Курсовая работа

«Государство и его признаки»

  • 31 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ГОСУДАРСТВО КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 5

1.1 Сущность и признаки государства 5

1.2 Государственная власть как вид общественной власти 12

2. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО КАК ВИД ГОСУДАРСТВА 19

2.1 Сущность правового государства 19

2.2 Признаки правового государства 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Введение

Государство – сложная политико-правовая форма организации общественной жизни. Государство есть продукт возникновения и развития человеческой цивилизации. Процесс становления государства имеет место лишь на определенном этапе развития человеческого общества. В результате эволюционного развития человечество выработало для управления общественными процессами систему определенных правил поведения, устанавливаемых публичной властью. По мере усложнения социальных связей эти социальные нормы и институты политической власти принимают более сложные формы.

Предпосылки возникновения государства лежат в природе самого общества. Общество – это определенный тип отношений и связей между людьми (социальных, экономических, политических, духовных, юридических и т.д.), объединенных территориально, в рамках которых удовлетворяются их основные жизненные интересы и потребности (обеспечение прав и свобод, безопасность и др.). Необходимость реализовывать и обеспечивать эти потребности является предпосылкой для возникновения и существования государства.

Причины, или условия, формирования государственности заложены в самих общественных отношениях. Первоначально на заре своего возникновения социальная организация основывалась на присваивающем хозяйстве (охота, рыболовство и собирательство, т.е. на присвоении готовых продуктов). Человек удовлетворялся теми продуктами, которые он находил в природе.

Постепенное развитие человеческого общества привело к тому, что в результате так называемой неолитической революции начался процесс перехода общества от присваивающего хозяйства к производящему. Продолжался дальнейший процесс общественного разделения труда и его специализация по отдельным отраслям производства, что способствовало быстрому прогрессу хозяйственных отношений, развитию ремесел, искусства, письменности, возникновению первых городов. Постепенно с развитием имущественных отношений начала усложняться структура общества. Появились социальные группы, общности, имеющие свои интересы и особенности.

Имущественная и социальная дифференциация развивалась параллельно с функциями управления общественной организацией. Усложнение общественной жизни потребовало более совершенной формы ее организации и стимулировало развитие тех политических институтов, которые занимались функциями управления (обеспечением порядка в обществе, охраной собственности и т.д.). В механизме регулирования общественных отношений особую роль стало играть государство как важнейший политический институт, выполняющий необходимые для общества социальные, политические и юридические функции.

В связи с вышеизложенным, актуальной является тема характери-стики государства и его основных признаков. Анализ данной темы и является целью данной работы. Задачи работы:

• анализ сущности государства и его основных признаков;

• характеристика государственной власти;

• анализ отличительных черт правового государства.

Фрагмент работы

В юридической науке существует два подхода к сущности государст-ва: общесоциальный и классовый.

С точки зрения классового подхода сущность государства в том, что оно есть машина для подавления угнетенных классов, навязывания им воли господствующего класса. Эти и подобные им положения, вы-ражавшие суть марксистского понимания государства в обществе с антагонистическими классами, начиная с конца 40-х годов XIX в., особенно после Парижской Коммуны 1871 г., и вплоть до свершения Октябрьской революции и начала строительства социализма в России, играли прогрессивную роль в объяснении происхождения, сущности и развития государства. Однако в процессе происходящих в мире после победы социалистической революции в России глобальных перемен марксистская теория классовой борьбы и государства была превращена советским обществоведением, в том числе и юриспруденцией, в догму. В частности, буржуазное государство раз и навсегда характеризовалось соответственно оценкам Маркса и Энгельса, данным государству промышленного капитализма, и тезисам Ленина об империалистическом государстве, сформулированным в основном в первые два десятилетия XX в. Между тем вопреки предсказаниям о загнивании и гибели капитализма капиталистический строй не только перенес политический удар, нанесенный Октябрьской революцией, но и выстоял в условиях глубочайшего экономического кризиса и депрессии конца 20-х – начала 30-х годов. Благодаря вмешательству государства в экономику, начало которому положили теория Дж. Кейнса и практика Ф. Рузвельта, он окреп и оказался способным в сравнительно короткий срок осуществить научно-техническую революцию, использовав ее достижения для повышения уровня жизни народа. При регулирующей роли государства были проведены меры по перераспределению доходов, внедрены много-численные средства социальной защищенности человека.

Наряду с этим сохранились свойственные капитализму мощные стимулы материальной заинтересованности, основанные на охране и развитии частной собственности. Небезынтересно также, что капиталистический строй оказался способным воспринять и внедрить некоторые прогрессивные идеи различных течений социализма. Немаловажно и то обстоятельство, что в ряде капиталистических стран, в том числе крупных, у власти долгое время находились социал-демократы, целенаправленно сочетавшие в своей деятельности возможности капитализма с идеями социализма. Поэтому то общество, которое сформировалось во многих странах Запада после второй мировой войны, и которое в советском прошлом по-прежнему характеризовалось как традиционное капиталистическое, на самом деле существенно отличалось от капиталистического общества времен как Маркса и Энгельса, так и Ленина.

Вполне понятно, что происшедшие изменения отразились и на госу-дарстве. Как показывает опыт США, Англии, Италии, Франции, ФРГ, Швеции и других стран, в развитых западных демократиях при объективном, непредвзятом отношении государство не может уже определяться как «ночной сторож буржуазии», ее орудие («машина») для «подавления и эксплуатации» рабочего класса и других угнетенных масс. В послевоенные годы оно все более становилось инструментом преодоления общественных противоречий не путем насилия, а посредством достижения социального компромисса, повышения роли права. Все большее значение и развитие в этих странах получают демократия, плюрализм, разделение властей, защита прав человека и т. д. Все эти изменения позволяют рассматривать современные наиболее цивилизованные демократические государства Запада в качестве право-вых.

Таким образом, сам процесс развития буржуазного государства внес существенные коррективы в созданную марксизмом модель понятия и сущности данного государства, обнаружил несостоятельность сложившихся представлений о ее незыблемости.

Заключение

Как бы ни была хороша идея государства, представляющая его в качестве оптимально согласующей общественные и личные интересы формы организации общества, в действительности все обстоит гораздо сложнее. В истории человечества государство по большей части выступает как форма угнетения и эксплуатации одним классом других в собственных корыстных интересах, эту реальность государственной жизни прекрасно удалось отразить в своих работах К. Марксу. Однако вряд ли можно оспаривать тот факт, что государство, в чьих бы интересах оно ни действовало, с момента своего зарождения и по сей день является важнейшим социальным институтом, обеспечивающим жизнедеятельность всего общества. Государство, как и любой другой социальный институт, не есть внешняя и искусственная по отношению к обществу система, оно представляет собой некую форму организации совместной (общественной) жизнедеятельности людей, проживающих на одной территории.

Эффективное взаимодействие государства и права способствует образованию «правового государства». Это государство, построенное на правовых началах, признает и осуществляет требования права во всех сферах общественной жизни, ограничивает свою деятельность в соответствии с правовыми установлениями. Если обобщить все основные критерии, выделяемые в науке при характеристике правового государства, то они сводятся к следующим:

1) господство права в общественной и политической жизни;

2) незыблемость естественных прав и свобод личности, их гарантиро-ванность и реальность осуществления;

3) взаимная ответственность государства и личности;

4) принцип разделения властей.

Государство вправе не только требовать от личности исполнения установленных законом обязанностей, но и само несет перед личностью определенные обязанности. В правовом государстве должны существовать возможности, позволяющие личности требовать от государства исполнения его обязанностей.

Список литературы

1. Арутюнян А.Ш. Свобода и правило большинства (постсоветские проблемы). // Конституционное и муниципальное право. 2007. №23.

2. Байтин М.И. О понятии государства. // Правоведение. 2002. №3.

3. Короткова О.И. Формирование правового государства и обеспечение верховенства закона. // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. №5.

4. Общая теория права. Под ред. Пиголкина А.С. М., 2004.

5. Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В.В. М., 2007.

6. Пьянов Н.А. Государственная власть и ее механизм.// Сибирский юридический вестник. 2001. №4.

7. Радько Т.Н. Теория государства и права: Учебное пособие. М., 2007.

8. Теория государства и права. Вып. 1. Под ред. Венгерова А.Б. М., 2003.

9. Тихомиров Ю.А. Правовое государство: модели и реальность. // Журнал российского права. 2011. №12.

10. Шайо А. Самоограничение власти (краткий курс конституционализма). М., 2001.

Покупка готовой работы
Тема: «Государство и его признаки»
Раздел: Государство и право
Тип: Курсовая работа
Страниц: 31
Цена: 290 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика