Курсовая работа

«Исследования проблемы социально-психологического тренинга в социальной психологии»

  • 30 страниц
Содержание

Введение ….…3

Глава 1. Исследования проблемы социально-психологического тренинга

в социальной психологии….…5

Глава 2. Коммуникативная компетентность и способы ее повышения

2.1. Общее представление о коммуникативной компетентности ….….10

2.2.Пути повышения коммуникативной компетентности…14

Глава 3. Социально-психологический тренинг как способ повышения коммуникативной компетентности …17

3.1. Общее представление о социально-психологическом тренинге….17

3.2. Социально-психологический тренинг – активный метод воздействия

на коммуникативные процессы….….…21

Заключение…26

Библиографический список литературы….29

Введение

О важности и актуальности тренинга свидетельствуют тенденции повышения весомости общения в жизни современного общества.

Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью, чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда тот человек деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить ее новыми связями и отношения между людьми. Человек с момента рождения общается с другими людьми, но порой люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира, оказываются беспомощными в области межличностных отношений, поэтому человек должен изучать правила взаимодействия с людьми, чтобы стать социально полноправным членом общества. Другими словами, общение будет эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации.

Таким образом, формирование коммуникативной компетенции человека является актуальной проблемой социальной психологии, решение которой имеет важное значение как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

Разработкой данного вопроса занимались Рудестам К., М. Форверг, Петровская Л.А., Макшанов С.И., Большаков В.Ю., Хрящева Н. Ю., Вачков И.В., Зайцева Т. и другие.

По словам Л.А. Петровской «развертывание проблематики социально-психологического тренинга вызвано не модой. Оно позволяет психологии подойти к решению ряда значимых проблем, реально поставленных в различных областях общественной практики. Решение данной проблемы предполагает, в частности, широкую подготовку руководителей к практике управления, в том числе по социально-психологическим вопросам. Большие и очевидные требования к психологической компетентности предъявляет сегодня работа учителя школы, преподавателя вуза, спортивного тренера, врача, профессиональная деятельность которых, реализуется прежде всего в сфере общения».

Становление в нашей стране практики психологических служб, ориентирующих психолога на различные формы активного вмешательства, остро ставит вопрос и об активной психологической подготовке самого специалиста-психолога. Имеется в виду не просто его высокая информированность по психологическим вопросам, теоретическим и методическим, не только подготовка к исследовательской работе, но и готовность к профессиональному оказанию практической психологической помощи. Пока такая форма подготовки в достаточной мере не сложилась. Социально-психологический тренинг представляет направление реального поиска в этом отношении.

Таким образом, повышение коммуникативной компетенции человека является актуальной проблемой социальной психологии, решение которой имеет важное значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

Целью курсовой работы является раскрыть сущность социально-психологического тренинга как способа повышения коммуникативной компетентности.

Цель предполагает решение следующих задач:

1. Изучить основные проблемы исследования социально-психологического тренинга

2. Рассмотреть особенности социально-психологического тренинга

3. Исследовать методы повышения коммуникативной компетентности

4. Проанализировать влияние социально-психологического тренинга на коммуникативные процессы

Фрагмент работы

Современное понимание тренинга включает в себя многие традиционные методы групповой психотерапии и психокоррекции, что вынуждает искать его истоки в разнообразных направлениях клинической психотерапии в группах.

А. Адлер, ученик Фрейда, придавал большое значение социальному контексту развития личности и формированию ее ценностей и жизненных целей: именно группа, по его мнению, оказывает воздействие на цели и ценности и помогает их модифицировать. Адлер создавал центры групповых занятий для больных алкоголизмом, неврозами, людей с сексуальными нарушениями. Он организовал детские терапевтические группы, в которых применялись методы общей дискуссии обсуждения проблем с участием родителей. [19]

Психотерапевтами, использовавшими психоанализ в группе, были Л Уэндер, П. Шильдер, Т. Барроу (он первым предложил термин «групповой психоанализ»), А Вольф (считал более верным термин «анализ в группе», а также ввел альтернативное собрание группы, проводившееся без психотерапевта) и другие. [3] В американской психотерапии психоаналитики активно применяли групповые методы в частной медицинской практике, в отличие от европейских коллег, вынужденных обратиться к групповой психотерапии только во время второй мировой войны ввиду необходимости лечения большого количества пациентов с психическими нарушениями. Стали активно применяться методы эмоционального отреагирования в группе, появилась тенденция к демократизации отношений пациентов и персонала, приведшая к концепции «терапевтического сообщества».

Заключение

Рассмотрев основные проблемы исследования и особенности социально-психологического тренинга, можно сделать следующие выводы:

1. Исходя из того, что в современном обществе возрастает значимость компетентности в общении, развитие последней является актуальной проблемой социальной психологии.

2. Активное использование социально – психологического тренинга для решения реальных практических проблем является актуальной задачей социальной психологии. Основу контингента возможных участников групп социально – психологического тренинга составляют лица трёх категорий: а) различного уровня руководители; б) люди, профессия которых предполагает интенсивное общение; в)люди, испытывающие серьёзные трудности в общении.

3.Социально – психологический тренинг не может рассматриваться в качестве лаборатории «роста личности». В действительности, тренинг способен дать лишь побудительный толчок к глубоким личностным изменениям, которые затем могут развиваться и укрепляться в условиях реальной жизнедеятельности, являющейся единственной сферой и основным источником личностных перестроек.

4.Социально – психологический тренинг является эффективным средством психологического воздействия, позволяющим решать широкий круг задач в области развития компетентности в общении.

Итак, обобщив все вышесказанное, можно сказать социально-психологический тренинг позволяет повысить эффективность коммуникативной компетентности.

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2011. – 376с.

2. Бодалев А.А. Психологическое общение. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: Н.П.О, «Модек», 2011.- 256с.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 2008.

4. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М., «Питер», 2005.- 224с

5. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Соловьёва О.В. Введение в практическую и социальную психологию. М.: Смысл, 2007.-373с.

6. Захаров В. П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг. Л., 2011.

7. Зайцева Т. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие. СПб.:Речь, М.: Смысл,2012.-80с.

8. Емельянов Ю.Н. Активное социально - психологическое обучение.- Издат Лен. Гос. Ун., 2009.-162с

9. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга.- СПб.: Изд. Речь,2004.- 256

10. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. М., 1990.

11. Каган В. Е. Психотерапия для всех и для каждого. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.

12. Ковалев Г.А. Основные направления использования активного социального обучения в странах Запада // Психологический журнал. 2004. № 1. Т. 10. С. 127-136.

13. Кондаурова О. П. Тренинг общения с сотрудниками МОБ. Дис. канд. психол. наук. 2006.

14. Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии. М., 2007

15. Макшанов С. И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика: Монография. - СПб.: Образование, 2007.

16. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. - М.: Издательство «Совершенство», 2008. - 208 с.

17. Мелибурда Е.Л. Я- Ты-мы: Психологические возможности улучшения общения.- М.: Прогресс, 2008.- 265с.

18. Новиков Социальная психология М., МПСИ, 2002

19. Основы социально-психологической теории. Под редакцией Бодалева А.А., Сухова А.Н.-М.: Международная педагогическая академия, 2004- 412с.

20. Психологический словарь - М.: 2000.- 297с.

21. Петровская Л.А. Компетентность в общении. - М.: Изд-во МГУ,2005.- 216с.

22. Петровская А. А. Теоретические и методические вопросы социально-психологического тренинга. М., . С. 2008

23. Петровская Л.А. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи, Введение в практическую социальную психологию, под ред.Жукова, Петровской, Соловьевой, М.: изд. Смысл,2006.-150

24. Парыгин Б. Практикум по социально-психологическому тренингу СПб., 2007.

25. Психогимнастика в тренинге // Н. Ю. Хрящевой - СПб.: Речь, Институт тренинга, 2008

Покупка готовой работы
Тема: «Исследования проблемы социально-психологического тренинга в социальной психологии»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 30
Цена: 500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика