Курсовая работа
«Федеральное агентство по образованию»
- 33 страниц
Введе-ние….…3
Глава I. Налоги Древней и Средневековой Ру-си….6
Глава II. Налоговое законодательство России в XVII-XIX вв….….12
Глава III. Развитие налогового законодательства в
дореволюционной Рос-сии….17
Глава IV. Советский период российского налогообложения…21
Заключе-ние….…29
Список нормативных ак-тов….…32
Список литературы…33
История налогов насчитывает несколько тысяч лет, но они до настоя-щего времени по-прежнему выполняют прежде всего фискальную функцию. Налоговый кодекс РФ следующим образом определяет понятие налога в ст. 8: "Под налогом понимается обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований".
Актуальность темы курсовой работы, посвящённой развитию налогообложения в России весьма высока, поскольку обязательность отдачи гражданином части своего имущества государству во все времена была закреплена законодательно.
Появление налогов в истории человечества было обусловлено тем, что они, обеспечивая нормальное функционирование государства и его аппарата, помогали государственным деятелям решать важные для страны политические проблемы. Историк В.О. Ключевский, характеризуя великих московских князей от Ивана Калиты до Ивана III, отмечает, что все они были посредственными по уму государственными мужами, но бережливыми людьми и прекрасными финансистами. За два с половиной столетия они с помощью налогов и сборов сумели создать хорошую для Великого Московского княжества финансовую базу, на основе которой Иван IV Грозный смог осуществить широкую внешнеполитическую программу и внутренние реформы, превратить Великое княжество в мощное Русское государство.
Целью курсовой работы является выяснение истории появления и развития налогообложения в России.
Налогом признается платеж, установленный исключительно законом. Данный признак налога - важнейший, вытекающий из признания властью права собственности. Европейская финансовая политика, прежде всего анг-лийская, выработала аксиому: никакой налог не может быть взимаем без согласия подданных (граждан). Там, где нет согласия народа на взимание с его имущества налога, там нет и признания права собственности. А такое согласие народ дает через своих представителей в парламенте, одобряющем налог путем принятия закона. Истории известен факт, когда принципиальные английские налогоплательщики отказались платить установленную в 1635 г. королевским указом "корабельную подать", не разрешенную парламентом. Это привело к разгону парламента королем Карлом I, а затем к Английской революции, закончившейся казнью короля. После этого исполнительная власть отказалась от попыток подзаконными актами устанавливать налоги.
Задачи данной курсовой работы можно сформулировать следующим образом: показать налог как часть имущества, которую каждый гражданин отдает государству в денежной форме, для того чтобы оно обеспечило ему личную безопасность и другие блага, какие не под силу самому гражданину. Налоговый кодекс РФ также указывает на то, что налог взимается с определенного имущества в денежной форме. Иначе говоря, объектом обложения является имущество в денежной форме, а не человеческая личность, не "душа" человека, что имело место при подушном налоге в царской России и при налоге на холостяков в СССР.
В Российской Федерации продолжает развиваться комплекс правовых норм, регламентирующих отношения, связанные с исполнением публичных повинностей в виде различных налогов в пользу государства и муниципаль-ных образований. В настоящее время упомянутые отношения строятся исходя из законодательного определения налога, приведенного в п.1 ст.8 Налогового кодекса (НК) РФ. Здесь налог трактуется как обязательный, индивидуально безвозмездный, безвозвратный платеж, взимаемый в форме денежных средств в целях финансирования деятельности государства и муниципальных образований. Данная формулировка, на первый взгляд, представляет собой результат работы законотворческой мысли конца прошлого века, так как именно в процессе создания положений части первой НК РФ были законодательно установлены перечисленные в приведенной дефиниции признаки, присущие налогу.
Между тем, авторство такого подхода не стоит приписывать нашим со-временникам, поскольку он представляет собой итог весьма длительной практики взимания публичных платежей в Российском государстве. Как отмечал Ю.А. Гагемейстер, в первый раз о налогах, распределяемых на твердом основании, упоминается в княжение Олега. Названный князь, согласно письменным источникам, приказал новгородцам платить некую дань, предоставив определение порядка ее уплаты самим жителям. Однако такое право, по мнению ученого, было дано исключительно новгородцам, из чего ученый сделал вывод о том, что "во всех других областях порядок взимания налогов установляем был правительством".
В настоящее время развитие налоговых отношений характеризуется наличием целого ряда проектов, направленных на создание оптимальной системы региональных налогов. В связи с этим анализ развития и современного состояния теории и практики налогообложения имущества, и, прежде всего, недвижимости, как его составляющей, представляет собой одно из приоритетных направлений работы.
На заседании совместной коллегии Министерства финансов и Министерства экономического развития РФ в марте 2004 г., в работе которой принял участие Президент России В. Путин, министр финансов А. Кудрин представил развернутый план налоговых преобразований на ближайшую перспективу, отметив, что одной из важнейших задач является завершение налоговой реформы через два года. В проекте решения совместной коллегии по вопросам совершенствования системы налогообложения в России одним из ключевых направлений выделен комплексный подход к реформированию имущественных налогов: с физических лиц, земельного, а также некоторые меры по усовершенство-ванию налога с наследств и дарений. В составе принципиальных изменений переход на рыночную оценку для целей налогообложения имущества физических лиц, что, по мнению А. Кудрина: "позволит уйти от "двойной бухгалтерии" БТИ и реальной рыночной цены". Кроме того, министр подчеркнул, что задачей реформирования налога является не рост налоговой нагрузки на граждан, а переход к определению нормальной налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц. При этом А. Кудрин признал, что при взимании налога по новым принципам доходы региональных бюджетов от него возрастут. Следует отметить, что данный процесс предполагает одновременное осуществление комплекса мероприятий по двум взаимосвязанным направлениям: теоретическому и практическому.
В плане теории налогообложения особого внимания заслуживает рас-смотрение таких неотложных вопросов, как разработка методологии имущественного налогообложения в современных условиях, введение однозначных по звучанию и содержанию терминов, определяющих процедуру налогообложения в целом и отдельных его элементов. Оптимальное решение данного рода задач можно считать, на наш взгляд, своего рода гарантом отсутствия (или, по меньшей мере, сокращения количества) спорных ситуаций, и как следствие исключения противоречий тех или иных положений.
Не меньшей по значимости является задача раз работки методологии формирования и оценки элементов налогообложения в современных экономических условиях, введение критериев дифференцированного подхода к обложению разных по назначению, функциональным характеристикам, физическому состоянию и другим признакам объектов. В этой связи можно отметить наличие достаточно богатого отечественного опыта из истории нашего государства. Другими словами, изучение теоретических основ и практического опыта по строения налогообложения в данном направлении способно дать ответы на многие из поставленных вопросов.
Можно сказать, что в плане практики уже имеются определенные нара-ботки: результаты налогового эксперимента гг. Твери и Великого Новго-рода, многолетний зарубежный опыт, анализ которых позволит выбрать наиболее эффективный способ или вариант формирования системы налогообложения.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы в условиях развития налоговых отношений предопределили подход к изучению сложившейся ситуации в сфере имущественного налогообложения и обоснованию перспектив его дальнейшего развития.
В процессе взимания имущественных налогов реализуются две функции: и фискальная, и экономическая. Первая функция - благодаря тому, что обеспечиваются небольшие, но стабильные поступления доходов территориальных бюджетов (в 2003 г. в консолидированных бюджетах областей Центрально-Черноземного экономического района доля налога на имущество организаций колебалась от 6,4 до 11,5%); вторая - через заинтересованность предприятий и граждан в уплате меньших сумм налога путем освобождения от лишнего, неиспользуемого, не приносящего дохода имущества. Кроме того, удобство налога на имущество для государства очевидно: имущество - овеществленный доход, и скрыть его сложнее.
Теория и практика взимания в России земельного налога, налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц в условиях современных экономических отношений свидетельствуют о том, что методики исчисления указанных налогов не обеспечивают надлежащей мобилизации доходов в бюджеты и не выполняют регулирующей функции. Анализ современной практики налогообложения недвижимости также показывает настоятельную необходимость в смене подхода, основанного на раздельном налогообложении земли и имущества организаций и граждан, на принципиально иной подход, базирующийся на присутствии объективной взаимосвязи земли и расположенного на ней имущества, т.е. формирование целостной налоговой базы, отвечающей требованиям учета и регистрации прав собственности на единый комплекс недвижимости.
Подводя итог, можно отметить, что современные экономические отношения и преобладающие тенденции в развитии налогообложения в нашей стране предопределяют роль и некоторые сложности в построении каждого из налогов. Поэтому наполнение налога содержанием, которое в большей степени успешно сочетает общепризнанные принципы мирового опыта налогообложения и специфические черты нашей страны с присущими ей особенностями экономических отношений, позволит с наибольшим результатом мобилизовать его потенциальные возможности при одновременном укреплении основ справедливого налогообложения.
1. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предпри-ятий и организаций" // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 12 марта 1992 г., N 11, ст. 525
2. Закон РФ от 6 декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стои-мость" // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 26 декабря 1991 г., N 52, ст. 1871 // Федеральным законом от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ настоящий Закон признан утратившим силу с 1 января 2001 г., за исключением абзацев и подпунктов пункта 1 статьи 5, которые утратили силу с 1 января 2002 г.
3. Закон РФ от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 19 марта 1992 г., N 12, ст. 591 // Федеральным законом от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24 марта 2001 г. N 33-ФЗ) настоящий Закон признан утратившим силу с 1 января 2001 г., за исключением части третьей статьи 12 в части продажи ценных бумаг, которые утратили силу с 1 января 2002 г.
4. Закон СССР от 30 июня 1987 г. N 7284-XI "О государственном предпри-ятии (объединении)"// Ведомостях Верховного Совета СССР, 1987 г., N 26, ст. 385 // Законом СССР от 7 марта 1991 г. N 2015-I настоящий Закон признан утратившим силу.
5. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 12 марта 1992 г., N 11, ст. 527 // Федеральным законом от 29 июля 2004 г. N 95-ФЗ настоящий Закон признан утратившим силу с 1 января 2005 г.
Список литературы
1. Александров И.М. Налоговые системы России и зарубежных стран //"Бератор-Пресс", 2002 г. – стр. 35.
2. Еналеева И.Д., Сальникова Л.В. Налоговое право России: Учебник. - "Юстицинформ", 2005 г. – стр. 200.
3. Е.В. Михина. Теоретические предпосылки и практическое значение пе-рехода к налогообложению недвижимости в современной России // "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 23, декабрь 2004 г. – стр. 50.
4. А.А. Ялбулганов Развитие налогового законодательства в России: вопросы теории и практики // Готика, 2005 г. – стр. 150.
Тема: | «Федеральное агентство по образованию» | |
Раздел: | Налоговое право | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 33 | |
Цена: | 300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Федеральная служба финансового мониторинга
Доклад:
СИСТЕМА КЛАССИФИКАЦИИ ГОСТИНИЦИ ДРУГИХ СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ. Методическое пособие для студентов и слушателей курсов повышения квалификации
Дипломная работа:
Организация контроля за исполнением расходов Федерального бюджета на примере Отделения г. Ижевска Управления Федерального казначейства по УР
Реферат:
Планирование деятельности по патриотическому воспитанию и формированию гражданственности у молодых граждан
Контрольная работа:
Задачи по земельному праву