Курсовая работа

«Общение как предмет социально-психологического исследования»

  • 30 страниц(ы)
  • 2286 просмотров
  • 1 покупок
фото автора

Автор: prokopiev26

ВВЕДЕНИЕ….3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСАТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ….5

1.1Общение как предмет социальной психологии….5

1.2 Функции общения в межличностных отношениях….12

2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ….17

2.1 Программа и методика исследования…17

2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов….19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….26

ПРИЛОЖЕНИЯ….28

Взаимодействие человека с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.

Объективные отношения и связи неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношений, которые изучает социальная психология.

Основной путь исследования межличностного взаимодействия и

взаимодействия внутри группы – это углубленное изучение различных социальных факторов, а также взаимодействия людей, входящих в состав данной группы. Никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должного взаимопонимание.

Так, например, для того, чтобы учитель мог обучить чему-либо учеников, он должен вступить с ними в общение.

Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

Предметом моей курсовой работы является определение проблемы общения в социальной психологии. Целью работы: изучить проблему общения в социальной психологии. Задачи курсовой работы:

1. Провести теоретический анализ проблемы общения в зарубежной и отечественной психологии.

2. Изучить особенности коммуникативных и организаторских способностей подростков.

3. Исследовать особенности взаимодействия в группе.

При работе над курсовой работой я использовала методика КОС-1.

В процессе изучения своей темы были использованы книги по психологии

таких авторов как Б. П. Блонского, Г. М. Андреевой, Леоньева А. Н., А. В.

Петровского и др.

Для структурирования многочисленных результатов исследований по межличностному взаимодействию используется системный подход, элементами которого являются субъект, объект и процесс межличностного взаимодействия.

Цель исследования: изучить проблему общения в социальной психологии.

Задачи исследования:

1. Изучить особенности коммуникативных и организаторских способностей подростков с помощью методики КОС-1.

2. Исследовать особенности взаимодействия в группе.

3. По результатам исследования разработать практические рекомендации.

Исследования проводились в март 2006 г. В эксперименте принимали участие учащиеся ижевской средней школы № 62. Объектом исследования стали учащиеся 9 класса в количестве 14 человек (9 – девочек и 5-мальчиков). Средний возраст испытуемых – 15 лет.

Для достижения цели исследования нами была использована методика исследования коммуникативных и организаторских способностей (КОС-1).

Учащимся предлагалось ответить на 40 вопросов (См. Приложение №1). Если ответ положителен, то в соответствующей клетке бланка школьник должен был поставить «+», если отрицательный знак «-«.

С помощью дешифратора подсчитывалось количество совпадающий с дешифратором ответов по каждому разделу методики. (См. Приложение №2). После этого мы определили оценочный коэффициент (К) по формуле К=м/20, где м количество совпадающих с дешифратором ответов, 20 максимально возможное число совпадений.

Пользуясь оценочной шкалой, мы определили у школьников уровень коммуникативных и организаторских способностей. Испытуемый, получивший оценки 1, имеет крайне низкий уровень проявления организаторских или коммуникативных способностей. Испытуемый, получивший оценки 2, не стремится к общению, чувствует себя скованно в новой компании, предпочитает проводить время наедине с собой, ограничивает свои знакомства, испытывает трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируется в незнакомой ситуации, не отстаивает свое мнение, тяжело переживает обиды. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах он предпочитает избегать принятия самостоятельных решений. Испытуемый, получивший оценки 3, стремится к контактам с людьми, не ограничивает круг своих знакомств, отстаивает свое мнение, планирует свою работу. Однако потенциал этих склонностей не отличается высокой устойчивостью. Испытуемый, получивший оценки 4, не теряется в новой обстановке, быстро находит друзей, постоянно стремится расширить круг своих знакомств, занимается общественной деятельностью, помогает близким, друзьям, проявляет инициативу в общении, с удовольствием принимает участие в организации общественных мероприятий, способен принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Испытуемый, получивший оценки 5, активно стремится к организаторской и коммуникативной деятельности, испытывает в ней потребность. Быстро ориентируется в трудных ситуациях, непринужденно ведет себя в новом коллективе. В важном деле или создавшейся сложной ситуации предпочитает принимать самостоятельное решение, отстаивает свое мнение и добивается, чтобы оно было принято товарищами. Может внести оживление в незнакомую компанию, любит организовывать различные игры, мероприятия, настойчив в деятельности, которая его привлекает. Сам ищет такие дела, которые удовлетворяли бы его потребности в коммуникативной и организаторской деятельности. Методика констатирует лишь наличный уровень развития коммуникационных и организаторских склонностей в данный период развития личности. Они не останутся неизменными в процессе дальнейшего развития людей. При наличии мотивации, целеустремленности и надлежащих условий деятельности данные склонности могут развиваться.

Одной из важнейших проблем, рассматриваемых на станицах современной психолого-педагогической литературы, является проблема общения, и, в частности, проблема общения в деятельности педагога. Данный факт объясняется существенностью роли общения в жизнедеятельности людей в целом. Потребность в общении является фундаментальной для человека. Общение выступает неотъемлемым элементом бытия людей, является важнейшим условием полноценного формирования и развития личности. Решение проблемы общения является весьма специфичным в рамках отечественной социальной психологии. Сам термин «общение» не имеет точного аналога в традиционной социальной психологии не только потому, что не вполне эквивалентен обычно употребляемому английскому термину «коммуникация», но и потому, что содержание его может быть рассмотрено лишь в понятийном словаре особой психологической теории, а именно теории деятельности. Конечно, в структуре общения, которая будет рассмотрена ниже, могут быть выделены такие его стороны, которые описаны или исследованы в других системах социально-психологического знания. Однако суть проблемы, как она ставится в отечественной социальной психологии, принципиально отлична.

Оба ряда отношений человека - и общественные, и межличностные, раскрываются, реализуются именно в общении. Таким образом, корни общения - в самой материальной жизнедеятельности индивидов. Общение же и есть реализация всей системы отношений человека. Многообразные отношения человека не охватываются только межличностным контактом: положение человека за узкими рамками межличностных связей, в более широкой социальной системе, где его место определяется не ожиданиями взаимодействующих с ним индивидов, также требует определенного построения системы его связей, а этот процесс может быть реализован тоже только в общении. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов. Именно отсюда и вытекает существование общения одновременно и как реальности общественных отношений, и как реальности межличностных отношений.

Для изучения проблемы общения нами было проведено эмпирическое исследование. Анализ полученных данных исследования, направленного на выявление уровня коммуникативных способностей, показал следующие результаты: выявляются следующие уровни коммуникативных способностей: низкий 1 ученик (7%), ниже среднего 2 ученика (14,3%), средний 6 учеников (43%), высокий 2 ученика (14,3%), очень высокий 3 ученика (21,4%). Анализируя причины затруднения общения, можно сделать вывод, что часто причинами затруднений могут выступать индивидуально-психологические особенности общения, включающие интеллектуальные, волевые, личностные.

1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 2001.

2. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. — М., 1982.

3. Бодалев А. А. Личность и общение: Избранные труды. — М., 1999.

4. Брушлинский А. В., Поликарпове. А. Мышление и общение. — Минск, 2001.

5. Знаков В. В. Понимание в познании и общении / РАН. — М., 2004.

6. Кон И. С. Дружба: Этико-психологический очерк. — М., 1987.

7. Леонтьев А. А. Общение как объект психологического исследования // Методологические проблемы психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. — М., 2001.

8. Леонтьев А. А. Проблемы развития психики. — М. 2001.

9. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Отв. ред. Ю. Забродин. — М., 1989.

10. Обозов Н. Н. Межличностные отношения. — Л., 2005.

11. Панкратов В. Н. Уловки в спорах и их нейтрализация. — М., 2002.

12. Проблемы общения в психологии: Сборник статей / АН, Ин-т социологии.; Отв. ред. Б. Ф. Ломов. — М., 1999.

13. Парыгин Б. Д. Социальная психология как наука. Л., 1967.

14. Петровская Л. А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М., 2004.

15. Межличностное восприятие и понимание // Современная психология: Справочное Руководство / Под ред. В. Н. Дружинина. - М., 2003.

16. Резников Е. Н. Межличностные отношения // Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В. Н. Дружинина. - М., 2003.

17. Лунев П. А. Как стать хозяином положения. Анатомия эффективного общения. Руководство практического психолога / ИП РАН. — М., 2005.

18. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г. М. Андреевой и Н. Н. Богомоловой. М., 2004.

19. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1968.

20. Яковлев Б. Н. Отношения в трудовом коллективе. М., 1983.

Покупка готовой работы
Тема: «Общение как предмет социально-психологического исследования»
Раздел: Социология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 30
Цена: 300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика