Курсовая работа

«Пути повышения конкурентоспособности предприятия на примере ЧП Кулик»

  • 74 страниц
Содержание

Введение 3

1. Характеристика ЧП Кулик 4 1.1 Экономическая среда 4

1.2 Организационная структура ЧП Кулик 5 1.3 История Развития ЧП Кулик 7

1.4 Реализуемая продукция 8

1.5 Трудовые ресурсы, производительность и оплата труда работников 14

1.6 Реклама и маркетинг на предприятии 15

1.7 Рынок поставщиков 17

1.8 Использование программы 1С: Предприятия 18

1.9 Защита прав потребителей 19

Выводы по разделу 1. 20

2. Пути повышения конкурентоспособности предприятия 21

2.1 Понятие конкурентоспособности товара 21

2.2 Оценка конкурентоспособности товара 26

2.3 Факторы повышения конкурентоспособности 34

2.4 Повышение конкурентоспособности предприятия 35

2.5 Показатели конкурентоспособности предприятия 37

2.6 Анализ основных технико-экономических показателей 43

Выводы по разделу 2. 45

3. Раздел АСОИ 46

3.1 Необходимость создания АСОИ на предприятиях 46

3.2 Состав функциональных подсистем АСОИ 49

3.3 Организационно-экономическая сущность подсистемы 50

«Автоматизация управлением сбыта»

3.4 Постановка задачи «Управления продажами» 51

3.5 Информационная база задачи 52

3.6 Алгоритм решения задачи 53

3.7 Экономическая эффективность АСОИ 55

Выводы по разделу 3. 58

Заключение 59

Список литературы 60

Введение

За последние десятилетие усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным.

Сегодня ни одна серьезная компания не может обойтись без конкуренции. Несмотря на разнообразные методы и формы конкурентной борьбы, каждая фирма пытается выработать свою конкурентную стратегию для достижения рыночного успеха.

Цель данной работы состоит в теоретическом обосновании и методологической разработке основных принципов и практических этапов повышения конкурентоспособности предприятия.

Поставленная цель определяет главные задачи, которые подлежат решению в данной работе:

- организационно-экономическая характеристика предприятия

- разработка и обоснование конкурентоспособности предприятия

- автоматизированные системы управления

Объектом исследования выступает частный предприниматель

Кулик И.А., осуществляющий реализацию товаров и оказание услуг.

Фрагмент работы

По своей сущности товар ( работа, услуга ) является единственным средством получения прибыли и тем самым орудием конкурентной борьбы, ее материальной основой. Везде, где развертывается соперничество за повышение качества продукции и максимализацию прибыли, снижение издержек производства, важное значение приобретает комплексная оценка конкурентоспособности товара. К основным факторам этой оценки следует отнести:

- экономический потенциал и темпы роста экономики;

- уровень развития науки и техники;

- участие в международном распределении труда;

- динамичность и емкость внутреннего рынка;

- социально-экономическую и внутриполитическую ситуацию;

- гибкость финансовой системы;

- государственное регулирование экономики;

- обеспеченность трудовыми и материальными ресурсами и уровень квалификации трудовых ресурсов.

Традиционно высокой конкурентоспособностью отличаются товары, производимые в США, Японии, Германии, Швейцарии, Франции и ряде других стран. Главными условиями повышения конкурентоспособности товаров этих странах являются: оценка глобальной структуры как внутреннего, так и мирового спроса; высокая степень адаптации экономики к эволюции спроса; точный выбор национальной специализации, соответствующей внутренним возможностям и тенденциям международного разделения труда; умение избегать острой и бессмысленной конкуренции; мобильное и оперативное умение переключатся на изготовление новых товаров и освоение новых рынков.

Искусство конкуренции сегодня в больше мере, чем раньше, состоит в умелом уходе от нее. Выигрывает не тот, кто без оглядки бросается в острую конкурентную борьбу, а тот кто, выбрав верную позицию, умеет избегать жесткой и бессмысленной конкуренции.

В рамках коммерческой деятельности для любого самостоятельного предприятия или фирмы ключевыми факторами успеха в конкурентной борьбе является: завоевание устойчивого финансового положения на рынке; наличие передовых технологий и высокого потенциала собственных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок; умение проводить и эффективно использовать маркетинговые исследования; способность к маневрированию за счет изменения качественных и ценовых характеристик реализуемого товара, а также оказания комплекса услуг, включающих инжиниринговые, консалтинговые, технического обслуживания, услуги транспорта, связи, посреднические и другие; наличие собственной сети снабжения и сбыта, обслуживаемых опытными специалистами; реализация действенной рекламы и системы связи с общественностью; анализ слабых сильных сторон основных фирм-конкурентов на основе объективной информации.

Выпуская конкурентоспособные товары, производитель обеспечивает для себя прочное место на рынке. В борьбе за конкурентоспособность выпускаемых товаров используются на ряду с ценовыми методами и неценовые.

Ценовые методы строятся на извлечении дополнительной прибыли путем уменьшения издержек производства и реализации, снижения цен без изменения ассортимента и качества продукции. Снижая цену, можно захватить отдельные сегменты рынка.

Есть понятие и скрытой ценовой конкуренции. Ее используют в случае, когда товар продается по такой же цене, как у конкурентов, но более высокого качества. К показателям скрытой ценовой конкуренции следует отнести: сокращение издержек потребления за счет повышения экономичности товара в силу уменьшения энергопотребления, увеличения срока службы изделия, более широкого объема бесплатного послепродажного сервиса по доставке, сборке, наладке, обслуживанию и т.д.

Под влияние научно технической революции рыночный успех новых товаров, в отличие от традиционных, может достигаться и при сравнительно высоких ценах, имеющих в этом случае меньшее влияние на спрос, чем потребительские свойства товаров ( качество, новизна, надежность, дизайн и т.п.). Это относится к возрастающей концепции роли неценовых форм конкуренции.

Неценовая конкуренция предполагает изменение свойств продукции, придание ей качественно новых свойств, создание новых изделий для удовлетворения тех же потребностей, предложение продукции, не существовавшей раньше, обновление свойств товара, являющихся символом моды, престижа, совершенствования комплекса услуг, сопутствующих товару ( демонстрация товара, предложение комплекса сопутствующих дополнительных услуг и ( или ) товаров, увеличения срока гарантийного ремонта ит.д.).

В целом оценка конкурентоспособности товара ( Таблица 2.1) включает в себя изучение рынка, конкурентов, потребностей покупателей и параметров оценки товара. В мировой практике количественная оценка конкурентоспособного товара складывается из трех этапов:

- анализ рынка и выбора наиболее конкурентоспособного товара – образца, в качестве базы для сравнения и определения уровня конкурентоспособности товара;

- определения набора сравниваемых параметров двух товаров;

- расчета интегрального показателя конкурентоспособности товара.

Таблица 2.1

Оценка конкурентоспособности товара

Изучение рынка Изучение конкурентов Изучение потребностей Изучение параметров оценки

- Специализация рынка и его географического положения

- Емкость рынка и возможная доля предприятий на нем

- Товарные и фирменные структуры на рынке

- Острота конкуренции

- Влияние НТР на развитие производства и формирования потребностей покупателей - Основные конкуренты, владеющие большей долей рынка

- Торговые марки ( знание товаров конкурентов)

- Особенности товаров конкурентов

- Вид, особенности упаковки товаров-конкурентов

- Формы и методы сбыта деятельности

- Формирование спроса , стимулирование сбыта

-Рекламные материалы конкурентов

- Данные о прибылях и убытках конкурентов

- Число работающих -Возможные покупатели с учетом сегментации рынка

- Типичные направления и

способы изучения спроса покупателей

- Побудительные мотивы покупки товара

- Факторы формирование покупательских предпочтений

- Неудовлетво-

ренные потребности товарами

- Традиционный способ совершения покупки и совокупный спрос на ее обслуживание - Новизна и конкурентоспособность по сравнению с товарами конкурентов

- Соответствие требований местного законодательства

- Соответствие международным стандартам

-Способность товара удовлетворять текущие перспективные потребности покупателей

- Необходимость Модификации товара в соответствии с выявленными требованиями покупателей и новыми нормативными актами

1. Выбор товара – образца. Это один из наиболее ответственных моментов анализа конкурентоспособности товара. Ошибка на данном этапе может привести к искажению результатов всей работы. Образец должен принадлежать к той же группе товаров, что и анализируемое изделие; быть наиболее представительным для данного рынка, а его основные параметры должны рассматриваться в динамике с учетом факторов времени в быстро меняющейся рыночной постановке.

2. Определение набора сравниваемых параметров. При этом сравниваются параметры, характеризующие потребительские свойства товара ( его потребительную стоимость ) и параметры, выражающие его экономические свойства ( стоимость ). Потребительские свойства товара, из которых складывается его полезный эффект, определяются набором «жестких» и «мягких» потребительских параметров. «Жесткие» параметры описывают важнейшие функции товара и связанные с ним характеристики, заданные конструкторскими принципами изделия. Они имеют определенную величину, выраженную в тех или иных единицах ( мощность, размер, температура и т.д. ).

«Мягкие» параметры характеризуют этические свойства товара, т.е являются выражением дизайна, упаковки, цвета и придают товарам особую привлекательность. В последнее время на отечественных рынках значение «мягких» параметров заметно возрастает и не только для товаров массового спроса, но и производственного значения. «Мягкие» параметры не имеют естественной физической меры и трудно поддаются количественной оценке.

Определение набора потребительских параметров составляет основу анализа конкурентоспособности товара. При анализе всех параметров на первый план выдвигают те, которые имеют наибольшую значимость для потребителей. Определение значения каждого параметра осуществляется группой экспертов, располагающих достаточным объемом надежной рыночной информации. Этот подход не исключает тщательного исследования и второстепенных параметров, которые в конкурентном состязании могут играть решающую роль. Цель такого подхода к исследованию – максимальное удовлетворение потребителей.

По аналогичной схеме определяют набор экономических (стоимостных) параметров товара, характеризующих его основные свойства через затраты покупателя на приобретение и использование изделия на протяжении всего периода его потребления.

Величины экономических параметров ( размер издержек ) определяется: ценой изделия ( С1 ), расходами на его транспортировку ( С2 ), установку ( С3 ), эксплуатацию ( С4 ), ремонт ( С5 ), техническое обслуживание ( С6 ), обучение персонала ( С7 ), налоги ( С8 ), страховые взносы ( С9 ) и т.д. В совокупности эти расходы составляют цену потребления – С, т.е. объем средств, нужных потребителю в течение всего срока службы товара:

С = С1 +С2 + С3 + С4 + С5 + С6 + +С7 + С8 + С9 + … + Сm; ( 2 )

где слагаемые экономические параметры индивидуальны для каждого товара.

3. Расчет интегрального показателя конкурентоспособности товара. Этот расчет основа на сравнении параметров данного товара с параметрами существующего или разрабатываемого товара, наиболее полно отражающего потребности покупателя.

Образец для сравнительного анализа выбирается на основе информации, полученной в результате рыночных исследований о характере требований покупателей, как прямой – в результате целенаправленного сбора сведений, так и косвенной – с учетом данных о размерах сбыта и долей на рынке наиболее конкурентоспособных товаров.

Для оценки соотношения параметров рассматриваемого изделия и параметров образца находят процентное отношение степени соответствия данного изделия параметрам эталона.

Степень соответствия определяется в форме процентного отношения фактической величины параметра к той величине, при которой потребность удовлетворяется на 100%. Например, количество кубиков LEGO в данной коробке 800 штук, а потребителю нужно, чтобы их было в коробке 1000 штук. Отсюда следует , что потребность по данному параметру в нашем примере удовлетворена лишь на 80%, что при прочих равных условиях делает коробку LEGO неконкурентоспособным на рынке. Аналогичный расчет проводится по всем количественно оцененным параметрам с тем, чтобы получить для каждого из них параметрический индекс. Обобщая полученные результаты, строят общую количественную оценку «мягкого» параметра, которую соотносят с подобной оценкой соответствующего параметра товара фирмы – конкурента.

Оценку степени удовлетворения потребности покупателя потребительскими свойствами изделия производят с помощью сводного параметрического индекса Jn, который рассчитывается по формуле:

Jn = ∑aj *ij ( 3 )

где n – число анализируемых количественных параметров;

aj – вес j-го параметрического индекса;

ij - параметрический индекс j-го параметра.

Следует иметь в виду, что Jn не должно превышать 100%, т.к. потребность, удовлетворенная свыше 100%, лишена экономического смысла.

Сводный индекс конкурентоспособности по экономическим параметрам определяют по формуле:

Jэ = ∑ аi*ji ( 4 )

где э – число анализируемых количественных параметров;

ai – вес i-го параметрического индекса;

ji – параметрический индекс i-го параметра.

Свободные индексы конкурентоспособности по потребительским экономическим параметрам ( Jn / Jэ ) дают интегральный показатель относительной конкурентоспособности ( К ) изделия по отношению к образцу. Этот показатель отражает различие между потребительскими эффектами сравниваемых товаров:

К = Jn / Jэ ( 5 )

Если К > 1, то анализируемое изделие превосходит по конкурентоспособности образец; если К < 1, то анализируемое изделие уступает по конкурентоспособности образец; если К = 1 – находятся на одинаковом уровне.

Общая задача – получить К > 1. Это возможно при увеличении Jn и уменьшении Jэ, т.е. за счет целенаправленного улучшения соответствующих потребительских и экономических параметров изделия.

Пример. Имеются два производителя кубиков: LEGO ( 1 ) и MEGA BLOCKS ( 2 ). Известно, что а1 = 5,4 ( а1 – цена кубика LEGO ), а2 = 8,6 ( а2 – цена кубика MEGA BLOCKS ), i1 = 1000 ( i1 – количество кубиков в коробке LEGO), i2 = 600 ( i2 – количество кубиков в коробке MEGA BLOCKS ). Проанализировать коробку кубиков LEGO по конкурентоспособности коробку кубиков MEGA BLOCKS.

Решение. J1 = a1 * i1

J1 = 5,4 * 1000 = 5400 – цена коробки кубиков LEGO

J2 = a2 * i2

J2 = 8,6 * 600 = 5160 – цена коробки кубиков MEGA BLOCKS.

К = J1 / J2

К = 5400 / 5160 = 1,047

К > 1, следовательно, коробка кубиков LEGO превосходит по конкурентоспособности коробку кубиков MEGA BLOCKS.

Интегральный показатель конкурентоспособности товара является выражение степени привлекательности товара для покупателя.

Конкурентоспособность товара повышают постоянно, добиваясь максимального соответствия его потребительских и стоимостных характеристик, существующим и прогнозируемым запросам покупателей.

На основе выявления рыночных изменений конъюнктуры анализируемого товара производится отбор тех групп товаров, которые в большей мере соответствуют запросам потребителей. Далее изучаются прогнозы появления новых товаров конкурентов. При этом выделяются те новинки, вероятность успешной продажи которых очевидна и которые вызовут жесткое соперничество между конкурентами. После этого формируются технические требования к параметрам товаров. В заключении составляются оценочные таблицы соответствия параметров нескольких интересных новинок и тех технологий, без которых не возможен выпуск нового товара.

Заключение

ЧП Кулик – организация с 10 летним опытом работы на ижевском рынке. За это время она добилась значительных успехов. Особенности этой организации: реализация товаров и оказание услуг. Реализуемый товар является конкурентоспособным и пользуется спросом.

В организации используется повременно-премиальная, сдельно-премиальная и прямая сдельная система оплаты труда.

На предприятии ЧП Кулик большое внимание уделяют рекламе и маркетингу. Ведется сотрудничество только с теми поставщиками, с которыми сложились прочные хозяйственные связи.

Рассмотрев и рассчитав все показатели конкурентоспособности предприятия, можно сделать следующие выводы: рентабельность продаж в 2004г. по сравнению с 2003г. увеличилась на 8,09%, рентабельность активов на 45,03%, а рентабельность основного капитала на 291,77%.

Предприятие ЧП Кулик использует в работе программу 1С:Предприятие, технически оснащено компьютерами и разнообразной оргтехникой. В каждом отделе используется программное

Список литературы

1. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996г.

2. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М. 1998г.

3. Герберт Н. Кэссон. Как завоевать престиж. М. 1998г.

4. Муравьева Т.В. Экономика фирмы. М. 2002г.

5. Годин В.В. Управление информационными ресурсами. М. 1999г.

6. Баранов В.В. Автоматизация управления предприятием. М. 2000г.

7. Бухгалтерский баланс ЧП Кулик.

8. Отчет о прибылях и убытках ЧП Кулик за 2003 и 2004гг.

Покупка готовой работы
Тема: «Пути повышения конкурентоспособности предприятия на примере ЧП Кулик»
Раздел: Экономика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 74
Цена: 400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика