Дипломная работа
«Разработка направления повышения конкурентоспособности организации на примере ВПП ГУП ДСУ-3 (Дорожно-строительное управление)»
- 75 страниц
ВВЕДЕНИЕ….4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА И УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ…8
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия….8
1.2 Методики оценки конкурентоспособности фирмы….16
1.3. Состояние и тенденции развития дорожно-строительного бизнеса в России….25
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ ПОЗИЦИИ ВПП ГУП ДСУ-3 (ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ)….31
2.1 Краткая характеристика ВПП ГУП ДСУ-3 (Дорожно-строительное управление)…31
2.2 Стратегический анализ ВПП ГУП ДСУ-3 (SWOT анализ, анализ конкуренции по 5 силам Портера)….38
2.3 Анализ конкурентного положения ВПП ГУП ДСУ-3….42
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВПП ГУП ДСУ-3….53
3.1 Выбор и обоснование стратегии повышения конкурентоспособности организации….53
3.2. План реализации стратегии….56
3.3. Организационные аспекты и эффективность мероприятий….60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….73
ПРИЛОЖЕНИЯ….77
Актуальность темы исследования. Конкуренция производителей товаров и услуг за рынки сбыта с целью получения высоких финансовых результатов (доходов, прибыли) является основой рыночных отношений в любой отрасли экономики, в том числе в сфере дорожного строительства. Несмотря на то, что общие подходы к пониманию конкуренции и конкурентоспособности применимы для любой отрасли, в ходе исследования были выявлены особенности строительства, которые влияют на формирование конкурентной среды в дорожно-строительном комплексе. К ним относятся: региональный, как правило, характер конкурентной борьбы, ослабевающий вследствие интеграции, в том числе международной, и преобладание ценовой конкуренции в отрасли и ее проявление в процедуре подрядных торгов.
Ценовая конкуренция основана на извлечении дополнительной прибыли путем уменьшения издержек производства и реализации, снижения цены без изменения ассортимента, свойств и качества продукции (услуг). В сфере дорожного строительства ценовой метод предполагает изменение стоимости строительства, при разработке конкурсного предложения на подрядные работы, выполняемые одним предприятием по сравнению с офертами других предприятий. Выявлено, что на этапе оценки конкурсных предложений фактор стоимости является решающим в определении победителя и составляет 50-70% в ряду других факторов. Неценовой метод направляет усилия предприятия на повышение качества предоставляемых услуг и выполняемых работ. Исходя из вышесказанного, повышение конкурентоспособности предприятий дорожно-строительного комплекса в основном возможно на основе снижения стоимости оферты при сохранении и повышении эффективности деятельности и на основе создания сертифицированной системы управления качеством;
Конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность услуги (товара) – разные понятия. Конкурентоспособность услуги – ее свойство выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными услугами. Это свойство отражает соответствие услуги техническим параметрам (потребительские свойства), нормативным (соответствие существующим стандартам и нормам) и экономическим параметрам (цена и стоимость эксплуатации). Конкурентоспособность предприятия – способность осуществлять производство товаров и услуг, которые по своей стоимости и сочетанию других характеристик (качество и т. п.) будут более привлекательны для клиентуры, чем товары и услуги, предлагаемые конкурентом. Сравнение понятий показывает, что два предприятия, предлагающие на рынке равноконкурентные по указанным показателям услуги, могут сами различаться по уровню конкурентоспособности. Для обеспечения своей конкурентоспособности предприятие стремится опережать конкурентов по таким параметрам, как технология производства услуг, практические навыки и квалификация персонала, уровень стратегического и текущего планирования, спектр предоставляемых услуг, контроль управления, качество систем управления.
Конкурентоспособность предприятия дорожно-строительного комплекса, осуществляющего технический надзор за строительством – способность осуществлять услуги по техническому надзору за строительством дорожных объектов, совокупность потребительских свойств которых характеризует их отличие от услуг конкурента по степени соответствия конкретным потребностям рынка с учетом затрат на их удовлетворение, соотношения стоимости подряда и потребительских качеств услуги. С экономической точки зрения повышение конкурентоспособности сводится к максимальному повышению качества надзора при минимальных расходах.
Факторы, влияющие на уровень конкурентоспособности любого предприятия, можно разделить на две группы: внешние факторы, отражающие условия работы предприятия, которые выражаются в соотношении спроса и предложения на его услуги, модели рынка, системе налогообложения, государственной поддержке отрасли и т. п. и факторы, зависящие от работы предприятия, характеризующие эффективность и качество его работы.
В категории «эффективность» аккумулируется сущность экономического развития: прогресс производительных сил, рост объемов продукции и услуг, снижение затрат на их производство, организация и управление этими процессами. Поэтому эффективность можно считать одной из наиболее синтетических экономических категорий. В диссертационном исследовании выбран социально-экономический подход, определяющий эффективность производства как отношение между суммой произведенных потребительных стоимостей и суммой всего использованного для этого труда (живого и овеществленного). В теоретическом плане правомерность такого подхода неоспорима, но практически не существует показателя для количественного измерения разных потребительных стоимостей, и, в конечном итоге, данное определение эффективности производства сводится до отношения результата к затратам или ресурсам. Как показал анализ, в настоящее время вопросы повышения эффективности, в том числе в строительстве, достаточно теоретически проработаны.
Объектом исследования выступило предприятие ВПП ГУП «Дорожное строительное управление №3», осуществляющее дорожное строительство в конкурентных условиях.
Предметом исследования является совокупность организационно-методических и социально - экономических отношений, возникающих в ходе управления конкурентоспособностью предприятий дорожного строительства.
Целью дипломной работы является рассмотрение повышения конкурентоспособности товаров и услуг ВПП ГУП «Дорожное строительное управление №3».
Цель и объект обусловили задачи исследования:
- изучить теоретические основы изучения конкурентоспособности предприятий в современных условиях;
- рассмотреть историю развития и структуру управления ВПП ГУП «Дорожное строительное управление №3»;
- провести анализ основных экономических показателей предприятия;
- дать анализ конкурентоспособности продукции и положение ВПП ГУП «Дорожное строительное управление №3» в отрасли;
- рассмотреть возможности повышения конкурентоспособности предприятия.
Проблема конкурентоспособности в строительстве рассматривается в научных трудах многих российских и зарубежных ученых, таких как А.Н. Асаул, В.М. Васильев, Н.Г. Верстина В.М. Власова, П.Г. Грабовый, Х.М. Гумба, Ю.Я. Еленева, В.А. Заренков, И.У Зулькарнаев, Ю.Н. Казанский, Г.Н. Лапин, С.Н. Никешин, А.М. Перухин, М Портер, А.С.Роботов, Р.А.Фатхутдинов, Т.Н. Цай, Е.А. Яичников и др.
Несмотря на значительное число научных публикаций, посвященных исследованию проблем управления конкурентоспособностью различных рыночных субъектов и отраслей, недостаточно изученными остаются вопросы теории и методического обеспечения повышения конкурентоспособности предприятий отечественного дорожно-строительного комплекса, в том числе, осуществляющих технический надзор за строительством с учетом специфики этой области в условиях усиливающейся конкурентной среды.
Теоретической и методической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых в области управления конкурентоспособностью, теории и практики менеджмента, маркетинга, методы экономического и системного анализа, математического моделирования.
В качестве инструментов исследования использовались общенаучные методы познания (анализ, синтез, обобщение, логический метод); методы экономического, и эмпирического анализа, сравнительные экономические оценки.
Структурно дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
В настоящий момент ВПП ГУП «ДСУ – 3» не вполне успешно справляется с реализацией своей корпоративной миссии. Воплощение в жизнь стратегии конкурентных преимуществ позволит улучшить ситуацию. Рассмотрим некоторые направления повышения конкурентоспособности компании более подробно.
Расширение ассортимента услуг и введение новых услуг по предоставлению более качественного покрытия дорог крайне необходимо, поскольку это привлечет на рынок дополнительных клиентов. Тем самым решится проблема повышения величины выручки.
Для повышения конкурентоспособности в рыночных условиях, ВПП ГУП «ДСУ – 3» необходимо модернизировать и обновлять оборудование и технику, что позволит обеспечить выпуск продукции высокого качества и применить новые технологии ремонта и содержания дорог.
С повышения конкурентоспособности продукции и услуг необходимо вести работу по:
- расширению потребительского рынка;
- повышению качества и улучшению физико-механических показателей предлагаемых продукции и услуг;
- внедрению новых технологий и модернизации производств.
Деятельность ВПП ГУП «ДСУ – 3» зависит от изменения цен на сырье и материалы.
Для уменьшения влияния данного фактора, необходимо предусмотреть выполнение ряда мероприятий, а именно:
- заключение прямых договоров с изготовителями;
- исключение поставщиков – монополистов;
- поиск новых поставщиков сырья;
- укрупнение закупок сырья, материалов, комплектующих по более низким ценам.
Изменение цен на сырье и услуги поставщиков повлечет за собой изменение отпускных цен на готовую продукцию. Предполагается для снижения влияния данного риска:
- оптимизация объемов продаж на рынке;
- увеличение выпуска и расширение ассортимента продукции;
- разработка программ по снижению затрат на производство;
- проведение активной инвестиционной политики в части обновления производственной базы и внедрение новых технологий производства.
Деятельность ВПП ГУП «ДСУ – 3» направлена на закрепление лидирующей позиции на потребительском рынке. Для выполнения данной цели необходимо изучать потребительский рынок, проводить следующие виды работ:
- Поиск альтернативных поставщиков сырья для выпуска продукции улучшенного качества и снижения себестоимости.
- Внедрение новых технологий и оборудования для увеличения качества предлагаемых предприятием услуг.
В дипломной работе предусмотрено внедрение нового оборудования, Битумощебнераспределителя ДС – 180 для повышения качества дорожного покрытия, и, соответственно, конкурентоспособности ВПП ГУП «ДСУ – 3». Битумощебнераспределитель предназначен для розлива битума, равномерного однослойного распределения щебня мелких фракций по поверхности дорожного покрытия и его прикатки при строительстве и ремонте покрытий автомобильных дорог.
Поверхностная обработка дорожных покрытий повышает шероховатость, восстанавливает слой износа, защищает дорогу от неблагоприятного воздействия атмосферных явлений. Она позволяет надежно, эффективно и относительно недорого сохранять существующие сети дорог.
Известно несколько способов поверхностной обработки с применением битумов или битумных эмульсий. Один из них - одиночная обработка. На очищенное сухое покрытие дороги разливают органическое вяжущее вещество с распределением по нему щебня фракции 5-20 мм с последующим уплотнением. Классический вариант технологической схемы устройства поверхностной обработки включает три самостоятельные единицы техники: автогудронатор, щебнераспределитель, прикатывающий каток. Этот вариант имеет ряд недостатков, влияющих на качество поверхностной обработки, ее однородность, и, что немаловажно, высокую себестоимость.
В дипломной работе рассмотрели повышение конкурентоспособности организации на примере ВПП ГУП «ДСУ – 3».
Повышение конкурентоспособности является важным фактором функционирования предприятий в условиях рынка.
Для повышения конкурентоспособности продукции важно правильное определение предприятием партнера для организации совместного выпуска продукции, использование средств инвестора для организации конкурентоспособного производства, составление маркетинговых программ для выхода предприятия на новые рынки сбыта, своевременного принятия решения об оптимальных изменениях товарного ассортимента, разработке и производстве новых и модернизированных изделий, расширении и создании производственных мощностей и другие.
Залогом успешного повышения конкурентоспособности продукции становится совершенствование учета затрат в качестве решающего условия обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия.
Результаты, полученные с помощью оценки конкурентоспособности продукции по разработанной методике, позволили создать стратегию повышения конкурентоспособности ВПП ГУП «ДСУ – 3».
Анализ деятельности фирмы ВПП ГУП «ДСУ – 3» позволил сделать вывод об устойчивости и стабильности этой организации на рынке дорожных услуг.
В ходе работы были рассмотрены следующие вопросы:
- история развития и структура управления ВПП ГУП «ДСУ – 3», виды деятельности и выпускаемой продукции предприятия;
- проведен анализ основных экономических показателей предприятия и конкурентоспособности продукции предприятия;
- внесены предложения по повышению конкурентоспособности продукции ВПП ГУП «ДСУ – 3».
На основании проведенного анализа и выявленных возможностей предприятия, в проектном разделе были предложены следующие мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия:
- для увеличения качества предлагаемых услуг предлагается внедрение битумощебнераспределителя ДС – 180, что позволит увеличить уровень конкурентоспособности продукции.
- при основании цен на выпускаемую продукцию рекомендуется не ограничиваться существующим методом ценообразования, а использовать также и элементы других методов, учитывающие покупательскую оценку товара, цены конкурентов;
- повысить качество обслуживания клиентов: оптимизировать документооборот с ними; выполнять все пожелания заказчиков в части: компетентных консультаций в области выбора и применения продукции; оптимальной упаковки продукции для транспортирования и последующего использования продукции; предоставление полной и правильно оформленной документации; оказания помощи при решении вопросов, возникающих при использовании продукции.
Исходя из проведенных расчетов, можно сделать вывод о том, что предложенные мероприятия могут быть использованы на исследуемом предприятии на практике.
1. Акулов В. Особенности оценки конкурентоспособности предприятия / В. Акулов, М. Рудаков // Проблемы теории и практики управления. – 2011. - № 3. – С. 35-38.
2. Андреева О.Д. Технология организации сбыта: маркетинг / О.Д. Андреева. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 224 с.
3. Андриянов Г. Оценка эффективности конкурентной стратегии // Маркетинг в России и за рубежом. – 2011. - № 5. – С. 15-17.
4. Антонов П.Р. Конкурентоспособность: сущность и оценка эффективности / П.П. Антонов // Практический маркетинг. – 2010. - № 9. – С. 49-50.
5. Артемов Ю.Н. Коммуникативная функция коммерческой рекламы. // Коммерческая деятельность и предпринимательство: сб. науч. тр./ под ред. В.П. Попкова. – СПб.: СПГИЭУ, 2010. – 256 с.
6. Басовский Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 260 с.
7. Бахарева О.Е. Особенности оценки качества и конкурентоспособности продукции / М.В. Богитова // Менеджмент в России и за рубежом. – 2010. - № 3. – С. 22-24.
8. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз. - М.: Финансы и статистика, 2010.
9. Бурцев В.В. Совершенствование системы управления сбытом продукции / В.В. Бурцев // Менеджмент в России и за рубежом. – 2009. - № 6. – С. 36-39.
10. Бухалков М.И. Планирование сбыта на предприятии / М.И. Бухалков. – М.: Инфра-М, 2010. – 216 с.
11. Бухарова Д.Х. Прогнозирование спроса населения как составляющая конкурентной стратегии // Налоги. Инвестиции. Капитал. – 2010. - № 4-6. – С. 29-33.
12. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. – М.: Дашков и К, 2010. – 306с.
13. Воробцова В.М. Организация сбыта на предприятии. – Тула: Вегос, 2011. – 126 с.
14. Градов А.П. Организация сбыта на предприятии / А.П. Градов. – СПб., 2010. – 64 с.
15. Годин А.М. Маркетинг. – М.: Дашков и К, 2009. – 756 с.
16. Григорьев Р.А. Методы прогнозирования спроса. – М.: Дело, 2010. – 88 с.
17. Дейян А. Стимулирование сбыта и реклама на месте продажи / А. Дейян, А. Троадек, Л. Троадек. – М.: Дело, 2009. – 168 с.
18. Дюков И.И. Управление конкурентоспособностью компании. Учебное пособие. – СПб: СПбГУ ИТМО, 2011. – 100с. 19. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов / А.Т. Зуб – M.: Аспект Пресс, 2010. – 415 с.
20. Ипатов И.А. Исследование конкурентоспособности организации // Проблемы теории и практики управления. – 2012. - № 5. – С. 28-29.
21. Конкуренция и конкурентные стратегии (в структурно-логических схемах): Учебно-методическое пособие для студентов.-М.: Дело и сервис, 2008. - 272 с.
22. Лашкова Е.Г., Куценко А.И. Маркетинг: практика проведения исследований: Учебное пособие для вузов. - М.: Издательский центр Академия, 2008. – 312 с.
23. Липатов В.С. Методы исследования сбыта / В.Л. Липатов. – М.: МКУ, Питер, 2010. – 180 с.
24. Малых В.В. Управление маркетингом торговой фирмы. — М.: Экзамен, 2009.
25. Мамонтов Я.В. Оптимизация сбытовой деятельности. – СПб.: Питер, 2010.
26. Маркетинг: Учебник / Под редакцией проф. Парамоновой Т.Н. - М.: Кнорус, 2011.
27. Маркетинг по нотам: практический курс на российских примерах: Учебник , 3-е издание / Под ред. Данченок Л.А. - М.: MARKET DS, 2011.
28. Мурашко М.И. Менеджмент продаж / М.И. Мурашко. – К.: Т-во «Знання», 2010. – 112 с
29. Носова Н.С. Конкурентная стратегия компании, или маркетинговые методы конкурентной борьбы. 2-е издание. - М.: ИТК Дашков и Ко, 2010.
30. Определение миссии. Определение целей // Разработка конкурентной стратегии развития / Под редакцией Синявиной М.П., Бурмистрова А.Н. – М.: Дело, 2007.
31. Оптимизация в планировании сбытовой деятельности предприятия в условиях рынка: Автореф.дис. .канд.экон.наук / В. В. Пыжов; Волго-Вят. акад. гос. служ. - Н. Новгород, 2008. – 25 с.
32. Петров А.Н. Стратегический менеджмент / А.Н. Петров. – СПб: Питер, 2007. – 320 с.
33. Романов А.А., Панько А.В. Маркетинговые коммуникации, 2-е издание. - М.: ЭКСМО, 2008.
34. Ромат Е.В. Реклама: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2010. – 512 с.
35. Соловьев Б.А. Маркетинг: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2009.
36. Стратегический менеджмент: Конспект лекций / Гольдштейн Г.Я. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2008. – 93 с.
37. Стратегическое планирование: Конспект лекций / Дж. Гейштаутс - Магадан: Изд-во МПУ, 2009. – 288 с.
38. Тарасевич В.М., Багиев Г.Л., Маркетинг: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2012.
39. Томаров В.И. Теория и практика предпринимательской конкуренции: Учебник для вузов по спец. "Антикризисное управление" и др. экон. спец.- М.: Маркет ДС, 2010. - 608 с.
40. Уваров Н.П. Управление конкурентоспособностью фирмы: Учебник, УМО.-Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 382 с.
41. Феронова А. В. Методические подходы конкурентоспособности продукции [Текст] / А. В. Феронова, В. И. Бородаенко // Молодой ученый. - 2011. - №10. Т.1. - С. 170-175.
42. Формирование и оценка стратегических ресурсов предприятий / Копылов А.В. – М.: Ребус, 2008. – 308 с.
43. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА – М, 2005. – 208 с.
44. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: ИНФРА – М, 2007. – 536 с.
45. Петров Л.Н. Стратегическое планирование развития предприятия. - С. - Петербург, 2003. – 589 с.
46. Экономика фирмы: Словарь-справочник /Под ред. В. К. Скляренко, О. И. Волкова. - М.: ИНФРА-М, 2007. — 401 с.
47. Яковлев А.Л. Прогнозирование продаж в организации / А.Л. Яковлев. – М.:. Рубис, 2010. – 88 с.
Тема: | «Разработка направления повышения конкурентоспособности организации на примере ВПП ГУП ДСУ-3 (Дорожно-строительное управление)» | |
Раздел: | Экономика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 75 | |
Цена: | 600 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Повышение конкурентоспособности предприятия (на примере ОАО "Сельхозтехника")
Дипломная работа:
Оценка и пути повышения конкурентоспособности предприятия
Дипломная работа:
Разработка стратегии повышения конкурентоспособности организации в условиях экономической нестабильности
Дипломная работа:
Разработка стратегии повышения конкурентоспособности организации в условиях экономической нестабильности
Отчет по практике:
Стратегическое управление коммерческой организацией на примере ООО «Бастион»