Курсовая работа

«Психология стресса (на примере магазина одежды)»

  • 31 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИИ СТРЕССА 5

1.1 Стресс и его сущность 5

1.2 Виды и уровни реакции человека на стресс 11

2. АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТИ СТРЕССА У СОТРУДНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 16

2.1 Характеристика предприятия 16

2.2 Анализ возможности возникновения стресса у сотрудников и 20

методы повышения стрессоустойчивости 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 29

Введение

Проблема функциональных состояний – одна из наиболее запутанных в психологических исследованиях человеческой деятельности. Ю.М. Забродин отмечает: «Функциональное состояние перестает быть просто фоном, но становится существенной особенностью динамики реально наблюдаемых характеристик поведения и деятельности. Основная трудность здесь состоит в том, что при анализе профессиональной деятельности мы рассматриваем, главным образом, стационарные оценки параметров того или иного психиче-ского процесса, а их изменение в разные моменты времени связываем с изменением функционального состояния человека»

Выделяется две основные группы психических функциональных состоя-ний: 1) стресс (напряженность); и 2) утомление. При этом существуют разные уровни факторов, определяющих функциональные состояния работника: фи-зиологические факторы и психологические факторы.

Сама проблема стресса остро заявила о себе именно в ХХ столетии. Это было вызвано тем, что в современном мире (и на современном производстве) часто возникают ситуации, когда человек, встречаясь с какой-то сложностью, не может полноценно реализовать накопившуюся энергию (вызванную физиологическим механизмом стресса), и тогда эта энергия начинает разрушать самого человека. В итоге, вместо вполне нормальных стрессовых реакций, человека начинают разрывать на части механизмы дистресса, когда энергия не может реализоваться в каких-то конструктивных действиях.

Стресс как особое психическое состояние выражается не только в трудностях проявления эмоций, но и в мотивационных, волевых, характерологических и других компонентах личности. Именно поэтому феномен психологии стресса требует специального психологического изучения.

Актуальность проблемы психологии стресса обуславливается следующими положениями:

- отсутствием системы медико-психологической помощи населению;

- отсутствием психопрофилактических мероприятий, основанных на со-временных методах психологической коррекции стресса у людей, профессия которых, связана с риском.

- отсутствием в учебных заведениях занятий по психопрофилактике и саморегуляции стрессовых состояний личности.

Целью данной работы является анализ теоретических и практических ас-пектов психологии стресса. Задачи работы:

- проанализировать сущность стресса и его основные составляющие;

- выявить виды и уровни реакции на стресс;

- проанализировать методы и способы защиты от стресса;

- изучить стрессоустойчивость сотрудников предприятия, а также методы и способы ее увеличения.

Фрагмент работы

Выдающийся психофизиолог и философ, основатель теории стрессов, Г. Селье, рассуждая о сущности стресса, отмечает: «Стресс есть неспецифи-ческий ответ организма на любое предъявленное ему требование» При этом «неспецифичный» ответ – это ответ, предъявляющий требование к перестройке и адаптации к возникающей трудности. «Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, – это и есть сущность стресса», – пишет Г. Селье.

Чтобы лучше понять, что такое «стресс», важно разобраться, что не является стрессом. Стресс – это не просто нервное напряжение (стрессовые реакции присущи и низшим животным, а у человека это связано с «эмоциональными раздражителями»). Стресс – не всегда результат повреждения: «Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или неприятной. Дистресс всегда неприятен». Стресса не следует избегать: «…всегда есть потребность для поддержания жизни, отпора нападению и приспособление…». «В обиходной речи, когда говорят, что человек «испытывает стресс», обычно имеют в виду чрезмерный стресс, или дист-ресс…».

Заключение

Подводя итоги работы, можно сделать следующие выводы.

В повседневной жизни для обозначения разнообразных переживаемых трудностей, а также вызываемых ими состояний и переживаний люди часто пользуются понятием стресса.

В психологии под стрессом понимают состояние психического напряже-ния, возникающее у человека под влиянием сложных, трудных, неблагоприятных обстоятельств его деятельности и повседневной жизни или в особых, экстремальных ситуациях. В качестве стрессоров (факторов, ведущих как к возникновению у человека кратковременных стрессовых состояний, так и к развитию тяжелых, продолжительных переживаний) могут выступать неблагоприятные физические воздействия окружающей среды, экстремальные ситуации, физические и психические травмы и т.д. Таким образом, понятие стресса хоть и применимо к описанию критической жизненной ситуации, но не исчерпывает полностью объяснения этой категории, являясь слишком широким.

Проблема психологического стресса в трудовой деятельности и социаль-ной жизни человека особенно активно стала изучаться у нас в стране и за рубежом в последние десятилетия. Этому способствовал ряд обстоятельств: появление работ по проблемам влияния экстремальных факторов деятельности на состояние и работоспособность человека; возрастающее внимание к изучению «человеческого фактора», свойств и состояний личности специалистов ответственных, вредных и опасных профессий в связи с усложнением техники и содержания профессиональных задач; существенное повышение уровня общей тревожности, напряженности, беспокойства у людей, вызванных локальными войнами, террористическими актами, массовым физическим и психическим травматизмом.

Формирование навыков адаптации к стрессовым ситуациям является сегодня необходимым элементом профессиональной и психологической подготовки специалиста в любой отрасли деятельности.

Существуют различные методы и способы защиты от стрессов. Несмотря на различия между конкретными видами защит, их функции сходны. Они состоят в смягчении травмирующего воздействия нежелательных событий на психику, снижении уровня личностной тревоги, сохранении устойчивости и неизменности представлений личности о себе.

В работе была проанализирована стрессоустойчивость коллектива магазина одежды. Для ее оценки был проанализирован социально-психологический климат в магазине. Социально-психологический климат – это психологический настрой в группе или коллективе. Основные факторы психологического климата: взаимоотношения по вертикали и по горизонтали, их стиль и нормы, а затем различные составляющие производственной обстановки (организация и условия труда, система стимуляции). Характер социально-психологического климата зависит в целом от степени стрессоустойчивости коллектива. По итогам анализа был предложен ряд методик по борьбе со стрессом.

Список литературы

1. Александровский Ю.А. Психогении в экстремальных ситуациях М.: Мир, 2008.

2. Васильченко О. Социально-психологический климат в коллективе: диагностика формирования. // Справочник кадровика. 2008. №12. С. 16-22.

3. Гасанов М. К. Внутриличностный конфликт и психологическая защита. – М: Академия, 2011.

4. Кабаченко Т.С. Психология управления. В 2 ч. – М.: Российское педагогическое общество, 2007.

5. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы: Хрестоматия. – М.: Родикс, 2005.

6. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. – М.: ИНФРА-М, 2006.

7. Методы практической психологии общения: Учеб. пособие / Под ред. В.П. Захарова, Е.В. Сидоренко. – М.: Наука, 2010.

8. Неймер Ю.Л. Социально-психологический климат коллектива предприятия. // Вопросы психологии. 1990. №2. С. 7-12.

9. Основы конфликтологии: Учеб. пособие / Под ред. В.Н. Кудрявцева. – М.: Юристъ, 2007.

10. Ролз Дж. Теория справедливости. – Новосибирск: Изд-во Новосибир-ского университета, 2005.

11. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельно-сти. – М.: Тандем, КМОС, 2009.

12. Селье Г. Стресс без дистресса. – Рига: Внеда, 2002.

13. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008.

14. Фролов С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты: Учеб. пособие. – М.: Юристъ, 2007.

15. Хрестоматия по инженерной психологии / Под ред. Б.А. Душкова. – М.: Высшая школа, 2001.

Покупка готовой работы
Тема: «Психология стресса (на примере магазина одежды)»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 31
Цена: 450 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика