Курсовая работа
«Психология стресса (на примере магазина одежды)»
- 31 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИИ СТРЕССА 5
1.1 Стресс и его сущность 5
1.2 Виды и уровни реакции человека на стресс 11
2. АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТИ СТРЕССА У СОТРУДНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 16
2.1 Характеристика предприятия 16
2.2 Анализ возможности возникновения стресса у сотрудников и 20
методы повышения стрессоустойчивости 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 29
Проблема функциональных состояний – одна из наиболее запутанных в психологических исследованиях человеческой деятельности. Ю.М. Забродин отмечает: «Функциональное состояние перестает быть просто фоном, но становится существенной особенностью динамики реально наблюдаемых характеристик поведения и деятельности. Основная трудность здесь состоит в том, что при анализе профессиональной деятельности мы рассматриваем, главным образом, стационарные оценки параметров того или иного психиче-ского процесса, а их изменение в разные моменты времени связываем с изменением функционального состояния человека»
Выделяется две основные группы психических функциональных состоя-ний: 1) стресс (напряженность); и 2) утомление. При этом существуют разные уровни факторов, определяющих функциональные состояния работника: фи-зиологические факторы и психологические факторы.
Сама проблема стресса остро заявила о себе именно в ХХ столетии. Это было вызвано тем, что в современном мире (и на современном производстве) часто возникают ситуации, когда человек, встречаясь с какой-то сложностью, не может полноценно реализовать накопившуюся энергию (вызванную физиологическим механизмом стресса), и тогда эта энергия начинает разрушать самого человека. В итоге, вместо вполне нормальных стрессовых реакций, человека начинают разрывать на части механизмы дистресса, когда энергия не может реализоваться в каких-то конструктивных действиях.
Стресс как особое психическое состояние выражается не только в трудностях проявления эмоций, но и в мотивационных, волевых, характерологических и других компонентах личности. Именно поэтому феномен психологии стресса требует специального психологического изучения.
Актуальность проблемы психологии стресса обуславливается следующими положениями:
- отсутствием системы медико-психологической помощи населению;
- отсутствием психопрофилактических мероприятий, основанных на со-временных методах психологической коррекции стресса у людей, профессия которых, связана с риском.
- отсутствием в учебных заведениях занятий по психопрофилактике и саморегуляции стрессовых состояний личности.
Целью данной работы является анализ теоретических и практических ас-пектов психологии стресса. Задачи работы:
- проанализировать сущность стресса и его основные составляющие;
- выявить виды и уровни реакции на стресс;
- проанализировать методы и способы защиты от стресса;
- изучить стрессоустойчивость сотрудников предприятия, а также методы и способы ее увеличения.
Выдающийся психофизиолог и философ, основатель теории стрессов, Г. Селье, рассуждая о сущности стресса, отмечает: «Стресс есть неспецифи-ческий ответ организма на любое предъявленное ему требование» При этом «неспецифичный» ответ – это ответ, предъявляющий требование к перестройке и адаптации к возникающей трудности. «Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, – это и есть сущность стресса», – пишет Г. Селье.
Чтобы лучше понять, что такое «стресс», важно разобраться, что не является стрессом. Стресс – это не просто нервное напряжение (стрессовые реакции присущи и низшим животным, а у человека это связано с «эмоциональными раздражителями»). Стресс – не всегда результат повреждения: «Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или неприятной. Дистресс всегда неприятен». Стресса не следует избегать: «…всегда есть потребность для поддержания жизни, отпора нападению и приспособление…». «В обиходной речи, когда говорят, что человек «испытывает стресс», обычно имеют в виду чрезмерный стресс, или дист-ресс…».
Подводя итоги работы, можно сделать следующие выводы.
В повседневной жизни для обозначения разнообразных переживаемых трудностей, а также вызываемых ими состояний и переживаний люди часто пользуются понятием стресса.
В психологии под стрессом понимают состояние психического напряже-ния, возникающее у человека под влиянием сложных, трудных, неблагоприятных обстоятельств его деятельности и повседневной жизни или в особых, экстремальных ситуациях. В качестве стрессоров (факторов, ведущих как к возникновению у человека кратковременных стрессовых состояний, так и к развитию тяжелых, продолжительных переживаний) могут выступать неблагоприятные физические воздействия окружающей среды, экстремальные ситуации, физические и психические травмы и т.д. Таким образом, понятие стресса хоть и применимо к описанию критической жизненной ситуации, но не исчерпывает полностью объяснения этой категории, являясь слишком широким.
Проблема психологического стресса в трудовой деятельности и социаль-ной жизни человека особенно активно стала изучаться у нас в стране и за рубежом в последние десятилетия. Этому способствовал ряд обстоятельств: появление работ по проблемам влияния экстремальных факторов деятельности на состояние и работоспособность человека; возрастающее внимание к изучению «человеческого фактора», свойств и состояний личности специалистов ответственных, вредных и опасных профессий в связи с усложнением техники и содержания профессиональных задач; существенное повышение уровня общей тревожности, напряженности, беспокойства у людей, вызванных локальными войнами, террористическими актами, массовым физическим и психическим травматизмом.
Формирование навыков адаптации к стрессовым ситуациям является сегодня необходимым элементом профессиональной и психологической подготовки специалиста в любой отрасли деятельности.
Существуют различные методы и способы защиты от стрессов. Несмотря на различия между конкретными видами защит, их функции сходны. Они состоят в смягчении травмирующего воздействия нежелательных событий на психику, снижении уровня личностной тревоги, сохранении устойчивости и неизменности представлений личности о себе.
В работе была проанализирована стрессоустойчивость коллектива магазина одежды. Для ее оценки был проанализирован социально-психологический климат в магазине. Социально-психологический климат – это психологический настрой в группе или коллективе. Основные факторы психологического климата: взаимоотношения по вертикали и по горизонтали, их стиль и нормы, а затем различные составляющие производственной обстановки (организация и условия труда, система стимуляции). Характер социально-психологического климата зависит в целом от степени стрессоустойчивости коллектива. По итогам анализа был предложен ряд методик по борьбе со стрессом.
1. Александровский Ю.А. Психогении в экстремальных ситуациях М.: Мир, 2008.
2. Васильченко О. Социально-психологический климат в коллективе: диагностика формирования. // Справочник кадровика. 2008. №12. С. 16-22.
3. Гасанов М. К. Внутриличностный конфликт и психологическая защита. – М: Академия, 2011.
4. Кабаченко Т.С. Психология управления. В 2 ч. – М.: Российское педагогическое общество, 2007.
5. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы: Хрестоматия. – М.: Родикс, 2005.
6. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. – М.: ИНФРА-М, 2006.
7. Методы практической психологии общения: Учеб. пособие / Под ред. В.П. Захарова, Е.В. Сидоренко. – М.: Наука, 2010.
8. Неймер Ю.Л. Социально-психологический климат коллектива предприятия. // Вопросы психологии. 1990. №2. С. 7-12.
9. Основы конфликтологии: Учеб. пособие / Под ред. В.Н. Кудрявцева. – М.: Юристъ, 2007.
10. Ролз Дж. Теория справедливости. – Новосибирск: Изд-во Новосибир-ского университета, 2005.
11. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельно-сти. – М.: Тандем, КМОС, 2009.
12. Селье Г. Стресс без дистресса. – Рига: Внеда, 2002.
13. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008.
14. Фролов С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты: Учеб. пособие. – М.: Юристъ, 2007.
15. Хрестоматия по инженерной психологии / Под ред. Б.А. Душкова. – М.: Высшая школа, 2001.
Тема: | «Психология стресса (на примере магазина одежды)» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 31 | |
Цена: | 450 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Ассортимент и оценка качества пластмассовой посуды (на примере магазина)
Курсовая работа:
Бизнес-планирование на примере магазина автозапчастей «Энергия
Дипломная работа:
Планирование прибыли на примере магазина "Домовой"
Курсовая работа:
Оценка качества (экспертиза)образцов игристого вина.Товароведная оценка качества шампанских вин. Ассортимент, качество и производство шампанских вин на примере магазина.Дефекты шампанского.Фальсификация
Дипломная работа:
Совершенствование системы ценообразования на примере фармацевтического предприятия ООО Атолл-Фарм