Курсовая работа
«Рассуждение как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»
- 45 страниц
Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития связной речи детей дошкольного возраста 5
1.1. Язык и речь 5
1.2. Виды связной речи 8
1.3. Проблема развития связной речи 10
Выводы по Главе I 14
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию связной речи старших дошкольников через обучению рассуждению 16
2.1.Исследование связной речи дошкольников - констатирующий этап 16
2.2. Содержание и методика развития связной речи детей старшего дошкольного возраста при обучении рассуждению 24
2.3. Контрольный эксперимент 27
Выводы по Главе II 33
Заключение 35
Список литературы 38
Приложения 41
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Но умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятиях. Об этом говорили в своих исследованиях посвященных развитию связной речи Е. И. Тихеева, А. П. Усова, А. М. Леушина, Л. А. Пеньевская Э. П. Короткова, О. С. Ушакова и др.
Объектом нашей работы является развитие связной речи старших дошкольников, а предметом исследования – процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста при использовании рассуждения.
Цель: выявить оптимальные условия развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Изучить и проанализировать лингвистическую, психологическую и педагогическую литературу по вопросу развития связной речи у детей дошкольного возраста (обучение детей рассуждению).
2. Осуществить обследование детей дошкольного возраста.
3. Составить перечень мероприятий, способствующий развитию умения рассуждать.
4. Составить перечень литературы, необходимой для работы с детьми дошкольного возраста по данному вопросу.
Гипотеза данного исследования базируется на предположении, что уровень развития связной речи старших дошкольников повышается, если будет организовано обучение детей старшего дошкольного возраста рассуждению;
Методологическую основу исследования составляют:
- лингвистические теории развития связной речи (Л. Щерба, Т. Г. Винокур, Т. А. Ладыженская, Г. Я. Солганик, Л. М. Лосева, М. Величко);
- педагогические теории развития связной речи детей (Н.А. Стародубова, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Е. А. Смирнова, О. С. Ушакова, Л. А. Пеньевская, М. М. Конина, О. И. Соловьева, Л. Г. Шадрина, Н. В. Гавриш, Н. Г. Смольникова, Е. В. Савушкина);
- психологические исследования особенностей детской речи (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, Л. П. Якубинский, С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин, А. А. Люблинская, В. С. Мухина.
Несмотря на то, что в словаре закреплены значения понятий языка и речи, хочется заметить, что взгляды ученых на эти понятия различны.
Многие исследователи, такие как В. Д. Аракин, В. А. Артемов, О. С. Ахманова, Л. Р. Зиндер, Т. П. Ломтев, А. И. Смирницкий разграничивают понятия язык и речь, находя для этого достаточные общеметодологические и лингвистические основания. Язык и речь противопоставляются по разным основаниям: система средств общения - реализация этой системы (фактический процесс говорения), система лингвистических единиц - их последовательность в акте общения, статическое явление - динамическое явление, совокупность элементов в парадигматическом плане - их совокупность в синтагматическом плане, сущность - явление, общее - отдельное (частное), абстрактное - конкретное, существенное - несущественное, необходимое - случайное, системное - несистемное, устойчивое (инвариантное) - переменное (вариативное), узуальное - окказиональное, нормативное - ненормативное, социальное - индивидуальное, воспроизводимое - производимое в акте общения, код - обмен сообщениями, средство - цель и т. д [28].
Отдельные лингвисты последовательно проводят это разграничение применительно к коррелятивным единицам разных уровней языка и речи: фонема - конкретный звук, морфема -слог, лексема - слово, словосочетание - синтагма, предложение - фраза, сложное синтаксическое целое - сверхфразовое единство.
Другие ученые, такие как В. М. Жирмунский, Г. В. Колшанский, А. Г. Спиркин, А. С. Чикобава отрицают различие между языком и речью, отождествляя эти понятия.
Третьи исследователи, такие как Е. М. Галкина-Федорук, В. Н. Ярцева не противопоставляют и не отождествляют понятия языка и речи, а определяют их как две стороны одного явления, характеризующиеся свойствами, по своей природе взаимодополняющими и взаимосвязанными.
Рассматривая проблему соотношения языка и речи, Львов Р.М., в своей статье выделил сходства и различия языка и речи.
Так, к различиям данных категорий он относил [21]:
1. Как определяются язык и речь?
Язык – знаковая система; знаки – это слова, другие единицы языка – звуки, морфемы, словосочетания, фразеологические единицы и пр.
Речь – это само общение средствами языка, один из видов общения – вербальное общение. Прагматика языка, т.е. его использование.
2. Язык – потенциальная система знаков, сам по себе он не приходит в действие, он хранится в памяти каждого человека – языковой личности, он нейтрален по отношению к кипящей вокруг жизни.
Речь – это всегда действие, это деятельность людей, она всегда мотивирована – вызвана обстоятельствами, ситуацией, всегда имеет определенную цель, всегда направлена на решение каких-либо задач, социальных и личных.
3. Язык стремится к стабильности, он консервативен, он принимает новшества не сразу, лишь под давлением требований его носителей.
Речь свободнее языка, она допускает вольности, именно в речи массы людей (в узусе) появляются новые слова, фонетические и даже грамматические отклонения, которые либо так и остаются случайными, окказиональными и вскоре исчезают, забываются, либо, утверждаясь постепенно, становятся фактами языка.
4. Язык нормативен, он подчиняется строгой норме, которая в стране, в государстве приобретает силу юридического закона.
Речь тоже, разумеется, подчиняется норме языка – и в использовании лексики, и в произношении, и в правописании, но нарушения нормы в речевой стихии все же имеют место, ибо речь в отличие от языка индивидуальна.
5. Язык имеет уровневую структуру (уровни: произносительный, морфемный, лексический, морфологический, синтаксический, уровень текста), а речь линейна, она развертывается во времени и в пространстве подобно ленте или нитке, цепочке.
Язык конечен: в нем строгое число звуков (фонем), морфем, падежей, даже количество слов в данный момент конечно и может быть сосчитано.
Речь теоретически бесконечна: количество предложений настолько велико, что вряд ли кто-либо смог бы их сосчитать, а количество текстов не может быть сочтено даже теоретически.
6. Речь как процесс обладает определенным темпом, продолжительностью, громкостью, в письменном варианте – шрифтом, расположением на листе. Языку такие характеристики не свойственны.
7. Речь всегда подвержена качественной оценке, в том числе и с позиций нравственности: можно сказать «правдивая речь» или «лживая речь», «искренняя речь» или «лицемерная речь», «красивая, художественная, выразительная речь» или «неряшливая, нецензурная речь, безграмотная речь».
К языку такие оценки неприменимы.
Однако, язык и речь обладают и сходствами. Так, Р.М. Львов пишет: «Особенно тесно сближают язык и речь функции языка, ибо все эти функции реализуются через речь, речевую деятельность» [21, с.86].
Таким образом, понятия язык и речь имеют различия. Не стоит объединять эти понятия, но и противопоставлять также. Язык и речь -диалектическое единство, т.е., как говорилось выше, две противоположности, которые не могут существовать друг без друга. Также они являются бинарной оппозицией, т.е. две противопоставленные сущности, которые имеют набор интегральных и набор дифференцированных признаков.
Итак, проведенное исследование дает основание для следующих выводов.
Одной из важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, относится формирование у них связной речи. Основным в речевом развитии ребёнка является всё перестраивающееся и совершенствующееся умение пользоваться речью как средством общения. В зависимости от изменения форм этого общения изменяются и формы речи.
Формирование связной, устной речи необходимо для подготовки детей к школе. Умение общаться со взрослыми и сверстниками – необходимое условие для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе.
По данным литературы большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Особенно эти трудности наблюдаются у детей старшего возраста, имеющих общее недоразвитие речи. Поэтому обучение рассуждению как метод формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста, относится к числу актуальных.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что связная речь обследуемых детей характеризуется низким уровнем развития.
Анализ рассказов детей говорит о том, что трудности при выполнении предложенных заданий обусловлены недостатками различных сторон речевой деятельности (планирования, реализации замысла высказывания, несформированностью контроля над его выполнением и другое). При большом разнообразии отмечаемых дефектов можно выделить следующие, наиболее характерные:
существенные трудности при построении высказывания отмечались, прежде всего, на уровне планирования его содержания. Это проявлялось при установлении последовательности информативных звеньев в структуре высказывания, их взаимосвязи. Трудности планирования и текущего контроля часто приводили к тому, что предложения рассказа как бы механически присоединялись без учёта её содержания и структуры. Во многих случаях при попытке дать развёрнутое сообщение наблюдался пропуск важных смысловых звеньев, что делало его малопонятным;
недостатки в построении высказываний были связаны также с явными
лексическими затруднениями, что определялось бедностью словарного запаса, несформированностью лексических дифференцировок, отдельные рассказы этих детей были предельно лаконичны, без детализации передаваемых событий;
у многих детей построение высказываний затруднялось в связи с
грамматико-синтаксическими нарушениями, особенно при передаче пространственных, атрибутивных и других межпредметных отношений, искажение смысловой и синтаксической связи между предложениями. Однако не было замечено резко выраженного, комплексного характера нарушений связной речи.
отмечалась недостаточная степень самостоятельности при выполнении заданий.
Выдвинутая гипотеза о том, что уровень развития связной речи старших дошкольников повышается, если будет организовано обучение детей старшего дошкольного возраста рассуждению подтвердилась. После проведения системы развивающей работы по формированию связной речи у детей произошли позитивные изменения: дети экспериментальной группы показали новый качественный уровень развития связной речи (высокий уровень). При выполнении заданий дети стали более активны и самостоятельны. В результате формирующего эксперимента, дети научились планировать и контролировать построение своего высказывания. Их рассказы стали последовательными, четкими, полными. В текстах экспериментальной группы отмечаются смысловые связи между предложениями и законченность смыслового выражения. Дети в своих рассказах использовали разнообразные языковые средства в соответствии с сюжетом. Меньше стало ошибок при передаче пространственных отношений, при согласовании существительных и глаголов, существительных и прилагательных.
Таким образом, используемый последовательный и системный подход в обучении рассуждению, с переходом от простого к сложному, снижением наглядности и помощи взрослого свидетельствуют о том, что формирование связной речи осуществлено успешно. Значит, специально организованная система занятий является эффективным средством развития связного речевого высказывания.
Результаты проведенного исследования имеют прикладное значение. Разработанная и апробированная в исследовании программа формирования связной речи дошкольников может быть использована педагогами и логопедами дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми.
1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Байкова, С. В. Развитие лексики и грамматического строя у дошкольников: Картотека знаний с усложнением / С. В. Байкова. – СПб.: КАРО, 2005. – 32 с.
3. Бородич, А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. – М. : Просвещение, 1981. – 256 с.
4. Волкова, Л. С. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. вузов / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. – М. : ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
5. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – 5-е изд., исправленное. – М. : Лабиринт, 1999. – 352 с.
6. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5. Развитие высших психических функций / Л. С. Выгодский. - М. : Педагогика, 2003. – 136 с.
7. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – СПб. : Изд-во Детство - Пресс, 2007. – 472 с.
8. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В. П. Глухов. – 2-е изд., исправленное. – М. : Аркти, 2004. – 168с.
9. Громова, О. Е. Формирование начального детского лексикона / О. Е. Громова // Логопед. – 2004. – № 1. – С. 41-47.
10. Жинкин, Н. И. Интеллект, язык и речь / Н. И. Жинкин // Нарушение речи у дошкольников / сост. Р. А. Белова-Давид. – М. : Просвещение, 1982. – С. 9–31.
11. Жукова, Н. С. Формирование устной речи / Н. С. Жукова. – М. : Соц.-полит. журн., 1994. – 96 с.
12. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить / М. М. Кольцова. – М. : Просвещение, 1982. – 122 с.
13. Крутецкий, В. А. Психология / В. А. Крутецкий. – М. : Просвещение, 1986.
14. Ладыженская, Т. А. Об изучении связной речи детей, поступающих в школу // Характеристика связной речи детей 6–7 лет / под ред. Т. А. Ладыженской. – М., 1999. – С. 6–29.
15. Ладыженская, Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся / Т. А. Ладыженская. – М. : Педагогика, 2005. – 254с.
16. Лалаева, Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – Ростов н/Д : Феникс, СПб. : Союз, 2004. – 224 с.
17. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. – М. : Просвещение, 1989. – 214 с.
18. Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 230с.
19. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.
20. Львов М.Р. Словарь - справочник по методике русского языка. - М.: Просвещение, 1978. - 240 с.
21. Львов М.Р. Язык и речь// Начальная школа, 2000. - №1. – с.83-88.
22. Люблинская, А. А. Детская психология / А. А. Люблинская. – М., 1971.
23. Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. – Ростов н / Д. : Феникс, 2007. – 445 с.
24. Речь.Речь.Речь: Книга для учителя начальных классов по развитию речи учащихся / Под ред. Т.А.Ладыженской.- М.Педагогика, 1983;
25. Сидорчук, Т. А. Технологии развития связной речи дошкольников: методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений / Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко. – М. : Просвещение, 2004. – 23.
26. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
27. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с.
28. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11. - с. 8-12.
29. Филичева, Т. Б. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями / Т. Б.Филичева, А. Р. Соболева. – Екатеринбург : АРГО, 1996. – 80 с.
30. Филичева, Т. Б. Совершенствование связной речи / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. – М., 1994. – 472 с.
31. Хрестоматия по логопедии / под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. – М., 1997. – 284 с.
Тема: | «Рассуждение как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 45 | |
Цена: | 1500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Роль народных игр в развитии межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста
Дипломная работа:
Методика развития песенного творчества детей старшего дошкольного возраста
Дипломная работа:
Развитие инициативы детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевой игры
Курсовая работа:
Использование возможностей метода проектов в развитии креативности у детей старшего дошкольного возраста