Дипломная работа

«Повышение конкурентоспособности предприятия (на примере ОАО "Сельхозтехника")»

  • 122 страниц
Содержание

Введение 4

1. Теоретические аспекты управления конкурентоспособностью предприятия 7

1.1. Система управления конкурентоспособностью 7

1.2. Оценка конкурентоспособности товара 15

1.3. Оценка конкурентоспособности фирмы 26

2. Анализ внешней и внутренней среды ОАО «Сельхозтехника» 31

2.1. Общая характеристика ОАО «Сельхозтехника» и основные показатели его деятельности 31

2.2. Анализ внешней среды 35

2.2.1. Анализ потребителей 35

2.2.2. Анализ поставщиков 37

2.2.3. Анализ конкурентов 38

2.2.4. Анализ прочих факторов внешней среды 41

2.3. Анализ внутренней среды 43

2.3.1. Анализ объема производства 43

2.3.2 Анализ структуры и движения персонала 46

2.3.3. Анализ организационно-технического производства 50

2.4. Анали и оценка финансовых результатов деятельности ОАО «Сельхозтехника» 57

2.5. SWOT анализ ОАО «Сельхозтехника» 60

3. Разработка мероприятий и рекомендаций по повышению конкурентоспособности ОАО «Сельхозтехника» 65

3.1. Разработка и внедрение нового вида продукции 65

3.2. Мероприятия по снижению затрат 75

3.3. Внедрение двухтарифных счетчиков 77

3.4. Рекомендации, направленные на повышение конкурентоспособности 79

4. Безопасность жизнедеятельности 90

Введение 90

4.1. Безопасность труда 90

4.2. Чрезвычайные ситуации 103

Выводы 105

5. Экологичность проекта 107

Заключение 112

Список использованной литературы 116

Приложения 120

Введение

Актуальность темы дипломного проекта обуславливается следующим.

Развитие конкурентной среды в России, усиление конкуренции со стороны как внутренних, так и внешних конкурентов, ставит перед руководством предприятий задачу достижения и повышения конкурентоспособности предприятия, производимой им продукции или услуг. Одним из инструментов, позволяющим решить эту задачу, является правильный выбор, разработка и реализация конкурентной стратегии, определяющей будущее развитие предприятия и достижение им устойчивого долговременного финансового положения в соответствующей отрасли.

Любая стратегия бизнеса, чтобы быть успешной, должна опираться на достигнутое компанией конкурентное преимущество. Конкурентное преимущество компании заключается в наиболее быстром обеспечении клиентов новыми информационными услугами и товарами, которые будут формировать рынки будущего. Поддержание конкурентных преимуществ определяется концентрацией усилий на основных компетенциях в ограниченной области рынка и технологий.

Компания обладает конкурентным преимуществом, если ее позиция характеризуется более выгодным положением относительно соперников в конкурентной борьбе и привлечением покупателей. Существует множество различных конкурентных преимуществ: преимущество товаров более высокого качества, предоставление покупателям более широкого круга услуг, сбыт товаров по относительно низким ценам, более выгодное географическое положение, производство товаров, не имеющих равноценных аналогов, производство более надежных и долговечных продуктов, предоставление большего объема услуг в расчете на одну покупку (комбинация высокого качества, хорошего сервиса и умеренной цены). Какую бы стратегию не избрала компания, если она стремится добиться конкурентного преимущества, то должна привлечь внимание потребителей к своей продукции, предоставляя большую "ценность", чем того ожидает покупатель.

Целью исследования является разработка направлений повышения конкурентоспособности организации на примере открытого акционерного общества «Сельхозтехника».

В соответствии с этим определена совокупность основных задач исследования, включающая:

• изучение теоретических основ управления конкурентоспособности предприятия;

• анализ конкурентоспособности предприятия ОАО «Сельхозтехника»;

• разработку мероприятий по повышению конкурентоспособности ОАО «Сельхозтехника».

