Реферат
«Мужчина в семье: типы поведения»
- 16 страниц
Введение 3
1 Типы семей и стиль внутрисемейного общения 5
2 Мужчина в семье 10
3 Роли и функции мужчины 13
Заключение 14
Список использованной литературы 16
Семья установлена для воспитания человека и подготовки его к жизни в обществе. Здесь есть свой глава правительства, которому подчиняются остальные члены семьи. Впрочем, когда мы говорим о подготовке, звучит так, будто общество выше или важнее семьи, но это неверно. Это равные величины, неразрывно связанные между собой. Каковы семьи, таково и общество. Порядки в семье влияют на законы, принимаемые парламентом.
В правильной семье дети учатся правильно жить. Правильной жизни не выучишься за пять минут. Это знание должно войти в плоть и кровь. Если человек не приучен есть культурно, ему не поможет положенный рядом листок с советами хорошего тона. Он отвлечется и обязательно станет судорожно жевать и глотать.
В семье исключительно успешно прививаются качества, необходимые для настоящего мужчины. Она же и наилучшим образом совершенствует его. Сначала он подчиняется старшим, получая первичные сведения и навыки. Учится у них правильному управлению, чтобы со временем возглавить свою собственную семью. Только такому человеку, как вы понимаете, можно доверить руководство общественными делами.
Темы "мужчина", "отец", "муж" не занимают много места в нашей литературе о семье. Чаще всего рассматриваются только в противопоставлении к теме "мать". . Но семья существует не только благодаря заботам женщины. Любовь мужчины к женщине, забота мужа о ; семье, ее благополучии, чести и достоинстве, влияние ; отца на воспитание детей, детская привязанность к отцу цементируют семью, создают гармонию семейных отношений. Поэтому необходимо, на наш взгляд, подробнее поразмышлять о роли мужчины в современной семье.
1 Типы семей и стиль внутрисемейного общения
Изучение семьи в плане проявления системы представлений в поведении и отношениях партнеров в семье, в зависимости от ее типа, позволило нам установить обратную связь („feedback”) всех элементов отношений. Установлены следующие типы семей:
1. Семья деспотического типа. В ее рамках, стабильность отношений поддерживается проявлением отрицательных эмоций, преобладает отдаленная, поучительная манера общения. Обычно, „руководит” отец, требующий от всех остальных беспрекословного подчинения. В отношениях возникают отчаяные конфликты, которые переходят на внутренний план, скрытный, и могут быть последованы реакциями лишения или изолирования со стороны подростков. Цели семьи установлены только согласно требованиям и предписаниям „руководителя”.
2. Семья-бaстион. В основе такой семьи лежат негативные представления об агрессивности и опасных намерениях всех (или большинства) людей за ее пределами. Отрицательные эмоции выплескиваются на людей извне.
Оба супруга проявляют эгоцентричное поведение ко всем вне семьи, действуя едино и координированно против внешней социальной среды. В некоторых семьях такого типа один из родителей ведет себя авторитарно, а другой, наоборот, очень терпелив или чрезмерно опекает детей. Атмосфера в семье и очень строгое воспитание со стороны одного из родителей, совмещенное с опекой со стороны другого, провоцирует в ребенке неуверенность в себе, отсутствие инициативы, вызывает нервные протестные реакции, упрямство и негативизм, а в установленных отношениях преобладает конфликты притяжение–страх и растерянность.
3. Семья-вулкан. Отношения в такой семье очень неустойчивы: от вседозволяющих, опекунских, потакающих – до отношений с высоким уровнем требовательности, преобладает спонтанность и аффективность. На первый взгляд, такой тип семьи кажется положительным, однако порывы обид, ненависти, хотя и ослабевают напряжение, сильно усложняют общее состояние семейного климата. Дети переносят большие эмоциональные нагрузки, становятся уязвимыми, боязливыми, беспокойными и нервными; в отношениях наблюдаются все типы конфликтов, а частота и сила столкновений колеблется между незначительными и действительно „вулканическми” вспышками.
4. Семья „третий лишний”. В таком типе семьи взаимная привязанность супругов и стиль их общения имеют особое значение для них, а родительские обязанности считаются ими как препятствие на пути к их личному счастью.
Отношения между родителями и детьми холодны и отдалены. Родители все время замечают и подчеркивают ошибки и недостатки детей. Недооценка их личности создает у детей комплекс неполноценности, который позже, в подростковом возрасте, создает им трудности при самоопределении и социальной адаптации.
Иногда бывает „лишней” мать, а отец и дочь формируют коалицию. В отношениях преобладают конфликты отчаяние и притяжение–страх.
Подростки из таких семей, как правило, застенчивы, беспокойны, боязливы, изолированы, пассивны или ,напротив, слишком агрессивны, мстительны, упрямы.
5. Семья с „идолом”. Здесь главной фигурой является подросток. Оба родителя проявляют повышенное альтероцентричное поведение. Преобладают отношения опекунства и одобрения, стиль постоянного самопожертвования со стороны родителей. Ребенок развивается в „парниковой” атмосфере, становится эгоистом, не может быть самостоятельным, самокритичным и активным. В отношениях преобладают конфликты отчаяния.
2 Мужчина в семье
Мужчину с детства приучают к мысли, что он должен быть хорошим производственником, но почти не говорят, что он должен быть хорошим семьянином. Даже в школе девочкам дают некоторые навыки домашнего труда, мальчиков же ориентируют на производство. Мужчину всей системой воспитания и существующими на производстве отношениями приучают стесняться говорить о семейных делах, стесняться своей любви к жене и детям. Доходит до того, что даже в первые дни после свадьбы молодой супруг из-за боязни насмешек стесняется сразу после работы идти домой. Он демонстрирует товарищам, что домой не торопится, что он не соскучился и что вообще семья - это дело не настолько серьезное, чтобы могло его хоть в какой-то степени оторвать от прежних привычек.
Конечно, он чаще всего здесь неискренен, но по-другому поступить не может - ведь он мужчина! Боязнь проявить чувства усложняет установление контактов в семье, сказывается на взаимоотношении супругов и на воспитании детей, особенно мальчиков. Мальчики стремятся копировать поведение отца. Круг повторяется. Как видим, для улучшения положения женщины в семье необходимо больше обратить внимания на воспитание мужчин и на изменение представлений общества о его роли в семье. Необходимо, чтобы общество уважало отцовство так же, как оно уважает материнство.
Семья - единое целое, и если мы не позволяем мужчине в полной мере заняться семьей, это неизбежно оборачивается ростом нагрузки на женщину и ее неравноправием в семье. Мужчине нельзя поручить постоянные обязанности, поскольку дополнительные трудовые часы часто не планируются, задержки на работе не всегда удается предвидеть. Если женщина понадеется, что какую-то важную работу выполнит муж, рано или поздно он может подвести ее. Поэтому обязанностью мужчины становятся только те виды домашнего труда, которые не требуют системы.
Серьезной проблемой наших дней становится эмансипация. мужчины. Она нужна для полной эмансипации женщины и для укрепления советской семьи. Этот вывод не покажется столь парадоксальным, если семью рассматривать через призму социально-психологических основ ее формирования и существования. А такое рассмотрение семьи необходимо уже хотя бы потому, что она как социальное явление не может быть объяснена только социологическим анализом отношений в сфере домашнего труда между мужем и женой, родителями и детьми [4, c. 14-15].
3 Роли и функции мужчины
Если придерживаться предложенного взгляда на организацию внутренней сущности мужчины, то мы можем говорить о том, что для:
- «естественного» характерно: чувствовать и стремиться самому накопить опыт, принять вызов и взять на себя риск, пройтись по краю;
- «социализированного» характерно: следовать установленному одобряемому шаблону, ревностно изучать искусство нравиться людям, быть социально приемлемым;
- и только лишь наличие третьей позиции позволяет синтезировать первые две и найти возможность быть творческим, преодолевать ограничения, жить «на все сто», сочетая это с некоторыми разумными соображениями.
Эта модель работает в семьях и в психологической практике. Как ни для кого не является секретом, что «друзья не растут в огороде», так ни для кого уже не является тайной тот факт, что в процессе терапии что-то с клиентом происходит. Что-то зависит от терапевта и очень важно, к какому именно терапевту-мужчине вы попадете.
Просматривая классическую литературу по психологии я заметил, что большинство классиков - именно мужчины (И. Ялом, К. Витакер, К. Роджерс, А. Лоуэн, Ф. Риман, А. Черников). Почему так происходит, что их объединяет? - вот те вопросы, которые я задавал сам себе. А ответ пришел, как обычно, совершенно внезапно. Их всех объединяет то, что у этих психологов-практиков сильно развита структура глубинного мужчины. Каждая книга - это история про взлеты и падения, про настоящие чувства и настоящий страх. Перед новым, перед неизвестным. И, исходя из этого, мы уже можем ответить на вопрос: «Что мы получим, идя к психологу-мужчине?». Это, безусловно, зависит от того, к какому типу мужчин вы пришли, но если вам повезло, то вас ждут изменения, вас ждет честность, иногда строгость, а иногда очень доброе и заботливое отношение. Сразу хочу оговориться - мужчина не самодостаточен. И только женщина может естественно дополнить его стремления [6, c. 10-11].
К сожалению, во многих российских семьях ситуация выглядит так: авторитет отца не имеет никакого значения и, более того, сам отец нисколько о нем не беспокоится. Не понимает, в какой степени его поведение влияет на будущую жизнь детей. Но если он с удовольствием отдает власть жене, исполняя при ней комические роли недотепы и увальня, то что же потомобижаться, когда повзрослевшие дети начнут относиться к нему снисходительно? Впрочем, вряд ли и сын такого отца будет самостоятельным человеком. Скорее всего он повторит его безответственное прозябание. А дочь, выйдя замуж, попытается повторить программу матери. Не стану утверждать, что эти девицы неспособны к созданию правильной семьи. Возможно, им попадутся умные и решительные мужья, которые объяснят их заблуждение.
Гармоничность семейных отношений зависит, конечно, не только от распределения домашнего труда, но и от доли участия супругов в воспитании детей, от характера этой доли. Что же мы видим в этой области? В среднем мужчины уделяют занятиям с детьми на 10 минут больше, чем женщины (6 часов в неделю против 5 часов 50 минут). В семьях же, состоящих только из родителей и детей, где на помощь бабушек надеяться не приходится, на воспитание, в узком смысле, мужчины расходуют 4-5 часов в неделю, а женщины соответственно 3-4. Доля участия мужчин в воспитании детей выше, чем у женщин, хотя мужчины уступают женщинам в уходе за детьми. Не говорят ли перечисленные факты о том, что в основном мужчины уже нашли свое место в новой семье, приспосабливаются к изменениям быта таким образом, чтобы способствовать установлению прогрессивных семейных отношений? Несомненно, да. При этом необходимо учитывать качественно различные методы женского и мужского воспитания, различные последствия их воспитательного действия. Это различие хорошо схвачено И. Гете: "Самая лучшая мать та, которая может заменить детям отца, когда его не станет". Отцы меньше говорят о воспитании, но больше воздействуют примером.
Роль мужчины в семье и семейной терапии в начале двадцать первого века пока изучена недостаточно. Перед исследователями встает множество вопросов, ответы на которые пока еще неизвестны. Но уже сейчас очевидно, что мужские функции имеют свою специфику по сравнению с женскими.
1. Кузнецова Л.Н. Типы семей и стиль внутрисемейного общения // h**t://w*w.prodidactica.md/viitor/Viitor_rus/opyt_8.htm
2. Смородин Б.Г. Российское, мужественное, христианское // h**t://calvin.tvcom.r*/7/2/225.htm
3. Отцовство сегодня: меняющаяся роль мужчин в семье. Сборник под редакцией Филлис Бронштейн, Кэролин Пэйп Коуэн, М., 2004.
4. Михайловский М.Н. Мужчина в семье // Мы и наша семья. Составители Зацепин В., Цимбалюк В. М., 2005.
5. Приступа Тарас Роль мужчины в семье // «Вера и жизнь» №5, 2004.
6. Гофман Дмитрий Мужчина в семье и в семейной терапии. М.: Институт интегральной семейной терапии, 2006.
7. Костенко М.А. Теоретико-методологические основания исследования кризисов у мужчин / М.А. Костенко. Барнаул: Алтайский краевой кризисный центр для мужчин, 2002.
8. О муже(N)ственности: сб. ст. / Сост. С. Ушакин. М.: Новое литературной образование, 2002.
9. Понуждаев Э.А. Основы гендерологии / Э.А. Понуждаев. М., 2003.
10. Черняк Е.М. Социология семьи: Учеб. пособие. М., 2003.
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Особенности детско-родительских отношений в семьях с разным количеством детей
Дипломная работа:
Взаимосвязь поведения супругов в конфликте и распределение ролей в семье
Курсовая работа:
Роль отца в воспитании детей раннего и дошкольного возраста
Курсовая работа:
Роль семьи в эмоциональном благополучии детей дошкольного возраста
Реферат:
Роль социального педагога в координации семейного воспитания