает их модифицировать. Адлер создавал центры групповых занятий для больных алкоголизмом, неврозами, людей с сексуальными нарушениями. Он организовал детские терапевтические группы, в которых применялись методы общей дискуссии обсуждения проблем с участием родителей. [19]
Психотерапевтами, использовавшими психоанализ в группе, были Л Уэндер, П. Шильдер, Т. Барроу (он первым предложил термин «групповой психоанализ»), А Вольф (считал более верным термин «анализ в группе», а также ввел альтернативное собрание группы, проводившееся без психотерапевта) и другие. [3] В американской психотерапии психоаналитики активно применяли групповые методы в частной медицинской практике, в отличие от европейских коллег, вынужденных обратиться к групповой психотерапии только во время второй мировой войны ввиду необходимости лечения большого количества пациентов с психическими нарушениями. Стали активно применяться методы эмоционального отреагирования в группе, появилась тенденция к демократизации отношений пациентов и персонала, приведшая к концепции «терапевтического сообщества».
Рассмотрев основные проблемы исследования и особенности социально-психологического тренинга, можно сделать следующие выводы:
1. Исходя из того, что в современном обществе возрастает значимость компетентности в общении, развитие последней является актуальной проблемой социальной психологии.
2. Активное использование социально – психологического тренинга для решения реальных практических проблем является актуальной задачей социальной психологии. Основу контингента возможных участников групп социально – психологического тренинга составляют лица трёх категорий: а) различного уровня руководители; б) люди, профессия которых предполагает интенсивное общение; в)люди, испытывающие серьёзные трудности в общении.
3.Социально – психологический тренинг не может рассматриваться в качестве лаборатории «роста личности». В действительности, тренинг способен дать лишь побудительный толчок к глубоким личностным изменениям, которые затем могут развиваться и укрепляться в условиях реальной жизнедеятельности, являющейся единственной сферой и основным источником личностных перестроек.
4.Социально – психологический тренинг является эффективным средством психологического воздействия, позволяющим решать широкий круг задач в области развития компетентности в общении.
Итак, обобщив все вышесказанное, можно сказать социально-психологический тренинг позволяет повысить эффективность коммуникативной компетентности.
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2011. – 376с.
2. Бодалев А.А. Психологическое общение. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: Н.П.О, «Модек», 2011.- 256с.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 2008.
4. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М., «Питер», 2005.- 224с
5. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Соловьёва О.В. Введение в практическую и социальную психологию. М.: Смысл, 2007.-373с.
6. Захаров В. П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг. Л., 2011.
7. Зайцева Т. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие. СПб.:Речь, М.: Смысл,2012.-80с.
8. Емельянов Ю.Н. Активное социально - психологическое обучение.- Издат Лен. Гос. Ун., 2009.-162с
9. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга.- СПб.: Изд. Речь,2004.- 256
10. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. М., 1990.
11. Каган В. Е. Психотерапия для всех и для каждого. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.
12. Ковалев Г.А. Основные направления использования активного социального обучения в странах Запада // Психологический журнал. 2004. № 1. Т. 10. С. 127-136.
13. Кондаурова О. П. Тренинг общения с сотрудниками МОБ. Дис. канд. психол. наук. 2006.
14. Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии. М., 2007
15. Макшанов С. И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика: Монография. - СПб.: Образование, 2007.
16. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. - М.: Издательство «Совершенство», 2008. - 208 с.
17. Мелибурда Е.Л. Я- Ты-мы: Психологические возможности улучшения общения.- М.: Прогресс, 2008.- 265с.
18. Новиков Социальная психология М., МПСИ, 2002
19. Основы социально-психологической теории. Под редакцией Бодалева А.А., Сухова А.Н.-М.: Международная педагогическая академия, 2004- 412с.
20. Психологический словарь - М.: 2000.- 297с.
21. Петровская Л.А. Компетентность в общении. - М.: Изд-во МГУ,2005.- 216с.
22. Петровская А. А. Теоретические и методические вопросы социально-психологического тренинга. М., . С. 2008
23. Петровская Л.А. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи, Введение в практическую социальную психологию, под ред.Жукова, Петровской, Соловьевой, М.: изд. Смысл,2006.-150
24. Парыгин Б. Практикум по социально-психологическому тренингу СПб., 2007.
25. Психогимнастика в тренинге // Н. Ю. Хрящевой - СПб.: Речь, Институт тренинга, 2008
Тема: | «Исследования проблемы социально-психологического тренинга в социальной психологии» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 30 | |
Цена: | 500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Взаимосвязь психологической устойчивости и адаптации учащихся профильных классов
Контрольная работа:
Социально-психологические тренинги
Дипломная работа:
Медико-социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями
Дипломная работа:
Особенности психологического времени в структуре самосознания детей 5 – 7 лет
Курсовая работа:
Социальная работа с неблагополучными семьями на примере БУ Омской области «Центр социальной помощи семье и детям Павлоградского района»