Объектом исследования является ОАО «Сельхозтехника». В качестве предмета исследования служат различные аспекты формирования конкурентной стратегии организации.

В ходе работы использованы такие методы исследования как общенаучные, математического моделирования, социологические исследования.

Информационная база исследования включает труды российских, зарубежных авторов, периодические издания, книги, законы и другие нормативно-правовые акты, материалы интернет-сайтов.

Вопросы формирования конкурентной стратегии предприятия достаточно хорошо рассмотрена в литературе, периодических журналах и на Интернет-сайтах.

Круг отечественных ученых и специалистов, занимающихся исследованием вопросов стратегического развития, достаточно широк. В ряду важнейших работ данного направления следует назвать труды: И. Ансоффа, Р.Каплана, А.Томпсона, Дж.Стрикленда, М.Портера, Б.Л. Овсиевича, B.C. Рапопорта, В.Н. Федотова, В.Т. Радченко, А.Я. Кибанова и других.

Данная работа имеет практическую значимость в связи с тем, что в ней приведены в систему перечень мероприятий, которые необходимо выполнить для решения важной для предприятия проблемы формирования конкурентной стратегии развития.

Фрагмент работы

ОАО «Сельхозтехника» было создано 12 апреля 1993 года путем приватизации Ирбитского РТП.

ОАО «Сельхозтехника» является малым предприятием по численности и объему, и единственным производителем по выпуску косилки КРН - 2,1; Грабли ГВ-6 «КАНТРИ» в Свердловской области. Действуя в условиях жесткой конкуренции, имеет репутацию стабильного и надежного предприятия.

Юридический адрес ОАО «Сельхозтехника»: 623850, г.Ирбит, ул.Советская, 102.

Основными видами деятельности общества являются:

• производство и реализация машин, используемых в растениеводстве и запасных частей к ним;

• продукция производственного назначения;

• оказание ремонтно-технических услуг;

• торгово-коммерческая деятельность, преимущественно продажа технических газов;

• общественное питание (столовая);

• услуги платной автостоянки.

Приоритетными направлениями деятельности общества являются следующие направления, связанные с основными видами деятельности:

• производство сенокосной техники, а именно косилка КРН- 2,1, граблей ГВ-6 «КАНТРИ»;

• производство запасных частей для сенокосной техники.

Организационно–правовой формой предприятия является открытое акционерное общество, поэтому высшим органом управления Общества является Общее собрание акционеров.

Заключение

В дипломной работе проведено исследование направлений повышения конкурентоспособности организации на примере открытого акционерного общества «Сельхозтехника».

В первой главе отражены теоретические основы управления конкурентоспособности предприятия.

Под конкурентоспособностью понимают способность товара или услуги выдержать сравнение с аналогичными товарами и услугами других производителей при сохранении среднерыночной цены.

Конкурентные преимущества предприятия классифицируются по ряду признаков:

• по степени их устойчивости (с низкой, средней и высокими степенями устойчивости);

• возможности использования или времени достижения (реальные и потенциальные конкурентные преимущества);

• сферы конкуренции или масштаба деятельности предприятия (локальные, национальные, глобальные конкурентные преимущества).

Степень конкурентоспособности организации определяют с помощью оценки. Цель оценки конкурентоспособности фирмы — установить, какого конкурентного преимущества может добиться фирма и как его можно реализовать и защитить в конкретной ситуации.

Во второй главе проведен анализ конкурентоспособности предприятия ОАО «Сельхозтехника». Основными видами деятельности данного предприятия является производство и реализация машин, используемых в растениеводстве и запасных частей к ним.

Анализ технико-экономических показателей выявил рост большинства из них, что говорит о повышении эффективности деятельности предприятия.

За анализируемый период произошло повышение объемов реализованной продукции по отношению к на 13,4% или на 3132 тыс.руб. Рост себестоимости составил 10,2%. Превышение темпов роста выручки над темпами роста себестоимости привело к повышению рентабельности продаж предприятия на 5,2 п.п., в 2010 г. она составила 7,9%.

Отмечен рост показателей рентабельности: рентабельность продаж увеличилась на 196%, а рентабельность продукции – на 204,7%.

Основными потребителями продукции ОАО «Сельхозтехника» являются:

• предприятия агропромышленного комплекса;

• фермеры;

• торговые организации, реализующие товары для сельскохозяйственных организаций.

Поставщиками исследуемого предприятия являются производители металлургии, а также торговые организации, осуществляющие реализацию данной продукции.

Результаты SWOT-анализа позволяют сформулировать ряд проблем, которые предприятию необходимо решить в ближайшее время:

1) низкая доля на рынке запчастей для сельхозтехники, выход предприятия на новые рынки сбыта продукции;

2) необходимо разработать меры, направленные на повышение финансовой устойчивости предприятия;

3) важным направлением развития является разработка системы планирования финансовой деятельности предприятия;

4) нужно разработать меры по снижению затрат предприятия, т.к. рентабельность деятельности ОАО «Сельхозтехника» очень низка;

5) необходимо разработать эффективную систему материального и нематериального стимулирования работников;

6) целесообразно разработать систему информирования работников о системе ключевых целей предприятия;

7) необходимо внедрить способы привлечения персонала к процессу управления предприятием и системы делегирования полномочий;

8) для снижения влияния экономического кризиса необходимо рассмотреть возможности диверсификации деятельности предприятия;

9) для привлечения новых клиентов необходимо организовать эффективную рекламную стратегию организации, направленную на повышение ее имиджа.

В третьей главе осуществлена разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ОАО «Сельхозтехника».

Предприятию предложены осуществить мероприятия по следующим направлениям:

1) выход предприятия на новые рынки сбыта продукции;

2) снижение затрат предприятия;

3) разработка мер, направленных на повышение финансовой устойчивости предприятия;

4) осуществление рекламной кампании.

Осуществление первого мероприятия позволит ОАО «Сельхозтехника» существенно увеличить выручку от реализации продукции, в частности, в 2012 году выручка увеличится на 5257,5 тыс.руб.

В первый год реализации проекта организации производства новой продукции предприятием получит прибыль в размере 428,2 тыс.руб. В дальнейшем произойдет существенный рост получаемой прибыли. Во второй год чистая прибыль от проекта составит 1044,8 тыс. руб.

В результате осуществления второго мероприятия снижение затрат составит 589,4 тыс.руб., а следовательно на данную величину увеличится прибыль от реализации продукции.

В результате проведения третьего мероприятия произойдет рост чистой прибыли ОАО «Сельхозтехника» на 1992,0 тыс.руб.

Реализация четвертого мероприятия принесет предприятию дополнительную прибыль в размере 4465 тыс.руб.

Таким образом, в результате предложенных мероприятий у ОАО «Сельхозтехника» существенно увеличится эффективность финансово-хозяйственной деятельности, что выражается в росте прибыли и рентабельности. В свою очередь, повышение показателей прибыли, рентабельности, увеличение доли рынка позволят исследуемому предприятию повысить свою конкурентоспособность на рынке.

Список литературы

1. Аникин Б. А. Высший менеджмент для руководителя. М.: ИНФРА-М, 2006.

2. Антикризисное управление: Учебник / Под. ред. Э.М. Короткова - М.: ИНФРА-М, 2006. – 786 с.

3. Бабушкин В., Белова С. О бизнес-процессах и их инжиниринге // h**t://w*w.inter-solar.r*/st_0014.htm.

4. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента/ Пер. с англ. Под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. — М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. - 175 с.

5. Веснин В.Р. Менеджмент для всех. - М.: Знание, 2004. - 173 с.

6. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 2005.

7. Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. — 3-е изд. — М.: Экономистъ, 2008.

8. Галькович Р. С., Набоков В. И. Основы менеджмента. М.: ИНФРА-М, 2005.

9. Герчикова Р. С. Менеджмент. М.: ЮНИТИ, 2009.

10. Глущенко Е. В. Теория управления. М.: Вестник, 2008.

11. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. — М.: "ДИС", 2007.

12. Гончаров В В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала. Опыт лучших промышленных фирм США, Японии и стран Западной Европы. - М.: "Сувенир", 2006.

13. Гордеев М., Борисов А., Коршак Н. Оптимизация бизнес-процессов // h**t://w*w.nkkweb.r*

14. Зудина Л.Н.Организация управленческого труда. М.: ИНФРА-М, 2009.

15. Игнатьева А. В., Максимцов М. М. Исследование систем управления. — М.: Юнити, 2009.

16. Ильдеменов С. В., Ильдеменов А. С. и др. Операционный менеджмент. — М.: Инфра-М, 2005.

17. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента.- Минск: Новое знание, 2005.- 336 с.

18. Красовский Ю.Д. Организационное поведение: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2008.

19. Кузнецов Ю. В., Подлесных В. И. Основы менеджмента. СПб.: ОЛБИС, 2003.

20. Кунц Г.,О Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. - М.: Прогресс, 2008.

21. Лебедев О.Т., Каньковская А.Р. Основы менеджмента.- СПб.: МиМ, 2009.

22. Мазур И.И., Шапиро В.Д, и др. Реструктуризация предприятий и компаний. – М.: Высшая школа, 2010.

23. Менеджмент организации / Под ред. З. П. Румянцевой. М.: ИНФРА-М, 2009.

24. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2004.

25. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – М.ИНФРА-М, 2005. – 648 с.

26. Павлова Н.Н. Анализ конкурентоспособности фирмы // Маркетинг в России и за рубежом. – 2008. - №4. – С. 41 – 45.

27. Панкин А. И. Основы практического менеджмента. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

28. Питере Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. -М.: Прогресс, 2002.

29. Портер М. Конкуренция / пер. с англ. – М.: Вильямс, 2008.

30. Пушкарев Е. Типы бюджетных моделей и их применимость в современных условиях// h**t://o-fin.r*/index.php?id=618

31. Резник С.Д. Команда управленцев - реальные проблемы // ЭКО, 2008, №5. – С.55-58.

32. Роберт М. Фалмер. Энциклопедия современного управления в пяти томах. - М.: ВИПКэнерго, 2005.

33. Савицкая Г.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2007. – 460 с.

34. Саймон Г. и др. Менеджмент в организациях: Сокр. пер. с англ. — М.: Экономика, 2009.

35. Свиридов С.Н., Курьян А.Г. Реинжениринг деловых процессов// h**t://w*w.uman.r*/articles/bizprocs/ index.html.

36. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2004. – 350 с.

37. Силюк Н. А., Веселов П. В. Организация управленческого труда. М.: Экономика, 2008.

38. Современный менеджмент (курс кафедры теории и организации управления ГАУ). Т.Б. Шрамченко. Лекция 2. Управленческий труд и менеджеры. //Российский экономический журнал. М.- 2002, №5.- С.10.

39. Современный менеджмент (курс кафедры теории и организации управления ГАУ). Я.В. Радченко. Лекция 4. Целепостановка в управленческой деятельности. //Российский экономический журнал. М.- 2002, №4. – С.30.

40. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А.Саломатина. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 716 с.

41. Уткин Э.А. Управление фирмой. М.: Акалис, 2010.

42. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. Учебник. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во Эксмо, 2005.

43. Цыгичко В.Н. Руководителю о принятии решений. - М.: Финансы и статистика, 2007.

44. Экономика предприятия: Учебник для вузов / под ред. В.П. Грузинова. – М.: Банки и биржи, 2007. – 455 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Повышение конкурентоспособности предприятия (на примере ОАО "Сельхозтехника")»
Раздел: Экономика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 122
Цена: 4000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика