Дипломная работа
«Бердяев: судьба человека в современном мире»
- 59 страниц
ВВЕДЕНИЕ
1. ПРОБЛЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТ-ВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ
1.1 Личность и общество
1.2 Личность и религия
1.3 Личность и нация
1.4 Личность, право и мораль
2. СВОБОДА И НЕСВОБОДА ЧЕЛОВЕКА В РАМКАХ РАЗЛИЧНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ СИСТЕМ
2.1 Человек и мера его свободы
2.2 Степень свободы личности в социалистическом и буржуазном мире
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Россия первой половины ХХ века дала человечеству много ярких философских имен: Н. Бердяев и Л. Шестов, В. Розанов и Д. Мережков-ский, С. Булгаков и П. Флоренский, Г. Флоровский и Г. Федотов, В. Зеньковский и С. Франк, Ф. Степун и Г. Шпет, И. Ильин и Л. Карсавин. Несмотря на то, что революция, гражданская война и установление тоталитарного коммунистического режима прервали свободное развитие философской мысли, она, разумеется, не погибла: ее воздействие на последующее развитие русской культуры было колоссально. Не исчерпано оно и сегодня.
Традиции серебряного века русской культуры, религиозной и идеалистической философии были продолжены, прежде всего, вне пределов СССР, русским зарубежьем. Почти все оригинальные русские философы первой половины ХХ столетия оказались заграницей. Но русские мыслители и на Западе были услышаны не сразу. Из всей блестящей плеяды философов зарубежной России лишь Бердяев уже при жизни приобрел мировую славу. Другой известный мыслитель, Лев Шес-тов, который был не менее оригинальным и глубоким философом, чем Бердяев, хотя и не столь известным, писал в 1938 году: «Бердяев является несомненно первым из русских мыслителей, умевших заставить себя слушать не только у себя на Родине, но и в Европе. Его сочинения переведены на многие языки и везде встречали к себе самое сочувственное, даже восторженное отношение. Не будет преувеличением, если мы поставим его имя наряду с именами наиболее сейчас известных и значи-тельных философов – таких как Ясперс, Макс Шелер, Николай Гартман, Гейдеггер».
О Бердяеве и его философии написаны сотни книг и статей. Его уче-ние – многогранно, оно всегда вызывало споры: у него были не только почитатели и последователи, но и резкие критики, особенно среди современных ему русских философов. При этом в философских взглядах Бердяева прослеживается одна общая черта – направленность на человека и, в частности, анализ взаимодействия человека с современным миром. Вся философия Бердяева так или иначе проникнута темой решения человеческих проблем, и в этом смысле она антропологична. Одна из работ Бердяева так и называется: «Судьба человека в современном мире». Тема судьбы человека в современном мире и выбрана в качестве темы данной дипломной работы.
Исследования, затрагивающие тему антропологии Бердяева, можно разделить на несколько групп. Это: критические отклики современников (работы В.В. Иванова, Л. Шестова), осмысления русским зарубежьем (Г.П. Федотов, Н.О. Лосский, В.В. Зеньковский), зарубежные историко-философские исследования (А. Валлон), работы советских историков философии (А.А. Ермичев, В.А. Кувакин), статьи и монографии авторов культурного пространства СНГ постперестроечного периода (П.П. Гайденко, В.В. Моисеева).
Общей чертой всех указанных выше работ является то, что центральные выводы и идеи в них концентрируются в общих принципах философии Бердяева. Целью данной работы является анализ судьбы человека в современном мире с точки зрения Бердяева. Данная цель реализуется в следующих задачах:
• выявить основные аспекты личности по Бердяеву;
• проанализировать проблему взаимоотношения личности и различных общественных институтов: политики, религии, государства, мо-рали;
• изучить меру и способы свободы личности по Бердяеву;
• проанализировать взаимоотношения личности и государства в различных государственных и общественных системах.
Исследование осуществлено на основе анализа всего многообразия работ Бердяева. При проведении анализа и обобщения теоретического материала применялись методы сопоставления, структурно-функциональн-ого анализа, единства исторического и логического. Для реализации на-званных цели и задач предприняты следующие шаги. Во-первых, взгляды Бердяева на судьбу человека в современном мире проанализированы на основе тщательного изучения его работ, посвященных различным философским проблемам. Во-вторых, реконструкция исследуемых проблем произведена в контексте целостного философского мировоз-зрения Бердяева и выделения его ключевых характеристик.
Основной результат исследования заключается в целостной реконструкции взглядов Бердяева на судьбу человека в современном мире. Диплом включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Отличительной особенностью бердяевской философии человека является сознательно принимаемый парадоксализм, акцент на несовместимости основных определений человека. «Начало сверхчеловеческое есть конститутивный признак человеческого бытия . Самый факт существования человека есть разрыв в природном мире и свидетельствует о том, что природа не может быть самодостаточной и покоится на бытии сверхприродном. Как существо, принадлежащее к двум мирам и способное преодолевать себя, человек есть существо противоречивое и парадоксальное, совмещающее в себе полярные противоположности. С одинаковым правом можно сказать о человеке, что он существо высокое и низкое, слабое и сильное, свободное и рабье».
Личность для Бердяева – духовная категория, ее реализация означает восхождение от бессознательного через сознательное к сверхсознательному, божественному. Исток личности – не в плоти, а в духе. По мнению мыслителя, она имеет безусловный приоритет перед обществом. Личность осознает свое бытие как высший смысл мироздания, она больше и общества, и космоса. Бердяев убеждал читателя, что не лич-ность является частью общества, а наоборот, общество надо рассматривать как часть личности. Личность возникает как индивидуальное самосознание своего «я». Но любое «я» рано или поздно упирается в существование другого «я», которое становится для первой личности «ты».
Понятие личности отличается у Бердяева от понятия эмпирического человеческого существа, которое составляет, с одной стороны, часть природы, а с другой – элемент социального целого. Личность, пишет Бердяев, есть спиритуалистическая, а не естественная категория; она не часть какого-либо целого; она не часть общества, напротив, общество – только часть или аспект личности. Личность – не часть космоса, напротив, космос – часть человеческой личности. Личность – не субстанция, она – творческий акт, она неизменна в процессе изменения.
Философская позиция Бердяева чрезвычайно трудна для последова-тельного изложения. Его философия – личной духовный опыт мыслителя, извилистый и причудливый путь духовной эволюции. Но в течение доста-точно долгой жизни при частой смене объектов философствования, различных теоретических влияниях и воздействиях, постоянно неизменной оставалась главная установка мыслителя: в центре его построений всегда находился человек, личность, индивид. Каждая человеческая личность, согласно Бердяеву, есть нечто уникальное, единственное, неповторимое; она не может быть объяснена ни из какой другой реальности – будь то реальность природная или социальная, и не может быть к ней сведена. В этом смысле, философию Бердяева с полным правом можно назвать антропоцентрической и персоналистической. Возможно, именно поэтому философское наследие Бердяева столь близко современному человеку, «отстаивающему» свою самоценность и независимость в мире глобальных перемен.
Внутренней основой бердяевской философии являются мера свободы человеческой личности. Свобода определяет царство духа. Дуализм в его метафизике – это Бог и свобода. Свобода угодна Богу, но в то же время она – не от Бога. Существует «первичная», «несотворённая» свобода, над которой Бог не властен. Эта же свобода, нарушая «божественную иерархию бытия», порождает зло.
Богочеловеческие отношения неразрывно связаны с проблемой свободы: человеческая свобода имеет абсолютное значение, судьбы свободы в истории – это не только человеческая, но и божественная трагедия. Судьба «свободного человека» во времени и истории трагична. По Бердяеву, дух есть свобода, но и дух и свобода не безличны, они всецело принадлежат личности. Именно личность, а не безличный разум есть подлинный субъект творчества, подлинный творец культуры. Дух у человека – от Бога, но свобода, присущая духу, имеет не только божест-венное происхождение.
По Бердяеву – свобода личности основана на отсутствии каких бы то ни было запретов снаружи и ограничений изнутри; самоограничение для него – такая же несвобода, как и внешне положенный запрет. Общество, нация, государство не является личностями; человек как личность имеет большую ценность, чем они. При анализе узаконенной этики и узаконенного христианства Бердяев показывает, что они приспособлены к требованиям общественной повседневной жизни и поэтому полны условностей и ведут к лицемерию и деспотизму. Поэтому-то право человека и его долг защищать свою духовную свободу против государства и общества. Положения философии Бердяева близки к основным принципам французского экзистенциализма.
Социальные теории Бердяева тесно связаны с его религиозной философией. Человек выделился не только из природы; в период Возрождения и гуманизма он также отрешился и от Бога. Рассматривая природу как мертвый механизм, современный человек разработал позитивистскую науку и технику, которые поставили машины между человеком и природой. Мощность машины помогает человеку в его борьбе с природой, но в то же самое время она разрушает его; он начинает утрачивать свой индивидуальный образ. Человек, отвергнувший более высокий принцип и переставший стремиться к осуществлению в себе образа Бога, обречен быть рабом более низких элементов.
Бердяев довольно критично относится к государственным институтам в целом и различным общественным строям. Рассматривая общую из основных для Бердяева проблем – отношений между человеком и обществом – он отмечает, что социалистический строй, ставя проблему общества, не ставит столь же радикально проблему человека. Но при этом Бердяев также отрицательно относился к буржуазному принципу хозяйствования.
В качестве насущной задачи человеческого существования Бердяев называет попытку вернуть сознанию исходную «центровку», изначально присутствовавшую в европейской философии вплоть до конца средневеко-вья, а затем утраченную в ходе поворота к освоению природы и инструментально необходимому для этого субъект-обектному методу смысловой ориентации. Бердяев полагает, что возврат от «разорванного» (субъект-объектным разделением и противопоставлением) сознания к исходной целостности его существования возможен и необходим именно сейчас, когда обострился всесторонний кризис культуры, «замешанной» на секуляризации и сциентизме. Только в таком случае возможно остановить углубляющийся кризис, проявляющийся в том числе и в практически полной утрате культурой понимания этики как ключа самоидентификации.
1. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. – М.,1989.
2. Бердяев Н.А. О назначении человека. – М., 1993.
3. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. – М.,1994.
4. Бердяев: Н.А. pro et contra : Антология. – СПб., 1994.
5. Бердяев Н.А. Судьба человека в современном мире. – М., 1994.
6. Бердяев Н.А. Новое средневековье. – М., 2003.
7. Адюшкин В.Н. Социальная философия Н. Бердяева в свете перестройки. // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1991. №3.
8. Баландин Р. К. Ноосфера или техносфера // Вопросы философии. 2005. № 5.
9. Вадимов А. Вступительная статья к публикации фрагментов из книги Н. Бердяева «Самопознание» // Наше наследие. 1998. № 6.
10. Волкогонова О.Д. Бердяев – интеллектуальная философия. – М., 2007.
11. Галушкина Н. Тема творчества в философии Н.Бердяева и И. Ильина (сравнительный анализ). // Вопросы философии. 2001. №1.
12. Дмитриева Н.К., Моисеева А.П. Философ свободного духа (Н. Бердяев: жизнь и творчество). – М.: Высшая школа, 1993.
13. Додонов В.И. Бердяев о духовно-нравственном развитии личности. // Педагогика. 1994. №3.
14. Ермичев А.А. Три свободы Николая Бердяева. – М.,1990.
15. Гайденко П.П. Философия свободы Николая Бердяева. – М., 1996.
16. Ковалева Г.П. Теаантропокосмизм в философии Бердяева. // Вестник УрГУ. 2009. №3.
17. Королькова Е.А. Смысл аскезы в философии Бердяева. // Феномен удовольствия в культуре. Матер. междунар. науч. форума 6-9.04.2004 г. – СПб.: Центр изучения культуры, 2004.
18. Кувакин В.А. Критика экзистенциализма Н.А. Бердяева. – М.: 1976.
19. Кувакин В.А. Религиозная философия в России. – М., 1980.
20. Кувакин В.А. Мыслители России. – М.: РГО, 2006.
21. Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Наука, 1991.
22. Редлих Р. Философия духа Н. Бердяева. – М.: Наука, 1991.
23. Свинцов В. Свобода и несвобода: опыт сегодняшнего прочтения Н. Бердяева. // Наука и жизнь. 1992. №1.
24. Силантьева М.В. Философия Бердяева и этика секулярного общества: проблема обоснования морали в свете «нового средневековья». // Религия и нравственность в секулярном мире. Материалы научной конференции. 28-30 ноября 2001 года. Санкт-Петербург. СПб. Санкт-Петербургское философское общество. 2001.
25. Черный Ю.Ю. Философия пола и любви H.A. Бердяева – М.: Наука, 2004.
Тема: | «Бердяев: судьба человека в современном мире» | |
Раздел: | Философия | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 59 | |
Цена: | 2900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Развитие познавательного интереса к диалогу культур в дошкольном и младшем школьном возрасте
Курсовая работа:
Основные способы графических выделений (оформлений) в современных интернет-изданиях
Курсовая работа:
Образ человека в арабской культурной традиции
Курсовая работа:
Суверенитет государства в современных условиях
Дипломная работа:
Защита прав человека в условиях вооруженного конфликта