Реферат
«Отношения между понятиями»
- 20 страниц(ы)
- 2831 просмотров
Автор: oli4ek
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ 5
2. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СРАВНИМЫМИ ПОНЯТИЯМИ 8
3. ОТНОШЕНИЯ НЕСРАВНИМЫХ ПОНЯТИЙ 12
4. ПРИМЕР ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19
ПРИЛОЖЕНИЕ 20
Тема нашей работы – Отношения между понятиями. Прежде чем перейти к рассмотрению данной темы, необходимо определить, что такое понятие.
Понятие - это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках. Признаком предмета называют то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются. Любые свойства, черты, состояния предмета, которые, так или иначе, характеризуют, выделяют его, помогают распознать среди других предметов, составляют его признаки. Признаками могут быть не только свойства, принадлежащие предмету; отсутствующее свойство (черта, состояние) также рассматривается как его признак.
По отношению друг к другу понятия делятся на сравнимые и несравнимые.
Сравнимыми называются понятия, имеющие некоторые общие (родовые) признаки, позволяющие сравнивать эти понятия друг с другом (например: пресса и телевидение - сравнимые понятия, они имеют общие признаки, характеризующие средства массовой информации).
Несравнимыми называют понятия, не имеющие общих признаков, поэтому и сравнивать эти понятия невозможно (например, "квадрат" и " общественное порицание"). Они относятся к разным, весьма отдаленным друг от друга областям действительности и не имеют признаков, на основании которых их можно было бы сравнивать друг с другом.
Отметим в этой связи, что следует различать два типа отношений:
а) отношения понятий по объему, как это имеет место у понятий «судья» и «юрист»;
б) отношения понятий, в одном из которых мыслится предмет как целое («университет»), а в другом – часть этого же предмета («факультет»).
Различие этих отношений хорошо видно на наших примерах: про судью справедливо будет утверждать, что он – юрист, а про факультет нельзя сказать, что он есть университет.
Первый тип отношений будет называть таксономическим (от «таксон» - класс), а второй - мереологическим (от др.гр. «мерос», то есть часть).
В логических отношениях могут находиться только сравнимые понятия, которые делятся на совместимые и несовместимые (см. Приложение).
Отношения между понятиями принято иллюстрировать с помощью круговых схем (кругов Эйлера), где каждый круг обозначает объем понятия, а каждая точка - предмет, входящий в его объем. Круговые схемы позволяют наглядно представить отношения между различными понятиями, лучше понять и усвоить эти отношения.
Все вышеперечисленное, мы рассмотрим в рамках представленной работы подробнее.
Среди сравнимых понятий легко выделимы понятия, находящиеся в отношении совместимости и несовместимости.
Совместимые понятия — те, объемы которых полностью или частично совпадают: «студент», «учащийся», «спортсмен». Несмотря на то, что объем и содержание понятий закономерно связаны, в логике часто опираются только на один из этих элементов - на объем, поскольку он более прост и выразителен при формальном анализе понятий.
Несовместимыми понятиями (понятия, находящиеся в отношении несовместимости) — являются те, объемы которых полностью не совпадают, а отдельные содержательные признаки исключают друг друга: «судья» — «прокурор», «зеленый» — «красный», «правый» — «левый» и т. п.
Между совместимыми понятиями устанавливается по три вида отношений. Совместимость характеризуется отношением тождества, подчинения и частичного совпадения (пересечения, или перекрещивания).
Между несовместимыми понятиями тоже устанавливаются три вида отношений: противоречия, противоположности и соподчинения.
Для правильного решения вопросов об отношении понятий иногда полезно уточнить их содержание по словарю (или энциклопедии) той области знаний, из которых взяты данные понятия.
Устанавливая отношения между понятиями, важно не отождествлять понятия с общими именами или просто словами, не выражающими понятий. Чтобы избежать такого отождествления, нужно всякий раз выяснять, какие понятия выражают те или иные слова или словосочетания.
Пример. Пусть требуется установить, в каких отношениях по объемам находятся понятия (1) “стоимость”, (2) “потребительная стоимость”, (3) “меновая стоимость”. На первый взгляд, объем понятия (1) включает в себя объемы понятий (2) и (3), а понятия (2) и (3) являются несовместимыми между собой, т.е. два последних понятия находятся в отношении соподчинения к первому. Так ли это на самом деле?
Выявим понятия, вместо которых введены слова “стоимость”, “потребительная стоимость”, “меновая стоимость”. Эти понятия следующие: (1) “Определенное количество общественно необходимого труда, затраченное на производство товара”; (2) “Полезность вещи, ее способность удовлетворять какую-либо человеческую потребность”; (3) “Количественное соотношение, в котором обмениваются товары как потребительные стоимости”. Эти понятия несовместимы по объемам. Понятие (1) — один из видов стоимости наряду с потребительной и меновой.
Поэтому, с логической точки зрения, для этого понятия нужно ввести другое название — какая-то специфическая стоимость — и образовать новое понятие (4), в объем которого войдут объемы всех трех рассмотренных понятий.
1. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 296 с.
2. Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. - М., 1994. -180с.
3. Войшвилло Е.К., Дегтярёв М.Г. Логика: учеб. для студ. высш. учеб. завед. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.- 223с.
4. Гетманова А. Д. Логика. - М.: Изд-во „ Омега-Л “, 2007. – 323с.
5. Гусев Д. Краткий курс логики: глоссарий. - М., 2003.-120с.
6. Демидов И.В. Логика: Учебник – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2005.-400с.
7. Ерина Е.Б. Логика: Учеб. пособие. — М.: Издательство РИОР, 2005. -112 с.
8. Ивин А.А. Логика. Учебное пособие// Издание 2-е — М.: Знание, 1998.- 230с.
9. Ивлев Ю.В. Логика для юристов. - М., 2000. – 276с.
10. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов. -М.: Юрист, 2003. - 256 с.
11. Курбатов В. И. Логика: Учебное пособие для студентов вузов. — Ростов на/Д.: Феникс, 1996. – 346с.
12. Стрелкова Н.В. Логика в задачах и упражнениях: Учебное пособие. – М.: Изд-во «Щит-М», 2004. - 98с.
13. Челпанов Г. И. Учебник логики. - М., 2000.
Тема: | «Отношения между понятиями» | |
Раздел: | Логика | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 20 | |
Цена: | 150 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
Не подошла эта работа?
Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ
-
Курсовая работа:
Проектная деятельность на уроках литературного краеведения при изучении темы природы
45 страниц(ы) 2012 4424
-
Контрольная работа:
Проблемы символизации пространства в культуре
9 страниц(ы) 2011 1815
-
Курсовая работа:
Выбор целевых СМИ, основные приемы и методы работы с ними
38 страниц(ы) 2011 3085
-
Курсовая работа:
Создание медиа-образа сотрудника ФСБ
51 страниц(ы) 2011 3302
-
Дипломная работа:
Развитие экстремального туризма на Северном Кавказе
82 страниц(ы) 2011 5999
-
Контрольная работа:
16 страниц(ы) 2012 2448
-
Контрольная работа:
Общие и специфические закономерности нормального и аномального развития детей
20 страниц(ы) 2012 4363
-
Контрольная работа:
Современные подходы к управлению персоналом эволюция кадрового менеджмента
17 страниц(ы) 2011 2874
-
Дипломная работа:
Социально-педагогические проблемы работы с жертвами насилия в семье
116 страниц(ы) 2011 4309
-
Контрольная работа:
Функции массовых сцен в романе «Отверженные» В.Гюго.
15 страниц(ы) 2011 2058
682 автора
помогают студентам
23 задания
за последние сутки
10 минут
среднее время отклика
-
Реферат:
Понятие как простейшая форма мысли
29 страниц(ы) -
Контрольная работа:
Понятие как форма мышления
19 страниц(ы) -
Курсовая работа:
Отношения СССР и Ирана в 20 веке.
36 страниц(ы) -
Контрольная работа:
Этика деловых отношений мужчины и женщины
14 страниц(ы) -
Тест:
Тесты с ключами по обществознанию 1,2,3,4 вар. Экзаменационный тест
40 страниц(ы)