Курсовая работа

«Уголовно-правовая политика России понятие, состояние, тенденции.»

  • 31 страниц
Содержание

Введение ….3

Глава 1. Уголовно-правовая политика как вид и направление политики государства….6

1.1. Понятие уголовно-правовой политики….6

1.2. Сущность уголовно-правовой политики, её место в системе политики государства …11

Глава 2. Основные особенности и направления уголовной политики России в предупреждении преступности….15

2.1. Объективные и субъективные факторы, определяющие преступность и уголовную политику….15

2.2. Предупреждение преступности - основа стратегии уголовной политики….19

Заключение ….26

Библиография ….29

Введение

В современный период в условиях нарастания в России процессов демократических преобразований весьма важным фактором является разработка и реализация нормативно-правовых и организационно-управленческих мер по противодействию преступности, а также осуществление комплекса практических мероприятий, имеющих своей целью удержание ее на социально приемлемом уровне. В этой связи весьма актуальным является исследование конкретных правовых проблем современной российской уголовной политики, которая на протяжении длительного времени воспринималась лишь как совокупность решений власти, направленных на борьбу с преступностью, а с другой стороны, отличалась волюнтаризмом в законодательстве.

Вопросы совершенствования деятельности правоохранительных органов и определения приоритетных направлений развития права находятся сегодня в центре политической и социальной жизни страны. С одной стороны, за время реформ в российском уголовном праве произошли важнейшие изменения системного характера, свидетельствующие о его трансформации в уголовное право цивилизованного типа. С другой стороны, на начальной стадии реформ зачастую неизбежен рост преступности.

Последние годы обстановка в Российской Федерации характеризуется кризисным положением во многих сферах жизнедеятельности государства и общества, сопровождающимся ухудшением криминальной обстановки. Отмечаются увеличение числа тяжких преступлений, расширение масштабов деятельности организованных преступных группировок, появление новых видов особо опасных посягательств на жизнь, здоровье, собственность, права и свободы граждан, основы конституционного строя и безопасность государства. Рост преступности оказывает серьезное дестабилизирующее воздействие на экономику и социальную жизнь, подрывает авторитет государства на международной арене. Поэтому совершенствование уголовно-правовой политики российского государства имеет важнейшее значение.

Чрезмерная идеологизированность и недостаточная востребованность научных исследований в этой области в предыдущий исторический период привели к тому, что наука уголовного права не внесла посильного вклада в преодоление кризисных явлений в обществе. Это порождает настоятельную необходимость в своевременном теоретическом осмыслении новых правовых явлений.

Уголовная политика - сложное сущностное понятие. Это общепризнанный факт. Оно включает в себя ряд элементов. О том, какие это элементы и сколько их, в теории уголовной политики нет единого мнения.

В частности, профессора И.М. Гальперин и В.И. Курляндский в качестве составных частей (элементов) уголовной политики выделяют уголовно-правовую политику, уголовно-процессуальную политику и исправительно-трудовую политику . Аналогичную точку зрения можно встретить и в работах А.И. Коробеева, который в рамках уголовной политики - целостной социально-регулятивной системы - выделяет такие ее подсистемы, как уголовно-правовую, уголовно-процессуальную и исправительно-трудовую политику .

Объект исследования составляет уголовно-правовая политика России. Предметом исследования явились понятие, сущность, принципы, объективные и субъективные факторы, определяющие уголовно-правовую политику Российской Федерации.

Основными целями проведенного исследования является исследование факторов, обуславливающих уголовно-правовую политику в Российской Федерации.

В соответствии с целью исследования мною поставлены следующие задачи:

- рассмотреть уголовно-правовую политику как вид и направление политики государства. В рамках данного вопроса определить сущность уголовно-правовой политики, её место в системе политики государства.

- исследовать основные особенности и направления уголовной политики России в предупреждении преступности. При изучении данного вопроса исследовать объективные и субъективные факторы, определяющие преступность и уголовную политику, доказать, что предупреждение преступности является основой стратегии уголовной политики.

Заключение

В соответствии с Конституцией РФ человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства, российское государство - демократическим федеративным правовым государством, в котором государственная власть осуществляется на основе принципа разделения на законодательную, исполнительную и судебную власти. Таким образом, можно констатировать, что Россия в качестве стратегии своего развития определила создание рыночной экономики, устройство общества на основе демократических принципов и построение правового государства. Все это в конечном итоге требует выработки новой политики уголовной юстиции, совершенствования уголовного и уголовно-процессуального законодательств в рамках осуществляемой судебной реформы.

По признанию многих правоведов, руководителей государства и правоохранительных органов, современная Россия переживает сложный процесс демократических преобразований во всех сферах жизни общества: экономической, политической, социальной, правовой, идеологической, которые начались в эпоху перестройки с середины 80-х гг. XX столетия

Процесс реформирования российского общества весьма противоречив: с одной стороны, создаются основные институты правового государства, законодательство приближается к общеевропейскому уровню, с другой - наблюдается рост преступности, в том числе и организованной, изменяются ее качественные параметры. Все это требует совершенствования законодательной базы уголовного права и уголовного процесса, которая гарантировала бы права и свободы личности и в то же время способствовала бы эффективному противодействию преступности

Тенденция роста преступности в России не только сохраняется, но и ускоряется и "тяжелеет". Так, если в 1988 г. число зарегистрированных преступлений составило 1290361, а в 1998 г. - 2581940, то за 10 лет преступность выросла в два раза; в 1999 - 2000 гг. регистрировалось более 3 млн. преступлений ежегодно, а в 2002 г. зарегистрировано 2526305 преступлений, в том числе 1317237 - тяжких и особо тяжких. По данным правоохранительных органов, в постсоветской России с учетом латентной преступности ежегодно совершается около 10 млн. преступлений .

Такая ситуация обусловлена тем, что реформирование экономики проводилось без создания адекватного механизма защиты государства и добросовестного предпринимательства от противоправных посягательств, процесс криминализации сопровождается усилением альянса экономической и общеуголовной преступности, в том числе и наиболее опасных ее форм, чему в немалой степени послужили незаконное отчуждение государственной собственности в ходе приватизации и корыстные злоупотребления при ее проведении, а также противоправное перераспределение произведенного валового внутреннего продукта в пользу криминальных слоев путем преступных махинаций в кредитно-финансовой и внешнеэкономической сферах, на валютно-денежном и потребительских рынках

Уголовную политику можно определить как направление деятельности правотворческих и правоприменительных органов государственной власти по выработке общих положений уголовного законодательства, установлению круга преступных деяний и системы наказаний, разработке санкций в конкретных составах преступлений и избранию справедливых и целесообразных мер воздействия в отношении лиц, признанных виновными в совершении преступлений.

Оценивая осуществление правовой реформы, проводимой в сфере законодательной регламентации борьбы с преступностью, следует подчеркнуть принципиальное значение принятых в ходе ее новых законодательных актов - Уголовного и Уголовно - исполнительного кодексов. Они пришли на смену действовавшим ранее кодексам, которые не только уже не соответствовали, но и во многом противоречили социально - политическим, экономическим и криминологическим реалиям, сложившимся в России в 90 годы, и призваны обеспечить успешную деятельность правоохранительных органов в борьбе с преступностью.

Отсутствие концепции государственной уголовно - правовой политики не означает, что в сложившейся ситуации уголовное законодательство формируется стихийно. Напротив, на него оказывают влияние мировоззренческие, идеологические и правовые представления о целях, задачах и уголовно - правовых средствах борьбы с преступностью. В целом по многим позициям субъекты законодательной инициативы, прежде всего депутаты Государственной Думы, эксперты, привлекаемые к подготовке законодательных актов, имеют общие взгляды на стратегию уголовно - правовой политики и приоритетные направления развития уголовного законодательства.

Значительное влияние на нормотворческий процесс оказывают положения Конституции РФ о защите прав и свобод человека и международные правовые акты.

Однако общие позиции о приоритетах уголовно - правовой защиты интересов личности, общества и государства, их сбалансированности на уровне разработки конкретных институтов и норм уголовного законодательства могут существенно различаться, что в конечном счете и повлияло на формирование нового Уголовного кодекса и, несомненно, оказывает воздействие на подготовку изменений и дополнений к нему.

Противоречивость правовых взглядов касается таких узловых вопросов содержания уголовно - правовой политики, как криминализация и декриминализация деяний, оценка их наказуемости. В таких случаях общие позиции могут отступать на второй план.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. ) // Рос. Газета

2. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 25.

3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ // Российская газета. – 2001. - N 249

4. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.05.2005 N 5-П «По делу о проверке конституционности ст. 405 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Курганского областного суда, жалобами уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, производственно-технического кооператива «Содействие», Общества с ограниченной ответственностью «Карелия» и ряда граждан» // Вестник Конституционного Суда РФ, 2005, № 4

5. Аванесов Г.А., Вицин С.Е. Прогнозирование и организация борьбы с преступностью. М.: Знание, 1972.

6. Бабаев В. К. Правовые отношения // Общая теория права: Курс лекций / Под общ. ред. В. К. Бабаева. Нижний Новгород, 2006.

7. Бажанов С.В. Уголовно-процессуальная политика, экономика и право: Моногр. Владимир: ВлЮИ Минюста России, 2003.

8. Беляев Н.А. Избранные труды. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003.

9. Босхолов С.С. Основы уголовной политики. Конституционный, криминологический, уголовно-правовой и информационный аспекты. М.: ЮринфоР, 1999.

10. Гаврилов Б.Я. Институт судебного доследования // Российская юстиция. 2005. N 12.

11. Гальперин И.М., Курляндский В.И. Предмет уголовной политики и основные направления ее изучения // Основные направления борьбы с преступностью. М., 1975.

12. Гаухман Л.Д., Ляпунов Ю.И. Понятие советской уголовной политики и ее основные направления. М.: Академия МВД СССР, 1980.

13. Звечаровский И.Э. Современное уголовное право России: понятие, принципы, политика. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. С. 74.

14. Зубков А.И., Зубкова В.И. Проблемы реформирования уголовной (карательной) политики на современном этапе // Журнал российского права. – 2002. - N 5.

15. Матузов Н.И. Правовая политика как важнейшая проблема российской юридической науки // Правовая политика: от концепции к реальности / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юрист, 2004.

16. Миньковский Г.М. Правовая политика в сфере борьбы с преступностью и проблемы законодательного регулирования этой борьбы // Проблемы формирования уголовной политики Российской Федерации и ее реализации органами внутренних дел. М., 1995.

17. Обзор деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2005 г. // Российская юстиция. 2006. N 9.

18. Состояние преступности в России. МВД России. Главный информационно-аналитический центр. М., 2005.

19. Стахов Я.Г. Современная уголовная политика и совершенствование взаимодействия правоохранительных органов субъектов Российской Федерации при ее реализации: Монография / Под науч. ред. докт. юрид. наук, проф. В.П. Ревина. М.: Академия управления МВД России, 2003. С. 7.

20. Уголовная политика и ее реализация органами внутренних дел: Учебник / Под ред. Л.И. Беляевой. М.: Академия МВД России, 2003.

21. Шмаров И.В. Уголовно-правовая политика и ее влияние на формирование уголовного законодательства // Журнал российского права. – 1998.

Покупка готовой работы
Тема: «Уголовно-правовая политика России понятие, состояние, тенденции.»
Раздел: Право
Тип: Курсовая работа
Страниц: 31
Цена: 300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика